СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»

Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»









г. Красноярск, 2025 г

Составители: Зайнакова С.В , студентка группы 22П-6 отделения «Преподавание в начальных классах», Яковец О.С, научный руководитель.

Методические рекомендации по формированию регулятивных универсальных учебных действий , через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе /Зайнакова С.В, Яковец О. С, КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М.Горького», 2025. - 20 с.

Красноярск, 2025, 20 с.



Аннотация

Данные методические рекомендации посвящены организации исследовательской работы в начальной школе в рамках ФГОС НОО. В них рассматриваются ключевые аспекты, такие как этапы исследования, роль учителя и родителей, а также значимость исследовательской деятельности для развития учащихся. Рекомендации будут полезны учителям начальных классов, педагогам-организаторам и родителям, заинтересованным в поддержке исследовательской активности детей.























Содержание:


Введение 4

1. 1. Понятие исследовательской работы. Исследовательские работы. 6

1.2 Типичные ошибки детских исследовательских работ 7

Оформление продукта исследовательской деятельности. 11

1.3 Роль учителя и родителей в организации исследовательской работы в начальной школе 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20






































Введение

В современном образовательном процессе исследовательская работа становится все более значимой, особенно в начальной школе. В условиях быстрого прогресса, вызванного развитием информационных технологий и глобализацией, необходимо формировать у детей навыки, которые помогут им успешно адаптироваться к новым реалиям. Исследовательская деятельность является одним из эффективных способов развития критического мышления, креативности и самостоятельности у учащихся. Она не только углубляет знания, но и формирует уверенность в своих силах, что особенно важно в раннем возрасте.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) подчеркивают необходимость формирования универсальных учебных действий у детей, включая умения планировать, организовывать и контролировать свою деятельность. Исследовательская работа предоставляет возможность применять теоретические знания на практике и развивает навыки командной работы, что является важным аспектом социальной адаптации. В процессе исследования учащиеся учатся ставить цели, формулировать гипотезы, собирать и анализировать информацию, что способствует повышению их познавательной активности.

Кроме того, исследовательская деятельность помогает детям осознать значимость их вклада в общий процесс обучения. Учащиеся не только находят ответы на вопросы, но и формулируют новые, что развивает их любознательность и стремление к самосовершенствованию. Важно отметить, что исследовательская работа охватывает не только учебные предметы, но и различные сферы жизни, включая экологические, социальные и культурные аспекты. Это расширяет горизонты детей и помогает им понять, как их знания могут быть применены в реальной жизни.

Ключевую роль в организации исследовательской работы играют как учителя, так и родители. Учитель, выступая в роли проводника знаний, должен создать благоприятную атмосферу для исследования, предоставить возможность выбора тем и направлений работы, а также оказывать поддержку на всех этапах исследования. Родители могут стать надежными помощниками и консультантами для своих детей, вовлекаясь в процесс выбора темы, поиска информации и подготовки материалов. Совместная работа учителей и родителей создает условия для успешного выполнения исследовательских проектов и укрепляет взаимодействие между семьей и школой.

Таким образом, исследовательская работа в начальной школе является важной частью образовательного процесса, способствующей всестороннему развитию учащихся. В этих методических рекомендациях будут рассмотрены ключевые аспекты организации исследовательской деятельности, этапы работы и примеры успешных проектов, что поможет учителям и родителям эффективно поддерживать исследовательскую активность детей и формировать необходимые навыки для будущей жизни.





















1. 1. Понятие исследовательской работы. Исследовательские работы.

Исследовательская работа — это форма учебной деятельности, направленная на самостоятельное изучение определенной темы или проблемы. Она включает в себя процесс поиска, анализа и систематизации информации, что позволяет учащимся не только углубить свои знания, но и развить критическое мышление, креативность и навыки самостоятельной работы. Исследовательская работа может быть как индивидуальной, так и групповой, что способствует развитию навыков командной работы и коммуникации.

Целями исследовательской работы являются:

  1. Формирование навыков: Учащиеся учатся ставить перед собой цели, формулировать гипотезы, собирать и анализировать данные.

  2. Развитие познавательной активности: Исследование помогает детям углубить свои знания и понять, как применять их в реальной жизни.

  3. Стимулирование любознательности: Процесс исследования побуждает детей задавать вопросы и искать на них ответы, что развивает их стремление к самосовершенствованию.

Исследовательские работы могут охватывать различные темы и области знаний.

  1. Экологические исследования: Изучение местной флоры и фауны, анализ воздействия человека на окружающую среду, проекты по охране природы.

  2. Социальные исследования: Исследование проблем в сообществе, изучение культурных традиций, опросы среди сверстников по актуальным темам.

  3. Научные проекты: Эксперименты по физике или химии, изучение биологических процессов, создание моделей и прототипов.

  4. Исторические исследования: Изучение исторических событий, биографий известных личностей, анализ влияния истории на современность.

  5. Творческие проекты: Разработка художественных работ, литературных произведений, музыкальных композиций, которые могут быть основаны на исследовательской тематике.



1.2 Типичные ошибки детских исследовательских работ

Типичные ошибки при выборе темы исследовательской работы:

1. Выбор темы, которая не соответствует интересам и увлечениям ребенка, может привести к потере мотивации и интереса к исследованию.

2. Отсутствие самостоятельности: Когда тема исследования навязывается взрослым, ребенок может воспринимать ее как обязательство, а не как возможность для творчества и самовыражения.

3. Нереалистичные масштабы: Выбор слишком широкой темы может затруднить фокусировку и углублённое изучение, в то время как слишком узкая тема может не предоставить достаточного материала для исследования.

4. Темы, требующие длительных наблюдений или сложных экспериментов, могут быть трудными для младших школьников, которые не способны долго концентрироваться на одной задаче.

5. Выбор традиционных и привычных тем может сказаться на интересе к исследованию. Тема должна иметь элементы неожиданности и оригинальности.

6. Выбор темы, по которой недостаточно ресурсов и материалов для исследования, может вызвать трудности в процессе работы.

Типичные ошибки при определении цели исследования:

  1. Завышенные цели: Формулировка целей, которые невозможно достичь в рамках исследования, приводит к разочарованию и потере мотивации..

  2. Несоответствие цели теме и проблеме исследования: Если цель не связана с основной темой, это может сбить с толку и привести к неэффективной работе.

  3. Неясность и неточность формулировки целей: Цели, которые сложно понять или которые сформулированы нечетко, могут вызвать путаницу. Например, цель «Изучить числа» слишком общая и требует уточнения.

  4. Игнорирование временных рамок: Невозможность установить сроки выполнения исследования может привести к затягиванию работы и неопределенности в процессе.

  5. Отсутствие измеримости: Если цель не поддаётся измерению, сложно будет оценить успешность исследования.

Типичные ошибки при определении задач исследования:

  1. Слишком общие или абстрактные задачи

  2. Отсутствие логической последовательности: Задачи должны быть упорядочены, чтобы обеспечить логичное продвижение к цели.

  3. Игнорирование взаимосвязей между задачами: Некоторые задачи могут зависеть от выполнения других, и это должно учитываться.

Типичные ошибки при определении гипотезы исследования:

  1. Неясность гипотезы: Формулировка, которая неясна или слишком общая, затрудняет проверку.

  2. Отсутствие проверяемости: Гипотеза должна быть такой, чтобы её можно было проверить.

  3. Логические противоречия: Гипотезы, содержащие внутренние противоречия, не могут быть проверены.

Типичные ошибки при выборе метода наблюдения

  1. Несоответствие метода цели исследования: Часто исследователи выбирают методы, которые не соответствуют поставленным целям и задачам. Например, использование лабораторного эксперимента для изучения социальных явлений может не дать ожидаемых результатов, если объект исследования требует естественных условий.

  2. Отсутствие предварительного обоснования выбора метода: Нередко исследователи не объясняют, почему выбрали тот или иной метод. Это может привести к недоверию к результатам исследования, особенно если они не были обоснованы теоретически или эмпирически.

  3. Игнорирование особенностей объекта исследования: Выбор метода без учёта специфики объекта может привести к искажению данных. Например, применение методов наблюдения в ситуациях, где необходимо вмешательство, может не дать полноценной картины.

  4. Смешение методов: Использование нескольких методов без четкого понимания их взаимосвязи и цели может вызвать путаницу и затруднить анализ результатов. Например, комбинирование качественных и количественных методов без ясного плана может затруднить интерпретацию данных.

  5. Недостаточная подготовка к проведению метода: Неподготовленность к проведению наблюдения или эксперимента (например, отсутствие необходимого оборудования или материалов) может привести к неэффективности исследования и потере времени.

  6. Игнорирование контроля: В экспериментах важно учитывать контрольные группы и условия. Отсутствие контроля может привести к ложным выводам, так как не будет возможности сравнить результаты.

  7. Неправильная интерпретация данных: Ошибки могут возникнуть на этапе анализа и интерпретации данных, когда исследователь делает выводы, не основанные на фактических данных или игнорирует альтернативные объяснения.

  8. Недостаток систематичности: Непланомерное или нерегулярное применение методов может привести к неполным данным и затруднить процесс анализа. Например, если наблюдение проводится только в определенные дни, это может не дать полной картины.

  9. Зависимость результатов от субъективности исследователя: В наблюдениях и экспериментах, где присутствует человек, результаты могут быть искажены его личными предвзятостями или ожиданиями. Это особенно критично в качественных исследованиях.

  10. Необоснованное использование сложных методов: Часто исследователи выбирают сложные методы, не имея на то достаточных оснований. Это может привести к излишней сложности исследования и затруднить его понимание и воспроизводимость.

Оформление продукта исследовательской деятельности.

Результатом исследовательской работы является:

  • Получение новых знаний: Это может быть, как теоретическая информация, так и практические данные, которые дополняют существующие знания в определённой области.

  • Обоснованные выводы: На основе проведённого исследования учащийся формулирует выводы, которые подтверждаются собранными данными и литературными источниками.

  • Разработка рекомендаций: Учащийся может предложить рекомендации по решению выявленных проблем или улучшению ситуации в исследуемой области.

  • Оформленный текст: Это письменный отчет, который включает в себя все элементы, необходимые для научной работы, такие как введение, основная часть, заключение и список литературы.

  • Навыки исследования: Учащийся развивает умения самостоятельно проводить исследования, анализировать данные и оформлять результаты.

Исследовательская работа обучающегося имеет научный стиль изложения, который имеет свои особенности:

- Строгая логичность – все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте

- Точность – достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики

- Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности

- Ясность – умение писать доступно и доходчиво

- Краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».

Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой:

  • титульный лист

  • оглавление

  • введение

  • основная часть

  • заключение

  • список литературы

  • приложения

Титульный лист

Он является первой страницей и заполняется по образцу.

  • Наименование образовательного учреждения (верхнее поле)

  • Название работы (среднее поле без слова «тема»), название пишется без кавычек и должно отражать проблему, заявленную в нём, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа «обо всём и ни о чём».

  • Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет.

  • Ещё ниже, ближе к правому краю, указываются фамилия, имя обучающегося в именительном падеже, номер ОУ, класс, Ф.И.О. научного руководителя и его должность.

  • В нижнем поле по центру указывается город и год выполнения работы (без слова «год»). Выбор размера и вида шрифта для титульного листа не имеет значения.

Оглавление

Следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы.

Оглавление………………..3

Введение…………………..4

Основная часть……………5

Заключение………………..6

Литература………………...7

Приложения……………….8

В оглавлении приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки и оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать их или давать в другой формулировке. Все заголовки начинаются с прописной буквы, точку в конце заголовка не ставят. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером в правом столбце оглавления.

Введение

Это важная составная часть каждой работы, и следует тщательно проработать в нём каждую строку. Именно во введении отражается роль научного руководителя. Во введении представляется обоснование работы. Введение обычно отражает следующую логику рассмотрения текста:

  • актуальность темы работы – почему важно исследовать эту тему; чем она значима для текущего момента, для современной ситуации;

  • постановка проблемы – в чем выражается какое-либо противоречие, обозначается отсутствие какой-либо информации и одновременно потребность в ней;

  • разработанность исследуемой проблемы – то есть обзор литературы по данному вопросу;

  • цель – то, что предполагается получить по окончании работы, итоговый результат исследовательской деятельности. Формулировка цели вызывает наибольшие затруднения для учащихся, это один из наиболее сложных моментов разработки плана действий и оформления работы.

  • основные задачи отражают последовательность достижения цели; то есть задачи – это то, что необходимо сделать, чтобы получить намеченный результат (проанализировать литературу, сопоставить, измерить, сравнить, оценить, …). Целей не может быть много – классическим считается наличие одной или двух целей. К каждой цели должно быть представлено не менее трех задач.

  • методы решения основных задач – те способы деятельности, которыми будет пользоваться учащийся, чтобы разрешить поставленные задачи и получить намеченный результат. Количество используемых методов в ученических работах обычно также невелико – от одного до трех.

Основная часть

Она может содержать 2-3 главы, в которых рассматриваются ведущие вопросы темы. Глава 1 обычно содержит итоги анализа литературы по теме исследования, её теоретическое обоснование; главы 2-3 описывают практические этапы работы, анализ полученных данных, выявление определённых закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента или исследования. В конце каждой главы пишутся выводы. Принципиальным требованием к основной части является доказательность, последовательность, отсутствие лишнего, необязательного и загромождающего текст материала. Основная часть может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. Все материалы, не являющиеся важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения.

Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания деятелей науки и культуры, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

Заключение

Основная цель – показать, что поставленная перед работой цель достигнута, то есть основной результат действительно получен. Основной результат должен быть соотнесён с заявленной во введении целью работы. Этот основной результат должен быть чётко сформулирован. В заключении приводятся также интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие важные выводы.

Литература

Список литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе исследовательской работы (не менее 3-5 источников). Наиболее удобен в исследовательской работе алфавитный способ группировки литературных источников. Сведения о книгах должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; город, в котором издана книга; издательство; год издания; объём страниц. Каждая книга, статья записываются с красной строки.

Приложение

Это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для полного освещения темы. Оно размещается после списка литературы. К приложениям относят:

  • копии документов, инструкции

  • схемы, графики, диаграммы, таблицы

  • бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним

  • иллюстративный материал

Каждое приложение нумеруется (без знака №) в правом верхнем углу и должно иметь тематический заголовок по середине строки, оформляется на отдельном листе. В тексте должна быть ссылка на каждое приложение.



Рефлексия занятия. Покажите с помощью модели (схемы и др.) важность изучения данной темы практического занятия для себя. На какие Ваши вопросы, поставленные в начале занятия, не нашли ответа? Обсудите их с одногруппниками и преподавателем.



1.3 Роль учителя и родителей в организации исследовательской работы в начальной школе

Организация исследовательской работы в начальной школе требует активного участия как учителей, так и родителей. Их роли взаимосвязаны и дополняют друг друга, создавая поддерживающую среду для учащихся. Давайте подробнее рассмотрим, как именно учителя и родители могут внести свой вклад в этот процесс.

Роль учителя

  1. Наставничество и поддержка:

- Учитель должен выступать в роли наставника, который направляет и поддерживает учащихся на каждом этапе исследовательской работы. Это включает в себя помощь в выборе темы, формулировании вопросов и планировании работы.

- Важно создавать атмосферу доверия, где дети могут свободно делиться своими идеями и сомнениями.

  1. Создание учебной среды:

- Учитель должен создать позитивную и стимулирующую учебную атмосферу, где исследовательская деятельность воспринимается как увлекательный процесс. Это может быть достигнуто через групповые проекты, обсуждения и тематические занятия.

- Важно использовать разнообразные методы обучения, чтобы заинтересовать всех учащихся и адаптировать подход к их индивидуальным потребностям.

  1. Обучение критическому мышлению:

- Учитель играет ключевую роль в развитии у детей навыков критического мышления. Он должен обучать их, как анализировать информацию, ставить под сомнение источники и делать обоснованные выводы.

- Это может включать в себя занятия по медиаграмотности и критическому анализу текстов, что поможет детям научиться различать факты и мнения.

  1. Оценка и обратная связь:

- Учитель должен предоставлять учащимся конструктивную обратную связь на каждом этапе их работы. Это поможет детям понять, что они делают правильно, а что можно улучшить.

- Важно поощрять детей за их усилия и достижения, а также давать рекомендации по дальнейшему развитию.

  1. Организация мероприятий:

- Учитель может организовывать выставки, конференции или дни открытых дверей, где учащиеся смогут представить свои исследовательские работы. Это не только развивает навыки публичного выступления, но и создает возможность для обмена опытом между детьми.

Роль родителей

  1. Поддержка и вовлечение:

- Родители играют важную роль в поддержке детей на всех этапах исследовательской работы. Они могут помочь с поиском информации, обсуждением идей и даже с оформлением итоговой работы.

- Их вовлеченность в процесс помогает создать у детей чувство важности и значимости их усилий.

  1. Создание условий для работы:

- Родители могут создать дома подходящую среду для работы над исследованием: выделить время и пространство, где ребенок сможет сосредоточиться на своем проекте.

- Это может включать в себя предоставление необходимых материалов, таких как книги, канцелярские принадлежности или доступ к интернет-ресурсам.

  1. Обсуждение идей и вопросов:

- Родители могут активно участвовать в обсуждении тем и вопросов, которые интересуют ребенка. Это помогает развивать у детей навыки аргументации и критического мышления.

- Обсуждение идей с родителями может вдохновить детей на новые исследования и углубить их понимание темы.

  1. Поощрение самостоятельности:

- Важно, чтобы родители поддерживали детей в их стремлении к самостоятельности. Они могут задавать вопросы, которые побуждают детей мыслить самостоятельно, но не давать готовых ответов.

- Это поможет развить у детей уверенность в своих способностях и научит их принимать решения.

  1. Обратная связь и участие в итогах:

- Родители могут принимать участие в процессе оценки работы, обсуждая с ребенком, что ему удалось, а что можно улучшить. Это создает пространство для самоанализа и развития.

- Участие родителей в защите работ или выставках также способствует укреплению связи между домом и школой, что важно для общего развития ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/ .

  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школь­ников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. -80с.

  3. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся Малиновская Евдокия Андреевна

  4. Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС НОО (из опыта работы).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/ .

  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школь­ников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. -80с.

  3. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся Малиновская Евдокия Андреевна

  4. Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС НОО (из опыта работы).