Методические рекомендации по работе в классах VII вида Составила Мясникова Э.В. учитель МАОУ «Школа № 190" 2023 год
Главное в работе с детьми девиантного
поведения – это толерантное отношение к особенностям их личности.
Ошибки учителей способствуют возникновению психологических травм у детей. Результатом является то, что школьники неохотно учатся, избегают любой деятельности в классе, прогуливают уроки.
Виды учебных ситуаций, затрудняющих деятельность учащегося со слабой нервной системой
* Длительная напряжённая работа (как домашняя, так и на уроке); слабый быстро устаёт, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал.
* Ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения, самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, на которую отводится ограниченное время.
* Ситуация, когда учитель задаёт неожиданный вопрос и требует на него устного ответа; вообще следует отметить, что благоприятнее ситуация письменного ответа, а не устного.
* Работа после неудачного ответа, оценённого отрицательно.
* Работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответ на вопрос другого учащегося).
Принципы и методы коррекционно-развивающего обучения
№
Принципы
1
Методы их реализации на уроке
Динамичность
восприятия
2
1. Задания по степени нарастающей трудности.
2. Разнообразные типы структур уроков для смены видов деятельности уч-ся.
Продуктивная обработка информации
3
1. Задания на самостоятельную обработку информации.
2. Дозированная поэтапная помощь педагога.
3. Перенос способа обработки информации на своё индивидуальное задание.
Развитие и коррекция высших психических функций
4
1. Включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций.
2. Задания с опорой на несколько анализаторов.
Мотивация к к учению
1.Постановка достижимых целей и задач.
2.Включение в урок современных реалий.
3.Создание условий для достижения, а не получения оценки.
4.Проблемные задания, познавательные вопросы.
5 .Призы, поощрения, развёрнутая словесная оценка
Рекомендации по работе с детьми на уроке
* Помнить, что ребёнок имеет право на ошибку.
* Ребёнок всегда должен быть выслушан.
* Учащийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других детей.
* Учитывать индивидуальные особенности ребёнка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п..
* Включать разные виды деятельности,
чтобы возбудить личные и интеллектуальные
эмоции.
* Формировать внутренний оптимистический настрой, уверенность, делая установку на
достижение цели, на преодоление трудностей.
* Стимулировать познавательный интерес многообразием приёмов занимательности, использовать проблемно-поисковый метод обучения.
* Создавать ситуации успеха в
учебной деятельности.
* Шире опираться на игру как ведущую деятельность ребёнка с ЗПР
* Способствовать ситуации активного влияния в совместной учебной деятельности .
* Создавать положительную атмосферу на уроке.
* Стремиться исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить.
* Делать акцент на позитивное в анализе работы и поведения.
* Не требовать невозможного, оказывать своевременную ненавязчивую помощь.
* Не вести борьбу с ребёнком по разным поводам и пустякам.
Приёмы, облегчающие учебную деятельность учащихся со слабой нервной системой.
* Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него.
* Ответ может быть дан в письменной форме.
* Во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного.
* Не отвлекать ребенка
от выполнения задания.
* Формировать путём правильной тактики опроса и поощрений у такого ученика уверенность в свои силы, в свои знания, в возможности учиться.
* О сторожно оценивать неудачи ученика.
* Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал.
* Не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал.
* Для прочного запоминания на уроках использовать как можно больше наглядности, игровых моментов и физминутки.
* Вести объяснение с опорой на логический тип запоминания.
* Изучение нового вести на практическом материале.