Министерство образования Нижегородской области |
|
ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум» |
Методические указания для выполнения самостоятельной (внеаудиторной) работы |
МДК.04.01 | «Технология обработки сырья и приготовления блюд из рыбы» |
Для профессии: | 19.01.17 «Повар, кондитер» |
Одобрено Предметной (цикловой) комиссией протокол № ___ от ____________ | Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по профессии «Повар, кондитер» |
Председатель: ________________________ | Зам. директора по УПР: ________________________ |
Автор: | Большакова М.С. Мастер п/о ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум» |
Рецензенты: | |
Введение
Самостоятельная (внеаудиторная) работа по дисциплине «Технология приготовления супов и соусов» является неотъемлемой частью профессиональной подготовки учащихся, обучающихся по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер». Использование данного вида работы с обучающимися должно способствовать формированию у них профессионального мышления, предприимчивости, инициативности, ответственности, умению анализировать ситуацию и принимать оптимальные решения, прогнозировать результаты эксплуатации оборудования. Важное значение имеет правильная организация педагогического руководства самостоятельной (внеаудиторной) работой обучающихся. Суть последней заключается в том, чтобы правильно определить объём и содержание домашнего задания. Обучающимся важно знать и то, как следует выполнять эти задания, какими приёмами и методами пользоваться, какова методика самостоятельной работы.
Методические указания по выполнению самостоятельной (внеаудиторной) работой обучающихся составлены в соответствии с рабочей программой, в которой на эти цели отведено 20 часов и соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования базового уровня по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер»
Основными целями самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся являются:
Овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю;
Формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и ответственности как качества личности;
Развитие творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
При планировании самостоятельной (внеаудиторной) работой студентов были использованы следующие основные виды домашних заданий в зависимости от поставленной цели.
Для первичного овладения знаниями: чтение учебника, первоисточника, дополнительной литературы; составление плана текста, конспектирование прочитанного, ознакомление с нортивными документами и т.д.
Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций, повторная работа над учебным материалом, составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала, изучение нормативных документов, ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции, подготовка докладов, составление кроссвордов, тестирование.
Для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу.
Методические указания по выполнению самостоятельной (внеаудиторной) работой обучающихся содержат не только виды домашних заданий, методические рекомендации о том, как выполнить то или иное задание, но и формы контроля их выполнения преподавателем и критерии оценок.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ мод 4
Наименование разделов и тем | Количество часов на самост. работу | Вид самостоятельной работы | Формы контроля |
Тема 4.1. Механическая кулинарная обработка рыбы и морепродуктов Тема 4.2. Приготовление блюд из рыбы и морепродуктов | 4 | Подготовить презентацию на тему: «Механическая кулинарная обработка рыбы» | Самоотчет |
2 | Составить опорный конспект на тему: «Виды полуфабрикатов из рыбы» | Самоотчет |
2 | Составить опорный конспект на тему: «Обработка осетровой рыбы» | |
4 | Подготовить презентацию на тему:«Обработка морепродуктов» | Самоотчет |
4 | Подготовить презентацию на тему: «Блюда из морепродуктов» | |
Итого | 16 | | |
МДК 04.01. Технология обработки сырья и приготовления блюд из рыбы
Цель: Усвоить последовательность технологических операций при подготовке сырья и приготовлении блюд из рыбы. Способы сервировки и варианты оформления.
Объем самостоятельной работы – 16 часов.
ПК 4.1. Производить обработку рыбы с костным скелетом
Самостоятельная работа № 1
Задание: указать последовательность технологических операций при «Обработке рыбы с костным скелетом», в задании показать все виды обработки продуктов.
Цель: Последовательность и правила обработки рыбы с костным скелетом для приготовления: обработанной рыбы в целом (с разрезанием брюшка и без разрезания) и пластованном виде, филе без кожи, филе с кожей, обработанных меленьких рыбок, обработанных рыбных субпродуктов
Получить навыки составления презентации.
Срок выполнения: 4 часа
Формат выполнения: презентация по теме
Критерии оценки: раскрытие темы, выполнение всех рекомендаций по составлению презентации (см. ниже).
Контроль выполнения: сдача презентации в электронном виде
Создание слайдов | Максимальное кол-во баллов |
Титульный слайд с заголовком | 5 |
Минимальное количество–10 слайдов | 10 |
Использование дополнительных эффектов Power Point (смена слайдов, звук, графики) | 5 |
Библиография | 10 |
Использование эффектов анимации | 15 |
Выводы, обоснованные с научной точки зрения | 10 |
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов | 10 |
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы | 15 |
Слайды представлены в логической последовательности | 10 |
Эстетическое оформление презентации | 10 |
Оценка:
«5» – 90-100 баллов; «3» – 50-60 баллов;
«4» – 70-60 баллов; «2» – менее 50 баллов
Используемая литература:
Анфимова Н.А. «Кулинария» М., «ACADEMA» 2012г
Ботов М.И. Елхина В. Д. Голованов О.М. «Тепловое и механическое оборудование предприятий торговли и общественного питания» М., «ACADEMA» 2011г
Золин В.П. «Технологическое оборудование предприятий общественного питания»М., «ACADEMA» 2009г
Матюхина З.П. Королькова Э.П. «Товароведение пищевых продуктов» М., «ACADEMA» 2011г
Похлебкин В.В. – Кулинарный словарь. – «Классики кулинарного искусства». – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2008г
Сборник технологических нормативов – Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, под редакцией Ф.Л. Марчука; Комитет Российской федерации по торговле, 1994г
Харченко Н.Э. «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий» М., «ACADEMA» 2010г
Журналы:
«Секреты кулинарии», «Ресторатор», «Гастроном», «Шеф», «Питание и общество» «Трюфель», «Ресторанный бизнес», «Ресторанные ведомости»,
Интернет-ресурсы:
Сайт журнала «Гастроном» http://www.gastronom.ru
Стандарты из классификатора государственных стандартов из разделов для пищевой промышленности http://www.dbfood.ru/
Самостоятельная работа № 2
Задание. Составить опорный конспект, заполнить таблицу 1 и составить таблицу 2.
Цель: изучить виды полуфабрикатов из рыбной котлетной массы.
Таблица 1 – Приготовление полуфабрикатов из рыбной котлетной массы
3№ | Наименование п/ф | Фото, рисунки | Последовательность выполнения. Вид панировки | Форма Размеры вес | Особенности приготовления |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
6 | | | | | |
7 | | | | | |
Таблица 2 – Использование рыбных пищевых отходов
Наименование пищевых отходов | Кулинарное назначение |
| |
Срок выполнения: 2 часа.
Формат выполнения: опорный конспект
Критерии оценки: раскрытие содержания темы, выполнение требований к содержанию (см.ниже).
Контроль выполнения: сдача готового опорного конспекта
№ п/п | Требования к оцениванию | Соответствие/ Несоответствие |
1 | Содержание вопроса отражено полно Содержание вопроса отражено не полно | 5 3 |
2 | Содержание отражено в логической последовательности Логика содержания отсутствует | 5 2 |
3 | Весь материал располагается малыми логическими блоками Материал располагается абстрактно | 5 3 |
4 | Присутствует оригинальность | 5 |
5 | Использованы схемы, таблицы, рисунки | 5 |
6 | Каждый малый блок связан с другими блоками Связь между блоками нарушена | 3 2 |
7 | Опорный конспект занимает 3 полных страницы Объём ОК выходят за рамки страницы. | 2 1 |
Оценка:
30 баллов – «5»; 16-23 баллов – «3»
24-29 баллов – «4»; Менее 15 баллов – «2».
Используемая литература:
Анфимова Н.А. «Кулинария» М., «ACADEMA» 2012г
Ботов М.И. Елхина В. Д. Голованов О.М. «Тепловое и механическое оборудование предприятий торговли и общественного питания» М., «ACADEMA» 2011г
Золин В.П. «Технологическое оборудование предприятий общественного питания»М., «ACADEMA» 2009г
Матюхина З.П. Королькова Э.П. «Товароведение пищевых продуктов» М., «ACADEMA» 2011г
Похлебкин В.В. – Кулинарный словарь. – «Классики кулинарного искусства». – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2008г
Сборник технологических нормативов – Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, под редакцией Ф.Л. Марчука; Комитет Российской федерации по торговле, 1994г
Харченко Н.Э. «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий» М., «ACADEMA» 2010г
Журналы:
«Секреты кулинарии», «Ресторатор», «Гастроном», «Шеф», «Питание и общество» «Трюфель», «Ресторанный бизнес», «Ресторанные ведомости»,
Интернет-ресурсы:
Сайт журнала «Гастроном» http://www.gastronom.ru
Стандарты из классификатора государственных стандартов из разделов для пищевой промышленности http://www.dbfood.ru/
Методические указания по выполнению задания для составления опорного конспекта
Опорный конспект – это развернутый план Вашего предстоящего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь Вам последовательно изложить тему, а преподавателю – лучше понимать Вас и следить за логикой Вашего ответа.
Правильно составленный опорный конспект должен содержать все то, что в процессе ответа Вы намереваетесь рассказать.
Основные требования к содержанию опорного конспекта:
Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.
Логически обоснованная последовательность изложения.
Основные требования к форме записи опорного конспекта:
Лаконичность. Опорный конспект должен быть минимальным, чтобы его можно было воспроизвести за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один полный лист.
Структурность. Весь материал должен располагаться малыми логическими блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или строчными пробелами.
Акцентирование. Для лучшего запоминания основного смысла опорного конспекта, главную идею опорного конспекта выделяют рамками различных цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по вертикали, по диагонали).
Унификация. При составлении опорного конспекта используются определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе данного предмета.
Автономия. Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с остальными, должен выражать законченную мысль, должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).
Оригинальность. Опорный конспект должен быть оригинален по форме, структуре, графическому исполнению, благодаря чему, он лучше сохраняется в памяти.
Он должен быть наглядным и понятным не только Вам, но и преподавателю.
Взаимосвязь. Текст опорного конспекта должен быть взаимосвязан с текстом учебника, что так же влияет на усвоение материала.
Примерный порядок составления опорного конспекта
Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, сборника рецептур, дополнительной литературе.
Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.
Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых знаков, рисунков.
Продумывание схематического способа кодирования знаний, использование различного шрифта и построение технологических схем и т.д.
Составление опорного конспекта.
Самостоятельная работа № 3
Задание. Используя учебную литературу и электронные ресурсы составить таблицу 1 и заполнить таблицу 2, 3.
Цель: изучить последовательность разделки рыбы на чистое филе, варианты оформления. Усвоить последовательность и технологию приготовления блюд из рыбы.
Таблица 1 – Разделка рыбы на чистое филе
последователь-ность разделки рыбы на чистое филе | полуфабрикаты и нарезка из чистого филе | виды панировок для полуфабри -катов из чистого филе | способы тепло -вой обработки для полуфабри -катов из чистого филе |
| | | |
Таблица 2 – Приготовление полуфабрикатов из рыбы
виды полуфабрикатов | виды тепловой обработки рыбных полуфабрикатов | виды панировок |
рыба фри | рыба жареная с зеленым маслом | рыба в тесте |
| | |
Срок выполнения: 2 часа
Формат выполнения: заполнение таблиц
Критерии оценки: раскрытие содержания, выполнение требований к содержанию (см.ниже).
Контроль выполнения: сдача таблиц
№ п/п | Требования к оцениванию | Соответствие/ Несоответствие |
1. | Степень заполнения таблиц 1,2, 3 и правильность ответов на поставленные вопросы | 15 6 |
2. | Соблюдение требований к оформлению таблиц 1, 2, 3 Частичное соблюдение к оформлению таблиц 1, 2, 3 | 15 6 |
3. | Присутствует оригинальность оформления Частичное присутствие оригинальности оформления | 5 3 |
Оценка:
32-35 баллов – «5»; 15 баллов – «3»
16-32 балла – «4»; Менее 15 баллов – «2».
Используемая литература:
Анфимова Н.А. «Кулинария» М., «ACADEMA» 2012г
Ботов М.И. Елхина В. Д. Голованов О.М. «Тепловое и механическое оборудование предприятий торговли и общественного питания» М., «ACADEMA» 2011г
Золин В.П. «Технологическое оборудование предприятий общественного питания»М., «ACADEMA» 2009г
Матюхина З.П. Королькова Э.П. «Товароведение пищевых продуктов» М., «ACADEMA» 2011г
Похлебкин В.В. – Кулинарный словарь. – «Классики кулинарного искусства». – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2008г
Сборник технологических нормативов – Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, под редакцией Ф.Л. Марчука; Комитет Российской федерации по торговле, 1994г
Харченко Н.Э. «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий» М., «ACADEMA» 2010г
Журналы:
«Секреты кулинарии», «Ресторатор», «Гастроном», «Шеф», «Питание и общество» «Трюфель», «Ресторанный бизнес», «Ресторанные ведомости»,
Интернет - ресурсы:
Сайт журнала «Гастроном» http://www.gastronom.ru
Стандарты из классификатора государственных стандартов из разделов для пищевой промышленности http://www.dbfood.ru/
Самостоятельная работа № 4
Задание. Написание опорного конспекта
Цель: изучить обработку осетровой рыбы.
Вопросы к теме:
Укажите способ размораживания осетровых рыб.
Заполните схему обработки осетровой рыбы:

Заполните пропуски.
Для облегчения дальнейшей очистки рыбы от костных жучек звенья осетровой рыбы _____________________, погружая их вниз ___________ в специальную ванну с ___________________ водой на _________мин.
Укажите потери при ошпаривании рыбы.
Укажите особенности обработки стерляди.
Дайте объяснение: что происходит в процессе ошпаривания рыбы?
Как обрабатывают осетровую рыбу для использования звеньями и порционными кусками?
Срок выполнения: 2 часа.
Формат выполнения: опорный конспект
Критерии оценки: раскрытие содержания темы, выполнение требований к содержанию (см.ниже).
Контроль выполнения: сдача готового опорного конспекта
№ п/п | Требования к оцениванию | Соответствие/ Несоответствие |
1 | Содержание вопроса отражено полно Содержание вопроса отражено не полно | 5 3 |
2 | Содержание отражено в логической последовательности Логика содержания отсутствует | 5 2 |
3 | Весь материал располагается малыми логическими блоками Материал располагается абстрактно | 5 3 |
4 | Присутствует оригинальность | 5 |
5 | Использованы схемы, таблицы, рисунки | 5 |
6 | Каждый малый блок связан с другими блоками Связь между блоками нарушена | 3 2 |
7 | Опорный конспект занимает 3 полных страницы Объём выходят за рамки 3 страниц | 2 1 |
Оценка:
30 баллов – «5»; 16-23 баллов – «3»
24-29 баллов – «4»; Менее 15 баллов – «2».
Используемая литература:
Н.А. Анфимова. «Кулинария» М., «ACADEMA» 2012г
.М.И.Ботов В. Д. Елхина О.М.Голованов «Тепловое и механическое оборудование предприятий торговли и общественного питания» М., «ACADEMA» 2011г
Н.Г.Бутейкис А.А.Жукова Технология приготовления мучных кондитерских изделий М., «ACADEMA» 2010г
В.П. Золин «Технологическое оборудование предприятий общественного питания» М., «ACADEMA» 2009г
З.П Матюхина Э.П. Королькова «Товароведение пищевых продуктов» М., «ACADEMA» 2011г
Сборник технологических нормативов – Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, под редакцией Ф.Л. Марчука; Комитет Российской федерации по торговле, 1994г
Н.Э.Харченко «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий» М., «ACADEMA» 2010г
Журналы:
«Секреты кулинарии», «Ресторатор», «Гастроном», «Шеф», «Питание и общество» «Трюфель», «Ресторанный бизнес», «Ресторанные ведомости»,
Интернет-ресурсы:
Сайт журнала «Гастроном» http://www.gastronom.ru
Стандарты из классификатора государственных стандартов из разделов для пищевой промышленности http://www.dbfood.ru/
Методические указания по составления опорного конспекта см. в самостоятельной работе № 5
ПК 4.4. Готовить и оформлять простые блюда из нерыбных морепродуктов.
Самостоятельная работа № 8, 9
Задание. Указать виды морепродуктов, последовательность их обработки.
Цель: усвоить технологию обработки морепродуктов. Получить навыки составления презентации.
Задание. Указать последовательность технологических операций при приготовлении и оформление блюд из морепродуктов. Способы сервировки и варианты оформления.
Цель: усвоить последовательность и технологию приготовления блюд из морепродуктов, варианты оформления. Получить навыки составления презентации.
Срок выполнения: 4 часа, 4 часа
Формат выполнения: 2 презентации по теме.
Критерии оценки: раскрытие темы, выполнение всех рекомендаций по составлению презентации (см. ниже).
Контроль выполнения: сдача презентации в электронном виде.
Создание слайдов | Максимальное кол-во баллов |
Титульный слайд с заголовком | 5 |
Минимальное количество–10 слайдов | 10 |
Использование дополнительных эффектов Power Point (смена слайдов, звук, графики) | 5 |
Библиография | 10 |
Использование эффектов анимации | 15 |
Выводы, обоснованные с научной точки зрения | 10 |
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов | 10 |
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы | 15 |
Слайды представлены в логической последовательности | 10 |
Эстетическое оформление презентации | 10 |
Оценка:
«5» – 90-100 баллов; «3» – 50-60 баллов;
«4» – 70-60 баллов; «2» – менее 50 баллов
Используемая литература:
Анфимова Н.А. «Кулинария» М., «ACADEMA» 2012г
Ботов М.И. Елхина В. Д. Голованов О.М. «Тепловое и механическое оборудование предприятий торговли и общественного питания» М., «ACADEMA» 2011г
Золин В.П. «Технологическое оборудование предприятий общественного питания»М., «ACADEMA» 2009г
Матюхина З.П. Королькова Э.П. «Товароведение пищевых продуктов» М., «ACADEMA» 2011г
Похлебкин В.В. – Кулинарный словарь. – «Классики кулинарного искусства». – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2008г
Сборник технологических нормативов – Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, под редакцией Ф.Л. Марчука; Комитет Российской федерации по торговле, 1994г
Харченко Н.Э. «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий» М., «ACADEMA» 2010г
Журналы:
«Секреты кулинарии», «Ресторатор», «Гастроном», «Шеф», «Питание и
общество» «Трюфель», «Ресторанный бизнес», «Ресторанные ведомости»,
Интернет - ресурсы:
Сайт журнала «Гастроном» http://www.gastronom.ru
Стандарты из классификатора государственных стандартов из разделов для пищевой промышленности http://www.dbfood.ru/