Методические рекомендации
по теме: Организация индивидуальной работы обучающихся
в ходе урока учебной практики
по профессии: «Обувщик по индивидуальному пошиву обуви»
Разработал: мастер производственного обучения Уксусов А.Ю.
Красноярск, 2023 г.
Содержание
1. Кратко о профессии обувщика. 2. Главная цель моей работы, как мастера производственного обучения. 3. Карточки-задания. Список литературы.
1. Кратко о профессии обувщика
Профессия обувщик раньше носила название сапожник и является одной из древнейших. Первую обувь люди стали изготовлять еще в эпоху палеолита из самых различных материалов – кожи животных, дерева, бересты.
Обувь придумали древние греки. Но сначала не было разделения на левую и правую ногу. Такую обувь спустя время стали шить в России в девятнадцатом веке. Она изготавливалась из растительных материалов: дерева, коры или соломы. Сегодня обувь изготавливают из любого натурального и искусственного материалов и производится массово на крупных обувных фабриках. Производственно-технологический процесс состоит из разных этапов – это моделирование и разработка шаблонов, раскрой, сборка, формование, прикрепление и отделка деталей обуви. Обязанности обувщика зависят от узкой специализации. Например, закройщик выполняет технологический процесс раскроя кожи, подкладочного материала, стелек и других деталей обуви. Специфика профессии: «Обувщик по индивидуальному пошиву обуви» заключается в том, что весь технологический процесс при пошиве обуви лежит на одном специалисте, это и подготовка заготовок и колодок к формованию, обтяжка и затяжка заготовки на обувную колодку, выполнение операций по подготовке следа обуви к креплению подошв, каблуков и набоек, отделка обуви. И всё это производится одним человеком. Он делает замеры ноги, изготавливает обувные колодки, вырезает детали образца будущей обуви. Затем шьёт, клеит, прикрепляет подошвы, сушит и занимается отделкой. Заключающим этапом является затяжка обуви, которая приводит её в надлежащий вид. Таким образом, обувщик должен знать и уметь выполнять порядка 40-100 технологических операций. Обувщик должен следить за всеми тенденциями обувного дизайна, а так же в совершенстве владеть искусством раскроя и пошива обуви. Профессия обувщика одна из нелёгких кропотливых и сложных работ. Здесь нужно быть не только специалистом по раскрою материалов и швейному делу, но и дизайнером, художником – модельером, а также проектировщиком. Обувщик работает непосредственно с заказчиком, выявляет его потребности и пожелания, снимает мерки, оформляет паспорт заказа и назначает дату выполнения заказа. Получить профессию обувщика может каждый. Но стать талантливым и востребованным специалистом удается не всем. Усердие, усидчивость, внимательность, трудолюбие и любовь к своей профессии являются важными качествами профессионала в этой сфере. Умение общаться с клиентом, внимательность и коммуникабельность делают работу обувщика успешной. Все эти знания, умения и личностные качества нужно сформировать и развить в течение 5 месяцев, которые отведены учебным планом на подготовку обувщика. Нужно изучить конструирование и моделирование обуви, оборудование обувного производства, технологию сборки обуви, устранение дефектов и повреждений обуви, а также приобрести знания о тех материалах, которые применяются для изготовления обувных изделий. Исходя из того, что обучающиеся в учебной группе разного возраста, с разным уровнем образования, разными способностями, наиболее эффективной в организации практического обучения является индивидуальная форма организации работы обучающихся. Эта форма предполагает, что каждый обучающийся получает для
самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Например, при изучении темы «Выполнение машинных швов и технологический процесс формования заготовки обуви на обувной колодке» мною разработаны индивидуальные задания: - по спусканию краёв деталей верха обуви, - по склейке деталей верха обуви, - по сборке деталей верха обуви, - по процессу формования заготовки верха обуви на обувную колодку.
Индивидуальная работа позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого обучающегося в соответствии с его подготовкой и возможностями и значительно увеличивается объем эффективной самостоятельной работы. Не менее важным является
контроль мастера за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у обучающихся затруднений.
Затруднения могут быть следующие:
По заданию № 1, это затруднения в правильном держании угла ножа и определении расстояния спуска края деталей. По заданию № 2, это сложности адаптации к работе на швейной машине. По заданию № 3, это сложности правильное распределение клея на склеиваемые детали и правильное наклеивание деталей между собой. По заданию № 4, это сложности в правильном расположении заготовки обуви на обувной колодке и распределении гвоздей для формования и затяжки.
Мастер наблюдает за работой обучающихся, следит, чтобы они пользовались правильными приёмами, инструментами, материалами, даёт советы, наводящие вопросы, а когда обнаруживает, что многие обучающиеся не справляются с заданием, может прервать индивидуальную работу и дать всей группе дополнительное разъяснение. Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах учебного занятия, при решении различных задач: при освоении новых умений; (спустить края деталей верха обуви) при формировании и закреплений умений и навыков; (склеить детали верха обуви) при выполнении комплексных работ; (собрать на швейной машине детали верха обуви) при проведении проверочных работ; (отформовать заготовку на обувной колодке). Степень самостоятельности индивидуальной работы обучающихся является разной. На первом этапе обучающиеся выполняют задания с предварительным и фронтальным разбором, подражая образцу, или по подробным инструкционным картам. По мере овладения учебными умениями степень самостоятельности возрастает: обучающиеся могут работать по более общим, не детализированным заданиям, без непосредственного вмешательства мастера. Например, получив индивидуальное задание, каждый обучающийся сам составляет план своих действий, подбирает материалы, инструменты, приспособления, выполняет необходимые действия в намеченной последовательности, фиксирует результаты работы. Для слабоуспевающих обучающихся необходимо составлять такую систему заданий, которые содержат в себе образцы выполнения заданий, последовательность его выполнения; различные алгоритмы действий, позволяющие обучающемуся шаг за шагом решить поставленную задачу.
Карточка-задание № 1. Выполните спускание краёв деталей комплекта туфель домашних, для тугого тачного и настрочных швов. Пример выполнения задания: 1. Перед тем, как выполнить тугой тачной шов необходимо спустить сапожным ножом края двух деталей берцев с бахтармяной стороны кожи по пяточному закруглению на ширину 2-3 мм и 1/2 толщины на мраморной плите или ровной доске применяя для правки ножа если это необходимо брусок с наклеенной наждачной бумагой. (В комплекте 4 детали). 2. Перед тем, как выполнить настрочной шов необходимо спустить сапожным ножом передние края этих же берцев с лицевой стороны на ширину 4-5 мм и 1/2 толщины детали. (В комплекте 4 детали).
Карточка-задание № 2. Выполните стачивание деталей комплекта туфель домашних, по пяточному закруглению берцев тугим тачным швом. Пример выполнения задания: 1. Перед тем, как выполнить сборку деталей берцев тугим тачным швом необходимо две детали берцев сложить лицевыми сторонами и сделать на швейной машине ниточный шов с закрепками в начале и конце строчки, длина стежка 2,5-2,8 мм. Расстояние шва от края стачиваемых деталей должно быть 1,0-1,5 мм. (В комплекте 4 детали). 2. Перед тем, как выполнить сборку деталей берцев (заднего узла) с деталями (переднего узла) союзкой необходимо наклеить (передний узел) союзки на ширину 7-8 мм, после чего пришить союзку к берцам двумя параллельными строчками. Расстояние первой строчки от края детали 1,0-1,5 мм, а между строчками 1,5-2,0 мм. Настрочной шов делают без закрепки. Вначале и в конце строчки обрезаются нити 1,5-2,0 см, их вытягивают на бахтармяную сторону и подклеивают вдоль ниточного шва.
Карточка-задание № 3. Выполните приклеивание тесьмы на тугой тачной шов и разгладьте его сапожным молотком. После этого осуществите технологический процесс склеивания заднего и переднего узлов деталей верха обуви и околотите детали под настрочные швы молотком. Пример выполнения задания: 1. Перед тем, как выполнить процесс приклеивания тесьмы на тугой тачной шов с бахтармяной стороны и разгладить его молотком, тугой тачной шов и тесьму намазывают кистью резиновым клеем, после этого выполняют намазку кистью резиновый клей на передние края берцев с лицевой стороны по спущенному краю деталей и с бахтармяной стороны союзку на ширину 7-8 мм. Резиновый клей наносят тонким ровным слоем без пропусков и пузырьков на склеиваемые поверхности. Сушка клея 10-15 минут. 2.После сушки осуществляют процесс склеивания заднего и переднего узлов деталей верха обуви и околачивают сапожным молотком. Карточка-задание № 4. Выполните процесс формования заготовки верха обуви на обувные колодки. Пример выполнения задания: 1.Перед тем, как выполнить процесс формования необходимо вклеить задник между верхом и подкладкой в пяточной части заготовки верха обуви. 2.После вклеивания задника в пяточную часть заготовки, одевают заготовку верха обуви на обувную колодку, подтягиванием затяжными клещами и фиксируют на 5-10 гвоздей, после чего промазывают все слои наиритовым клеем, верх с бахтармяной стороны затяжной кромки, подкладку с обеих сторон, основную стельку под затяжной кромкой и производят процесс затяжки пяточно-геленочной части заготовки верха обуви без сушки клея. 3.После процесса затяжки пяточно-геленочной части заготовки верха обуви удаляют 5 гвоздей из носочно-пучковой части верха обуви, заворачивают носочно-пучковую часть, как чулок и намазывают кистью наиритовый клей на подкладку и основную стельку на ширину затяжной кромки покладки 12-14 мм. Сушка клея 10-15 минут. 4.Затем носочно-пучковую часть подкладки затягивают на основную стельку затяжными клещами без гвоздей, околачивают затяжную кромку подкладки сапожным молотком и срезают складки сапожным ножом в направлении от себя. 5.Затем в носочной части подкладки, где будет приклеиваться подносок намазывают подкладку и подносок кистью наиритовым клеем. Сушка клея 10-15 минут. 6.Затем наклеивают подносок без фиксации гвоздями и околачивают молотком, далее кистью намазывают наиритовый клей на приклеенный на подкладку подносок, выворачивают верх обуви обратно в носочно-пучковой части и промазывают вдоль затяжной кромки бахтармяную сторону кожи и затянутую подкладку в носочно-пучковой части обуви. 7.Затем затяжными клещами осуществляют технологический процесс затяжки носочно-пучковой части обуви, при помощи фиксирования обувными гвоздями № 28-30. Примечание: Процесс затяжки в носочно-пучковой верха обуви осуществляют тщательным вытягиванием и укладыванием в равномерные складки кожи при помощи фиксирования обувными гвоздями. Между складками и окончательно в складки забивают гвозди для того, чтобы создать равномерно приклеенную затяжную кромку для обеспечения большей и равномерной площади приклеивания склеиваемых материалов. Технологический процесс ручного формования заготовки верха на обувную колодку достаточно сложен и требует тщательного подхода к выполнению этих технологических операций и достаточно большого опыта, для выполнения качественно проделанной работы. Такая организация учебной работы на уроке дает возможность каждому обучающемуся в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт практической деятельности. В этом заключаются достоинства индивидуальной формы организации учебной работы обучающихся, её сильные стороны. Однако эта форма организации содержит и серьёзный недостаток: способствуя воспитанию самостоятельности обучающихся, организованности, настойчивости в достижении цели, индивидуальная форма учебной работы несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Этот недостаток можно компенсировать в практической работе мастера сочетанием индивидуальной формы организации учебной работы обучающихся с такими формами коллективной работы, как фронтальная и групповая. Иногда, в рамках индивидуальной работы обучающимся предлагаю разноуровневые задания, когда обучающийся выбирает задание по силам. Уделяю большое внимание обучающимся с низкой учебной мотивацией к труду, пытаюсь заинтересовать их, даю облегченные задания. Важным считаю включенность каждого обучающегося в решение профессиональных задач, формирование их познавательной деятельности, что создает продуктивность урока и качество профессиональной подготовки. На мой взгляд, использование индивидуальных форм работы позволяет мне в учебный процесс внедрять элементы технологии развивающего обучения, основная цель которого – сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств обучающегося, опираясь на его способности, склонности, возможность реализовать себя в учебной деятельности, т.е. обеспечить процесс познания как личностно-ориентированный. Стараюсь создавать ситуации, при которых обучающимся необходимо выбирать определенный путь решения заданий. Подобные ситуации вызывают интерес и стимулируют их активную мыслительную деятельность. В процессе организации индивидуальной деятельности обучающихся возникают разнообразные трудности, к примеру, не все обучающиеся успевают закончить работу в отведённое время, обладая недостаточно сформированными профессиональными умениями, они не могут рационально организовать свой труд, осуществить самоконтроль. Поэтому их темп не высок. В основном трудности объясняются тем, что у обучающихся нет навыков индивидуальной работы. По мере приобретения опыта, возрастает уровень продуктивной деятельности слабо подготовленных обучающихся и общий темп работы всей учебной группы. Что касается сильных обучающихся, то им обычно даются несколько усложненные или дополнительные задания, отвечающие более высокому уровню их подготовки и стимулирующие развитие их способностей. При организации индивидуальной работы важно, что каждый обучающийся работает в своём темпе и на своём уровне трудности. И этот уровень трудности каждый может выбрать себе сам. А задача мастера – организовать урок так, чтобы каждый обучающийся работал в наивысшем для него темпе. Задания должны быть разнообразными и постепенно усложняться.
2. Главная цель моей работы, как мастера производственного обучения. Главная цель моей работы заключается в том, чтобы обучающиеся на основе полученных теоретических знаний освоили движения, приёмы и способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них навыков и умений выполнения производственных работ по обучаемой профессии. Обучающимся недостаточно просто запомнить и изучить учебный материал; они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении задания. 3. Карточки-задания.
Карточка-задание № 1.
Выполните спускание краёв деталей комплекта туфель домашних, для тугого тачного и настрочных швов.
Пример выполнения задания:
1. Перед тем, как выполнить тугой тачной шов необходимо спустить сапожным ножом края двух деталей берцев с бахтармяной стороны кожи по пяточному закруглению на ширину 2-3 мм и 1/2 толщины на мраморной плите или ровной доске применяя для правки ножа если это необходимо брусок с наклеенной наждачной бумагой. (В комплекте 4 детали).
2. Перед тем, как выполнить настрочной шов необходимо спустить сапожным ножом передние края этих же берцев с лицевой стороны на ширину 4-5 мм и 1/2 толщины детали. (В комплекте 4 детали).
Карточка-задание № 2.
Выполните стачивание деталей комплекта туфель домашних, по пяточному закруглению берцев тугим тачным швом.
Пример выполнения задания:
1. Перед тем, как выполнить сборку деталей берцев тугим тачным швом необходимо две детали берцев сложить лицевыми сторонами и сделать на швейной машине ниточный шов с закрепками в начале и конце строчки, длина стежка 2,5-2,8 мм. Расстояние шва от края стачиваемых деталей должно быть 1,0-1,5 мм. (В комплекте 4 детали).
2. Перед тем, как выполнить сборку деталей берцев (заднего узла) с деталями (переднего узла) союзкой необходимо наклеить (передний узел) союзки на ширину 7-8 мм, после чего пришить союзку к берцам двумя параллельными строчками. Расстояние первой строчки от края детали 1,0-1,5 мм, а между строчками 1,5-2,0 мм. Настрочной шов делают без закрепки. Вначале и в конце строчки обрезаются нити 1,5-2,0 см, их вытягивают на бахтармяную сторону и подклеивают вдоль ниточного шва.
Карточка-задание № 3.
Выполните приклеивание тесьмы на тугой тачной шов и разгладьте его сапожным молотком. После этого осуществите технологический процесс склеивания заднегои переднего узлов деталей верха обуви и околотите детали под настрочные швы молотком.
Пример выполнения задания:
1. Перед тем, как выполнить процесс приклеивания тесьмы на тугой тачной шов с бахтармяной стороны и разгладить его молотком, тугой тачной шов и тесьму намазывают кистью резиновым клеем, после этого выполняют намазку кистью резиновый клей на передние края берцев с лицевой стороны по спущенному краю деталей и с бахтармяной стороны союзку на ширину 7-8 мм Резиновый клей наносят тонким ровным слоем без пропусков и пузырьков на склеиваемые поверхности. Сушка клея 10-15 минут.
2.После сушки осуществляют процесс склеивания заднего и переднего узлов деталей верха обуви и колачивают сапожным молотком. Карточка-задание № 4.
Выполните процесс формования заготовки верха обуви на обувные колодки.
Пример выполнения задания:
1.Перед тем, как выполнить процесс формования необходимо вклеить задник между верхом и подкладкой в пяточной части заготовки верха обуви. 2.После вклеивания задника в пяточную часть заготовки, одевают заготовку верха обуви на обувную колодку, подтягиванием затяжными клещами и фиксируют на 5-10 гвоздей, после чего промазывают все слои наиритовым клеем, верх с бахтармяной стороны затяжной кромки, подкладку с обеих сторон, основную стельку под затяжной кромкой и производят процесс затяжки пяточно-геленочной части заготовки верха обуви без сушки клея. 3.После процесса затяжки пяточно-геленочной части заготовки верха обуви удаляют 5 гвоздей из носочно-пучковой части верха обуви, заворачивают носочно-пучковую часть, как чулок и намазывают кистью наиритовый клей на подкладку и основную стельку на ширину затяжной кромки покладки 12-14 мм. Сушка клея 10-15 минут. 4.Затем носочно-пучковую часть подкладки затягивают на основную стельку затяжными клещами без гвоздей, околачивают затяжную кромку подкладки сапожным молотком и срезают складки сапожным ножом в направлении от себя. 5.Затем в носочной части подкладки, где будет приклеиваться подносок намазывают подкладку и подносок кистью наиритовым клеем. Сушка клея 10-15 минут. 6.Затем наклеивают подносок без фиксации гвоздями и околачивают молотком, далее кистью намазывают наиритовый клей на приклеенный на подкладку подносок, выворачивают верх обуви обратно в носочно-пучковой части и промазывают вдоль затяжной кромки бахтармяную сторону кожи и затянутую подкладку в носочно-пучковой части обуви. 7.Затем затяжными клещами осуществляют технологический процесс затяжки носочно-пучковой части обуви, при помощи фиксирования обувными гвоздями № 28-30.
Список литературы
1. Леденёва И.Н. «Индивидуальное изготовление и ремонт обуви», М.: Академия»,
2004г.;
2. И.И. Довнич «Технология производства обуви», - М.: Изд.центр «Академия»,
2004г.;
3. А.Я. Палицкий, М.М. Дейч «Изготовление обуви по индивидуальным заказам»,
Учебное пособие для проф.- техн. училищ, - М.: Легпромбытиздат, 1990г.;
4. Б.М. Стронгин, В.Н. Морева «Справочник мастера-обувщика», - М.: «Легкая
промышленность и бытовое обслуживание», 1990г.;
5. А.Г. Мореходов, Т.Н. Лапкина, А.Н. Калита, Н.З. Майорова, С.И. Клобуков,
А.Г. Чесунова, К.Л. Русинов, Т.П. Шведова, Л.С. Беляев, Е.Я. Михеева,
А.В. Тимофеева «Справочник обувщика» (Технология), -М.: «Легкая
промышленность и бытовое обслуживание»,1989г.;
6. Б.Л. Спектор, Б.М. Стронгин, В.Н. Морева «Справочник мастера-обувщика»,
- М.: «Легкая промышленность и бытовое обслуживание», 1985г.;
7. С.И. Студенцева, Л.К. Саркисьянц «Правила техники безопасности и
производственной санитарии для предприятий пошива и ремонта обуви», 1984г.