ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДАНКОВСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО
ПОДГОТОВКЕ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОГСЭ.04 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Специальность
35.02.16
Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
(заочное обучение)
2023г.
Методические рекомендации разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по специальности среднего профессионального образования 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
Разработчик: Алтынникова Ирина Викторовна, преподаватель истории ГОАПОУ ДАПТ.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
2. оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины 5
3. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ 6
4. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, 8
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по специальности среднего профессионального образования 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся. Промежуточная аттестация проводится с целью установления соответствия уровня и качества подготовки обучающихся Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) по профессиям в части требований к уровню подготовки по учебной дисциплине «Психология общения».
Промежуточная аттестация обучающихся позволяет определить уровень усвоения учебной дисциплины «Психология общения» и степень развития творческого, самостоятельного мышления.
Содержание методических рекомендаций направлено на эффективную помощь и подготовку обучающихся к промежуточной аттестации по учебной дисциплине.
Методические рекомендации содержат общие положения о дифференцированном зачете,основные правила и требования к организации и проведениюдифференцированного зачета, типовые задания оценки освоения учебной дисциплины, а также критерии оценки, определяющие уровень сформированности знаний и умений обучающихся.
Методические рекомендации кроме заданий для оценки освоения дисциплины содержат список рекомендуемой литературы для студентов при внеаудиторной подготовке к дифференцированному зачёту.
При подготовке к дифференцированному зачету происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения обучающихсяподнять на новый уровень. Кроме того, при систематизации и обобщении знаний и умений проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются и систематизируются интеллектуальные умения и навыки. А это, в свою очередь, будет способствовать формированию общих и профессиональных компетенций.
2.оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приёмы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
- работать с различными источниками информации;
- решать поставленные задачи;
- определять влияние внешних факторов на индивидуальные особенности общения человека;
- определять специфику поведенческих проявлений,
- раскрывать сущность и причины поведения человека в конкретных ситуациях,
- выявлять результаты воздействия человека на группу и наоборот и предвидеть их последствия;
- пользоваться психодиагностическими методиками (проводить, обрабатывать тесты, делать выводы, давать рекомендации).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приёмы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
- сущность дисциплины « Психология общения»;
- определение понятия Общение и его виды;
- роль общения в психическом развитии человека;
- технику и приёмы общения;
- особенности развития общения;
- функции, средства, структуру общения;
- что такое коммуникативная компетентность;
- стратегии, тактики, виды общения;
- взаимосвязанные стороны общения;
- суть перцептивной стороны общения;
- суть коммуникативной стороны общения;
- суть интерактивной стороны общения.
3. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Промежуточная аттестация по учебной дисциплине «История» для студентов по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудованияосуществляется в форме дифференцированного зачета в устной форме. Условием допуска к зачету являются положительные оценки по всем видам работ по психологии общения. При проведении промежуточной аттестации оцениваются освоенные предметные результаты, сформированность предметных результатов.
Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету:
1. Предмет курса, основные понятия и определения.
2. Своеобразие психических процессов, свойств и состояний человека.
3. Представления о личности и ее свойствах.
4.Темперамент. Характер и воля. Эмоции и чувства.
5.Общение как форма взаимодействия. Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.
6. Основные функции общения.
7. Виды общения.
2. Механизмы взаимопонимания в общении. Идентификация, эмпатия, рефлексия.
7. Экстрасенсорное общение.
8. Роли и ролевые ожидания в общении.
9. Механизмы «заражения», «внушения», «убеждения» и «подражания» и их роль в процессе общения.
10. Понятие об «аттракции» и ее влияние на развитие процесса общения.
11. Категории «общения» и «деятельности» в психологии.
12. Деловое общение
13. Понятие об общении в психологии.
14. Типы собеседников. Правила ведения беседы.
15. Правила слушания. Техники поведения в ситуации конфликта, просьбы и отказа.
16. Этика общения и культура общения. Определение понятий «этика общения» и «культура общения».
17. Характеристика способов овладения культурой общения.
18. Понятие «конфликта». Причины конфликтов в общении.
19. Виды конфликтов.
20. Структура конфликта.
21. Структура общения.
22. Объект конфликтной ситуации, цели, субъективные мотивы его участников, оппоненты, конкретные лица, являющиеся его участниками.
23. Подлинные причины, которые важно суметь отличить от непосредственного повода столкновения.
24. Стадии протекания конфликта.
24. Формы общения: непосредственное, опосредованное; прямое, косвенное
26. Факторы, влияющие на возникновение и развитие «аттракции».
27. Основные функции общения
28. Вербальное общение.
29. Невербальное общение
30.Типы социальных ролей.
31. Дать определение: идентификация, эмпатия, рефлексия.
Критерии оценивания заданий:
Оценка | Критерии |
«5» отлично | Ответы на все вопросы полные и правильные. Материал систематизирован и излагается четко. Дается оценка излагаемым фактам. |
«4» хорошо | Допущены в ответах отдельные неточности, исправленные с помощью преподавателя. Наблюдается некоторая несистематичность в изложении. |
«3» удовлетворительно | Заметная неполнота ответа, допущенные ошибки и неточности не всегда исправляются с помощью преподавателя. Не во всех случаях объясняются изложенные факты, наблюдается – непоследовательность в изложении |
«2» неудовлетворительно | Теоретически к экзамену не подготовлен, изложение носит трафаретный характер, имеются значительные нарушения последовательности изложения мыслей. |
4.ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Печатные издания:
Столяренко Л.Д. Психология общения : учеб. / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - 2 изд. - Ростов н/Д : Феникс,3 изд. - 2019.
Садовская В.С. Психология общения: учеб. и практикум для СПО / В.С. Садовская, В.А. Ремезов. - 2 изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2019. - 209 с.
Словари, справочники:
1. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко ; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 2020.-431с.
Интернет-источники:
Бесплатная электронная библиотека: Педагогическая библиотека:
http: //www.pedlib .ru/
Библиотека, форумы, тесты [Электронный ресурс]. Режим
доступа:
http:// psvchology.ruhttp://www.gaudeamus.omskcitv.com/PDF library humanitarian 5.html
Сайт для студентов, учителей и родителей:http://www.mter-pedagogika.ru/
Иркутская область: Официальный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа:http: //www.irkobl .ru/
Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru.