СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по использованию методов и технологий формирования рефлексивных умений на уроках английского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические материалы

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по использованию методов и технологий формирования рефлексивных умений на уроках английского языка.»

Методические рекомендации по использованию методов и технологий формирования рефлексивных умений на уроках гуманитарного цикла


Обновление содержания образования – одна из главных задач современного общего образования в России. Наряду с предметными знаниями ставится вопрос о формировании универсальных способов мышления и деятельности учащихся. Эти умения позволили бы выпускникам школ быть успешными в самоопределении, находить себя в профессиональной сфере и целенаправленно строить жизненные планы.

И конечно, рефлексивные умения занимают здесь особое место. В процессе обучения весьма важно научится получать не готовые знания, а самому находить пути решения проблемных задач. А для этого в учебной деятельности должно быть место, время и специально организованные процедуры по формированию таких умений. Сейчас главной задачей учащегося является усвоение нового предметного материала, нет задачи на саморазвитие.

Со своими навыкам ребенок обращается стихийно, чаще всего в проблемных ситуациях, и, оказавшись один на один с проблемой не всегда решает ее продуктивно. Он один не видит своих ресурсов, а порой «приписывает» себе то, чего на самом деле нет. Рефлексия для ученика не является средством освоения содержания образования в настоящее время, потому что не дана ему, как инструмент.

Учащийся нуждается в рефлексивных умениях не только для успешного учения. Практически в любой жизненной ситуации, успешность нашего действования во многом, (если не в основном), связана с нашим умением понимать ситуацию взаимодействия и себя в ней. Поэтому уровень развития рефлексивных умений существенно определяет качество нашей повседневной, личной жизни.

Таким образом, рефлексивные умения должны быть целью образования, одним из главных компонентов содержания образования.

Принципиально меняется и содержание нашей деятельности на уроке. Педагог не столько объясняет предметный материал, сколько запускает определённые процессы в учебной группе, создаёт и отслеживает ситуации взаимодействия между учащимися, планирует с каждым учащимся его деятельность, организует коммуникацию, является организатором ситуативной и плановой (регулярной) рефлексии.

Ученик может осваивать программу формирования рефлексивных умений, только активно действуя в конкретной ситуации, а затем осознавать свои действия. То есть рефлексия каждого учащегося становится необходимой составляющей процесса образования и особым средством освоения программы, поскольку лишь выходя в рефлексивную позицию, учащийся может осознать, что ему недостаёт для успешного действования в ситуации, а чему он уже научился. Это может быть рефлексия двух видов: ситуативная, организованная прямо в учебной деятельности, и регулярная, плановая рефлексия в постоянной группе, где обсуждаются образовательные дефициты, потребности каждого ребёнка и оформляются его образовательные задачи.

Учитель организует рефлексивную ситуацию, а учащийся с помощью учителя анализирует действия, приемы, техники, которые использовал в ситуации (успеха или неудачи). И совместно с учителем находит возможные действия по выходу из сложившейся ситуации или пониманию, какие его качества и действия позволили ему быть успешным.

Для успешной организации учебной деятельности учителю нужно обладать в первую очередь не знаниями по нашему предмету, а техниками организации понимания и выведения в рефлексивную позицию. Для того чтобы видеть ситуацию и организовать ситуативную рефлексию, учителю необходимы разные игротехнические средства, прежде всего, он должен обладать приемами проблематизации и схематизации (процесса, ситуации, содержания текста).

Организация рефлексии на уроке каждый день обязательна. Она способствует повышению мотивации учащихся. А учебная мотивация - залог повышения качества образования. Умение рефлексировать пригодится учащемуся не только в процессе учебной деятельности, но и в течение всей жизни.

Организуя рефлексивную работу, мы способствуем развитию у детей умения размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализом условий и результатов собственной деятельности. Рефлексия работает на формирование учебной мотивации.


Алгоритм действий учителя по организации рефлексивного действия учащихся

Для того чтобы ученик попадал в рефлексивное пространство, мы учителя должны:

- планировать и организовывать мыслительные остановки учебной деятельности;

- определять и менять позиции ученика (выводить из мыследействования в другую позицию);

- давать возможность ученикам объективировать ситуацию и безоценночно описать способы действий, нормы действования;

- совместно с учениками обобщать объективное содержание, для того, чтобы учащиеся смогли самостоятельно оперировать полученными знаниями.

Всё это позволит ученикам оформить полученные знания и смыслы во внешнее отношение к самому себе, к своему действию и к ситуации в целом. И как следствие, учениками создаются «собственные» приемы, правила, нормы действования, которые реализуются в собственных учебных действиях.

Начало формы




Смысл данной методики заключается в том, чтобы учащийся смог “спроектировать”  полученные знания на свой внутренний мир, задача учителя - воспитать мышление, предусматривающее смещение акцентов  в усвоении знаний с увеличения объема информации на выработку личностного отношения к  знаниям,  критическое их осмысление. Поэтому на своих уроках мы учим выделять главное, планировать собственную деятельность, анализировать, оценивать.

1. Работа над темой урока. Возможные варианты

  • Начиная новую тему (а также продолжая или завершая ее), учитель фиксирует ее формулировку на доске, а учащиеся выделяют главное, ключевое понятие и объясняют, почему именно это понятие является таковым.

  • Заголовок урока может содержать в себе скрытый план изучения темы. В таком случае учащиеся сначала с помощью учителя, а потом и самостоятельно, выделяют ключевые понятия, определяют порядок и направленность учебной работы над темой.

  • На основе формулировки темы учащимся предлагается самостоятельно вычленить ведущую проблему урока, объяснить заложенное в названии противоречие и самим выбрать способы её решения.

  • Формулирование учащимися темы в конце урока с последующим прогнозированием собственной и коллективной деятельности.

2. Анализ монологического ответа учащегося (эта методика очень актуальна и важна на наших уроках, т.к. подобное задание есть в устной части экзамена по английскому языку)

  • Дан ли ответ на поставленный вопрос? (Полный или неполный, правильный или неправильный)

  • Выдержана ли структура ответа? (Вступление, основная часть, заключение)

  • Наличие аргументов (факты, цитаты, источники, аналогии и т.д.)

  • Логика ответа

  • Грамотность речи

  • Что ты посоветуешь однокласснику?

3. Подведение итогов урока (рефлексия в конце урока может быть как традиционной, так и творческой: Над чем работали? Как думали? Что нового узнали? Что получилось? Что не получилось? Над чем нужно работать?

Работая над проблемой, мы по-разному отнеслись к методическим приёмам, используемым на наших уроках.

  • Метод символического видения. Заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом.

  • Метод «Если бы…». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдёт, если что-то изменится.

  • Метод «ключевых слов». Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом.

  • Метод конструирования вопросов. Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту.

  • Приём «Чтение с пометками»

  • Приём «Закончи предложение»

  • Приём «Панель». Цель: дать возможность всем желающим высказать свою точку зрения, создать условия для возникновения вопросов, разных способов решения той или иной задачи.

Особое внимание мы уделяем  проектным работам учащихся, поскольку они способствуют раскрытию интеллектуальных и творческих возможностей детей: отражают эмоциональное восприятие, формируют мышление, умение размышлять, развивают потребность в самовыражении. Творчество заложено в детях самой природой: они любят выдумывать, фантазировать, перевоплощаться. Творческое самовыражение на уроках может происходить и при помощи рисунков.


При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

Подробнее остановимся на каждом виде рефлексии.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального

контакта с группой и в конце деятельности.

Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать изображение, которое соответствует их настроению.

Интересен также и прием с различными цветовыми изображениями. Учащиеся показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

Чтобы разнообразить свой урок и закончить его на наиболее высоком эмоциональном уровне, то можно использовать еще один вариант - эмоционально-художественную рефлексию: учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа.

Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Учащиеся могут оценить не только настроение, но и свое эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления, если мы их стараемся использовать на каждом уроке или по завершении темы или курса. В помощь учащимся для высказывания можно предложить опорный конспект (ключевые фразы), которые также способствует повторению и расширению лексического и грамматического материала.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.

В данном типе рефлексии можно использовать следующие приемы:

1) на своих уроках мы часто используем прием незаконченного предложения (тезиса): Today on the lesson I have known …found out... learnt... remembered...

При изучении различных тем мы используем следующие варианты незаконченных фраз, связанных непосредственно с тематикой урока.

2) прием «Выбор афоризма». Для включения учащихся в урок учитель предлагает 2-3 высказывания выдающихся людей. Их можно использовать в качестве фонетической и речевой зарядки. Затем учащиеся выбирают высказывание, которое им больше понравилось и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам. Учащиеся выбирают то высказывание, которое соответствует теме урока, обосновывая свой выбор. Использование афоризмов делает речь учащихся более яркой, образной, насыщенной. Нельзя не учитывать и нравственный аспект данной работы.

3) прием «Синквейн». На своих уроках английского языка мы используем инновационную технологию «Синквейн».
Цель данной технологии: добиться более глубокого осмысления изученной темы. На наш взгляд, он помогает закрепить лексику по определенной теме, выяснить, насколько ученики поняли тему, их отношение к изучаемой проблеме.

Синквейн — приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Синквейн обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу), позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом, получается у всех.

Рефлексия деятельности дает возможность осмыслить способы и приемы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приемов. Этот вид рефлексии наиболее приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебную деятельность, ориентируясь на личность каждого ученика.



В заключение скажем, что такая система работы позволяет создать условия, побуждающие детей  к деятельности через востребованность их знаний, способствует развитию критического мышления: анализа, обобщения, прогнозирования, самооценки.
Использование рефлексивных методов и приёмов способствует формированию творческого самостоятельного мышления, развивают воображение и творческие способности, способствуют раскрытию интеллектуальных и духовных возможностей детей.