СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекмендации по организации проектно- исследовательской деятельности младших школьников по теме " Снеговик, снеговик, ты откуда здесь возник?" составлены в помощь учителю для составления проектов. А данный проект актуален тем, что он позволяет в условиях воспитательного процесса расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о снеговике.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Салмановская средняя школа







Методические рекомендации

по организации

проектно-исследовательской

деятельности младших школьников

по теме: «Снеговик, снеговик, ты откуда здесь возник?»









Автор: Фаткуллина Гулия Заудатовна,

учитель начальных классов Салмановской СШ.

Сведения об исследователях:

Музеркина Ирина, Немцев Евгений,

2а класс, МОУ Салмановская СШ.















д. Салмановка

2020г.



Название проекта: «Снеговик, снеговик, ты откуда здесь возник?»

Тип проекта: познавательно-исследовательский. Включает в себя творческую, познавательную и опытно-экспериментальную деятельность. (1 месяц - декабрь)

Актуальность.

Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о снеговике. Познакомить с элементарными опытами со снегом и водой с целью развития интереса к экспериментированию из природного материала.

Пожалуй, снеговик является самым популярным зимним сказочным героем (конечно, после Деда Мороза и Снегурочки). Он встречает нас в начале зимы, помогает провести новогодние праздники и зимние каникулы, и прощается с зимой снеговик вместе с нами. В каждом дворе, на каждом участке, и даже в каждом доме стоит свой снеговик, неповторимый, но обязательно с морковкой, головным убором и улыбкой до ушей! Ученики начальной школы в восторге от этого сказочного героя. Наверное, еще и потому, что его так легко воплотить в своем творчестве: нарисовать, слепить, вырезать и наклеить. Вот мы и решили подойти углубленно к вопросу изучения снеговиков.

Материально-технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:

-подбор методической и художественной литературы;

-подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии);

-дидактические игры;

-подбор мультфильмов;

-выставка рисунков, выставка творческих работ детей и родителей.

Цель работы над проектом:

Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления и экспериментальной деятельности со снегом.

Задачи:

  • Дать детям элементарные представления о природном объекте - снеге, его превращениях в воду, в лёд.

  • Познакомить с лепкой снеговика.

  • Познакомить детей с историей образа снеговика.

  • Развивать творческую активность детей.

  • Формировать умение создавать образ снеговика различными способами.

Предполагаемый результат:

Развитие у детей наблюдательности; воспитание нравственных и эстетических чувств; прививать детям интерес к исследовательской деятельности; развитие личности ребенка, умение взаимодействовать друг с другом.

Оформление выставки рисунков и поделок «Снеговик, снеговик, ты откуда здесь возник?».

Создание копилки юного исследователя.

Методы проекта:

  • игровые: дидактические игры, подвижные игры.

  • словесные: чтение сказок, стихов, пословиц; беседы, разучивание стихов, загадок о снеговике.

  • наглядные: просмотр альбома с фото, рассматривание картинок, просмотр мультфильма, рисунки, презентации по теме, рассматривание открыток с изображением снеговика.

Этапы проекта:

1этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, предварительная работа с детьми.

Задачи:

  • определить знания детей о снеговике;

  • вызвать интерес к знаниям о снеговике;

  • понимать цель выполняемых действий, ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта.

Формы организации работы 1 этапа:

  • Подобрать методическую и художественную литературу

  • Подбор наглядного материала (фотографии, иллюстрации, рисунки)

ВВЕДЕНИЕ

Зима… Снег… Прекрасная возможность повеселиться: сыграть в снежки, спуститься с невероятной горки на санках, покататься на лыжах. Ну и конечно – слепить забавного снеговика. Лепка снеговика – давнее детское зимнее развлечение. Снеговик – один из главных символов Нового года. Но в этом году у нас нигде не было снеговика. Что случилось? Почему дети не лепят снеговика? А что мы знаем про снеговика? Такими вопросами мы обратились к своим одноклассникам.

Оказалось, что снеговика умеют лепить все, а об истории возникновения снеговика не знает никто. Мы решили побольше узнать на данную тему, и поделиться своими находками с одноклассниками. Вместе с учителем придумали тему исследовательской работы «Снеговик, снеговик, ты откуда здесь возник?» и начали над ней работать. Мы - это Музеркина Ирина и Немцев Евгений, ученики 2а класса Салмановкой средней школы.

Объектом нашего исследования стали: сам снеговик и материал для лепки снеговика – снег.

Гипотезой нашей работы стало предположение о том, что снеговика можно слепить зимой в любую погоду.

Определили цели своей исследовательской работы:

- выяснить, какую роль в жизни человека играл снеговик с древних времен;

- узнать, как правильно лепить снеговика;

- определить, отчего зависит липкость снега.

Для этого нам пришлось:

  1. Провести опрос, цель которого была – выяснить, что знают о снеговике наши одноклассники.

  2. Поработать с литературой по теме исследования (с энциклопедиями, справочниками, периодическими изданиями, в сети Интернет)

  3. Исследовать снег, провести опыты по изучению свойств снега.

  4. Определить, в какую погоду можно слепить снеговика.

  5. Собрать фотоматериалы, рисунки, картинки, открытки с изображением снеговика для копилки юного исследователя.

  6. Создать презентацию «Снеговик, снеговик, ты откуда здесь возник?»

  7. Создать сборник стихов и загадок про снеговика для копилки юного исследователя.

  8. Организовать выставку совместных творческих работ детей.

Работая над данным проектом, мы многое узнали о снеговике и хотим поделиться с вами.

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель … (снеговик)

Лепка снеговика издавна является традиционной зимней забавой, которая объединяет не только детей, но и взрослых, возвращая их в волшебный мир детства. Снег, сугробы, детский смех – вот всё, что нужно для хорошего зимнего отдыха с семьей или друзьями.

Снеговик (или Снежная баба) - это простая скульптура, создаваемая детьми зимой из снега.

Много интересного узнали мы из интернета и из энциклопедии.

ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ О СНЕГОВИКЕ

Когда люди начали лепить снеговиков - точно неизвестно, но достоверно известно, что лепка снеговиков - древнее занятие. История создания первого снеговика, по старинному преданию, уносит нас в далекий 1493 год. А первое письменное упоминание о снеговике, встречается в книге XVIII века, где говорится о «красивом снеговике» гигантских размеров. Изображение снеговика впервые появилось в качестве иллюстрации к детской книжке с песнями, изданной в Лейпциге.

Классический снеговик, состоящий из трех снежных шаров, и носом-морковкой, появился совсем недавно, в конце XIX века.

КАКИЕ ТРАДИЦИИ СВЯЗАНЫ СО СНЕГОВИКОМ?

Отношение к снеговикам не всегда было однозначным. Первые снеговики изображались злыми монстрами впечатляющих размеров. Это не случайно, ведь в те давние времена безжалостные зимы с лютыми морозами и вьюгами приносили немало хлопот. Скорее всего, именно тогда и появились поверья, согласно которым снеговики представляют реальную угрозу для людей.

Только со временем снеговик стал добрым символом зимних праздников. По старинной европейской притче считалось создание снеговиков своеобразным методом борьбы с бесами. По другой христианской легенде, снеговики – это ангелы, поскольку снег – дар неба. А значит, снеговик – ни кто иной, как ангел, который может передавать Богу просьбы людей. Для этого маленького снеговичка лепили из свежевыпавшего снега и тихонько шептали ему свое желание. Верили, что как только снежная фигурка растает, желание сразу будет доставлено на небеса и вскоре исполнится.

К АК ЛЕПИТЬ СНЕГОВИКА?

Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нём,

Нос приделали и в миг

Получился Снеговик!

Лепка снеговика - традиционная русская забава, которая объединяет собой детей и взрослых. Волшебный миг, когда даже взрослые, немножечко становятся детьми. Зима, сугробы удовольствия и снегопад неиссякаемой фантазии – окунёмся?

П роцесс лепки снеговика, на самом деле, не так-то прост, как может показаться на первый взгляд. Чтобы сделать лепку удачной требуется соблюдение некоторых условий, таких как: снег обязательно должен быть липким, наличие варежек или перчаток у всех участников процесса, и, самое главное, - это хорошее настроение.

АКСЕССУАРЫ СНЕГОВИКОВ

После того, как снеговик будет слеплен, нужно дать волю фантазии и приступать к украшению снеговика, используя при этом самые разнообразные подручные средства, найденные дома или на улице. В качестве рук подойдут ветки или палки: можно надеть на них старенькие ненужные варежки. Вместо веток можно прилепить и небольшие снежные комки. Обязательно нужно вручить снеговику метлу или швабру для соответствия древним ритуалам – снеговик с её помощью будет отгонять от вас злых духов.

Нос - из морковки или шишки, картошки. Для глаз используют пуговички, монеты, камушки, угольки. Головным убором может стать старенькое ведерко, горшок, шапка, платок (если это - снежная баба). Шея снеговика повязывается шарфом, добавляются любые другие элементы одежды, используются старые ненужные вещи и куски тканей.

2этап – практический: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.

Задачи:

  • сравнивать результаты наблюдений за природой в разное время суток;

  • проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов;

  • понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;

  • пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды;

  • давать характеристику погоды по результатам наблюдений за месяц;

  • обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы.

Формы организации работы 2 этапа:

  • Практическая работа с детьми (проведение опытов).

НАШИ ЭКСПЕРИМЕНТЫ:

Почему не всегда можно слепить снеговика?

Снеговик – зимняя забава. Но мы обнаружили, что снеговик можно лепить не всегда, когда захочется. У нас возникли вопросы:

  1. Почему не всегда зимой можно слепить снеговика?

  2. Что влияет на липкость снега?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели ряд экспериментов и записали свои наблюдения.

При ответе на вопросы мы в течение декабря рассматривали снег, пробовали лепить комочки при разной температуре воздуха.

 Для этого мы провели эксперименты со снегом:

      а) в разное время суток

    Стали лепить снежок утром, днём и вечером: несколько дней подряд: 22, 23, 24 декабря 2018 года. Температура воздуха в эти дни была почти одинаковая: от 6ºС до 10ºС. Снежок ни разу не слепился. Липким он не был и в – 16˚С (30.12) ни утром, ни днём, ни вечером.

 

утро

день

вечер

22декабря

-10С

Не лепится

Не лепится

Не лепится

23 декабря

-9 С

Не лепится

Не лепится

Не лепится

24 декабря

-6 С

Не лепится

Не лепится

Не лепится

   Вывод: Значит, время суток на липкость снега не влияет.

        б) при разных природных условиях

Затем мы проверили, как температура воздуха влияет на состояние снега.

У же зная о том, что снег не лепится ни при - 6˚С, ни - 16˚С, мы стали ждать теплой погоды. Не дождавшись тепла, мы решили наш эксперимент провести в классе. Занесли снег в класс. Т +21˚С. Попробовали слепить сразу. Ком не слепился. Снег рассыпчатый. Попробовали через 4 мин. Ком плохо лепится. Попробовали через 15 мин. Снег хорошо лепится и даже можно скатать ком. Мы слепили красивых маленьких снеговиков, из которых одного мы поставили за окно, а один оставили в классе. Через некоторое время снеговик, стоящий в кабинете, стал таять. Через два часа наше снежное создание превратилось в воду. А снеговик, стоящий на улице, долго радовал нас своим присутствием.

 

На улице -5 С

Снег в классе

Т==+21С

Не лепится

Через 5минут

Не лепится

Через 15 минут

лепится

Вывод: При проведении этого эксперимента обнаружилось, что температура воздуха влияет на состояние снега. По нашим наблюдениям, в течение декабря, у нас температура воздуха была от -3ºС до -16ºС. Вот почему в селе никто не смог лепит снеговика. Мы уже знаем, что снег состоит из снежинок. При работе со снегом мы выделили его основные свойства: снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый и холодный, в тёплую погоду хорошо лепится, а в тепле быстро тает.

Главные выводы наших исследований: подтвердилось предположение, что на липкость снега влияет температура воздуха.


3 этап – обобщающий.

Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний. К опыту работы будут приобщены работы детей и совместная работа с родителями, коллективная работа, фотоматериалы.

Задачи:

  • развивать творческие способности;

  • воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности;

  • сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности;

  • закрепить знания о Снеговике.


Формы организации работы:

  • Практическая работа с детьми.

  • Оформление выставки поделок.

  • Организация конкурса чтецов.

  • Создание презентации.

  • Выступление перед одноклассниками.

ДЕНЬ СНЕГОВИКА

В Европе 18 февраля отмечают День Снеговика. День снеговика – молодой праздник, но уже любимый праздник детворы. В Японии также в начале февраля радостный переполох: у каждого дома лепят снеговика! Этот праздник насчитывает уже несколько столетий.

День снеговика есть и в России, правда, он еще не очень распространен.
Празднуется День снеговиков - 28 февраля. В этот день снеговика лепят всей семьей, с друзьями или в одиночку. При этом нужно загадать желание, одно на всех или каждый - свое
. Люди верили, что белый снеговик  - это ангел, и он может перенести желание людей на небо к Богу. Маленькую фигурку лепили из свежевыпавшего снега, шептали свое желание, и ждали, когда «снежный ангел» испарится, а значит, желание будет перенесено с земли на небо,  услышано и исполнено.

 Перед Новым годом мы решили организовать творческую мастерскую «Снеговик, снеговик, ты откуда здесь возник?» по изготовлению снеговиков. Мы рисовали, выполняли аппликацию, , а дома с родителями мотали их из ниток, делали из пластиковых стаканчиков и из других материалов.

Преимущество таких снеговиков в том, что они не растают, как их снежные родственники, а будут долго стоять и радовать глаз.

  КОПИЛКА ЮНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Как видим, люди любили снеговика, обожествляли его, наделяли его волшебными силами. Мы предположили, что в сокровищницах мировой литературы должны быть произведения разных жанров, рассказывающих о снеговиках. И мы не ошиблись. Нам удалось найти загадки, поговорки, песенки, сказки, легенды, приметы разных народов. Редкий народ не сложил о нем свою историю.







Вывод:

Мы много интересного и полезного узнали о снеговике. Получили подтверждение своих гипотез, что история снеговика уходит далеко в прошлое, что снеговик – это просто постройка, которая состоит из снега, а снег в свою очередь это одно из состояний воды. С помощью экспериментов и наблюдений установили, что снеговика можно слепить зимой только в теплую погоду. Наша гипотеза о том, что снеговика можно слепить зимой в любую погоду, не подтвердилась.

Совместно с руководителем проекта создали презентацию и копилку юного исследователя, в которую вошли сборник стихов и загадок «Наш друг – снеговик», таблицы по изготовлению снеговиков из разных материалов, фотографии всех наших опытов, творческих работ на тему «Снеговик, снеговик, ты откуда здесь возник?».

Снеговик – зимняя забава, неотъемлемая часть наших зимних праздников. И несут снеговики лишь позитивные эмоции, ощущения счастья и радости. Пусть наши снежные фигуры ростом всего лишь с человека, зато каждый снеговик впечатляет и очень радует!

Из пушистого снежка

Я леплю снеговика:

В шубе толстой, чтоб не мерз,

Хоть уже морковный нос,

Глазки — с печки угольки,

Две ухватистых руки.

Вот лопата и метла -

Эх, закрутятся дела!

В ходе реализации проекта « Снеговик, снеговик, ты откуда здесь возник?» предполагаемые результаты были достигнуты:

  • Мы обогатили знание детей о снеговиках.

  • Дети получили элементарные представления о природном объекте - снеге, его превращениях в воду, в лёд.

  • Познакомились с лепкой снеговика.

  • Формировали умение создавать образ снеговика различными способами;

  • Оформили выставку «Снеговик, снеговик, ты откуда здесь возник?»

  • Читали и разучивали стихотворения, сказки о снеговиках.

  • Находили сведения из различных источников информации на тему: «История появления снеговика? »

  • П ровели конкурс рисунков «Снеговик».

  • Составили аппликации «Снеговики» из разных материалов.

  • Изготовили новогодних открыток – снеговиков родителям в подарок.

  • Проводили игровую программу: «Зимние забавы с дружком – Снеговичком».


Приложение

Стихи о Снеговиках.

Он не мал и не велик,

Снежно белый снеговик.

У него морковкой нос,

Очень любит он мороз,

В стужу, он не замерзает.

А весна приходит – тает.

Что же делать, как же быть?

Как его нам сохранить?

Может белый холодильник,

Для снеговика купить?

Из пушистого снежка

Я леплю снеговика:

В шубе толстой, чтоб не мерз,

Хоть уже морковный нос,

Глазки — с печки угольки,

Две ухватистых руки.

Вот лопата и метла -

Эх, закрутятся дела!

Мы слепили снеговик.

Он не мал и не велик.

Носик из моркошки.

Вместо глаз — картошки.

Очень милый и смешной.

Привели его домой.

Поутру растаял.


Мыть полы заставил.

Раскраснелась детвора -

Накатала три шара!

Друг на друга их сложили,

И ведро нагромоздили.

Нос — морковка, уголь — глазки,

Снеговик из детской сказки!

Руки — ветки, рот — конфета…

Пусть стоит теперь до лета!

Что стоишь и ждёшь, дружок:

Ком, комочек и комок?

Угли — глазки, нос — морковка,

И метёлку держишь ловко.

Мне прекрасно здесь стоится,

В двери Новый год стучится,

Дедушка Мороз и вьюга

Лепят для меня подругу.

Что такое? — красный нос!

Снеговик простужен?…

Может быть ему компресс

Или доктор нужен?

Но смеётся детвора

весело и звонко:

- Вместо носа у него

красная морковка!

Загадки о зиме.

- Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры

— Помчались с горы. (Санки)

- Они летят быстрее ветра,

И я лечу с них на три метра.

Вот мой полет закончен.

Хлоп! Посадка мягкая в сугроб. (Санки)

- Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой.

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили.

И скатились все потом

С моего горба гуртом. (Ледяная горка)

- По сугробам возле речки

Едут длинные дощечки,

Ищут горочки повыше.

Назови дощечки! (Лыжи)


Сказка «Путешествие маленькой Снежинки» Автор: Бессонова И.Г.

В некотором царстве, в некотором государстве жила-была маленькая Снежинка. Однажды захотелось ей узнать, откуда же она появилась. И полетела она за три горы, за три моря, в тридесятое царство, в тридесятое государство. Летит, смотрит, в густом лесу стоит избушка на курьих ножках. Интересно стало Снежинки: кто же в ней живёт? Присела на трубу, заглянула в избушку – пусто. А в этой избушке жила Баба Яга –Костяная нога.., но она улетела в своей ступе по каким-то важным делам. Нечего делать –полетела дальше . Летела-летела, видит большущий снеговой ком лежит. Присела на него Снежинка и спрашивает:

- Комочек, Комочек, скажи, откуда я появилась?

Ничего не сказал ей ком, а медленно-медленно покатился. Снежинка за ним. Проводил Комочек Снежинку до конца опушки, попрощался. И полетела она дальше. Долго ли , коротко летела Снежинка, летела-летела и увидела ребят – они гуляли на площадке детского сада. Дети подставляли свои маленькие ладошки , ловили снежинки и разглядывали их.Всё небо и весь воздух были полны снежинками. Когда снег летит – они как пух, лёгкие, воздушные, а поближе разглядишь, то увидишь звёздочки, все они такие резные и все разные.

- Как много у меня сестричек! -подумала Снежинка, и опустилась на ветку берёзы.

-Ребятишки-шалунишки, скажите, откуда я появилась?

Дети хотели пригласить Снежинку к себе в группу и там ей рассказать, о том, откуда она появилась.

Но один мальчик, звали его Витя, рассказал всем такую историю:

«Хотел я снежинку домой принести,

Её положил на ладонь.

Снежинка шепнула тихонько «Прости,

Но лучше меня ты не тронь!»

Как будто бы я ничего не слыхал,

Снежинку колючую нёс,

Она мне ладошку кольнула слегка,

И сделалась капелькой слёз!»

Стали дети думать, как им спасти Снежинку, чтобы она не растаяла в тёплой группе. Думали-думали, и придумали. Позвали Деда Мороза и Снегурочку в гости. Стали те колдовать: на аккордеоне играть, свечкой помогать. «Раз, два, три, снежинка – лети!».

Как только они произнесли своё заклинание – маленькая Снежинка превратилась в большую, красивую, сказочную и волшебную Снежинку. Теперь ей не страшно залететь и в помещение.

А в группе уже все к Новогоднему празднику готовятся и много-много сестричек-снежинок живут тут: и на стене, и на окнах.

И стали дети рассказывать:

Сначала Снежинка была просто водой и жила себе в море-океане. Стало солнце припекать, и превратилась вода в пар, и стала испаряться: капельки пара поднимались всё выше и выше. Сначала собирались в облачка, затем облачка превратились в тучу, большую, чёрную.Жили-жили капельки в тучке, скучно им стало, начали они капризничать.Отпустила их тучка погулять. А пока они спускались вниз, капельки превращались в красивые звёздочки-снежинки. А когда много снежинок - это снегопад. Вот одной из них и была наша Снежиночка. А из снега можно лепить снеговика, строить горки, снежные постройки.

Поблагодарила Снежинка ребят – теперь – то она знала, откуда появилась.


Подвижная игра «Выпал беленький снежок»

Цель: Развитие двигательной активности, умение двигаться в соответствии со словами песни.

Ход игры: взрослый поёт, а дети подражают словам песни.

Выпал беленький снежок,

Мы на саночки садимся

Снег, снег, белый снег -

Мчимся мы быстрее всех.

Дети все на лыжи встали,

Друг за другом побежали.

Снег, снег, белый снег -

Кружит, падает на всех..

Мы из снега ком слепили, -

Снеговика мы мастерили.

Снег, снег, белый снег

Снеговик наш лучше всех!

Дети к вечеру устали

И в кроватках задремали.

Снег, снег, белый снег

Спят ребята крепче всех!



Беседа с детьми о Снеговике «С днем рождения, Снеговик!»

Цель: познакомить детей, обычаями и традициями лепить снеговика.

Задачи: развивать психические процессы памяти, внимания, мышления; формировать умение работать в коллективе; развивать мелкую моторику рук.

-Наступила зима и как только выпал снег, многие ребята бегут на улицу лепить снеговика. И никто не догадывается, что у одного из главных зимних героев весьма почтенный возраст: лепят его уже несколько столетий. И даже День рождения у него есть – 18 января.

- Как вы думаете, почему именно 18? Посмотрите внимательно на эти цифры.

- День рождения всеми любимому снеговику придумал один коллекционер из Германии (у него более 3000 его изображений). Размышлял он так: в середине января во многих странах есть снег и число 18 похоже на снеговика, который держит в руках метлу.

Первые снеговики изображались злыми снежными монстрами. Суровые зимы доставляли немало хлопот лютыми морозами, и считалось, что снеговик представляет угрозу для людей. А если встретишь снежную фигуру ночью, то лучше обойти ее стороной, иначе жди беды.

По легенде, они – ангелы, ведь снег – дар неба, а значит, снеговик может передать просьбы и желания людей. Для этого лепили маленького снеговика и шептали ему свое желание. Считалось, что когда снежная фигура растает, желание будет доставлено на небеса и исполнится.

В Европе снеговиков украшали гирляндами и домашней утварью, укутывали в шарфы, а в руки им вручали метлы. Ведь каждая деталь их «одежды» не случайна. Например, нос из морковки прикрепляли для того, чтобы умилостивить духов, посылающих урожай, перевернутое ведро означало достаток в доме. А в Румынии одевали на снеговика «бусы» из чеснока, веря, что это помогает сохранить здоровье семьи и защищает ее от темной силы.

К ним относились с уважением и обращались с просьбами сделать мороз меньше. Любопытно, что в представлении европейских народов снеговик – это всегда существо мужского пола, а снежная баба – это только русский персонаж. Наши предки верили, что туманами, метелями и снегопадами повелевали духи женского пола. Поэтому, чтобы показать им свое почтение, лепили снежных баб. А месяц январь иногда даже так и называли – «снеговик».

Интересные факты:

Самый большой снеговик высотой 37 метров был слеплен в Америке. На его создание ушло 6 тысяч тонн снега.

Самый маленький снеговик в 5 раз тоньше человеческого волоса. Был сделан в одной из научных лабораторий и состоит из двух нано-шаров из олова менее 0.01мм.

Найдите и вы время порадоваться зиме и обязательно слепите своего снеговика! Только не забудьте загадать желание


Конспект занятия по аппликации: «Друзья Снеговики».

Задачи: Учить детей создавать изображения предметов способом смятия бумаги, правильно составлять изображение круглой формы посредством последовательного уменьшения формы, располагая изображение в центре листа.

•Совершенствовать умение аккуратно набирать клей на кисть, намазывая готовые формы, прижимать детали салфеткой. Развивать ориентировку на листе бумаги, зрительное внимание, тонкую зрительную дифференциацию (большой – меньше - самый маленький).

•Развивать и активизировать кинестетический канал восприятия посредством выполнения объемной аппликации, осязательную чувствительность.

•Активизировать у детей словарный запас, обозначение размеров бумаги, предмета.

•Воспитывать у детей аккуратность при выполнении задания.

Демонстрационный материал: снег, снеговик, салфетки, аудиозапись, ватман, цветные карандаши.

Предварительная работа: беседа и рассматривание с детьми иллюстраций о зиме.

Методы: рассматривание, обследование, слушание.

Приемы: игровой, уточнение, напоминание, поощрение.

Ход занятия.

Учитель предлагает детям отгадать загадку: «С неба- звездой, на ладошку- водой». Дети отгадывают: «Снег».

Учитель: -Дети, скажите, а в какое время года бывает снег?

Дети: -Зимой.

Дети проходят к столу, на котором стоит тарелка со снегом, накрытая салфеткой.

Учитель: -А что это там за сюрприз? Давайте посмотрим, дети.

Учитель снимает салфетку с тарелки.

-А что же это такое?

Дети: - Снег!

Учитель: - А какой он?

Дети: - Белый! Пушистый

Учитель: - Дети, давайте возьмем снег на ладошки и немножко подержим.

Дети берут снег в ладошки.

Учитель: -Ой! Что с ним случилось?

Дети: - Снег растаял

Учитель: - А почему он тает?

Дети: - Он боится тепла и от тепла тает. Какой стал снег? (липкий)

Дети вытирают руки салфетками.

Учитель: -Дети, а что можно слепить из липкого снега?

Дети: - Снеговика

Учитель: -Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел?

Учитель открывает Снеговика, прикрытого белой тканью.

Дети здороваются со Снеговиком.

Учитель: - Это Снеговик, который живет в нашем дворе.

Учитель обращает внимание детей на то, что Снеговик не веселый, а грустный и спрашивает у Снеговика:

- Что у тебя случилось, почему ты такой грустный?

Снеговик:

- Ко мне из леса пришли друзья-снеговики и все от тепла растаяли…

Учитель: - Ребята, как же помочь Снеговику, чтобы ему стало весело?

Дети: - Нужно помочь ему найти друзей.

Учитель:

- Правильно, дети! Давайте сделаем Снеговику много друзей, и ему станет веселее с друзьями. А из чего мы можем сделать снеговиков? Правильно, из снега? А где наш снег? Ой, он испугался тепла и растаял. Но мы можем сделать Снеговиков из бумаги. Посмотрите, что это за волшебный сундучок у Снеговика?

Дети рассматривают сундук, а когда открывают его, то видят там белые листы бумаги.

Учитель:

-Так здесь же листы бумаги. Вот из нее мы и будем делать Снеговиков.

Учитель выкладывает на стол три листа бумаги и спрашивает детей, чем они отличаются друг от друга.

- Правильно, размерами. Первый - большой, второй- поменьше, третий – самый маленький.

Учитель показывает детям образец Снеговика и говорит:

- Вот мы и будем сейчас делать вот такого Снеговика. А из каких частей он состоит? Правильно, из трех комочков снега и ведерка. А чтобы получились такие комочки, нужно вот так смять листы бумаги.

Учитель: - Выкладываем комочки на фоне бумаги, которая вам больше всего понравилась. Сначала выкладываем большой комок внизу листа на белом пушистом снегу - это ноги, поменьше – это туловище, а самый маленький- это голова, на которую мы наденем ведерко. Все это мы должны аккуратно приклеить. Набираем аккуратно на кисточку клей, лишний клей мы убираем, придавливая кисточку к краешку. Намазываем сначала большой комочек и выкладываем его внизу листа на снегу, легонько придавливаем. Потом намазываем остальные комочки и ведерко и так же аккуратно приклеиваем их к листу бумаги. Вот и получился у нас Снеговик. А чего еще не хватает у него на голове?

Дети: - Глаз, рта, носа

Учитель:

- Правильно. Их мы можем нарисовать фломастерами. Глаза- черные угольки, розовые щечки, красный рот и нос морковкой! Вы хотите сделать такого Снеговика?

Дети: - Да!

Учитель предлагает детям выбрать фон, на котором они будут располагать Снеговика для того, чтобы он получился веселым.

Дети приступают к выполнению задания.

Физкультминутка «Игра в снежки», гимнастика для глаз «Проследи за снежинкой».

Во время работы учитель следит за правильным расположением комков снега и наклеиванием их на лист. После выполнения работ предлагает детям показать своих Снеговиков гостю, чтобы ему стало весело, и он никогда не был грустным в нашем классе.

Заключительная часть. Ребята, что понравилось вам на занятии? (ответы детей) Что было для вас сложным, трудным?




























Список литературы:

1.Веракса Н. Е. «Проектная деятельность дошкольников» Мозаика-Синтез 2016.

2. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. «Толковый словарь».- М. 1999.

3. Роджерс К.М., Хауэлл Л.Н., и др. «Школьная энциклопедия. Естественные науки» -М. ООО Издательство «Росмен-Пресс», 2001.

4. Интернет-ресурсы.

Литература для детей:

1.Андерсен Г. Х. «Снеговик»

2.Воронкова Л. «Снеговик»

3.Энциклопедия «Я познаю мир»

4.Подборка стихов и загадок из детских журналов.

14