СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по исполнению дробей в русском танце

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические рекомендации для обучающихся 5-7 класса хореографии. Характер дроби, исполнение. Методиика проучивания сложные элементы в дробях.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по исполнению дробей в русском танце»

Дроби в народно-сценическом танце

Дроби-один из самых распространенных элементов русского народного танца.

Дроби любимы народом, их исполняют с большим удовольствием парни и

девушки, мужчины и женщины. В них выражается удаль и нежность, они

показывают мастерство, ловкость и доносят тонкую музыкальность исполнителя,

его характер.

По исполнению дроби должны быть четкими, острыми, громкими, стучащ

ими, но они могут быть и тихими - журчащими. Чем мельче, бисернее удары в дробях и

замысловатее их ритмический рисунок, чем виртуознее исполнение, тем

интереснее дробь. Русская дробь очень разнообразна по своему исполнению.

Дроби исполняются в различных темпах и характерах. Это зависит как от техники

исполнения, так и от характера танца. Красота исполнения дробей - в их легкости.

Дроби очень разнообразны в ритмическом отношении. Они могут быть и простыми и очень сложными. Этому способствовало ритмическое богатство русских народны

песен и импровизационный талант народных мастеров - плясунов и плясуний,

сочинявших новые дроби. Порой исполнитель не только выстукивает ритмический

рисунок песни или музыки, сопровождающей танец, но и украшает, усложняет его

своим ритмическим орнаментом, импровизируя непосредственно в момент

исполнения. Русская дробь имеет наиболее сложный и разнообразный ритмический орнамент по сравнению с дробными движениями, исполняемыми в танцах других народов. В наши дни дроби еще больше усложнились. Они получили новые смелые

ритмические сочетания, особенно в профессиональных и самодеятельных

ансамблях.

Что же такое дробь? Это очень распространенное движение русского народного

танца, которое в своей основе состоит из сильных и резких ударов нога

ми в пол полной стопой, полупальцами и каблуком. Все удары сочетаются между собой в

различных комбинациях и ритмических рисунках. Они могут быть одинарными и

выполняться поочередно то правой, то левой ногой, двойными два удара одной

ногой и даже тройными по три удара одной ногой. Все зависит от технического

мастерства исполнителя, от его творческой фантазии.

Все эти удары могут исполняться на каждую четверть, на каждую восьмую, на

шестнадцатую и даже на тридцать вторую долю такта. На этой основе создается

огромное количество простых и сложных ритмических композиций и орнаментов,

разнообразных дробей. Все удары и выстукивания в дробях должны быть четкими,

ритмичными, легкими и короткими. В женской дроби удар должен быть более острым, а звук тише, нежели у мужчин и работающая нога поднимается не так высоко.

Дробь может сочиняться, и исполнятся на музыкальную фразу любой

длительности. Все дроби могут на месте, с продвижением вперед или назад, с поворотами. Дроби легко комбинируются со всеми элементами русского танца.

Существуют целые пляски, состоящие из одних дробей, которые так и называются

«Дробушечка», «Топтуша», «Дроботуха», «Топотуха», «Дробач», «Оттопы» и

другие.


Методика проучивания и исполнения сложных технических элементов в

народной хореографии.


1. Подготовительные движения к дробям

Прежде чем начинать исполнять различные дроби, необходимо усвоить

выполнение ударов всей стопой, полупальцами и каблуком, так как они являются

не только их составной частью, но и подготовкой к исполнению различных видов

дробей.

Притопы.

Сильный удар ногой в пол всей стопой называется притопом, иногда пристуком.

Притопы входят почти в любое дробное движение, они являются одной из

составных частей дроби.

Притоп можно исполнять из любого основного положения ног. Руки также могут

находиться в любом основном положении.

Музыкальный размер 2/4. Движение занимает

½ такта.

«И» - правая нога, сокращенная в подъеме, сгибаясь в колене, слегка

приподнимается над полом.

«Раз» - резкий удар всей стопой в пол. Ноги в коленях вытянуты.

«И» - пауза.


Бывают и другие виды притопов: с полуприседанием, с подскоком, с

одновременным притопом двумя ногами («печатка»). Все притопы могут

исполняться как на сильную, так и на слабую долю такта - синкопа.


Удары полупальцами.

Поочередные выстукивания полупальцами обеих ног на каждую четверть или

каждую восьмую в различных темпах дают возможность отрабатывать и

нарабатывать технику исполнения дробей. Удары выполняются как на сильную,

так и на слабую долю такта. Из одних ударов полупальцами можно составить интересные по рисунку и ритму движения.

Например «Переборы».

Исходное положение 3-я позиция ног, руки на поясе.

Музыкальный размер 2/4.

«И» - удар полупальцами правой ноги в пол в 3-й позиции.

«Раз» - перескок на правую ногу с акцентированным ударом полупальцами в пол.

Одновременно левая, сгибаясь в колене, слегка поднимается над полом с

сокращенным подъемом в свободном положении назад.

«И» - удар полупальцами левой ногой в пол в 3-й позиции сзади правой.

«Два» - перескок на левую ногу с акцентированным ударом полупальцами в пол.

Одновременно правая нога, сгибаясь в колене, слегка приподнимается вперед с

сокращенным подъемом в свободном положении.

«И» - пауза.

Это движение можно выполнять на месте, с продвижением в стороны и с

поворотом вокруг своей оси. Положение рук может меняться.


Удары каблуком.

Удары каблуком также являются составной частью дроби, хотя они могут быть в

танце и самостоятельным движением. Из одних ударов каблуком можно составить

интересные комбинации.

Например: поочередные удары каблуками на каждую четверть или восьмую долю

такта с небольшим продвижением вперед. Ноги с «сокращенными» стопами

находятся в 6-й позиции. Корпус наклонен вперед. Руки постепенно раскрываются

из положения «подбоченившись» в положение 2-й позиции. В движении

«переборы», описанном выше, вместо ударов полупальцами можно выполнять

удары каблуками