МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВаНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
огБпоу «Кинешемский педколледж»
Методические рекомендации по разработке и защите проектов на уроках английского языка
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модель интерактивного обучения основана на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). Процесс обучения в таком случае осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся. Ученик и учитель становятся равноправными субъектами обучения.
Одним из интерактивных подходов является использование метода проектов, который обладает рядом преимуществ, позволяющих отдавать ему предпочтение в сравнении с другими методами обучения: он обеспечивает реальную мотивацию учения, развивает инициативность, настойчивость и чувство ответственности, обучает практическому решению проблем, развивает дух сотрудничества, способствует развитию толерантности к мнению других, развивает способность к оцениванию, поощряет творческую активность и помогает формировать коммуникативную, творческую компетенцию и компетенцию самосовершенствования обучающихся.
Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая
или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Этапы работы:
Замысел проекта. На данном этапе организатор (группа организаторов) разрабатывает идею проекта, прорисовывает основные этапы, прописывает содержание деятельности участников, предлагает схемы распределения ресурсов проекта.
Реализация проекта
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в учебное время.
Представление результатов проекта.
Весь отработанный, оформленный материал надо представить сокурсникам, защитить свой проект. Для анализа проделанной работы важны способы выполнения и представления проекта. Так, у обучающихся может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Проектные задания тщательно градуируются, с тем, чтобы обучающиеся могли выполнять их на английском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.
Качественная презентация зависит от следующих параметров:
постановки темы, цели и плана выступления;
определения продолжительности представления материала;
учёта особенностей аудитории;
интерактивных действий выступающего (включение в обсуждение слушателей);
манеры представления презентации: соблюдение зрительного контакта с аудиторией, выразительность, жестикуляция, телодвижения;
наличия иллюстраций (не перегружающих изображаемое на экране), ключевых слов,
нужного подбора цветовой гаммы;
использования указки.
Рекомендации:
не читать написанное на экране;
обязательно неоднократно осуществить представление презентации дома;
предусмотреть проблемные, сложные для понимания фрагменты и прокомментировать их;
предвидеть возможные вопросы, которые могут быть заданы по ходу и в результате предъявления презентации.
Итоговый продукт индивидуального проекта может быть представлен в одной из следующих форм:
презентация PowerPoint;
модель;
макет;
стендовый доклад;
видеоролик или видеофильм;
виртуальная экскурсия;
Web-сайт;
газета, журнал (статья);
социальный плакат;
научно-исследовательская работа;
папка с информационными материалами;
анализ данных социологического опроса;
коллекция тематических материалов;
сценарий мероприятия;
конспекты;
буклет;
реферат;
эссе;
другое.
тема индивидуального проекта;
тип проекта;
направление, в рамках которого проводится работа по проекту;
учебные дисциплины, близкие к теме проекта;
сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, группа, ОУ);
сведения о руководителе проекта (фамилия, имя, отчество, должность, место работы);
проблема (проблемный вопрос);
цель;
задачи (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах);
аннотация (актуальность, значимость, краткое описания хода выполнения проекта и полученных результатов);
форма презентации проекта;
итоговый продукт.
список использованных источников.
мультимедийная презентация;
защита научно-исследовательской работы;
доклад;
стендовая презентация;
слайд-шоу;
концерт; - спектакль;
реклама (антиреклама);
демонстрация электронных материалов;
виртуальная экскурсия;
другое.
Проектная работа включает не только сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение.
Проектная работа должна исключать какие-либо виды плагиата; все
теоретические положения должны иметь ссылки на цитируемую литературу.
Примерная структура проекта
Обоснование разработки проекта (актуальность темы, анализ исходной ситуации).
Проблема, предполагаемый масштаб ее решения.
Цель, задачи.
Ожидаемые результаты (продукт проектной деятельности)
Ресурсное обеспечение.
План работы. Средства решения проблемы.
Библиографический список.
Оформление работы и ее представление.
Общие требования к оформлению работ: Рабочим языком проекта является иностранный язык.
Формат документа - А-4. Шрифт - Times New Roman, размер - 14. Межстрочный интервал - 1,5. Поля текста - 20 мм со всех сторон.
Печатный текст работы включает в себя:
• титульный лист
• содержание (с указанием страниц)
• текст самой работы
• список использованных источников
• Приложения (в случае необходимости).
Объем работы не более 10 - 15 страниц без учета Приложений.
Требования к электронной презентации
- Компьютерная презентация должна быть представлена исключительно в виде фотографий, рисунков или схем, отражающих суть работы.
- Объем текстовой информации на слайде не должен занимать более 20%.
- Текстовая информация в презентации, дублирующая выступление, не допускается.
Требования к выступлению (представлению работы)
- Длительность выступления – не более 5 минут. По окончанию выступления участнику будут заданы 3 вопроса по теме исследования или проекта.
- Защита\представление работы может производиться индивидуально (одним участником) или группой (но не более 3 человек в группе).
- Очередность выступления определяют организаторы.
Публичная защита проекта
Публичная защита проекта проводится в рамках семинарских и
практических занятий. Время выступления 10 минут. В ходе выступления возможно использование электронной презентации и других дополнительных наглядных (пояснительных) и раздаточных материалов. По завершению выступления участники отвечают на вопросы преподавателя и студентов.
Ответы на вопросы должны быть краткими и касаться только сути заданного вопроса.
Критерии оценивания выполненных проектов
Оценка содержания проекта:
Аргументированность выбора темы, обоснование потребности,
практическая направленность и значимость проекта, дидактическая ценность;
Объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов
проектирования, самостоятельность, реалистичность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, законченность, материальное воплощение проекта;
Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов,
найденных решений;
Оригинальность, новизна;
Грамотность;
Качество пояснительной записки и продукта проектной
деятельности.
Оценка защиты выполненного проекта:
Качество выступления: композиция, полнота представления работы,
аргументированность, убедительность и убежденность;
Объем и глубина знаний по теме, эрудиция;
Культура речи, использование наглядных средств, чувство времени,
работа с аудиторией;
Качество использования средств ИКТ;
Ответы на вопросы: полнота, аргументированность;
Коммуникабельность, доброжелательность, контактность;
Деловые и волевые качества автора проекта: ответственное
отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии.
Качество заполнения рефлексивного листа и его объективность.
Требования к оформлению текстового варианта проектной работы
Структура | Требования к содержанию |
1. Информационный раздел 1.1. Титульный лист | Название учебного заведения (указывается в верхней части титульного листа). Название работы (БОЛЬШИМИ БУКВАМИ по центру). Область научных знаний, рассмотренных в проекте. Данные об авторе (Ф.И. – полностью, группа). Данные о руководителе. Web-адрес, по которому размещена работа (если таковой имеется). Название населенного пункта и год написания (внизу по центру). |
1.2. Оглавление | размещается материал. |
2. Описание работы 2.1. Введение | Актуальность выбранной темы. Проблема. Цель проекта. Задачи, поставленные для реализации проекта. План (краткое описание структуры) работы. (не более 2 страниц) |
2.2. Основная часть проектной работы и ее результаты | и его результаты) Назначение и применение проекта. В конце каждой главы делают выводы(повторяется то, что было сказано в главе). Ссылки на авторов и источники использованных материалов. (рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы). (не более 10 страниц) |
3. Рефлексия деятельности 3.1.Заключение | выполненной работы. Оценивание степени достижения поставленных целей. Оценивание качества результатов. Автор указывает свой личный вклад. Приобретенные умения, знания, навыки. |
3.2. Список информационных источников | издательство, город, общее число страниц. |
3.3 Приложение | (рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы). |
Критерии оценки
Критериями оценки проведенной работы (несомненно, с учетом возрастных особенностей) могут быть
достижение цели проекта;
успешность построения цепочки великих людей, с обозначением их значимости;
достоверность использованной информации;
полнота информации;
общее впечатление от оформления.
Параметры, оценка в баллах
1. Содержательность, доступность
0 - 5
2. Информативный материал, библиографические справки
0 - 5
3. Иллюстративность
0 - 5
4. Выразительность формы проведения презентации
0 - 5
5. Оригинальность
0 - 5
ИТОГО: 25 баллов
Оценка «отлично» - 20-25 баллов
«хорошо» - 10-19 баллов
«удовлетворительно» - 5-10 баллов
«неудовлетворительно» - ниже 5 баллов
Тематика индивидуальных проектов по иностранному языку:
- Сценарий телевизионной программы о жизни публичной персоны: биографические факты, вопросы для интервью и др.
- Экскурсия по родному городу (достопримечательности, разработка маршрута).
- Путеводитель по родному краю: визитная карточка, история, география, экологическая обстановка, фольклор.
- Каким должен быть настоящий профессионал?
- Моя семья
- История одной семьи
- Мои увлечения
- Разнообразный мир профессий
- Разрешите представиться
- Друзья и дружба
- Мои достижения
Примерный шаблон написания отчёта о проектной работе
Введение
Тема моего проекта..............................................................................................
Я выбрал эту тему, потому что..................................................
Цель моей работы - .............................
Проектным продуктом будет - .........................................
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как....................
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):
Выбор темы и уточнение названия....................
Сбор информации (где и как искал информацию).................
Изготовление продукта (что и как делал)..........................
Написание письменной части проекта (как это делал)....................
Основная часть
Я начал свою работу с того, что.........................................
Потом я приступил к................................
Я завершил работу тем, что........................
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами.....................
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я................................
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)............................
План моей работы был нарушен, потому что................................
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как.......................
Но всё же мне удалось достичь цели проекта, потому что.................................
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что не всё из того, что было задумано, получилось, например...........................................
Это произошло, потому что.........................
Если бы я начал работу заново, я бы.........................
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы....................
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как..................
Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе, о проблеме, над которой работал)..................................
Пример работы над проектом по теме: « Лучшее место для отдыха»
1 этап – постановка проблемы.
Информация о проекте.
Каждая группа или студент должны представить готовый проект в виде мультимедийной презентации или в виде видеоролика, буклета. Они должны используя информацию, найденную в Интернете, описать выбранное место проведения отдыха и создать буклет/проспект или презентацию в Power Point для людей отправляющихся путешествовать и решающих куда бы поехать.
Where would you like to spend your holidays if you have opportunity to choose any place you want? Form groups according to your interests – place which you want to visit.
Учащиеся выбирают эпоху и страну, в которую они хотят организовать виртуальное путешествие. На уроке в той или иной мере происходит интеграция трех учебных предметов: английский язык, география, информационные технологии (история).Урок может сопровождаться презентацией выполненной в программе "Power Point”. В ней должны быть прописаны основные этапы работы учащихся, вопросы, задания, ссылки на презентацию учителя и на сайт.
2 этап – уточнение направления исследования.
Вопросы, на которые должны учащиеся обратить внимание при описании страны.
1.Where is it?
2.What fitches has this place/country got?
3.What is the climate? - When is it better to go there and why?/What season is the best for visiting?
4.Where do you recommend to stay?/What hotel and why?
5.What tourists can do there?
6.What places/museums/temples should and can they visit?
7.What other activities can they do?
8.Where and what can they eat? What is traditional food?
9.What shopping can people do there?
На данном этапе необходимо уточнить Интернет-ресурсы, которые будут использованы при разработке данного проекта, определить список дополнительной литературы, установить характер работы – групповой или индивидуальный, разработать и уточнить критерии оценки проекта совместно с учащимися.
You should visit the site: http://www.lonelyplanet.com
http://topreferat.znate.ru/docs/index-12866.html
and find the information about the place you would like to go and complete it into this table.
3 этап – объединение и систематизация собранного материала.
Страна
Место ее расположения
Специфические черты
Столица
Язык
Деньги
Климат
Туристические города
Места, которые можно посетить (достопримечательности страны)
Развлечения (чем можно заниматься в свободное время)
Покупки
Любая другая информация, которая вас заинтересовала
4 этап – оформление работы.
Одновременно студенты учатся находить информацию, анализировать, выбирать нужное для них. Они учатся обрабатывать полученную информацию и на основе ее создавать новый продукт.
Образец титульного листа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВаНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
огБпоу «Кинешемский педколледж»
Презентация
«Виртуальный тур в страну изучаемого языка»
Проектная работа
студента группы №_____ ,
специальность ____________________________
Ф.И.О.___________________________________
Руководитель проекта: Жилова Н.А.
2017
5 этап – представление результатов работы. Представление итогов работы может быть проведено на студенческой конференции, или непосредственно на учебном занятии.
На уроке реализуется принцип коммуникативной направленности и для его осуществления используются фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы. Студенты читают аутентичный материал из Интернета на английском языке таким образом они видят реальные возможности применения своих знаний языка и получают мотивацию для дальнейшего совершенствования свих навыков и умений.
Студенты узнают о других странах, их культуре, истории непосредственно на английском языке.
6 этап – подведение итогов. Рефлексия. (преподаватель проводит рефлексию урока, учащиеся дают свою оценку, что нового было для них на уроке, было ли интересно, что бы они хотели изменить и почему.)
Интернет-источники и литература:
1. http://prezentacii.com/angliiskii_yazik/174-famous-people-of-great-britain-izvestnye-lyudi-velikobritanii.html
2. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2008 с.36
3. Л.Р. Садыкова, Поликультурное воспитание: принципы, функции, содержание, способы. «ТИБСИ»
4. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007 с.18
5. Макаревич И.Г. Первые шаги в Интернете, ИЯШ № 6 с. 36