Методические рекомендации по реализации коррекционно-педагогической компьютерной технологии с детьми ОВЗ, детьми-инвалидами дошкольного возраста 5-7 лет с нарушением зрения
Методические рекомендации разработаны для специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста 5-7 лет с нарушением зрения, имеющими статус ОВЗ или инвалидности. Они направлены на эффективное использование коррекционно-педагогических компьютерных технологий (КПКТ) в образовательном процессе для развития и коррекции зрительных и познавательных функций, а также социальной адаптации детей.
Цель: Обеспечение эффективного использования КПКТ для коррекции и развития зрительных и познавательных функций, а также социальной адаптации детей дошкольного возраста 5-7 лет с нарушением зрения.
Задачи:
Определение критериев отбора КПКТ, соответствующих потребностям и возможностям детей с нарушением зрения.
Разработка адаптированных методик использования КПКТ с учетом индивидуальных особенностей детей.
Организация коррекционно-развивающей среды с использованием КПКТ.
Оценка эффективности применения КПКТ в коррекционно-педагогическом процессе.
Повышение компетентности педагогов в использовании КПКТ для работы с детьми с нарушением зрения.
1. Общие положения
Принципы: Индивидуализация, Доступность, Системность и последовательность, Наглядность, Активность, Позитивная мотивация. Комплексность, Сотрудничество.
Требования к КПКТ: Адаптируемость, Простота и понятность интерфейса, Наличие звукового сопровождения, Вариативность заданий, Безопасность, Соответствие возрасту, Педагогическая ценность.
2. Критерии отбора КПКТ
При выборе КПКТ для детей с нарушением зрения необходимо учитывать следующие критерии:
Зрительные функции: Острота зрения: Поле зрения, Цветовое зрение, Глазодвигательные функции, Бинокулярное зрение.
Познавательные функции: Внимание, Память, Мышление Восприятие.
Возрастные особенности.
Технические характеристики.
Педагогическая ценность.
3. Адаптация КПКТ для детей с нарушением зрения. Адаптация КПКТ является важным этапом подготовки к занятиям с детьми с нарушением зрения. Она включает в себя следующие шаги:
Настройка параметров: Размер шрифта и объектов, Контрастность, Цветовая гамма, Скорость анимации, Громкость звука.
Адаптация интерфейса.
Использование дополнительных средств.
Экранные лупы.
Программы экранного доступа.
4. Организация коррекционно-развивающей среды с использованием КПКТ
Помещение: Хорошо освещенное помещение с регулируемым уровнем освещенности.
Отсутствие бликов на экране монитора. Удобное и эргономичное рабочее место для ребенка.
Оборудование: Компьютер с большим монитором (не менее 21 дюйма).Качественная звуковая карта и наушники. Специальная клавиатура и мышь для детей с нарушением зрения (с крупными кнопками и тактильными метками).Экранная лупа (при необходимости). Программа экранного доступа (при необходимости).
Организация занятий: Занятия проводятся индивидуально или в небольших группах (2-3 человека). Продолжительность занятия не должна превышать 15-20 минут. Необходимо делать перерывы для отдыха глаз (каждые 5-7 минут). Во время занятий необходимо следить за осанкой ребенка и его положением относительно монитора. Необходимо создавать положительную эмоциональную атмосферу и поддерживать интерес ребенка к занятиям.
5. Методика проведения занятий с использованием КПКТ
Этапы занятия:
Методические приемы:
Использование наглядности.
Пошаговые инструкции.
Повторение и закрепление.
Поощрение и похвала.
Игровые методы.
Примеры упражнений:
Развитие зрительного внимания.
Развитие зрительной памяти.
Развитие зрительного восприятия.
Развитие глазодвигательных функций.
6. Оценка эффективности применения КПКТ
Методы оценки:
Наблюдении.
Тестирование.
Анкетирование.
Анализ результатов.
Критерии оценки:
Улучшение зрительных функций.
Развитие познавательных функций.
Повышение мотивации к обучению.
Коррекция программы:
7. Повышение компетентности педагогов
Формы повышения компетентности:
Курсы повышения квалификации.
Семинары и мастер-классы.
Самообразование.
Консультации.
Содержание обучения:
8. Работа с родителями
Цели работы с родителями.
Формы работы с родителями:
Рекомендации для родителей.
9. Примеры программного обеспечения. Существует множество программного обеспечения, которое можно использовать для коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения.
Программы для развития познавательных процессов.
Программы для обучения чтению и письму.
Общеразвивающие программы.
Важно: Перед использованием любого программного обеспечения необходимо убедиться в его безопасности и соответствии потребностям и возможностям ребенка.
10. Возможные трудности и пути их преодоления
Трудности:
Недостаточная мотивация ребенка:
Быстрая утомляемость:
Технические проблемы
Недостаточная компетентность педагога
Отсутствие поддержки со стороны родителей
Пути преодоления:
Повышение мотивации
Предотвращение утомляемости
Решение технических проблем.
Повышение компетентности педагога
Работа с родителями
Использование коррекционно-педагогических компьютерных технологий является эффективным средством развития и коррекции зрительных и познавательных функций у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Однако, для достижения максимального эффекта необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, адаптировать КПКТ, создавать благоприятную коррекционно-развивающую среду и обеспечивать компетентность педагогов