СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по проведению тематических уроков, посвященных Дню Общекрымского референдума

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации  по проведению в общеобразовательных организациях Республики Крым, открытых тематических уроков,  посвященных Дню Общекрымского референдума 2014 года и Дню воссоединения Крыма с Россией (18 марта), разработаны в помощь учителям-предметникам, классным руководителям, педагогам дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по проведению тематических уроков, посвященных Дню Общекрымского референдума»

Методические рекомендации

по проведению в общеобразовательных организациях Республики Крым, открытых тематических уроков,

посвященных Дню Общекрымского референдума 2014 года

и Дню воссоединения Крыма с Россией



Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях Республики Крым, открытых тематических уроков, посвященных Дню Общекрымского референдума 2014 года и Дню воссоединения Крыма с Россией (18 марта), разработаны в помощь учителям-предметникам, классным руководителям, педагогам дополнительного образования.

Тематические уроки направлены на развитие у школьников патриотизма, чувства любви к своему Отечеству, уважения к своему народу, культуре и духовным традициям. Данные уроки направлены на воспитание у учащихся российской гражданской идентичности.

Методические рекомендации могут быть использованы при проведении уроков по таким предметам, как окружающий мир, история, обществознание, литература, география, а также во внеурочной деятельности при проведении воспитательных мероприятий.























Пояснительная записка


18 марта – важный и особый день для нашей страны, день воссоединения Крыма с Россией. Шесть лет назад, 18 марта 2014 года, Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь присоединились к Российской Федерации. Республика Крым и Севастополь вернулись в состав России в правовом статусе новых субъектов Российской Федерации.

«Крымская весна» началась в феврале 2014 года.

27 февраля 2014 года над зданием Государственного Совета Крыма был поднят Российский флаг.

16 марта 2014 года в Крыму прошёл референдум, в котором приняли участие 1 274 096 человек, что составило 83,1% от общего числа избирателей. За воссоединение с Россией проголосовали 1 233 002 человек, что составило 96,77% крымчан, 95,6 % севастопольцев.

17 марта 2014 года Верховный совет Крыма принял постановление «О независимости Крыма», в котором он не только объявляет независимость, но и «обращается к Российской Федерации с предложением о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации со статусом республики».

Депутаты Севастопольского городского совета проголосовали за вхождение города в состав России в качестве города федерального значения.

Официальной валютой Крыма стал российский рубль.

18 марта 2014 года в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в Москве главами России и Республики Крым был подписан межгосударственный договор. С этого дня Республика Крым, включая город Севастополь, является частью России.

20 марта 2014 корабли ВМС Украины в Севастополе поднимают Андреевские флаги.

В. В. Путин подписал указ о признании званий украинских военных, пожелавших служить в России. Президент Российской Федерации поручил возродить Высшее военно-морское училище имени Нахимова в Севастополе и создать президентское кадетское училище в Крыму.

72 воинских подразделения и учреждения вооруженных сил Украины в Крыму, в том числе 25 судов вспомогательного флота и 6 боевых кораблей ВМСУ, подняли флаг Российской Федерации.

21 марта 2014 года Совет Федерации одобрил законы о воссоединении с Россией Крыма и Севастополя. Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал закон о вхождении Крыма и Севастополя в Российскую Федерацию.

В Москве, Симферополе и Севастополе воссоединение Крыма с Россией отметили грандиозным салютом (30 залпов одновременно в 3-х городах, в Москве из 10 точек).

11 апреля 2014 года была принята Конституция Республики Крым.

Таким образом, реализовалось существовавшее на протяжении нескольких последних десятилетий стремление крымчан, севастопольцев и россиян к воссоединению своей страны и своего народа.

18 марта отмечается как государственный праздник – День воссоединения Крыма с Россией. Законопроект № 476172-6 «О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России». По мнению политиков, памятная дата должна стать «символом новой сильной единой России».

11 апреля в Крыму является официальным праздником – Днём Конституции Республики Крым, согласно республиканскому закону №55-ЗРК/2014 от 29 декабря 2014 года.

«Крымская весна – весна надежды» - под таким названием идут многочисленные мероприятия, посвящённые важнейшему событию в истории Крыма, – воссоединению с Россией.

Традиционно в этот день во всех городах Республики Крым, в Севастополе проходит множество торжественных и праздничных мероприятий с народными гуляниями и фейерверками. Торжественно отмечают этот праздник и в регионах Российской Федерации. Собрания, концерты, акции, выставки, праздничные шествия трудовых коллективов, встречи, спортивные праздники и эстафеты, авто- и велопробеги, флешмобы, салюты, митинги и многие другие мероприятия собирают сотни тысяч участников.

В мартовские дни 2016 года в Симферополе открылся музей «крымской весны». В музей передан Российский флаг, который был поднят над зданием Государственного Совета Крыма 27 февраля 2014 года.

Память о «крымской весне» увековечивается и в новых памятниках, которые появляются, например, в Симферополе. 16 марта 2016 года у симферопольской администрации появился памятный знак «Наш дом – Россия». Его возведение приурочено к годовщине проведения крымского референдума. На монументе изображен полуостров и летящие голуби. Скульптура изготовлена двумя горожанами по их личной инициативе.

В Симферополе, 11 июня 2016 года состоялось торжественное открытие памятника «вежливым людям» - солдатам, обеспечивающим безопасность жителей полуострова во время «крымской весны». Монумент установлен в сквере Республики, неподалеку от здания парламента. Именно здесь принимались решения о проведении мартовского референдума, в результате которого крымчане высказались за воссоединение с Россией.

Автор памятника академик РАХ, народный художник России Салават Щербаков.

«Вежливые люди»  - определение, которое закрепилось за российскими солдатами, охраняющими Крым в ходе подготовки и проведения референдума 2014 года. На полуострове находились подразделения ГРУ, морской пехоты и десантников, которые обеспечивали  безопасность крымчан и не допускали провокаций.

Прототипом к памятнику послужила популярная в сети фотография, на которой солдат передает потерявшуюся кошку маленькому ребенку.

В центре Симферополя, 30 декабря 2016 года перед зданием правительства республики, открыт памятник Народному ополчению всех времён.

Памятник представляет собой колонну высотой 11 метров, на её вершине установлен крест Народного ополчения времён Крымской войны с изображением Георгия Победоносца. Монумент увековечивает ополченцев трёх различных эпох: Крымской войны, Великой Отечественной войны и Крымской весны. Автор памятника, крымский художник, ополченец Валерий Ключев.


13-16 марта 2020 года в общеобразовательных организациях Республики Крым пройдут открытые тематические уроки истории и обществознания, русского языка и литературы, классные часы, экскурсии, турниры и спортивные соревнования, встречи с интересными людьми и библиотечные уроки, посещение музеев и выставок, форумы и конференции, посвященные Дню Общекрымского референдума 2014 года и Дню воссоединения Крыма с Россией.

Задачи открытых тематических уроков:

  • формирование у обучающихся знаний о событиях весны 2014 года, произошедших на Украине и в Республике Крым, роли России в этих событиях;

  • формирование у обучающихся интереса к прошлому Республики Крым как субъекту истории Российского государства, сложившимся там традициям, обогащение знаний о культурном пространстве, природе и истории Крымского полуострова;

  • развитие познавательной самостоятельности и активности у обучающихся, а также формирование мотивации к познанию и творчеству;

  • воспитание личностных основ российской гражданской идентичности, патриотизма;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.


Урок «Крым, приветствую тебя» (1-4 классы)

Тематический урок может быть проведен в рамках учебной дисциплины «Окружающий мир», внеурочной деятельности предмета «Крымоведение», в формате классного часа.

На данном уроке учащиеся 1-4-х классов должны познакомиться с полуостровом Крым: узнать о географическом положении, природе, населении, культуре Крыма, а также о значимых культурных объектах.

У учащихся должно сформироваться общее представление о полуострове Крым, понимание того, что Крым является частью России, желание узнать дополнительную информацию о полуострове.

Введение к уроку: в начале урока ученикам выдается распечатка контурной карты с полуостровом Крым, в течение урока учащиеся будут заносить на нее основные культурные и природные объекты.

Основная часть: далее идет рассказ учителя о полуострове Крым – о географическом положении полуострова, о природе Крыма.

На уроке может быть использована карта полуострова.

В продолжение знакомства с полуостровом предлагается рассказать учащимся об уникальных природных и культурных достопримечательностях Крыма. Учитель может рассказать мифы и легенды, связанные с историей Крыма, что позволит вызвать интерес и стимулировать познавательную активность обучающихся, пробудить у них желание узнать больше информации о полуострове Крым.

В качестве примеров таких легенд могут быть названы легенды о «Медведь-горе», скалах Адалары, Кара-Даге и др.

Учитель может познакомить школьников с такими природными и культурными объектами, как острова Адалары, горный массив Ай-Петри, мыс Фиолент, мыс Ай-Тодор (памятник архитектуры «Ласточкино гнездо»), Ливадийский дворец, Ханский дворец и др. Рассказ учителя о достопримечательностях Крыма может быть подкреплен слайдами с фотографиями природных и культурных объектов.

Для поддержания интереса учащихся в ходе урока им предлагается заполнять свои контурные карты, отмечая на них те места, о которых они узнали на уроке. В завершении работы учитель демонстрирует классическую или мультимедийную карту полуострова Крым, на которой указаны все те достопримечательности, о которых говорилось на уроке, учащиеся сверяют свои контурные карты с картой учителя.

Рефлексия: в конце урока учитель может попросить учащихся обобщить полученные знания, рассказать о том, что больше всего запомнилось, что они узнали нового, что было самым интересным. Заполненные контурные карты могут быть использованы в качестве ресурса для выполнения домашнего задания. Обучающимся предлагается подготовить маршрут своего путешествия по полуострову Крым. Школьники могут построить маршрут своего путешествия по тем объектам, о которых они узнали на уроке. Они могут добавить в маршрут дополнительные объекты культурного и природного наследия. При выполнении данного задания школьники могут привлекать родителей.


Урок «Крым, узнать тебя спешу» (5-7 классы)

Тематический урок может быть проведен в рамках классных часов, уроков географии, истории.

В ходе урока у учащихся должно сформироваться общее представление о полуострове Крым, его городах и культурных объектах.

Для погружения в проблему учащимся заранее могут быть предложены темы для небольших проектов, которые они будут представлять на уроке. Данная работа может быть выполнена как индивидуально, так и в небольших рабочих группах. Проект рекомендуется представить в виде итоговой презентации.

Приведем примерный список проектных работ:

  • «Алушта – город-курорт и исторический центр»;

  • «Бахчисарай – сад дивных роз1»;

  • «Ялта – город-курорт и исторический центр»;

  • «Димерджи – гора-кузнец»;

  • «Казантип – дно котла»;

  • «Долина Сотеры – каменные «грибы»;

  • «Симферополь – культурный центр»;

  • «Город-герой Севастополь»;

  • «Город-герой Севастополь»;

  • «Старинный город Феодосия»;

  • «Судак – рыба или город?» и т.д.

Введение: в начале урока учитель может провести небольшой фронтальный опрос класса о том, что они знают о полуострове Крым, какие города и поселения Крыма им знакомы; в каких городах и поселках Крыма обучающиеся и их родители, возможно, уже побывали. Обобщив ответы учащихся, педагог может подвести их к выводу о том, что нового сегодня они смогут узнать на уроке.

Основная часть: обучающиеся (индивидуально или группой) представляют классу свои проектные работы, дополняя рассказ слайдами с фотографиями. Для поддержания интереса и познавательной активности выступающие могут подготовить несколько вопросов по содержанию своего проекта и задать их своим товарищам.

Рефлексия: в завершении урока учитель может попросить учащихся обобщить полученные ими знания на уроке, рассказать о том, что запомнилось больше всего, что было интересно. А также подвести итог, что полуостров Крым – это часть России, а все крымские города, поселки, достопримечательности, все объекты культурного и природного наследия – это наша Родина.


Урок «Крым, ты часть моей истории» (8-9 классы)

Тематический урок может быть проведен в рамках классного часа, а также урока истории, в рамках внеурочной деятельности.

На уроке учащиеся смогут расширить свои знания о политической и военной истории полуострова Крым. Для эффективного «погружения в историю» Крыма наиболее активным ученикам может быть предложено игровое моделирование с реконструкцией. Школьникам предлагается выступить в качестве исторических личностей, которые оказали значительное влияние на историю Крыма. Остальные ученики класса должны догадаться, кого из исторических личностей им представляет их одноклассник. Это позволит стимулировать интерес обучающихся.

Такой урок-реконструкция поможет учащимся не только узнать больше информации об истории Крыма, но и сформировать понимание того, что полуостров Крым значительное время в истории был частью России.

Введение: в начале урока учитель вместе с классом вспоминает историю полуострова Крым как неотъемлемой части России с XVIII века до сегодняшнего дня. При этом также можно вспомнить историю Тмутараканского княжества Древней Руси (XI-XII вв.), территория которого охватывала восточную оконечность Крыма.

Особое внимание необходимо уделить тому, что воссоединение Крыма с Россией в 2014 году является логическим продолжением многовековых исторических процессов.

Основная часть: далее учащимся выдается задание, которое они должны выполнить во время урока – заполнить столбцы таблицы в соответствии с полученными знаниями.

1

2

3

Историческая личность


Событие из истории России и полуострова Крым, связанное с этой исторической личностью

Хронологические рамки данного события





Далее выступают ребята, которые представляют разные исторические личности. В качестве примера могут быть представлены следующие личности:

1. «Я государственный и военный деятель, планировал к концу XVIII века вернуть крепости Судак былую славу и великолепие! Но моим мечтам не дано было свершиться. Однако в 1784 году был заложен город Симферополь, а я по воле императрицы Екатерины Великой стал управляющим всей Таврической области. Я начал развивать этот край, впоследствии мне приписали создание мифических деревень».

(Г.А. Потемкин)

2. «Я русский адмирал, в ходе войны смог уничтожить множество вражеских судов, руководил обороной Севастополя. Перед этим уничтожил турецкие суда и береговые батареи. Спастись тогда смог только один турецкий фрегат «Таиф», но мы смогли взять в плен командующего турецкой эскадрой. Мы героически обороняли стратегически важные укрепления на Малаховом кургане».

(П.С. Нахимов)

3.«Я встретился в Ливадии с руководителями стран-союзников по антигитлеровской коалиции для обсуждения и принятия важных решений по поводу послевоенного обустройства Европы. Мы обсуждали также вопрос о вступлении СССР в войну с Японией. Было решено и множество других вопросов. Несмотря на различие наших интересов и идеологий, наши страны смогли договориться».

(И.В. Сталин)

4. В речи этого государственного деятеля прозвучало: «В Крыму буквально всё пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг – обращение к православию – предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. В Крыму – могилы русских солдат, мужеством которых Крым в 1783 году был взят под Российскую державу. Крым – это Севастополь, город-легенда, город великой судьбы, город-крепость и родина русского Черноморского военного флота. Крым – это Балаклава и Керчь, Малахов курган и Сапун-гора. Каждое из этих мест свято для нас, это символы русской воинской славы и невиданной доблести… В сердце, в сознании людей Крым всегда был и остаётся неотъемлемой частью России. Эта убеждённость, основанная на правде и справедливости, была непоколебимой, передавалась из поколения в поколение, перед ней были бессильны и время, и обстоятельства, бессильны все драматические перемены, которые мы переживали, переживала наша страна в течение всего ХХ века».

(В.В. Путин)

В завершении выступления ребят учитель вместе с классом проверяет заполненные таблицы, подводит итог урока, который заключается в том, что полуостров Крым имеет давнюю историю и на протяжении нескольких веков она неразрывно связана с историей России.

Рефлексия: школьники высказывают свои впечатления об уроке, делятся мыслями о том, что нового и интересного они узнали, что им запомнилось больше всего. В качестве закрепления материала ребятам может быть предложено подготовить небольшое сообщение или эссе о любом событии, связанном с историей Крыма в контексте истории России.


Урок «Крым, ты часть России» (10-11 классы)

Тематический урок может быть проведен в форме классных часов, уроков истории, обществознания, мероприятия в системе внеклассной деятельности.

В рамках данного урока учащимся предлагается рассмотреть:

1) условия, сложившиеся в России, на Украине к 2010-м гг., которые побудили жителей Крыма войти в состав России (то есть условия воссоединения Крыма с Россией);

2) изучить и осмыслить процесс выхода Крыма из состава Украины и воссоединения с Россией;

3) обсудить политическую, экономическую, социальную обстановку, сложившуюся в настоящее время на полуострове, когда Крым стал субъектом в составе Российской Федерации;

4) сделать обзор современных отношений между федеральным центром и Республикой Крым как субъектом Российской Федерации и Севастополем как городом федерального значения.

Данный урок может быть проведен в форме «круглого стола».

Введение: в начале урока учитель предлагает классу вспомнить условия распада СССР, положение полуострова Крым в 1990-2000-х гг., причины возникновения противостояния политических сил на Украине в 2013 гг., хронику политических событий в Крыму в 2014 г.

Основная часть урока (для удобства проведения данного урока класс может быть объединен в микрогруппы): учащимся предлагается обсудить следующие проблемные вопросы, касающиеся процесса воссоединения Крыма с Россией:

1. Можно ли считать воссоединение Крыма с Россией закономерным историческим процессом или «вызовом» мировому сообществу?

2. К каким последствиям для России привело воссоединение с Крымом?

3. Как вы можете оценить влияние этого события (воссоединения Крыма с Россией) на взаимоотношения между Россией и Украиной, Россией и странами Европы (ЕС)?

4. Попытайтесь сформулировать причины негативного отношения ряда стран Европы и США к выходу Крыма из состава Украины и его вхождению в состав Российской Федерации.

5. Дайте общую характеристику политическому статусу полуострова Крым в составе России; его потенциалу в общероссийской экономике и сфере культуры.

6. В чем состоит значимость полуострова Крым для России с учетом задач развития внешней и внутренней политики, экономики, социальной сферы, включая здравоохранение и туризм.

В заключение обсуждения учитель предлагает классу сформулировать нравственную позицию и отношение к этому событию – воссоединению Крыма с Россией.

Рефлексия: в завершении урока школьники могут высказать свое мнение о наиболее значимых для них аспектах данного вопроса, поделиться с классом суждениями о том, что им больше всего запомнилось, что было самым интересным.

Таким образом, цикл уроков, посвященных Дню воссоединения Крыма с Россией, является единой смысловой и содержательной линией получения школьниками знаний о полуострове Крым, формирования обобщенных представлений об истории полуострова, его культуре, процессе воссоединения Крыма с Россией, месте Крыма в составе Российской Федерации, а также значимости воссоединения Крыма с Россией для нашей страны, стран постсоветского пространства.




Список рекомендуемой литературы и Интернет-источников

Интернет-ресурсы:

1. Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя. [Электронный ресурс] URL:

http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/2014nezavisimost.htm#dodovo

2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. [Электронный ресурс] URL: http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/2014nezavisimost.htm#dodovor.

3.Дубова О. Мы вернулись. [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=efrxZGxCD8M.

4.История войн за Крым. [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=k2AygKiR3x0.

5.Краснова Е. Здравствуй, Крым! [Электронный ресурс] URL: http://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/25-stikhi-o-vozvrashchenii-kryma-v-rossiyu.html.

6.Путин В.В. Крымская речь. [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=csnMyd0Qlj0.

7. Республика Крым – стихи о родном крае. [Электронный ресурс] URL:http://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/646-respublika-krym-stikhi-o-rodnom-krae.html.

8.Россия, с тобою весь Крым. [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=SDjoPhk620A.

9.Стихи о Крыме и про Крым. [Электронный ресурс] URL: http://visitcrimea.ru/krim/stihi-o-kryme.html.

10.Цыганова В. Крым – это Россия. [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=FYNfCfx9pnY.

11.Документальный фильм о Русской весне «Я – Севастополь. Повесть о Правде». [Электронный ресурс] URL: http://sevastopol.su/news/dokumentalnyy-film-o-russkoy-vesne-ya-sevastopol-povest-o-pravde.

Литература:

1. Вяземский Е.Е., профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин ФГАОУ ДПО АПК и ППРО Методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков согласно Календарю образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры

2. Андреев А.Р. История Крыма. – М.: Белый волк, 2002.

3. Героическая оборона Севастополя. 1854-1855. Альбом. – М.: Искусство, 1955.

4. Дельнов А.А. Крым. Большой исторический путеводитель. – М.: Литагент «5 редакция», 2016.

5. Калинко Т.Ю. Легенды и мифы Крыма. – М.: Эксмо, 2016.

6. Крым. Все, что стоит увидеть. Сост. Ищенко Е. – Севастополь: Альбатрос, 2014.

7. Крым: путеводитель. – М.: Аякс-Пресс, 2005.

8. Легенды Крыма. – Крым: Крымиздат, 1959.

9. Республика Крым (Севастополь. Ялта. Алушта. Бахчисарай. Симферополь. Керчь. Евпатория. Феодосия): Путеводитель / Авт. М.С. Наумов. – М.: Симон-Пресс, 2000.

10. Севастополь. Слава и гордость Отечества / под общ. ред. А.Г. Маркова. – М. : ООО Центрпечати, 2008.


9