СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по написанию рабочей программы в ДШИ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методических рекомендациях приведена структура написания рабочих программ, сделаны пояснения по каждому пункту.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по написанию рабочей программы в ДШИ»

Методические рекомендации по написанию рабочей программы в детских школах искусств


Составитель: методист И.В. Павленко


Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа Учреждения - документ, отражающий концепцию педагога в соответствии с условиями, методами и технологиями достижения запланированных результатов; модель учебного курса, отражающая процесс взаимодействия педагога и ребенка, обоснование содержания и технологии передачи образования; программа, расширяющая одну из областей основного образования; индивидуальный образовательный маршрут ребенка, при прохождении которого он выйдет на определенный уровень образованности; составная часть образовательной программы Учреждения, позволяющая обучающемуся самоопределиться и реализовать себя в данном направлении деятельности.

Классификация дополнительных общеразвивающих программ:

Рабочая программа - примерная рабочая программа учебных предметов (дисциплин), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Модифицированная программа – программа, изменяемая с учетом особенностей организации, формирования разновозрастных и разноуровневых групп обучающихся, режимом и временными параметрами осуществления деятельности, нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся (например, в форме концерта, выставки, выступления на соревнованиях, конкурсах, конференциях и др.), но не отрицаются и количественные показатели знаний, умений и навыков; коррективы вносятся в программу педагогом и не затрагивают основ традиционной структуры занятий и концептуальных аспектов образовательного процесса.

Адаптированная программа - общеразвивающая программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Авторская программа – форма, полностью написанная педагогом или коллективом педагогов, которая содержит предложения по решению проблемы образования, обязательно отличается новизной, актуальностью; содержит гипотезу и концептуальное обоснование: цель, задачи и ожидаемые результаты; способы диагностики результатов на промежуточных и конечных этапах, разработанные по логике замысла учебно-тематического плана с кратким описанием занятий, характера заданий, форм организации образовательной деятельности; описание методики, способов и средств достижения программной цели, обеспечение ресурсами (материально-техническими, кадровыми и пр.) и средствами обучения.

Структура дополнительной общеразвивающей программы

Структура Программы выглядит следующим образом:

- Титульный лист.

- Оглавление – для программ 2-х и более лет обучения при значительном объеме, свыше 30 страниц текста.

- Пояснительная записка.

- Учебно-тематический план.

- Содержание программы.

- Методическое обеспечение программы.

- Список литературы.


Требования к содержанию и оформлению дополнительной общеразвивающей программы.

1. Титульный лист.

Титульный лист оформляется в виде обложки и включает:

- наименование образовательного учреждения;

- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

- название дополнительной образовательной программы (статус программы);

- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

- срок реализации дополнительной образовательной программы;

- Ф.И.О. автора (разработчика, составителя), должность; для рабочей программы – Ф.И.О. педагога, реализующего программу;

- название города, населенного пункта;

- год разработки дополнительной образовательной программы.

2. Пояснительная записка включает:

1). Характеристику учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

2). Направленность дополнительной общеразвивающей программы: музыкальное искусство, хореографическое искусство, художественная направленность.

3). Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

4). Цель и задачи программы.

Цель – предполагаемый результат образовательного процесса. Формулировка цели должна быт краткой, лаконичной, отражать представление о результате освоения данной программы, должна быть реально достижимой с возможностью оценки степени ее достижения, соответствовать возрастным особенностям обучающихся.

Задача – это, что требует выполнения, разрешения. Задачи обучения должны раскрывать способы и пути достижения цели. Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы:

- обучающие задачи (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.);

- воспитательные (формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.);

- развивающие (развитие личностных свойств – самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии);

Формулирование задач также не должно быть абстрактным; задачи должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.

5). Отличительные особенности дополнительной программы от уже существующих аналогичных программ; программ, взятых за основу при разработке.

- Вид программы (рабочая, модифицированная, авторская).

- Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа.

- Ключевые понятия, которыми оперирует автор.

- Этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь.

6). Адресность программы:

- для какой категории обучающихся предназначена программа, степень предварительной подготовки и уровень базового образования; наличие способностей, физическое здоровье и т.д.;

- какому возрасту обучающихся адресована программа (диапазон от начала и до конца обучения), краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

- наполняемость групп;

- предполагаемый состав группы.

7). Срок реализации программы – указывается объем учебного времени, предусмотренный учебным планом Учреждения на реализацию учебного предмета.

8). Формы и режим занятий - указывается общее количество часов в год, количество часов и занятий в неделю, периодичность занятий).

9). Ожидаемые результаты – это достижение цели и выполнение тех задач, которые поставлены в образовательной программе.

В этой части пояснительной записки необходимо:

- сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. что он должен знать и уметь);

- перечислить качества личности, которые могут быть развиты у детей в результате занятий;

- описать систему отслеживания и оценивания результатов обучения детей по данной программе: способы учета знаний, умений, возможные способы оценки личностных качеств обучающихся; в качестве таковых могут использоваться тесты, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т.д.)

10). Формы, методы контроля результативности обучения, система оценок (мониторинг образовательной деятельности). В данном пункте прописывается аттестация: цели, виды, форма, сроки, содержание. Критерии оценки по аттестации.

11). Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы – в пункте описывается форма выпускного экзамена: основные требования к выпускнику, программа; форма итогового контрольного урока, академического концерта и др.

3. Учебно-тематический план.

Учебно-тематический план раскрывает последовательность тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них, соотношение времени теоретических и практических занятий. Продолжительность обучения по программе определяет педагог самостоятельно. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени.

Учебно-тематический план составляется для каждого года обучения, оформляется в виде таблицы:

№ п/п

Название тем, разделов


Количество часов




Теоретические

Практические

Итого



занятия

занятия








ВСЕГО:




Формула расчета годового количества часов: количество часов неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 34-35 недель. Расчет объема учебного времени производится согласно СанПин 2.4.4.3172-1414 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»).

4. Содержание программы.

Содержание программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Раскрывать содержание тем следует в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описать тему означает:

- указать название темы;

- перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы;

- указать, в каких формах организуется образовательный процесс (теоретических, практических).

Содержание следует излагать в виде констатации вопросов, выносимых на обсуждение. Изложение ведется в именительном падеже. Обычно первая тема – введение в программу.

Отдельными пунктами в содержание программы прописываются:

1). Сведения о затратах учебного времени (сколько часов отводится на предмет в каждом классе по учебному плану).

2). Годовые требования по классам

3). Модель выпускника (знания, умения).

5. Методическое обеспечение программы.

В этом разделе программы следует дать:

1). Краткое описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых; практических и теоретических; конкретных форм занятий (игра, беседа, поход, экспедиция, экскурсия, конференция и т.п.). Желательно пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм занятий.

2). Описание основных методов организации учебно-воспитательного процесса.

3). Перечень дидактических материалов.

4). Краткую характеристику средств, необходимых для реализации программы (кадровых, материально-технических). Говоря о кадрах, целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора.

Раздел «Кадровое обеспечение реализации программы» не является обязательным и составляется для интегрированных и комплексных программ, а также, если для реализации программы необходимы педагоги дополнительного образования разных направлений или другие специалисты: концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик и т.п. В этом случае следует указать направления работы, должности и обязанности специалистов, требования к их образованию и квалификации.

Характеризуя материально-технические условия, необходимо дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся).

6. Список литературы.

Должно быть приведено два списка:

1). Список методической литературы - литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса.

2). Список учебной литературы - литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе.

Список литературы должен включать научную литературу по общей педагогике, методике воспитания, общей и возрастной психологии, дидактике, теории и истории выбранного вида деятельности, статьи периодической печати.

Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется. Библиографическое описание издания проводится в соответствии с ГОСТ 7.0.5.-2008: автор (Фамилия, И.О.). Заглавие: сведения, относящиеся к заглавию/ сведения об ответственности (авторы); последующие сведения об ответственности (редакторы, переводчики, коллективы). – Сведения об издании (информация о переиздании, номер издания).

Библиографическое описание электронного ресурса, размещённого в Интернете, включает интернет-адрес сайта или конкретной страницы (URL) и дата обращения к данному сайту (поскольку содержание интернет-сайтов может со временем изменяться).

Оформление

Текст дополнительной образовательной программы набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, 14 (12 шрифт допустим в таблицах), одинарный межстрочный интервал, выравнивание по ширине, абзац 1,25см. Поля: левое – 3 см, правое – 1см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. Листы формата А4; ориентация – книжная. Таблицы выполняются в книжном или альбомном формате и должны быть отделены от предыдущего и последующего текста одним интервалом. Каждый структурный элемент продолжается по тексту с интервалом в одну строку. Титульный лист считается первым, но не нумеруется.

9