СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по проектной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические рекомендации разработаны для педагогов начальных классов с целью поддержки и оптимизации реализации проектной деятельности в образовательном процессе. Проектная деятельность является важным инструментом, способствующим развитию у младших школьников ключевых компетенций, таких как критическое мышление, креативность, сотрудничество и коммуникативные навыки.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по проектной деятельности»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»









г. Красноярск, 2025

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составитель: Игнатова А.Е. – студентка группы 22П-6 отделения «Преподавание в начальных классах».

«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024.

























Аннотация

Данные методические рекомендации разработаны для педагогов начальных классов с целью поддержки и оптимизации реализации проектной деятельности в образовательном процессе. Проектная деятельность является важным инструментом, способствующим развитию у младших школьников ключевых компетенций, таких как критическое мышление, креативность, сотрудничество и коммуникативные навыки.























ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Исследовательская деятельность………………………………5

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура……………………………….5

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования………………………10

Распространенные примеры ошибок в детских исследовательских работах…

1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ………………14

РАЗДЕЛ 2. Проектная деятельность……………………………………………15

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура……………………………...21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………38

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………39




















РАЗДЕЛ 1. Исследовательская деятельность


1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях [4].

Исследовательская деятельность по определению отечественных учёных И.А. Зимней и Е.А. Шашенковой — это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели [2].

Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая познавательная деятельность, направленная на постижение мира, «открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их творческого потенциала, является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого [3].


Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (далее ФГОС НОО) выделяет следующие требования к исследовательской деятельности младших школьников:[1]

Базовые исследовательские умения:

- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования).

Работа с информацией:

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

- выбирать источник получения информации;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации [6].

Главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

• знакомство с проведением учебных исследований;

• развитие творческой исследовательской активности;

• стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

• ознакомление с научной картиной мира;

• вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования [4].

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов: [5].

  • Найти проблему

  • Тема

  • Актуальность

  • Цель исследования

  • Гипотеза

  • Новизна

  • Задачи исследования

  • Литературный обзор

  • Методика исследования

  • Результаты исследования

  • Выводы

  • Значимость

Тема может быть:

[7].

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

- экспериментальной;

- изобретательской;

- теоретической.

Основные исследовательские умения:

  • Выдвигать и ставить проблему;

  • Предлагать возможные варианты решения;

  • Собирать материал;

  • Делать обобщение;

  • Готовить проект;

  • Защищать проект [3].

Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст. Алгоритм деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:

1. Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.

2. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.

3. Ознакомление с методами исследования.

4. Составление плана работы.

5. Поиск противоречий.

6. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.

7. Предзащита работы.

8. Окончательное оформление и защита работы [4].

Родитель так же является помощником, может выступать одновременно в нескольких ролях:

• консультирует,

• отслеживает выполнение плана,

• решает оперативные вопросы,

• помогает в предварительной оценке проекта,

• участвует в подготовке презентации,

• обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь» [6].

Таким образом, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность является важной частью учебного процесса, способствует развитию творческого потенциала ребёнка, увеличивает объём знаний, добываемых самостоятельно.

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования

Существует несколько способов выбора темы:

- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов

- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.

- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности)[4].

Типичные ошибки и примеры при выборе темы исследования:

Слишком узкая тема исследования.

(«Реалистические черты в рассказе «Бирюк», «Образ моря в элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило»).

-Тема исследования сформулирована слишком широко.

(«Культура Руси XII века», «Слово о полку Игореве» и литература», «Нравственные принципы В.А. Каверина», «Сцены дуэли в произведениях А.С. Пушкина» — темы по глубине и объёму соотносимы с научными монографиями.)

-Неконкретные, неясные формулировки («Я и дельфин», «Кто хозяин моря?», «Карандаши»); слишком широкие («Лягушки», «Растительный мир»), глобальные («Как решить проблему ГМО»), избыточно витиеватые («Глубокоуважаемый микроб! Ты друг или враг?», «Усищи и хвостищи»).

-Тема не соответствует содержанию («Микроскоп» – тема, связанная с изучением строения насекомых, «Хлеб – всему голова» – о пословицах и поговорках).

-Не актуальная и не отражающая запрос социума тема;

-Не отражает интересы учащегося младшей возрастной группы.

Постановка целей и задач исследования.

Требования к цели:

1. Конкретна, определяет результат деятельности.

2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать..)

3. Достижима.

4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования [6].

Деление цели на задачи происходит для того, чтобы:

1. выделить более простые и доступные для выполнения операции;

2. создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;

3. смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы. [5]

Типичные ошибки при определении цели:

-отсутствие проблемной ситуации, которую собирается решить учащийся в ходе проектной деятельности;

-цель не конкретна, общая, имеет разные трактовки;

-цель, содержащая внутри себя несколько целей, не достижимая цель;

-не явная логическая цепочка «проблемная ситуация-цель-новое знание или новый продукт».

Типичные ошибки при определении задач:

-формулировка и содержание задач не соответствует теме проекта;

-количество задач более 5-ти;

-нарушена логическая последовательность задач [3].

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Требования к гипотезе:

Она должна:

- содержать предположение

- быть проверяема, подтверждена

- быть логически непротиворечивой

- быть реально опровергаемая или доказуемая.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:

-«если…, то…»; «так…, как …»; «при условии, что …»; т.е. такие, которые направляют

-внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно следственных связей. Гипотеза подразумевает экспериментальную или теоретическую проверку [6].

Типичные ошибки при формулировке гипотезы:

-гипотеза не удовлетворяет основному требованию - быть проверяемой и доказуемой;

-не содержит предположение;

-не соответствует фактам по теме исследования

Примеры ошибок:

«Как увеличить срок хранения варенья?»

1.Если варить варенье дольше, то оно будет лучше храниться.

2. Попробую найти другой рецепт варенья, для которого требуется меньше сахара.

Оформление продукта исследовательской деятельности

Исследовательская работа обучающегося имеет научный стиль изложения, который имеет свои особенности:


Строгая логичность – все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте

Точность – достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики

Объективность – изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности

Ясность – умение писать доступно и доходчиво

Краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».

Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой:

титульный лист

оглавление

введение

основная часть

заключение

список литературы

приложения [4].

Типичные ошибки при оформлении исследовательских работ:

1. Небрежность в оформлении титульного листа.

2. Небрежность в оформлении содержания.

3. Отсутствие нумерации страниц.

4. Наличие ошибок всех типов (невычитанные работы!).

5. Ошибки в цитировании.

6. Стилистический разнобой текста исследования (это наводит на мысль, что основой работы является отсканированный текст какого-то исследования, слегка разбавленный собственными стилистическими (и отнюдь не выигрышными) изысками).

7. Нет чёткости выводов — как в их формулировке, так и в оформлении.


1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

Тема и проблема соответствуют друг другу

1 балл- соответствуют

0 баллов- не соответствуют


Тема и проблема актуальны

1 балл- актуальны

0 баллов- не актуальны

Тема и проблема соответствуют возрастным особенностям

1 балл- соответствуют

0 баллов- не соответствуют

Цель соответствует теме

1 балл- соответствуют

0 баллов- не соответствуют

Задачи соответствуют цели

1 балл- соответствуют

0 баллов- не соответствуют

Задачи структурированы

1 балл- структурированы

0 баллов- не структурированы

Гипотеза может быть доказана или опровергнута

1 балл- доказана или опровергнута

0 баллов- не доказана и не опровергнута


Литература подобрана соответственно теме и проблеме

1 балл- подобрана и соответствует

0 баллов- не подобрана и не соответствует

Методы соответствуют возрасту

1 балл- соответствуют

0 баллов- не соответствуют

Наличие выводов

1 балл- есть выводы

0 баллов- нет выводов

Структура и логика выдержана

1 балл- выдержана

0 баллов- не выдержана

Оформление работы

1 балл- работа выполнена по заданным требованиям

0 баллов- работа не соответствует требованиям

Представленные данные

2 балла- данные представлены графически.

1 балл- представлены фотографии, рисунки.

0 баллов- данные не представлены.

Грамотность письменной речи

1 балл- отсутствуют ошибки

0 баллов- есть ошибки






РАЗДЕЛ 2. Проектная деятельность


2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. (Г.К. Селевко) [7].

Проектная деятельность занимает важное место в современном начальном образовании.

Она направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, и достижения универсальных учебных действий.

Но перед внедрением проектной деятельности в образовательный процесс, необходимо подготовить школьников к ней.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

развитие аналитико-синтетических действий;

сформированность алгоритма сравнительного анализа;

умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

возможность выделять общий способ действий;

перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

Виды проектов:

1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

5.Ролевой проект.

Основные требования к проекту:

Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Формы продуктов проектной деятельности:

Выбор формы продукта проектной деятельности.

Примеры: анализ данных социологического опроса; Атлас; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Журнал и т.д.

Презентация проектов.

Примеры: воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа); деловая игр; демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий; диалог исторических или литературных персонажей.

Отличие проекта от исследования:

Исследование – деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении.

Результат исследования заранее неизвестен, поэтому его цель и ставится соответственно – определить, изучить, получить данные.

При этом практическая применимость полученных знаний не имеет определяющего значения.

Проект – направлен на со­здание того, чего еще не существует (например, создание нового здания, компьютерной программы, социального эффекта и т.д.)

Пред­полагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации.

Поэтому цель проекта формулируется соответственно – создать, построить, достичь [8].

При построении структуры работы необходимо помнить, что она должна соответ­ствовать проектной логике.

Исследование не ставит целью изменение окружающего мира, сосредоточившись на его познании.

Проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений, или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства.







Заключение

Можно сделать вывод, что проектно-исследовательская деятельность необходима в начальной школе. Данная деятельность занимает большое место в учебном процессе и образовании в целом.

Учебно-исследовательская деятельность - творческая самостоятельная деятельность школьников, направленная на решение исследовательских задач и формирование исследовательских умений.

Целью учебно-исследовательской работы учащихся в школе является переход от усвоения готовых знаний к овладению методами самостоятельного получения новых знаний и переработки полученной информации.

Проектная деятельность в школе представляет собой ценный инструмент для глобального развития учеников.

Она формирует командные навыки, укрепляет самостоятельность, стимулирует приобретение знаний, развивает творческий потенциал и усиливает навыки презентации. Включая такую деятельность в образовательный процесс, мы помогаем учащимся стать уверенными, компетентными и готовыми к решению проблем в будущем.














БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г.

2. Общая характеристика «исследовательская деятельность» и «исследовательская компетенция» в современной психолого-педагогической литературе | Манузина Вероника Васильевна. [Электронный ресурс]. (Дата обращения: 06.03.2024).

3. Исследовательская работа в начальной школе | Зубова Ольга Анатольевна [Электронный ресурс]. (Дата обращения: 06.03.2024).

4.Психолого-педагогическое исследование: методические рекомендации / сост. А.А. Шабалина. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2020. – 49 с.

5. Психология, социология и педагогика. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. (Дата обращения: 06.03.2024).

6. Методические рекомендации по организации и содержанию учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальных классов/ Прохорова О.Г. [Электронный ресурс]. (Дата обращения: 06.03.2024).

7. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Б. Воронцова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 176 с.

8. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений/ под ред. И.С. Сергеев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.