Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ОУП.05 История
по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Надым, 2019
Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам и преподавателям по организации внеаудиторной самостоятельной работы (ВСРС) по дисциплине ОУП.05 История. В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы, организация контроля и планирования самостоятельной работы студентов, критерии оценивания. Методические рекомендации составлены на основании требований ФГОС СПО и в соответствии с рабочим учебным планом по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)
Составитель:
С. М.Абызнакаева, преподаватель истории и обществознания (включая экономику и право)
РАССМОТРЕНА
на заседании УМО преподавателей
гуманитарного цикла
Протокол № 9
от «14» июня 2019 г.
Председатель УМО:
_____________ (Е.Е. Тен)
ОДОБРЕНА
Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»
Протокол № 8
от «19» июня 2019 г.
Председатель МС:
_____________ (Е.В. Головань)
Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «История» (ОГСЭ) предназначены для студентов 2 курса по специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Самостоятельная внеаудиторная работа по истории в объеме 24 часа проводится с целью содействовать оптимальному усвоению студентами учебного материала, развития познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании.
Задачи самостоятельной работы:
- углубление и расширение теоретических знаний;
- систематизация и закрепление полученных знаний и умений;
- формирование умений использовать различные источники информации;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Формой отчета о выполненной работе могут быть выступления на семинарских занятиях, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, проверка записей в тетради, устный опрос.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы обучающихся являются:
-уровень освоения учебного материала;
-уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
-уровень сформированности общеучебных умений;
-уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
-обоснованность и четкость изложения материала;
-уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
-уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.
Требования к выполнению самостоятельной работы
1.Студент должен выполнить работу за определенное время
2.Работа должна иметь титульный лист и список используемой литературы.
3.Каждый студент после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе либо в виде конспекта, либо в виде готовой презентации, составленной таблицы, решенных задач.
Оценку по самостоятельной работе студент получает, с учетом срока выполнения работы, если:
• расчеты выполнены правильно и в полном объеме;
• отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению самостоятельной работы.
Алгоритмы выполнения самостоятельной работы
Как составить план.
План — это перечень вопросов, рассматриваемых в изучаемом произведении (ста-тье).
Простой план
1. Внимательно прочитай изучаемый материал.
2. Раздели его основные смысловые части и выдели в каждой главную мысль.
3. Озаглавь каждую часть (пункты плана).
Сложный план
1. Внимательно прочитай изучаемый материал.
2. Раздели его на основные смысловые части и озаглавь их (пункты плана).
3. Раздели на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавь их (подпункты плана).
4. Проверь, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отра-жено в них общее содержание изучаемого материала, не нарушена ли последовательность. Графическая форма записи сложного плана выглядит примерно так:
o I
o II
1 :
а) ;
б) ;
в)
2
3 :
а) ;
б)
o III
Как составить тезисы.
Тезисы — это сжато сформулированные основные положения источника (или части его). Тезисы включают не только перечень основных вопросов, но и краткое изложение основного содержания.
1. Познакомься с содержанием материала, обрати внимание на шрифтовые выделения: эта «подсказка» поможет тебе в работе.
2. Разбей текст на смысловые блоки (с помощью плана или подчеркиванием).
3. Определи главную мысль каждой части (можно ее подчеркнуть).
4. Осмысли суть выделенного, сформулируй своими словами или найди подхо-дящую формулировку в тексте (цитату).
5. Тезисы пронумеруй — это позволит сохранить логику авторских суждений.
6. При записи отделяй строкой один тезис от другого — это облегчит последующую работу с ними.
Составление логических схем.
1. Просмотрите материалы лекций, учебника и выпишите на отдельные листы заголовки разделов, а также подразделов.
2. Внимательно изучите каждый раздел, выписывая основные понятия и категории, встречающиеся в тексте.
3. Ещё раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями и кате-гориями внутри разделов и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия и категории.
4. Найдите наиболее общие категории и понятия, объединяющие всё содержание текста. Возможно, что это объединяющее понятие заключено в заголовках.
5. Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия и категории с учётом взаимосвязи между ними.
Если удалось найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы может получиться иерархическая структура («дерево»).
Если понятия, категории, факты связаны хронологически, то можно построить хронологические таблицы, хронологические последовательности.
6. Сверьте полученную логическую структуру, прочтите текст ещё раз, при необходимости уточните её.
Решение познавательных задач
1. Внимательно прочти условие задачи и вопросы к ней.
2. Обдумай данные в тексте условия и определи, что они дают для ответа на вопрос.
3. Выясни, каких данных не хватает в условии, и вспомни, что ты знаешь по теме задачи.
4. Подумай, что из этого может помочь решению.
5. Свое решение обязательно докажи.
6. Проверь, является ли твое решение ответом, полон ли твой ответ, нет ли в нем лишнего.
Правила составления синквейна.
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Составления опорного конспекта
1. Внимательно читайте главу или раздел учебника, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.
2. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком следуют в тексте.
3. Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.
4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.
5. Объедините сигналы в блоки.
6. Обособьте блоки в контуры и графически отобразите связи между ними.
7. Выделите значимые элементы цветом.
При разработке конспектов с опорными сигналами могут применяться знаки символическо-словесные (буквы, слоги, цифры, знаки сложения и вычитания); рисуночные (пиктограммы); условно-графические (фрагменты планов местности, карт, схем).
Алгоритм комментирования политических высказываний
1. Изложите высказывание своими словами.
2. Каково ваше отношение к этому высказыванию.
3. Какой вывод из него можно сделать.
4. Оцените его с точки зрения морали.
Как составить план текста
1. Прочитай текст, выясни значение непонятных слов.
2. Определи основную мысль текста.
3. Раздели текст на смысловые части.
4. В каждой части выдели самое главное:
а) когда и где происходило событие;
б) его причины;
в) его значение.
5. Озаглавь части.
6.Каждый заголовок – пункт плана.
Пронумеруй их.
7. Напиши черновик плана. Сопоставь его с текстом. Проследи,
все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
8. Проверь, можно ли, руководствуясь этим планом,
воспроизвести (пересказать или письменно изложить)
9. Аккуратно перепиши усовершенствованный вариант плана.
Правила конспектирования
Конспект – краткое изложение содержания текста (лекции, книги). Конспект – это не набор цитат. Конспект есть самостоятельное осмысление важнейших положений, доказательств, имеющихся в тексте.
Конспектирование состоит из нескольких этапов:
1. Ознакомительный этап. Текст внимательно прочитывается, при этом карандашом на полях отмечаются основные положения, аргументы, определения, которые потом включаются в конспект.
2. Составление конспекта:
- названия тем писать ручкой с цветной пастой;
- подзаголовки обычной пастой, подчеркивать цветной;
- оставлять свободные поля (до одной трети страницы) для последующей проработки конспекта;
- весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль;
- в каждом абзаце выделяется главное слово, отражающее данную мысль;
- каждый абзац пишется с красной строки;
- между абзацами оставляется чистая строка;
- в конце конспекта сделать вывод, начиная словами «итак» или «таким обра-зом».
Пишется конспект кратко, своими словами. Наиболее точные и образные, яркие формулировки включаются в конспект как цитата.
3.Завершающий этап. Текст еще раз просматривается. Конспект прочитывается и сопоставляется с текстом. Пропущенные мысли записываются кратко на полях.
Как подготовить доклад
1.Составьте план доклада.
2. Подберите необходимую литературу и иллюстративный материал (таблицы, схемы, диаграммы, рисунки и т. д.).
3. После чтения источников отберите нужный материал, систематизируйте его.
4. Излагайте материал своими словами, используя историческую терминологию. Делайте выводы.
5. Делай доклад по плану или тезисам, а не просто читай написанное.
6. Пользуйся иллюстративным материалом.
7. Заранее напиши тему и план доклада на доске, активизируя внимание слушателей.
8.Речь докладчика должна быть правильной, четкой, внятной, достаточно громкой и звучать убедительно.
Требования к реферату
Реферат – это сжатое письменное изложение научной информации по конкретной теме, в котором выражается и отношение к этой информации, ее оценка.
Объем реферата не должен превышать 20 страниц машинописного текста .
Структура реферата:
- титульный лист;
- план или оглавление с указанием страниц, глав, разделов;
- введение;
- основную часть;
- заключение;
- список литературы;
- приложения (по необходимости).
Требования к содержанию:
Во введении дается обоснование значимости выбранной темы, определяется цель написания реферата, и характеризуются, использованные источники.
Содержание основной части реферата должно быть логичным, аргументированным, соответствовать современному состоянию исторической науки, отражать личностную позицию автора, включать (если это необходимо) иллюстрированный материал.
Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной работы, перспективы дальнейшего изучения темы.
Требования к оформлению:
Реферат должен быть правильно оформлен (пронумерованы страницы, не допускаются сокращения слов, текст делится на логические части – абзацы, обязательны сноски).
При цитировании следует дать точные ссылки на источники и литературу, ф. И. О. автора, название книги, место и год издания, номер тома, страницы. Ссылки помещают либо в нижней части страницы (под основным текстом), либо в конце реферата или его главы.
Реферат должен быть логично и связанно, своими словами изложен. Он становится основой для устного сообщения – защиты.
Основные принципы разработки учебных презентаций
1. Оптимальный объем.
Наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 8 – 20 слайдов. Презентация из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемых явлений.
2. Доступность.
Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки студентов. Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт студентов, использовать образные сравнения.
3. Разнообразие форм.
Реализация индивидуального подхода к обучаемому, учет его возможностей восприятия предложенного учебного материала по сложности, объему, содержанию.
4. Учет особенности восприятия информации с экрана
. Понятия и абстрактные положения до сознания студентов доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.
Необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты.
5. Занимательность.
Включение (без ущерба научному содержанию) в презентации смешных сюжетов, мультипликационных героев оживляет занятие, создает положительный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.
6. Красота и эстетичность.
Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение. Наглядное обучение строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых зрителями.
7. Динамичность.
Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.
Создание презентации состоит из трех этапов:
I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.
II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.
Требования к оформлению презентаций
1.Оформление слайдов
Соблюдайте единый стиль оформления
Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Для фона предпочтительны холодные тона
2.Использование цвета
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
3.Анимационные эффекты
Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
5.Содержание информации
Используйте короткие слова и предложения.
Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице
Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Если на слайде имеется картинка, надпись должна располагаться под ней.
Избегайте сплошной текст. Лучше использовать маркированный и нумерованный списки
6.Шрифты
Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18.
Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
7.Способы выделения информации
Следует использовать рамки; границы, заливку, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
8.Объем информации
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Не полностью заполненный слайд лучше, чем переполненный.
Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Делайте слайд проще. У аудитории всего около минуты на его восприятие
Как составить схему.
1. прочитай текст.
2. выбери ключевые слова, фразы.
3. расположи ключевые слова или фразы в хронологической, логической последовательности.
4. представь подготовленный материал в виде одной из схем.
Как работать над проектом.
Проект – происходит от латинского слова и буквально означает «камень, брошенный в пустоту». Это определенный план действий по решению какой-либо проблемы.
1. Актуализация проблемы.
• Внимательно прочитай заданную тему работы.
• Поставь несколько проблемных вопросов к данной теме или найди противоречие в рамках указанной темы. Вопросы могут начинаться со слов:
- почему
- с какой целью
- в каком случае
- вследствие чего
- как доказать, что
- чем объяснить, что
• Выбери проблему, над которой ты будешь работать. Помни, она должна быть реальной, жизненной, решаемой.
• Опиши подробно, в чем ты видишь проблему, в каких взаимоотношениях она проявляется.
2. Анализ ситуации.
• Вспомни несколько ситуаций из жизни, которые подтверждают, что выдвинутая тобой проблема действительно существует.
• Опиши эти ситуации.
• Если ты знаешь количественные данные (сколько) по своей проблеме приведи их.
• Можно провести социологическое исследование по выдвинутой про-блеме, опросив окружающих людей.
3. Целеполагание.
• Определи цель проекта, т.е. конечный результат, который ты полу-чишь, решив поставленную проблему.
• Определи задачи проекта, т.е. этапы по которым ты будешь достигать поставленной цели.
• Определи целевую группу проекта, т.е. круг тех людей, положение которых улучшится после реализации проекта.
4. Стратегия реализации.
• Это описание конкретных дел и мероприятий по решению поставленной проблемы. Её можно представить в виде таблицы.
№ п.п. Что сделать Когда Кто отвечает Что нужно
Критерии оценивания самостоятельной работы
Оценка «5»
Работа выполнена полностью в срок , обучающийся сумел рассчитать время, при выполнении задания использовал объём необходимой литературы. Глубоко и полно овладел содержанием учебного материала. Отличная отметка предполагает грамотное, логическое изложение ответа, качественное оформление.
Оценка «4»
Работа выполнена полностью в срок с небольшими неточностями, обучающийся сумел рассчитать время, использовал объём необходимой литературы. Содержание, форма ответа имеют отдельные неточности, качественное оформление, соблюдены требования ФГОС.
Оценка «3»
Работа выполнена не полностью в срок, обучающийся не сумел рассчитать время. Материал изложен неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, не умеет обосновать свои суждения.
Оценка «2»
Работа выполнена не полностью, не в срок, обучающийся не сумел рассчитать время, при выполнении работы допущено много ошибок, не понимает связь формы и содержания. Работа выполнена небрежно, худший стиль.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Цель: расширить представления о развитии культуры в конце ХХ века, уметь анализировать и систематизировать информацию, представлять результаты изучения в форме доклада (сообщения).
Задание:
Подготовить сообщение о развитии одной из сфер культуры (театр, балет, живопись, музыка, литература и пр.) по схеме: официальная культура – неофициальная культура – нелегальная культура.
Содержание работы:
1) Определите источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.
2) Составьте план изложения материала.
3) Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями
Норма времени: 3 час
Формат выполненной работы: сообщение или слайд-фильм.
Критерии оценки: полнота раскрытия темы, логичность и последовательность изложения, наличие выводов, аккуратность исполнения, выполнение требований при оформлении работы, умение изложить тезисы работы в выступлении.
Контроль выполнения: проверка выполненной работы, выступление на семинарском занятии.
Рекомендуемые источники информации:
Образовательные ресурсы сети Интернет:
Как написать доклад ( сообщение)
Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Этапы работы над докладом:
• Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 - 10 источников).
• Составление библиографии.
• Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.
• Разработка плана доклада.
• Написание.
• Публичное выступление с результатами исследования.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Цель: осмысление места и роли России на постсоветском пространстве; уметь фор-мулировать собственную позицию, используя для аргументации фактический мате-риал.
Задание:
Написать сочинение-рассуждение на тему: «Россия – суверенное государ-ство: приобретения и потери»
Содержание работы:
1) Прочитайте § 99 учебника: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Ч.2.- М.: Изд. Центр «Академия», 2018
2) Определите другие источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.
3) Составьте план изложения материала
4) Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями
Норма времени: 2 час
Формат выполненной работы: сочинение-рассуждение
Критерии оценки: логичность, последовательность изложения, наличие аргумента-ции, выводов, аккуратность исполнения.
Контроль выполнения: проверка тетради
Рекомендуемые источники информации:
1) Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Ч.2.- М.: Изд. Центр «Академия», 2018
2) Материалы периодической печати
Этапы работы над сочинением
• Обдумывание и уяснение темы, определение ее границ, выявление ее содержания. Определив круг проблем, мы наметили основные вехи, по которым должно пойти раскрытие темы, т. е. сделали набросок плана сочинения.
• Формулировка основной мысли (идеи) сочинения
• Вы должны поставить перед собой вопрос: «Что я хочу сказать своей работой, к каким выводам я должен прийти, раскрывая тему?» Основная мысль (идея) сочинения формулируется в виде тезиса — четко, ясно, категорично.
• Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса) сочинения и расположение их в определенном порядке для обоснования тезиса
• От определения тезиса пишущий сочинение переходит к аргументам, обосно-вывающим его. Появляется рабочая запись (аргументы в определенном порядке).
• Подбор фактического и цитатного материала
Во вступительной части сочинения необходимо охарактеризовать суть проблемы, ее значимость, актуальность. В основной части раскрывается тема сочинения. Заключение придает сочинению законченный вид, оно может резюмировать, т. е. кратко повторить основные мысли в главной части. Вступительная и заключительная части могут быть предельно краткими.
Эпиграф — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характеризующее основную идею произведения. Эпиграф возможен, но не обязателен в сочинении.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Цель: формирование представлений о неизбежности радикального обновления советской экономической системы; об альтернативных вариантах экономических реформ в стране; о причинах тяжелейшего кризиса, в котором оказалась экономика СССР в 1991 г.
Задание: Подготовка к семинару «Социально-экономическая ситуация в СССР на рубеже 1980-1990-х гг. в оценках политиков, ученых и обывателей».
Основные знания:
предпосылки и необходимость реформирования советской экономической системы; концепция «ускорения социально-экономического развития страны»; экономическая реформа 1987 г.; концепция регулируемого рынка; программа «500 дней».
Основные понятия:
ускорение; научно-технический прогресс; рыночная экономика; арендный подряд; кооперация; теневая экономика; демонополизация; децентрализация; разгосударствление; акционирование; техногенная катастрофа.
Проблема для дискуссии. Советская экономика в конце 80-х — начале 90-х гг.: проблема альтернатив.
Содержание подготовительной работы:
деление на группы, распределение ролей:
• группа «политиков»: оценка социально-экономической ситуации в стране ве-дущими политиками; их предложения по реформированию социально-экономической системы.
• Группа «ученых»: разработка программ экономических реформ и оценка социально-экономической ситуации в стране
• Группа «обывателей»: отношение к проводимым реформам
Норма времени: 2 час
Рекомендуемые источники информации:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Ч.2.- М.: Изд. Центр «Академия», 2018
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Цель: сформировать представление о важнейших внешнеполитических зада-чах,стоящих перед Россией после распада территории СССР, уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа и представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, выступления, уметь аргументировать свои суждения.
Задание:
Составьте перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада территории СССР.
Содержание работы.
1) Используя материал учебника, дополнительные источники информации, выделите основные направления внешней политики России после распада СССР.
2) Сформулируйте основные проблемы внешней политики России после распада СССР.
3) Составьте перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада территории СССР.
Норма времени: 3 час
Формат выполненной работы: конспект, сообщение по конспекту
Критерии оценки: правильность составления конспекта, умение выделить главное для сообщения, аргументировать свои суждения.
Контроль выполнения: проверка конспекта, сообщение на уроке
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Цель: сформировать представление о важнейших мерах по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг. и их эффективности, уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа и представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, выступления, уметь аргументировать свои суждения.
Задание:
Оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг.
Содержание работы.
1) Используя материал учебника, дополнительные источники информации, пере-числите основные меры Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг
2) Дайте оценку эффективности предпринятых мер по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг.
3) Аргументируйте свои суждения.
Норма времени:2 часа
Формат выполненной работы: конспект, сообщение по конспекту
Критерии оценки: правильность составления конспекта, умение выделить главное для сообщения, аргументировать свои суждения.
Контроль выполнения: проверка конспекта, сообщение на уроке
Рекомендуемые источники информации:
1) Интернет
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Цель: сформировать преставления оботношениях России со странами НАТО; уметь формулировать собственную точку зрения, используя для аргументации фактический материал.
Задание. Напишите эссе на тему: «Россия - партнер НАТО?»
Содержание работы:
1) Прочитайте §38-39 учебника.
2) Познакомьтесь с дополнительной информацией по теме.
3) Напишите эссе, пользуясь рекомендациями.
Норма времени: 2 часа
Формат выполненной работы: эссе
Критерии оценки: полнота раскрытия темы, логичность, последовательность, аргу-ментированность, наличие выводов, аккуратность исполнения.
Контроль выполнения: проверка эссе, участие в дискуссии
Рекомендуемые источники информации:
1) Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. М.: Изд. Центр «Академия», 2018.
2) Образовательные сайты Интернет
Рекомендации по написанию эссе
• Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);
• Набросайте аргументы «за» и (или) «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против», ваше эссе может носить полемический характер);
• Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.
• Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.)
• Распределите подобранные аргументы и (или) контраргументы в последова-тельности (это будет ваш условный план)
• Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали данную тему, сразу определить свою позицию и т.д.)
• Изложите свою точку зрения в той последовательности, в которой наметили
• Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Цель: продолжить формирование представлений онациональных, религиозных, культурных традициях и их роли в жизни народов; совершенствовать умения находить необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения
Задание:
Написать сочинение-рассуждение на тему: «Человек как носитель культуры своего народа»
Содержание работы:
1) Прочитайте § 41 учебника: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. М.: Изд. Центр «Академия», 2018
2) Определите другие источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.
3) Составьте план изложения материала
4) Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями
Норма времени: 3 час
Формат выполненной работы: сочинение-рассуждение
Критерии оценки: логичность, последовательность изложения, наличие аргумента-ции, выводов, аккуратность исполнения.
Контроль выполнения: проверка тетради
Рекомендуемые источники информации:
1) Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. М.: Изд. Центр «Академия», 2018
2) Материалы периодической печати
Этапы работы над сочинением
• Обдумывание и уяснение темы, определение ее границ, выявление ее содержания. Определив круг проблем, мы наметили основные вехи, по которым должно пойти раскрытие темы, т. е. сделали набросок плана сочинения.
• Формулировка основной мысли (идеи) сочинения
• Вы должны поставить перед собой вопрос: «Что я хочу сказать своей работой, к каким выводам я должен прийти, раскрывая тему?» Основная мысль (идея) сочинения формулируется в виде тезиса — четко, ясно, категорично.
• Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса) сочинения и расположение их в определенном порядке для обоснования тезиса
• От определения тезиса пишущий сочинение переходит к аргументам, обосно-вывающим его. Появляется рабочая запись (аргументы в определенном порядке).
• Подбор фактического и цитатного материала
Во вступительной части сочинения необходимо охарактеризовать суть проблемы, ее значимость, актуальность. В основной части раскрывается тема сочинения. Заключение придает сочинению законченный вид, оно может резюмировать, т. е. кратко повторить основные мысли в главной части. Вступительная и заключительная части могут быть предельно краткими.
Эпиграф — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характеризующее основную идею произведения. Эпиграф возможен, но не обязателен в сочинении.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Цель: формирование представлений опутях и средствах формирования духовных ценностей общества, совершенствование умений систематизировать учебный мате-риал, делать выводы, представлять результат изучения в форме реферата.
Задание: напишите реферат на тему: «Пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России». Подготовьте краткое сообщение по теме реферата.
Содержание работы:
1) Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных источниках
2) Составить план реферата (обязательными пунктами являются: введение, анализ источников по теме, основная часть, выводы)
3) Выполнить реферат, пользуясь рекомендациями по написанию рефератов
Норма времени: 6 часов
Формат выполненной работы: Реферат
Критерии оценки: полнота раскрытия темы, выполнение рекомендаций, наличие выводов, аккуратность исполнения.
Контроль выполнения: проверка реферата, обсуждение на семинарском занятии
Как написать реферат
Слово «реферат» латинское по происхождению, означает краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы. Однако в современном понимании реферат – это не только пересказ прочитанного, но и анализ, обобщение и аргументированное изложение собственной точки зрения на рассматриваемую проблему.
Процесс написания реферата состоит из следующих этапов.
1. Выбор темы и постановка проблемы.
Тема реферата выбирается в соответствии с интересами студента и согласовывается с преподавателем. Учитываются имеющиеся источники и литература по теме работы, их доступность.
2. Сбор материала по выбранной теме.
После выбора темы и определения проблемы составляется список литературы, со-держащей необходимые сведения. Для этого целесообразно ознакомиться с соответствующими разделами систематических каталогов библиотек, обзорами литературы в журналах, историческими сайтами в интернете.
После отбора необходимых для работы материалов следует наметить последовательность их изучения, что позволит более точно определить примерное содержание и соответствующую структуру реферата. При работе с источниками и литературой целесообразно на отдельных карточках или в специальной тетради выписывать основные положения, примеры, выводы изученных произведений, точно указывая их авторов, названия, страницы. Необходимо отметить, что в случае возникновения сомнений в авторстве реферата преподаватель имеет право потребовать предъявить эти подготовительные материалы.
3. Составление плана.
Определение содержания реферата позволяет составить черновой вариант плана. Он состоит, как правило, из введения, двух – пяти пунктов основной части (они могут иметь подпункты) и заключения. Формулировки пунктов плана должны быть ясными, четкими, по возможности краткими.
4. Работа над текстовой частью реферата.
После составления плана рекомендуется определить содержание и логику изложения отдельных вопросов. Необходимо внимательное прочтение отобранной литературы с обязательным конспективным изложением сущности почитанного, с выпиской отдельных цитат, записью собственных мыслей, возникающих во время чтения. Обдумайте порядок изложения, формулировки пунктов плана, сверьте с первоисточниками цитаты, которые будут приведены в реферате, рассчитайте объем всего реферата в целом и его отдельных частей. Рекомендуемый объем реферата – 10-15 машинописных страниц чистого текста (т.е. без учета титульного листа, плана и списка источников и литературы). При компьютерном наборе рекомендуется использовать шрифт Times New Roman, 14 размер, полуторный интервал.
Во введении (страницы 1-2) следует обосновать выбор темы реферата, показать ее актуальность, степень разработанности, кратко сформулировать проблему исследования.
В основной части ( 8 – 12 страниц) необходимо изложить объективные исторические сведения по теме реферата, собственные версии и оценки. Каждый пункт основной части необходимо заканчивать кратким выводом.
В заключении ( 1-2 страницы) формулируются основные выводы по теме, результаты проделанный работы.
5. Оформление реферата.
На титульном листе указывается название учебного заведения, тип работы ( реферат, доклад), учебный предмет («по истории»), тема работы, фамилия и инициалы исполнителя, номер учебной группы, и, наконец, внизу – место нахождения учебного заведения и год написания работы.
На втором листе дается план реферата. Введение и заключение не нумеруются.
На титульном листе и плане номера страниц не проставляются, но они учитываются, и, следовательно, введение начинается со страницы под номером 3.
Цитата, приводимая без изменения авторского текста, должна быть взята в кавычки и иметь ссылку на источник. Например:
«Цена победы для советской стороны была немалой – в боях погибли сотни солдат и офицеров»[1]. В этом случае необходимо указывать страницу, с которой взята цитата.
Также в обязательном порядке должны даваться ссылки на источники любой цифровой информации, мнения и высказывания исторических деятелей, историков. Например: «По мнению некоторых исследователей, поражения Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны целиком и полностью объясняются сталинскими репрессиями»[2]. В данном случае страница не указывается.
Завершается реферат списком использованных источников и литературы. Он должен состоять не менее чем из пяти наименований, не являющихся учебниками и учебными пособиями. Сначала указываются использованные источники (документы, мемуары и т.п.), затем – монографии и статьи в журналах, газетах и сборниках ( и то, и другое – в алфавитном порядке, под номерами). Ниже приводится пример списка источников и литературы с описанием различных изданий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История : учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования : в 2ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 4-е изд., испр. - М. : Издательский центр "Академия", 2018. - 352с.
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История : учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования : в 2ч. Ч. 2 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 4-е изд., испр. - М. : Издательский центр "Академия", 2018. - 400с.
Дополнительные источники:
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Дидактические материалы : учеб. пособие для студ. учереждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 7-е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2017. - 368с.
- Гаджиев К. С., Закаурцева Т. А., Родригес А.М., Пономарев М. В. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: в 3 ч. Ч. 2. 1945 — 2000. — М., 2014.
- Горелов А.А. История мировой культуры. — М., 2016.
- Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2017.
- Санин Г.А. Крым. Страницы истории. — М., 2015.
- Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2017.
Электронные ресурсы:
www.gumer.info (Библиотека Гумер).
www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета МГУ).
www.plekhanovfound.ru/library (Библиотека социал-демократа).
www. bibliotekar. ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной лите-ратуры по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).
https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия).
https://ru.wikisource.org (Викитека: свободная библиотека). www.wco.ru/icons (Виртуальный каталог икон).
www.militera.lib.ru (Военная литература: собрание текстов).
www.world-war2.chat.ru (Вторая Мировая война в русском Интернете). www.kulichki.com/~gumilev/HE1 (Древний Восток).
www. old-rus-maps. ru (Европейские гравированные географические чертежи и карты Рос-сии, изданные в XVI—XVIII столетиях).
www.biograf-book.narod.ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР). www.magister.msk.ru/library/library.htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электрон-ные издания произведений и биографических и критических материалов).
www. intellect-video. com/russian-history (История России и СССР: онлайн-видео). www. historicus. ru (Историк: общественно-политический журнал).
www.history.tom.ru (История России от князей до Президента). www. statehistory. ru (История государства).
www. kulichki. com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах Российской империи).
www. raremaps. ru (Коллекция старинных карт Российской империи).
www.old-maps.narod.ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России). www. mifologia. chat. ru (Мифология народов мира).
www.krugosvet.ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»).
www. liber. rsuh. ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»). www.august-1914.ru (Первая мировая война: интернет-проект). www.9may. ru (Проект-акция: «Наша Победа. День за днем»).
www.temples.ru (Проект «^рамы России»).
www.radzivil.chat.ru (Радзивилловская летопись с иллюстрациями).
www.borodulincollection.com/index.html (Раритеты фотохроники СССР: 1917—1991 гг. — коллекция Льва Бородулина).
www.rusrevolution.info (Революция и Гражданская война: интернет-проект). www.rodina.rg.ru (Родина: российский исторический иллюстрированный журнал). www.all-photo.ru/empire/index.ru.html (Российская империя в фотографиях). www.fershal.narod.ru (Российский мемуарий). www.avorhist.ru (Русь Древняя и удельная).
www.memoirs.ru (Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях). www.scepsis.ru/library/history/page1 (Скепсис: научно-просветительский журнал). www. arhivtime. ru (Следы времени: интернет-архив старинных фотографий, открыток, документов).
www. sovmusic. ru (Советская музыка).
www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio). www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).
www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ).
www.ec-dejavu.ru (Энциклопедия культур Dеjа Vu)