Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей № 44
Творческий проект
Тема: «МОДЕЛЬ САМОЛЁТА
МиГ-29»
Проект выполнил ученик МАОУ Лицей № 44
Шубин Александр Павлович
Учитель технологии
Овчаренко Владимир Владимирович
Липецк.
Содержание:
Обоснование возникшей проблемы и потребности
Схема обдумывания
Выявление основных параметров и ограничений
Теоретические сведения
История и современность
Банк идей
Эскизная проработка базового варианта
Требования к изделию
Дизайн-спецификация
Инструменты и оборудование
Материалы
Правила безопасности во время работы
Технологическая карта
Контроль качества
Экологическое обоснование
Экономические расчёты
Реклама
Самооценка и отзывы
Словарь терминов
Литература
1. Обоснование возникшей проблемы и потребности
Я выбрал этот проект потому, что мне было интересно сделать модель самолёта МиГ-29, и познакомиться с этим удивительным образцом военной техники.
2. Схема обдумывания
ПРОБЛЕМА ПОТРЕБНОСТЬ
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
ИНСТРУМЕНТЫ, ОБОРУДОВАНИЕ
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
КОНСТРУКЦИЯ
модель: самолёт
МиГ-29
МОДЕЛЬ
ОХРАНА
ТРУДА
МАТЕРИАЛ
3. Выявление основных параметров и ограничений
Изделие должно отвечать следующим требованиям:
Изделие должно быть выполнено аккуратно.
Изделие должно соответствовать выбранной стилистике.
Изделие должно быть красивым.
Изделие должно быть прочным.
4. Теоретические сведения
Изделие, которое я решил изготовить, как указано выше должно быть аккуратным, красивым и прочным. Самолёт я решил изготовить из многослойной фанеры и древесины.
В данном случае лучше всего изготовить из древесины сосны, так как она хорошо обрабатывается и имеет хорошие эксплуатационные свойства.
5. История и современность
Первый прототип «9-01».
Первые наработки по проекту лёгкого фронтового истребителя (ЛФИ) нового поколения были начаты в конце 1960-х годов. В 1969 году был объявлен конкурс на разработку такого самолёта. В нём приняли участие конструкторские бюро Сухого и Яковлева, а также Микояна и Гуревича. Первый полёт прототипа был совершён 6 октября 1977 года, а серийное производство развёрнуто в 1982 году на базе московского завода № 30 «Знамя труда». В августе 1983 года первые серийные МиГ-29 начали поступать в ВВС СССР.
В1988 году МиГ-29 был впервые представлен на международном авиасалоне в Фарнборо. Этот тип истребителей активно поставлялся на экспорт во множество стран. Было разработано и выпущено множество различных модификаций, включая палубные. К концу1991 года цехами МАПО им. П. В. Дементьева было произведено около 1200 одноместных истребителей МиГ-29.
6. Банк идей Изучив теоретический материал, историю появления и развития вопроса, было принято решение выполнить изделие в технике обработки древесины, с помощью которого можно было бы изготовить модель самолёта из древесины.
В процессе сбора информации был рассмотрен ряд вариантов:
Модель: самолёт на стоянке
Модель: самолёт на подставке
Модель: самолёт в полёте
Рассмотрев три представленных варианта, изучив их особенности, потребность в материалах и других комплектующих изделиях было принято решение: изготовить «модель самолёта в полёте» приняв за основу вариант номер три.
7. Эскизная проработка базового варианта
Для предания схожести модели с оригиналом и улучшения эстетического вида решено произвести окраску самолёта в боевой камуфляж.
8. Требования к изделию
Название изделия | Модель самолёта МиГ-29 |
Функциональное назначение | Познавательное |
Пользователь | Члены семьи |
Единичное или массовое производство | Единичное |
Требования к материалам | Древесина, фанера |
Метод изготовления | Ручная обработка древесины, сборка изделия, декорирование |
Внешний вид, стиль | Модель |
Требования с точки зрения безопасности использования | Соответствует |
Экологические требования | Не вредит окружающей среде. |
9. Дизайн–спецификация
МОДЕЛЬ САМОЛЁТА МиГ-29
Затраты на изготовление
Для членов семьи
Обработка древесины
Столярный
инструмент
Твёрдая
древесина
10. Инструменты и оборудование При изготовлении табурета выше указанной конструкции необходимо использовать ручные деревообрабатывающие инструменты и оборудование:
Столярный верстак
2. Ножовка
3. Рубанок
4.Сверлильный станок со свёрлами
5.Набор напильников
6.Крестовая отвёртка
7.Набор наждачной бумаги
8.Кисточки
9.Клей
10.Набор резиновых шпателей
11. Материалы
При изготовлении данного изделия принято решение использовать сосну, древесина которой хорошо обрабатывается и многослойную фанеру.
12. Правила безопасности во время работы
ИНСТРУКЦИЯ
по технике безопасности при ручной обработке древесины
До начала работы
Правильно надеть спецодежду, фартук с нарукавниками или халат и головной убор: берет или косынку. При этом следует тщательно подбирать волосы и заправлять концы косынки.
Проверить наличие инвентаря; сиденье, щетка-сметка, совок. Проверить исправность верстака (зажимные коробки, упор для пиления, зажимные клинья, приспособления для чертежа).
Разложить на верстаке инструменты индивидуального пользования в строгом порядке, установленном учителем. На верстаке не должно быть ничего лишнего.
Во время работы
Надежно закрепить обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака.
Пользоваться инструментом только по назначению, исправным, хорошо налаженным и наточенным.
Технологические операции (пиление, обработка рубанком, обработка напильником, долбление, сверление, соединение деталей) выполняются на верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры и подкладные доски.
Не допускать захламленности верстака отходами, стружками. Своевременно возвращать учителю инструмент общего пользования.
Не отвлекаться во время работы, следить за правильными приемами работы.
Приготовление и разогревание клея производить под постоянным наблюдением в изолированном от мастерской и хорошо вентилируемом помещении.
Во избежание травмирования необходимо:
следить за натяжкой полотна пилы;
применять направитель для опоры полотна инструмента при запиливании;
проводить чистку стругов (рубанок, шерхебель, фуганок) деревянными клиньями;
в случае порчи инструмента во время работы немедленно заменять его.
После окончания работы
Остатки материалов, незаконченные изделия сдать дежурному или учителю.
Проверить состояние инструментов и положить их в том порядке, как установлено учителем.
Убрать свое рабочее место, пользуясь сметкой. Сдувать стружку ртом или сметать рукой запрещается.
На верстаке проверить наличие и состояние клиньев, а зажимные коробки (задняя, передняя) задвинуть до установленного зазора (не более 2-5 мм).
Привести себя в порядок.
Из мастерской необходимо выходить с разрешения учителя.
ИНСТРУКЦИЯ
по технике безопасности при работе на сверлильном станке
Опасности в работе
Ранение глаз отлетающей стружкой при сверлении металла.
Ранение рук при плохом закреплении деталей.
До начала работы
Правильно надеть спецодежду (фартук с нарукавниками или халат, берет или косынку).
Проверить надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.
Проверить надежность соединения защитного заземления (зануления) с корпусом станка.
Надежно закрепить сверло в патроне.
Проверить работу станка на холостом ходу и исправность пусковой коробки путем включения и выключения кнопки.
Прочно закрепить деталь на столе станка в тисках или кондукторах. Запрещается при сверлении незакрепленную деталь поддерживать руками.
Надеть защитные очки.
Во время работы
Нельзя пользоваться сверлами с изношенными конусными хвостовиками.
После того как шпиндель станка набрал полную скорость, сверло к детали подавать плавно, без усилий и рывков.
Перед сверлением металлической заготовки необходимо накренить центры отверстий. Деревянные заготовки в месте сверления накалываются шилом.
Необходимы особое внимание и осторожность в конце сверления. При выходе сверла из материала заготовки нужно уменьшить подачу.
При сверлении крупных деревянных заготовок (деталей) на стол под деталь кладется обрезок или кусок многослойной фанеры.
Во избежание травмы в процессе работы на станке запрещается:
наклонять голову близко к сверлу;
производить работу в рукавицах;
класть посторонние предметы на станину станка;
смазывать или охлаждать сверло с помощью мокрых тряпок. Для охлаждения сверла нужно пользоваться специальной кисточкой;
тормозить руками патрон или сверло;
отходить от станка, не выключив его.
При прекращении подачи электротока немедленно выключить мотор.
Перед остановкой станка необходимо отвести сверло от детали, после чего выключить мотор.
После окончания работы
После остановки вращения сверла удалить стружку со станка с помощью щетки. В пазах станочного стола стружка убирается металлическим крючком. Запрещается сдувать стружку ртом или сметать рукой.
Отделить сверло от патрона и сдать станок учителю.
Привести себя в порядок.
13. Технологическая карта изготовления модели самолёта
№ | Последовательность выполнения работ | Графическое изображение | Оборудование, приспособления, инструменты |
1 | Подготовить 2 деревянных бруска 220х70х70мм, 1 деревянный брусок 400х80х80мм, 2 листа фанеры 220х180х6мм, 1 лист фанеры 50х10х3мм. | | Верстак, ножовка |
2 | Из 1 бруска с помощью рубанка и ножовки изготовить фюзеляж (1) | | Рубанок. |
3 | Из 2 брусков изготовить двигатели (2) | | Рубанок, ножовка, напильник |
4 | Из 2 листов фанеры вырезать крылья (3) | | Ножовка, лобзик, напильник |
5 | 1 листа фанеры 4 хвостовых обтекателя (4) | | Ножовка, лобзик, напильник |
4 | Соединить части 1+2+3+4+5 | | Шурупы, клей |
5 | Соединить части 1,2 и 3 | | Шурупы, клей |
6 | Соединить части 1,2,3 и 4 | | Шурупы, клей |
7 | Прикрепить сопла (5) из 2 крышек от баночек детского питания с помощью шурупов | | 2 крышки, дрель, сверло, шурупы |
8 | Произвести шпаклёвку самолёта | | Шпаклёвка, шпатели |
9 | Зашлифовать все неровности | | Шлифовальная шкурка |
10 | Произвести покраску изделия | | Краски, кисточка |
14. Контроль качества Готовое изделие отвечает следующим требованиям:
Изделие изготовлено из натуральной древесины. Все детали изготовлены аккуратно в соответствии с вышеуказанной технологией. Изделие представляет собой законченное изделие. Внешний вид изделия производит благоприятное впечатление.
15. Экологическое обоснование Изделие из натуральной древесины экологически безопасно. Оно не наносит вред окружающей среде и полностью подлежат вторичной переработке. Небольшую экологическую проблему может создавать применение специализированных красок.
16. Экономические расчеты Для изготовления деталей изделия необходимо:
Три сосновых бруска – 80 руб.
Фанера многослойная – 0 руб. (в наличии)
Фанера трёхслойная – 0 руб. (в наличии)
Шурупы (7шт.) – 4 руб.
Шпаклёвка по дереву – 40 руб.
Грунтовка – 20 руб.
Специализированная краска (4 флакона по 65 руб.) – 260 руб.
При сверлении на сверлильном станке в течении 10 минут израсходовано электрической энергии примерно – 2 руб.
Общие затраты на изготовление складного стула составляют:
80 + 4 + 40+20+260+2 = 406руб.
17. Реклама Есть вещи, которые нельзя купить,
Но можно изготовить своими руками.
Это наша модель самолёта МиГ-29. Она прочна, легка, удобна, красива и безопасна.
18. Самооценка и отзывы Изделие изготовлено собственными силами, удобно в использовании, намного дешевле, чем в магазине. Все технологические операции доступны.
Мои друзья говорят, что модель получился на славу.
Словарь терминов
Древесина – ткань растений, состоящая из клеток с одревесневшими стенками. Широко используется как конструкционный материал.
Фане́ра (древесно-слоистая плита) — многослойный строительный материал, изготавливаемый путём склеивания специально подготовленного шпона.
Заготовка – предмет производства, из которого изменением формы, размеров, шероховатости поверхности и свойств материала изготавливают деталь.
Изделие – предмет или совокупность предметов, подлежащих изготовлению.
Шпаклёвка — пастообразный материал, применяемый для выравнивания поверхностей перед окраской.
Основные виды изделий – это детали, сборочные единицы и комплекты.
Литература
Рихвк Э.В. Мастерим из древесины: - М.: Просвещение,1988.
Коваленко В.И., Куленёнок В.В. Объекты труда: - М.: Просвещение, 1990.
Переплётов А.Н. Столярное дело 10-11кл.:-М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.
Корбетт С. Работы по дереву: - АСТ 2011 год
Казакевич В.М. Технологический труд 7 класс:- Дрофа 2009 год.