СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по преодолению дизорфографии у второклассников

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по преодолению дизорфографии у второклассников

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по преодолению дизорфографии у второклассников»

Методические рекомендации по преодолению дизорфографии у второклассников



1. Теоретические основы



Дизорфография – это специфическое нарушение навыков письма, выражающееся в неспособности освоить правописание на основе традиционных школьных методов обучения. Она связана с трудностями в развитии языковых механизмов: слухового, зрительного и моторного восприятия, языкового анализа и синтеза, а также с несформированностью грамматических навыков.

По О. И. Азовой, преодоление дизорфографии возможно через комплексное воздействие на языковые механизмы, что включает развитие фонематического слуха, морфемного анализа и синтеза, автоматизацию орфографических правил.



2. Направления работы



2.1. Развитие фонематического слуха и дифференциации звуков

Многие дети с дизорфографией не различают звуки на слух, что ведет к замене букв в письме. Это приводит к ошибкам в написании слов с парными согласными (звонкие-глухие, мягкие-твёрдые).

Методы работы:

  • Упражнения на различение звуков в речи;

  • Автоматизация произношения звуков в разных позициях.

Пример упражнения: "Определи звук"

Логопед произносит слова, среди которых есть пара слов с различной звучащей гласной или согласной. Задача ученика – назвать, в каком из слов звук отличается. Например: лук, лок, лак (отличить звук "о" от "у" и "а").

Этапы выполнения:

  1. Логопед произносит набор слов.

  2. Ученик должен поднять карточку с правильной буквой (у, а или о) или назвать звук.

  3. В конце проводится анализ ошибок и разъяснение.



2.2. Формирование морфемного анализа и синтеза

Морфемный анализ помогает детям осознавать структуру слова и видеть его составные части: приставку, корень, суффикс и окончание. Это помогает в правильном написании сложных слов.

Методы работы:

  • Упражнения на разбор слов по составу;

  • Анализ изменения формы слова в зависимости от морфем.

Пример упражнения: "Разбор слова по составу"

Дети разбирают на морфемы такие слова, как предложение, заговорить, написанный. Учитель объясняет, как каждую морфему можно проверить через форму слова или его изменение.

Этапы выполнения:

  1. Учитель предлагает ученикам слово.

  2. Дети выделяют корень, приставку, суффикс и окончание.

  3. Дети объясняют, как проверяют правописание каждой части.



2.3. Автоматизация орфографических правил

Для многих детей с дизорфографией сложностью является понимание и автоматизация правил написания, таких как проверка безударных гласных, парных согласных и т.д. Важно формировать у ребенка не только знание правил, но и умение их применять на практике.

Методы работы:

  • Объяснение правил правописания с примерами;

  • Орфографические диктанты с комментированием;

  • Игры на проверку правописания.

Пример упражнения: "Орфографический диктант с комментированием"

Ученикам диктуются слова или предложения. При написании каждого слова они проговаривают правило, по которому пишут ту или иную букву. Например, слово молоко — "проверочное слово молочко, пишем букву 'о'".

Этапы выполнения:

  1. Учитель диктует слово.

  2. Ученик озвучивает проверочное слово или объясняет правило.

  3. Учитель проводит совместный разбор ошибок.



3. Специфика работы в зависимости от типа дизорфографических ошибок



3.1. Ошибки на фонетическом уровне

Эти ошибки связаны с трудностями слуховой дифференциации звуков. Дети часто путают звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные.

Пример работы: Игра "Ловец звуков". Ученики получают карточки с изображениями предметов. Учитель называет слово, и ученику нужно поднять карточку, если он слышит определенный звук. Например: дом, том, ком — карточка с буквой "д".



3.2. Ошибки на уровне морфемного анализа

Такие ошибки связаны с несформированностью умения разделять слово на составляющие части, что приводит к неправильному написанию приставок, суффиксов или окончаний.

Пример работы: Упражнение "Построй слово". Учитель предлагает детям набор букв и морфем (приставки, корни, суффиксы), из которых нужно составить слова. Например: приставка на- + корень пись + окончание -ать = написать.



3.3. Ошибки на уровне грамматического синтеза

Дети с дизорфографией часто делают ошибки в согласовании частей речи, пропускают окончания или неправильно используют предлоги.

Пример работы: Упражнение "Составь предложение". Логопед предлагает набор слов, и ученики должны составить из них предложение с правильными согласованиями, например: кот, сидеть, стул. Ответ: Кот сидит на стуле.



4. Пример комплексного занятия

Тема: Правописание парных согласных в корне слова.

Цель: Развитие фонематического слуха, закрепление правила написания парных согласных в корне.

Ход занятия:

  1. Фонематическая разминка (5 минут): Логопед называет пары слов (звонкие-глухие согласные), дети поднимают карточки с правильными буквами: дом — том, луг — лук.

  2. Объяснение правила (7 минут): Логопед объясняет правило: парные согласные проверяются изменением формы слова. Например: лук — проверочное слово луки. Ученики записывают несколько примеров в тетрадь.

  3. Практическое задание (10 минут): Логопед предлагает ученикам несколько слов с пропущенными согласными (ма_ина, ко_ка), задача — восстановить буквы и проговорить правило.

  4. Игра "Найди ошибку" (5 минут): Учитель пишет на доске слова с орфографическими ошибками (домик — томик). Задача учеников — найти ошибку и объяснить, как правильно написать.



5. Включение родителей в процесс коррекции

Очень важно, чтобы родители активно участвовали в коррекционном процессе. Рекомендуется давать задания для выполнения дома, а также проводить консультации для родителей, чтобы объяснять им, как поддерживать обучение ребёнка. Например, игры на слуховую дифференциацию звуков или карточные игры на проверку орфографических правил могут быть выполнены дома.



6. Заключение

Коррекция дизорфографии у второклассников требует систематической работы, включающей развитие фонематического слуха, морфемного анализа и автоматизации орфографических правил. Регулярное включение детей в практические упражнения и игры помогает улучшить их навыки письма и сделать коррекцию увлекательной и продуктивной.



Литература

  1. Азова О. И. Логопедическая работа по преодолению нарушений письма и чтения у младших школьников. — М.: Просвещение, 2008.

  2. Елецкая О. В. Коррекционная работа по преодолению дисграфии и дизорфографии у школьников. — М.: Владос, 2014.

  3. Иншакова О. Б. Методика обучения русскому языку в начальной школе: Дизорфография и пути её преодоления. — М.: Академия, 2015.

  4. Лалаева Р. И. Нарушения письменной речи у младших школьников: причины, диагностика, коррекция. — СПб.: Детство-Пресс, 2009.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!