СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по проведению подвижных игр с дошкольниками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации подвижных игр для дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по проведению подвижных игр с дошкольниками.»

Методические рекомендации по проведению подвижных игр с дошкольниками.


Настоящие методические рекомендации разработаны на основе общих требований Федерального Государственного образовательного стандарта.

Игра сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до перехода в юность. Игра отображает мир мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности.

Игр очень много, они могут быть самыми разными, но особое место среди них занимают подвижные. Эти игры считаются универсальными и незаменимым средством физического воспитания. Всестороннее влияние подвижных игр на развитие ребёнка трудно переоценить. При умелом руководстве со стороны взрослых эти игры способны творить чудеса.

Игра, игровая деятельность – составные элементы воспитательных технологий.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребёнка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально - волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир; овладевать пространственной терминологией. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и в нравственном воспитании дошкольников. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры ребята воспринимают как закон; сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети учатся дружить, сопереживать,

Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности. В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность; овладевают поэтической, образной речью; у них развивается чувство ритма.

Подвижная игра готовит к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определённой последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Подвижные игры как средство физического воспитания способствует оздоровлению ребёнка благодаря проведению игр на свежем воздухе, а также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, проявления раскованности, свободы в решении игровых задач. Как метод физического воспитания подвижная игра способствует закреплению и совершенствованию движений ребёнка.

Методические рекомендации по организации подвижных игр.

При назначении игр необходимо учитывать возраст детей, их здоровье, уровень физического и умственного развития детей, интересы, пожелания самих детей.

При определении величины нагрузки подвижной игры нужно учитывать не только физическую сторону, но и степень эмоциональной насыщенности игры.

Нельзя допускать большое число участников игры в группе ослабленных и маленьких детей. Это лишает их быть активными в игре, а взрослых осуществлять контроль за состоянием каждого ребенка во время игры.

Не рекомендуется подводить итоги соревнования, эстафет непосредственно после их окончания из-за резкой смены возникшего во время игры динамического состояния организма ребенка статическим (во время объяснения педагогом). Это может оказать отрицательное воздействие на работу сердечно-сосудистой системы и весь организм ослабленного ребенка. Поэтому по окончании соревнований, перед подведением итогов рекомендуется проводить с детьми игры малой подвижности или упражнения, направленные на релаксацию организма.

Необходимо правильно расставлять детей в игре. Более слабым детям или утомившимся нельзя давать в игре активные роли, а надо использовать их в качестве своих помощников (в роли «судей»).

Необходимо поощрять правильность осанки детей, красивое положение головы, туловища во время ходьбы и упражнений, четкость выполнения правил игры.

При распределении роли в игре, подаче команд нужно принимать во внимание степень возбудимости детей. С возбудимыми детьми тон разговора руководителя должен быть негромкий, строгий; с тихими детьми – поощрительный, мягкий. Каждое, даже небольшое достижение в игре таких детей надо отмечать, тем самым, придавая им бодрость и уверенность в своих силах.

Необходимо правильно оценивать индивидуальные особенности ребенка при распределении ролей в игре. Например, иногда поощряется ненужное честолюбие у ребенка возбудимого, всегда желающего быть первым, неправильно уступать его просьбам и давать ему подряд активные роли в игре в ущерб малоактивным детям. (Иногда чересчур активные дети только производят впечатление активных. Среди них нередко встречаются суетливые, возбудимые дети, бегающие без всякой цели и мешающие выполнению правил игры).

Нежелательно концентрировать внимание группы детей на успехах в игре застенчивого ребенка с целью его поощрения, что нередко ведет к обратному нежелательному результату: ребенок теряется, замыкается. Такого ребенка хвалить надо тихо, без свидетелей. Необходимо обращать внимание на внешний вид ребенка: аккуратность в одежде, наличие носового платка, чистоту лица, шеи, ушей, носа (перед занятием дети должны очистить нос от слизи).

Нельзя предлагать подряд игры, требующие длительного сосредоточенного внимания детей, или нагрузки на одни и те же мышечные группы, или тренировки одного и того же навыка, что приводит к быстрому утомлению ребенка.

При объяснении игры дети должны хорошо видеть и слышать воспитателя. Назвать цель игры, рассказать о ходе и правилах. Если в игре много правил, то некоторые из них можно опустить при объяснении, и рассказать о них в процессе игры.

Сначала провести репетицию игры, не засчитывая результат. Начинать игру организованно, по сигналу.

Между игроками должны быть здоровые, дружеские отношения. Особое внимание уделять детям, с которыми не хотят играть.

Необходимо дозировать физические упражнения, чередуя нагрузки с отдыхом. Объясняя результаты, мотивируйте их.

Во время игры необходимо соблюдать технику безопасности.

Методика проведения подвижных игр 

Организационный.

  • Заинтересовывающий.

  • Объяснение педагогом правил игры.

  • Вопросы к детям на закрепление правил игры.

  • Распределение ролей (по желанию, считалки, жеребьёвки и т. д.)

  • Руководство игрой.

Собственно подвижные игры не требуют от участников специальной подготовленности. Правила в них варьируются самими участниками и руководителями в зависимости от условий, в которых игры проводятся. В них нет точного размера площади, также варьируется и инвентарь.

Подвижные игры могут быть индивидуальными (одиночными, которые чаще всего организуются самими детьми (игра в мяч, со скакалкой, в «классики», катание обруча). Особое педагогическое значение имеют коллективные игры, в которых участвуют группы играющих.

Обязанность воспитателя — не только правильно выбрать и начать подвижную игру, но и разумно ее дозировать и вовремя закончить. Нагрузка в игре дозируется уменьшением или увеличением общей подвижности детей.

Для регулирования физической и эмоциональной нагрузки можно использовать следующие приемы:

  • Изменять продолжительность и количество повторений элементов игры.

  • Увеличить или уменьшить размеры площадки.

  • Усложнить или упростить правила игры.

  • Использовать инвентарь большего или меньшего веса и размера.

  • Ввести короткие перерывы, организовать «дома отдыха» для детей в играх с непрерывными действиями и т. д.

Конечно же, при проведении подвижных игр воспитателю сложно учитывать индивидуальные возможности и физическое состояние каждого участника в данное время. Поэтому следует исходить из выбора оптимальных нагрузок. Воспитатель должен помнить, что чрезмерные мышечные напряжения, которые вызывают быстрое утомление, нельзя предлагать участникам в начале игры. Интенсивные упражнения чередуются с отдыхом.


Литература:

1. Адашкявичене Э. Й. «Спортивные игры и упражнения в детском саду». Кн. Для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1992.

2. Давыдова М. А. «Спортивные мероприятия для дошкольников:4-7 лет». М.: ВАКО, 2007.

3. Фомина А. И. «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду». Пособие для воспитателя подготовительной к школе группы. М. - Просвещение, 1984.

4. Яковлев В. Г., Ратников В. П. «Подвижные игры». Учебное пособие для студентов фак. Фик. воспитания пед. ин - тов. М., «Просвещение», 1977.