МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение социального обслуживания
«Иркутский реабилитационный техникум»
Методические рекомендации
по выполнению и оформлению
Учебно-исследовательской работы студента
по дисциплине
АД.01 Основы интеллектуального труда
по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
Иркутск, 2021
Рассмотрено и одобрено на заседании МО «ИВТ. ОП» Председатель МО ______________ Н.Б.Терманова Протокол № 11 от «8» июня 2021 г | |
Методические рекомендации по выполнению и оформлению учебно-исследовательской работы студента по дисциплине АД.01 «Основы интеллектуального труда» по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации (методическое пособие для студентов).
Составитель: преподаватель первой квалификационной категории Глушинская А.Л.
Методические рекомендации составлены в помощь студентам, мастерам производственного обучения и преподавателям специальных дисциплин для организации работы по выполнению и оформлению учебно-исследовательской работы студента по дисциплине АД.01 «Основы интеллектуального труда» по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации.
В методических рекомендациях излагаются общие требования к оформлению учебно-исследовательской работы (проекта) студента, указан порядок выполнения работ, а также представление учебно-исследовательской работы к защите.
Методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения, протокол №11 от 08.06.2021 г.
Содержание
1. Пояснительная записка 4
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА 5
3. Оформление работы 8
4. ОФОРМЛЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ 9
5. Оформление приложений 9
6. Оформление электронного приложения 10
7. Рекомендации к подготовке и оформлению презентаций 10
8. Защита учебно-исследовательской работы студента 12
9. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УИРС 12
Список используемых источников 14
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 15
Приложение 2 16
Пояснительная записка
Выполнение учебно-исследовательской работы студента (далее - УИРС) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине адаптационного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее изучение (далее - УД ).
Основными документами, непосредственно регламентирующими выполнение учебно-исследовательских работ (проектов), являются: Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО).
Выполнение студентом учебно-исследовательской работы (проекта) осуществляется на этапе изучения УД, в ходе которой осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении учебных задач.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие умения и знания:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК.02 ОК 04. ОК 05 | - составлять план работы, тезисы доклада (выступления), конспекты лекций, первоисточников; | - особенности интеллектуального труда студента на различных видах аудиторных занятий; - основы методики самостоятельной работы; - принципы научной организации интеллектуального труда и современных технологий работы с учебной информацией; - различные способы восприятия и обработки учебной информации с учетом имеющихся ограничений здоровья; - способы самоорганизации учебной деятельности; - рекомендации по написанию учебно-исследовательских работ (доклад, тезисы, реферат, презентация и т.п.). |
ОК.02 ОК 04. ОК 05 | - работать с источниками учебной информации, пользоваться ресурсами библиотеки (в том числе электронными), образовательными ресурсами сети Интернет, в том числе с учетом имеющихся ограничений здоровья; |
ОК.01 ОК.02 ОК.06 | - выступать с докладом или презентацией перед аудиторией, вести дискуссию и аргументировано отстаивать собственную позицию; |
ОК.02 | - представлять результаты своего интеллектуального труда; |
ОК.02 ОК.03 | - ставить личные учебные цели и анализировать полученные результаты; |
ОК.02 ОК.03 ОК 04. | - рационально использовать время и физические силы в образовательном процессе с учетом ограничений здоровья; - применять приемы тайм-менеджмента в организации учебной работы; |
ОК.01 ОК.02 ОК.03 | - использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей профессиональной деятельности для эффективной организации самостоятельной работы; |
Согласно стандарту по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.08.2013г. №854, в результате освоения основной профессиональной образовательной программы, обучающийся должен обладать следующими общими компетенциями, включающими в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск, информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Все разделы письменной работы должны быть логически связаны между собой. Последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части УИРС (проекта) ссылок на использованные источники.
В тексте УИРС не допускается:
применять обороты разговорной речи. Должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами;
использовать местоимение «я». Вместо него по тексту работы, в выводах и заключении используем слово «мы», либо изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...»), либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
Работа выполняется на одной стороне листа, должна быть объемом 15-25 страниц и иметь сквозную нумерацию. Все приложения к работе не входят в её объем.
УИРС состоит из нескольких частей:
- титульный лист выдается преподавателем (Приложение 1);
- содержание. Оформляется на отдельном листе. Слово СОДЕРЖАНИЕ размещается по центру строки, точка в конце не ставится. Лист СОДЕРЖАНИЕ содержит наименования разделов и подразделов текста УИРС с указанием в конце строки номера страницы, с которой начинается раздел или подраздел.
- введение. Во введении отражаются цели и задачи письменной УИРС, общая характеристика рассматриваемого программного продукта, раскрывается актуальность и значение темы, дается характеристика используемой литературы.
Цель исследования — практикоориентированный результат деятельности студента.
Задачи исследования - это выбор путей и средств для достижения цели исследования. В работе может быть поставлено несколько задач. Задачи формулируются в зависимости заголовков подразделов содержания.
- основная часть. Основная часть работы чаще всего состоит из двух глав (разделов). В первой главе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы. Второй главой является практическая часть, которая носит аналитический характер. В практической части могут быть представлены расчеты, графики, таблицы, схемы.
Каждая глава содержит от 3 до 4 подразделов. Содержание подразделов основной части должно точно соответствовать теме УИРС и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение студента сжато, логично и аргументировано излагать материал.
- заключение. Заключение – это итоговая часть учебно-исследовательской работы студента, которая должна суммировать ранее сделанные выводы, научно-практические достижения, а также содержать рекомендации по практическому применению полученных результатов, обозначить перспективы развития данной темы.
- список использованной литературы. Оформляется отдельным разделом. В список необходимо включить источники, упоминаемые и используемые при создании УИРС. Учебно-исследовательская работа (проект) должна иметь не менее 5 источников, из них 75% - последних 5 лет издания.
Авторы источников располагаются в алфавитном порядке: фамилия, инициалы автора, наименование источника, место издания, издательство, год выпуска. Например: Леонов В. Простой и понятный самоучитель Word и Excel [Текст]: учеб.пособие/В.Леонов. – М. Издательство «Э», 2016. – 352 с.
Сведения о статьях, монографиях и справочниках, ГОСТах, нормативно-технической документации указываются в следующей последовательности: наименование источника, фамилия и инициалы автора или редактора, место издания, издательство, год издания.
Если при написании работы были использованы материалы из интернет-источника, то указываются ссылки на просмотренные страницы. Например: Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Microsoft_Word. (дата обращения: 12.03.2020)
- приложения. Содержат таблицы, блок-схемы, документы, рисунки, графики, результаты поиска и другие документы, полученные в результате выполнения УИРС. При распечатке работы должны быть оформлены в цветном варианте.
Каждое приложение оформляется на отдельном листе, в правом верхнем углу печатается слово ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (2, 3…).
Наличие электронного приложения к УИРС обязательно. Приложение призвано показать умение студента применять тему письменной работы на практике, поэтому должно содержать мультимедийный продукт, изготовленный в ходе выполнения учебно-исследовательской работы или проекта.
Оформление работы
Учебно-исследовательская работа студента должна быть отпечатана на одной стороне листа бумаги формата А4.
Параметры полей документа: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, правое – 10 мм.
Основной текст печатается шрифтом Times New Roman, размер шрифта – 14, междустрочный интервал 1,5. Отступ первой строки абзаца: 1см. Нумерация страниц – внизу по центру, формат шрифта номера страниц Times New Roman, размер шрифта – 12.
Первым листом является Титульный лист. На нем номер страницы не ставится. Лист Содержание получает второй номер страницы.
Работа начинается разделом Введение. Основная часть работы разделяется на разделы (главы) и подразделы (подпункты). Каждую главу (раздел) необходимо печатать с нового листа. Разделы нумеруются арабскими цифрами без точки. Заголовок раздела печатается полужирным шрифтом 14 размера, прописными буквами и располагается по центру.
Подразделы нумеруются арабскими цифрами. Номер подраздела состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой (например, 1.1, 1.2). В конце номера подраздела точка не ставится. Заголовок подраздела печатается полужирным шрифтом 14-го размера строчными буквами, кроме первой прописной, по центру. Переносы в заголовках не допускаются.
Для определения расстояния между заголовком раздела и заголовком подраздела выбираем интервал перед и после 12 ПТ. Расстояние между заголовком подраздела и текстом - интервал перед и после 12 ПТ. Расстояние между текстом и следующим заголовком подраздела - интервал перед и после 12 ПТ.
УИРС брошюруется после проверки преподавателем.
ОФОРМЛЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Рисунки, схемы, диаграммы должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать. Выравнивание для иллюстраций по центру, без абзацного отступа.
Поясняющая надпись для рисунка располагается под рисунком, для таблиц – над таблицей. Формат надписи: шрифт Times New Roman, размер шрифта – 12, начертание – обычный, выравнивание надписи по центру, без абзацного отступа.
Нумеруются рисунки и таблицы арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать иллюстрации и таблицы в пределах раздела, тогда номер иллюстрации (таблицы) состоит из номера раздела и номера иллюстрации (таблицы) в разделе, разделенных точкой.
Например:
Таблица 1. Стоимость принтеров
Рис.3.2 Окно MS Word 2016
Иллюстрации и таблицы могут быть расположены как по тексту, так и в конце его в виде приложений.
При ссылках на иллюстрацию следует писать «…в соответствии с рис.2» или указывать ссылку на рисунок в скобках, непосредственно перед размещенной иллюстрацией (рис.8).
При ссылках на таблицу следует писать «… данные приведены в Таблице 1» или «… данные приведены в Таблице 1.1».
Если иллюстрации или таблицы располагаются в приложениях, то каждое приложение следует начинать с новой страницы. Приложения нумеруются арабскими цифрами, страницы не проставляются.
Оформление приложений
Приложения располагаются после списка использованной литературы. Приложения содержат вспомогательный материал, не включенный в основную часть УИРС (таблицы, схемы, заполненные формы отчетности, инструкции, фрагмент нормативных документов и т.д.). Указанный материал включается в приложения в целях сокращения объема основной части исследовательской работы, его страницы не входят в общий объем работы.
В содержании УИРС приложения включаются в виде самостоятельной рубрики одной строкой «ПРИЛОЖЕНИЯ».
При ссылках на приложение следует писать: «… рисунок приведен в Приложении 5».
Оформление электронного приложения
Электронное приложение должно быть составной частью письменной работы, т.к. является результатом выполнения технологии, описанной в работе.
Приложение должно оформляться отдельным документом.
Если темой письменной работы является Технология создания коллажа, то отдельным документом должен быть предоставлен коллаж, созданный студентом.
Если темой письменной работы является создание мультимедийного файла, то студент должен предоставить файл, используемый при создании результирующего продукта.
Рекомендации к подготовке и оформлению презентаций
Важным этапом подготовки к защите учебно-исследовательской работы (проекта) является подготовка презентации. Презентация - системный итог исследовательской работы студента, в нее вынесены все основные результаты исследовательской деятельности.
Выполнение презентаций для защиты УИР (проекта) позволяет логически выстроить материал, систематизировать его, представить к защите, приобрести опыт выступления перед аудиторией, формирует коммуникативные компетентности студентов.
Для оптимального отбора содержания материала работы в презентации необходимо выделить ключевые понятия, теории, проблемы, которые раскрываются в презентации в виде схем, диаграмм, таблиц, с указанием авторов. На каждом слайде определяется заголовок по содержанию материала.
Оптимальное количество слайдов, предлагаемое к защите работы – 10-15. Объем материала, представленного в одном слайде должен отражать в основном заголовок слайда.
Для оформления слайдов презентации рекомендуется использовать простые шаблоны без анимации, соблюдать единый стиль оформления всех слайдов. Не рекомендуется на одном слайде использовать более 3 цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Смена слайдов устанавливается по щелчку без времени.
Шрифт, выбираемый для презентации должен обеспечивать читаемость на экране и быть в пределах размеров - 18 - 72 пт, что обеспечивает презентабельность представленной информации. Шрифт на слайдах презентации должен соответствовать выбранному шаблону оформления. Не следует использовать разные шрифты в одной презентации. При копировании текста из программы Word на слайд он должен быть вставлен в текстовые рамки на слайде.
Алгоритм выстраивания презентации соответствует логической структуре работы и отражает последовательность ее этапов. В содержание первого слайда выносится полное наименование образовательного учреждения, согласно уставу, тема УИР (проекта), фамилия, имя, отчество студента, фамилия, имя, отчество руководителя.
В презентации материал целесообразнее представлять в виде таблиц, моделей, программ. В практической части работы рекомендуется использовать фотографии, графики, диаграммы, таблицы, рекомендации, характеристики.
На слайде с результатами исследования рекомендуется представлять обобщенные результаты практической части работы.
На слайде по результатам работы следует представить динамику результатов исследования по обозначенной проблеме или оценку результатов конечного продукта.
Защита учебно-исследовательской работы студента
Защита УИРС проводится на предпоследнем - последнем учебном занятии по УД.
На защиту УИР студенты представляют следующие материалы:
письменная учебно-исследовательская работа;
мультимедийная презентация доклада;
разработанный готовый продукт согласно теме исследования (коллаж, буклет, аудиофайл и прочее);
раздаточный материал к докладу, если необходимо.
На полную процедуру защиты отводится 15-20 минут.
Защита УИР проводится в несколько этапов:
защита УИРС - доклад студента продолжительностью не более 7-10 минут;
демонстрация готового продукта;
Решение об оценке за выполнение и защиту УИРС принимается преподавателем учебной дисциплины, исходя из критериев оценки.
Результаты защиты УИРС доводятся до сведения студентов в тот же день после оформления протокола сдачи дифференцированного зачета.
УИРС после защиты хранится в архиве техникума в течение трех лет.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УИРС
При выполнении и защите УИР студенты должны продемонстрировать знания, умения и опыт практической деятельности в области сформированных общих компетенций, предусмотренных ФГОС СПО по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации.
Результаты защиты УИРС определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Положительная оценка выставляется при условии успешной защиты УИР (проекта). Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по УИР (проекту), предоставляется возможность доработки прежней темы и определяется новый срок для ее выполнения.
Критерии оценки и защиты учебно-исследовательской работы (проекта)
№ | ПАРАМЕТРЫ | 0-2 БАЛЛОВ | 3 БАЛЛА | 4-5 БАЛЛА |
| Четкость формулирования актуальности и практической значимости темы. | Актуальность не сформулирована. Не обозначена практическая значимость. | Обозначена актуальность, но нет связи с практической значимости темы. | Четко сформулирована актуальность, прослеживается связь с профессией. |
| Полнота раскрытия цели в задачах. | Задачи обозначены, но они не связаны с целью и друг с другом, нет последовательности выполнения задач. | Задачи сформулированы, связаны с целью, не отражена последовательность выполнения задач. | Задачи последовательно раскрывают достижение цели. |
| Новизна исследовательской деятельности. | На уровне терминологии, изложение известного новыми словами. | Новизна на информационном уровне (новые факты, примеры, задачи). | Новизна на уровне профессиональных приёмов. |
| Наглядность и системность представления. | Наглядности нет. Наглядность не отражает сути исследовательской деятельности. | Наглядность частично соответствует сути. Не совсем уместное использование. | Представление наглядности с использованием ИКТ, графиков, схем, моделей. Наглядность дана в системе и по существу. |
| Подведение итогов исследовательской и проектной деятельности. | Выводы не четкие, необоснованные. | Выводы представляют собой результат теоретического осмысления и практической оценки исследуемой проблемы. | Заключение содержит выводы, конкретные предложения и рекомендации по исследуемым вопросам. |
| Результаты проектной деятельности. | Результаты проектной деятельности не представлены. | Результаты проектной деятельности представлены в шаблонном варианте, непрезентабельного вида. | Результаты проектной деятельности представлены, красочно оформлены, самостоятельно выполненные, вызывают интерес. |
| Соблюдение структуры выступления. | Не соблюдена совсем. Хаотично выстроено выступление. | Соблюдена частично. | Соблюдена в полном объёме. |
| Соблюдение регламента. | Выступление менее 7 мин. | Выступление на 5 мин. больше | Выступление 7-10 мин. |
| Умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления. | В аудитории шум, разговоры на отвлечённые темы. | Внимание аудитории только вначале выступления. | Внимание аудитории на протяжении всего периода выступления. |
| Грамотная монологическая речь | Не умеет подбирать правильные слова, прослеживается хаотичность мысли. | Редко используются слова «паразиты». | Грамотная монологическая, правильная речь. |
| Уверенность и убедительность манеры изложения | Неуверенность и неубедительность манеры изложения. | Уверенность, но неубедительность манеры изложения. | Уверенность и убедительность манеры изложения |
| Умение отвечать на вопросы. | Не понимает сути вопроса, не дает ответа на вопрос, уходит от вопроса. | Дает не полный ответ, обобщенный ответ. | Понимает суть вопроса, отвечает конкретно на вопрос. |
Список используемых источников
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 02 августа 2013г. №854.
ГОСТ Р 6.30-2003 Требования к оформлению документов.
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение социального обслуживания
«Иркутский реабилитационный техникум»
Учебно-исследовательская работа
по дисциплине «Основы интеллектуального труда»
Тема: «___________________________________»
Выполнил (а): студент группы № ____
по профессии «___________________»
_________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Проверила: преподаватель I квалиф. категории
Глушинская А.Л.
«____» ____________ 2021-2022 уч.год
____________________________ (оценка, подпись)
Иркутск, 2021
Приложение 2
содержание | |
Введение …………………………………………………………………. | 3 |
ГЛАВА 1. Анализ современного состояния проблемы в области дизайна буклетов…………………………………………………………… | 5 |
1.1 Определение термина «буклет», назначение……………………… | 5 |
1.2 Способы сложения буклетов……………………………………….. | 8 |
1.3 Шрифты, используемые при печати буклетов……………………. | 12 |
1.4 Технологические особенности изготовления буклетов………….. | 15 |
ГЛАВА 2. Разработка оригинала макета буклета в программе Publisher …………………………………………………………………….. | 17 |
2.1 Определение текстового содержания буклета, выбор шрифта….. | 17 |
2.2 Выбор конструкции буклета…………………………………………. | 18 |
2.3 Определение иллюстративной части буклета…………………….. | 19 |
2.4 Цветовое решение……………………………………………………. | 20 |
2.5 Верстка и печать………………………………………………………. | 21 |
Заключение……………………………………………………………….. | 22 |
Список литературы……………………………………………………… | 24 |
Приложения | |
20