СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по написанию сочинения на литературную тему

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые студенты! После изучения драмы А. Н. Островского «Гроза» вам предстоит написать сочинение на литературную тему. Для выполнения этой работы вам предлагаются следующие темы:

1.Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ.

2.Почему неизбежен конфликт между Катериной и Кабанихой?

3.Нравственные уроки «Грозы» А. Н. Островского.

Общее для всех тем: образ главной героини драмы Катерины как воплощение  лучших качеств женской натуры.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по написанию сочинения на литературную тему»

Методические рекомендации по написанию сочинения на литературную тему

(для студентов, осваивающих профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования)


Дурницына М.А.

Почетный работник общего образования РФ,

преподаватель русского языка и литературы

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»


Сочинение – один из самых сложных этапов в обучении: в сущности, это уникальный жанр, сочетающий элементы литературно-критического эссе и историко-литературной статьи. Данные рекомендации предназначены для самостоятельной подготовки обучающихся к написанию сочинения на литературную тему.

Пристальное внимание к этой форме работы определено тем, что сочинение – один из обязательных и сложных экзаменов получения литературного образования.

Методические рекомендации по написанию сочинения на литературную тему содержат указания как по структуре сочинения, так и литературоведческие материалы.

Уважаемые студенты! После изучения драмы А. Н. Островского «Гроза» вам предстоит написать сочинение на литературную тему. Для выполнения этой работы вам предлагаются следующие темы:

1.Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ.

2.Почему неизбежен конфликт между Катериной и Кабанихой?

3.Нравственные уроки «Грозы» А. Н. Островского.

Общее для всех тем: образ главной героини драмы Катерины как воплощение лучших качеств женской натуры.

Цели:

- написание сочинения на литературную тему;

- демонстрация знания художественного произведения;

- формирование умения свободно выражать свои мысли в письменной форме

В результате выполнения работы обучающиеся должны знать:

- содержание изученного литературного произведения;

- основные факты жизни и творчества писателя - драматурга А. Н. Островского;

- основные закономерности историко-литературного процесса середины ХIХ века.

В результате выполнения работы обучающиеся должны уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- выявлять авторскую позицию;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

Приступая к написанию сочинения, необходимо внимательно прочитать тему сочинения, определить круг проблем, которые надо раскрыть в работе, определить место произведения в русской классической литературе, позицию автора, сформулировать свое собственной мнение. Минимальный объём сочинения − 550 слов. Если в сочинении менее 550 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу вы получите неудовлетворительную оценку. Сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается копирование сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника. Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объема вашего собственного текста. В рамках заявленной темы необходимо сформулировать свою позицию и аргументировать её, продумать композицию сочинения. Традиционно сочинение состоит из трех неравных частей: вступления, основной части, заключения. Во вступлении целесообразно обозначить основной круг проблем, который предполагает заданная тема; в заключении–сделать выводы из написанного. Набрасывая главные темы основной части, нужно определить для себя те наиболее важные вопросы, которые вы затронете в своей работе.

Уважаемые студенты!

Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Рекомендуем сначала использовать черновик, и только после проверки написанного перенести сочинение в чистовик. Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме, аргументированное привлечение литературных и литературно – критических ссылок, демонстрация собственного мнения, а также грамотное выполнение письменной работы.

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ:

I.Вступление.

А.Н. Островский – основоположник русского драматического театра.

История создания драмы «Гроза».

Переход к основной части:

Образ Катерины - наиболее сложный  из всех образов « Грозы».

-Какие мысли и чувства у вас появились после прочтения драмы «Гроза»? 

-Как драматург знакомит зрителя и читателя с героиней?

II. Основная часть.

Почему неизбежен конфликт между Катериной и Кабанихой?

/Называется точно так же, как тема сочинения/

2.1 Характеристика персонажа:

- внешность, речь героини;

- воспитание, жизнь в родительском доме;

- отличительные черты характера;

- отношение к окружающим людям;

- жизненные принципы, трагизм положения после замужества / мечтательная, верующая, стремилась полюбить Тихона, создать семью, найти свое счастье в любви к своему мужу, не может жить со своим грехом, покаяние, не в силах существовать в мире, где люди не летают, как птицы/;

2.2 Конфликт неизбежен.

III.Заключение.

Каково ваше впечатление о главной героине драмы?

Протест Катерины – это слабость или решительный шаг против устоев «темного царства»?

ЛИТЕРАТУРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К СОЧИНЕНИЮ.

Образ Катерины - наиболее сложный  из всех образов « Грозы».

-Какие мысли и чувства у вас появились после прочтения драмы «Гроза»? 

-Каково ваше впечатление о главной героине драмы?

-Как драматург знакомит зрителя и читателя с героиней?

Примерный ответ:

Впервые Катерина появляется на сцене в пятом явлении 1-го действия. Она в окружении всего семейства. Кабанова упрекает сына в том, что он не любит мать, как прежде, с тех пор как женился. Тихон старается оправдаться, и делает он это как-то  жалобно, плаксивым тоном и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на  «вы». И как говорит о том же Катерина, возражая на упреки!? С достоинством, просто и  искренне. Обращается  к Кабановой на «ты» ( как к равной). Островский  подчеркивает стремление Катерины к ясным, доброжелательным человеческим отношениям. Она не хочет никому угождать, она хочет любить свекровь и мужа и быть любимой ими.  Она защищает человеческое достоинство, говоря почтительно, но твердо: « Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?» ; « Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»  Оскорбленная, она умолкает,  но и в ее молчании слышится укор.

Мы сразу же ощущаем, что Катерина - не  чета Тихону, что она и Кабанова( свекровь) враждебны друг другу, что это люди разного склада. Посмотрим, как в дальнейшем проявляются жизненные идеалы, мечты, устремления Катерины.

Катерина произносит: « Отчего люди не летают!» Как вы думаете, почему в пьесе неоднократно повторяется образ птицы?

Примерный ответ: Наверное, потому, что в народной поэзии - это символ воли.  Образ птицы помогает понять главное в характере Катерины: она вольная душа, стремится к свободе.

Но автор этим еще и указывает на народные истоки характера Катерины.  В сознании Катерины оживают древние языческие мифы,  шевелятся глубинные пласты славянской культуры. Дело в том, что в народных песнях женщина, тоскующая на чужой стороне в нелюбимой семье, часто оборачивается кукушкой, прилетает в сад к любимой матушке, жалуется ей на лихую долю.  Вспомним плач Ярославны в « Слове о полку Игореве»: «Полечу я кукушкой по Дунаю…»

- Как жила Катерина в родительском доме? Что ей было дорого  в родительском гнезде?

Примерный ответ: Катерина жила в родительском доме « точно птичка на воле». Ей была дорога настоящая  любовь родителей, любовь, которой нет в семье Кабановой: « Маменька во мне души не чаяла». Радость  Катерине  доставляло и общение с природой,  поэзию приносила и религия. Катерина до смерти  любила в церковь ходить! Для нее это точно рай. « Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу». Катерина молится утреннему солнцу, так как славяне считали Восток страною всемогущих плодоносных сил. Еще до прихода на Русь христианства  они представляли рай чудесным неувядаемым садом во владениях Бога Света.  Туда, на Восток ,  улетали все праведные души, обращаясь после смерти в бабочек или легкокрылых птиц.

Это еще раз указывает на народные истоки характера Катерины.  Вольнолюбивые  порывы  Катерины даже  в детских ее воспоминаниях не стихийны: «  Такая  уж я  зародилась горячая!  Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и  отпихнула ее от берега».

Издревле славяне поклонялись  рекам, верили, что все они текут в конец света белого, туда, где солнце из моря «подымается», в страну правды и добра. Вдоль по Волге , в долбленной лодочке пускали костромичи солнечного бога Ярилу, провожали в  обетованную  страну теплых вод. Так что  порыв маленькой Катерины  искать защиту у Волги - это уход от неправды  и зла в страну света и добра, это неприятие « напраслины» с раннего детства и готовность оставить мир, если все в нем ей   « опостынет».   Ощущение божественных сил неотделимо у Катерины от сил природы. Вот и молится  Катерина заре утренней, солнцу красному, видя в них и  очи Божии. А в  минуту отчаяния обращается к «ветрам буйным», чтобы донесли они до любимого ее « грусть,  тоску - печаль».

Говорить о народных истоках характера Катерины необходимо, чтобы понять ее жизненные силы и мощи ее характера.

-В чем же сила характера Катерины?  

Примерный ответ: Сила характера в том, что Катерина - цельная, сильная натура, и терпит она  лишь до поры до времени. ( д.2 ; явл. 2.)  Среди жертв « темного царства» Катерина выделяется открытым характером, смелостью, прямотой ( см. д.2; явл. 2).  

Катерина способна к настоящей человеческой любви.  Она вышла замуж за Тихона только лишь  потому, что  ей сказали нужно выходить.  Поэтому  никакого настоящего чувства любви к мужу у Катерины не было. Она сама, не сознавая, признается в том, что не любит Тихона и лишь последними усилиями пытается заставить себя относиться к ней,  как требует, по ее понятиям, долг жены. «Я буду любить мужа».

- Почему именно Бориса полюбила Катерина? 

Примерный ответ: «К  Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится; что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность в любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни и желание воли, простора, горячей беззапретной свободы». ( Добролюбов).

В явлении 3 и 4 наступает перелом:  Катерина окончательно убеждается в том, что муж ее не стоит не только любви, но и уважения.  И вот в руках у Катерины заветный ключ от калитки. Ее монолог раскрывает последнюю вспышку напряженной внутренней борьбы. Сначала первый порыв- немедленно  выбросить ключ: ведь в нем таится погибель духовная( Катерина боится не домашней кары, она боится погубить свою душу) . Потом уже более спокойные раздумья о том, как обычно «гибнет наша сестра-то».  И тут же оправдание гибнущей : « В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову придет».

Перед взором бедной женщины предстает ее беспросветная жизнь со свекровью, с нелюбимым мужем в опостылевшем доме. И если сначала она горячо восклицала, держа ключ в руке : « Бросить его, бросить далеко!...» то теперь спрашивает себя в нерешительности : « Бросить его?»  И наконец решение принято: « Бросить ключ! Нет! Ни за что на свете! Ах, кабы ночь поскорее!»

В сцене с ключом раскрывается победа естественных чувств Катерины над устоями( законами) домостроевской нравственности.  Для Катерины чувство любви сливается  с мечтой о настоящей человеческой жизни. Она любит не так, как робкие жертвы «темного царства».

- Почему Катерина боится грозы? (   Потому что боится грешной умереть).

Подлинный источник покаяния героини в ее чуткой совестливости. « Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми  твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми.  Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вдруг явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то,  вот что страшно». « У меня уж очень сердце болит»,- говорит Катерина в минуту признания. « В ком есть страх, в том есть и Бог»,- вторит ей народная мудрость.

«Страх» искони понимался русским народом как обостренное нравственное самосознание. В « Толковом словаре « В. И. Даля « страх» толкуется как сознание нравственной ответственности. Такое определение соответствует  душевному состоянию героини. В отличие от Кабанихи, Феклуши и других героев « Грозы»  «страх»  Катерины – внутренний голос ее совести.  

Катерина боится грозы, потому что боится грешной умереть. И  поэтому ее всенародное покаяние – это глубоко совестливое покаяние, оно также героично,  как и страстное и безоглядное любовное увлечение. Пройдя через грозовые испытания, героиня нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: « Кто любит, тот будет молиться».

«Смерть по грехам страшна», - говорят в народе. И  если Катерина смерти не боится, то  грехи искуплены.