Департамент образования Администрации городского округа Самара
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Луч»
городского округа Самара
Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ, включающих блок профориентации
Разработчик: Мохов А.В.– методист |
Самара, 2023г.
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года утвержденной Правительством РФ от 31 марта 2022 года N 678-р одной из задач для достижения целей развития дополнительного образования детей является вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации, обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и профессиями будущего, поддержка профессионального самоопределения, формирование навыков планирования карьеры, включающие инструменты профессиональных проб, стажировок в организациях реального сектора экономики. На основании вышеизложенного разработаны данные методические рекомендации для включения в дополнительные общеобразовательные программы по всем направленностям компонентов ранней профориентации учащихся.
Одним из вариантов включения компонентов ранней профориентации учащихся является разработка плана мероприятий, обеспечивающих проведение воспитательных мероприятий с учащимися в части профессионального самоопределения.
Примерный план профориентационной работы на 2023-2024 учебный год
№ п/п | Наименование мероприятия | Цель мероприятия | Дата проведения |
1. | Экскурсия на АО «РКЦ Прогресс» | Познакомить учащихся с деятельностью предприятия, проектами, направленными на мотивацию выпускников работать на предприятии | По согласованию |
2. | Экскурсия в музей предприятия | Познакомить учащихся с историей развития и современной деятельностью предприятия | По согласованию |
3. | Всероссийские открытые уроки профориентационного проекта «ПроеКТОриЯ» | Расширить кругозор учащихся в выборе профессиональной траектории | По плану организаторов |
4. | Интерактивная игра «Покорители вершин» | Расширить знания учащихся о типах профессий, связанных с…… | Ноябрь 2023 |
5. | Флешмоб «Профессии моих родителей» | Расширить знания учащихся о профессиях города | Январь 2024 |
6. | «День открытых дверей» в организациях СПО города | Ознакомление учащихся с профессиями и специальностями ОУ СПО города | По плану организаторов |
7. | Презентация деятельности учащихся по популяризации профессий и специальностей, получаемых в профессиональных образовательных организациях города | Популяризация профессий и специальностей, получаемых в профессиональных образовательных организациях города | Март – апрель 2024 |
Второй вариант включения профориентационного блока – разработка отдельного модуля воспитательной, профориентационной работы
Пример
Модуль «Профориентационный навигатор»
Анализ ситуации на рынке труда показал важность формирования индивидуальных траекторий жизненного и профессионального самоопределения и построения карьеры для молодых людей с учетом их интересов, способностей, личностных особенностей и требований рынка труда. Потенциальные работодатели стремятся отобрать лучших работников, способных успешно и максимально эффективно выполнять свои обязанности. В связи с этим вопрос профессионального самоопределения молодежи становится чрезвычайно важными.
Цель модуля: создание условий для успешной социализации и профессионального самоопределения учащихся.
Задачи модуля:
Обучающие задачи
- Освоить основные понятия и категории, влияющие на выбор профессии.
- Сформировать у учащихся систему знаний, представлений о себе, собственных ресурсах, возможностях и способностях.
Развивающие задачи
- Содействовать развитию зрелости интересов учащихся.
- Развить у учащихся навыки рефлексии, в том числе навыки анализа своих интересов, способностей, возможностей, анализа собственного опыта познания.
Воспитательные задачи
- Содействовать самоопределению учащихся, активизировав их личностную позицию в ситуации профессионального выбора.
- Сформировать у учащихся представления о рынке труда и рынке образовательных услуг.
Предметные ожидаемые результаты
- создание адекватной системы представлений учащихся о себе, рынке труда, рынке образовательных услуг;
- наличие у учащихся навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта;
- владение учащимися технологией принятия решения в ситуации профессионального выбора;
- наличие траектории профессионального самоопределения у каждого учащегося;
- активная личностная позиция учащихся в ситуации выбора, уверенность в собственных шагах по построению образовательно-профессионального проекта.
Учебно-тематический план модуля «Профориентационный навигатор»
№ | Основные разделы, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Самоопределение. | 2 | 1 | 1 | Входящая диагностика, наблюдение, беседа |
2. | Дороги, которые мы выбираем | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, беседа |
3. | Профессии с большой перспективой | 6 | 1 | 5 | Наблюдение, беседа |
4. | Карьера и карьерная стратегия | 6 | 2 | 4 | Наблюдение, беседа |
5. | Экскурсии в ОУ профессионального образования и предприятия г.о. Самара. | 6 | - | 6 | Наблюдение, беседа |
6. | Тренинги «Выбор за тобой» | 10 | - | 10 | Наблюдение, беседа |
7. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Анализ результатов проведения профориентационной игры «Я лучший» |
Итого | 34 | 5 | 29 | |
Содержание модуля «Профориентационный навигатор»
Тема 1. Вводное занятие
Теория. Знакомство с программой. Инструктаж по охране труда. Правила пожарной безопасности. Входная диагностика.
Для чего нужно знать свои особенности? Что заставляет человека выбирать ту или иную профессию?
Практика. Знакомство. Упражнение «Артем – артистичный». Игра «Профессия на букву». Методика «Анкета для выявления готовности к выбору профессии» (В.Б. Успенский). Рефлексия.
Тема 2. Дороги, которые мы выбираем
Теория. Определение понятий «занятие», «профессия», «специальность», «квалификация», «должность».
Составляющие «Формулы успеха». Мое будущее в моей профессии.
Практика. Упражнение «Выбор». «Схема профессионального мира». Методика Дж. Голланда «Опросник профессиональных предпочтений».
Игра «Цепочка профессий». Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова. Рефлексия.
Тема 3. Профессии с большой перспективой
Теория. Уровни профессионального образования учреждений среднего и высшего профессионального образования Самарской области. Понятия «Рынок труда» и его составляющие. «Продавцы», «Посредники», «Покупатели».
Новое время – новые профессии.
Профессии наших родителей
Практика. Разминка «Профессия в действиях». Мозговой штурм с упором на конспект «Востребованные профессии будущего».
Игра – эрудиция «Новые профессии сегодня». Обсуждение результатов. Рефлексия.
Профориентационная игра «Город будущего». Презентация работы команд.
Упражнение "Коллективный счет". Составление рейтинга «Самая популярна профессия родителей в нашей группе». Круглый стол «Профессий моей семьи». Презентация и защита исследовательской работы «Мини-исследование профессий моей семьи». Обсуждение. Рефлексия.
Тема 4. Карьера и карьерная стратегия
Теория. Типы таланта и интеллекта. Призвание. В поисках призвания. Технология целеполагания. Принципы постановки карьерных целей. Правила карьерной стратегии. Ошибки и затруднения при выборе профессии.
Трудовой Кодекс РФ о трудоустройстве. Правила составления резюме. Эффективное поведение на рынке труда. Мобильные специалисты.
Практика. Беседа «Чем бы вы занимались, если бы денежные и социальные вопросы вас бы не волновали?». Визуально-рефлексивное упражнение «Призвание». Разбор восьми типов таланта и интеллекта по А. Круглову. Упражнение «Как найти свое призвание?». Рефлексия
Актуализация личного профессионального плана. Мозговой штурм «Основные шаги по принятию решения о выборе профессии». Памятка «Правила профессионального самоопределения». Методика «Постановка жизненных целей».
Отработка и закрепление практического навыка построения карьеры. Профориентационная игра «Королевские работники».
Профориентационная игра «Кадровый вопрос». Упражнение «Игра в лотерею». Игра «Цепочка профессий». Упражнение «Профессия – специальность». Рефлексия.
Деловая игра «Кадровый вопрос». Защита проектов.
Мастер-класс «Кто есть кто?» Деловая игра «Командные роли». Обсуждение результатов.
Круглый стол «Знание трудового кодекса о применении труда несовершеннолетних». Упражнение «Мое резюме».
Мастер – класс «Секреты успешного трудоустройства».
Обсуждение проблем эффективное поведение на рынке труда. Просмотр видеоролика «Секреты успешного трудоустройства».
Заполнение и анализ индивидуальных анкет. Рефлексия.
Тема 5. Экскурсии в ОУ профессионального образования
и предприятия г.о. Самара.
Тема 6. Тренинги
5.1. Психологическая суть профессионального самоопределения
Практика. Тренинг «Выбор за тобой». Техника «Знакомство». Техника «Составление информационной карты". Техника "Невербальное общение".
5.2. Межличностное взаимодействие
Практика. Обсуждение впечатлений от предыдущей встречи. Техника "Совместное рисование". Обсуждение.
5.3. Развитие умений по принятию решения. Этапы процесса принятия решения
Практика. Техника «Корова». Техника "Плюс, минус, интересно". Обсуждение.
5.4. Эмоциональное отношение к выбору профессии
Практика. Техника «Проективный рисунок». Игра «Шестое чувство». Резюме встречи.
5.5. Умение учитывать свои сильные и слабые стороны
Практика. Обсуждение «Окно Иогари». Техника «Мои способности». Техника на самоописание. Обсуждение.
5.6. Роль жизненных ценностей при выборе профессии
Практика. Игра «Отдел кадров». Обсуждение, основанное на примере классификации Спрангера. Техника «Мои ценности». Техника «Мои цели». Обсуждение.
5.7. Умение учитывать сильные и слабые стороны
Практика. Индивидуальное письменное задание «Цели». Техника «Моя личность». Техника самоописания. Обсуждение.
5.8. Планирование профессионального пути
Практика. Проективный рисунок "Я через 10 лет". Проективная техника "Мой товарищ через 10 лет". Обсуждение.
5.9. Решение проблемы выбора профессии
Практика. Ситуация по выбору профессии. Анализ своего решения по выбору профессии. Обсуждение.
5.10. Профессиональная зрелость
Практика. Ответы на вопросы письменно. Проективный рисунок «Дорога в жизнь». Техника «Эмоциональное отношение к выбору профессии». Подведение итогов встреч.
Тема 7. Итоговое занятие
Практика. Профориентационная игра «Я лучший». Разминка «Один день из жизни».
Основная часть «Собеседование с работодателем». Упражнение «Моя линия жизни».
Примерные профориентационные мероприятия:
Работа с учащимися
- викторины, беседы, мастер-классы, тематические занятия;
- тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
- консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.);
- организация и проведение профориентационных тренингов, игр
- организация и проведение экскурсий в ОУ, на предприятия; посещения дней открытых дверей ОУ;
- встречи с представителями предприятий, ОУ;
- проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с родителями
- Проведение родительских собраний;
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Список используемой литературы
Беспалова Е.А. «ЕВРАЗ — класс» — энергия будущего» : (модель профессионального самоопределения старшеклассников в условиях сетевого взаимодействия) / Е. А. Беспалова // Управление современной школой. Завуч. — 2021. — № 7. — С. 49-69.
Мельникова М.А. Организация и проведение профориентационной работы / М. А. Мельникова, А. А. Васильев // Среднее проф. образование. — 2021. — № 12. — С. 37-39.
Бельтюкова С.Л. Реализация мероприятий подпрограммы «Проба профессий»: (в рамках Программы развития школы на 2019–2021 годы в МАОУ «Холмогорская средняя школа имени М.В. Ломоносова») / С. Л. Бельтюкова // Сев. Двина: сетевой информационно-методический журнал. — 2020. — № 6. — С. 68-72.
Сергеев И.С. Прогноз развития системы профессиональной ориентации в условиях цифровой трансформации / И. С. Сергеев, Д. А. Махотин, В. Н. Пронькин, Н. Ф. Родичев // Педагогика. — 2021. — № 7. — С. 5-19.
Арюкова Е.А. Профориентационная составляющая проектно-исследовательской деятельности / Е. А. Арюкова, Е. С. Земскова // Химия в шк. — 2021. — № 5. — С. 61-64.
Ермохина О. Опыт профориентационной работы с воспитанниками / О. Ермохина // Беспризорник. — 2021. — № 2. — С. 38-42.
Заикина К. Все профессии важны, все профессии нужны : к выбору своей будущей профессии ребенка нужно готовить, начиная уже с дошкольного возраста / К. Заикина, Т. Шаменева // Беспризорник. — 2021. — № 2. — С. 14-18.
Мендаева Д. Как помочь школьникам узнать о профессиях. Конспект занятия / Д. Мендаева // Упр. нач. шк. — 2021. — № 3. — С. 40-47.
Соловьева Д. Профориентация: как наверстать упущенное с помощью интернет — сервисов / Д. Соловьева // Справ. клас. рук. — 2021. — № 3. — С. 66-73.
Коморова И.В. Выбор профессии – дело серьезное : профориентационная игра по мотивам игры «Форт Бойярд» / И. В. Коморова // Доп. образование и воспитание. — 2021. — № 1. — С. 46-48.
Майорова Г. В. Залог успешного завтра: от интересов ребенка к профессиональному пути / Г. В. Майорова // Доп. образование и воспитание. — 2021. — № 1. — С. 33-36.