СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Министерство образования Красноярского края КГПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»
Методические рекомендации по организации проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы
Г. Красноярск, 2024
Методические рекомендации составлены в соответствии требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.
Составители: Бадьина Ю.А. – студента 21П – 7 группы отделения «Преподавание в начальных классах».
«Красноярский педагогический колледж им. М. Горького», 2024.
Аннотация
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед школой ряд требований к результатам обучающихся. Методические рекомендации созданы для организации исследования в начальной школе. В данном пособии описаны доступные методические приемы, позволяющие успешно разрабатывать содержание, использовать наиболее эффективные формы организации и методы исследовательского обучения младших школьников.
Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а так же студентов обучающихся в СПО по специальности «Преподавание в начальных классах».
РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: НАЗНАЧЕНИЕ, СПЕЦИФИКА, СТРУКТУРА 5
1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 5
1.2. Примеры ошибок в детских исследовательских работах 10
1.2. Типичные ошибки при проведении исследования. Примеры ошибок в детских исследовательских работах 16
1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ 21
1.4. Паспорт исследования №1 «Почва и ее состав» 23
1.5. Паспорт исследования № 2 «Энциклопедия одного слова «семья»» 26
РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 32
2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 32
2.2. Проектная задача №1 «В мире животных» 39
2.3. Проектная задача №2 «Внутри сказки» 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 51
Понятие исследовательской деятельности и способ организации учебно-воспитательного процесса на ее основе рассмотрены многими психологами, философами и педагогами. Исследовательскую деятельность школьников изучали А.В. Леонтович,Е.В. Мещерова, П.И. Пидкасистый, В.И. Андреев, В.А. Далингер, И.Я. Лернер, Д.В. Вилькеев, А.И. Савенков, И.Д. Чечель и другие.
А.В. Леонтович под исследовательской деятельностью понимает деятельность учащихся, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением [4].
В методическом пособии Семеновой Н.А. «Организация исследовательской деятельности младших школьников» под исследовательской деятельностью младших школьников понимается творческая познавательная деятельность, направленная на постижение мира, «открытие детьми новых для них знаний [6].
В Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предполагает овладение обучающихся универсальными учебными познавательными действиями [1]:
1) базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
2) работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Главная цель исследовательской деятельности в начальной школе – формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры [6].
Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:
знакомство с проведением учебных исследований;
развитие творческой исследовательской активности;
стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
ознакомление с научной картиной мира;
вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.
Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.
Экспресс-исследование - эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Долговременные исследования - это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся [4].
Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:
выбор темы;
постановка цели и задач;
гипотеза исследования;
организация исследования;
подготовка к защите и защита работы.
Все темы можно условно объединить в три группы:
Фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
Экспериментальные, эмпирические - темы, предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
Теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.
Для организации исследовательской деятельности младших школьников были определены следующие умения учащихся:
1. Умение организовать свою работу (организационные).
2. Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые).
3. Умение работать с информацией, текстом (информационные).
4. Умение оформить и представить результат своей
работы.
5. Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).
В исследовательской работе учувствует не только обучающийся, но и учитель, а также родители. Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст.
Родитель может выступать одновременно в нескольких ролях: консультирует, отслеживает выполнение плана, решает оперативные вопросы, помогает в предварительной оценке проекта, участвует в подготовке презентации, обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания. Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь».
Вывод: исследовательский метод обучения является одним из самых передовых методов в современной системе образования.
Он способствует накоплению у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических научных знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире.
У учащихся формируются такие качества личности как трудолюбие, целеустремлённость, самостоятельность и другие. Они учатся работать в различных условиях, взаимодействовать с разными людьми, брать на себя различные роли.
Рассмотрим несколько определений исследовательской деятельности. Е. В. Ларькина считает, что исследовательская деятельность – это вся деятельность, продуктом которой является новое знание, новые методы получения нового знания или новые методы исследования объекта. Это системаумственных действий, объединенных мотивом, и в совокупности обеспечивающих достижение цели исследования [5].
А. В. Леонтович под исследовательской деятельностью понимает деятельность учащихся, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения [4].
Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая познавательная деятельность, направленная на постижение мира, «открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их творческого потенциала, является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого [4].
Исследовательскую деятельность младших школьников следует определить как учебно-исследовательскую, так как она направлена на «открытие» субъектных знаний, формирование умений необходимых для осуществления поиска новой информации, усвоение приемов и способов самостоятельного познания [4].
К исследовательской деятельности новый ФГОС НОО предъявляет требования, которые отражены в разделе метапредметных результатов под пунктом «базовые исследовательские действия». Так же захватывает требования, связанные с работой с информацией [1].
Основные требования ФГОС НОО:
Базовые исследовательские действия:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
Работа с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации [4].
Главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху [6].
Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:
1. знакомство с проведением учебных исследований;
2. развитие творческой исследовательской активности;
3. стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
4. ознакомление с научной картиной мира;
5. вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.
Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.
Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:
1. выбор темы;
2. постановка цели и задач;
3. гипотеза исследования;
4. организация исследования;
5. подготовка к защите и защита работы.
Темы исследований могут быть разными, исходя из интересов учащихся. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на подводящие вопросы (например: «Что тебя интересует больше всего?», «Чем тебе нравится заниматься?» и т.п). Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:
1. фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
2. экспериментальной;
3. изобретательской;
4. теоретической.
Исследовательская деятельность формирует у учащихся следующие умения:
1. умение выделять и ставить проблему (выбор темы исследования);
2. умение предлагать возможные варианты решения;
3. умение собирать материал;
4. умение делать обобщение;
5. умение готовить проект (доклад, макет и др.);
6. умение защищать проект.
В ходе исследовательской деятельности учащийся может работать не индивидуально. Большими помощниками в исследовательской работе являются родители и учитель. Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст [4].
Алгоритм деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:
1) Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.
2) Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.
3) Ознакомление с методами исследования.
4) Составление плана работы.
5) Поиск противоречий.
6) Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.
7) Предзащита работы.
8) Окончательное оформление и защита работы.
В ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях:
1. консультирует,
2. отслеживает выполнение плана,
3. решает оперативные вопросы,
4. помогает в предварительной оценке проекта,
5. участвует в подготовке презентации,
6. обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь».
Итак, исследовательская деятельность входит в состав творческой деятельности, но не всегда наоборот. Организация исследовательской деятельности достаточно сложна, и одна из причин, это то, что исследовательская деятельность это продуктивная творческая деятельность.
Любое исследование начинается с выбора темы. Это важнейшая составляющая содержания. Именно поэтому надо очень внимательно подходить к формулировке темы, выбирать точные и правильные слова, понятия, термины.
Вот наиболее распространённые ошибки, которые не дадут возможности работе стать настоящим исследованием:
Взята слишком узкая тема исследования.
Тема исследования сформулирована слишком широко.
Тема не соответствует возрасту.
Отсутствие познавательного интереса учащихся к теме исследования или к исследовательской деятельности в целом.
Тема содержит широкую интеграцию.
Тема не является исследовательской, так как изучается школьной программой.
Некорректная формулировка темы исследования. Например: «Пушкин и одиночество» (грамматическая ошибка: разнородные понятия оформлены как однородные без пояснения.
Формулируя тему, необходимо помнить, что это детское (юношеское) исследование, ограниченное объёмом, возрастом, педагогическими задачами и временем, которого у современных школьников не так много. Ответственность за формулировку темы лежит на научном руководителе, несмотря на то, что часто тему выбирают учащиеся. [4]
Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит найти проблему?
Увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить. Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка.
Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?
Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Возможными являются и результаты исследования школьным психологом интересов и склонностей детей [4].
Все темы можно условно объединить в три группы:
Фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
Экспериментальные, эмпирические - темы, предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
Теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др [4].
Цель исследовательского проекта – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы над решением проблемы. Конечный результат проекта должен быть новым, ранее неизвестным. Он может не быть полностью уникальным. В результате проектно-исследовательской деятельности должно быть открытие для учащегося, новое лично для него. Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением. При формировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать», «установить», «уточнить», «создать». При этом поставленная цель работы должна быть реальной для младшего школьника [4].
Ошибки:
1. отсутствие проблемной ситуации, которую собирается решить учащийся в ходе проектной деятельности;
2. цель не конкретна, общая, имеет разные трактовки;
3. цель, содержащая внутри себя несколько целей, не достижимая цель;
4. не явная логическая цепочка « проблемная ситуация-цель-новое знание или новый продукт».
Исследователь для достижения поставленной цели и проверки положений сформулированной им гипотезы выделяет конкретные задачи исследования. Задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы. Задачи – тактика исследования, выбор путей и средств, конкретных шагов для достижения цели. Задачи содержат информацию о том, что, когда исследователь собирается предпринимать, а так же, как можно измерить результаты. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования. Оптимальное их количество 3-5. При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить» и др [3].
Ошибки:
1. формулировка и содержание задач не соответствует теме проекта;
2. количество задач более 5-ти;
3. нарушена логическая последовательность задач.
Уточнив тему, в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы (в некоторых творческих, социальных, информационных проектах, при отсутствии исследования гипотезы может и не быть). Гипотеза, в переводе с древнегреческого, значит «основание, предположение» [3].
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если…, то…»; «так…, как …»; «при условии, что …»; т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинноследственных связей. Гипотеза подразумевает экспериментальную или теоретическую проверку. Вначале лучше составить рабочий вариант гипотезы – как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала [3].
После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы [3].
Ошибки:
1. гипотеза не удовлетворяет основному требованию - быть проверяемой и доказуемой;
2. не содержит предположение;
3. не соответствует фактам по теме исследования.
Критерии оценки детских исследовательских работ | Количество баллов |
Тема | |
1. Верно сформулирована тема | 0-неверно сформулирована тема 1- верно сформулирована тема |
Цели и задачи | |
2. Верно сформулирована цель | 0-неврно сформулирована цель 1 – верно сформулирована цель |
3. Сформулированная цель соответствует выбранной теме | 0-цель не соответствуют выбранной теме 1 – цель соответствует выбранной теме |
4. Задачи соответствуют цели исследовательской работы | 0 – задачи не соответствуют цели исследовательской работы 1 – задачи соответствуют цели исследовательской работы |
Содержание | |
5. Содержание соответствует теме исследовательской работы и возрастным особенностям | 0 – содержание не соответствует теме исследовательской работы и возрастным особенностям 1 – содержание соответствует теме исследовательской работы и возрастным особенностям |
6. Отражена новизна исследовательской работы | 0 – не отражена новизна исследовательской работы 1 – отражена новизна исследовательской работы |
7. Присутствует описание исследования по выбранной теме | 0 – описание не присутствует 1- присутствует описание |
8. Представлен результат исследовательской работы | 0 – не представлен результат исследовательской работы 1 - представлен результат исследовательской работы |
Оформление работы | |
9. Информация представлена в виде схем, диаграмм и т.д. | 0 – информация не представлена в виде схем, диаграмм и т.д. 1 – информация представлена в виде схем, диаграмм и т.д. |
10. Оформление работы соответствуют техническим требованиям | 0 – не соответствует техническим требованиям 1 – оформление соответствуют технических требованиям |
11. Отсутствуют грамматические ошибки | 0 – грамматические ошибки присутствуют 1 – грамматические ошибки отсутствуют |
Ф.И. Бадьина Юлия
№ | Компоненты паспорта | Описание исследования |
1 | Тема исследования | «Почва и ее состав» |
2 | Актуальность исследования | Почва – это верхний плодородный слой Земли. По статистическим данным она занимает всего 1/10 от всей поверхности Земли, остальное занимают ледники, озера, горы. Исходя из этого у меня появился вопрос, что особенного в такой маленькой частичке суши, из чего она состоит? |
3 | Проблема исследования | Из чего состоит почва? |
4 | Объект исследования | Почва |
5 | Цель исследования | Для учителя: организовать деятельность обучающихся 2 класса по формированию базовых исследовательских умений посредством исследовательской работы «Почва и ее состав». Для ученика: исследовать почву и ее состав. |
6 | Задачи исследования | Для ученика: изучить литературу по теме исследования; провести опыты и наблюдения по определению состава почвы; проанализировать и обобщить результаты исследования. изготовить плакат «Состав почвы» |
7 | Гипотеза исследования | Предположим, что почва содержит воздух, воду, глину и песок. |
8 | Методы исследования | Теоретические: анализ литературы анализ и обобщение Практические: наблюдение опыт
|
9 | Тип исследования | По продолжительности: краткосрочный По организационной форме: групповой По содержанию: монопредметный |
10 | Этапы реализации исследования, краткое их описание | 1. Подготовительный: Учитель: направляет обучающегося Ученик: поиск источников для исследовательской работы; подбор опытов для определения состава почвы; подбор оборудования для проведения опытов 2. Теоретический: Учитель: контролирует процесс написания теоретической части Ученик: анализ информации по теме исследования 3. Практический: Учитель: оказывает помощь в проведении опытов Ученик: выдвижение гипотезы. проведение опытов по выявлению состава почвы 4. Аналитический: Учитель: помогает формулировать выводы Ученик: формулировка выводов; опровержение/подтверждение гипотезы 5. Презентационный: Учитель: настраивает обучающегося Ученик: представляет исследовательскую работу 6. Рефлексивный: Учитель: указывает на недостатки и преимущества проделанной работы Ученик: проводит самоанализ выполненной деятельности
|
11 | Исследовательский этап проекта (полное описание) | Цель исследования: исследовать почву и ее состав. Ход исследования: 1.Подготовительный Обучающиеся выбирают тему, определяют актуальность, проблему исследования. Выделяют объект. Ставят цель и определяют действия для достижения цели. Подбирают информацию о почве и ее составе, а также опыты для выявления состава почвы. 2. Теоретический Обучающиеся выделяют интересные факты о почве. Анализируют литературу по теме исследования, выявляют состав почвы. Находят в подобранной литературе ответы по проблеме исследования. 3. Практический Формулируют гипотезу. Проводят опыты по выявлению состава почвы. Опыт №1. Почва содержит воздух. Цель опыта: доказать, что почва содержит воздух. Материалы и оборудование: стакан с почвой, колба с водой. Ход опыта: мы взяли колбу с водой, высыпали туда почву из стакана и стали наблюдать: из почвы вверх потянулись пузырьки, значит, почва содержит воздух. Вывод: в ходе работы мы убедились, в почве есть воздух. Воздух легче воды и поэтому поднимается на поверхность. Опыт №2. Почва содержит воду. Цель опыта: доказать, содержит ли почва воду. Материалы и оборудование: держатель, пробирка с почвой, горелка. Ход опыта: мы нагрели почву в пробирке. Через некоторое время стекло пробирки запотело, а потом на нем появились капельки воды. Вывод: в результате опыта мы убедились, в почве содержится вода. Опыт № 3. Почва содержит песок и глину. Цель опыта: доказать, содержит ли почва песок и глину. Материалы и оборудование: стакан с водой, почва, стеклянная палочка. Ход опыта: в стакан с водой мы добавили почву и размешали стеклянной палочкой. Вода стала мутной. Через некоторое время на поверхность воды всплыл мелкий мусор: остатки листьев, иголок. На дно осел слой песка и маленькие кусочки глины. Вывод: в результате опыта мы убедились, в почве содержится песок, глина, различный природный мусор. 4. Аналитический После изучения литературы по теме исследования и проведения опытов обучающиеся опровергают/доказывают поставленную гипотезу и формулируют выводы о составе почвы. Оформляют плакат «Состав почвы». 5. Презентационный Готовит речь для защиты исследовательской работы. Представляет свою работу с результатами проделанной работы. Отвечает на вопросы комиссии. 6. Рефлексивный Осуществляет самоанализ проделанной работы, отмечает недостатки и хорошие стороны выполненной работы. |
11 | Оборудование для проведения исследования | Вода, стаканы, горелка, колба, почва (земля) |
12 | Продукт исследования | Лист исследования «Состав почвы»
|
13 | Перспектива исследования | Выступление на школьной конференции |
14 | Используемые источники | Почва Состав почвы | Окружающий мир 3 класс #5 | Инфоурок - поиск Яндекса по видео (yandex.ru) – информация о почве. https://infourok.ru/prezentaciya-kartoteka-opytov-s-pochvoj-4265843.html?ysclid=lsab039r7u38062504 – опыты с почвой https://foxford.ru/wiki/nachalnaya-shkola/pochva?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F –интересные факты о почве |
ФИ студентов: Тутельман Дарья
№ | Компоненты паспорта | Описание исследования |
1 | Тема исследования | «Энциклопедия одного слова «семья» » |
2 | Актуальность исследования | В русском языке множество слов. Язык – живой организм. Он находится в постоянном движении: появляются новые слова, некоторые устаревают в силу ряда причин. Часто мы не задумываемся над тем, откуда пришло к нам слово, каковы его корни, где оно встречается. |
3 | Проблема исследования | Можно ли создать портрет слова, проследить, как оно ведет себя в разных ситуациях. |
4 | Объект исследования | Слово «Семья» |
5 | Цель исследования | Для учителя: организовать деятельность учащихся по формированию базовых исследовательских умений у обучающихся 4-го класса по теме «Энциклопедия одного слова «семья»». Для ученика: создание энциклопедии слова «семья» |
6 | Задачи исследования | Для ученика: изучить лексическое значение слова «семья», его этимологию с помощью различных словарей; подобрать все возможные синонимы к слову, опираясь на справочную литературу; найти пословицы и поговорки; подобрать афоризмы со словом «семья»; составить энциклопедию одного слова. |
7 | Гипотеза исследования | Предположим, что если мы изучим слово «семья» с точки зрения его лексического значения, его этимологии, проследим «жизнь» этого слова в языке, в фольклоре, мы сможем создать «Энциклопедию слова «семья». |
8 | Методы исследования | анализ литературы и интернет-источников по теме исследования; исследовательская работа; обработка данных; обобщение материала; представление результатов исследования. |
9 | Тип исследования | По продолжительности: краткосрочный (дня) По организационной форме: индивидуальный По содержанию: моно (русский язык) |
10 | Этапы реализации исследования, краткое их описание | 1. Подготовительный: определение темы, постановка цели и задач. 2. Теоретический: анализ научной литературы, формулировка выводов по теоретической части. 3. Практический: формулировка гипотезы, проведение и описание исследования. 4. Аналитический: анализ результатов проведённого исследования, формулировка выводов. 5. Презентационный: подготовка к выступлению (написание текста, создание презентации, создание продукта), презентация своего исследования. 6. Рефлексивный: делают выводы по проделанной работе, обозначение собственных трудностей, анализ работы. |
11 | Исследовательский этап проекта (полное описание) | В наше время словарей и справочников много, из них можно узнать все о словах, но удобней было бы создать словарь, где будет помещена информация только об одном слове. Так как одним из источников культуры речи являются толковые, орфографические, орфоэпические, синонимические, омонимические, антонимические и другие словари, эти справочники решают вопросы культуры речи каждый в своем плане. Очень удобно, когда о чем – то можно узнать из одного источника. Создав словари одного слова, мы сможем рассмотреть его с научной точки зрения (с точки зрения каждого из разделов науки о языке), а затем, как живет слово в литературе (рассказе, басне…), фольклоре… Для того чтобы составить энциклопедию одного слова я составила План – схему. Данный план можно использовать для составления словаря с любыми словами. 1. Происхождения слова 2.Слово «семья» и его лексическое значение 3. Слово «семья» и слова-родственники (однокоренные) 4.Слово «семья» и его синонимы 5. Слово «семья» и его антонимы 6. Слово «семья» во фразеологических оборотах 7. Слово «семья» в русском фольклоре: в пословицах и поговорках, в народных сказках 8. Слово «семья» в поэзии 1.Происхождение слова «семья» Слово «семья» в других славянских языках, кроме украинского в родстве со славянскими. Корень в этом слове – сЬмь. Но образованное от этого корня, будет сЬмиа, сЬмья. Профессор Б.А. Ларин, сопоставляя это слово с данными балтийских языков (с литовским и с латышским), считал, что древнейшее значение у него было «большая семья, в которую входили только родственники», другими словами, только «свои». И это было наследием родо-племенной эпохи. Со временем, постепенно увеличивался круг «своих», но это увеличение шло не только за счёт друзей и близких родственников. Здесь также хозяйственные связи оказали влияние на то, что «чужие» постепенно стали восприниматься как «свои». Именно так и появилось новое значение у слова семья: «хозяйственный коллектив, состоящий из лиц родственных и неродственных», то есть семья – это «все, живущие в доме, живущие под одной крышей, в том числе и слуги, рабы». И в этом нет ничего удивительного или странного, то есть со временем все люди, живущие вместе и занимающиеся общим трудом, стали восприниматься как одна большая семья. Заметим попутно, что в старину существовало слово сЬминъ (с суффиксом единичности). Так называли раба. И этот пример красноречиво свидетельствует о том, что сЬмия включала в себя не только родственников, но и челядь, слуг, рабов. В древнерусском языке это новое значение у слова семья можно обнаружить во многих памятниках письменности. Приведём такой пример, относящийся к 1660 году (Акты Московского гос-ва): «Взяли его Стеньку въ полонъ татаровя съ женою и съ дЬтьми и со своею семьёю, а взято у него изъ одного дому въ полонъ 10 человЬкъ». Но, оказывается, в разговорной русской речи средних (а потом и высших) сословий у слова семья появляется ещё одно – уже переносное значение – «жена». В Актах Велико-Устюжского Михайло-Архангельского монастыря находим сведения о вкладчиках, и об одном из них записано так: «Дал вкладу… Климентий Еутропьевъ сынъ ТропИна за себя да за дЬтей своихъ – за сына за Матфея да за Исаию да за Ивана да за семью свою Матрёну да за дочерь за Олёну за здравье поминати… полчетвертатцать рублёвъ». Кстати, это значение слова семья как «жена» сохранилось в некоторых русских народных говорах и было зафиксировано, например, в песнях и в былинах. Мы приведём пример из одной былины, записанной Гильфердингом на реке Онеге (Онежские былины, записанные Гильфердингом. СПб., 1873, с. 29): Здравствуешь Добрыня сын Никитич, Со своею да с любимой семьёй, С той было Маринушкой Кайдальевной. Итак, мы сегодня рассматриваем историю слова семья. Современное значение этого слова в русском языке отличается от того, которое было у него в прошлые века, то есть сейчас отсутствует противопоставление: «сам», «муж», «хозяин» «семья, ему подвластная», то есть его владение. В старину семьёй называли «большой хозяйственный коллектив из лиц родственных и неродственных, в том числе и прислуги». Другими словами, семья – это все те, кто садился за один общий стол. Петербургский профессор В.В.Колесов отмечает, что «в деловом языке Древней Руси (до начала 15 века) слово семья стало уже употребляться и в значении «группа близких родственников (муж, жена, родители, дети», то есть уже без челяди в её составе. В наше время это слово мы употребляем именно в этом значении. И ещё в современном русском языке этим словом могут называть биологическую семью, когда говорят о растениях или о животных, а также называют группу родственных языков, например, есть семья славянских языков, семья германских языков, семья романских языков и т.п. 2.Лексическое значение СЕМЬЯ , -и, мн. семьи, семей, семьям, ж. 1. Группа живущих вместе близких родственников. Многодетная с. Глава семьи. Член семьи. В семье трое детей. 2. перен. Объединение людей, сплочённых общими интересами (высок). Дружная школьная с. Студенческая с. 3. Группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детёнышей, а также обособленная группа некоторых животных, растений или грибов одного вида. С. медведей. С бобров. Пчелиная с. (группа из рабочих пчёл, матки и трутней). С. берёз. С. груздей. Семья языков — в языкознании: группа родственных языков. II уменьш. семейка, -и, ж. (к 1 и 3 знач.). II прил. семейный, -ая, -ое (к 1 знач.). 3.Слова-родственники (однокоренные) Семейный, семейка, семейственность, семейственный, семьянин, семьянинка. 4.Синонимы к слову «семья» Семейство, ячейка общества, супружество, семейный круг, семейные, домашние; домочадцы (устар.); чада и домочадцы (шутл.). 5. Антонимы к слову «семья» Одиночество, вдовство, сиротство 6. Слово «семья» во фразеологических оборотах. Глава семьи, крепкая семья, разбивать семью, семья народов, шведская семья, языковая семья. 7.Слово «семья» в русском фольклоре: в пословицах Семья без детей, что цветок без запаха. Вся семья своя, да всяк любит себя. Вся семья вместе, и душа на месте. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Семья крепка ладом. В родной семье и каша гуще. В семье любовь да совет, так и нужды нет. В своей семье не велик расчет. Семья в куче - не страшна и туча. Семья - опора счастья. Старик пришел домой усталый, сел в свое резное кресло. Вся семья прибежала к нему: и старые и малые, и мужчины и женщины. Один теплыми руками согревает ему лицо, другой теплой водой моет ему ноги, третий приносит есть и пить. Юноши запели песню, чтобы усладить слух старика, девушки пляски затеяли. сказка «Общее счастье» 8.Слово «семья» в поэзии. В. Дробиз «Семья» М. Лангрен «Семья – это счастье, любовь и удача». Агния Барто «Его семья». У Вовы двойка с минусом - Получаю двойки я - Он у доски не двинулся. Упреки он бы перенес,
- Ну как ты сдашь экзамены? Будут маму упрекать: Твою семью, отца и мать, И три семьи отличных, У нас хороших двадцать пять Печально Вова смотрит вдаль,
Но твоей семьей пока Стало маму очень жаль...
- Ну при чем моя семья? - Нас должны перевести
Слово семья имеет удивительную судьбу в нашей речи. Несколько поколений лингвистов изучали его с разных научных сторон. Чем больше занимаешься исследованием слова, тем дальше и глубже познаешь его историю. Слово «живет» в пословицах, поговорках, загадках, афоризмах, в произведениях художественной и научной литературы… Главный его смысл в том, что в доброй семье творится ОБЩЕЕ СЧАСТЬЕ. Счастливая семья – это опора государства, потому что в ней вырастают счастливые дети. Счастливые дети – будущее страны. |
11 | Оборудование для проведения исследования | Словари, Интернет-источники, бумага, канцелярия. |
12 | Продукт исследования | Энциклопедия одного слова «Семья» |
13 | Перспектива исследования | Может использоваться на уроках русского языка, литературного чтения и окружающего мира, при прохождении тем, связанных с семьёй. |
14 | Используемые источники | Этимологический словарь Крылова Толковый словарь Ожегова Словарь синонимов Абрамова Словарь антонимов русского языка
|
Проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. (Г.К. Селевко) [2]
Проект направлен на создание того, чего еще не существует и предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта формулируется соответственно – создать, построить, достичь. При построении структуры работы необходимо помнить, что она должна соответствовать проектной логике [2].
Проектная деятельность занимает важное место в современном начальном образовании. Она направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, и достижения универсальных учебных действий [2].
Перед внедрением проектной деятельности в образовательный процесс, необходимо подготовить школьников к ней. Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем [2].
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:
умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий) [2];
умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали) [2];
умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать) [2];
умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение[2].
Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”[2].
Имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:
развитие аналитико-синтетических действий;
сформированность алгоритма сравнительного анализа;
умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
возможность выделять общий способ действий;
перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания [5].
Виды проектов:
1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование [2].
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории[2].
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы [2].
4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п [2].
5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания [2].
По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности [5].
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания [5].
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:
- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий [5].
Основные требования к проекту:
Наличие социально значимой задачи (проблемы).
Планирования действий по разрешению проблемы.
Обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Продукт.
Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику.
Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта.
Приведем перечень возможных выходов проектной деятельности: web-сайт; атлас; журнал; видеофильм; видеоклип; выставка; газета [2].
Исследование не ставит целью изменение окружающего мира, сосредоточившись на его познании.
Проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений, или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства.
Любой проект всегда направлен на решение конкретных технических, идеологических и других задач (создание сайта, разработка модели технического устройства, выработка определенного общественного мнения и т.д.), поэтому главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость. Как и в учебном исследовании, главным результатом учебного проектирования является субъективная практическая значимость для автора работы, т. е. возможность самостоятельно получить значимый результат [2].
Сравнительная таблица.
| Основание для сравнения | Проект | Проектная задача |
1 | Педагогическая цель | формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. | освоение основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. |
Цель детская | решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата | получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), | |
2 | Продолжительность | от урочных до годичных | краткосрочно (1 – 2 урока) |
3 | Форма организации | индивидуальные или групповые | групповая |
4 | Структура | 1.Проблема (целеполагание) 2.Проектирование (планирование) 3.Поиск информации 4.Продукт 5.Презентация. | • анализ ситуации (надо ли ее разрешать?); • выявление дефицитов; • оценка необходимости восполнения дефицита; • быстрая и точная постановка (принятие) цели действия; • поиск средств; • выбор средств решения проблемы; • решение проблемы; • анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой; • представление окружающим полученного результата («продукта»). |
5 | Деятельность учащихся | Разрабатывают замысел, ищут пути реализации, | проводят анализ задачи и выделяют в ней отдельные предметные составляющие задачи, что диктует выбор соответствующих средств и способов работы с этими составляющими. |
воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт | получение еще никогда не существовавшего продукта
| ||
6 | Результат | Должно происходить качественное изменение учащегося | которой происходит качественное самоизменение детей |
не предсказуем | отсутствие жестко определенного «ответа» | ||
реальный продукт, который можно представить другим | реальный «продукт» (текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми/ нематериальный продукт. он может быть «оторван» от самой задачи и жить своей жизнью.
| ||
7 | Формируемые универсальные умения | 1. Рефлексивные 2. Поисковые (исследовательские) 3. Навыки оценочной самостоятельности. 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве 5. Менеджерские умения и навыки 6. Коммуникативные 7. Презентационные умения и навыки | •Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки). •Ставить и удерживать цели. •Планировать свою деятельность. •Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное). •Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи. •Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.
|
8 | Средства | Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств | Задаются средства и материалы в системы заданий, требуемые для их выполнения |
9 | Возраст участников | Старшеклассники (подростковая школа) | Младшие школьники |
«В мире животных»
Ф.И: Бадьина Юля
Данную разработку можно использовать во 2-м классе. Проектная задача направлена не только на проверку предметных знаний в разных областях, но и способствует развитию интереса и уважения к малой Родине.
2 класс.
Дорогие Ребята!
Вам предстоит показать умение работать вместе при решении общей задачи. Задача – необычная, ее нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются некоторые знания и некоторое время. Надеюсь, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете ее решать.
Желаю вам успеха!
Задание 1.
Неожиданно мне пришло письмо от лесника из Роевого ручья, он просит нас о чем-то, но дело в том, что у него на компьютере сломалась клавиатура и работали только две клавиши . (точка) и – (тире) чтобы узнать, нам надо расшифровать его послание. Расшифруйте письмо.
Письмо
Ключ для расшифровки письма
Задание 2.
Понятно, что нужна помощь в домиках и нужен корм. Но кому? Поможет нам в этом ребус.
Теперь становится понятно, для кого надо придумать домики и запастись кормом на зиму.
Задание 3.
Чтобы вы поняли, что из себя представляет Роев Ручей лесник выслал еще вам и карту.
Ребята, найдите на данной карте места где есть утки. Сколько домиков можно построить для уток, если в Роевом Ручье живут 36 уток и у 6 из них есть свой домик?
Задание 4.
Чтоб утки могли спокойно переждать зиму, нужны не только домики, но и корм. А какой же корм самый полезный для уток?
Основой питания диких уток в природе является растительная пища. Весьма охотно утки собирают питательную ряску с поверхности водоема. Сочные водные растения можно считать их любимым кормом, доступным и обильным на дне, поверхности и берегах природных водоемов в летнее время. Если при этом им попадается улитка или личинка насекомого, утки не отказываются и от них. Процеживая воду сквозь клюв, утки с успехом ловят рыбью молодь и головастиков. Зимой диких уток можно кормить зерновой смесью: ячмень, горох, овес, кукуруза, пшеница. Овес – прекрасный корм для птиц, питательный, с высоким содержанием растительных жиров и аминокислот. Наиболее полезен взрослым диким птицам ячмень, богатый необходимыми белками и клетчаткой. Пшеница не менее ценна, в ее составе содержатся витамины группы В и белки. Высокобелковый продукт, горох, лучше давать раздробленным, например, на половинки или гороховую крупу. Желтые разновидности кукурузы, кроме белков и клетчатки, обогатят организм уток каротином.
Надо помочь леснику с кормом. Известно, что в каждом мешке содержится 10 килограмм корма, с разными пропорциями круп. Сколько потребуется мешков корма на зиму, если утки в день съедают 2 мешка с кормом?
Решение задачи.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Какие крупы самые питательные и полезные для уток?
Ответ: ___________________________________________________________
Задание 5
Лесник в свое письмо вложил еще фотографии уток, проживающих в парке. С помощью атласа-определителя найдите названия видов уток.
____________________________ _________________________________
Задание 6
Для вдохновения лесник вложил в конверт еще и фото разных утиных домиков, которые он фотографировал в своих дальних поездках.
Придумайте и нарисуйте, какие домики подошли бы уточкам, живущим в Роевом Ручье.
Источники:
Общая информация об утках (rosagroportal.ru) – информация об утках
Карта парка (roev.ru) – карта парка
На птицеферму привезли корм, которого уткам хватило бы на 20 дней, а гусям — на 30 дней. На сколь - ответ на Uchi.ru – задача по математике
«Внутри сказки»
Проектная задача «Внутри сказки» была разработана студенткой группы 21П – 7 Марюшко Анной. Данную разработку можно использовать в 1 классе.
1 класс
Уважаемые ученики 1 класса, решите проектную задачу и помогите своему товарищу Незнайке!
Незнайку на уроке попросили вспомнить одну сказку, которую наверняка знал, но только потому что он был непоседой, пока мама читала ему эту сказку, он смог пропустить многие её интересные части! Помогите Незнайке вспомнить к следующему уроку эту сказку, чтобы учитель не поставил ему 2 в дневник!
Задание 1. Вспомни название
Разгадайте ребус и узнайте название уже известной вам сказки.
Сказка ____________
Задание 2. Найди героев
Составьте полные имена героев сказки. Запишите их ниже в поле для ответа.
1. ____________ _____________
2. ____________ _____________
3. ____________ _____________
4. ____________ _____________
5. ____________ _____________
6. ____________ _____________
Задание 3. Какой же этот Теремок?
Все вместе еще раз вспомните сказку. Найдите все слова в списке, которыми называли эту избушку. Выделите все 6 слов цветом.
Задание 4. Кто за кем идёт?
Герои сказки в Теремок попадали в определенной очереди.
Перед вами натуральный ряд чисел. Рассмотрите его.
1, 2, 3, 4, 5, 6
Очередь будет соответствовать определённому числу натурального ряда.
Очередь заселения в теремок Лягушки-квакушки соответствует тому числу в ряду, которое стоит пред числом 3 _____
Мышка - норушка поселилась в теремке под первым числом, которое стоит в числовом ряду ____
Увидел Теремок Медведь косолапый, и стал тоже проситься в избушку, но в домике уже не было места и он полез на крышу под тем числом ряда, которое стоит после 5 ____
Зайчик - побегайчик в теремке появился под тем числом, которое стоит в середине ряда ____
Очередь в теремок Лисички-сестрички соответствует числу, которое стоит между числами 3 и 5 ____
Волчок-серый бочок попал в теремок под тем числом числового ряда, которое предшествует 6 ____
Задание 5. Счастливый конец
Прочитайте конец сказки. Совсем ли хорошо она закончилась?
Пофантазируйте и придумайте свой новый конец сказки, где Теремок остался целым и невредимым. Нарисуйте к нему иллюстрацию.
«Увидел Теремок Медведь косолапый, и стал тоже проситься в избушку, в домике уже не было места, и он полез на крышу. Теремок развалился.»
Таким образом, проектная и исследовательская деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса младших школьников поскольку позволяет им приобрести практические навыки. Такая деятельность помогает развивать у детей креативное мышление, умение работать в команде, исследовательские навыки, а также способность к самостоятельному решению задач.
Благодаря проектной и исследовательской деятельности ученики учатся применять полученные знания на практике и формировать свое собственное мнение. Все это способствует более глубокому усвоению учебного материала и развитию умения применять его в реальной жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)) [Электронный ресурс].Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru / - (Дата обращения: 10.03.2024).
Воронцов А.Б. Проектная задача в начальной школе. - [Электронный ресурс]. (Дата обращения: 11.03.2024).
Зубова О.В. Исследовательская работа в начальной школе – 2017 г. [Электронный ресурс].Режим доступа: http://urok.1sept.ru /- (Дата обращения: 10. 03.2024).
Леонтович А.В. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – 2003 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/11/1256 (Дата обращения: 11.03.2024).
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя [Текст] / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
Семенова, Н. А. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] / Н. А. Семенова — 3 - е изд. — Томск: ФГУ «Томский ЦНТИ», 2007 — 109 c.