СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Здесь вы можете ознакомиться с методическими рекомендациями по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников и примерами исследований для обучающихся первого класса.
Министерство образования Красноярского края
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»
Методические рекомендации
по организации проектно - исследовательской деятельности младших школьников
г. Красноярск
2023 г.
Аннотация
В данной работе представлены рекомендации по организации проектно- исследовательской деятельности в начальной школе, с целью формирования познавательные результаты из раздела метапредметных результатов, а именно формировать такие результаты как базовые исследовательские действия у младших школьников.
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Составитель: Назарова Д.В. – студентка группы 20П-2 отделения «Преподавание в начальных классах», e-mail–rennisom@bk.ru
Методические рекомендации по организации проектно- исследовательской деятельности младших / Назарова Д.В., Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2023. – 60 с.
Красноярск, 2023, - 60 с.
ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 5
1.1 Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 5
1.2 Типичные ошибки при организации и проведения исследовательской работы 7
1.2.1 Выбор темы исследования 7
1.2.2 Выбор цели исследования 7
1.2.3 Выбор задач исследования 8
1.2.4 Выбор методов исследования. 8
1.3 Критерии оценки детский исследовательский работ. 10
1.4 Пример паспорта исследовательской работы 13
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИУЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 21
2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика. 21
2.2 Проектная задача как способ реализации проектной деятельности. 23
2.2.1 Проектная задача «Мой двор» 25
2.2.1 Проектная задача «История Нового года» 38
ПРИЛОЖЕНИЯ №1. Анализ детской исследовательской работы по теме «Что такое плесень?» 45
ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Проведения фрагмента исследовательской работы в модельных условиях 55
ПРИЛОЖЕНИЕ №3. Вспомогательные материалы для проектной задачи «История Нового года» 56
Согласно обновлённому федеральному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), изменились требования к результатам освоение программы начального общего образования в особенности к метапредметным результатам. Так в познавательных универсальных учебных действия (УУД) появились базовые исследовательские действии, такие как:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; - с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; - сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); - проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); - формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); - прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Сейчас многим специалистам сложно представить, как реализовывать требования государственного стандарта. По этой причине было решено создать настоящие методические рекомендации.
Цель: систематизация имеющихся знаний и опыта в организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников, для формирования базовых исследовательских действий.
В результате работы представлены методические рекомендации, которые содержат структуру проектно-исследовательской деятельности, типичные ошибки при её организации, атакжепримеры паспортов исследования и проектных задач для младших школьников.
РВ связи с внедрением Обновлённого Федерального государственного стандарта в познавательных метапредметных результатах появились следующие группы: базовые логические действия, базовые исследовательские действие и работа с информацией.
Одним из важных компонентов формирования базовых исследовательский действий является безусловно исследовательская деятельность обучающихся. Понятие исследовательской деятельности рассматривается с разных точек зрения, исходя из требований федерального государственного стандарта, можно выделить следующее понятие. Исследовательская деятельность - это деятельность по решению исследовательских и творческих задач, результат которых не известен.
По мнению Савенкова А.И. исследовательская деятельность – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Исследовательская деятельность не является принципиально новой в практике школы. В трудах В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и др. убедительно доказано, что в учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность, наиболее полно проявляются оригинальность мышления, творчество школьников.
Исследовательская деятельность младших школьников требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов, однако данные вопросы недостаточно полно рассмотрены в научной литературе. Педагог, занимающийся исследовательской деятельностью с обучающимися младшего школьного возраста, сам должен владеть методами исследования (сформулировать проблему, задачу, вопрос; разработать гипотезу, определить план хода эксперимента, правильно подбирать научный материал, уметь правильно оформить работу).
Главный смысл исследования в школе заключается в том, что оно является учебным. Главной целью исследования является получения продукта, который будет направлен на развитие личности обучающихся.
При организации исследовательской работы обучающихся следует отметить следующую структуру:
титульный лист;
оглавление;
введение;
основная часть (главы);
заключение;
список использованной литературы;
приложения (при необходимости).
Таким образом, можно утверждать, что технология исследовательской деятельности в начальной школе – это сильнейший инструмент для развития личности младшего школьника, создания мотивации к изучению точных наук и включения родителей в учебно- воспитательный процесс образовательной организации.
1 .2 Типичные ошибки при организации и проведения исследовательской работы
При организации исследования младших школьников многие руководители исследовательской работы(учитель) и её авторы (учащиеся) могут столкнуться с рядом сложностей, при решении который они могут допустить типичные ошибки. В связи с этим было решено выделить типичные ошибки при организации исследовательской работы младших школьников.
1.2.1 Выбор темы исследования
При выборе темы исследования многие допускают следующие ошибки:
- Тема не актуальна и не интересна ребенку.
- Сначала формулируют тему, а затем из нее вытягивают проблему.
- Насильное вовлечение в участие.
- Учитель не заинтересован в творческом развитии детей.
- Учитель и ребенок не видят необычное в обычном.
- Слишком объёмное исследование (несоответствие возрастным особенностям).
- “Избитые темы” (очевиден результат).
- Очень широкое название темы.
Для решения данных ошибок руководителям следует в первую очередь учитывать мнение учащихся. Желание ученика стоит всегда на первом месте. Если ребёнок будет не замотивирован к работе, то и исследование не будет организованно как следует.
1.2.2 Выбор цели исследованияЦель работы – это направление исследовательской работы. Нужно помнить, что цель должны быть связана с темой работы.
Вспомним, что цель должны быть:
Конкретна – должна определять результаты исследования.
Достижима – при реализации цели можно получить результат.
Диагностируема – возможность контроля во время реализации цели исследования.
Приведём типичные ошибки при постановке цели исследования:
- Цели исследования завышены (недостижима).
- Несоответствие цели теме и проблеме исследования.
- Неясность, неточность формулировки целей
- Начинается не с глагола в неопределённой форме/отглагольного существительного.
- Неизмерима, неконтролируема и не диагностируема.
- Нет четких временных сроков, из-за этого не определена по времени.
- Цель не определяет задуманную деятельность.
- Цель не корректируется и не меняется в ходе исследования.
- Цель поставлена неосмысленно (потрачено небольшое кол-во времени).
1.2.3 Выбор задач исследованияЗадачи исследования – это шаги, которые нужно совершить для достижения цели.Задачи описывают основные этапы исследовательской работы.
Опишем типичные ошибки при определении и написании задач в исследовательской работе:
- Задачи шире цели.
- Задачи не связаны между собой и с конечным результатом.
- Много задач (более 4-5) либо мало (меньше 3).
- Неверно выстроенная последовательность задач.
- Выбраны сложные в реализации задачи.
1.2.4 Выбор методов исследованияПри организации исследовательской работы, следует учитывать с помощью каких методов исследования будет достигаться цель исследования. Приведем пример типичных ошибок при выборе методов исследования.
Не зафиксированы результаты использования метода.
Некоторые методы исследования сложны для освоения младшими школьниками.
При проведении метода наблюдения результаты наблюдения не фиксируются.
Не обоснован выбор метода исследования и его значимость для проведения исследования.
Таким образом в данной главе нами были выделены типичные ошибки при организации исследовательской работы, которые могут возникнуть.
Каждая исследовательская работа должна оцениваться по определённым критериям. Мы предлагаем рассмотреть таблицу с критериями оценки, которую можно использовать в качестве точек контроля перед отправкой работы на конференцию.
Таблица1.Критерии оценки
Критерии оценки детских исследовательских работ | Количество баллов |
Тема исследовательской работы актуальна и оригинальна | 2 – тема является актуальной, показано, чем обусловлен выбор темы; 1 – тема известна и имеются малоизвестные факты, обусловлен выбор темы. 0 – тема не актуальна, не показано, чем обусловлен выбор данной темы.
|
Постановка исследовательской проблемы по теме | 1–проблема сформулирована в соответствии с темой работы; 0 – проблема не сформулирована/ не по теме работы. |
Формулировка цели исследовательской работы | 2 – цель сформулирована верно и достижима в соответствии с темой работы; 1 – цель сформулирована в соответствии, но она не достижима в соответствии с темой / сформулирована, не по теме / не сформулирована |
Формулировка задач исследовательской работы | 1- задачи соответствуют цели и их не меньше 3 / задачи соответствуют цели, но задач всего 2. 0 – задачи не соответствуют цели / меньше 3-х. |
Гипотеза | 1б – гипотеза доказуема в рамках описанной работы. 0б –гипотеза не доказуема в рамках описанной работы |
Представленные методы исследования соответствуют | 2 балла - выбранные методы исследования соответствуют практической и теоретической части 1 балл - выбранные методы исследования соответствуют практической ИЛИ теоретической части 0 баллов - выбранные методы исследования не соответствуют практической и теоретической части
|
Полнота цитируемых источников, ссылок | 2 балла – автор осуществляет цитирование, делает сноски и ссылки на используемые источники 1 балл – автор осуществляет цитирование, но не делает сноски и ссылки на используемые источники ИЛИ автор делает сноски и ссылки на используемые источники, но не осуществляет цитирование 0 баллов - автор не осуществляет цитирование и не делает ссылки и сноски на используемые источники
|
Четкость выводов | 1 – выводу соответствуют целям и задачам исследования; 0 – выводы не соответствуют целям и задачам исследования. |
Исследовательская работа соответствует заявленному возрасту | 1 – исследовательская работа соответствует заявленному возрасту; 0 – исследовательская работа не соответствует заявленному возрасту. |
Наличие продукта в исследовательской работе | 1 – в исследовательской работе имеется продукт; 0 – продукт отсутствует в исследовательской работе. |
Приведем пример детской исследовательской работы (см. Приложение 1 «Откуда берётся плесень»)
Таблица 2. Анализ детской исследовательской работы
Критерии оценки детских исследовательских работ | Количество баллов |
Тема исследовательской работы актуальна и оригинальна | 2 |
Постановка исследовательской проблемы по теме | 1 |
Формулировка цели исследовательской работы | 2 |
Формулировка задач исследовательской работы | 1 |
Гипотеза | 1 |
Представленные методы исследования соответствуют | 2 |
Полнота цитируемых источников, ссылок | 1 |
Четкость выводов | 1 |
Исследовательская работа соответствует заявленному возрасту | 1 |
Наличие продукта в исследовательской работе | 1 |
В качестве примера приведем паспорт исследовательского проекта по теме: «чем лучше чистить зубы: зубной пастой или зубным порошком?» автор: Назарова Дарья Валерьевна студентка группы 20П-2.
Таблица 3. Паспорт исследования
Компоненты паспорта | Описание проекта | |||||||||||||||||
ФИО участника | Назарова Дарья Валерьевна | |||||||||||||||||
Темапроекта/исследования | «Чем лучше чистить зубы: зубной пастой или зубным порошком?» | |||||||||||||||||
Актуальностьпроекта/исследования | (добавить про здоровье) Сейчас, в магазинах появился большой ассортимент средств для чистки зубов: зубные пасты, порошки и многое другое.Ты, наверняка, часто ходил с родителями в магазин. При выборе зубной пасты происходила такая ситуация: ты хочешь зубную пасту с Дракошей, а мама говорит, что тебе лучше взять зубной порошок потому, что он лучше чистить зубы. Возникает проблема: чем лучше чистить зубы: зубной пастой или зубным порошком? | |||||||||||||||||
Объект исследования | Зубная паста и зубной порошок. | |||||||||||||||||
Цель проекта/исследования | Для учителя:организация деятельности обучающихся по формированию базовых исследовательских действий по теме: «чем лучше чистить зубы: зубной пастой или зубным порошком?» Для ученика: исследовать с помощью опыта, что лучше очищает зубы: зубная паста или зубной порошок. Задачи: Изучить теоретический материал по истории создания зубной пасты и зубного порошка; Провести опыт на определение эффективности зубной пасты и зубного порошка и сделать вывод о том, чем лучше чистить зубы; Создать плакат-рекламу о том, что лучше покупать: зубную пасту или зубной порошок. | |||||||||||||||||
Тип проекта/исследования | По содержанию: исследовательский. По организации: групповой. По продолжительности: мини-проект краткосрочный (3занятия) | |||||||||||||||||
Этапы реализации проекта/исследования (включая исследовательский), краткое их описание | Подготовительный этап (1 занятие): на первом занятии учитель вместе с учащимися просматривает мультфильм «птичка Тари», где рассказывается том, что крокодил не хотел чистить из-за чего с ним, не дружили остальные звери и у него заболели зубы. Никто не хотел помогать ему, кроме птички по имени Тари. Она почистила крокодилу зубы и объяснила почему нужно чистить зубы. (https://youtu.be/F_iDJfzWxI0) На основе просмотренного мультфильма учитель проводит проблемную беседу о том, почему так важно чистить зубы. Затем, на основе ответов учащихся, учитель проводит опрос, чем учащиеся чистят зубы. По результатам опроса, учитель вместе с учащимися проводит беседу о том, что большинство учащихся пользуются зубной пастой. Учитель знакомит обучающихся с тем, что помимо зубной пасты существуют другие средства чистки зубов: зубные порошки.(Дети сами окрашивают яйца) Теоретический этап (2 занятие):на втором занятии учащиеся изучают историю создания зубной пасты и зубного порошка. Учащимся в группах предлагается составить лента времени для зубной пасты. На столах лежат карточки с изображением разных временных эпох, где чистят зубы. Учащимся предлагается на основе просмотренного видео (https://youtu.be/GmNGRDqqH5A) восстановить ленту времени, создания зубной пасты и зубного порошка. После создания ленты времени, учащиеся совместно с учителем рассуждают о том, что зубная паста и зубной порошок связаны «нитью истории» между собой. Но остаётся вопрос, почему с зубного порошка перешли на зубную пасту? Неужели зубная паста чистит зубы лучше зубного порошка. (Исторический состав пасты и порошка.) Практический этап (2 занятие):на основе выполненной ленты времени, учитель предлагает учащимся поставить гипотезу, чем лучше чистить зубы. С помощью слов-помощников учащиеся ставят гипотезу. После гипотезы, учитель разбивает класс на 4 группы, где раздаёт, триокрашенных яйца, в каждую группу, в две группы даёт зубные паста, а другим две зубной порошок. Учащиеся пытаются очистить яйца с помощью зубного порошка и зубной пасты, намазывая их на каждое яйцо и с помощью зубной щетки пытаются оттереть. Каждая группа заносит результаты в сравнительную таблицу. После этого в сравнительной таблице делают вывод, полученный в ходе опыта. Аналитический этап (2 занятие):каждая группа представляет результаты своих работ, делают вывод о том, что лучше очищает зубы: зубная паста или зубной порошок. Опровергают или подтверждают свою гипотезу на основе выводов по результатам опыта. Презентационный этап (2 занятие):учащиеся создают плакат рекламу, где советуют, какую зубную пасту или зубной порошок купить и почему стоит покупать ту или иную зубную пасту или порошок. | |||||||||||||||||
Исследовательский этап проекта (полное описание) | Цель исследования:исследовать с помощью опыта, что лучше очищает зубы: зубная паста или зубной порошок. Гипотеза исследования: предположим, что эффективность очищения зубов у зубной пасты и зубного порошка одинаковая. Методы исследования:теоретический: анализ различных источников информации; Эмпирический: опрос, опытсравнение. Оборудование для проведения исследования: окрашенные яйца, зубные пасты, зубные порошки, зубные щётки, ёмкости с водой, раковина Ход исследования: На основе выполненной ленты времени, учитель предлагает учащимся поставить гипотезу, чем лучше чистить зубы. С помощью слов-помощников:
После выполнения опыта, учащиеся в нижней строке записывают вывод, полученный из таблицы. | |||||||||||||||||
Продуктпроекта/исследования | плакат-реклама о том, что лучше покупать: зубную пасту или зубной порошок | |||||||||||||||||
Перспективпроекта/исследования | Создать в классе свою собственную зубную пасту и зубной порошок и исследовать, очищает она лучше, чем магазинная зубная паста. |
Данная исследовательская работа была организована в модельных условиях на студентах группы 20П-2 Красноярского педагогического колледжа №1 им. М. Горького. Вы можете посмотреть фотографии в Приложении 2.
Вы также можете ознакомиться с паспортом исследовательской работы по теме: «какая же вода чище: из-под крана, из бутылки или из фонтанчика?»
Таблицы 4. Паспорт исследования
№ | Компонентыпаспорта | Описаниепроекта |
| ФИО участника | Захарина М.В. |
| Темапроекта/исследования | Какая же вода чище: из-под крана, из бутылки или из фонтанчика? |
| Актуальность проекта/исследования | У нас в школе есть разная вода: вода из-под крана, есть фонтанчики, некоторые из вас приносят с собой воду в бутылках. Я думаю, что многим родители говорили, что нельзя пить воду из-под крана, потому что она грязная. Поэтому некоторым детям родители покупают воду в бутылках. Но ученые считают, что иногда вода в бутылках может быть даже опаснее, чем вода из-под крана. Из-за этого возникает проблема: какая же вода чище, какую вам пить? Чтобы ответить на этот вопрос и не навредить своему здоровью крайне важно знать способы, которые помогут проверить чистоту воды, которую мы пьем. |
| Объектисследования | Вода (из-под крана, бутилированная, из школьного фонтанчика). |
| Цельпроекта/исследования | Для учителя: организация деятельности учащихся по формированию базовых исследовательских действий по теме «Какая же вода чище из-под крана, из бутылки или из школьного фонтанчика?» Для учащихся: определить, какая вода чище: из-под крана, из фонтанчика или бутилированная вода. Задачи: 2. Изучить теоретический материал о способах проверки чистоты воды. 3. Провести опыты, позволяющие определить, качество воды и перечислить: из-под крана, из бутылки или вода после очищения фильтром. 4. Снять видео-ролик по теме «Какая же вода чище из-под крана, из бутылки или из фонтанчика?» |
| Типпроекта/исследования | По содержанию: монопроект (окружающий мир). |
| Этапы реализации проекта/исследования (включая исследовательский), краткое их описание | Подготовительный (1 занятие): учитель проводит беседу о роли воды в жизни человека. Организация опроса, цель которого выявить, какая вода, по мнения обучающихся, чище: из-под крана, из бутылки или из фонтанчика. Учитель демонстрирует результаты опроса, чем подчеркивает актуальность данной темы для класса (различные мнения, нужно прийти к общему). В зависимости от результата опроса учитель делит учащихся на группы. Теоретический (1 занятие): ученики анализируют видеоролики о способах проверки чистоты воды. Происходит обсуждение на основе которых выделяются общие критерии чистоты: прозрачность, отсутствие запаха, мягкость, нормальная кислотность, отсутствие посторонних веществ. Исследовательский (2 урока): учитель возвращается к результатам опроса. На основе мнения большинства по этому вопросу учащиеся совместно с учителем формулируют гипотезу. Учитель совместно с детьми обсуждает технику безопасности. Учащиеся в группах (у одной группы вода из-под крана, у другой – вода из бутылки, у третьей – вода из фонтанчика) проводят опыты для проверки чистоты воды. Аналитический (1 урок): ученики совместно с учителем формулируют выводы о том, какая вода самая чистая, опираясь на результаты исследования и критерии чистоты. Презентационный (1 урок): учащиеся готовят видеоролик, в котором рекламируют, какую воду нужно пить. |
| Исследовательский этап проекта (полное описание) | Цель исследования: определить, какая вода чище: из-под крана, из фонтанчика или бутилированная вода. Гипотезы исследования (у каждой группы своя): предположим, что бутилированная вода самая чистая; предположим, что вода из фонтанчика самая чистая; предположим, что вода из бутылки самая чистая. Методы исследования: 1)теоретические: анализ, обобщение. 2)эмпирические: опрос, опыт. Оборудование для проведения исследования: прозрачные пластиковые стаканчики, вода из-под крана, вода из бутылки, вода из фонтанчика, марганцовка, мыло, лакмусовая бумажка, палочки для размешивания, тарелки. Ходисследования: Учитель выводит на доску результаты опроса о том, какая вода самая чистая и на основе этих результатов учащиеся совместно с учителем ставят гипотезу: предположим, что бутилированная вода самая чистая. Учитель говорит о том, что сейчас группы будут подтверждать или опровергать эту гипотезу с помощью тех способов, которые они нашли. Также группы будут заполнять листы наблюдения. На каждый опыт свой лист. Учитель совместно с учениками обсуждают технику безопасности: нельзя ничего пробовать на вкус, внимательно слушать учителя. Учитель демонстрирует учащимся листы наблюдений и объясняет, как заполнять их: нужно закрасить те колонки, в которых записаны результаты опыта, которые получили обучающиеся и показывает на примере. Учащиеся в группах осуществляют следующие опыты по плану действий: Определение прозрачности. Под прозрачный пластиковый стаканчик с водой учащиеся подкладывают небольшую карточку с текстом. Учащиеся фиксируют на листе наблюдений: получилось ли у них прочитать текст или нет. Еслиполучилось, онификсируют, чтоводапрозрачная. Определение запаха. Учащиеся подносят воду в пластиковом стаканчике к носу и нюхают ее. Учащиеся фиксируют на листе наблюдений есть ли у воды запах. Определение мягкости воды. Учащиеся мочат руки водой и начинают их мылить. Учащиеся фиксируют на листе наблюдений, хорошо ли мылится мыло. Если мылится хорошо, учащиеся фиксируют, что вода мягкая. Еслимылитсяплохо, ученикиделаютвывод, чтоводажесткая. Определение кислотности. Учащиеся берут лакмусовую бумажку и опускают ее в стаканчик с водой. Держат в ней 5 секунд, затем достают и ждут еще 15 секунд. После этого ученики сравнивают цвет со шкалой на упаковке. Если от 5 до 8, ученики фиксируют, что вода нормальной кислотности. Определение наличия/отсутствия посторонних веществ. Учащиеся берут тарелочку с 3 кристаллами марганцовки и высыпают их в воду. Затем с помощью палочки перемешивают воду с марганцовкой. После этого ученики смотрят на цвет и фиксируют, есть ли в воде посторонние вещества. Еслионжелтый, значит в водеестьпосторонниевещества.
Каждая группа делает вывод о чистоте их воды. |
| Продуктпроекта/исследования | Видеоролик, в котором учащиеся расскажут, какая вода самая чистая.
|
| Перспективапроекта/исследования | Изучение способов очищения воды в туристических условиях. Изучение чистоты воды в домашних условиях, изучение бутилированной воды разных производителей. |
Подведем итог по первому разделу: сущность исследовательской деятельности состоит в активной познавательной позиции, связанной с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства.
Происходящие в современной жизни изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования,педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыкасамостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить ирешать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения,повседневной жизни.
Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных посоставу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения вобразовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся.
Необходимо осознать проектную деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, как отдельную систему в образовании.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общегорезультата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанныхпредставлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задачпроекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности пореализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: Темы детских работ выбираются из содержания учебныхпредметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения всамостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшегоразвития. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1- 2 неделями в режиме урочных,внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения,социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктови широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей)
Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированноговключения ребёнка в работу.
Рассмотрим понятие проектной задачи, которое предлагает А. Б. Воронцов: «Проектная задача – этозадача в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей».
В ходе решения системы проектных задач у младших школьниковмогут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось; видеть трудности,ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цель);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели,выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи,отстаивать свою позицию, принимать или аргументированоотклонять точки зрения других).
Основные этапы любого проекта и соответствующие действия, необходимые для его реализации:
Анализ ситуации. Переформулирование ее в проблему.
Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей.
Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей.
Быстрая и точная постановка цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели.
Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу.
Выбор средств решения проблемы.
Решение проблемы.
Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой.
Представление окружающим полученного результата.
Исходя из сказанного, становится понятным, какую структуру должна иметь проектная задача как прообраз «полноценного» проекта.
В качестве примера приведем межпредметную проектную задачу по теме «мой двор» для учеников четвёртого класса системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Авторы: Степанчёнок Виктория Маиловна, Назарова Дарья Валерьевна.
Проектная задача “Мой двор”
Краткое содержание проектной задачи: проектной предназначен для расширения представлений об архитектурном проектировании. Ребята узнают, что необходимо сделать для благоустройства придомовой территории.
Цель проектной задачи: ознакомление обучающихся с общими понятия градостроительного формирования городской жилой застройки, с проблемами организации существующих жилых дворов и с основными подходами архитектурного проектирования и комплексного благоустройства жилых дворовых территорий.
Задачи:
организовать среду для учащихся с целью знакомства с градостроительными понятиями;
организовать деятельность учащихся для развития математической грамотности, читательской грамотности;
привлечь внимание учащихся к экологической обстановке их двора.
Предметы интеграции: окружающий мир, математика, литературное чтение.
Форма выполнения проекта: распределение по группам (4-5 человек).
Примерная продолжительность проекта: краткосрочный проект: 2-3 урока.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта: клей-карандаш, ножницы, письменные принадлежности, листы А4, А3.
Содержание:
- Однажды А.П. Чехов сказал: “Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал всё, что он может, как прекрасна, была бы Земля наша”. Много жителей из ближайших домов разделяют его точку зрения и обратились в администрацию города. Граждане хотели бы благоустроить свой двор и попросили помощи в этом. Посмотрите на фотографии, какая детская площадка вам нравится больше? На какой было бы интереснее проводить время?
- Скажите, а нравится ли вам ваш собственный двор?
- Вы попробуете создать проект идеального двора. Для этого вам необходимо стать настоящими подрядчиками. Знаете кто это?
- Подрядчик - это человек, который выполняет определенные операции различного характера по заданию заказчика.
- Сегодня, заказчиками выступают жильцы из домов, у которые бы хотели изменить состояние своего двора. И конечно, заказчиками выступаете вы сами, у каждой группы уже обозначены задания, вам нужно будет выполнить их, для того, чтобы обустроить идеальный двор. Этот проект вы можете предложить своим родителям и поднять вопрос о детские площадки на общедомовом собрании, и возможно именно ваш проект послужит основой для детской площадки.
Желаем вам удачи!
Задание 1
Определите стоимость затрат, необходимых для благоустройства идеального двора. Занесите результаты ваших расчетов в таблицу «Смета затрат на благоустройство двора».
Воспользуйтесь перечнем оборудования, которые подойдут для благоустройства двора, материалом из справочника “Допустимые материалы для обустройства двора” (Приложение 1), прейскурантом цен из магазина “Забава”.
Смета затрат на благоустройство двора | |||
Наименование товара | Количество | Цена (за 1 товар) | Стоимость |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Общая стоимость покупки |
Оборудование, подходящее для благоустройства двора:
Горка
Качели
Песочница
Качалка на пружине
Качалка-балансир
Турник для подтягивания
Карусель
Беседка
Вазоны для цветов
Качеля-гнездо
Полоса препятствий
Скамейка
Урна
Освещение
Игровой комплекс
Забор
Прейскурант цен из магазина
Наименование | Цена за одну единицу |
Горка | Пластиковая - 18 000 руб. Металлическая - 53 000 руб. |
Качели | Деревянные - 25 000 руб. Пластиковые - 22 040 руб. Качели - диван - 43 000 руб. |
Песочница | Без навеса -11 280 руб. С навесом - 11 000 руб. |
Качалка на пружине | На одного человека - 15 700 руб. На два человека - 24 000 руб. |
Качалка-балансир | 25 000 руб. |
Турник для подтягивания | 34 310 руб. |
Карусель | “Дружба” 41 600 руб. “Вертушка” 47 400 руб. |
Беседка | Восьмигранная - 120 000 руб. Со столиком - 104 964 руб. |
Вазоны для цветов | 19 800 руб. |
Качеля гнездо | 15 000 руб. |
Лазы | 35 000 руб. |
Скамейка | 12 600 руб. |
Урна | 5 000 руб. |
Освещение | 4 600 руб. |
Игровой комплекс | “Поезд” -23 910 руб. “Корабль” - 180 865 руб. |
Забор | Цена варьируется в зависимости от периметра площадки |
Задание 2
Определите, как лучше всего разместить элементы детской площадки, ориентируйтесь на отзывы жильцов и свой личный опыт. В зависимости от этого разместите на плане придомовой территории место расположения каждого объекта. Для этого используйте изображения оборудования подходящего для благоустройства двора из приложения №2.
Отзывы жильцов:
Макет:
Задание 3
Вы наверняка часто обращаете внимание, что на улицах города есть много дорожных знаков обозначающих как следует себя вести рядом с дорогой.
Все взрослые, и даже дети не умеющие читать, только посмотрев на символы, понимают, как следует себя вести в той или иной ситуации. Вот эти символы и расшифровки к ним.
Таблица символов
Во двор часто приходят семьи с маленькими детьми, которые ещё только узнают, как следует вести себя в обществе. Создайте подобные знаки поведения во дворе и правила к ним. Для выполнения задания используйте приложение№3.
Пример правила: «Игровое оборудование следует использовать, только, по назначению».
Задание 4
Чтобы реализовать ваш проект необходимо согласовать его с управляющей компанией. Для этого напишите письмо-обращение, используя структуру письма (представлена ниже).
Не забудьте указать, кто разрабатывал проект, материалы, созданные вами и рекомендации по реализации данного проекта. Для заполнения письма, воспользуйтесь приложением № 4.
Структура письма:
Указано наименование организации, к которой обращаетесь;
Указан почтовый адрес для обратного ответа;
Текст обращение составляется в деловом стиле, с использованием фраз-помощников;
Указана дата и подпись.
При создании письма-обращения, можешь воспользоваться следующими фразами-помощниками:
1. «Уважаемая, управляющая компания …»
2. «Просим Вас» + что сделать?
3. «В результате …» + чего?, «В связи с …» + чем?
4. «Будем благодарны за помощь в …»
5. «Готовы предоставить Вам» + что?
6. «Надеемся на дальнейшее сотрудничество», «С надеждой на дальнейшее сотрудничество»
7. «С уважением, ...»
Карточка рефлексии
Имя ______________________ Ответь, пожалуйста, на вопросы: Тебе понравилось работать в группе? Подчеркнуть свой ответ. ДА НЕТ Понравилась ли тебе тема проекта? _______________________ Какое задание было для тебя самым интересным? Почему? ______________________________________________________ ______________________________________________________ Какое задание было самым лёгким? Отметь его номер. _______ Какое задание было самым сложным? Отметь его номер. _____ Оцени своё отношение к выполненной работе, раскрасив домик: Всё получилось Были сложности Ничего не получилось |
Укажите знак +, напротив фамилии участника группы, обозначив его вклад в решении проектной задачи.
Участники группы | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
В качестве примера приведем межпредметную проектную задачу по теме «История Нового года» для учеников четвёртого класса системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Авторы: Захарина Мария Владимировна, Крупко Наталия Владимировна, Липуновская Дарья Максимовна, Парилова Екатерина Евгеньевна.
Предложенные задания вы можете адаптировать под уровень своего класса, специфику УМК.
Установка:
Дорогие ребята как вы знаете, скоро Новый год. Это очень важный праздник, который отмечается по всей стране. Мы уверены, что вы много знаете об этом празднике и его традициях. Но знаете ли вы, откуда взялся этот праздник? Сегодня вам предстоит выполнить ряд заданий по изготовлению альбома, который поможет вам углубиться в историю Нового года. Готовые альбомы вы представите другим классам, чтобы они тоже могли познакомиться с историей. Надеемся, что данный вид работы будет вам интересен и вдохновит вас на создание исторических альбомов для других праздников.
Желаем удачи!
Задание 1.
Прочитайте текст и на его основе составьте ленту времени*(см. в Приложении №3)
На Руси дата Нового года была непостоянной. Земледельцы начинали работы в поле с 1 марта, и эту дату считали первым днем года. В других случаях Новый год совмещали с днем весеннего равноденствия* 22 марта. Хотя для некоторых славян-язычников первым днем года считался так называемый «зимний солнцеворот»* 22 декабря (самый короткий и холодный в году), обычно праздник все же устраивали тогда, когда земля «просыпалась» и готовилась подарить очередной урожай.
В конце декабря 1699 года Петр I издал именной указ № 1736 «О праздновании Нового года». Он ввел новую систему исчисления — от Рождества Христова, и 7208 год «от сотворения мира» стал 1700 годом. А Новый год указ предписывал праздновать по образу и подобию европейских держав с 31 декабря на 1 января, которые впечатлили царя во время Великого посольства в зарубежные страны.
Задание 2. Прочитайте текст про Деда Мороза. Составьте последовательность изменения образа Деда Мороза в истории. Можете использовать иллюстрации для своей последовательности.
Маленькому проценту людей известно, что Дедушка Мороз стал тем, кто он есть из-за существования вполне конкретного и живого прототипа. В IV веке в малой Азии жил и творил богоугодные дела святой Николай Чудотворец (в католической и лютеранских версиях – святой Николас или Клаус). Дедушка Мороз изначально был злобным и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, который морозил людей. Мороз впервые появился на Рождество в 1910 году, однако он не приобрел массового распространения.
В советское время был распространён новый имидж: он появлялся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах. В декабре 1935 года соратник Сталина, Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. Был торжественно организован детский новогодний утренник. На праздник Дед Мороз приходит с внученькой - девочкой Снегурочкой. Собирательный образ Дедушки Мороза выстроен по мотивам биографии Святого Николая, а также описания древнеславянских божеств Зимника, Позвезда, и Карочуна.
Ни на что не похожий характер языческих божеств положил начало поведению Дедушки Мороза - он не был добрым божеством. Однако со временем - как это бывает - всё изменилось, и под влиянием православных традиций Дедушка Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Этот образ был окончательно оформлен в Советской России: Дедушка Мороз стал символом празднования Нового Года, заменившего в идеологии атеизма наиболее любимый детьми в дореволюционной России праздник Рождества Христова. Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.
Задание 3.
В тексте вы можете найти ингредиенты, которые входят в “Оливье”. Посчитайте, сколько советских рублей требовалось для приготовления салата “Оливье”.
Вычислите, сколько российских рублей потребовалось бы для приготовления салата “Оливье”. Один советский рубль равен 279 рублям. Внесите выполнение задания на страницу 4.
Изначально Новый год советские власти позиционировали как праздник для детей. Но уже в конце 1930-х годов традицию подхватили граждане всех возрастов.
1 января долго оставался рабочим днем. Но в конце декабря 1947 г. первый новогодний день был объявлен праздничным нерабочим днем.
В честь Нового года город украшали к празднику, организовывали уличные ярмарки, елочные базары. Все магазины обязаны были выбрасывать на прилавки наборы новогодних подарков. В некоторые годы для развоза поздравлений и подарков городские власти даже выделяли по несколько сотен легковых такси и грузовиков.
Студии звукозаписи предлагали всем желающим записать поздравления и направить друзьям пластинки. На радио проводились поздравительные часы, в которые можно было передать знакомым свой новогодний привет и пожелания. Особым ритуалом была отправка новогодних открыток.
Для детей организовывали утренники. Каждому ребенку дарили сладкий подарок.
Одним из главных символов Нового года являлись мандарины. Цитрусовые были популярным подарком в СССР. Другие фрукты в стране зимой были недоступны.
Еще одним традиционным украшением стола были салаты, особенно оливье. Они считались признаком гостеприимства и хлебосольства. У каждой хозяйки был свой особенный рецепт “Оливье”, но оставались и универсальные ингредиенты. Нужна вареная колбаса (2.20-2.60 рублей), баночка майонеза (33 копейки), яйца (рубль десять за десяток), жестянка консервированного зеленого горошка (39 копеек), картофель 1 кг (14 копеек), морковь 1 кг (10 копеек).
Задание 4.
Прочитайте снова предыдущие задания. Найдите традиции в текстах и внесите в ленту времени. Обсудите в группе, какие новогодние традиции есть в вашей семье. Запишите их на отдельном листе. Также, традиции можете дополнить иллюстрациями.
Задание 5.
Создайте исторический альбом. При создании альбома можно использовать такие средства как: листы бумаги, картон, клей, степлер, цветные карандаши, фломастеры, краски. На 1 и 2 странице альбома разместите ленту времени. На 3 странице задание №2. На 4 странице решенную задачу. На 5 странице список новогодних традиций вашей группы.
Также подготовьте представление вашего исторического альбома, опираясь на план.
Пример выполнения:
ПЛАН:
О чём была проектная задача?
Расскажите о выполненных вами заданиях.
Что вам удалось \ не удалось выполнить?
Из-за чего у вас возникли трудности?
Как были распределены роли в группе?
Удалась ли работа в группе?
Какой вывод вы можете сделать из проделанной работы?
С ПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2020 №286) – М.: Просвещение, 2021
2. Кобзарева Т.А. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС – Волгоград: Учитель, 2015. – 166 с.
3. Лободина Н.В. Организация исследовательской и проектной деятельности как основное требование ФГОС НОО – Волгоград: Учитель. – 275 с.
4. Савенков А.И. Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — ИССЛЕДОВАТЕЛЬ». — М.: Национальный книжный центр, 2016. — 48 с. (Библиотека журнала «Исследователь».) ISBN 978-5-4441-0187-2
ПРИЛОЖЕНИЯ №1. Анализ детской исследовательской работы по теме «Что такое плесень?»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ирбейская средняя общеобразовательная школа № 2»
имени полного кавалера ордена Славы И.Н. Демьянова
Учебно-исследовательская работа
«Что такое плесень?»
Выполнила:
Руководитель:
Ирбейское 2019
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ …………………………………………………………....4
1. Что такое плесень? Чем она опасна? Полезная плесень?......................4
2. Проведение опытов ……………………………………………………..6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….8
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………….....9
ВВЕДЕНИЕ
Однажды автор работы в подполье у бабушки увидела нечто желто-белое, пушистое, что покрыло весь угол дома. Дед объяснил, что это «грибок», или по другому называется плесень. А бабушка повела автора работы в комнату, отодвинула кровать и показала на обоях серо- желтые пятнами. В связи с этим у автора работы возникло несколько вопросов. Что такое плесень? Где еще можно найти такую плесень? Как она появляется?
Н
Рисунок 1 Плесень на обоях
а эти вопросы и и попробуем ответить в своем исследовании.
Рисунок 2 Плесень в подполье
Актуальность темы: Плесень и грибки скрытно сопровождают человечество на протяжении всей его истории, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, плесень остаётся одной из загадок, она до конца не изучена и появляется каждый раз в новом качестве.
Цель: изучение условий появления и развития плесени в домашних условиях.
Задачи:
Узнать, что собой представляет плесень и как она появляется.
Опытным путем изучить особенности появления и развития плесени.
Сделать выводы.
Гипотеза: Предположим, плесень образуется на разных продуктах питания неодинаково.
Объект исследования: плесень
Предмет исследования: плесень на различных продуктах питания.
Методы исследования:
1. Изучение информационных источников по данной проблеме.
2. Проведение серии опытов с целью наблюдения за плесенью.
3. Анализ полученных результатов.
Продолжительность: 1 месяц
Место проведения опыта: домашние условия.
Оборудование и материалы: банки с томатной пастой и лечо, пакеты с хлебом и сыром: томатная паста в банке, белый и нарезка хлеб, сыр, лечо в банке.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Что такое плесень? Чем она опасна? Полезная плесень?
Мы изучили несколько источников информации о плесени и выяснили следующее.
Плесень — это грибы, образующие характерные налёты на продуктах питания, фруктах, растительных остатках, обоях, коже и других предметах. Плесневые грибки распространены практически всюду. Они обнаруживаются, как в жилище человека, так во внешней среде. Плесень (плесневые грибки) - особое царство живой природы. Представители этого царства имеют сходства и различия как с бактериями, растениями, так и с животными. Плесень относится к классу грибов, которых насчитывается свыше 100.000 видов, включая шляпочные грибы, ржавчинные грибы и дрожжи.
Плесень образует подобные нитям клетки, называемые гифами. Когда гифы переплетаются между собой, образуется пушистый клубок нитей - мицелий. Это и есть то, что мы называем плесенью. Внешне плесень также может напоминать грязь или пятна, например, когда она образуется на стенах в ванной комнате между плитками кафеля и в подпольях [1].
Нам было интересно узнать, что в отличие от человека и животных, которые сначала проглатывают пищу, а затем переваривают её, у плесени часто всё происходит наоборот. Если органические молекулы слишком велики или их состав очень сложен, плесень выделяет пищеварительные ферменты, которые расщепляют молекулы на более простые, легко усвояемые организмом соединения. Поскольку плесень не может передвигаться в поисках пищи, она должна жить в самой пище. Другими словами плесень не способна производить пищу для себя самостоятельно - так, как это делают зелёные растения, а потому учёные относят её к простейшим грибковым паразитическим растениям [2].
Мы выяснили, что в повседневной жизни плесень не представляет серьёзной угрозы для здоровья. Обычно от воздействия плесени страдают люди с заболеваниями дыхательных путей, такими, как астма; аллергики и те, кто по роду своей деятельности часто соприкасается с большим количеством плесени, например фермеры. Наиболее уязвимы также маленькие дети и пожилые. Кроме того, многие плесневые грибы вырабатывают антибиотики, которые нашли применение в медицине.
Наиболее известен пенициллин. Первый антибиотик, то есть антимикробный препарат, полученный на основе продуктов жизнедеятельности микроорганизмов. Он был обнаружен на основе случайного открытия, что попадание в культуру бактерий плесневого грибка из внешней среды оказывает бактерицидное действие на культуру [2].
Самым интересным фактом, который нас поразил, было следующее. Оказывается, не всякий продукт, на котором поселились плесневые грибки, съедобен. Совсем иное дело – сыр с плесенью. Польза и вред такого изысканного кушанья известны немногим, поэтому и спрос на него у нас невысок. Не все решаются приобрести этот деликатес. Некоторых отпугивают его внешний вид и стоимость [3].
Проведение опытов.
Нас заинтересовало, а в каких условиях плесень появляется и развивается быстрее, то есть факторы, которые влияют на появление и разрастание плесени, а также время, которое проходит с момента возникновения первых признаков плесени на продуктах до того, когда продукт покроется ею полностью и будет совершенно не пригодным для еды. Для этого мы провели несколько опытов.
Для опытов мы взяли: белый хлеб в пакете и без упаковки, лечо домашнее в банке и магазинную томатную пасту в банке. Из источников информации мы выяснили, что главным условием появления и роста плесени является влажность, повышенная температура воздуха и плохой воздухообмен: чем выше температура, тем появления и развития происходит быстрее. Поэтому мы поместили продукты в разные условия.
Опыт №1
В
Рисунок 3 Образование плесени на хлебе.
зяли 2 куска одинакового хлеба и полиэтиленовый пакет. Один кусок хлеба положили в пакет, другой оставили на столе. Через некоторое время в пакете появилась плесень. Такой хлеб нельзя есть и нельзя давать животным. А хлеб, который лежал на столе высох и превратился в сухарь, но остался пригодным в пищу.Вывод: плесень образуется быстрее в закрытом пространстве.
Опыт № 2.
Для опыта взяли томат пасту и лечо домашнее в одинаковых банках. После вскрытия по банке томатной пасты и лечо поставили в холодильник, и по банке оставили в холодильнике:
На томате и лечо на свету и в тепле плесень появилась уже на пятый день, а в холодильнике только к концу второй недели. позднее всего, хотя условия были очень комфортные.
Вывод: плесень активно развивается при комнатной температуре. А в холодильнике продукты хранятся дольше.
П
Рисунок 5 Плесень на лечо
Рисунок 4 Плесень на томат пасте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведённого исследования, мы узнали, что собой представляет плесень и как она появляется.
Изучили особенности появления и развития плесени.
Наблюдали за развитием плесени в домашних условиях.
Таким образом. Все задачи исследования были решены, цели мы достигли. Гипотезу о том, что плесень образуется на разных продуктах питания неодинаково, подтвердили. Плесень развивается в тёплых влажных местах, которые плохо проветриваемые.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Плесень и полезна, и вредна http://www.med2.ru/story.php?id=28243
Полезные и вредные свойства плесени http://biofile.ru/bio/5973.html
3. Плесень и вред и польза и вред http://polza-ili-vred.ru/plesen-i-vred-i-pol-za-i-vred.html
Лента времени - это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события
Равноденствие – это время, когда день и ночь практически равны.
Солнцестоя́ние (древнеславянское название: солнцеворо́т) — астрономическое событие, при котором Солнце над горизонтом в истинный полдень находится на максимальной (летнее солнцестояние) или минимальной высоте (зимнее солнцестояние).
Атеи́зм — отвержение веры в существование любого божества/бога или уверенность в том, что богов не существует.