Использование форм, методов контроля и оценки, форм фиксации оценивания достижений обучающихся в практике педагога дополнительного образования
Анализ анкет педагогов дополнительного образования выявил интересные тенденции в подходах к оценке достижений обучающихся. Рекомендации ниже направлены на оптимизацию системы оценивания и повышения эффективности процесса обучения.
Некоторые формы контроля в дополнительном образовании:
Анкетирование. Опрос в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков.
Викторина. Совокупность не менее десяти вопросов (устных или письменных) по определённой тематике, на которые необходимо дать краткие и ёмкие ответы.
Выставка. Форма итогового контроля, которая определяет уровень мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов.
Защита проекта. Обучающийся представляет разработанный проект в коротком докладе (7–10 минут).
Наблюдение. Позволяет педагогу получить полные данные об обучающемся: уровень его знаний, умений по предмету, отношение к обучению и другое.
Олимпиада. Форма итогового контроля, которая проводится с целью выявления наиболее способных и подготовленных детей.
Опрос. Устный и письменный, позволяет не только опрашивать и контролировать знания обучающихся, но и сразу же поправлять, повторять и закреплять знания, умения и навыки.
Соревнование. Учебные, познавательные конкурсы, которые основываются на принципах соревновательности, интереса, быстрой реакции.
Тестирование. Система заданий возрастающей трудности, позволяющая качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся.
Методы контроля в дополнительном образовании могут включать:
Педагогическое наблюдение.
Педагогический анализ результатов: анкетирование, тестирование, зачёты, опросы, выполнение диагностических заданий, участие в мероприятиях и другое.
Решение задач поискового характера.
Активность обучающихся на занятиях.
Педагог самостоятельно определяет виды и формы контроля, целесообразность его проведения в зависимости от специфики дополнительной общеобразовательной программы.
Методические рекомендации по использованию форм и методов контроля в дополнительном образовании:
Определить образовательную цель. Нужно ответить на вопросы: что будут выявлять и оценивать, как будут отслеживать уровень развития личности учащегося, его умений и способностей, какие показатели воспитанности будут отслеживать.
Разработать систему контроля. Она должна включать пакет диагностических методик: описание форм различных этапов контроля (предварительного, текущего, тематического и итогового), инструкции и методические рекомендации по их применению.
Использовать разнообразные формы контроля. Это обеспечит выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функции контроля, повысит интерес учащихся к его проведению и результатам. Некоторые формы контроля: анкетирование, викторина, выставка, защита проекта, наблюдение, олимпиада, собеседование и другие.
Использовать оптимальные формы контроля. Они должны быть оптимальными по затратам материалов, сил и времени педагога. Важно применять простые и ёмкие показатели, сбор данных по которым не будет слишком обременительным.
Проводить контроль систематически. Его нужно осуществлять на всех этапах процесса обучения, сочетать с другими сторонами учебной деятельности учащихся.
Методические рекомендации по использованию форм и методов оценки учебных достижений обучающихся в дополнительном образовании:
Разработать критерии освоения программ на каждом этапе обучения. Они будут служить «стандартом» для диагностики достижений учащихся в конце учебного года или всего срока обучения. Критерии должны включать предметные результаты (знания, умения и навыки), метапредметные результаты (учебные действия) и личностные результаты.
Использовать технологию оценки уровня компетентности учащегося. Она позволяет определять уровень компетентности учащегося (высокий, средний, низкий).
Отслеживать динамику личностного развития детей по таким направлениям, как организационно-волевые качества (терпение, воля, самоконтроль), ориентационные свойства личности (самооценка, интерес к занятиям, творческий потенциал), поведенческие характеристики (тип сотрудничества, конфликтность).
Использовать разнообразные формы и методы оценки. Они зависят от возраста обучающихся, направленности дополнительных образовательных программ, целей и задач педагогической работы. Некоторые из них: собеседование, тестирование, творческие и самостоятельные исследовательские работы, контрольные занятия, практические работы, зачёты, выставки, отчётные концерты, спортивные соревнования, интеллектуальные состязания, конкурсы, олимпиады, конференции, турниры, спектакли, итоговые занятия, экзамен, концертное прослушивание, защита творческих работ и проектов, доклад и другие.
Фиксировать результаты. С помощью таблиц, карт развития ребёнка, дневников наблюдения, карт самооценки учащихся и оценки компетентности учащегося педагогом и других инструментов.
Делать оценку интересной и увлекательной для обучающихся. Это могут быть игра, конкурс мастерства, викторина и другие.
Подбирать формы диагностики. Так, чтобы обучающийся видел свой «рост», ступени своего развития, ему было очевидно, что он продвинулся в своём развитии.
Некоторые формы фиксации учебных достижений обучающихся в дополнительном образовании: протоколы аттестации учащихся; творческая книжка; портфолио; табель умений; книга личных достижений; лестница успехов; значки, грамоты.
Методические рекомендации по использованию форм фиксации учебных достижений обучающихся в дополнительном образовании:
Учитывать разнообразие форм. Подходы и методики оценивания и фиксирования достижений обучающихся в дополнительном образовании зависят от возраста обучающихся, направленности дополнительных образовательных программ, целей и задач педагогической работы.
Продумать форму оценки. Она должна быть конкретна и понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки, но не формировать у них позицию «плохо» или «хорошо».
Использовать портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определённый период его обучения. При работе с портфолио обучающийся осознаёт, как происходит процесс обучения, оценивает свои достижения и возможности, собственное продвижение.
Применять систему рейтинга. Она сочетает в себе количественные и качественные характеристики. Показатели для рейтинга могут быть любые.
Использовать различные нецифровые формы оценивания. Это может быть вербальное выражение оценки (похвала, порицание и пр.) или материальное выражение оценивания (флажки, звёзды, конфеты, открытки и пр.).
Учитывать принцип добровольности. Учащийся сам решает, какие документы и материалы он помещает в папку личных достижений.
Соблюдать принцип профильности. Из общей массы имеющихся материалов и документов отбирают ту часть, которая реально демонстрирует обоснованность выбора данного профиля (или направления деятельности).
Выбор форм фиксации зависит от направленности программы, её профиля и содержания предмета изучения. Также в дополнительном образовании дети могут предъявлять свои достижения в различных формах: на персональных выставках, стендах авторских работ, творческих конкурсах, ярмарках, фестивалях, концертах, публичных защитах, презентациях и других мероприятиях.
Организация и проведение фронтальной, групповой, и индивидуальной формы контроля учебных достижений обучающихся
Анализ ответов педагогов дополнительного образования на вопрос о применении фронтальной, групповой и индивидуальной форм контроля позволяет выявить наиболее часто используемые подходы и, соответственно, сформулировать рекомендации по их оптимизации.
Рекомендации к использованию индивидуального контроля учебных достижений обучающихся в дополнительном образовании:
⦁ Разработка индивидуальных планов обучения, задач, тестов и заданий, адаптированных к потребностям и способностям каждого учащегося. Применение гибких критериев оценки, учитывающих индивидуальные достижения и трудности. Важно использовать эту форму контроля не только для диагностики, но и для обратной связи, направленной на развитие каждого ученика.
⦁ Проводить корректирующие мероприятия для заполнения пробелов. Необходимо определить, какие темы или навыки вызывают затруднения у отдельных учащихся и разработать индивидуальные планы поддержки.
⦁ Использовать индивидуальный контроль как инструмент для оценки индивидуального творческого подхода, креативности и самостоятельности мышления. Например: подробные отзывы на проекты, работы, высказывания.
Рекомендации к использованию группового контроля учебных достижений обучающихся в дополнительном образовании:
⦁ Планировать групповые занятия с учетом повторения, обобщения и систематизации материала. Это позволяет учащимся связывать отдельные знания в целостную картину и углублять понимание изучаемого материала.
⦁ Организовывать групповые дискуссии, мозговые штурмы, различные задания, где учащиеся могут сравнивать и анализировать различные методы решения задач.
⦁ Подбирать задачи, стимулирующие обсуждение и анализ различных подходов к решению. Создавать условия для сотрудничества и обмена идеями.
Рекомендации к использованию фронтального контроля учебных достижений обучающихся в дополнительном образовании:
⦁ Использовать разнообразные методы фронтального контроля – опрос, блиц-опросы, тесты, короткие задания, которые проверяют общее понимание темы.
⦁ Использовать фронтальный опрос для выявления пробелов в знаниях, которые могут помешать усвоению нового материала. Проведение диагностических опросов или тестов для оценки готовности группы к усвоению следующей темы.
Проводить мониторинг эффективности применения каждой формы контроля, анализируя результаты обучения учащихся. Педагогам стоит экспериментировать с различными методиками, чтобы улучшить процесс обучения.
Пути решения проблем педагога дополнительного образования при осуществлении контрольно-оценочной деятельности
Анализ ответов педагогов дополнительного образования выявил ряд проблем в контрольно-оценочной деятельности, а также показал активное использование ИКТ. Рекомендации ниже направлены на решение выявленных проблем и повышение эффективности процесса обучения.
Проблема субъективизма оценивания учебных достижений обучающихся в дополнительном образовании:
Разработать и применять четкие, объективные критерии оценки достижений обучающихся по различным формам работы. Критерии должны быть прозрачными, доступными и понятными для всех участников.
Использовать различные методы оценки, например, портфолио, самооценку, взаимооценку, где возможно.
Проходить обучение методам объективного оценивания, проведения корректных оценочных мероприятий. Использование инструментальных средств для оценки, например, тестирование.
Проблема необязательности посещения в дополнительном образовании.
Проблема непосредственно влияет на эффективность контрольно-оценочной деятельности в данном виде образовательной деятельности.
Вводить своевременную и информативную рекламную кампанию, чтобы родители и обучающиеся осознавали ценность и преимущества дополнительного образования.
Разрабатывать индивидуальные траектории обучения, учитывающие интересы и потребности каждого участника, чтобы повысить их заинтересованность и вовлеченность.
Внедрять систему поощрений и мотивационных программ, таких как награды, сертификаты, дополнительные блага, стимулирующие регулярное посещение.
Создавать комфортную и дружественную атмосферу на занятиях, чтобы обучение было интересно и приятно, что способствует формированию ответственности за посещение.
Вовлекать родителей в процесс, регулярно информируя их о прогрессе и поощряя контроль посещаемости дома.
Внедрять гибкий график или сообщения напоминаний о предстоящих занятиях для повышения удобства и ответственности участников.
Проводить мониторинг и обратную связь, выявляя причины пропусков и работая над их устранением.
Внедрять элементы геймификации, вовлекая обучающихся в игровые активности, чтобы сделать посещение более привлекательным.
Оказывать поддержку и консультирование по вопросам мотивации и трудностей, связанных с посещением.
Закреплять значимость дополнительного образования через участие в конкурсах, выставках, мероприятиях, для повышения внутренней мотивации обучающихся.
Для повышения эффективности контрольно-оценочной деятельности необходимо рассматривать возможность внедрения мер, стимулирующих обязательное или более мотивированное участие участников в дополнительных образовательных программах. Это обеспечит более точную и объективную оценку результатов, а также повысит качество и результативность системы дополнительного образования в целом.
Проблема введения электронного журнала в дополнительном образовании:
Рассмотрев основные аспекты проблемы, автор предлагает пути их решения:
Ознакомьтесь с нормативными документами, регламентирующими использование электронных журналов в ДО (`государственные стандарты, методические рекомендации`).
Узнайте специфические требования вашего учреждения или региональных органов управления образованием.
Пройдите обучение по работе с выбранной системой электронного журнала.
Посетите семинары, вебинары или курсы для педагогов по внедрению электронных технологий в образование.
Начинайте вводить данные по группам и ученикам поэтапно.
Используйте подготовленные шаблоны для облегчения заполнения журналов.
Регулярно обновляйте информацию и проверяйте корректность данных.