СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по применению музыкально-дидактического пособия «Музыкально-исследовательская лаборатория: музыка красок и радуга звуков»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная составляющая применения музыкально-дидактического пособия «Музыкально-исследовательская лаборатория: музыка красок и радуга звуков» с детьми способствует формированию ценностей «Красота», «Культура», «Человек», «Природа», обозначенных в программе воспитания.

Цель пособия: развитие условий для организации экспериментальной музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста через применение форм, методов и приемов STEM-технологии.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по применению музыкально-дидактического пособия «Музыкально-исследовательская лаборатория: музыка красок и радуга звуков»»

1


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 10 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «МУЗЫКАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ:

МУЗЫКА КРАСОК И РАДУГА ЗВУКОВ»



Разработал:

Н. В. Клевцевич,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

















КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ

2025 год

Содержание


1.

Аннотация

3

2.

Описание музыкально-дидактического пособия

5

3.

Варианты организации совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей в музыкальной лаборатории на прогулке

8


АННОТАЦИЯ


«Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью…»

Исследователь детской игры Д. Колоцца


Дитя хочет спонтанно выразить

себя через звук и шум и хочет

открывать для себя новые звучания.

Это будит фантазию и инициативу…

В. Келлер


В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей дошкольного возраста технического мышления, развитие исследовательских, инженерно-конструкторских навыков.

Не секрет, что на современном этапе развития дошкольного образования, педагоги постоянно находятся в поиске путей совершенствования образовательного процесса, новых форм, методов, приемов, технологий организации образовательной деятельности с детьми соответствующих современным тенденциям развития дошкольного образования.

В последние годы в дошкольном образовании все большую популярность приобретает STEАM – образование. Этот подход к обучению объединяет научные дисциплины – науку (science), технологии (technology), инженерию (engineering), искусство (art) и математику (mathematics), дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Внедрение STEАM – образования в дошкольных учреждениях имеет целью развитие у детей навыков критического мышления, проблемного решения, коллаборации и творческого подхода к решению задач. Такой подход позволяет стимулировать интерес к науке и технике с самого раннего возраста, а также развивать у детей умение работать в команде и многопрофильные навыки. Большое внимание в STEАM – образовании уделяется практическим занятиям и экспериментам. Детям предлагается не только получать знания, но и активно применять их на практике, анализировать результаты и делать выводы. Такие задания позволяют развивать у детей творческое мышление и умение применять полученные знания в реальных ситуациях. STEAM – образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех пяти дисциплин в единую схему обучения.

Одной из актуальных проблем современности является проблема развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является опытно-экспериментальная деятельность.

Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к объекту исследования, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, в том числе активизирует восприятие музыкального материала.

Роль музыки как источника знаний, развития познавательных способностей признавал В. А. Сухомлинский, говоря о том, что музыка – источник мысли.

Музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития ребенка. Общие исследования последних лет в области физиологии (Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаева, А. Л. Сиротюк) мозга доказывают, что увеличение количества занятий музыкой помогает детям в усвоении математики и языков.

Детское музыкальное экспериментирование основано на соединении когнитивного и эмоционального компонентов развития личности ребенка. Оно способствует освоению дошкольниками основ культурного и научного познания окружающего мира.

Значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо – они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.

В музыкальном образовании процесс экспериментирования способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формированию его интеллектуальной компетентности.

Корреляция музыки с точными науками дает возможность сформировать у ребенка целостную картину мира. Например, в рамках опытно-экспериментальной музыкальной деятельности дети получают возможность самостоятельно устанавливать взаимосвязи между объектами живой и неживой природы, взаимозависимости, делать выводы.

«Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка – пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля – не случайность, не прихоть, а божественная необходимость». Это высказывание искусствоведа, видного общественного деятеля, профессора Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии, российского скрипача Михаила Семеновича Казиника.

Таким образом, реализовывая STEAM – образования в детском саду, мы решили начать знакомство со STEAM – музыкально-исследовательской лабораторией, так как цель такой лаборатории – это создание благоприятных условий для практических исследований, проведении научных и технических опытов, заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации и умении анализировать её.























ОПИСАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ


Одним из эффективных методов работы с дошкольниками является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование. В музыкальном воспитании дошкольников процесс экспериментирования способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формированию его интеллектуальной компетентности. Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком.

Формирование музыкального восприятия – мышления возможно через овладение музыкой как семиотической системой. Семиотический анализ звуковой реальности как знаков включает проведение анализа в трех плоскостях: семантической (содержание знаков, т.е. выраженной в них реальности, представлений о ней, отношения к ней), синтаксической (набор музыкальных средств, используемых для выражения, передачи содержания), коммуникативной (воздействие знаков на восприятие). Существуют различия между понятиями: знак обозначает содержание, символ раскрывает его (изображает, выражает отношение к нему). Использование знаково-символических средств, как особого языка, включение детей в знаково-символическую деятельность выступают эффективным орудием в процессе формирования действий и понятий. Знаково-символические средства, благодаря своей наглядности и доступности способствуют углубленному и осознанному пониманию и воспроизведению детьми усваиваемого материала.

Эксперименты со звуком очень наглядные и интересные не только для детей, но и для взрослых. Звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат. Звук – это энергия. Она образуется, когда что-то дрожит, то есть быстро перемещается вперед – назад. Это движение называется вибрацией. Мы слышим звуки, потому что вибрации предметов вызывают вибрации воздуха, которые достигают наших ушей.

На основании вышеизложенного педагогами нашего детского сада было разработано музыкально-дидактическое пособие «Музыкально-исследовательская лаборатория: музыка красок и радуга звуков».

Воспитательная составляющая применения музыкально-дидактического пособия «Музыкально-исследовательская лаборатория: музыка красок и радуга звуков» с детьми способствует формированию ценностей «Красота», «Культура», «Человек», «Природа», обозначенных в программе воспитания.

Цель пособия: развитие условий для организации экспериментальной музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста через применение форм, методов и приемов STEM-технологии.

Задачи:

  1. Создавать условия для поддержки и проявления инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности, самоопределения ребенка в построении взаимоотношений науки и искусства.

  2. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду для формирования у детей дошкольного возраста познавательной активности в процессе экспериментальной музыкальной деятельности.

  3. Формировать элементы мышления, любознательность и креативность, умение наблюдать, экспериментировать и аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, используя знания и представления из разных областей наук и искусства в процессе экспериментальной музыкальной деятельности.

  4. Развивать у детей интеллектуальные способности, внимание, память, связную речь.

  5. Формировать у детей навыки слушать и воспринимать мир звуков.

  6. Формирование навыков первоначальной ориентировки в музыке в условиях знаково-символической деятельности.

  7. Формировать навык у детей ориентироваться в звуковой сфере окружающей действительности (мире природных звуковых явлений, живых голосов).

  8. Формировать навык у детей в эмоциональной сфере звуковых явлений.

  9. Способствовать развитию восприятия музыкальных звуков через семиотическую (знаково-символическую) систему.

  10. Развивать мелодический и гармонический слух.

  11. Способствовать развитию творческого воображения, стимулировать детскую инициативу, желание высказывать свое личное отношение к музыке и созданного ею настроения.

  12. Воспитывать у детей любви к музыке, пробуждение активного интереса к ней, развитие музыкального восприятия.

Музыкально-дидактического пособия разработано педагогами для организации совместной образовательной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей в возрасте 3 – 8 лет. Данное дидактическое пособие не имеет возрастных ограничений, при организации детской деятельности педагогу необходимо учитывать индивидуальные образовательные особенности, потребности и имеющиеся дефициты каждого воспитанника. Данное пособие может применяться педагогом, как для организации индивидуальной работы, так и с целой группой детей.

Данное пособие может применяться педагогом для организации образовательной деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями при условии соблюдения ими правил безопасности.

Музыкально-дидактическое пособие «Музыкально-исследовательская лаборатория: музыка красок и радуга звуков» состоит из следующих разделов:

  1. Опыты, эксперименты со звуками.

  2. Звуки вокруг нас.

  3. Мастерская по созданию музыкальных инструментов.

  4. Музыка ветра.

Дидактическое пособие включает в себя различное оборудование для организации музыкальной познавательно-исследовательской, изобразительной, двигательной активности и конструирования из различных материалов:

  • контейнер большой на колесиках;

  • вешалки прорезинивая;

  • чехлы для вешалки с зажимами (для демонстрации оборудования);

  • трубки пластмассовые, металлические с заглушками разного диаметра;

  • пластины из пластика разного размера и формы для создания рупоров;

  • папка на кнопке с описанием опытов формата А-5;

  • папка с шаблонами схем-матриц формата А-4;

  • папки на кнопке с раздаточными карточками-символами;

  • папка на кнопке со схемами-матрицами «Голоса природы», «Звуки «голоса» осени, «Звуки – «голоса» зимы», «Звуки – «голоса» весны», «Звуки – «голоса» лета», «Звуки предметов» («Звуки деревянных предметов», «Звуки хрустальных предметов», «Звуки медных предметов», «Звуки бумажных предметов»), «Звуки – голоса зверей», «Музыкальные инструменты», «Детские музыкальные инструменты», «Звуки улицы»;

  • музыкальные инструменты – калимба 21 нота, молоточек металлический, глюкофон музыка дождя, молоточки пластиковые (2 шт.), чехлы для инструментов (2 шт.);

  • музыка ветра Купол (бамбук, кокос);

  • материал для создания музыкальных инструментов (металлические трубочки, пластмассовые зажимы, бубенцы, скрепки, ложки пластмассовые на кольце, деревянные молоточки (2 шт.), маркеры разных цветов на водной основе, металлические крышки, резинки для денег разноцветные, шарики воздушные, гайки металлические, металлическая коробка, пищевая пленка, деревянные бусинки, пуговицы (деревянные, пластиковые);

  • контейнеры для моделирования музыкальных инструментов (рис, гречка, пшено, фасоль, сахар, маленькие и большие декоративные камешки).

Музыкально-дидактическое пособие может постоянно изменяться, обновляться и дополняться в зависимости от поставленных педагогом и/или детьми задач, потребностей, интересов. Дети могут принимать активное участие в обновлении и пополнении пособия различными игровыми заданиями.

Таким образом, музыкально-дидактического пособие «Музыкально-исследовательская лаборатория: музыка красок и радуга звуков» обогащает детей новыми впечатлениями о разнообразии мира звуков и музыкальных инструментов, формирует умение «слышать» (от хорошо известных «близких» звуков, окружающих ребенка в повседневной жизни, до звуков, составляющих музыкальную интонацию) и фиксировать символами звуковую реальность, развивает у них инициативу, потребность в творческом самовыражении, самостоятельность, наблюдательность, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение), активизирует речемыслительную активность.











































ВАРИАНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ

СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ НА ПРОГУЛКЕ


ОПЫТ «ГОЛОСА РАСЧЕСОК»


Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. Данный опыт сформирует у ребенка представление о характере звука – громкости, длительности, высоте; умению сравнивать различные звуки; определять их источник; а также развивает у ребенка слуховое внимание.

Ход опыта

Для нашего опыта понадобятся разные виды расчесок, бумага для ксерокса, которые есть в каждом доме.

Спросите у ребенка: «Может ли звучать расческа?» (Пробуют, объясняют причину: зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев, и издают звук, дрожание по воздуху доходит до слуха и мы его слышим, поэтому звук очень тихий, слабый).

Возьмем три расчески с разной частотой зубьев. Если вы будете проводить их зубьями по куску плотной бумаги или открытки, то в зависимости от частоты зубьев услышите звук различной высоты.

Та расческа, которая имеет крупные зубья, расположенные не очень часто, звучит более низким тоном, чем та расческа, у которой зубья мельче и частота их больше.

А расческа с очень частыми зубьями (такую расческу обычно называют «частый гребень») звучит еще выше.

Чистого музыкального тона в этом опыте вы не добьетесь, но разницу в высоте звука заметите хорошо.

Делаем вывод: высота звука зависит от частоты колебаний звучащего тела.

Далее педагог предлагает детям на шаблоне схемы-матрицы нарисовать маркером символ, соответствующий звучанию расчески или выбрать символ из карточек-схем, соответствующий звучанию расчески или придумать свой символ. Дети рассказывают об окраске звучания расчесок. Педагог просит детей обосновать свой выбор.


ОПЫТ «ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ»


Цель опыта: подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Ход опыта

Нам понадобятся разные линейки: железная, деревянная, пластмассовая.

Рассмотрим с Вами линейку. Узнаем, есть ли у нее «голос».

Один конец линейки плотно прижимаем к столу, за свободный конец дергаем – возникает звук.

Спросите у ребенка: «Что происходит в это время с линейкой? Если остановить движение линейки, что происходит со звуком?»

Делаем вывод: если линейку не трогать, она не издает звук, во время движения линейка дрожит, колеблется, а когда останавливается – дрожание звука прекращается.

Далее педагог предлагает детям на шаблоне схемы-матрицы нарисовать маркером символ, соответствующий звучанию линейки или выбрать символ из карточек-схем, соответствующий звучанию линейки или придумать свой символ. Дети рассказывают об окраске звучании линейки. Педагог просит детей обосновать свой выбор.







ОПЫТ «ЗВУЧАЩАЯ КОРОБОЧКА»


Цель опыта: понять, как возникает звук.

Ход опыта

Для опыта нужна любая коробочка и резинка (можно такую, которую используют, чтобы перевязывать пачки денег). Натягиваем резинку на стакан. Прикладываем дно стакана к уху. Побренчите натянутой резинкой как струной. Слышен громкий звук.

Почему? Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по воздуху или по другому предмету, если тот находится рядом. Колебания начинают распространяться по заполняющему все вокруг воздуху, их энергия воздействует на уши, и мы слышим звук. Колебания резинки передаются и воздуху и корпусу коробочки, но звук слышен громче, когда он приходит в ухо непосредственно от стенок коробки.

Можно такой опыт провести с ребенком, использую граненый стакан.

Делаем вывод: предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по воздуху или по другому предмету, если тот находится рядом. Колебания начинают распространяться по заполняющему всё вокруг воздуху, их энергия воздействует на уши, и мы слышим звук. Колебания резинки передаются и воздуху и корпусу коробочки, но звук слышен громче, когда он приходит в ухо непосредственно от стенок коробки.

Далее педагог предлагает детям на шаблоне схемы-матрицы нарисовать маркером символ, соответствующий звучанию коробочки или выбрать символ из карточек-схем, соответствующий звучанию коробочки или придумать свой символ. Дети рассказывают об окраске звучании коробочки. Педагог просит детей обосновать свой выбор.


ОПЫТ «ЧТО ТАКОЕ ЗВУК, КАК ЕГО УВИДЕТЬ И ПОЧУВСТВОВАТЬ»


Звук – это вибрация, чтобы это выяснить, проведём простой опыт.

Материалы: чашка или бумажный стакан, пищевая плёнка, соль/сахар/кондитерские шарики.

Ход опыта

  1. На чашку (бумажный стакан) педагог натягивает пищевую пленку.

  2. Сверху насыпаем кондитерские шарики, либо крупинки соли или сахара.

  3. Педагог предлагает ребенку наклониться к чашке, и протяжно произнесите звук «Р», а потом «М». Что произойдёт? Шарики начнут кататься и прыгать по поверхности. Всё дело в том, что когда звук доходит до плёнки, она начинает вибрировать.

Мы смогли увидеть звук. Педагог предлагает детям его почувствовать. Приложите руку к горлу и произнесите звук «З» или «Р». Чувствуете вибрацию? Когда звук проходит через голосовые связки, они начинают вибрировать. Затем он распространяется по воздуху и доходит до барабанных перепонок. Те тоже начинают вибрировать, поэтому мы и слышим звук.

Делаем вывод: звучит только то, что дрожит, звук – это волна, невидимая, но слышимая, звук непременно должен бежать по чему-нибудь: по воде, по проводу, но чаще всего по воздуху.


ОПЫТ «ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ»


Для нашего опыта нам понадобиться пластиковый стаканчик. Лучше выбрать максимально простой и легкий, что звуковые вибрации через него проходили максимально быстро и демонстративно. Пищевая пленка, небольшой кусочек, для создания мембраны, на которой будет «танцевать» рис. Резинка, чтоб закрепить пленку. Сухой рис, несколько зерен. Колонка (сабвуфер).

Педагог берет пластиковый стакан, затягивает аккуратно пленкой верх, чтоб пленка была хорошо натянута и закрепляет ее резинкой. После чего воздвигаем наше сооружение на нашу чудо «музыкальную гору» (колонку) и аккуратно размещаем зерна риса на поверхности нашей псевдо-мембраны (пленка) и включаем громко музыку.

Делаем вывод: звучит только то, что дрожит, звук – это волна, невидимая, но слышимая, звук непременно должен бежать по чему-нибудь: по воде, по проводу, но чаще всего по воздуху.

ОПЫТ «КАК РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЗВУК»


Взять бумажный стаканчик, ленту и скрепку. Проденьте ленту через середину дна стаканчика и закрепите конец с помощью скрепки. Немного намочите ленту, а затем зажмите её пальцами и тяните короткими рывками вниз.

В результате получится звук, напоминающий кудахтанье курицы.

Этот опыт наглядно показывает, что звук распространяется не только по воздуху, но и по предметам: волны поднялись по ленте, а затем распространились на бумажный стаканчик, который и усилил звук.


ОПЫТ «ЖУЖЖАЩИЙ ШАРИК»


Может ли обыкновенный воздушный шар жужжать как пчела? Проверим!

Возьмём воздушный шарик, гайку, фломастер.

  1. Вложите гайку в воздушный шарик и надуйте его.

  2. Фломастером нарисуйте пчелу.

  3. Потрясите шариком. Получится звук, напоминающий жужжание.

Как так получилось? Надутый воздушный шар начинает функционировать как большой резонатор, когда гайка стукается о стенки шарика, получается звук, который усиливается и напоминает жужжание.


ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «РУПОР»


Материалы: пластины из пластика разного размера и формы для создания рупоров, бумажные стаканчики без дна.

Описание: звук возникает от колебания предмета, движение звука в воздухе называется звуковая волна. А как можно усилить звук? (Сделать звуковые волны сильнее)

На концерте артисты пользуются микрофоном. В большом зале, где много людей микрофон необходим, потому что артист не сможет громко кричать, его всё равно никто не услышит. А когда исполнитель берёт микрофон, включает его и начинает петь, то звук становится очень громким, звуковая волна по воздуху распространяется очень далеко и всем людям в зале слышно то, что поёт певец или говорит артист. Нам тоже иногда надо усилить звук голоса. Например, когда человек заблудился в лесу, ему надо очень громко позвать на помощь, но микрофона у него, конечно, нет. Как усилить звук голоса? Нужно сложить ладошки вместе, оставив щёлочку, приложить их ко рту и позвать на помощь, когда вы складываете ладоши вместе, прикладываете ко рту и кричите, вас слышно намного дальше. Попробуйте это сделать сами. Что вы ощущаете на ладонях? Ваши руки ощущают движение или колебание воздуха. Как вы думаете, почему же звук становится громче?

Дело в том, что ладони не дают звуковой волне расходиться
в стороны, а направляют ее вперед, делая сильнее.

Педагог предлагает детям сделать рупор из готовых макетов и испытать его.

Далее педагог предлагает детям на шаблоне схемы-матрицы нарисовать маркером символ, соответствующий звучания рупора или выбрать символ из карточек-схем, соответствующий звучанию рупора или придумать свой символ. Дети рассказывают об окраске звучании рупора. Педагог просит детей обосновать свой выбор.










МАСТЕРСКАЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ


«ПОЮЩАЯ ТРУБОЧКА»

Дети берут по коктейльной трубочке, отрезают один конец, чтобы получилось острие, и дуют в один конец – слышится звук. Далее начинают отрезать постепенно от трубочки по кусочку, и чем короче становится трубочка – тем звук становился выше.

Наша самодельная свистулька заработает!

Почему это происходит? Когда мы дуем в трубочку, она начинает вибрировать. Чем короче трубочка, тем быстрее она вибрирует и тем выше звук, который она издаёт. И наоборот, чем длиннее трубочка, тем медленнее она вибрирует и звук, издаваемый ею – ниже.

После этого можно поэкспериментировать с длиной свистульки. Подув в короткую и длинную трубочки, вы заметите, что чем длиннее свистулька, тем ниже звук и наоборот. Всё дело в частоте колебаний. Когда мы дуем, соломинка вибрирует. Если она длинная, то вибрация редкая, и поэтому звук получается низкий. Когда трубочка короткая, вибрация при дуновении учащается, и звук становится выше.

Теоретические сведения: звуки бывают низкими и высокими. Высота звука зависит от частоты колебаний – количества колебаний источника звука в секунду. Чем частота колебаний больше, тем звук тоньше и выше и наоборот, чем частота колебаний меньше – тем звук тяжелее, ниже.

«ПУГОВИЦЫ И НИТКИ»

Цель: подвести детей к пониманию того, что и пуговицы могут быть шумовым музыкальным инструментом и научить создавать из них свой шумовой музыкальный инструмент.

Оборудование: Пуговицы, нитки, рогатки.

Описание: педагог показывает детям красивую коробочку, которая, если её потрясти, издаёт необычное шуршание. Дети открывают коробочку, находят там разноцветные пуговицы и нитки. Педагог предлагает детям сделать свои музыкальные инструменты из пуговиц, ниток и сыграть на созданных шумовых инструментах.

«БУБЕНЦЫ»

Цель: формирование умения у детей создавать свой инструмент самостоятельно.

Оборудование: бубенцы, палочки плоские, деревянные, разноцветные.

Описание: педагог предлагает детям сделать свои музыкальные инструменты из бубенцов, палочек и сыграть на созданных шумовых инструментах.


МУЗЫКА ВЕТРА И ДОЖДЯ


Цель: познакомить детей с природным явлением «ветер», с различными звуками природы, развивать творческие способности, музыкальный слух, слуховое восприятие, воображение, обогатить словарный запас.

Атрибуты: вешалка, чехлы для вешалки с зажимами (для демонстрации оборудования), музыкальные инструменты – калимба 21 нота, молоточек металлический, глюкофон музыка дождя, молоточки пластиковые (2 шт.), чехлы для инструментов (2 шт.), музыка ветра Купол (бамбук, кокос), металлические трубочки, ложки пластмассовые на кольце, деревянные молоточки (2 шт.), деревянные палочки, маркеры разных цветов на водной основе, шаблоны схем-матриц.

Описание: педагог предлагает собрать на вешалку предметы на выбор детей, на улице дети слушают, как звучат предметы, постукивая их молоточками.

Далее педагог предлагает детям на шаблоне схемы-матрицы нарисовать маркером символ, соответствующий звучанию инструмента или выбрать символ из карточек-схем, соответствующий звучанию инструмента или придумать свой символ. Дети рассказывают об окраске звучания инструментов. Педагог просит детей обосновать свой выбор.





ЗВУКИ ВОКРУГ НАС


Цель: умение выделять звуки деревянных предметов и описывать их качественные характеристики и свойства, фиксировать знаками свойства деревянных предметов; ориентация в звуковой реальности с помощью схем-матриц.

Игровой материал: схема-матрицы «Голоса природы», «Звуки «голоса» осени, «Звуки – «голоса» зимы», «Звуки – «голоса» весны», «Звуки – «голоса» лета», «Звуки предметов» («Звуки деревянных предметов», «Звуки хрустальных предметов», «Звуки медных предметов», «Звуки бумажных предметов», «Звуки – голоса зверей», «Музыкальные инструменты», «Детские музыкальные инструменты», «Звуки улицы», раздаточные карточки-символы формата А-5, шаблон схем-матриц формата А-4; набор маркеров, губка для досок.

Описание: педагог предлагает детям на шаблоне схемы-матрицы нарисовать маркером символ, соответствующий звучанию звуков вокруг нас или выбрать символ из карточек-схем, соответствующий звучанию звуков вокруг нас или придумать свой символ. Дети рассказывают об окраске звучания звуков вокруг нас. Педагог просит детей обосновать свой выбор.