СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации творческих заданий при изучении литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации содержат практические советы и примеры заданий, которые помогут разнообразить работу на уроках литературного чтения и будут способствовать развитию креативного мышления и речи младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации творческих заданий при изучении литературного чтения»

Методические рекомендации по эффективному использованию творческих работ как средства развития речи у младших школьников


Для эффективности любой деятельности важно четкое определение ее цели. Помните, что цель работы по развитию речи, в том числе с привлечением творческих видов работы – обогащать лексико-грамматический строй речи детей, учить их воспринимать (понимать) чужую речь, а также строить свои собственные высказывания (тексты) в соответствии с нормами русского языка, оценивать поступки героев, обдумывать их, примерять на себя.

Вторым обязательным условием эффективности работы по развитию речи младших школьников на уроках литературного чтения является ее систематический характер. На каждом уроке должны быть предусмотрены задания, направленные на реализацию хотя бы одного из направлений развития речи: лексическая работа, работа над синтаксическим строем речи, связной речью и произношением, включая правильное интонирование.

Словарная работа может осуществляться на любом этапе урока. В целях активизации словаря школьников учитель планирует задания, которые побуждают детей к использованию необходимых слов в собственной речи. В беседу вводятся такие вопросы, ответы на которые не могут быть сформулированы без употребления новых слов. Наблюдения над поэтическими выражениями, яркими эпитетами, словами, раскрывающими авторский замысел и идейное содержание, проводится при повторном чтении на этапе анализа произведения.

Наиболее эффективной формой активизации словаря, обогащения синтаксического строя и развития связной речи является пересказ. При подготовке к нему учащиеся отмечают слова и выражения, которые обязательно следует использовать для передачи идеи произведения. Не рекомендуется подробно пересказывать небольшие по объему тексты, так как дети запоминают их наизусть. Начинать обучение пересказу следует с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, но затем в пересказы нужно включать также элементы описания и рассуждения. Следует заметить, что не пересказывают басни и сказки в стихах, а также другие стихотворные произведения.

Главные требования к пересказу следующие:

– должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец;

– обучающийся должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции исходного текста;

– важно сохранять стиль авторского текста, индивидуальную манеру писателя;

– должны быть соблюдены последовательность событий, причинно-следственные связи переданы все основные факты и описания;

– при пересказе должны отражаться чувства ребенка-исполнителя через выразительность его речи.

В большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего целесообразно использовать следующие приемы:

– предупреждение учащихся о том, что текст будет пересказываться;

– проведение анализа содержания, различных языковых упражнений;

– отработка выразительного чтения;

– расчленение рассказа на части и составление плана текста;

– пересказ фрагментов;

– предварительный (черновой) пересказ, разбор его недостатков.

Значительно выше творческий уровень работы учащихся в пересказах от лица одного из персонажей, когда ученик должен войти в роль героя произведения, понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.

Творческие дополнения могут быть самыми разнообразными:

– сообщение о своем жизненном опыте,

– придумывание продолжения действия,

– сообщение фактов, взятых из других источников.

Такая работа развивает воображение школьников, повышает интерес к тексту и его пересказу, стимулируют самостоятельную речь. Творческие пересказы применяются там, где они уместны, следовательно, не очень часто.

Для более сознательного и глубокого понимания содержания произведения практикуется составление плана, который помогает выделить основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление, школьники учатся делить текст на смысловые части, находить основное в каждой из них, кратко формулировать главную мысль в виде заглавия пункта плана.

Обучение умению составлять план важно вести с учетом постепенного нарастания трудностей и проводить в определенной системе. В начальных классах работа над планом рассказа или сказки должна проходить на основе эмоционального восприятия содержания, поэтому сам план часто имеет образное выражение. В качестве начального упражнения эффективно предлагать детям несколько иллюстраций к тексту в нарушенной последовательности и просить учащихся обнаружить несоответствие и расположить картинки сообразно содержанию. Картинный план дети могут составлять и сами на основе творческого воображения. Для организации упражнения можно использовать иллюстрации, имеющиеся в книге. При этом школьники рассматривают иллюстрацию и находят в тексте ту часть, к которой она относится, озаглавливают ее.

Еще одним излюбленным в начальной школе приемом творческой работы учащихся на уроках чтения, при написании сочинений и изложений является иллюстрирование (словесное) рисование. Чтобы словесно нарисовать картину, ученику необходимо знать текст: обстановку, в которой совершаются события, внешний вид персонажей, их характерные особенности. Обучение словесному рисованию начинают с сопоставления иллюстрации, которая дана в книге, с отрывком текста, соответствующим рисунку художника. Учащиеся убеждаются, что художник передает в картине самое характерное, что подчеркивает писатель в герое или природе. Словесное рисование повышает эмоциональный уровень восприятия художественного текста. Обычно словесные картинки рисуются к тем эпизодам, которые особенно важны для понимания идейного замысла. Если же иллюстрируется описание, то выбираются самые красивые и в то же время доступные детям картины.

Интересным видом синтетической работы является драматизация. Схема работы при организации и проведении драматизации может быть такова:

- восприятие материала, который предстоит драматизировать;

- анализ произведения (обстановки, образов героев, их поступков);

- постановка исполнительских задач (Что нужно передать, разыгрывая сценку?);

- выбор выразительных средств (Как это сделать?);

- пробы (этюды) и их анализ;

- подведение итогов, внесение коррективов;

- заключительный показ, его анализ.

Наряду с традиционными для урока литературного чтения видами работы широко используются элементы игрового метода. Часто проводятся дидактические игры, викторины, кроссворды и прочие занимательные задания, предполагающие творческий характер деятельности обучающихся. Вопросительная формулировка подобных заданий побуждает ребенка к поискам ответа, точному выбору слов и конструкций.