Дроби в народно-сценическом танце
Дроби-один из самых распространенных элементов русского народного танца.
Дроби любимы народом, их исполняют с большим удовольствием парни и
девушки, мужчины и женщины. В них выражается удаль и нежность, они
показывают мастерство, ловкость и доносят тонкую музыкальность исполнителя,
его характер.
По исполнению дроби должны быть четкими, острыми, громкими, стучащ
ими, но они могут быть и тихими - журчащими. Чем мельче, бисернее удары в дробях и
замысловатее их ритмический рисунок, чем виртуознее исполнение, тем
интереснее дробь. Русская дробь очень разнообразна по своему исполнению.
Дроби исполняются в различных темпах и характерах. Это зависит как от техники
исполнения, так и от характера танца. Красота исполнения дробей - в их легкости.
Дроби очень разнообразны в ритмическом отношении. Они могут быть и простыми и очень сложными. Этому способствовало ритмическое богатство русских народны
песен и импровизационный талант народных мастеров - плясунов и плясуний,
сочинявших новые дроби. Порой исполнитель не только выстукивает ритмический
рисунок песни или музыки, сопровождающей танец, но и украшает, усложняет его
своим ритмическим орнаментом, импровизируя непосредственно в момент
исполнения. Русская дробь имеет наиболее сложный и разнообразный ритмический орнамент по сравнению с дробными движениями, исполняемыми в танцах других народов. В наши дни дроби еще больше усложнились. Они получили новые смелые
ритмические сочетания, особенно в профессиональных и самодеятельных
ансамблях.
Что же такое дробь? Это очень распространенное движение русского народного
танца, которое в своей основе состоит из сильных и резких ударов нога
ми в пол полной стопой, полупальцами и каблуком. Все удары сочетаются между собой в
различных комбинациях и ритмических рисунках. Они могут быть одинарными и
выполняться поочередно то правой, то левой ногой, двойными два удара одной
ногой и даже тройными по три удара одной ногой. Все зависит от технического
мастерства исполнителя, от его творческой фантазии.
Все эти удары могут исполняться на каждую четверть, на каждую восьмую, на
шестнадцатую и даже на тридцать вторую долю такта. На этой основе создается
огромное количество простых и сложных ритмических композиций и орнаментов,
разнообразных дробей. Все удары и выстукивания в дробях должны быть четкими,
ритмичными, легкими и короткими. В женской дроби удар должен быть более острым, а звук тише, нежели у мужчин и работающая нога поднимается не так высоко.
Дробь может сочиняться, и исполнятся на музыкальную фразу любой
длительности. Все дроби могут на месте, с продвижением вперед или назад, с поворотами. Дроби легко комбинируются со всеми элементами русского танца.
Существуют целые пляски, состоящие из одних дробей, которые так и называются
«Дробушечка», «Топтуша», «Дроботуха», «Топотуха», «Дробач», «Оттопы» и
другие.
Методика проучивания и исполнения сложных технических элементов в
народной хореографии.
1. Подготовительные движения к дробям
Прежде чем начинать исполнять различные дроби, необходимо усвоить
выполнение ударов всей стопой, полупальцами и каблуком, так как они являются
не только их составной частью, но и подготовкой к исполнению различных видов
дробей.
Притопы.
Сильный удар ногой в пол всей стопой называется притопом, иногда пристуком.
Притопы входят почти в любое дробное движение, они являются одной из
составных частей дроби.
Притоп можно исполнять из любого основного положения ног. Руки также могут
находиться в любом основном положении.
Музыкальный размер 2/4. Движение занимает
½ такта.
«И» - правая нога, сокращенная в подъеме, сгибаясь в колене, слегка
приподнимается над полом.
«Раз» - резкий удар всей стопой в пол. Ноги в коленях вытянуты.
«И» - пауза.
Бывают и другие виды притопов: с полуприседанием, с подскоком, с
одновременным притопом двумя ногами («печатка»). Все притопы могут
исполняться как на сильную, так и на слабую долю такта - синкопа.
Удары полупальцами.
Поочередные выстукивания полупальцами обеих ног на каждую четверть или
каждую восьмую в различных темпах дают возможность отрабатывать и
нарабатывать технику исполнения дробей. Удары выполняются как на сильную,
так и на слабую долю такта. Из одних ударов полупальцами можно составить интересные по рисунку и ритму движения.
Например «Переборы».
Исходное положение 3-я позиция ног, руки на поясе.
Музыкальный размер 2/4.
«И» - удар полупальцами правой ноги в пол в 3-й позиции.
«Раз» - перескок на правую ногу с акцентированным ударом полупальцами в пол.
Одновременно левая, сгибаясь в колене, слегка поднимается над полом с
сокращенным подъемом в свободном положении назад.
«И» - удар полупальцами левой ногой в пол в 3-й позиции сзади правой.
«Два» - перескок на левую ногу с акцентированным ударом полупальцами в пол.
Одновременно правая нога, сгибаясь в колене, слегка приподнимается вперед с
сокращенным подъемом в свободном положении.
«И» - пауза.
Это движение можно выполнять на месте, с продвижением в стороны и с
поворотом вокруг своей оси. Положение рук может меняться.
Удары каблуком.
Удары каблуком также являются составной частью дроби, хотя они могут быть в
танце и самостоятельным движением. Из одних ударов каблуком можно составить
интересные комбинации.
Например: поочередные удары каблуками на каждую четверть или восьмую долю
такта с небольшим продвижением вперед. Ноги с «сокращенными» стопами
находятся в 6-й позиции. Корпус наклонен вперед. Руки постепенно раскрываются
из положения «подбоченившись» в положение 2-й позиции. В движении
«переборы», описанном выше, вместо ударов полупальцами можно выполнять
удары каблуками