СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по реализации коррекционно-педагогической компьютерной технологии с детьми ОВЗ, детьми-инвалидами дошкольного возраста 5-7 лет с нарушением зрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по реализации коррекционно-педагогической компьютерной технологии с детьми ОВЗ, детьми-инвалидами дошкольного возраста 5-7 лет с нарушением зрения

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по реализации коррекционно-педагогической компьютерной технологии с детьми ОВЗ, детьми-инвалидами дошкольного возраста 5-7 лет с нарушением зрения»

Методические рекомендации по реализации коррекционно-педагогической компьютерной технологии с детьми ОВЗ, детьми-инвалидами дошкольного возраста 5-7 лет с нарушением зрения

Методические рекомендации разработаны для специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста 5-7 лет с нарушением зрения, имеющими статус ОВЗ или инвалидности. Они направлены на эффективное использование коррекционно-педагогических компьютерных технологий (КПКТ) в образовательном процессе для развития и коррекции зрительных и познавательных функций, а также социальной адаптации детей.

Цель: Обеспечение эффективного использования КПКТ для коррекции и развития зрительных и познавательных функций, а также социальной адаптации детей дошкольного возраста 5-7 лет с нарушением зрения.

Задачи:

  • Определение критериев отбора КПКТ, соответствующих потребностям и возможностям детей с нарушением зрения.

  • Разработка адаптированных методик использования КПКТ с учетом индивидуальных особенностей детей.

  • Организация коррекционно-развивающей среды с использованием КПКТ.

  • Оценка эффективности применения КПКТ в коррекционно-педагогическом процессе.

  • Повышение компетентности педагогов в использовании КПКТ для работы с детьми с нарушением зрения.

1. Общие положения

Принципы: Индивидуализация, Доступность, Системность и последовательность, Наглядность, Активность, Позитивная мотивация. Комплексность, Сотрудничество.

Требования к КПКТ: Адаптируемость, Простота и понятность интерфейса, Наличие звукового сопровождения, Вариативность заданий, Безопасность, Соответствие возрасту, Педагогическая ценность.

2. Критерии отбора КПКТ

При выборе КПКТ для детей с нарушением зрения необходимо учитывать следующие критерии:

Зрительные функции: Острота зрения: Поле зрения, Цветовое зрение, Глазодвигательные функции, Бинокулярное зрение.

Познавательные функции: Внимание, Память, Мышление Восприятие.

Возрастные особенности.

Технические характеристики.

Педагогическая ценность.

3. Адаптация КПКТ для детей с нарушением зрения. Адаптация КПКТ является важным этапом подготовки к занятиям с детьми с нарушением зрения. Она включает в себя следующие шаги:

Настройка параметров: Размер шрифта и объектов, Контрастность, Цветовая гамма, Скорость анимации, Громкость звука.

Адаптация интерфейса.

Использование дополнительных средств.

Экранные лупы.

Программы экранного доступа.

4. Организация коррекционно-развивающей среды с использованием КПКТ

Помещение: Хорошо освещенное помещение с регулируемым уровнем освещенности.

Отсутствие бликов на экране монитора. Удобное и эргономичное рабочее место для ребенка.

Оборудование: Компьютер с большим монитором (не менее 21 дюйма).Качественная звуковая карта и наушники. Специальная клавиатура и мышь для детей с нарушением зрения (с крупными кнопками и тактильными метками).Экранная лупа (при необходимости). Программа экранного доступа (при необходимости).

Организация занятий: Занятия проводятся индивидуально или в небольших группах (2-3 человека). Продолжительность занятия не должна превышать 15-20 минут. Необходимо делать перерывы для отдыха глаз (каждые 5-7 минут). Во время занятий необходимо следить за осанкой ребенка и его положением относительно монитора. Необходимо создавать положительную эмоциональную атмосферу и поддерживать интерес ребенка к занятиям.

5. Методика проведения занятий с использованием КПКТ

Этапы занятия:

    • Организационный этап.

    • Актуализация знаний.

    • Объяснение нового материала.

    • Практическая работа.

    • Закрепление материала.

    • Подведение итогов.

  • Методические приемы:

    • Использование наглядности.

    • Пошаговые инструкции.

    • Повторение и закрепление.

    • Поощрение и похвала.

    • Игровые методы.

  • Примеры упражнений:

    • Развитие зрительного внимания.

    • Развитие зрительной памяти.

    • Развитие зрительного восприятия.

    • Развитие глазодвигательных функций.

6. Оценка эффективности применения КПКТ

  • Методы оценки:

    • Наблюдении.

    • Тестирование.

    • Анкетирование.

    • Анализ результатов.

  • Критерии оценки:

    • Улучшение зрительных функций.

    • Развитие познавательных функций.

    • Повышение мотивации к обучению.

  • Коррекция программы:

7. Повышение компетентности педагогов

  • Формы повышения компетентности:

    • Курсы повышения квалификации.

    • Семинары и мастер-классы.

    • Самообразование.

    • Консультации.

  • Содержание обучения:

    • Теоретические основы.

    • Особенности зрительного восприятия.

    • Методы и приемы работы.

    • Адаптация КПКТ.

    • Оценка эффективности.

8. Работа с родителями

  • Цели работы с родителями.

  • Формы работы с родителями:

    • Консультации;

    • Мастер-классы;

    • Информационные материалы.

  • Рекомендации для родителей.

9. Примеры программного обеспечения. Существует множество программного обеспечения, которое можно использовать для коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения.

  • Специализированные программы для развития зрительных функций.

  • Программы для развития познавательных процессов.

  • Программы для обучения чтению и письму.

  • Общеразвивающие программы.

Важно: Перед использованием любого программного обеспечения необходимо убедиться в его безопасности и соответствии потребностям и возможностям ребенка.

10. Возможные трудности и пути их преодоления

  • Трудности:

    • Недостаточная мотивация ребенка:

    • Быстрая утомляемость:

    • Технические проблемы

    • Недостаточная компетентность педагога

    • Отсутствие поддержки со стороны родителей

  • Пути преодоления:

    • Повышение мотивации

    • Предотвращение утомляемости

    • Решение технических проблем.

    • Повышение компетентности педагога

    • Работа с родителями

Использование коррекционно-педагогических компьютерных технологий является эффективным средством развития и коррекции зрительных и познавательных функций у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Однако, для достижения максимального эффекта необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, адаптировать КПКТ, создавать благоприятную коррекционно-развивающую среду и обеспечивать компетентность педагогов