СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации и проведению урока "физическая культура" на дистанционном обучении

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации и проведению урока "физическая культура" на дистанционном обучении»

Общие рекомендации по организации дистанционного взаимодействия

Уроки физической культуры организуют с усиленными мерами безопасности для здоровья.

В период обучения в дистанционном режиме учебный материал реализуется согласно рабочей программы учителя.

Правила техники безопасности при занятиях ФК на дому

Правила техники безопасности направлены на минимизацию травматизма во время занятия и обязательны к выполнению всеми участниками процесса обучения.

 Вводные положения

Для тренировок нужно свободное пространство. Если места недостаточно, то вполне вероятно столкновение одной из частей тела с предметом мебели. Для предотвращения этого, перед занятием необходимо проверить недосягаемость всех предметов для конечностей во время движения. Также для профилактики травмоопасных ситуаций следует убрать с пола все мелкие предметы в радиусе двух-трех метров.
Общими для всех видов занятий можно считать следующие правила

Соблюдение дисциплины в ходе занятий (при выполнении с товарищами по классу быть внимательными и осторожными, не мешать друг другу, не толкаться, не кричать).

Следить за расписанием учебных занятий, на урок приходить без опоздания.

2. Заниматься только с учителем или его помощником, обязательно выполнять все их требования (запрещается без педагога выполнять сложные и неизвестные упражнения).

3. Обязательное выполнение разминки, способствующей разогреванию основных групп мышц.

4. Не покидать без разрешения учителя место занятий.

5. Выполнение упражнений только на исправном оборудовании; бережно относиться к инвентарю и оборудованию; закончив выполнение упражнений с инвентарём (мячи, палки, скакалки…) класть его в место его хранения (специально отведённое место).

6. Соответствие спортивной одежды и обуви занятиям физической культурой, погодным и другим условиям. Обувь должна быть чистой и с нескользкой подошвой.

7. Одежду и обувь для физической культуры необходимо приносить с собой в сумке (пакете). Перед тем, как приступить к занятиям необходимо, надеть спортивный костюм и обувь. После окончания занятий необходимо снять спортивный костюм и обувь, надеть школьную форму (или другую одежду и обувь), вымыть лицо и руки с мылом.

8. На спортивной площадке и в зале не сорить, следить за чистотой.

9. Участие в занятиях только при хорошем самочувствии.

10. Все освобождённые от занятий физическими упражнениями по состоянию здоровья, должны присутствовать на уроке.

11. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности.

Требования безопасности во время занятий лёгкой атлетикой


Во время проведения занятий по ФК необходимо исключить возможность:

  • травм при падении на неровной поверхности;

  • травм при нахождении на небезопасном расстоянии от мебели, бытовых приборов и т.п.;

  • травм вследствие плохой разминки.

Обучающиеся, обязаны заниматься в спортивной форме, не стесняющей движений, в спортивной обуви с нескользящей подошвой.

До начала занятий

  • Обучающиеся должны переодеться в спортивную обувь и форму. Необходимо снять с себя все украшения, предметы, представляющие опасность: браслеты, перстни, ремни т.п.

  • Во время занятий

  • Необходимо безукоризненно выполнять инструкции и рекомендации преподавателя по технике безопасности при проведении занятий ФК на дому.

  • Каждое занятие необходимо начинать с разминки и заканчивать заминкой.

  • Запрещается выполнять прыжки, вращения, подскоки и другие сложнокоординационные действия вблизи мебели и бытового оборудования, действия на неровной, нестабильной, скользкой поверхности (ковры, скользкий пол, плитка, кафель), во избежание травм.

  • Для профилактики травмоопасных ситуаций следует убрать с пола все мелкие предметы в радиусе трех метров.

  • При выполнении упражнения следуют соблюдать технику выполнения данного упражнения.

  • При ухудшении самочувствия во время занятия незамедлительно прекратить его, сообщив преподавателю дистанционно.

После окончания занятий

  • Обучающиеся моют руки с мылом и теплой водой, умывают лицо. Переодеваются в повседневную одежду и обувь.

Особенности организации уроков ФК в домашних условиях

Общий алгоритм взаимодействия учителя и обучающегося можно представить следующим образом

  1. Учитель объясняет учебный материал на образовательной платформе в формате видеоурока, домашние задания и дополнительные материалы для закрепления отправляет на адрес электронной почты или размещает на электронной образовательной платформе образовательного учреждения;

  2. Обучающиеся изучают самостоятельно материал, выполняют полученные задания, пересылают файлы с выполненными теоретическими заданиями учителю или сообщения о выполнении практических заданий, комплексов упражнений;

  3. Учитель проверяет задания, проводит онлайн консультацию для обучающихся, оценивает работы. Оценивание теоретических знаний обучающихся  по изученному на дистанционном обучении материалу может в себя включать  рефераты, проектную деятельность, сообщения в электронном виде, тестирование и др. По итогам периода обучения (темы) обучающийся в онлайн-режиме сдает аттестацию по основам знаний





Организация обучения по физической культуре

Основной акцент при реализации образовательной деятельности - ориентация учеников на самообразование, самостоятельное выполнение физических упражнений, двигательной активности в режиме дня.

Для организации дистанционного обучения могут применяться следующие виды деятельности:

- разработка индивидуального и (или) группового плана самоподготовки (в том числе при помощи фитнес-приложений для смартфонов);

- направление тем, заданий, ссылок на электронные ресурсы (видеоуроки, электронные формы учебников) через систему электронного журнала, электронную почту, телефон, при помощи социальной сети (ВКонтакте, приложений Telegram, и др.)

- целевой просмотр спортивных ТВ-каналов, программ, видеоуроков, тренировок.

Самым наполненным в предметной области «Физическая культура» является образовательный портал Российская электронная школа (где вы можете найти уроки физической культуры по годам обучения), так же

  • Основы техники безопасности и профилактика травматизма.

  • Основные знания о физической культуре.

  • Развитие способностей физических качеств.

  • Гимнастика с элементами акробатики.

  • Легкоатлетические упражнения.

  • Подвижные игры, спортивные игры.

  • Основы знаний.

  • Двигательные умения и навыки.

  • Развитие двигательных способностей


Рекомендации к проведению занятий на дому

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет)

1. Область задач – совершенствование естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, лазание и т.д.)

2. На одном уроке целесообразно решать не более 2-3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала.

3.Чем младше возраст детей, тем больше внимания уделяется укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.

4. Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу.

5. По возможности нужно исключить значительные статические напряжения.

Старший школьный возраст (от 12 до 18 лет)

1 .Область задач – поддержание естественных двигательных действий и совершенствование скоростно-силовых характеристик

2.На одном уроке целесообразно решать не более 2-3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала.

3.Уделять особое внимание формированию мышечного корсета для поддержания правильной осанки.

4. Дозировать статические упражнения в зависимости от возрастных анатомо-физиологических характеристик, чередуя с гимнастическими упражнениями, с элементами оздоровительного стретчинга.

При подборе физических упражнений для самостоятельного выполнения следует придерживаться Правил

В начале занятия идет подготовка к выполнению комплекса – общеразвивающие упражнения. В основной части занятия желательно планировать следующую их очередность: упражнения для развития быстроты, гибкости, ловкости, силы и общей выносливости. В конце занятий следует обязательно предусмотреть упражнения, способствующие постепенной перестройке работы систем и функций организма от напряженной деятельности к спокойному состоянию.

Домашние задания практического характера составляются из упражнений, направленных на сохранение уровня физической подготовленности обучающихся, укрепление основных мышечных групп и развитие гибкости, прыгучести, быстроты, силы, общей выносливости. Они также могут включать простейшие элементы техники движения, имитационные упражнения, подводящие упражнения, комплексы упражнений, которые разучивались в школе.

Время, затраченное на выполнение домашних заданий  не должно превышать 30 мин. Учителю следует нацеливать родителей на необходимость наблюдения, стимулирования и поощрения  выполнения детьми заданных упражнений.

Основными инструментами для организации взаимодействия педагогов и обучающихся являются

  • Электронные учебные пособия

  • учебно-методические комплексы

  • контролирующие компьютерные программы

  • компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий

Принципы педагогического взаимодействия на занятиях ФК в дистанционном режиме.

Выделеяются общепедагогические принципы и специфические.

Общепедагогические принципы:

Организация педагогического взаимодействия на основе компетентностного подхода к образованию.


Комплексное использование современных технологий – образовательных, управленческих, коммуникативных, информационных.

Доступность и открытость дистанционного образования. Для устранения демотиваторов обучения в дистанционном режиме необходимо разнообразить формы общения, время их проведения, доступность в географическом отношении.

Индивидуально-личностный подход к реализации задач физического воспитания требует учета образовательных потребностей обучаемого, его индивидуальных особенностей, построения индивидуальных траекторий развития.


Специфические принципы:

Соблюдение возрастных и индивидуальных физических и функциональных особенностей обучаемых.

Постепенное увеличение физической нагрузки в течение дистанционного периода обучения.

Систематичность в занятиях физическими упражнениями.

Разнообразие форм мотивации к занятиям физическими упражнениями и контроля над разными аспектами их выполнения.

Формы организации дистанционного взаимодействия педагога и обучающегося


В режиме дистанционного обучения возможны разнообразные формы проведения взаимодействия педагога и обучающегося.

Рекомендуются:


Уроки физической культуры в режиме онлайн.

Такой урок сохраняет структуру урока физической культуры, общее время может быть распределено на всю неделю.

Практические занятия могут выполняться с непосредственным контролем преподавателя, либо самостоятельно с предоставлением фото- и видеоотчета.

Теоретические занятия – подкасты или видеоролики с коротким тестирование в конце.

Самостоятельный блок занятия – письменный анализ энергозатрат и питания в течение дня, конкурсы. Например:


Анализ энерготрат и рациона питания за день

Цель: сравнение энергозатрат в течение дня; анализ рациона питания и его корректировка.

Методика работы: в течение дня необходимо заполнять.

Ежедневные домашние задания

Придумать 3 упражнения на определённую группу мышц в домашних условиях, используя любые подручные предметы.

Пример: «Упражнения на руки» – 1) Отжимания от дивана (Упор лёжа руки на диване).

2) «Обратные отжимания от стула» (Стул сзади, упор лежа сзади на стуле).

3) «Руки с книгой (книгами) вперёд – держать 30с. (или максимальное количество времени)».

4) «Руки с книгой вперёд. Каждые 10с. Добавляется по 1 книге».

Контроль: нужно записать выполнение этих упражнений на видео и отправить учителю.

То же, но комплекс упражнений с предметом 5-7упр. (Например, комплекс упражнений с полотенцем).

То же, но комплекс упражнений в положении тела (лёжа, сидя, стоя).

Упражнение дня

Пример: отжимание с отягощением

Номинации:

      1. Креативное отягощение – пример: собака, кастрюля и т.п.

      2. Лучшее исполнение (техника)

      3. Кто больше? Кто дольше? И т. д.

Рекомендуемый инвентарь:

Домашняя вещи:

Полотенце, книги, чашка с водой, рюкзак с книгами, стул, диван, швабра, бутылка воды (1-5л), подушка (диванная) и т.п.

Специализированный:

Резинки (жгуты), эспандер, скакалка, гантели, набивной мяч, гимнастический коврик, теннисный мяч, фитбол, обруч, турник (для дома).

Проектная деятельность

Такая работа направленна на формирование теоретических знаний в области ФК и метапредметных умений. Тематика проектов может быть разнообразна и составлена на основе межпредметной интеграции..

Челленджи в социальных сетях. Это соревновательная форма предполагает публикацию результатов действий за определённый период. Нужно определить основную цель, назначить награду. Это могут быть стикеры, публикации на сайте школы, накопительные баллы в оценку по физической культуре.

Кейс-технологии имеют назначение формировать умение в определенной ситуации. Кейсами могут стать: ситуации с подбором комплекса физических упражнений, ситуации с подбором спортивного инвентаря, ситуации с дифференцированием физической нагрузки, ситуации с исследованием функциональной готовности обучаемого.

Дискуссионные клубы предполагают формирование сообществ, объединенных общими интересами. В качестве диспутов выступают темы из области физической культуры. Клубные сообщества готовят выступления исходя из требований педагога, управляющего диспутом. Он определяет: время выступления, количество спикеров, примерную структуру выступления (вопросы, которые необходимо раскрыть).

Видео-конкурсы. «Самая спортивная семья», «Самое безопасное и грамотное место для занятий физической культурой», «Комплекс утренней гимнастики», «Тренировка с диванной подушкой» и т.д. Педагогу необходимо утвердить критерии оценки результатов конкурса.


Контроль в дистанционном образовании

Контрольные функции педагога ФК традиционно сводятся преимущественно к выявлению уровня физической подготовленности при проведении мониторинга физического развития обучающихся. Контрольно-измерительные материалы по ФК могут состоять из практической и теоретической части.

Теоретическая часть может включать в себя:

Тестирование; Анкетирование; Онлайн-беседы; Наблюдение; Рефераты; Конкурсные проекты (презентация).

Практическая часть может включать в себя:

Мониторинг. Например: выполнение обучающимися пробы Руфье для оценки работоспособности сердца и тренированности организма в целом.

Педагогическое тестирование. Например: выполнение контрольных упражнений, возможных в условиях квартиры, как этапа подготовки к сдаче нормативов в комплексе ГТО.

Фото и видеоотчет. Например: фото- и видеофиксация специально-подготовительных упражнений, утренней гимнастики. Также обучающиеся могут сделать скриншоты своих пульсометров и отправить педагогу. Такой прием может мотивировать к двигательной деятельности в течение дня.

Дневник самоконтроля. Например: регулярное наблюдение обучающегося за состоянием своего здоровья и физического развития, и их изменений под влиянием занятий ФК и спортом. Дневник самоконтроля развивает метапредметные умения. Дневник помогает занимающимся познавать самих себя, приучать следить за собственным здоровьем, своевременно замечать степень усталости от умственной работы или физической тренировки.

Практическая часть позволит оценить эффективность занятий ФК и проверит умение выполнять нормативы физической подготовки и правильность выполнения упражнений.

Подготовка учителя к занятиям

    1. Просмотреть и оценить с педагогической точки зрения информационные ресурсы и данные программного продукта

    2. Составить выборку заданий в соответствии с разделом программы по физической культуре

В условиях использования ДОТ целесообразно оценивать обучающихся по трем критериям:

  • теоретические знания;

  • умения осуществлять собственную физкультурную деятельность;

  • физическая подготовленность.

Сохраняйте спокойствие в процессе обучения. Эмоциональное состояние ребенка = эмоциональное состояние взрослого. 

Всем хорошей и плодотворной работы. Будьте здоровы!