Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий «Программы воспитания гражданина и патриота России»
Пояснительная записка
Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания обучающихся школы. Направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Цели:
совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства,
формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
упорядочение деятельности, содействующей развитию и воспитанию личности, способной в процессе развития построить вариант жизни, достойной Человека;
формирование культуры взаимоотношений;
воспитание духовно богатой, высококультурной, гражданственной и патриотической личности;
формирование внутренней потребности к самосовершенствованию;
обеспечение дифференцированного личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении,
развитие познавательной активности обучающихся на основе внедрения современных технологий.
Основные направления реализации Программы
Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех обучающихся, педагогов школы, родителей и социального окружения. Приоритетным направлением Программы является патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения - детей и молодежи.
Совершенствование процесса патриотического воспитания
Системой мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания предусматривается:
продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию на всех уровнях деятельности (работа с ветеранами Вов и труда)
развитие форм и методов патриотического и гражданского воспитания на основе новых информационных технологий;
воспитание у обучающихся гордости за Российское государство;
сохранение памяти о воинах, погибших при защите Отечества;
воспитание готовности к достойному служению обществу и государству и выполнению обязанностей по защите Отечества;
Развитие научных и методических основ патриотического воспитания
Системой мер по развитию научных и методических основ патриотического воспитания предусматривается:
разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота России; (Программа «Воспитание гражданина и патриота России, Программа волонтерского отряда «Доброхоты», Программа летнего лагеря для подростков «Доброхоты»;
разработка комплекса учебных и специальных программ и методик в области патриотического воспитания;
разработка модели гражданского и патриотического воспитания и ее апробация;
изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.
Координация деятельности школы в интересах патриотического воспитания
Системой мер по координации деятельности школы в интересах патриотического воспитания предусматривается:
создание условий для участия обучающихся и творческих союзов в работе по патриотическому воспитанию;
активизация участия обучающихся в военно-патриотической работе;
развитие активных форм общественного воспитательного воздействия на формирование патриотического сознания граждан Российской Федерации.
Информационное обеспечение в области патриотического воспитания
Системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания предусматривается:
Поддержка и содействие патриотического и гражданского воспитания через реализацию программ;
Использование творческого потенциала обучающихся.
Роль государственных символов России в патриотическом и гражданском воспитании обучающихся
В целях регламентации использования государственных символов России в патриотическом воспитании предусматривается:
издание стенда Символики государства Российского;
участие в конкурсах, семинарах, конференциях, выставках по вопросам патриотического и гражданского воспитания с использованием государственных символов России;
организация изучения в школе через обучение и воспитание государственной символики России, порядка официального использования государственного флага, герба и гимна Российской Федерации;
создание презентаций, сценариев общешкольных и классных часов, дискуссий, круглых столов для проведения мероприятий с обучающимися по формированию патриотизма и гражданственности
Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных показателей, диагностики включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.
Конечным результатом реализации Программы должны стать положительная динамика роста патриотизма и гражданственности в школе, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе и участие в школьных и внешкольных мероприятиях.
№ | Содержание | Сроки | Ответственные | Участники |
1.Организационно – управленческое, методическое обеспечение процесса патриотического воспитания в образовательном учреждении |
1. | | | | |
2. | Обновление стенда с использованием государственных символов России, области, города Тобольска | январь | Администрация школы | |
3. | Работа детского школьного объединения тимуровцев по оказанию помощи ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, участникам войн, вооружённых конфликтов., учителям-пенсионерам | ежемесячно | Руководитель школьного объединения | Члены школьного объединения |
4. | | | | |
2. Мероприятия гражданско – патриотической направленности |
1. | Проведение фестиваля общественных уроков | Сентябрь-октябрь | Зам директора по ВР, классные руководители | Обучающиеся 1-11классов и родители |
3. | Торжественные собрания, встречи, митинги, уроки, посвященные Дню Конституции Российской Федерации | 12 декабря | Зам директора по ВР, классные руководители | Обучающиеся 1-11классов и родители |
4. | Акция «Я гражданин России» | Декабрь | Зам директора по ВР, классные руководители | Обучающиеся 1-11классов и родители |
5. | Проведение памятных дат России: | В течение года 12 апреля 4 ноября 9 декабря 3 сентября | Зам директора по ВР, классные руководители | Обучающиеся 1-11классов и родители |
6. | Участие в городском конкурсе электронных музеев | Февраль | Зам директора по ВР, руководитель музея | |
7. | Проведение тематической декады, творческих конкурсов, мероприятий, посвященных Д.И.Менделееву | Февраль | Зам директора по ВР, классные руководители | Обучающиеся 1-11классов и родители |
8. | Проведение мероприятий экологической направленности | В течение года | Зам директора по ВР, классные руководители | Обучающиеся 1-11классов и родители |
9. | Участие в школьных и городских ГНПК «Первые шаги», «Шаг в будущее» | Февраль, апрель, | Зам директора по ВР, классные руководители | Обучающиеся 1-11классов и родители |
10. | Участие в школьном и городском фестивале детского творчества | Март – апрель, | Зам директора по ВР, классные руководители | Обучающиеся 1-11классов и родители |
11. | Мероприятия, посвященные Международному Дню защиты детей | 1 июня | Зам директора по ВР, классные руководители | Обучающиеся 1-11классов и родители |
12 | Мероприятия, посвященные Международному Дню пожилых людей | 1 октября | Зам директора по ВР, классные руководители | Обучающиеся 1-11классов и родители, жители мкр-на, учителя-пенсионеры |
13 | Участие в фестивале художественного творчества национальных культур «Венок дружбы» | Ноябрь | Зам директора по ВР, классные руководители | Обучающиеся 1-11классов и родители |
14 | Участие во Всероссийских соревнованиях: «Кросс наций»; «Лыжня России» | Сентябрь Февраль | Учителя физкультуры, классные руководители | Обучающиеся 1-11классов и родители |
3. Мероприятия военно – патриотической направленности |
1 | | Январь-февраль | Классные руководители | Обучающиеся 1-11 классов |
2 | Уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ, посвященные Дням воинской славы России, в т.ч.: День снятия блокады Ленинграда (1944 год); День разгрома советскими войсками немецко – фашистских войск в Сталинградской битве (1943); | Январь - февраль | Классные руководители, Руководители ШМО, руководители школьных детских объединений | Обучающиеся 1-11 классов и родители |
3 | Мероприятия, посвященные 20 – летию вывода советских войск из Афганистана: Уроки Мужества, классные часы «Слава Русского воинства» | Февраль | Классные руководители, Руководители ШМО, руководители школьных детских объединений | Обучающиеся 1-11 классов и родители |
4 | Проведение цикла мероприятий, посвящённых годовщине Победы в Великой Отечественной войне | Февраль | Классные руководители, Руководители ШМО, руководители школьных детских объединений | Обучающиеся 1-11 классов и родители |
5 | Смотр строя и песни | Февраль | Зам директора по ВР, классные руководители | Обучающиеся 2-6 классов и родители |
6 | Зарница | Февраль | Классные руководители, руководитель кадетского класса | Обучающиеся 1-11 классов и родители |
7 | Участие в патриотических акциях: | В течение года | Классные руководители, Руководители ШМО, руководители школьных детских объединений | Обучающиеся 1-11 классов и родители |
Мероприятия, посвященные празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 г.г. «Бесценная ПОБЕДА» |
1. | Конкурсы сочинений, исследовательских проектов, стендовых уроков, стенных газет, рисунков «Великая Отечественная война в биографии моих родных» | | Классные руководители, Руководители ШМО, руководители школьных детских объединений | Обучающиеся 1-11 классов и родители |
2. | Создание и обновление тематических экспозиций в школьных музеях | | Классные руководители, Руководители ШМО, руководители школьных детских объединений | Обучающиеся 1-11 классов и родители |
3. | Участие во Всероссийской патриотической акции - «Георгиевская ленточка»; - «Вахта Памяти» | По плану Комитета по образованию | Классные руководители, Руководители ШМО, руководители школьных детских объединений | Обучающиеся 5-11 классов и родители |
4. | Участие в городских акциях: «Поздравь ветерана»; « Тепло родного дома»; « Открытка ветерану»; «Рассвет Победы». | По плану Комитета по образованию | Классные руководители, Руководители ШМО, руководители школьных детских объединений | Обучающиеся 5-11 классов и родители |