СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста в соответствии с концепцией М.Монтессори

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по использованию концепции М. Монтессори составлены с целью совершенствования процесса формирования математических представлений детей, повышения уровня умственной, математической и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом. Представленные материалы позволяют совершенствовать содержание и повышать качество воспитательно-образовательной работы с воспитанниками дошкольных образовательных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста в соответствии с концепцией М.Монтессори»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 386 ГОРОДА ДОНЕЦКА»










МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С АВТОРСКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ КОНЦЕПЦИЕЙ

М. МОНТЕССОРИ»














г. Донецк – 2021 год

АННОТАЦИЯ

Методические рекомендации по использованию концепции М. Монтессори составлены с целью совершенствования процесса формирования математических представлений детей, повышения уровня умственной, математической и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом. Представленные материалы позволяют совершенствовать содержание и повышать качество воспитательно-образовательной работы с воспитанниками дошкольных образовательных учреждений.

Настоящие рекомендации предназначены педагогам дошкольного образовательного учреждения и могут быть использованы при подготовке авторских и иных материалов для организации воспитательно-образовательной работы с дошкольниками, обмена педагогическим опытом.







СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ КАК ВЕДУЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МОНТЕССОРИ-ДЕТСКОГО САДА

  3. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МОНТЕССОРИ-ГРУППЫ

  4. ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ СРЕДА МОНТЕССОРИ-ГРУППЫ

  5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Гуманизация современного образования, актуальность личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей субъект-субъектные отношения педагога и воспитанника, обеспечение возможности выбора и самоопределения каждого участника учебно-воспитательного процесса, создали благоприятные условия для переосмысления наследия зарубежных представителей реформаторской педагогики (П.Петерсена, С.Френе, Ф.Гансберга, Л.Гурлитга, Э.Меймана, А.Нейла, М.Монтессори, Д.Дьюи и др.). В её основу положены: ориентация на природу ребенка, принципиальный отказ от авторитаризма в воспитании, принятие воспитанника в качестве субъекта собственного развития, и понимание процесса воспитания как необходимой помощи в личностном становлении.

Особое место в этом гуманистическом педагогическом движении занимает итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952). Свою оригинальную теорию свободного воспитания она сумела довести до технологического уровня и с успехом реализовать на практике. Эффективность концепции итальянского педагога подтверждена многолетней мировой практикой её использования в работе с дошкольниками и школьниками, а также детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности. За почти вековой период своего существования система М.Монтессори получила признание и широкое распространение во многих странах - Голландии, Германии, Франции, Италии, Испании, США, Австралии и других.

В современных условиях образ детского сада, придуманного Марией

Монтессори более века назад, безусловно, изменился, вобрав в себя традиции культуры разных стран и опыт разных авторов. Но в то же время идеи, положенные в основу ее педагогической системы, и сегодня находят отклик у родителей и педагогов по всему миру. Можно с уверенностью сказать, что они не есть нечто давнее и застывшее. Их глубина позволяет современным ученым и педагогам развивать их и подтверждать новыми успешными практиками. За последние 20 лет в России стремительно растет количество групп и детских садов, где педагоги и родители делают выбор в пользу педагогики Монтессори.

Новый Государственный образовательный стандарт провозглашает основные принципы современного дошкольного образования, которые во многом совпадают с принципами педагогической системы Марии Монтессори:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  • сотрудничество организации с семьей;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ребенка);

  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

Автор методических рекомендаций ставит своей целью определить организационно-педагогические условия образовательного процесса на этапе дошкольного образования и основные характеристики содержания, а также образовательных отношений, с ним связанных, в дошкольной образовательной организации, работающей по системе Монтессори.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ

КАК ВЕДУЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МОНТЕССОРИ-ДЕТСКОГО САДА

Разработчиками современных государственных образовательных стандартов заданы ключевые ориентиры в воплощении концепции развивающего образования на каждой из ступеней образования, конкретизированы аспекты системно-деятельностного подхода в отношении образования дошкольников, младших школьников и подростков. Базовой можно считать работу А.Г. Асмолова «Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения», опубликованную в журнале «Педагогика» в 2009 году и цитируемую в большинстве современных работ прикладного характера, посвященных внедрению системно-деятельностного подхода в образовании. А.Г. Асмолов, разъясняя суть системно-деятельностного подхода, обращает внимание на три его аспекта:

  1. Ведущая роль целеполагания: «цель – идеальный результат – образ будущего» выступает системообразующим компонентом деятельности, в том числе и профессионально-педагогической; результат образования формулируется в компетентностном контексте как приобретение ребенком опыта и формирование компетентности благодаря овладению деятельностью в логике «компетенция – деятельность – компетентность».

  2. Значение обратной связи для осуществления деятельности: в профессионально-педагогической деятельности важно видение промежуточных результатов воспитания и обучения, мониторинг достижений и затруднений детей в процессе образования.

  3. Деятельность – это развивающаяся система, имеющая генетический план анализа. Деятельность развивается в процессе онтогенеза. Педагогу необходимо знать психологические особенности развития форм деятельности на каждом из возрастных этапов, чтобы иметь возможность создать условия благоприятные для развития детей в образовательной среде.

Системно-деятельностный подход к образованию ориентирует педагогов дошкольной ступени образования на ценностное отношение к детству и активности детей во всем ее разнообразии (имея в виду созидательные и созерцательные формы деятельности), при этом особое внимание уделяется ведущим видам деятельности дошкольников [3].

С позиции системно-деятельностного подхода предметно- пространственная среда детского сада может рассматриваться с одной стороны в качестве инструмента для подкрепления уже сформированных форм общения и деятельности детей, а с другой стороны в качестве средства для стимулирования развития новых форм общения и деятельности дошкольников. Из положения об обеспечении обратной связи вытекает требование диагностичности такой образовательной среды (т.е. возможности отслеживать продвижение ребенка в освоении тех или иных форм деятельности и общения), а также требование автодидактичности по отношению к обучающим материалам среды (т.е. возможности самоконтроля в процессе работы с дидактическими материалами). С учетом генезиса деятельности и общения предметно-пространственная среда детского сада должна строиться в логике расширения сферы общения детей, обогащения видов и форм детской деятельности: «от удовлетворения потребностей к их развитию» – «от зависимости к самостоятельности» – «от семейного воспитания к первичной социализации и самореализации в обществе» [3].

Инновации в сфере образования, направленные на гуманизацию образовательной системы благодаря внедрению принципов педагогики свободного воспитания М. Монтессори, предполагают, прежде всего, становление соответствующего ценностно-смыслового поля образования, развитие системы отношений «педагог-воспитанник» как партнерства.

На ведущую роль ценностно-смысловой составляющей педагогической системы М. Монтессори обращает внимание, в частности, Н.А. Каргапольцева, она пишет: «Монтессори-образование является открытой педагогической системой, способной органически включаться в разнообразные образовательные пространства на основе принятия общих ценностей и принципов взаимообогащающего сотрудничества» [2].При всех прочих условиях становление ценностно-смысловой сферы воспитателя, определяющей характер общения с детьми в образовательной среде, можно рассматривать как ключевой момент внедрения Монтессори- педагогики; технология вторична, она есть средство, «орудие, которое будет стрелять холостыми», если отсутствует философия» [5].

Ценности и целевые установки гуманистической педагогики М. Монтессори в полной мере соответствуют современному взгляду на дошкольное образование, отраженному в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.


ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МОНТЕССОРИ-ГРУППЫ

Как указывалось выше, принцип специально подготовленной обучающей среды обязывает Монтессори-педагога создать такое дидактическое окружение ребенка, которое бы отражало порядок мироустройства (на бытовом и на научном уровне) и учитывало физические возможности ребенка, предоставляло возможность для развития его самостоятельности. «Точкой отсчета» такой среды является педагог как носитель культуры, образцов поведения, отношения к миру, взаимодействия с людьми.

Лаконичная, эстетичная, упорядоченная, гармоничная коммуникативно-дидактическая среда – это всегда четкие, понятные правила поведения в группе (в идеале – единые для семьи и образовательной организации). Подготовленная развивающая коммуникативно-дидактическая среда в единстве коммуникативного, дидактического и технологического компонентов, призвана стать «мостиком» между реальным миром в его многообразии и ребенком, осваивающим и познающим этот мир. При этом воспитатель выступает в качестве носителя культурных эталонов (образцов) для дошкольника, обеспечивая безопасность, поддержку инициативы и индивидуальное продвижение ребенка в своем «самопостроении».

Традиционной для педагогики Монтессори является разновозрастная детская группа, в которой дошкольники по отношению друг к другу могут находиться (и естественно оказываются) в разных позициях: то младшего-«ведомого», то старшего-«ведущего»; старшие дети помогают младшим, младшие имеют возможность учиться у старших, т.е. реализуется модель многодетной семьи.

Формы организации деятельности детей в условиях Монтессори-группы вариативны, к ним относят индивидуальные и групповые, проектные формы, опыты, мастерские и др. (см. подробнее: пункт 2.7. проекта примерной общеобразовательной программы «Детский сад по системе Монтессори»).

Наиболее известна такая форма организации деятельности детей в системе М. Монтессори как «свободная работа» в подготовленной дидактической среде.

Свободная работа по М. Монтессори с ее подготовленным дидактическим окружением не предоставляет ребенку абсолютной свободы выбора содержания материала, так как содержание среды аспект изначально определяется педагогом. Во временном плане эта форма тоже ограничена рамками расписания, как правило, на нее отводится полтора часа в день.

Самая большая степень свободы во всех ее аспектах присутствует в работе над проектами. Планирование и контроль при работе над проектами более всего приближается к цели свободного и самоопределяющегося познания. Эта форма работы предполагает высокий уровень самоорганизации детей и используется, прежде всего, на ступени школьного образования (9-12 лет). В дошкольном образовании работа над проектом предполагает совместную деятельность детей и взрослых.

Круг или «дидактический круг». Круг – это совместная групповая работа, направленная на комплексное развитие моторики, координации движений, слуха, памяти, речи, навыков общения.

Упражнения в тишине – это упражнения, которые способствуют развитию произвольности поведения, слухового восприятия, воображения… Они непригодны для «мгновенного преодоления сиюминутной тревоги или беспокойства…, полезны только тогда, когда дети выполняют их совершенно добровольно… При этом внимание и концентрация смещаются со зрительного восприятия на слуховое. Посредством упражнений в тишине можно создать совершенно особую атмосферу. Учитель должен использовать возрастающую способность к восприятию у детей: предложить им рассказ, рассматривание картинок, песню» [1].

В Монтессори-группах играют и общаются, поют и танцуют, устраивают театрализованные представления, ведь детский сад по Монтессори – это «ДОМ для Ребенка». Об этом пишет М. Монтессори в своей первой книге «Мой метод научной педагогики», это же поясняет современная Примерная общеобразовательная программа «Детский сад по системе Монтессори).


ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ СРЕДА МОНТЕССОРИ-ГРУППЫ

Помещение Монтессори-группы или «Дом для Ребенка»:

мебель должна быть легкой и мобильной, чтобы давать возможность переставлять стулья и столы в соответствии с потребностями детей работать одному или в группе;

все дидактические материалы, находящиеся в помещении группы детского сада и предназначенные для детей, должны быть им доступны (те материалы, которые не планируется использовать в работе с детьми в данный период, должны храниться в отдельном помещении, предназначенном для педагогов – в «учительской» или «методическом кабинете»);

дидактическое оснащение группы формируется согласно психологическим задачам возрастного развития детей и сензитивным периодам.

Для начального этапа формирования предметной среды дошкольной образовательной организации, задача которой адаптировать ребенка к группе, дать ему возможность освоить правила общения и пользования предметами быта, важно:

  • организовать пространство группы гармонично и лаконично, оборудовать пространство упражнений в практической жизни (прежде всего, это презентации, которые готовит сам Монтессори-педагог: комплект для мытья рук, складывание салфетки, переливание, пересыпание, сортировка и т.д.);

  • подготовить пространство сенсорного воспитания (прежде всего, приобретение оборудования на фабрике – цилиндры-вкладыши, розовая башня, коричневая лестница, геометрический и биологический комоды);

Дидактические Монтессори-материалы располагаются на открытых полках, высота которых определяется с учетом роста детей, в логике презентации материалов детям: выше (на виду) те материалы, которые должны быть «отработаны» первыми, правее – более сложные, пониже – еще более сложные. Таким образом, структура среды демонстрирует ребенку логику дидактических материалов и «траекторию их освоения».

Общие принципы построения дидактических Монтессори-материалов:

  • изолированность в материале одного какого-либо свойства, качества;

  • понятия, которое выделяет его среди остальных;

  • строгое соблюдение цвета, размера, величины, формы; прочность; эстетичность внешнего вида (привлекательность);

  • возможность самоконтроля) стимулируют самостоятельную деятельность ребенка при минимальной помощи наставника.

Основная цель работы с Монтессори-материалом заключается в том, чтобы ребенок, овладев способами действия с определенным материалом, больше в нем не нуждался.

Работа с новым Монтессори-материалом проводится в такой последовательности:

  • Наблюдение за действиями педагога в ходе демонстрации основного алгоритма работы (презентация материала).

  • Повторение ребенком показанного способа действия с предметами и решение предлагаемой задачи практического и познавательного характера.

  • Расширение словарного запаса. Введение в лексику ребенка необходимой терминологии в ходе трехступенчатого урока.

  • Практические упражнения с Монтессори-материалом, сопровождающиеся словесным отчетом в своих действиях, с использованием необходимой терминологии.

  • Закрепление упражнения с Монтессори-материалом в ходе занятий в «кругу».

  • Применение полученных знаний и освоенных способов действия в реальной жизни.

Переход от одного этапа к другому осуществляется только в том случае, если ребенок достаточно уверенно выполнял действия на предыдущем этапе. Такой планомерно-поэтапный характер технологии способствует гибкому регулированию воспитательного процесса.

Подготовленная предметная среда Монтессори-группы детского сада традиционно включает следующие образовательные направления и дидактические зоны (иначе говоря, центры активности или пространство с материалами):

  • сенсорное воспитание – пространство с материалами для упражнений в развитии чувств;

  • упражнения в практической жизни – пространство с материалами для упражнений в развитии социальных навыков и навыков самообслуживания;

  • грамота (родной язык и математика) – пространство с материалами для упражнений в развитии родного языка и пространство с материалами для упражнений в развитии математических представлении;

  • ознакомление с миром природы и культуры («зона науки и искусств»): пространство с материалами для упражнений в освоении природы и культуры; пространство с материалами для упражнений в развитии художественных навыков; пространство с материалами для развития музыкальных способностей; пространство со снарядами для развития движений (выделено в отдельную комнату).

«…Специальным образом подготовленное окружение детей – это такая среда, в которой активность ребенка постепенно увеличивается, а активность педагога постепенно уменьшается. Взрослый-педагог – становится как бы частью этого окружения, и его роль заключается в том, чтобы помочь детям достичь совершенства своими собственными руками.

Хорошо оборудованная классная комната представляет собой не только безопасное для жизни детей пространство, но она содержит, если можно так сказать, пищу для детского ума. Среда создается для деятельности каждого ребенка, переступившего ее порог»[4].

По мнению Е.А. Хилтунен, О.Ф. Борисовой и В.В. Михайловой (авторов проекта примерной общеобразовательной программы «Детский сад по системе Монтессори») специально-подготовленная предметно-пространственная развивающая среда разновозрастной группы, работающей на принципах гуманистической педагогики М. Монтессори должна:

  • «соответствовать возрастным, физическим, психологическим особенностям и потребностям каждого ребенка разновозрастной группы, определенным сензитивным периодам развития;

  • предоставлять возможность для проявления инициативы ребенка, для наиболее полной реализации творческих возможностей, раскрытия природного потенциала;

  • быть источником информации для организации самостоятельной и совместной деятельности ребенка, для самообучения;

  • предоставлять возможность свободно выбирать деятельность, реализовать замысел, получать результат, а также оценивать, осознавать и отвечать за результат своей деятельности;

  • предоставлять возможность широкого поля взаимодействия, общения со всеми членами сообщества группы и ДОУ на разных уровнях;

  • обеспечить потребность ребенка в создании личного пространства деятельности, а при необходимости - уединения и релаксации;

  • предоставлять возможность осознать себя значимой уважаемой личностью, способной адекватно оценивать себя, а также способной уважать и позитивно принимать других членов сообщества группы;

  • предоставить возможность развивать в себе самостоятельность, независимость, умение помогать и просить о помощи, совершать ошибки, без страха их совершить, исправлять ошибки с помощью других и самостоятельно;

  • способствовать формированию самодисциплины, умения следовать правилам;

  • обеспечивать психологическую и физическую безопасность и защищенность каждого ребенка» [4].

Для оснащения предметной среды Монтессори-групп используются классические материалы, разработанные и апробированные М. Монтессори (ныне изготавливаются фабрично), и материалы, которые готовят Монтессори-педагоги самостоятельно.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. Буторина М., Хилтунен Е. Монтессори - материал: Школа для малышей. – М.: Мастер, 1992. – 80 с.

  2. Каргапольцева Н.А. Социализация и воспитание личности в Монтессори-образовании: автореф. дис. докт. пед. наук. – Оренбург, 2000. – 48 с.

  3. Нагель О.П., Репринцева Г.А. Организация предметно-пространственной развивающей среды детского сада с позиций системно-деятельностного подхода // European Social Science Journal. – 2013 – №12(2). – С. 145-150.

  4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» / Под ред. Е.А. Хилтунен; [О.Ф. Борисова, В.В. Михайлова, Е.А. Хилтунен]. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014. – 186 с.

  5. Репринцева Г.А. Совершенствование образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения посредством внедрения принципов педагогики М. Монтессори // «Инновации и современная наука»: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть I. (12 декабря 2011 г.) – Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2011. – С.106-112.