Методические рекомендации по организации проектной деятельности.
«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.
«В основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте "Образование", как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений». (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.) Многолетний опыт работы учителем технологии позволяет мне с уверенностью сказать, что технологическое образование дает школьникам широкие знания, востребованные в разных областях. Технологическая подготовка учащихся рассматривается, как один из этапов формирования трудовых ресурсов для общественного производства. Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения. Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах урочной и внеурочной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий). Проект – это самостоятельная, творческая, завершенная работа учащихся, выполненная под руководством учителя, обеспечивающая возможность творческого постижения знаний, возможность для каждого неформально отчитаться о заученном, «прожить» изучаемое, как событие собственной жизни и поделиться этим в диалоге с учителем и сверстниками.
Проектный метод в учебной деятельности наиболее эффективен в создании положительной мотивации к самостоятельной творческой деятельности. Проектируя значимый для себя продукт, обучающиеся открывают новое, неизведанное для себя, удивляются, творят, растут. Успешное применение творческого проектирования на уроках, я считаю, связано с удачным выбором объектов труда. Учащиеся с удовольствием разрабатывают новые модели фартуков, юбок, халатов, создают разнообразные декоративные изделия, прихватки, грелки на чайник, диванные подушки, панно в технике вышивки, лоскутного шитья, аппликации. Работы детей украшают интерьер школы, ими оформляются выставки, после завершения, которых экспонаты передаются в качестве подарков ветеранам, родителям, учителям, гостям, в школьный музей.
С возрастом интерес к рукоделию снижается, изделия, выполненные своими руками, уже не вызывают у детей такого ощущения новизны и очарования, как раньше. Встает вопрос: что может повлиять на мотивацию при изготовлении швейных изделий. Ответ подсказали сами дети. Работа принесет удовлетворение и удовольствие, если ее результат будет важен и полезен. Очень часто у учащихся возникает проблема: что подарить маме, папе, бабушке, друзьям на праздник, что представить на школьную выставку. Появилась потребность в самостоятельном их изготовлении. (Проект «Грелка на чайник», «Полотняная парочка» - победители школьной научно- практической конференции)
Решить проблему - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат. Организация проектной деятельности на уроках технологии позволяет заинтересовать учащихся в получении знаний, раскрыть их творческий потенциал, помочь им реализовать свои замыслы и проверить возможности. Для того чтобы обучающиеся воспринимали знания, как действительно нужные ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить имеющиеся знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести. Хотелось бы поделиться идеей для выполнения серии проектов.
В нашей школе, как и в большинстве школ, проводится много праздников, концертов и других мероприятий. Задействованы все: учителя, дети, родители. Для любого выступления нужны сценические костюмы. Купить, дорого, брать напрокат тоже не выгодно. Так и пришла идея шить их самим. Первыми откликнулись старшие ребята. Таким образом, в костюмерной школы за три последних учебных года появились: сарафаны, юбки, сценические костюмы (для хореографического объединения «Дети понедельника», театральной студии «Парус).
На всех районных и областных выступлениях наши танцоры, отличаются от других своими яркими костюмами. Серия проектов «Костюмов чудный хоровод» имеет большой успех у учащихся, ведь выступать на сцене любит каждый, а когда еще и костюм сшит своими руками, гордость за себя вдвойне.
Несколько лет назад организовали школьный Театр моды. Это позволило расширить учебно-практическую деятельность обучающихся в изготовлении коллекции моделей, развивать интеллектуальные, коммуникативные и организаторские способности школьников. (Проект «Времена года», «Парад планет»)
Метод проектов успешно применяется на уроках технологии по каждому разделу учебной программы. Взять хотя бы такой небольшой раздел, «Аграрные технологии» (в 5-9 классах введен в программу за счет резервного времени с учетом местных условий реализации программы). На протяжении последних лет ребята облагораживали территорию вокруг школы: высаживали ранней весной рассаду однолетних цветов, привозили со своих участков многолетники и декоративные кустарники. Работа незаметно переросла в увлечение всей школы, ведь как приятно смотреть, как непримечательный школьный двор превратился в красивый цветник. Так был разработан и реализован проект «Школьный летний дворик». Проект занял 2 место в районном конкурсе «Озеленение пришкольной территории». Проект Учебно-производственной бригады «Смена» стал лучшим в районе. Проектная технология служит хорошей основой для укрепления материально – технической базы школы. Благодаря реализации проектов обновлён интерьер школьного музея, изготовлены шторы для учебных кабинетов, рекреации 2 этажа, детского сада. Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Проектируя значимый для себя продукт, учащиеся открывают новое, неизведанное для себя, удивляются, творят, растут.
Цель: включить всех обучающих в режим самостоятельной работы, сформировать основы выполнения проекта, эстетический и художественный вкус.
Задачи.
1. Создать благоприятную и мотивирующую учебную атмосферу, способствующую формированию у учащихся устойчивого интереса к учению, творческой самостоятельной инициативы.
2. Использовать различные виды проектной деятельности для развития творческих способностей учащихся и самостоятельной активности.
3. Способствовать формированию технологической культуры и знаний по технологии, учить овладению методами творческой деятельности в проектировании и изготовлении изделий декоративно-прикладной направленности с учётом эстетических и экологических требований.
4. Способствовать развитию творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач
Стратегия достижения целей и задач: реализация целей и задач осуществляется через уроки технологии и внеурочную деятельность, организацию выставок, праздников, практических занятий, демонстрацию мастер – классов, занятии в объединении дополнительного образования «Театр моды», «Парикмахерское дело».
Отличительные особенности проекта
Первая отличительная особенность состоит в деятельностном подходе к воспитанию, образованию и развитию обучающегося средствами проектной деятельности. Каждый ребёнок становится вовлечённым в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, заказчик, проектировщик, дизайнер оформитель, а с другой стороны – исполнитель, практик.
Вторая отличительная особенность проекта состоит в том, что организация всего творческого процесса разделена на 2 этапа (модуля):
теоретический - выявление проблемы, анализ темы, ее актуальность, формулировка задачи; поиск необходимой информации, разработка эскизов
практический - составление конструкторской документации, технологический процесс изготовления изделия, выполнение практических работ
Ожидаемые результаты:
постоянное использование метода проектов позволит сформировать у учащихся более глубокие и осознанные знания по предмету;
возрастёт позитивное отношение к предмету учащихся;
будет способствовать социализации школьников;
учащиеся смогут овладеть теорией и практикой проектной деятельности, навыками шитья, вышивки, аппликации;
обучающиеся смогут применять полученные знания, умения в практической деятельности;
увеличиться количество обучающихся и родителей, вовлеченных в проектную деятельность (до 95%);
100% занятость обучающихся во внеурочное время;
повысится творческий потенциал личности школьников;
возрастут коммуникативные и организаторские способности родителей и детей;
повысится уровень творческой самостоятельности в технологическом образовании;
презентация самостоятельных творческих проектов школьников.