СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные школы стремится к разностороннему развитию личности школьников. Рассматривая обновлённый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (ФГОС НОО), видно, как особое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности. Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Данные методические рекомендации созданы специально для учителей начальных классов. В ней вы сможете узнать о назначении исследовательских и проектных работ, их структуру, критерии оценивания, а также найдете примеры для исследования и проектных задач. С их помощью вы сможете открыть для детей новый, увлекательный мир, в котором каждый ребенок сможет стать творцом.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы»

Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»









Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы











Г. Красноярск, 2024



Аннотация

Современные школы стремится к разностороннему развитию личности школьников. Рассматривая обновлённый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (ФГОС НОО), видно, как особое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Данные методические рекомендации созданы специально для учителей начальных классов. В ней вы сможете узнать о назначении исследовательских и проектных работ, их структуру, критерии оценивания, а также найдете примеры для исследования и проектных задач. С их помощью вы сможете открыть для детей новый, увлекательный мир, в котором каждый ребенок сможет стать творцом.

















Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составители: Орешкина Р.М. – студентка группы 22П-2 отделения «Преподавание в начальных классах».

«Красноярский педагогических колледж №1 им. М. Горького», 2024.

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: НАЗНАЧЕНИЕ, СПЕЦИФИКА, СТРУКТУРА 4

1.1 Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 4

1.2 Типичные ошибки при проведении исследования и примеры ошибок в детских исследовательских работах 8

1.3 Критерии оценивания детский работ 13

1.4 Паспорт исследования №1 «Свойства необычных жидкостей» 15

1.5 Паспорт исследования №2 «Свойства воздуха в жизни человека» 17

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 21

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 21

2.2 Проектная задача №1 «Тайны животных» (2 класс) 29

2.3 Проектная задача №2 «Музыкальные инструменты» 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55





















РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: НАЗНАЧЕНИЕ, СПЕЦИФИКА, СТРУКТУРА



1.1 Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура



Исследование– творческая и систематичная работа, проводимая с целью увеличения запаса знаний. Это учебная методика, которая позволяет ученикам самостоятельно исследовать интересующие их темы, проводить наблюдения, анализировать данные и делать выводы. (Цыбина М.В.)

Исследовательская деятельность – это организованная познавательная творческая деятельность учащихся начальных классов, характеризующая целенаправленностью, активностью, мотивацией и сознательностью, в результате которой у обучающихся формируется познавательный интерес и исследовательские умения. (Цыбина М.В.)

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой её проведения. (Цыбина М.В.)

К исследовательской деятельности новый стандарт ФГОС НОО предъявляет требования, которые отражены в разделе метапредметных результатов под пунктом «базовые исследовательских требования». Так же захватывает требования, связанные с работой с информацией, таким образом мы опираемся на пункт «Работы с информацией».

Базовые исследовательские действия:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

выбирать источник получения информации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. (ФГОС НОО)

По стандартам второго поколения  в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается  в  обеспечении   обучающихся  умением учиться.  Поэтому главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

знакомство с проведением учебных исследований;

развитие творческой исследовательской активности;

стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

ознакомление с научной картиной мира;

вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Исследуя, ребёнок задаёт вопросы: почему? зачем? откуда? как? для чего? и ищет на него ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксирует результат.

Как организовать исследование? Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.

 Экспресс-исследование. Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

Долговременные исследования. Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь:

ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);

предлагает возможные варианты решения;

собирает материал;

делает обобщение;

готовит проект (доклад, макет и др.);

защищает проект.

Любая исследовательская работа  состоит из нескольких этапов:

- выбор темы;

- постановка цели и задач;

- гипотеза исследования;

- организация исследования;

- подготовка к защите и защита работы.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

На этапе выбора темы исследования возможные действия родителей могут быть следующие: помочь выбрать лучшую из тем, обосновать свой выбор.

Следующий этап: выдвижение первоначальных идей. Возможные действия родителей: помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать.

В ходе сбора материала родители могут посоветовать, дополнить список необходимых источников по теме исследования или исключить из него те, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые помогут ребенку в посещении библиотеки, ориентировании в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации. Источниками информации могут быть: опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, Интернет, а также книги и периодические издания.

 На этапе обобщения материалов родители могут помочь ребенку кратко изложить  самое главное и рассказать об этом другим людям. Для этого нужно приготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования, создать  графики, макеты, чертежи и др. Детям может потребоваться помощь в редакционной поправке, грамматическом и стилистическом контроле.

 На этапе подготовки к защите проекта родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение ребенка перед выступлением.

Таким образом, для проведения исследовательской деятельности в начальной школе могут быть задействованы родители и учителя. Исследование должно быть понятным и интересным ребёнку, чтобы он мог выполнить его основную часть. На каждой этапе исследование ребёнок может консультироваться с учителем и родителем.


1.2 Типичные ошибки при проведении исследования и примеры ошибок в детских исследовательских работах

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других.

Для уточнения можно провести анкету:

Что мне интересно больше всего?

Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или

поэзией, астрономией или историей)?

Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

В ходе проведения экспериментальной работы было выделено несколько важных общих положений:\

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд.

- Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. (Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не дает должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, «добровольно-обязательное мероприятие).

- Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения работа теряет смысл.

- Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Типичные ошибки:

  1. Неактуальная и не отражающая запрос социума тема;

  2. Не отражает интересы учащегося младшей возрастной группы.

Примеры типичных ошибок:

1. Взята слишком узкая тема исследования («Реалистические черты в рассказе «Бирюк», «Образ моря в элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило»).

2. Тема исследования сформулирована слишком широко. («Культура Руси XII века», «Слово о полку Игореве» и литература», «Нравственные принципы В.А. Каверина», «Сцены дуэли в произведениях А.С. Пушкина» — темы по глубине и объёму соотносимы с научными монографиями.)

3. Тема не соответствует возрасту. («Непристойная лексика в переписке школьников на страницах Интернета» — 7 класс: какую педагогическую задачу решал учитель?)

4. Отсутствие познавательного интереса учащихся к теме исследования или к исследовательской деятельности в целом. (Как правило, эта проблема возникает или при навязывании неинтересной учащемуся темы, или при отсутствии у учащегося желания (способностей) к исследовательской деятельности.)

Рекомендации по постановке цели

1. Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.

2. Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

3. Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

4. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны - мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

5. Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.

Типичные ошибки при определении целей и задач:

В литературе выделяют следующие недостатки формулировки целей:

  1. Цели исследования завышены;

  2. Несоответствие цели теме и проблеме исследования;

  3. Неясность, неточность формулировки целей.

Пример. Цель исследования — определить влияние социального статуса индивида па качество его жизнедеятельности в условиях совре­менной России.

В такой формулировке цели в ней отсутствует указание на те со­держательные свойства предмета и объекта, которые будут анализи­роваться в данном исследовании.

Цель формулируется в виде процесса исследования, а не его результата.

Пример. Цель исследования — изучить, как профессиональная занятость влияет на физическую активность людей в условиях современ­ной России.

При такой формулировке содержание цели исследования пред­стает в виде процесса изучения указанных явлений. Однако сам по себе процесс изучения является лишь инструментом исследования и не обязательно может привести к какому-либо содержательному результату, в то время как социологическое исследование предпола­гает получение значимого содержательного знания об исследуемых явлениях, которое и характеризует его результат.

Как сформулировать гипотезу

1. Метод подбрасывания идей. Суть его в том, что чужая идея не так вдохновляет на деятельность, как своя. Поэтому необходимо в процессе обсуждения подбрасывать разные темы, идеи, решать вместе задачи, и не выяснять далее чьи были предположения.

2. Метод личного примера. Если учитель излагает материал увлечённо и заинтересованно, то проблем не бывает. Материал должен нравиться ученику и учителю.

3. Мозговой штурм. Это метод свободного генерирования идей.

4. Дискуссия. Рассматривая дискуссию, как коллективное обсуждение какого-либо спорного или важного вопроса с целью нахождения истины, необходимо помнить, что многое здесь зависит от ведущего. В этой роли лучше всего выступить учителю.

5. Деловая игра.

 Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Как оформить исследовательскую работу

Исследовательская работа обучающегося имеет научный стиль изложения, который имеет свои особенности:

- Строгая логичность – все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте

- Точность – достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики

- Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности

- Ясность – умение писать доступно и доходчиво

- Краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».

Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой:

  • титульный лист

  • оглавление

  • введение

  • основная часть

  • заключение

  • список литературы

  • приложения


Типичные ошибки:

  1. Неудачно выбрана тема исследования;

  2. Некорректное название работы;

  3. Неправильная формулировка цели и задачи исследования

  4. Отсутствие обработки данных;

  5. Отсутствие ссылок на литературные источники.


1.3 Критерии оценивания детский работ

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов (с комментариями)

1

Выбор темы исследования

0 – не актуальна, не корректна, не соответствует возрасту

1 – актуально для ученика

2 - актуально для ученика и общества

2

Выделение проблемы исследования

0 – проблема не соответствует теме

1 – проблема соответствует теме

3

Постановка цели исследования

0 – цель сформулирована неверно и не обоснована

1 – цель сформулирована верно или обоснована

2 – цель сформулирована и обоснована (соответствует теме, проблеме исследования)

4

Постановка задач исследования

0 – задачи не способствуют достижению цели и не соответствуют возрастным особенностям

1 - задачи способствуют достижению цели и соответствуют возрастным особенностям

5

Формулировка гипотезы исследования

0 – не верно сформулирована (нет предположения) и не доказуема-опровержима

1 – верно сформулирована (в виде предположения) и доказуема-опровержима.

6

Анализ литературы

0 – литература не соответствует возрасту, содержит однообразные и недостоверные источники.

1 – литература соответствует возрасту, содержит однообразные и недостоверные источники.

2 – литература соответствует возрасту, содержит разнообразные и достоверные источники.


7

Используемые методы исследования

0 – использован 1 метод исследования, не соответствующий логике исследования

1 – использован 1 метод исследования, соответствующий логике исследования

2 – использовано более 2-х методов, соответствующих логике исследования.

8

Формулировка выводов исследования

0 – выводы отсутствуют

1 – наличие выводов

2 - вывод(-ы) соответствует(-ют) теме, цели, задачам и подводят логический итог исследования

9

Структура и логика работы


0 – нарушение структуры и логики исследования, отсутствуют 2 и более этапа.

1 – структура и логика не нарушены, отсутствуют до 2-х этапов.

2 - структура и логика не нарушены, присутствуют все этапы.

10

Представление данных

0 – результаты видов не представлены

1 – представлены не менее 2-х видов (фото, рисунки, таблицы, диаграммы)

11

Оформление работы

0 – оформление не соответствует общим требованиям

1 – есть нарушения в оформлении текста или списка литературы.

2 – соблюдены все общие требования к оформлению текста (поля, шрифт, заголовки, цитаты, иллюстративный материал), списка литературы со ссылками на источники, приложения.

Итог:

18 баллов







1.4 Паспорт исследования №1 «Свойства необычных жидкостей»

Паспорт разработали:

ФИ студентов: Орешкина Регина

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Свойства необычных жидкостей»

2

Актуальность исследования

Нас окружает большое количество жидкости. Мы всё время сталкиваемся с использованием жидкости (моем посуду, пьём чай и т.д.). Основным свойством жидкости является то, что она может менять свою форму под механическим воздействием. Но, как оказалось, не все жидкости могут вести себя привычным образом. Существует неньютоновская жидкость. Я заинтересовалась свойствами этой жидкости и решили создать её своими руками.

3

Проблема исследования

Можно ли создать вещество, которое может быть одновременно жидким и твёрдым?

4

Объект исследования

Неньютоновская жидкость

5

Цель исследования

Для учителя: Организация деятельность учащихся 2 класса по формированию базовых исследовательских умений.

Для ученика: создать вещество, которое было бы одновременно жидким и твёрдым.

6

Задачи исследования

Для ученика:

  1. Изучить и проанализировать теоретический материал о необычных жидкостях;

  2. Ввести понятие «Неньютоновская жидкость»;

  3. Создать неньютоновскую жидкость в домашних условиях.

  4. Заполнение дневника исследователя

З

Гипотеза исследования

Предположим, что неньютоновская жидкость может быть твёрдой и жидкой одновременно.

8

Методы исследования

Анализ литературы, наблюдение, опыт, обобщение

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный (2 дня)

По организационной форме: групповой (3-4 человека)

По содержанию: моно(окружающий мир)

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный: подготовить теоретический материал, определить цель, задачи исследования.

2. Теоретический: изучить теоретический материал.

3. Практический: ставим гипотезу, проводим опыты

4. Аналитический: анализируем полученные результаты, формулировка выводов, заполнение дневника исследователя.

5. Презентационный: представляем исследование в соответствии с темой и критериями, представление дневника исследователя.

6. Рефлексивный: провести анализ проделанной работы, выделить трудности и успехи.


Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: создать вещество, которое было бы одновременно жидким и твёрдым.

Ход исследования:

Теоретическая часть:

Неньютоновские жидкости — это жидкости, которые имеют переменную вязкость и переменную зависимость от напряжения сдвига.

Почему же неньютоновские жидкости так называются?

Эти жидкости не следуют закону вязкости Ньютона. Их вязкость может изменяться под действием силы, то есть некоторые жидкости, становятся более жидкими при встряхивании.

В жидкости молекулы уже не находятся в кристаллической решётке, но ещё не в таком хаотическом состоянии, как в газах. Если действовать на жидкость сильным давлением, она обретает подобие кристаллической решётки. Например, если кинуть плоский камень на воду под определённым углом, он по ней некоторое время будет скакать.

Ход опыта:

Распределить учащихся на микрогруппы. Ознакомить с дневником исследователей и опытом. ИНСТРУКТАЖ по безопасности

1) Взять чашу и воду и смешать крахмал в равных количествах;

2) Получить белую жидкость.



Наблюдение: Если мешать быстро, чувствуется сопротивление, а если медленнее то нет. Получившуюся жидкость можно налить в руку и попробовать скатать шарик, при воздействии на жидкость, пока мы будем катать шарик, в руках будет твердый шар из жидкости. Как только мы разожмем руки, твердый шар тут же растечется по руке.

Если на эту жидкость воздействовать с силой, то она приобретает свойства твердого вещества. По этой жидкости можно даже бегать, но если замедлить действие, то человек сразу же погружается в неё.








11

Оборудование для проведения исследования

Вода, чаша, крахмал

12

Продукт исследования

Неньютоновская жидкость, дневник исследователей

13

Перспектива исследования

Выступление на конференциях, продолжить заполнять дневник исследователя

14

Используемые источники

Non-Newtonian fluid - Wikipedia (turbopages.org)



1.5 Паспорт исследования №2 «Свойства воздуха в жизни человека»

Паспорт исследования

Паспорт разработали: Алексеева Ангелина

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Свойства воздуха в жизни человека.

2

Актуальность исследования

Воздух – невидимка, одно из самых главных богатств природы. Обычно мы даже забываем, что он повсюду вокруг нас. Забываем, но не можем обойтись без него и нескольких минут. Актуальность исследовательского проекта «Свойства воздуха в жизни человека» обусловлена необходимостью углубления знаний обучающихся о свойствах воздуха, необходимостью знания о том, какие свойства воздуха используются человеком в повседневной жизни, повышением интереса к исследовательской деятельности и познанию окружающего мира.

Использует ли человек свойства воздуха в повседневной жизни? (добавить ситуацию из жизни ребенка)

3

Проблема исследования

Как воздух влияет на жизнь человека?

4

Объект исследования

Воздух.

5

Цель исследования

Для учителя: Создать условия для формирования базовых исследовательских действий учащихся 3 класса по теме «свойств воздуха в жизни человека».

Для ученика: Изучить свойства воздуха.

6

Задачи исследования

Для ученика:

1.Подобрать и изучить литературу по проблеме исследования.

2. Провести опытные исследования, найти и подобрать примеры, показывающие применение свойств воздуха человеком в жизни.

3.Обобщить полученные результаты и сделать выводы.

4. Заполнить дневник исследователя по теме «свойства воздуха»


7

Гипотеза исследования

Предположим, что воздух имеет свойства, которые используются человеком в жизни.

8

Методы исследования

Изучение литературы, анализ результатов, опыт.

9

Тип исследования

По продолжительности: (краткосрочный,)

По организационной форме: (групповой,)

По содержанию: (моно(окружающий мир),)

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный:

Определение темы, актуальности, целей, задач, определение проблемы, объекта, подбор методов исследования и оборудования для проведения исследования.

2. Теоретический: Сбор и анализ информации по исследуемой проблеме:

- что такое воздух;

- свойства воздуха

- использование свойств воздуха в жизни человека.

3. Практический: Выдвижение гипотезы и проведение опытов.

4. Аналитический: анализ полученных результатов, формулировка выводов, заполнение дневника исследователя.

5. Презентационный: представление дневника исследователя в соответствии с темой и критериями

6. Рефлексивный: подведение итоги работы (что получилось/не получилось) и формулировка вывода по заданной теме.


11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: Исследование свойств воздуха и определение их роли в жизни человека.

Ход исследования:

Опыт № 1. Занимает ли воздух место?

Цель: на основе проведенного опыта убедиться в том, что воздух занимает место.

Оборудование: полиэтиленовый пакет

Описание: возьмем и скрутим полиэтиленовый пакет, он стал выпуклым, а внутри пакета находится воздух.

Вывод: воздух имеет место.

В повседневной жизни мы встречаемся с тем, что нам приходится совершать действия с предметами, которые позволяют нам доказать, что воздух имеет место (например: надуваем воздушный шар).

Опыт № 2. Есть ли сжимаемость и упругость у воздуха?

Цель: на основе проведенного опыта убедиться в том, что воздух сжимаем и упруг.

Оборудование: Шприц.

Описание: возьмем шприц и потянем поршень, так чтобы шприц заполнился воздухом. Заткнем пальцем отверстие вверху шприца. С силой надавим на поршень. Затем отпустим его. Из-за сильного давления воздуха внутри шприца поршень выстреливает с большой силой, возвращаясь в исходное положение. Из-за надавливания на поршень воздух внутри шприца сжимается, что приводит к увеличению силы, с которым он воздействует на стенки шприца и на палец. Когда поршень возвращается в исходную позицию, сжатый воздух расширяется и снова заполняет весь шприц.

Вывод: воздух сжимаем и упруг.

В повседневной жизни мы играем в мяч. Когда мы ударяем мячом об пол, воздух в мячике сжимается, но так как воздух упруг, он стремится расширяться, и мяч с силой отскакивает от пола.

Опыт № 3. Как услышать воздух?

Цель: на основе проведенного опыта убедиться в том, что воздух можно услышать.

Оборудование: пластиковая трубочка.

Описание: подув в пластиковую трубочку, мы услышим звук. Звук возникает тогда, когда дрожит воздух.

Вывод: воздух можно услышать.

В повседневной жизни человек постоянно находится в социуме, мы взаимодействуем друг с другом через общение. Воздух помогает нам говорить и слышать, а также петь. Произносимые звуки заставляют воздух колебаться, и эти колебания достигают ушей наших слушателей. Воздух заставляет колебаться перепонку в ушах, а мозг формирует ощущение звука.

Опыт № 4. Можно ли почувствовать воздух?

Цель: на основе проведенного опыта убедиться в том, что воздух можно почувствовать.

Оборудование: воздушный шарик.

Описание: надуть шарик, прислонить его к щеке и дать сдуться, мы почувствуем движение на своей щеке

Вывод: воздух можно почувствовать.

В повседневной жизни мы используем вентилятор. Он создает движение воздуха, и мы можем убедиться в том, что воздух можно почувствовать.

Опыт № 5. Может ли воздух проводить тепло?

Цель: на основе проведенного опыта, убедиться в том, что воздух плохо проводит тепло.

Оборудование: два стакана, горячая вода, коробка

Описание: в два стакана налить горячую воду. Один стакан поставить на стол, а другой стакан поставить в пустую коробку. Стакан с водой, стоящий на столе, остынет медленнее, чем стакан, стоящий в коробке, потому что в коробке содержится воздух, а он плохо проводит тепло.

Вывод: воздух плохо проводит тепло.

В повседневной жизни при изготовлении окон люди используют двойные или тройные рамы, между которыми находится воздух. Этот воздух задерживает тепло в помещении. Так как воздух плохо проводит тепло, то в шубе теплее, чем в пальто, потому что меха содержат воздух.

Вывод: Наша гипотеза подтвердилась. Действительно воздух имеет свойства, которые мы используем в повседневной жизни.




11

Оборудование для проведения исследования

Стеклянные стаканы, полиэтиленовый пакет, шприц, пластиковая трубочка, воздушный шарик.

12

Продукт исследования

Дневник исследователя.

13

Перспектива исследования

Продолжить заполнение дневника исследователя.

14

Используемые источники

Изучение свойств воздуха с помощью интернета и учебника.

Свойства воздуха [Электронный ресурс] // Основные свойства воздуха [сайт]. – Режим доступа: https://ovozduhe.ru/svojstva-vozduha/svojstva-vozduha (дата обращения:28.02.2020)






РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. (Г.К. Селевко). Для того, чтобы осуществить проектную деятельность, существуют некоторые показатели:

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. Проект может быть несколько видов:

1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

 Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказало проектной группе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов про​ектной деятельности:

Анализ данных социологического опроса; Атлас;; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Журнал; Игра; Карта; Коллекция; Макет; Оформление кабинета; Пакет рекомендаций; Письмо в ... ; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстрации;; Сказка; Справочник.

Отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.

Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования или проекта

Учащийся

Учитель

Исследовательская деятельность, потому что личная мотивация связана с получением объективно новых знаний об объекте своего исследования

Проектная деятельность, потому что смысл этой деятельности за­ключается в достижении главной цели образования – повышения качества образования учащегося

Научный подход к деятельности, потому что критерием качества исследования является его объ­ективность, т. е. принципиальная воспроизводимость результата

Научно-организационный подход, потому что главный смысл дея­тельности сводится к созданию условий, раскрывающих иссле­довательские способности уча­щегося

Проектирование и исследование тесно переплетены. Ни одна исследовательская задача не может быть до конца решена без применения технологии проектирования – последовательного движения к поставленной цели.

Умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных и исследовательских работ

Проект

Исследование

Умение целенаправленно про­двигаться к заранее намеченной цели, уверенно преодолевать мешающие и тормозящие обсто­ятельства

Максимально вдумчиво про­верять результаты наблюдений и экспериментов, не подтвер­ждающих заранее выдвинутую гипотезу

Оценивать успешность выполне­ния проекта по максимальному соответствию реальной и плани­ровавшейся деятельности

Оценивать успешность выпол­нения исследования по степени достоверности полученных ре­зультатов

Умение максимально широко использовать и рекламировать результат проекта. Осознавать ценность полностью завершенно­го проекта

Замечать, запоминать и следить за «второстепенными» наблюде­ниями, понимая, что это мате­риал для будущих исследований



Часто проектную деятельность объединяют в одно целое с проектной задачей, следовательно, необходимо видеть различия в данных видах деятельности. Для этого был осуществлен сравнительный анализ проекта и проектной задачи.




Основание для сравнения

Проект

Проектная задача

1

Педагогическая цель

Формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Развитие навыков самостоятельной работы, стимулирование детей к поиску решений, развивая их творческие способности и инициативу.

Перенос известных способов действий к применению в новых условиях.

Формирование разных способов учебного сотрудничества и командной работы.

Цель детская

Решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Получение еще никогда не существовавшего в практике результата (продукта), с помощью выполнения системы зданий.

2

Продолжительность

От урочных до годичных.

Краткосрочные (1-2 урока), долгосрочные (более 2 уроков).

3

Форма организации

Индивидуальные или групповые.

Групповые, реже парные.

4

Структура

1.Проблема (целеполагание)

2. Проектирование (планирование)

3.Поиск информации

4.Продукт

5.Презентация.

1. Проблема (описание квазиреальной ситуации).

2. Система заданий.

3. Итоговое задание (публичное выступление).

5

Деятельность учащихся

Разрабатывают замысел, ищут пути реализации,

Планирование деятельности по решению проблемы.

воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт.

Моделирование/проектирование для решения квазиреальной ситуации.

6

Результат

Должно происходить качественное изменение учащегося,

Происходит самоизменение учащихся,

не предсказуем,

предсказуем,

реальный продукт, который можно представить другим.

реальный продукт полезный для общества.

7

Формируемые универсальные умения

1. Рефлексивные

2. Поисковые (исследовательские)

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

5. Менеджерские умения и навыки

6. Коммуникативные

7. Презентационные умения и навыки

• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

• Ставить и удерживать цели.

• Планировать свою деятельность.

• Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

• Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

• Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

8

Средства

Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств.

Учитель предоставляет обучающимся готовый набор необходимых материалов и средств.

9

Возраст участников

Старшеклассники (подростковая школа).

Учащиеся начальной школы (2-4 класса).



Следуя этим рекомендациям, учителя смогут создать атмосферу, способствующую успешной проектной деятельности, что в конечном итоге будет способствовать развитию у обучающихся ключевых компетенций, необходимых в современном мире.



2.2 Проектная задача №1 «Тайны животных» (2 класс)

Паспорт проектной задачи

Тип проектной задачи

Межпредметная

Место проектной задачи в

Проводится в первой четверти во 2 классе, рекомендуемое время проведения — до двух уроков

Дидактические цели

       Создание условий для комплексного использо­вания освоенных читательских и естественнонаучных знаний и умений (проявление читательской и естественнонаучной грамотности).

       Отработка навыков сотрудничества в микрогруппах

Планируемые результаты

Функциональная читательская грамотность
Проявляют следующие умения:

      определять место, где содержится искомая

информация;

      находить и извлекать одну и несколько

единиц информации;

      соотносить визуальное изображение с вербальным текстом;

      использовать информацию из текста для решения практической задачи.

Функциональная естественнонаучная грамотность

    могут преобразовывать одну форму представления естественнонаучных данных в другую.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

      умение планировать деятельность;

      умение осуществлять самооценку, взаимооценку по предложенным критериям.

 Коммуникативные УУД

      умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач;

      построение устного речевого высказывания

 

Замысел проектной задачи

На 2 уроках окружающего мира или на занятиях внеурочной деятельности детям предлагается выполнить ряд заданий и изготовить альбом «Редкие животные нашего края».

Проектная задача состоит из четырех заданий, выполнять которые нужно последовательно, одно за другим. В соответствии с заданиями класс делится на 5 групп. Каждая группа должна будет последовательно выполнять задания. Возможны 2 способа организации работы: выдать задания целым комплектом, либо разрезать комплект на отдельные задания и выдавать их последовательно по мере выполнения предыдущих.

В итоге от каждой группы будет создана страничка для общего альбома. В нем будет собрана информация о редких животных нашего края.

Перед началом выполнения заданий дети отгадывают загадки и определяют тему проектной задачи и альбома: «Животные Красной книги нашего края».

Первое задание предполагает детьми каждой группы формулировку проблемы и задач. Результат выполнения первого задания — сформулированная проблема и задача.

Второе задание проверяет умение работать с текстом, содержащим отвлекающую информацию, анализировать ее, выбирать нужную и заносить её в таблицу. При выполнении этого задания у учеников должна получиться заполненная таблица, содержащая в себе главные характеристики животного.

Третье задание ориентировано на анализ информации, данной во втором задании, проверяет умение работать с текстом и соотносить её с информацией, представленной в форме рисунка.

Результат выполнения третьего задания — выбран и раскрашен один рисунок из трех по каждому животному, с учетом его характеристик, указанных в тексте второго задания.

Четвертое задание — оформление страницы альбома каждой из групп и подготовка к презентации своего продукта. Для оформления страницы дети используют описание животного из задания №2 и картинку из задания №3.

Для рассказа о животном группы используют таблицу из задания №2.

Презентация продукта деятельности и сборка коллективного альбома

Каждая группа презентует свою работу — страничку из будущего альбома и рассказывает о своём животном. После этого учитель сшивает страницы. Обложку для альбома учителю нужно приготовить заранее. Дополнять альбом можно в течение года при изучении других редких животных Ярославской области.

Рефлексивная анкета

Выдается каждому участнику группы и заполняется индивидуально.




Проектная задача

Класс: 2

Тема: Тайны животных

Цель: организация проектной деятельности обучающихся, направленная на формирование умения анализировать информацию, через создание альбома о животных и их необычных способностей.

Содержание проектной задачи «Тайны животных»
(2 класс)

Запуск

Воспитатель детского сада хочет познакомить малышей с животными. Она обратились к нам в школу, чтобы мы помогли подобрать материал и оформить альбом для малышей сада. Но альбом должен быть не просто о животных.  Например, хамелеоны меняют цвет не только ради маскировки, но и чтобы общаться друг с другом! А знаете ли вы еще какие-либо тайны животных?

Назовите тему альбома. Сформулируйте проблему, с которой мы столкнулись и задачу, которую вам нужно решить. Выполните последовательно все задания, оформив страничку для нашего альбома. После того, как ваша группа выполнит все задания, мы с вами соберем наш альбом.

Ссылка для распределения тем между групп: https://wordwall.net/play/90164/430/886

 Тема альбома: __________________________________________ животных.

 Сформулируйте проблему, о которой идет речь в тексте:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сформулируйте, какую задачу вам нужно решить: ___________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________



Комплект заданий для группы №1

Задание 1.

 Сформулируйте проблему, о которой идет речь в тексте:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Сформулируйте, какую задачу вам нужно решить: ________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________.

Задание 2. Прочитайте описание животного, название которого выпало вашей группе. Ответьте на вопросы и запишите их в таблицу.

Название животного______________________________________________

Это хищное животное, которое относится к семейству кошачьих. Обитает в лесах. В длину достигает 150 см, а вес – 17-18 кг. Рыси отличаются тем, что у них короткое, но мощное туловище, а на ушах можно увидеть четко выраженные кисточки из волос. У этого животного достаточно короткий хвост, как бы обрубленный. Лапы достаточно крупные. Рыси обладают невероятно острым слухом и способны услышать шорох мыши на расстоянии до 100 метров!

Окрас имеет рыжий или коричневый со светлыми пятнами. Прожить рысь может до 20 лет.

Так как это хищник, то эта кошка охотится на лесных мышей, оленей, птиц и лис.

Вопросы

Ответы

Какой размер этого животного?

 

Сколько оно весит?

 

Какого цвета животное?

 

Где оно обитает?

 

Сколько живет?

 

Чем питается?


Необычный факт

 








Задание 3. Выберите среди картинок нужную и раскрасьте ее по описанию из т екста задания № 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4. Оформите свою страничку альбома, наклеив описание вашего животного из задания №1 и картинку из задания №2.

Подготовьте для ваших одноклассников рассказ об этом  животном, используя таблицу из задания №2.

 

 

 

 

 

Комплект заданий для группы №2

 Задание 1.

 Сформулируйте проблему, о которой идет речь в тексте:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Сформулируйте, какую задачу вам нужно решить: ________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________.

Задание 2. Прочитайте описание животного, название которого выпало вашей группе. Ответьте на вопросы и запишите их в таблицу.

Название животного______________________________________________

Это крупное лесное животное, размером до 2 метров в длину и весом до 200 кг. Окрас шерсти чаще всего серо-коричневый. Шерсть жесткая, плотная. Гордостью оленя являются его огромные ветвистые рога, которые он сбрасывает раз в год. У северных оленей прекрасный слух и нюх, а вот зрение у них слабое. Оленьи рога растут быстрее любой другой кости в мире млекопитающих — до 2 сантиметров в день!

Живут олени 15 – 20 лет.

Питается олень травой, ветками кустарников, и также древесной корой, ягодами.

Вопросы

Ответы

Какой размер этого животного?

 

Сколько оно весит?

 

Какого цвета животное?

 

Где оно обитает?

 

Сколько живет?

 

Чем питается?

 

Необычный факт

 






 

Задание 3. Выберите среди картинок нужную и раскрасьте ее по описанию из текста задания № 2.

 

 

 

Задание 4. Оформите свою страничку альбома, наклеив описание вашего животного из задания №1 и картинку из задания №2.

Подготовьте для ваших одноклассников рассказ об этом  животном, используя таблицу из задания №2.

 

 

 

Комплект заданий для группы №3

 Задание 1.

 Сформулируйте проблему, о которой идет речь в тексте:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Сформулируйте, какую задачу вам нужно решить: ________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________.

Задание 2. Прочитайте описание животного, название которого выпало вашей группе. Ответьте на вопросы и запишите их в таблицу.

Название животного______________________________________________

Золотая сельдь на чёрном поле герба города Переславль-Залесский и есть та знаменитая переславская ряпушка из Плещеева озера, или, как её раньше называли «царская» рыба.

Ряпушка очень изящная, можно сказать, симпатичная рыбка: спинка у неё серо-голубая. Бока, туловище и глазки – серебристые. Брюшко белое, а спинной и хвостовой плавники серые. Чешуйки переславской ряпушки крупные. Размер этой рыбки – до 30 см, а вес – всего 300 граммов.  Живет она до 10 лет. Ряпушки могут изменять свою окраску в зависимости от условий окружающей среды, становясь почти невидимыми для хищников!

Питанием для ряпушки являются черви, моллюски и личинки насекомых.

Вопросы

Ответы

Какой размер этого животного?

 

Сколько оно весит?

 

Какого цвета животное?

 

Где оно обитает?

 

Сколько живет?

 

Чем питается?


Необычный факт

 






         Задание 3. Выберите среди картинок нужную и раскрасьте ее по описанию из текста задания № 2.

 

Задание 4. Оформите свою страничку альбома, наклеив описание вашего животного из задания №1 и картинку из задания №2.

Подготовьте для ваших одноклассников рассказ об этом  животном, используя таблицу из задания №2.

 

 

Комплект заданий для группы №4

  Задание 1.

 Сформулируйте проблему, о которой идет речь в тексте:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Сформулируйте, какую задачу вам нужно решить: ________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________.

Задание 2. Прочитайте описание животного, название которого выпало вашей группе. Ответьте на вопросы и запишите их в таблицу

Название животного______________________________________________

Эта птица с ярким клювом, обитает на прудах и озерах.

Оперение лебедей может быть белым, серым или чёрным. У них очень длинная и тонкая шея, широкие крылья и короткие лапы. Птица довольно крупная, до 150 см в длину и весом до 15 кг.

Лебеди живут долго, до 30 лет. Лебеди образуют пары на всю жизнь! Если один партнер погибает, второй часто остается одиноким до конца жизни.

Питаются эти птицы водными растениями, водорослями, рачками, моллюсками, червями.

Вопросы

Ответы

Какой размер этого животного?

 

Сколько оно весит?

 

Какого цвета животное?

 

Где оно обитает?

 

Сколько живет?

 

Чем питается?


Необычный факт

 








Задание 3. Выберите среди картинок нужную и раскрасьте ее по описанию из текста задания № 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4. Оформите свою страничку альбома, наклеив описание вашего животного из задания №1 и картинку из задания №2.

Подготовьте для ваших одноклассников рассказ об этом  животном, используя таблицу из задания №2.

 

 



Комплект заданий для группы №5

Задание 1.

 Сформулируйте проблему, о которой идет речь в тексте:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Сформулируйте, какую задачу вам нужно решить: ________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________.

Задание 2. Прочитайте описание животного, название которого вы узнали, разгадав ребус. Ответьте на вопросы и запишите их в таблицу

Название животного______________________________________________

Самый крупный из всех орел, обитающий в лесистых местностях. Имеет мощные лапы с длинными когтями и очень острое зрение. Длина его тела составляет до 90 см, а размах крыльев до 240 см. Максимальный вес – 7 кг.

Оперение может быть как рыже-коричневым, так и темно-коричневым, но обязательно с золотистыми перьями на затылке и шее. Беркуты обладают исключительным зрением, позволяющим видеть добычу размером с зайца на расстоянии до 3 километров!

Живет беркут 45-50 лет. Беркут – хищная птица. Охотится на мышей, зайцев, белок, небольших лис и оленят.

Вопросы

Ответы

Какой размер этого животного?

 

Сколько оно весит?

 

Какого цвета животное?

 

Где оно обитает?

 

Сколько живет?

 

Чем питается?


Необычный факт

 






 

 Задание 3. Выберите среди картинок нужную и раскрасьте ее по описанию из текста задания № 2.

Беркут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Задание 4. Оформите свою страничку альбома, наклеив описание вашего животного из задания №1 и картинку из задания №2.

Подготовьте для ваших одноклассников рассказ об этом  животном, используя таблицу из задания №2.

 

 

 

Рефлексивная анкета

(заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).



Поставь галочку на оценочной шкале:

Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.

1

2

3

4

5

Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

1

2

3

4

5

Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи).

1

2

3

4

5

Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1

2

3

4

5

Хотел бы ты работать еще раз в той же группе? (Обведи)

Да   Нет          Почему?

__________________________________________________________________

 


Поставь галочку на оценочной шкале:

Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.

1

2

3

4

5

Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

1

2

3

4

5

Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи).

1

2

3

4

5

Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1

2

3

4

5

Хотел бы ты работать еще раз в той же группе? (Обведи)

Да   Нет          Почему?

__________________________________________________________________

 

 



Оценочный лист работы группы

 

Критерии оценки

+/–

1 гр.

2 гр.

3 гр.

4 гр.

5 гр.

1. Правильность выбранного материала для страницы альбома

 

 

 

 

 



2. Полнота представления материала

 

 

 

 

 

3. Аккуратность оформления страницы

 

 

 

 

 

4. Качество выступления (логика изложения, выразительность)



 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 


Комментарии к оценочному листу публичного представления работы группы.

Работа проходит фронтально, совместно с учителем дети дают оценку выступлению каждой группы, отмечая в таблице наличие или отсутствие каждого критерия «+» или «–».



Шаблон страницы альбома «Животные Красной книги нашего края»

 

Название животного

 

_____________________________________

 

Изображение животного 

 

 

Описание животного и необычный факт о нем

 

 

 


2.3 Проектная задача №2 «Музыкальные инструменты»

Выполнила: Цехина Татьяна, группа 22П-2

Проектная задача

Класс: 2

Тема: «Музыкальные инструменты»

Цель: организация проектной деятельности обучающихся, направленной на формирование умения анализировать информацию через создание альбома видов музыкальных инструментов, встречающихся в сказках.

Запуск проектной задачи: учитель сообщает учащимся, что ему пришло письмо от Трубадура из сказки «Бременские музыканты». Учитель зачитывает письмо.

Письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Приветствую вас из волшебного мира музыки! Пишет вам Трубадур из сказки «Бременские музыканты». Вы знаете, я очень люблю сказки, особенно те, где встречаются разные музыкальные инструменты. Ведь музыка — это волшебство, которое может сделать наш день ярче и веселее. Каждый инструмент — это как настоящий волшебник, который создает свои уникальные звуки. Но недавно я заметил одну большую проблему: многие дети не замечают, что музыкальные инструменты встречаются во многих сказках.

И вот, что я предлагаю: давайте вместе создадим интересный альбом с видами музыкальных инструментов, которые встречаются в разных сказках, где каждая страница будет связана с каким-то музыкальным инструментам!

Надеюсь, что вы тоже станете настоящими музыкантами, ведь музыка объединяет нас и делает жизнь ярче!

С уважением, Трубадур.

Сформулируйте проблему, о которой идет речь в тексте:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сформулируйте, какую задачу вам нужно решить: ___________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________



Задание 1.

«Я потерял свой сборник сказок, в которых встречаются музыкальные инструменты».

Помоги Трубадуру разгадать, в каких сказках встречаются музыкальные инструменты, собрав пазл.



Задание 2.

«Мои друзья забыли свои музыкальные инструменты».

Помоги друзьям Трубадура вспомнить, кто на каком инструменте играл. Вспомни сюжеты сказки, какие главные герои и их музыкальные инструменты. Установи соответствие стрелочками.

Трубадур

Собака

Петух

Осел

Кот



Задание 3.

«Мне очень грустно, что многие ребята не обращают внимание на то, какие прекрасные музыкальные инструменты используются в сказках! Поможете мне?

Создайте страничку альбома с музыкальными инструментами, чтобы взрослые и дети не забывали о них! Но перед этим, вы должны послушать, как звучит каждый музыкальный инструмент и определиться с тем, какому музыкальному инструменту вы посвятите свою страницу».

Давайте поможем Трубадуру. Определите какой музыкальный инструмент вы будете использовать для создания своей страницы альбома, опишите звучание этого музыкального инструмента и его особенность. Заполните таблицу. Подготовьте небольшое публичное выступление, рассказав свою задумку.

Музыкальный инструмент

Звучание

Особенность





Задание 4.

«Ребята, мы с друзьями много путешествуем и проводим гастроли по всей нашей необъятной стране! Я побывал во многих регионах России и узнал о разнообразии музыкальных инструментов у народов».

Прочитай их и узнай, какой музыкальный инструмент играет самую важную роль в национальных праздниках регионов нашей страны. Вырежи и распредели тексты под соответствующим заголовком: «Якутия», «Татарстан», «Хакасия».

Якутия









Татарстан









Хакасия











Задание 5.

«Ребята, теперь я вижу, что вы готовы к составлению собственной страницы альбома, посвященный различным музыкальным инструментам!»

Теперь разместите все информацию, которую вы узнали на странице альбома. Каждая группа размещает свою информацию, которая у них получилась.

Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в группе).

В холодной, но очень красивой Якутии на празднике Ысыах (праздник лета) особенно важен хомус. Хомус – это небольшой, но очень волшебный инструмент. Он сделан из металла или дерева и звучит как шепот ветра, журчание ручейка или даже как голоса духов! Под звуки хомуса люди водят хороводы, рассказывают легенды и поют песни. Хомус помогает почувствовать связь с природой и предками.

На празднике Сабантуй (праздник плуга) в республике Татарстан без курая не обойтись! Курай – это длинная тростниковая флейта. Его звук звонкий и протяжный, как песня степи. Под курай устраивают скачки, борьбу и другие веселые соревнования. Курай придает празднику Сабантуй особенный, национальный колорит.

В Хакасии на празднике Чыл Пазы (Новый год) главным инструментом является хобрах. Хобрах – это струнный щипковый инструмент, похожий на гусли. Его звук мягкий и мелодичный. Под хобрах поют героические сказания – хайджи, водят хороводы и играют в национальные игры. Хобрах создает атмосферу волшебства и погружает в древнюю историю хакасского народа.







ЛИСТ САМООЦЕНКИ

ФИО:­­­­­­________________________________________________________

Оцените работу своей группы. Отметьте вариант ответа, с которым ты согласна (согласен).


1. Как вы оцениваете свою активность на занятии?

□Активно участвовал(а).

□Участвовал(а), но мог(ла) бы лучше.

□Не участвовал(а).

2. Оцени свой вклад в работу группы.

□Почти всё сделали без меня.

□Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.

□Я принимал(а) участие в обсуждении.

3. Дружно ли вы работали? Были ссоры?

□Работали дружно, ссор не было.

□Работали дружно, спорили, но не ссорились.

□Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

4. Что мне особенно понравилось в занятии? Есть ли элементы, которые я бы хотел(а) повторить?

□Мне понравилось занятие, есть много моментов, которые я бы повторил(а).

□К занятию я отнесся(лась) нейтрально.

□Занятие мне не понравилось, нет моментов, которые я хотел(а) бы повторить.































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данных методических рекомендациях представлен материал на тему «проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы». Изучив их, вы узнаете о том, что такое проектная и исследовательская деятельность. Рассмотрим, в чём их особенность и примеры как проектной, так и исследовательской деятельности. Мы ознакомились с ошибками, которые допускают ученики во время выполнения работ данного типа.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данных методических рекомендациях представлен материал на тему проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы. Изучив их, вы узнаете о том, что такое проектная и исследовательская деятельность, рассмотрим, в чём их особенность и приведем примеры как проектной, так и исследовательской деятельности. Мы ознакомились с ошибками, которые допускают ученики во время выполнения работ данного типа.

Методические рекомендации помогут учителям начальных классов эффективно организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся, учитывая современные образовательные стандарты и подходы. Особое внимание уделено важности вовлечения детей в самостоятельную работу, развитию их творческого мышления и исследовательских навыков. Также рассмотрены типичные ошибки, которые могут возникнуть при проведении исследований и создании проектов, что позволит учителям избегать подобных недочетов в своей практике.

Использование этих рекомендаций поможет учителям не только повысить качество образовательного процесса, но и сделать обучение более интересным и увлекательным для учеников, способствовать их всестороннему развитию и формированию ключевых компетенций.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/.
2. Зубова О. А. Статья «Исследовательская работа»
3. Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А.С. Обухов \\ Народное образование. - 2004.- №2.- С.146-148.
4. Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения / А.С. Обухов \\ Народное образование. – 1999. - №10. – с. 158-161.
5. Малиновская Е. А. Статья «Структура исследовательской работы»
6. Островская И. Ю. Статья «Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников»
7. Пивнева Н. И Статья «Организация исследовательской работы»
8. Поляк Н.С. Статья «Специфика исследовательской работы»
9. Савенков, А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников/ А.И. Савенков. Спб.: Питер. - 2004. - 272 с.
10. Савенков, А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников / А.И. Савенков. - Ярославль: Академия развития. - 2004. - 128с.
11. Семенова А. Н. Статья «Проблема выбора темы при организации исследовательской работы с дошкольниками и младшими школьниками»


Вставить таблицу (в проектах) таблица сравнения проектной задачи и проекта

39