СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по оцениванию уровня сформированности познавательных УУД в 5 кл.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщение опыта работы по оцениванию уровня сформированности познавательных УУД

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по оцениванию уровня сформированности познавательных УУД в 5 кл.»

Методические рекомендации по оцениванию уровня сформированности познавательных УУД в 5-9 классах

Пояснительная записка

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить три блока:

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

  2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

  3. Смысловое чтение.

  4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

  5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

  2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

  3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий .



Цель работы: предложить инструментарий по оцениванию уровня сформированности познавательных УУД в рамках изучения предмета «История» для получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников 5 – 9 классов в условиях реализации федеральных государственных стандартов. .

Познавательные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение определять классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

3) смысловое чтение.

Вид УУД

критерии

показатели

Диагностическая методика (название, автор)

познавательные

-Общеучебные

-Логические

-Постановка,решение

проблемы


- Эрудиция

-Лингвистические

способности

- Произвольность внимания

- Способность обобщения и

анализа

-Пространственное

ориентирование

-Абстрактно-логическое

мышление


Н.В.Бузин

«Краткий

интеллектуальный

тест»

(«КИТ»)




Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений;

- учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

- уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- уметь устанавливать причинно-следственные связи;

- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- уметь устанавливать аналогии;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины).

Мониторинг сформированности УУД можно осуществлять в рамках АКР, ДКР, ВПР по истории и обществознанию. В качестве рекомендации предлагаю провести в 5 классе первую контрольную работу после изучения блока тем «Древний Восток» (параграфы №№6-23), затем после изучения блока тем по истории Древней Греции вторая контрольная работа и в завершении работа по истории Древнего Рима.

В проверяемых элементах содержании ВПР мы находим задания, выявляющие уровень сформированности познавательных умений учащегося:


№ задания

Проверяемые элементы содержания

Процент освоения

5 Б

5 В

итого

1

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение работать с иллюстративным материалом

64.5%

13,6%

41%

2

Смысловое чтение, умение работать с текстовым историческим источником

54%

19%

38%

3

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать; знание исторических фактов и умение излагать исторический материал в виде последовательного связного текста.

32%

7%

19%

4

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; знание исторических фактов и умения излагать исторический материал в виде последовательного связного текста

36%

2%

19%

5

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение работать с исторической картой

61%

12%

36%

6

Умение устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение

47%

8%

28%

7

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, знание истории родного края

54%

10%

31%

8

Умение устанавливать причинно- следственные связи; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, знание истории родного края

14%

1%

8%


средний балл

7,2

4,09



средняя отметка

3,5

2,27



Таким образом, систематически делая контрольные срезы (входящий контроль, текущий контроль и итоговый) учитель осуществляет мониторинг сформированности УУД, определяет учебные дефициты и проблемные поля для дальнейшей коррекции своей работы.

В качестве способа осуществления обратной связи можно предложить для учеников заполнение анкеты-самооценивания на входящем, среднем и завершающем этапах работы:

1.Использование логических действий для выполнения учебной задачи (сравнения, анализа, синтеза)

- Я самостоятельно определяю необходимость и целесообразность проведения логических операций (сравнения, анализа, синтеза) в соответствии с учебной задачей:

а) да; б) совместно с учителем; в) в соответствии с предложенным алгоритмом под руководством учителя

2.Установление причинно - следственных связей

2.1.Я могу самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом учебном материале без помощи учителя:

а) да; б) совместно с учителем; в) под руководством учителя

2.2.Я могу аргументированно объяснить наблюдаемые или изучаемые явления, все возможные причины их возникновения без помощи учителя:

а) да; б) совместно с учителем; в) под руководством учителя

3.Выбор основания и критериев для проведения сравнения, типологии, классификации

3.1.Я самостоятельно определяю основание или критерии для сравнения, классификации, типологии а) да; б) выбираю из предложенного перечня; в) под руководством учителя

4.Создание и использование знаков, моделей символов для решения учебной задачи

4.1.Я самостоятельно использую известные мне знаки, символы:

а) да; б) не всегда; в) применяю в соответствии с предложенным алгоритмом под руководством учителя

4.2.Я создаю и преобразую модели для выполнения учебной задачи:

а) да; б) использую только предложенные модели; в) применяю в соответствии с предложенным алгоритмом выполнения учебной задачи

5.Смысловое чтение

5.1.Я легко выделяю основную идею и контекст: а) да; б) совместно с учителем; в) под руководством учителя

5.2.Я самостоятельно использую и преобразую информацию из предложенного текста:

а) да; б) использует информацию из текста для выполнения учебной задачи; в) выстраиваю последовательность описанных событий с помощью учителя

6.Формулировка выводов на основе полученной информации

6.1.Делаю аргументированный вывод на основе критического анализа текста, сопоставления различных точек зрения:

а) да; б) присоединяюсь к выводу на основе полученной информации и привожу хотя бы один аргумент; в) делаю выводы с помощью учителя

7.Поиск, сбор, представление информации в соответствии с учебной задачей

7.1.Я самостоятельно определяю, что и в каком объеме необходимо для выполнения поставленной учебной задачи: а) да; б) совместно с учителем определяю недостаточность информации; в) под руководством учителя задаю вопросы, указывающие на отсутствие необходимой информации

7.2.Я самостоятельно осуществляю поиск информации в соответствии с учебной задачей: а) да; б) совместно с учителем определяю, что необходимо для выполнения поставленной задачи; в) осуществляю сбор информации под руководством учителя.

8.Представление информации в сжатой или наглядно-символьной форме (таблицы, схемы, диаграммы)

а) Я самостоятельно составляю тезисы, конспекты. Самостоятельно составляю и использую информацию в форме таблиц, схем, диаграмм. б) Я самостоятельно составляю тезисы, конспекты, использую готовую информацию, представленную в форме таблиц, схем, диаграмм. в) Я с помощью учителя составляю конспекты, тезисы, представляю готовую информацию в форме таблиц, схем, диаграмм.




Максимальный балл

Уровни

Высокий

в баллах

Достаточный

в баллах

Минимально допустимый

в баллах

36

25-36

13-24

10-12




Мониторинг уровня сформированности

познавательных УУД у обучающихся 5в класса (образец)


Ф.И. обучающегося

Критерии сформированности познавательных УУД

результат

1 (1-3)

2 (2-6)

3 (1-3)

4 (2-6)

5 (2-6)

6 (1-3)

7 (2-6)

8 (1-3)


1

Иванов Иван

2

4

2

4

3

3

2

2

22 б.





Список литературы

  1. Воровщиков С.Г. Достоинства и недостатки перечня универсальных учебных действий Федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№5. http://www.eidos.ru/journal/2012/0829-5.htm.

  2. Карабанова О.А. Универсальные учебные действия. http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no =12250

  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

  4. Куракова Г.В. Теоретический анализ дефиниции «ключевые учебные компетенции». // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №8. http://eidos.ru/journal/2011/0831-03.htm.

  5. Новожилова М.М. Формирование культуры исследовательской культуры старшеклассников в условиях профильного обучения/ Под ред. С.Г. Воровщикова. – М.: МПГУ, 2009. – 252 с.

  6. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Развитие общеучебных умений школьников// Народное образование. – 2003. – № 8. – С. 115-126

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. М., 2010.

  8. Федотова А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования. http://www.zankov.ru/print/article=1866

  9. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций// Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 12 декабря. http:// www.eidos.ru/journal/2005/ 1212.htm

  10. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64