Муниципальное общеобразовательное учреждение
Салмановская средняя школа
Методические рекомендации
по организации
проектно-исследовательской
деятельности младших школьников
по теме: «Снеговик, снеговик, ты откуда здесь возник?»
Автор: Фаткуллина Гулия Заудатовна,
учитель начальных классов Салмановской СШ.
Сведения об исследователях:
Музеркина Ирина, Немцев Евгений,
2а класс, МОУ Салмановская СШ.
д. Салмановка
2020г.
Название проекта: «Снеговик, снеговик, ты откуда здесь возник?»
Тип проекта: познавательно-исследовательский. Включает в себя творческую, познавательную и опытно-экспериментальную деятельность. (1 месяц - декабрь)
Актуальность.
Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о снеговике. Познакомить с элементарными опытами со снегом и водой с целью развития интереса к экспериментированию из природного материала.
Пожалуй, снеговик является самым популярным зимним сказочным героем (конечно, после Деда Мороза и Снегурочки). Он встречает нас в начале зимы, помогает провести новогодние праздники и зимние каникулы, и прощается с зимой снеговик вместе с нами. В каждом дворе, на каждом участке, и даже в каждом доме стоит свой снеговик, неповторимый, но обязательно с морковкой, головным убором и улыбкой до ушей! Ученики начальной школы в восторге от этого сказочного героя. Наверное, еще и потому, что его так легко воплотить в своем творчестве: нарисовать, слепить, вырезать и наклеить. Вот мы и решили подойти углубленно к вопросу изучения снеговиков.
Материально-технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
-подбор методической и художественной литературы;
-подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии);
-дидактические игры;
-подбор мультфильмов;
-выставка рисунков, выставка творческих работ детей и родителей.
Цель работы над проектом:
Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления и экспериментальной деятельности со снегом.
Задачи:
Дать детям элементарные представления о природном объекте - снеге, его превращениях в воду, в лёд.
Познакомить с лепкой снеговика.
Познакомить детей с историей образа снеговика.
Развивать творческую активность детей.
Формировать умение создавать образ снеговика различными способами.
Предполагаемый результат:
Развитие у детей наблюдательности; воспитание нравственных и эстетических чувств; прививать детям интерес к исследовательской деятельности; развитие личности ребенка, умение взаимодействовать друг с другом.
Оформление выставки рисунков и поделок «Снеговик, снеговик, ты откуда здесь возник?».
Создание копилки юного исследователя.
Методы проекта:
игровые: дидактические игры, подвижные игры.
словесные: чтение сказок, стихов, пословиц; беседы, разучивание стихов, загадок о снеговике.
наглядные: просмотр альбома с фото, рассматривание картинок, просмотр мультфильма, рисунки, презентации по теме, рассматривание открыток с изображением снеговика.
Этапы проекта:
1этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, предварительная работа с детьми.
Задачи:
определить знания детей о снеговике;
вызвать интерес к знаниям о снеговике;
понимать цель выполняемых действий, ставить учебную задачу под руководством учителя;
пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта.
Формы организации работы 1 этапа:
Подобрать методическую и художественную литературу
Подбор наглядного материала (фотографии, иллюстрации, рисунки)
ВВЕДЕНИЕ
Зима… Снег… Прекрасная возможность повеселиться: сыграть в снежки, спуститься с невероятной горки на санках, покататься на лыжах. Ну и конечно – слепить забавного снеговика. Лепка снеговика – давнее детское зимнее развлечение. Снеговик – один из главных символов Нового года. Но в этом году у нас нигде не было снеговика. Что случилось? Почему дети не лепят снеговика? А что мы знаем про снеговика? Такими вопросами мы обратились к своим одноклассникам.
Оказалось, что снеговика умеют лепить все, а об истории возникновения снеговика не знает никто. Мы решили побольше узнать на данную тему, и поделиться своими находками с одноклассниками. Вместе с учителем придумали тему исследовательской работы «Снеговик, снеговик, ты откуда здесь возник?» и начали над ней работать. Мы - это Музеркина Ирина и Немцев Евгений, ученики 2а класса Салмановкой средней школы.
Объектом нашего исследования стали: сам снеговик и материал для лепки снеговика – снег.
Гипотезой нашей работы стало предположение о том, что снеговика можно слепить зимой в любую погоду.
Определили цели своей исследовательской работы:
- выяснить, какую роль в жизни человека играл снеговик с древних времен;
- узнать, как правильно лепить снеговика;
- определить, отчего зависит липкость снега.
Для этого нам пришлось:
Провести опрос, цель которого была – выяснить, что знают о снеговике наши одноклассники.
Поработать с литературой по теме исследования (с энциклопедиями, справочниками, периодическими изданиями, в сети Интернет)
Исследовать снег, провести опыты по изучению свойств снега.
Определить, в какую погоду можно слепить снеговика.
Собрать фотоматериалы, рисунки, картинки, открытки с изображением снеговика для копилки юного исследователя.
Создать презентацию «Снеговик, снеговик, ты откуда здесь возник?»
Создать сборник стихов и загадок про снеговика для копилки юного исследователя.
Организовать выставку совместных творческих работ детей.
Работая над данным проектом, мы многое узнали о снеговике и хотим поделиться с вами.
Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель … (снеговик)
Лепка снеговика издавна является традиционной зимней забавой, которая объединяет не только детей, но и взрослых, возвращая их в волшебный мир детства. Снег, сугробы, детский смех – вот всё, что нужно для хорошего зимнего отдыха с семьей или друзьями.
Снеговик (или Снежная баба) - это простая скульптура, создаваемая детьми зимой из снега.
Много интересного узнали мы из интернета и из энциклопедии.
ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ О СНЕГОВИКЕ
Когда люди начали лепить снеговиков - точно неизвестно, но достоверно известно, что лепка снеговиков - древнее занятие. История создания первого снеговика, по старинному преданию, уносит нас в далекий 1493 год. А первое письменное упоминание о снеговике, встречается в книге XVIII века, где говорится о «красивом снеговике» гигантских размеров. Изображение снеговика впервые появилось в качестве иллюстрации к детской книжке с песнями, изданной в Лейпциге.
Классический снеговик, состоящий из трех снежных шаров, и носом-морковкой, появился совсем недавно, в конце XIX века.
КАКИЕ ТРАДИЦИИ СВЯЗАНЫ СО СНЕГОВИКОМ?
Отношение к снеговикам не всегда было однозначным. Первые снеговики изображались злыми монстрами впечатляющих размеров. Это не случайно, ведь в те давние времена безжалостные зимы с лютыми морозами и вьюгами приносили немало хлопот. Скорее всего, именно тогда и появились поверья, согласно которым снеговики представляют реальную угрозу для людей.
Только со временем снеговик стал добрым символом зимних праздников. По старинной европейской притче считалось создание снеговиков своеобразным методом борьбы с бесами. По другой христианской легенде, снеговики – это ангелы, поскольку снег – дар неба. А значит, снеговик – ни кто иной, как ангел, который может передавать Богу просьбы людей. Для этого маленького снеговичка лепили из свежевыпавшего снега и тихонько шептали ему свое желание. Верили, что как только снежная фигурка растает, желание сразу будет доставлено на небеса и вскоре исполнится.
К
АК ЛЕПИТЬ СНЕГОВИКА?
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нём,
Нос приделали и в миг
Получился Снеговик!
Лепка снеговика - традиционная русская забава, которая объединяет собой детей и взрослых. Волшебный миг, когда даже взрослые, немножечко становятся детьми. Зима, сугробы удовольствия и снегопад неиссякаемой фантазии – окунёмся?
П
роцесс лепки снеговика, на самом деле, не так-то прост, как может показаться на первый взгляд. Чтобы сделать лепку удачной требуется соблюдение некоторых условий, таких как: снег обязательно должен быть липким, наличие варежек или перчаток у всех участников процесса, и, самое главное, - это хорошее настроение.
АКСЕССУАРЫ СНЕГОВИКОВ После того, как снеговик будет слеплен, нужно дать волю фантазии и приступать к украшению снеговика, используя при этом самые разнообразные подручные средства, найденные дома или на улице. В качестве рук подойдут ветки или палки: можно надеть на них старенькие ненужные варежки. Вместо веток можно прилепить и небольшие снежные комки. Обязательно нужно вручить снеговику метлу или швабру для соответствия древним ритуалам – снеговик с её помощью будет отгонять от вас злых духов.
Нос - из морковки или шишки, картошки. Для глаз используют пуговички, монеты, камушки, угольки. Головным убором может стать старенькое ведерко, горшок, шапка, платок (если это - снежная баба). Шея снеговика повязывается шарфом, добавляются любые другие элементы одежды, используются старые ненужные вещи и куски тканей.
2этап – практический: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Задачи:
сравнивать результаты наблюдений за природой в разное время суток;
проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов;
понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды;
давать характеристику погоды по результатам наблюдений за месяц;
обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы.
Формы организации работы 2 этапа:
НАШИ ЭКСПЕРИМЕНТЫ:
Почему не всегда можно слепить снеговика?
Снеговик – зимняя забава. Но мы обнаружили, что снеговик можно лепить не всегда, когда захочется. У нас возникли вопросы:
Почему не всегда зимой можно слепить снеговика?
Что влияет на липкость снега?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели ряд экспериментов и записали свои наблюдения.
При ответе на вопросы мы в течение декабря рассматривали снег, пробовали лепить комочки при разной температуре воздуха.
Для этого мы провели эксперименты со снегом:
а) в разное время суток
Стали лепить снежок утром, днём и вечером: несколько дней подряд: 22, 23, 24 декабря 2018 года. Температура воздуха в эти дни была почти одинаковая: от 6ºС до 10ºС. Снежок ни разу не слепился. Липким он не был и в – 16˚С (30.12) ни утром, ни днём, ни вечером.
| утро | день | вечер |
22декабря -10С | Не лепится | Не лепится | Не лепится |
23 декабря -9 С | Не лепится | Не лепится | Не лепится |
24 декабря -6 С | Не лепится | Не лепится | Не лепится |
Вывод: Значит, время суток на липкость снега не влияет.
б) при разных природных условиях
Затем мы проверили, как температура воздуха влияет на состояние снега.
У
же зная о том, что снег не лепится ни при - 6˚С, ни - 16˚С, мы стали ждать теплой погоды. Не дождавшись тепла, мы решили наш эксперимент провести в классе. Занесли снег в класс. Т +21˚С. Попробовали слепить сразу. Ком не слепился. Снег рассыпчатый. Попробовали через 4 мин. Ком плохо лепится. Попробовали через 15 мин. Снег хорошо лепится и даже можно скатать ком. Мы слепили красивых маленьких снеговиков, из которых одного мы поставили за окно, а один оставили в классе. Через некоторое время снеговик, стоящий в кабинете, стал таять. Через два часа наше снежное создание превратилось в воду. А снеговик, стоящий на улице, долго радовал нас своим присутствием.
| На улице -5 С |
Снег в классе Т==+21С | Не лепится |
Через 5минут | Не лепится |
Через 15 минут | лепится |
Вывод: При проведении этого эксперимента обнаружилось, что температура воздуха влияет на состояние снега. По нашим наблюдениям, в течение декабря, у нас температура воздуха была от -3ºС до -16ºС. Вот почему в селе никто не смог лепит снеговика. Мы уже знаем, что снег состоит из снежинок. При работе со снегом мы выделили его основные свойства: снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый и холодный, в тёплую погоду хорошо лепится, а в тепле быстро тает.
Главные выводы наших исследований: подтвердилось предположение, что на липкость снега влияет температура воздуха.
3 этап – обобщающий.
Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний. К опыту работы будут приобщены работы детей и совместная работа с родителями, коллективная работа, фотоматериалы.
Задачи:
развивать творческие способности;
воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности;
сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности;
закрепить знания о Снеговике.
Формы организации работы:
Практическая работа с детьми.
Оформление выставки поделок.
Организация конкурса чтецов.
Создание презентации.
Выступление перед одноклассниками.
ДЕНЬ СНЕГОВИКА
В Европе 18 февраля отмечают День Снеговика. День снеговика – молодой праздник, но уже любимый праздник детворы. В Японии также в начале февраля радостный переполох: у каждого дома лепят снеговика! Этот праздник насчитывает уже несколько столетий.
День снеговика есть и в России, правда, он еще не очень распространен.
Празднуется День снеговиков - 28 февраля. В этот день снеговика лепят всей семьей, с друзьями или в одиночку. При этом нужно загадать желание, одно на всех или каждый - свое. Люди верили, что белый снеговик - это ангел, и он может перенести желание людей на небо к Богу. Маленькую фигурку лепили из свежевыпавшего снега, шептали свое желание, и ждали, когда «снежный ангел» испарится, а значит, желание будет перенесено с земли на небо, услышано и исполнено.
Перед Новым годом мы решили организовать творческую мастерскую «Снеговик, снеговик, ты откуда здесь возник?» по изготовлению снеговиков. Мы рисовали, выполняли аппликацию, , а дома с родителями мотали их из ниток, делали из пластиковых стаканчиков и из других материалов.
Преимущество таких снеговиков в том, что они не растают, как их снежные родственники, а будут долго стоять и радовать глаз.
КОПИЛКА ЮНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
Как видим, люди любили снеговика, обожествляли его, наделяли его волшебными силами. Мы предположили, что в сокровищницах мировой литературы должны быть произведения разных жанров, рассказывающих о снеговиках. И мы не ошиблись. Нам удалось найти загадки, поговорки, песенки, сказки, легенды, приметы разных народов. Редкий народ не сложил о нем свою историю.
Вывод:
Мы много интересного и полезного узнали о снеговике. Получили подтверждение своих гипотез, что история снеговика уходит далеко в прошлое, что снеговик – это просто постройка, которая состоит из снега, а снег в свою очередь это одно из состояний воды. С помощью экспериментов и наблюдений установили, что снеговика можно слепить зимой только в теплую погоду. Наша гипотеза о том, что снеговика можно слепить зимой в любую погоду, не подтвердилась.
Совместно с руководителем проекта создали презентацию и копилку юного исследователя, в которую вошли сборник стихов и загадок «Наш друг – снеговик», таблицы по изготовлению снеговиков из разных материалов, фотографии всех наших опытов, творческих работ на тему «Снеговик, снеговик, ты откуда здесь возник?».
Снеговик – зимняя забава, неотъемлемая часть наших зимних праздников. И несут снеговики лишь позитивные эмоции, ощущения счастья и радости. Пусть наши снежные фигуры ростом всего лишь с человека, зато каждый снеговик впечатляет и очень радует!
Из пушистого снежка
Я леплю снеговика:
В шубе толстой, чтоб не мерз,
Хоть уже морковный нос,
Глазки — с печки угольки,
Две ухватистых руки.
Вот лопата и метла -
Эх, закрутятся дела!
В ходе реализации проекта « Снеговик, снеговик, ты откуда здесь возник?» предполагаемые результаты были достигнуты:
Мы обогатили знание детей о снеговиках.
Дети получили элементарные представления о природном объекте - снеге, его превращениях в воду, в лёд.
Познакомились с лепкой снеговика.
Формировали умение создавать образ снеговика различными способами;
Оформили выставку «Снеговик, снеговик, ты откуда здесь возник?»
Читали и разучивали стихотворения, сказки о снеговиках.
Находили сведения из различных источников информации на тему: «История появления снеговика? »
П
ровели конкурс рисунков «Снеговик».
Составили аппликации «Снеговики» из разных материалов.
Изготовили новогодних открыток – снеговиков родителям в подарок.
Проводили игровую программу: «Зимние забавы с дружком – Снеговичком».
Приложение
Стихи о Снеговиках.
Он не мал и не велик,
Снежно белый снеговик.
У него морковкой нос,
Очень любит он мороз,
В стужу, он не замерзает.
А весна приходит – тает.
Что же делать, как же быть?
Как его нам сохранить?
Может белый холодильник,
Для снеговика купить?
Из пушистого снежка
Я леплю снеговика:
В шубе толстой, чтоб не мерз,
Хоть уже морковный нос,
Глазки — с печки угольки,
Две ухватистых руки.
Вот лопата и метла -
Эх, закрутятся дела!
Мы слепили снеговик.
Он не мал и не велик.
Носик из моркошки.
Вместо глаз — картошки.
Очень милый и смешной.
Привели его домой.
Поутру растаял.
Мыть полы заставил.
Раскраснелась детвора -
Накатала три шара!
Друг на друга их сложили,
И ведро нагромоздили.
Нос — морковка, уголь — глазки,
Снеговик из детской сказки!
Руки — ветки, рот — конфета…
Пусть стоит теперь до лета!
Что стоишь и ждёшь, дружок:
Ком, комочек и комок?
Угли — глазки, нос — морковка,
И метёлку держишь ловко.
Мне прекрасно здесь стоится,
В двери Новый год стучится,
Дедушка Мороз и вьюга
Лепят для меня подругу.
Что такое? — красный нос!
Снеговик простужен?…
Может быть ему компресс
Или доктор нужен?
Но смеётся детвора
весело и звонко:
- Вместо носа у него
красная морковка!
Загадки о зиме.
- Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры
— Помчались с горы. (Санки)
- Они летят быстрее ветра,
И я лечу с них на три метра.
Вот мой полет закончен.
Хлоп! Посадка мягкая в сугроб. (Санки)
- Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой.
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего горба гуртом. (Ледяная горка)
- По сугробам возле речки
Едут длинные дощечки,
Ищут горочки повыше.
Назови дощечки! (Лыжи)
Сказка «Путешествие маленькой Снежинки» Автор: Бессонова И.Г.
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была маленькая Снежинка. Однажды захотелось ей узнать, откуда же она появилась. И полетела она за три горы, за три моря, в тридесятое царство, в тридесятое государство. Летит, смотрит, в густом лесу стоит избушка на курьих ножках. Интересно стало Снежинки: кто же в ней живёт? Присела на трубу, заглянула в избушку – пусто. А в этой избушке жила Баба Яга –Костяная нога.., но она улетела в своей ступе по каким-то важным делам. Нечего делать –полетела дальше . Летела-летела, видит большущий снеговой ком лежит. Присела на него Снежинка и спрашивает:
- Комочек, Комочек, скажи, откуда я появилась?
Ничего не сказал ей ком, а медленно-медленно покатился. Снежинка за ним. Проводил Комочек Снежинку до конца опушки, попрощался. И полетела она дальше. Долго ли , коротко летела Снежинка, летела-летела и увидела ребят – они гуляли на площадке детского сада. Дети подставляли свои маленькие ладошки , ловили снежинки и разглядывали их.Всё небо и весь воздух были полны снежинками. Когда снег летит – они как пух, лёгкие, воздушные, а поближе разглядишь, то увидишь звёздочки, все они такие резные и все разные.
- Как много у меня сестричек! -подумала Снежинка, и опустилась на ветку берёзы.
-Ребятишки-шалунишки, скажите, откуда я появилась?
Дети хотели пригласить Снежинку к себе в группу и там ей рассказать, о том, откуда она появилась.
Но один мальчик, звали его Витя, рассказал всем такую историю:
«Хотел я снежинку домой принести,
Её положил на ладонь.
Снежинка шепнула тихонько «Прости,
Но лучше меня ты не тронь!»
Как будто бы я ничего не слыхал,
Снежинку колючую нёс,
Она мне ладошку кольнула слегка,
И сделалась капелькой слёз!»
Стали дети думать, как им спасти Снежинку, чтобы она не растаяла в тёплой группе. Думали-думали, и придумали. Позвали Деда Мороза и Снегурочку в гости. Стали те колдовать: на аккордеоне играть, свечкой помогать. «Раз, два, три, снежинка – лети!».
Как только они произнесли своё заклинание – маленькая Снежинка превратилась в большую, красивую, сказочную и волшебную Снежинку. Теперь ей не страшно залететь и в помещение.
А в группе уже все к Новогоднему празднику готовятся и много-много сестричек-снежинок живут тут: и на стене, и на окнах.
И стали дети рассказывать:
Сначала Снежинка была просто водой и жила себе в море-океане. Стало солнце припекать, и превратилась вода в пар, и стала испаряться: капельки пара поднимались всё выше и выше. Сначала собирались в облачка, затем облачка превратились в тучу, большую, чёрную.Жили-жили капельки в тучке, скучно им стало, начали они капризничать.Отпустила их тучка погулять. А пока они спускались вниз, капельки превращались в красивые звёздочки-снежинки. А когда много снежинок - это снегопад. Вот одной из них и была наша Снежиночка. А из снега можно лепить снеговика, строить горки, снежные постройки.
Поблагодарила Снежинка ребят – теперь – то она знала, откуда появилась.
Подвижная игра «Выпал беленький снежок»
Цель: Развитие двигательной активности, умение двигаться в соответствии со словами песни.
Ход игры: взрослый поёт, а дети подражают словам песни.
Выпал беленький снежок,
Мы на саночки садимся
Снег, снег, белый снег -
Мчимся мы быстрее всех.
Дети все на лыжи встали,
Друг за другом побежали.
Снег, снег, белый снег -
Кружит, падает на всех..
Мы из снега ком слепили, -
Снеговика мы мастерили.
Снег, снег, белый снег
Снеговик наш лучше всех!
Дети к вечеру устали
И в кроватках задремали.
Снег, снег, белый снег
Спят ребята крепче всех!
Беседа с детьми о Снеговике «С днем рождения, Снеговик!»
Цель: познакомить детей, обычаями и традициями лепить снеговика.
Задачи: развивать психические процессы памяти, внимания, мышления; формировать умение работать в коллективе; развивать мелкую моторику рук.
-Наступила зима и как только выпал снег, многие ребята бегут на улицу лепить снеговика. И никто не догадывается, что у одного из главных зимних героев весьма почтенный возраст: лепят его уже несколько столетий. И даже День рождения у него есть – 18 января.
- Как вы думаете, почему именно 18? Посмотрите внимательно на эти цифры.
- День рождения всеми любимому снеговику придумал один коллекционер из Германии (у него более 3000 его изображений). Размышлял он так: в середине января во многих странах есть снег и число 18 похоже на снеговика, который держит в руках метлу.
Первые снеговики изображались злыми снежными монстрами. Суровые зимы доставляли немало хлопот лютыми морозами, и считалось, что снеговик представляет угрозу для людей. А если встретишь снежную фигуру ночью, то лучше обойти ее стороной, иначе жди беды.
По легенде, они – ангелы, ведь снег – дар неба, а значит, снеговик может передать просьбы и желания людей. Для этого лепили маленького снеговика и шептали ему свое желание. Считалось, что когда снежная фигура растает, желание будет доставлено на небеса и исполнится.
В Европе снеговиков украшали гирляндами и домашней утварью, укутывали в шарфы, а в руки им вручали метлы. Ведь каждая деталь их «одежды» не случайна. Например, нос из морковки прикрепляли для того, чтобы умилостивить духов, посылающих урожай, перевернутое ведро означало достаток в доме. А в Румынии одевали на снеговика «бусы» из чеснока, веря, что это помогает сохранить здоровье семьи и защищает ее от темной силы.
К ним относились с уважением и обращались с просьбами сделать мороз меньше. Любопытно, что в представлении европейских народов снеговик – это всегда существо мужского пола, а снежная баба – это только русский персонаж. Наши предки верили, что туманами, метелями и снегопадами повелевали духи женского пола. Поэтому, чтобы показать им свое почтение, лепили снежных баб. А месяц январь иногда даже так и называли – «снеговик».
Интересные факты:
Самый большой снеговик высотой 37 метров был слеплен в Америке. На его создание ушло 6 тысяч тонн снега.
Самый маленький снеговик в 5 раз тоньше человеческого волоса. Был сделан в одной из научных лабораторий и состоит из двух нано-шаров из олова менее 0.01мм.
Найдите и вы время порадоваться зиме и обязательно слепите своего снеговика! Только не забудьте загадать желание
Конспект занятия по аппликации: «Друзья Снеговики».
Задачи: Учить детей создавать изображения предметов способом смятия бумаги, правильно составлять изображение круглой формы посредством последовательного уменьшения формы, располагая изображение в центре листа.
•Совершенствовать умение аккуратно набирать клей на кисть, намазывая готовые формы, прижимать детали салфеткой. Развивать ориентировку на листе бумаги, зрительное внимание, тонкую зрительную дифференциацию (большой – меньше - самый маленький).
•Развивать и активизировать кинестетический канал восприятия посредством выполнения объемной аппликации, осязательную чувствительность.
•Активизировать у детей словарный запас, обозначение размеров бумаги, предмета.
•Воспитывать у детей аккуратность при выполнении задания.
Демонстрационный материал: снег, снеговик, салфетки, аудиозапись, ватман, цветные карандаши.
Предварительная работа: беседа и рассматривание с детьми иллюстраций о зиме.
Методы: рассматривание, обследование, слушание.
Приемы: игровой, уточнение, напоминание, поощрение.
Ход занятия.
Учитель предлагает детям отгадать загадку: «С неба- звездой, на ладошку- водой». Дети отгадывают: «Снег».
Учитель: -Дети, скажите, а в какое время года бывает снег?
Дети: -Зимой.
Дети проходят к столу, на котором стоит тарелка со снегом, накрытая салфеткой.
Учитель: -А что это там за сюрприз? Давайте посмотрим, дети.
Учитель снимает салфетку с тарелки.
-А что же это такое?
Дети: - Снег!
Учитель: - А какой он?
Дети: - Белый! Пушистый
Учитель: - Дети, давайте возьмем снег на ладошки и немножко подержим.
Дети берут снег в ладошки.
Учитель: -Ой! Что с ним случилось?
Дети: - Снег растаял
Учитель: - А почему он тает?
Дети: - Он боится тепла и от тепла тает. Какой стал снег? (липкий)
Дети вытирают руки салфетками.
Учитель: -Дети, а что можно слепить из липкого снега?
Дети: - Снеговика
Учитель: -Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел?
Учитель открывает Снеговика, прикрытого белой тканью.
Дети здороваются со Снеговиком.
Учитель: - Это Снеговик, который живет в нашем дворе.
Учитель обращает внимание детей на то, что Снеговик не веселый, а грустный и спрашивает у Снеговика:
- Что у тебя случилось, почему ты такой грустный?
Снеговик:
- Ко мне из леса пришли друзья-снеговики и все от тепла растаяли…
Учитель: - Ребята, как же помочь Снеговику, чтобы ему стало весело?
Дети: - Нужно помочь ему найти друзей.
Учитель:
- Правильно, дети! Давайте сделаем Снеговику много друзей, и ему станет веселее с друзьями. А из чего мы можем сделать снеговиков? Правильно, из снега? А где наш снег? Ой, он испугался тепла и растаял. Но мы можем сделать Снеговиков из бумаги. Посмотрите, что это за волшебный сундучок у Снеговика?
Дети рассматривают сундук, а когда открывают его, то видят там белые листы бумаги.
Учитель:
-Так здесь же листы бумаги. Вот из нее мы и будем делать Снеговиков.
Учитель выкладывает на стол три листа бумаги и спрашивает детей, чем они отличаются друг от друга.
- Правильно, размерами. Первый - большой, второй- поменьше, третий – самый маленький.
Учитель показывает детям образец Снеговика и говорит:
- Вот мы и будем сейчас делать вот такого Снеговика. А из каких частей он состоит? Правильно, из трех комочков снега и ведерка. А чтобы получились такие комочки, нужно вот так смять листы бумаги.
Учитель: - Выкладываем комочки на фоне бумаги, которая вам больше всего понравилась. Сначала выкладываем большой комок внизу листа на белом пушистом снегу - это ноги, поменьше – это туловище, а самый маленький- это голова, на которую мы наденем ведерко. Все это мы должны аккуратно приклеить. Набираем аккуратно на кисточку клей, лишний клей мы убираем, придавливая кисточку к краешку. Намазываем сначала большой комочек и выкладываем его внизу листа на снегу, легонько придавливаем. Потом намазываем остальные комочки и ведерко и так же аккуратно приклеиваем их к листу бумаги. Вот и получился у нас Снеговик. А чего еще не хватает у него на голове?
Дети: - Глаз, рта, носа
Учитель:
- Правильно. Их мы можем нарисовать фломастерами. Глаза- черные угольки, розовые щечки, красный рот и нос морковкой! Вы хотите сделать такого Снеговика?
Дети: - Да!
Учитель предлагает детям выбрать фон, на котором они будут располагать Снеговика для того, чтобы он получился веселым.
Дети приступают к выполнению задания.
Физкультминутка «Игра в снежки», гимнастика для глаз «Проследи за снежинкой».
Во время работы учитель следит за правильным расположением комков снега и наклеиванием их на лист. После выполнения работ предлагает детям показать своих Снеговиков гостю, чтобы ему стало весело, и он никогда не был грустным в нашем классе.
Заключительная часть. Ребята, что понравилось вам на занятии? (ответы детей) Что было для вас сложным, трудным?
Список литературы:
1.Веракса Н. Е. «Проектная деятельность дошкольников» Мозаика-Синтез 2016.
2. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. «Толковый словарь».- М. 1999.
3. Роджерс К.М., Хауэлл Л.Н., и др. «Школьная энциклопедия. Естественные науки» -М. ООО Издательство «Росмен-Пресс», 2001.
4. Интернет-ресурсы.
Литература для детей:
1.Андерсен Г. Х. «Снеговик»
2.Воронкова Л. «Снеговик»
3.Энциклопедия «Я познаю мир»
4.Подборка стихов и загадок из детских журналов.
14