Методические рекомендации по оцениванию уровня сформированности познавательных УУД в 5-9 классах
Пояснительная записка
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить три блока:
Регулятивные УУД Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. | Познавательные УУД Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Смысловое чтение. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. | Коммуникативные УУД Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий . |
Цель работы: предложить инструментарий по оцениванию уровня сформированности познавательных УУД в рамках изучения предмета «История» для получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников 5 – 9 классов в условиях реализации федеральных государственных стандартов. .
Познавательные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение определять классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
3) смысловое чтение.
Вид УУД | критерии | показатели | Диагностическая методика (название, автор) |
познавательные | -Общеучебные -Логические -Постановка,решение проблемы | - Эрудиция -Лингвистические способности - Произвольность внимания - Способность обобщения и анализа -Пространственное ориентирование -Абстрактно-логическое мышление | Н.В.Бузин «Краткий интеллектуальный тест» («КИТ») |
Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений;
- учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
- уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- уметь устанавливать причинно-следственные связи;
- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- уметь устанавливать аналогии;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины).
Мониторинг сформированности УУД можно осуществлять в рамках АКР, ДКР, ВПР по истории и обществознанию. В качестве рекомендации предлагаю провести в 5 классе первую контрольную работу после изучения блока тем «Древний Восток» (параграфы №№6-23), затем после изучения блока тем по истории Древней Греции вторая контрольная работа и в завершении работа по истории Древнего Рима.
В проверяемых элементах содержании ВПР мы находим задания, выявляющие уровень сформированности познавательных умений учащегося:
№ задания | Проверяемые элементы содержания | Процент освоения |
5 Б | 5 В | итого |
1 | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение работать с иллюстративным материалом | 64.5% | 13,6% | 41% |
2 | Смысловое чтение, умение работать с текстовым историческим источником | 54% | 19% | 38% |
3 | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать; знание исторических фактов и умение излагать исторический материал в виде последовательного связного текста. | 32% | 7% | 19% |
4 | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; знание исторических фактов и умения излагать исторический материал в виде последовательного связного текста | 36% | 2% | 19% |
5 | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение работать с исторической картой | 61% | 12% | 36% |
6 | Умение устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение | 47% | 8% | 28% |
7 | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, знание истории родного края | 54% | 10% | 31% |
8 | Умение устанавливать причинно- следственные связи; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, знание истории родного края | 14% | 1% | 8% |
| средний балл | 7,2 | 4,09 | |
| средняя отметка | 3,5 | 2,27 | |
Таким образом, систематически делая контрольные срезы (входящий контроль, текущий контроль и итоговый) учитель осуществляет мониторинг сформированности УУД, определяет учебные дефициты и проблемные поля для дальнейшей коррекции своей работы.
В качестве способа осуществления обратной связи можно предложить для учеников заполнение анкеты-самооценивания на входящем, среднем и завершающем этапах работы:
1.Использование логических действий для выполнения учебной задачи (сравнения, анализа, синтеза)
- Я самостоятельно определяю необходимость и целесообразность проведения логических операций (сравнения, анализа, синтеза) в соответствии с учебной задачей:
а) да; б) совместно с учителем; в) в соответствии с предложенным алгоритмом под руководством учителя
2.Установление причинно - следственных связей
2.1.Я могу самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом учебном материале без помощи учителя:
а) да; б) совместно с учителем; в) под руководством учителя
2.2.Я могу аргументированно объяснить наблюдаемые или изучаемые явления, все возможные причины их возникновения без помощи учителя:
а) да; б) совместно с учителем; в) под руководством учителя
3.Выбор основания и критериев для проведения сравнения, типологии, классификации
3.1.Я самостоятельно определяю основание или критерии для сравнения, классификации, типологии а) да; б) выбираю из предложенного перечня; в) под руководством учителя
4.Создание и использование знаков, моделей символов для решения учебной задачи
4.1.Я самостоятельно использую известные мне знаки, символы:
а) да; б) не всегда; в) применяю в соответствии с предложенным алгоритмом под руководством учителя
4.2.Я создаю и преобразую модели для выполнения учебной задачи:
а) да; б) использую только предложенные модели; в) применяю в соответствии с предложенным алгоритмом выполнения учебной задачи
5.Смысловое чтение
5.1.Я легко выделяю основную идею и контекст: а) да; б) совместно с учителем; в) под руководством учителя
5.2.Я самостоятельно использую и преобразую информацию из предложенного текста:
а) да; б) использует информацию из текста для выполнения учебной задачи; в) выстраиваю последовательность описанных событий с помощью учителя
6.Формулировка выводов на основе полученной информации
6.1.Делаю аргументированный вывод на основе критического анализа текста, сопоставления различных точек зрения:
а) да; б) присоединяюсь к выводу на основе полученной информации и привожу хотя бы один аргумент; в) делаю выводы с помощью учителя
7.Поиск, сбор, представление информации в соответствии с учебной задачей
7.1.Я самостоятельно определяю, что и в каком объеме необходимо для выполнения поставленной учебной задачи: а) да; б) совместно с учителем определяю недостаточность информации; в) под руководством учителя задаю вопросы, указывающие на отсутствие необходимой информации
7.2.Я самостоятельно осуществляю поиск информации в соответствии с учебной задачей: а) да; б) совместно с учителем определяю, что необходимо для выполнения поставленной задачи; в) осуществляю сбор информации под руководством учителя.
8.Представление информации в сжатой или наглядно-символьной форме (таблицы, схемы, диаграммы)
а) Я самостоятельно составляю тезисы, конспекты. Самостоятельно составляю и использую информацию в форме таблиц, схем, диаграмм. б) Я самостоятельно составляю тезисы, конспекты, использую готовую информацию, представленную в форме таблиц, схем, диаграмм. в) Я с помощью учителя составляю конспекты, тезисы, представляю готовую информацию в форме таблиц, схем, диаграмм.
Максимальный балл | Уровни |
Высокий в баллах | Достаточный в баллах | Минимально допустимый в баллах |
36 | 25-36 | 13-24 | 10-12 |
Мониторинг уровня сформированности
познавательных УУД у обучающихся 5в класса (образец)
№ | Ф.И. обучающегося | Критерии сформированности познавательных УУД | результат |
1 (1-3) | 2 (2-6) | 3 (1-3) | 4 (2-6) | 5 (2-6) | 6 (1-3) | 7 (2-6) | 8 (1-3) | |
1 | Иванов Иван | 2 | 4 | 2 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 22 б. |
Список литературы
Воровщиков С.Г. Достоинства и недостатки перечня универсальных учебных действий Федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№5. http://www.eidos.ru/journal/2012/0829-5.htm.
Карабанова О.А. Универсальные учебные действия. http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no =12250
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
Куракова Г.В. Теоретический анализ дефиниции «ключевые учебные компетенции». // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №8. http://eidos.ru/journal/2011/0831-03.htm.
Новожилова М.М. Формирование культуры исследовательской культуры старшеклассников в условиях профильного обучения/ Под ред. С.Г. Воровщикова. – М.: МПГУ, 2009. – 252 с.
Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Развитие общеучебных умений школьников// Народное образование. – 2003. – № 8. – С. 115-126
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. М., 2010.
Федотова А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования. http://www.zankov.ru/print/article=1866
Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций// Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 12 декабря. http:// www.eidos.ru/journal/2005/ 1212.htm
Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64