СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»



Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы



г. Красноярск, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составитель: Серова Е.А. – студентка группы 21П-7 отделения «Преподавание в начальных классах».

«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024.

























Аннотация


Данные методические рекомендации посвящены методике организации проектно-исследовательской работы с учениками начальной школы. Воспользоваться её могут учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования, заместитель директора по воспитательной работе. Опыт студентов 3 курса положен в основу методических рекомендаций. Предназначен для педагогов начальных классов.























ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Исследовательская деятельность…………………………….....5

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура……………………………….5

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования…………………………

Распространенные примеры ошибок в детских исследовательских работах…8

1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ…………………. 11

1.4. Паспорт исследования №1 «История почтовых марок»…………………………………….. 13

1.5 Паспорт исследования №2 «Загадки гранита»……………………………………… 15

РАЗДЕЛ 2. Проектная деятельность……………………………………. 17

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура……………………… 17

2.2. Проектная задача №1 «Доктор Айболит»……………………………… 20

2.3. Проектная задача№2 «День космонавтика» ……………………….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 33

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………. 34

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….












РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Исследование, в области педагогики, понимается, как процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. [2]

А.И. Савенков даёт такое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения». А.И Савенков подчёркивает, что в фундаменте исследовательского поведения, лежит психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределенно ситуации.

[3]

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира и хочет его познавать.[4] Поэтому, понятие исследовательская деятельность обучающихся можно раскрыть, как деятельность, которая связанна с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. [2]

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования выделяет требования к исследовательской деятельности младших школьников:

Базовые исследовательские умения:

- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования).

Работа с информацией:

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

- выбирать источник получения информации;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

• знакомство с проведением учебных исследований;

• развитие творческой исследовательской активности;

• стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

• ознакомление с научной картиной мира;

• вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

• выбор темы;

• постановка цели и задач;

• гипотеза исследования;

• организация исследования;

• подготовка к защите и защита работы.

Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

- экспериментальной;

- изобретательской;

- теоретической.

Основные исследовательские умения, которые формируются - это развитие познавательного интереса, умение работать с различными источниками, общение со сверстниками и единомышленниками, приобретение опыта при участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе. [1]

Для получения результата исследовательской работы учителю необходимо создать условия, в которых ученик будет замотивирован и будет видеть перспективу. Учитель должен уметь простроить работу так, чтобы сам учитель выступал в роли помощника, наставника, а не делать работу за обучающегося.

Также родители играют не маленькую роль в исследовательской работе обучающегося. Родители являются помощниками, консультантами. Родители могут помочь придумать тему исследовательской работы, построить план выполнения, приобрести необходимые материалы для работы. [5]

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность это важная часть учебного процесса, которая способствует формированию интереса к учебной деятельность, также помогает ребёнку реализоваться в той сфере, которая ему наиболее интересна.

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования.

Распространенные примеры ошибок в детских исследовательских работах.

Способы выбора темы:

-из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов;

-из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.;

-из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности).

Типичные ошибки при выборе темы. Примеры:

- слишком узкая тема исследования.

(«Реалистические черты в рассказе «Бирюк», «Образ моря в элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило»).

-тема исследования сформулирована слишком широко.

(«Культура Руси XII века», «Слово о полку Игореве» и литература», «Нравственные принципы В.А. Каверина», «Сцены дуэли в произведениях А.С. Пушкина» — темы по глубине и объёму соотносимы с научными монографиями.)

Определение цели и задачи исследования.

Требования к цели:

1. Конкретна, определяет результат деятельности.

2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать..)

3. Достижима.

4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Рекомендации по постановке целей:

1. Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.

2. Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

3. Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

4. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

5. Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.

Деление цели на задачи происходит для того, чтобы:

1. Выделить более простые и доступные для выполнения операции;

2. Создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;

3. Смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.

Типичные ошибки при определении цели:

-отсутствие проблемной ситуации, которую собирается решить учащийся в ходе проектной деятельности;

-цель не конкретна, общая, имеет разные трактовки;

-цель, содержащая внутри себя несколько целей, не достижимая цель;

-не явная логическая цепочка « проблемная ситуация-цель-новое знание или новый продукт».

Типичные ошибки при определении задач:

-формулировка и содержание задач не соответствует теме проекта;

-количество задач более 5-ти;

-нарушена логическая последовательность задач.

Как сформулировать гипотезу.

Требования к гипотезе:

- содержать предположение

- быть проверяема, подтверждена

- быть логически непротиворечивой

- быть реально опровергаемая или доказуемая

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:

  • «если…, то…»; «так…, как …»; «при условии, что …»; т.е. такие, которые направляют

  • внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно следственных связей. Гипотеза подразумевает экспериментальную или теоретическую

проверку.

Ошибки:

  • гипотеза не удовлетворяет основному требованию - быть проверяемой и доказуемой;

  • не содержит предположение;

  • не соответствует фактам по теме исследования

Примеры ошибок:

«Как увеличить срок хранения варенья?»

  1. Если варить варенье дольше, то оно будет лучше храниться.

  2. Попробую найти другой рецепт варенья для которого требуется меньше сахара.

Как оформить исследовательскую работу.

Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой:

  • титульный лист

  • оглавление

  • введение

  • основная часть

  • заключение

  • список литературы

  • приложения

Типичные ошибки при оформлении исследовательских работ:

1. Небрежность в оформлении титульного листа.

2. Небрежность в оформлении содержания.

3. Отсутствие нумерации страниц.

4. Наличие ошибок всех типов (невычитанные работы!).

5. Ошибки в цитировании.

6. Стилистический разнобой текста исследования (это наводит на мысль, что основой работы является отсканированный текст какого-то исследования, слегка разбавленный собственными стилистическими (и отнюдь не выигрышными) изысками).

7. Нет чёткости выводов — как в их формулировке, так и в оформлении.

1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ.

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

Тема и проблема соответствуют друг другу

1 балл- соответствуют

0 баллов- не соответствуют


Тема и проблема актуальны

1 балл- актуальны

0 баллов- не актуальны

Тема и проблема соответствуют возрастным особенностям

1 балл- соответствуют

0 баллов- не соответствуют

Цель соответствует теме

1 балл- соответствуют

0 баллов- не соответствуют

Задачи соответствуют цели

1 балл- соответствуют

0 баллов- не соответствуют

Задачи структурированы

1 балл- структурированы

0 баллов- не структурированы

Гипотеза может быть доказана или опровергнута

1 балл- доказана или опровергнута

0 баллов- не доказана и не опровергнута


Литература подобрана соответственно теме и проблеме

1 балл- подобрана и соответствует

0 баллов- не подобрана и не соответствует

Методы соответствуют возрасту

1 балл- соответствуют

0 баллов- не соответствуют

Наличие выводов

1 балл- есть выводы

0 баллов- нет выводов

Структура и логика выдержана

1 балл- выдержана

0 баллов- не выдержана

Оформление работы

1 балл- работа выполнена по заданным требованиям

0 баллов- работа не соответствует требованиям

Представленные данные

2 балла- данные представлены графически.

1 балл- представлены фотографии, рисунки.

0 баллов- данные не представлены.

Грамотность письменной речи

1 балл- отсутствуют ошибки

0 баллов- есть ошибки


1.4. Паспорт исследования №1

«История почтовых марок»

№ № п/п

Компоненты паспорта

Описание проекта

1

Тема исследования

«История почтовых марок»

2

Актуальность исследования

Сейчас. Мы часто друг с другом общаемся по телефону или СМС, но раньше этого не было и, чтобы не разорвать связь каким-либо человеком, писали письма.

Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни отправлял письмо, открытку в конверте, посылку. Перед тем как отправить свое послание, мы наклеиваем на конверт маленький кусочек бумажки с рисунком, который называется маркой. Марка – знак почтовой оплаты. Их выпускают для того, чтобы отправитель оплачивал ими пересылку. Но не деньгами привычными нам, а за счет покупки почтовых марок. В свое время, это новшество так понравилось, что люди стали коллекционировать конверты с марками, открытки и сами марки. Но никто не задавался вопрос, какая история у почтовых марок.

3

Проблема исследования

Есть ли история у почтовых марок?

4

Объект исследования

Почтовая марка

5

Цель исследования

Для учителя: создание условий для формирования у обучающихся исследовательских умений по средствам проведения исследования: «История почтовых марок»

Для ученика: проведение исследования на тему: «История почтовых марок»

6

Задачи исследования

- изучить литературу по теме исследования;

- создать альбом «История почтовых марок»;

- сделать выводы.


7

Гипотеза исследования

Предположим, что у почтовых марок есть история.

8

Методы исследования

Анализ литературы, исследование, обобщение результатов исследования.

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный (1 день).

По организационной форме: групповой.

По содержанию: моно (окружающий мир).

10

Этапы реализации исследования, краткое описание

1. Подготовительный этап.

Определение темы исследования, постановка цели, задач, определение актуальности проекта и гипотезы, выбор методов исследования.

2.Теоретический этап.
Сбор информации по теме исследования. Проанализировать теоретические материалы по теме исследования.

3. Практический этап.

Подготовить материалов для создания альбома. Создание продукта.

4. Аналитический этап.

Подведение итогов, выводы.

5. Презентационный этап: оформление альбома, подготовка речи для выступления, выступление с итогами работы (презентация альбома перед аудиторией).

6. Рефлексивный этап: подведение итогов проведения и защиты исследования, корректировка работы (обозначение собственных трудностей, анализ своей деятельности).

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: узнать историю почтовых марок.

Ход исследования

Инструктаж по технике безопасности.

Материалы: клей, ножницы, распечатанная информация о почтовых марках, карандаши, фломастеры.

На начальном этапе мы ставим цель, гипотезу, составляем план.

После делимся на три группы для создания альбома. 1 группа создаёт титульный лист. 2 группа создаёт лист с историей. 3 группа создаёт лист с почтовыми марками.

12

Оборудование для проведения исследования

Клей, ножницы, распечатанная информация о почтовых марках, карандаши, фломастеры

13

Продукт исследования

Альбом «История почтовых марок»

14

Перспективы исследования

Показать альбом «История почтовых марок» и рассказать об этом другим классам

15

Используемые источники

  1. Как появились почтовые марки, и почему некоторые из них стоят целое состояние.

  2. История почтовой марки.














1.5. Паспорт исследования №2

Угайнова Наталья

«Загадки гранита»

Компоненты паспорта 

Описание исследования

1.

Тема исследования

«Загадки гранита»

2.

Актуальность исследования

Наша Земля богата различными полезными ископаемыми. Земная кора состоит из разнообразных горных пород и минералов.

Со многими из них мы часто встречаемся в повседневной жизни: поваренная соль, гранит, тальк, мел и т.д.

Гранит – самая распространенная горная порода на Земле.

Он используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц и т.д. Но мало кто задумывался, из чего состоит и какими свойствами обладает гранит?

3.

Проблема исследования

Из чего состоит гранит? Какими свойствами обладает?

4.

Объект исследования 

Гранит.

5.

Цель исследования

Для учителя: создание условий для формирования у обучающихся исследовательских умений по средствам проведения исследования по теме: «Загадки гранита».

Для ученика: проведение исследования на тему: «Загадки гранита».

6.

Задачи исследования

Для ученика:

  • Найти и изучить литературу по теме исследования.

  • Провести эксперименты гранита.

  • Выделить из чего состоит гранит.

  • Выделить какими свойствами обладает.

  • Проанализировать и описать полученные результаты.

  • Создать буклет.

7.

Гипотеза исследования

Предположим, что гранит состоит из различных частей и имеет свойства.

8.

Методы исследования

Наблюдение, анализ литературы, опыты, обобщение результатов исследования.

9.

Тип исследования 

По продолжительности: краткосрочный.

По организационной форме: парный.

По содержанию: моно (окружающий мир).

10.

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1.Подготовительный этап: определение темы исследования, постановка цели, задач, определение актуальности проекта и гипотезы, выбор методов исследования.

2. Теоретический этап: сбор информации по теме исследования. Проанализировать теоретические материалы по теме исследования.

3. Практический этап: подготовить материалы для опытов, подготовить предмет исследования, проведение опытов.

4. Аналитический этап: подведение итогов, выводы.

5. Презентационный этап: подготовка к выступлению (написание текста выступления, презентация, демонстрация) выступление с итогами работы (презентация буклета перед аудиторией).

6. Рефлексивный этап: подведение итогов проведения и защиты исследования, корректировка работы (обозначение собственных трудностей, анализ своей деятельности).

11.

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: узнать о составных частях гранита.

Ход исследования:

Опыт №1. Определение состава.

Материалы: гранит, лупа, полевой шпат, кварц, слюда.

1. Рассматривают кусочек гранита с помощью лупы.

2. Находят цветные зерна.

3. Находят полупрозрачные зерна.

4. Находят чёрные блестящие зерна.

5. Рассматривают образцы полевого шпата, кварца и слюды. Соотносят минералы. Цветные зерна – полевой шпат. Полупрозрачные зерна – кварц. Черные блестящие зерна – слюда.

Вывод: гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата.

Опыт №2. Определение тяжести (массы) гранита.

Материалы: ёмкость с водой, кусочек гранита, кусочек древесины.

1. Опускают в ёмкость с водой одновременно кусочек гранита и кусочек древесины.

2. Описывают происходящее (гранит очень быстро опустился на дно, а кусочек древесины держится на поверхности).

Вывод: гранит тяжёлый.

Опыт №3. Определение прочности.

Материалы: гвоздь, гранит.

1.Царапают гвоздем гранит.

Вывод: гранит прочный.

Опыт №4. Определение твердости гранита.

Материалы: гранит.

1. Пробуют разломить кусочек гранита.

Вывод: гранит твердый.

5.Подведение итогов теоретической и практических частей (подтверждение гипотезы).

6. Оформление результата исследования буклета.

12.

Оборудование для проведения исследования

Гранит, лупа, полевой шпат, кварц, слюда, емкость с водой, кусочек древесины, гвоздь.

13.

Продукт исследования

Буклет.

14.

Перспектива исследования

Материалы данного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения темы в последующих классах. Выступление на конкурсе, размещение материалов на сайте школы.

15.

Используемые источники 

1. Окружающий мир. 2 класс. В 2 частях - Плешаков А.А. (11klasov.net)

2. Свойства гранита, из чего состоит и что это такое? (domof.ru)

3. Практическая работа « Знакомство с горными породами и минералами» Окружающий мир 2 класс (multiurok.ru)



РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. (Г.К. Селевко) [6]

Проектная деятельность занимает важное место в современном начальном образовании. Она направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, и достижения универсальных учебных действий.

Показатель готовности обучающихся к проектной деятельности происходит через: во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

1. умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

2. умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

3. умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

4. умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

1. развитие аналитико-синтетических действий;

2. сформированность алгоритма сравнительного анализа;

3. умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

4. возможность выделять общий способ действий;

5. перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

Виды проектов:

  1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

  2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

  3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

  4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

  5. Ролевой проект.

Требование к проекту:

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.

  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

  3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

  4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

  5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Формы продуктов проектной деятельности:

Выбор формы продукта проектной деятельности.

Примеры: Анализ данных социологического опроса; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Журнал и т.д.

Презентация проектов.

Примеры: воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа); деловая игр; демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий; диалог исторических или литературных персонажей; игра с залом и т.д.

Отличие проекта от исследования:

Исследование не ставит целью изменение окружающего мира, сосредоточившись на его познании.

Проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений, или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства.[7]



    1. Проектная задача №1.

Класс: 4

Проектная задача «Доктор Айболит»


Дорогие ребята!

Вам предстоит продемонстрировать, прежде всего, умение работать вместе при решении общей задачи. Предлагаемая задача – необычная: ее нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются знания из большинства школьных предметов. Кроме того, задача большая по объему, поэтому очень важно правильно распределить работу между собой. Надеемся, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете ее решать.

Желаем вам успеха!


Доктор Айболит в июле отдыхал в городе Мара, на острове Мадагаскар, у своего друга – писателя Корнея Чуковского. Неожиданно Айболит получил телеграмму на африканском языке.


Задание 1. Прочитайте. Помогите Айболиту перевести и запишите телеграмму на русском языке.


ТЕЛЕГРАММА

Тордок Литайбо! Симпро ятеб ипрехаьт к мна: бозалел бетикгемо, ирт карёнтиг, авд кажифёнра и ирт кастрасёну. У хни наанги и хитброн.
Ым вёмжи в непусты КАЛАХАРИ, у рыго ФЕРНАНДО-ПО, у кире ЛИМПОПО.


Айболит ничего не понял, но его друг писатель Корней Чуковский в детстве бывал в Африке и запомнил несколько африканских слов и их перевод:

Кармагасда – Мадагаскар;
анписаьт – написать;
анписиал – написали;
шемпи – пишем;
ьмесов – восемь.


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2

Друзья решили вместе, как можно скорее, отправиться в путешествие. Они нашли на карте Африки место, описанное в телеграмме.

  1. Ребята, а теперь найдите точки, которыми обозначены эти места на карте.

  2. Определите расстояние. Учитывайте, что 1 см на карте равен в действительности расстоянию в 20 км.


Решение:______________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3

Для того, чтобы отправиться на помощь животным Доктору Айболиту нужно взять с собой универсальное лекарство от всех болезней – гоголь-моголь.

( Гоголь-мо́голь — десерт, основные компоненты которого — взбитый яичный желток с сахаром.)
В «Ветеринарном справочнике» 
приведены следующие рекомендации по лечению гоголем-моголем:


Лечение гоголем-моголем

Количество лекарства для 1 животного должно быть равно

половине массы животного.


1) Вычисли количество гоголя-моголя, необходимое одному тигрёнку, одному страусёнку. Запишите результат в таблицу.


животные

Масса тела

Количество лекарства для 1 животного

Жирафёнок

120(кг)


60 литров

Страусёнок

60(кг)



Тигрёнок

100(кг)



Бегемотик

200(кг)


100 литров




2) Прочитай еще раз телеграмму. Вычисли количество гоголя-моголя, необходимое всем:

животные

решение:

бегемотикам


жирафятам


тигрятам


страусятам



3) Вычисли общее количество гоголя-моголя для всех животных.


Решение:________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4

Доктор Айболит и писатель выдают лекарство для животных 3 раза в день, начиная с 8 часов утра. Надо принимать через каждые 6 часов. Запишите, в котором часу будет второй и третий приём лекарства.

№ Приема

Время

1 прием

8часов

2 прием


3 прием




Задание 5

Самому больному страусёнку Айболит решил дать весь полагающийся гоголь-моголь за один прием. Как можно отмерить нужное количество гоголя-моголя, если есть 3 пустых бочонка, в одном из которых помещается 10 литров гоголя-моголя, в другом – 15 литров, а в третьем – 5 литров? Использовать можно только 2 бочонка (многоразово).

Ваши действия:

  1. Найдите в таблице количество лекарства, необходимого для 1 страусёнка.

  2. Как можно при помощи бочонков набрать нужное количество лекарства? Разными вариантами.

Решение 1: ___________________________________________

Решение 2: ___________________________________________

Решение 3: ___________________________________________

Решение 4: ___________________________________________

Решение 5: ___________________________________________


Задание 6

Вам нужно заполнить лист ответов.

Лист ответов

Задания

Ответ

Задание 1


Задание 2


Задание 3


Задание 4


Задание 5



Рефлексия

Что я знал

Что я узнал

Что мне понравилось / было интересно.

Моя роль при работе в группе





Понравилось ли вам работать в группах? Смогли ли вы договориться о плане работы в группе? Все ли принимали участия при работе в группах?


Критерии оценивания:

Задание 1. Верно переведен текст и записан – 3 балла.

Задание 2.

1. нашли точки- 1 балл

2. определили расстояние – 2 балла

Максимум: 3 балла.

Задание 3.

1. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум 2 балла.

2. За каждый верный ответ дееться 0,5 баллов. Максимум 2 балла. 2 балла.

3. За верное решение - 2 балла.

Максимум: 6 баллов.

Задание 4.

За каждый верный ответ 1 балл

Максимум: 2 балла.

Задание 5.

1. Верно определено количество лекарства, необходимого для 1 страусёнка – 2 балла.

2. Представлено не менее 2-х решении

За каждое предложенное решение 1 балл

(5 баллов)

Максимум: 7 баллов.


19-21 баллов – «отлично»

18-14 баллов – «хорошо»

13-9 баллов – «удовлетворительно»

8 баллов и меньше – «неудовлетворительно»


Паспорт проектной задачи.

Тип проектной задачи

Межпредметная (русский язык, математика,

окружающий мир) проектная одновозрастная

задача

Место проектной задачи в образовательном процессе

Проводится в конце учебного года в 4 классе, рекомендуемое время проведения — до 2-х уроков.


Дидактические цели проектной задачи


1. Комплексное использование освоенных математических, языковых и естественнонаучных умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации.

2. Проверка умений пользоваться текстам, схемами и

таблицами для поиска необходимой информации, заполнять таблицу заданной информацией на основе ее самостоятельного поиска и

преобразования.

3. Сотрудничество в микрогруппах: коллективно-распределительная деятельность при решении ряда практических задач.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача


Предметные

1. Умение восстанавливать последовательность букв в словах.

2. Умение работать с картой.

3. Умение решать задачи.

4. Умение выполнять вычисление (делить, суммировать) в приделах 1000.

Метапредметные

1. Умение анализировать информацию с точки

зрения заданного условия конкретного задания

и выбирать существенную информацию из

предложенного объема.

2. Умение критически подходить к представленной информации.

3. Умение обобщать полученную информацию

(для выполнения итогового задания).

5. Умение читать, дополнять и самостоятельно таблицы для решения поставленных задач.

6. Умение читать таблицы.

7. Умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач.

8. Умение выбирать оптимальный вариант решения задачи.

9. Умение объективно оценивать себя, рефлексировать.

Планируемые результаты


1. Демонстрация навыков усвоения предметного материала.

2. Умение применять предметные навыки в нестандартных условиях.

3. Умение создать конечный «продукт» — разработать план проведения выходного дня: подготовить маршрут, состоящий из трех мест отдыха.

Проектный продукт

Лист ответов

Критерии оценивания


- правильность выполнения предметных заданий.

- продуктивность взаимодействия обучающихся в

микрогруппе при выполнении отдельных заданий.


    1. Проектная задача №2. «День космонавтика»

Тема: «День космонавтики»

Ребята, скоро у нас 12 апреля- день космонавтики.

С давних времен люди мечтали узнать, что такое космос, космическое пространство. Почему звезды не падают? А если падают, то куда? Побывать в космосе – когда – то казалось несбыточной мечтой. И вот однажды прозвучала радостная весть – «Человек в космосе!» Это произошло уже много лет назад. Но история космоса на этом, конечно же, не заканчивается.

В связи с этим событием вы будете выполнять проектную задачу. Работа вам предстоит большая, будете много читать, думать.

Вы уже разделены на группы. Каждая группа работает сообща и помогает друг другу.

Уважаемые, ребята!

Желаю вам успехов и взаимного сотрудничества в решении задач.

Задание 1. Напишите название космодрома, с которого стартуют в космос ракеты

 

__________________________________________________________________           

 


Задание 2.  С помощью алфавита, угадайте имя первой женщины космонавта.

 


Имя:

 

3

1

13

6

14

19

10

14

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия:

 

19

 

6

17

6

25

12

15

3

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Задание 3. Космонавты из космоса обязательно связывались с Центром управления полетов на Земле, чтобы докладывать о результатах работы. Каким позывным связывались с Валентиной Терешковой? Разгадав ребус, вы узнаете это слово.



Задание 4. Дату полета в космос Валентины Терешковой вы назовёте, решив без ошибок следующие задания:

 

Дата полёта: 192: 12   

__________________________________________________________________


Месяц полёта: первый летний месяц

_________________________________________________

Год: 

1) цифра, на месте сотен в числе 3165  

  _______________________________________________________ 

2) 810: 90

 ________________________________________________________ 

3) 5400: 900                              

__________________________________________

4) сколько суток в 72 часах? 

__________________________________________



Задание 5: Ученые хотели узнать, с чем придется столкнуться человеку в космическом полете. Поэтому сначала решили отправить в космическую неизвестность различных животных.

Перед вами текст. Прочитайте его внимательно. Подготовьте ответы на вопросы.

 

Первыми «космонавтами» - разведчиками стали собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая маленькая мышка - космонавт пробыла над Землей почти целые сутки. В её черной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.

Потом настала очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики. Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была не больше кошки и весила 4-6 килограммов, ей должно быть не больше 2 - 3 лет и со светлой шерсткой, так ее лучше видно в кинокамеру.

Породистые собаки для трудных испытаний не годились: они слишком изнежены и капризны. Ласковые, спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.

В собачьем «космическом отряде» каждый день занятия и тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки начинать есть и еще многому.

Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая собачка Лайка. Для нее построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. 3 ноября 1957 года на Лайку надели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась.

Вслед за Лайкой в космос полетели и другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звездочка, Пчёлка и Мушка. Все они вернулись на Землю. Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

Работа с текстом.

1. Подчеркните желтым карандашом, какая собака подходит для полета.

2. Подчеркните зеленым карандашом, чему учили собак на тренировках.

3. Подчеркните синим карандашом, какая собака сдала «выпускные экзамены»?

4. Подчеркните красным карандашом, зачем ученые посылали в космос животных?

Задание 6. Используя все полученные знания, оформите плакат по теме проектной задачи. Выступите перед одноклассниками.

Подведение итогов. Представления продукта выполнение задания.

Рефлексия.

Ответь на вопросы.

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «День космонавтики».

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)

Да Нет

Почему? ______________________________________________________



Оценочный лист


Критерии

Баллы

1

2

3

4

5

6

Оценка

работы

1. Задание выполнено верно.

2







2. Письменная речь без ошибок.

2







3.Акккуратно оформлены

ответы на задания.

2







Оценка выступления

4. Коммуникативные качества

(культура речи, доброжелательность)

2







5. Ответы на вопросы (полнота, корректность, убежденность,

аргументированность).

2









Паспорт проектной задачи

Тема: «День космонавтики»

Тип проектной задачи

Межпредметная (математика, окружающий мир) проектная одновозрастная задача ( 3 класс)

Место проектной задачи в образовательном процессе

Проводится в преддверии дня космонавтики, рекомендуемое время проведения — до 2-х

уроков

Дидактические цели проектной задачи


1.Комплексное использование освоенных математических и естественнонаучных умений в нестандартных условиях.

2.Проверка умений пользоваться информацией, представленной в разных видах, и на ее основе осуществлять выбор оптимального решения.

3. Сотрудничество в микрогруппах: коллективно-распределительная деятельность при решении ряда практических задач

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача


Предметные

1. Умение применять математические знания и

производить действия деления.

2. Умение работать с величинами времени.

3. Умение правильно писать ответы на задания

4. Умение работать с разными видами текстовых заданий(ребусы).

Метапредметные

1. Умение анализировать информацию с точки

зрения заданного условия конкретного задания

и выбирать существенную информацию из

предложенного объема.

2. Умение критически подходить к представленной информации.

3. Умение обобщать полученную информацию

(для выполнения итогового задания).

4. Умение работать с текстом.

5. Умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач.

6. Умение выбирать оптимальный вариант решения задачи.

7. Умение объективно оценивать себя, рефлексировать

Планируемые результаты


Демонстрация навыков усвоения предметного

материала.

Умение применять предметные навыки в нестандартных условиях.

Умение создать конечный «продукт» — разработать плакат на тему: день космонавтики. Выделить основную информацию.

Проектный продукт

Плакат на тему: день космонавтики

Критерии оценивания


- правильность выполнения предметных заданий.

- составлен плакат по теме. Выделена основная информация.

- продуктивность взаимодействия учащихся в

микрогруппе при выполнении отдельных заданий и при «сборке» конечного продукта











ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из проделанной работы можно сделать вывод о том, что проектно-исследовательская деятельность необходима в начальной школе. Данная деятельность занимает большое место в учебном процессе и образовании в целом.

Проектно-исследовательская деятельность направлена на формирование проектных и исследовательских умений учащихся, что соответствует ФГОС НОО и позволяет обучающимся достигать определенных результатов.

В методических рекомендациях говориться о том, как проводить исследовательские работы, описывается структура и приведены примеры возможных ошибок. Также мы разработали критерий оценивания детских исследовательских работ. В методических рекомендациях представлены паспорта исследований студентов 3 курса.

В методических рекомендациях представлена информация о проектной деятельности обучающихся в современном начальном образовании и раскрывается структура. Представлены проектные задачи студентов 3 курса.

Очень важно учитывать, что данные работы направлены на сотрудничество ученика с учеником, ученика с учителем, учителем с родителями. Учитель должен организовать образовательную среду так, что бы результат проделанной работы был полезен, соответствовал ФГОС ООН, продукт проделанной работы был полезен и помог обучающимся раскрыться с новой стороны. При это нужно не забывать о психологическом настрои и мотивационных моментах.

С помощью проектно-исследовательской деятельности, педагог развивает у обучающихся компетентности, с помощью которых обучающиеся взаимодействует с окружающим миром.

Проектно-исследовательская деятельность – это непрерывный процесс, который выполняет условие достижения современного качества образования.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. (Дата обращения: 24.01.2024).

2. Общая характеристика «исследовательская деятельность» и «исследовательская компетенция» в современной психолого-педагогической литературе | Манузина Вероника Васильевна. [Электронный ресурс]. (Дата обращения: 24.01.2024).

3. Исследовательская работа в начальной школе | Зубова Ольга Анатольевна [Электронный ресурс]. (Дата обращения: 07.02.2024).

4.Психолого-педагогическое исследование: методические рекомендации / сост. А.А. Шабалина. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2020. – 49 с. (Дата обращения: 07.02.2024).

5. Психология, социология и педагогика. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. (Дата обращения: 07.02.2024).

6. Методические рекомендации по организации и содержанию учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальных классов/ Прохорова О.Г. [Электронный ресурс]. (Дата обращения: 14.02.2024).

7. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Б. Воронцова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 176 с. (Дата обращения: 14.02.2024).