Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Бурятский республиканский педагогический колледж»
Кафедра музыкального образования
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по использованию музыкально – ритмических
и танцевальных движений в детском саду,
в помощь студентам специальности 53.02.01
«Музыкальное образование»
Составитель Карнакова Е.А.,
преподаватель ритмики и
хореографии.
Улан-Удэ
2017
Описание основных и танцевальных движений для детей дошкольного и младшего школьного возраста
ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Виды ходьбы
Бодрый шаг – обыкновенный шаг, но более устремлённый и решительный. Взмахи рук активные, сильные.
Спортивно – торжественная ходьба – шаг с носка (а не с подушечки, как в бодром шаге), маховые движения рук более энергичные. Активно, жизнерадостно.
Спокойный шаг – неторопливый, непринуждённый, прогулочный. Шаги небольшие, нога ставится на всю ступню, взмахи рук свободные. Уравновешенно, безмятежно.
Высокий шаг – связывается с представлением о том, как идут солдаты. При высоком шаге свободная нога, согнутая в колене, резко поднимается вперёд, бедро принимает горизонтальное положение, а голень образует с бедром прямой угол. Энергичные махи руками со сжатыми в кулак кистями. Шаги небольшие, но решительные. При этом нога опускается на пол с притопом. Чётко, активно, мужественно.
Шаг на носках – нога ставится на полу пальцы, пятка отделяется от пола. Шаги плавные, без толчков, руки на поясе или поднимаются в стороны.
Тихая, осторожная ходьба – ноги ставятся мягко на всю ступню, тяжесть тела падает на переднюю часть ступни, корпус немного наклоняется вперёд. Без движения рук. Беззвучно.
Пружинящий шаг – на каждом шаге нога мягко опускается на всю ступню (начиная с подушечки), слегка прогибается в колене и сразу выпрямляется, поднимаясь на полу пальцы.
Виды бега
Лёгкий бег – ноги упруго отталкиваются от пола и мягко приземляются; осанка ненапряженная, движение рук свободное.
Неторопливый, танцевальный или пружинистый бег - цепь легких пружинистых прыжков с одной ноги на другую.
Стремительный бег - ноги быстро отталкиваются от пола, корпус сильно выносится вперёд, руки согнуты в локтях, движения собранные, динамичные. Исполняется без музыки или под громкое, стремительное музыкальное заключение.
Широкий бег – бег большими скачками (как будто перепрыгивая через воображаемые препятствия). Корпус сильно выносится вперед, руки выполняют сильные взмахи.
Высокий бег – нога, согнутая в колене, поднимается вверх, корпус прямой и слегка откинут назад. Ноги с силой отталкиваются от пола, носки оттянуты вниз.
Прыжковые движения
Прыжки на двух ногах могут использоваться с большим и меньшим отскоком от пола в зависимости от звучащей музыки. Приземление на переднюю часть ступни бесшумное, при этом колени мягко сгибаются, корпус прямой. Прыжки на двух ногах бывают на месте, с продвижением вперед, в кружении. Встречаются прыжки на одной ноге, со сменой ног, прыжки ноги вместе – врозь или одна вперёд – другая назад.
Подскоки с ноги на ногу
Легкие подскоки – движение полётное, скользящее, почти без вертикального отскока от пола. Нога лишь слегка выносится вперёд.
Сильные подскоки – свободная нога, согнутая в колене, поднимается вперёд до горизонтального положения; руки выполняют сильные маховые движения вперёд-назад, что влечёт за собой сильный отскок от пола.
Легкие и сильные подскоки исполняются с продвижением вперёд, на месте, при кружении. Подготовительными упражнениями к подскокам являются пружинки, пружинящий шаг и бег, высокий шаг и бег.
Прямой галоп – движение «лошадок» - исходное положение – третья позиция. Правая нога быстро и резко поднимается вперёд с согнутым коленом, затем сильно ударяется носком о пол; левая нога прыжком приставляется к правой, как бы выталкивая ее вперёд для следующего шага.
ПОСТРОЕНИЯ И ПЕРЕСТРОЕНИЯ
Колонна. Учащиеся выстраиваются в стройный ряд, в затылок друг за другом, с равными интервалами на расстоянии поднятых вперед рук.
Колонна парами. Перестроение из колонны по одному – в пары и из пар – в общую колонну. Для этого, идущий в паре ближе к центру встает позади своего партнёра.
Шеренга. Стройный ряд стоящих плечом к плечу, лицом все в одну сторону.
Круг. Стоя в кругу, умение повернуться к его центру лицом, спиной, боком; сужать и расширять круг.
Цепочка. Колонна участником, взявшихся за руки, стоящих в затылок друг за другом.
Змейка. Ведущий идёт поперёк комнаты, дойдя до стены, поворачивает обратно и идёт противоходом снова поперёк комнаты в противоположную сторону и т.д. Ведущий может выполнять повороты произвольно.
ЭЛЕМЕНТЫ НАРОДНОГО ТАНЦА
Хороводный шаг. Плавный шаг с носка, который выполняется поочерёдно каждой ногой.
Переменный шаг. На «раз» - удлинённый шаг вперёд правой ногой, на «и» - небольшой шаг вперёд левой ногой, как бы обгоняя правую; на «два и» - небольшой шаг вперёд правой ногой с носка. Затем движения повторяются вперёд с левой ноги.
Дробный шаг. Исходное положение: ступни параллельны, колени слегка согнуты. Выполняется подвижно, ритмично, на месте, на всей ступне. Притопы быстро чередуются: правой, левой, правой, левой; при этом ступни поднимаются от пола невысоко. Может исполняться с продвижением вперед, при кружении на месте.
Притоп. На «раз» следует топнуть ногой впереди, на «два» - приставить ногу к ноге. Притопы выполняются одной ногой или то одной, то другой ногой попеременно; с приставлением топнувшей ноги обратно к опорной (три притопа).
Шаг с притопом на месте. На «раз» делается шаг правой ногой на месте, она ставится рядом с левой; на «два» - притоп левой ногой впереди правой, без переноса на неё тяжести тела. Акцент в этом движении падает на притоп. Затем движения повторяются с левой ноги.
Шаг с притопом в сторону. Шаг вправо правой ногой, левая нога подводится к правой и ставится на всю ступню, слегка пристукнув. Такое же движение выполняется влево с левой ноги.
Приставной хороводный шаг (без смены опорной ноги). На «раз» - небольшой шаг с носка правой (левой) ноги, на «два» - носок другой ноги приставляется к пятке опорной и т.д.
Приставной хороводный шаг (с поочерёдной сменой опорной ноги). На «раз» - длинный шаг с носка правой ноги, и на «и» - приставление левого носка к пятке опорной ноги. На «два и» - шаг на месте с правой ноги. На следующий такт движение с другой ноги.
Боковой приставной шаг – на «раз» - вправо, на «два» - левая нога приставляется к опорной.
Шаг с припаданием в сторону. Исходное положение: ноги в третьей позиции. На «и» - правую ногу приподнять вправо; на «раз» - небольшой шаг с носка на всю ступню, слегка сгибая колено и приподнимая левую ногу, согнутую в колене. На «и», выпрямляя ноги, встать на носок левой ноги (позади правой, к пятке опорной ноги); правую, выпрямляя, отвести в сторону. На «два и» повторить движение. Во время движения корпус не поворачивается.
Элемент «припадания» можно выполнять и на месте в «точке», и с поворотом вокруг своей оси.
Выставление ноги на пятку или на носок. На пятку – нога выставляется сильно согнутой в подъёме так, чтобы носок смотрел вверх; корпус прямой. На носок – нога легко выставляется вперёд, наискосок (по диагонали) или в сторону.
Полуприседание с выставлением ноги на пятку. Исходное положение: условная первая позиция. На счёт «раз и» - пружинящее полуприседание, на «два и» - выпрямление, одновременно правая нога выставляется вперёд на пятку, носок поднят вверх, левая нога остаётся прямой, корпус чуть откинут назад. На «раз и» следующего такта одновременно с полуприседанием правая нога приставляется к левой, на «два и» - выставляется вперёд левая нога.
Ковырялочка. Исходное положение: ноги в шестой позиции. На счёт «раз и» - небольшой подскок на левой ноге, одновременно правая нога отводится в сторону, ставится на носок (как бы ударяется об пол), слегка согнутое колено правой ноги повернуть внутрь. На «два и» - подскок на левой ноге, правую перевернуть, поставив на пятку, колено повернуть наружу. Пятка и носок ставятся на одно и то же место. На следующий такт делается перетоп обеими ногами поочерёдно – правой, левой, правой. Затем все движение выполняется с левой ноги.
Верёвочка. Исходное положение: ноги в третьей позиции (правая нога впереди левой, под углом к ней), руки на поясе. На «и» - подскоком на низких полупальцах левой ноги слегка проскользнуть на месте. Правую ногу, отделив от пола, с согнутым коленом завести назад за левую ногу. Колено должно быть направлено в сторону. На счёт «раз» поставить правую ногу на низкие полу пальцы позади левой в третью позицию. На счёт «и» подскоком на правой ноге слегка проскользнуть на месте. Левую ногу, отделив от пола, с согнутым коленом завести за правую ногу. На счёт «два» поставить левую ногу на низкие полупальцы позади правой в третью позицию. На счёт «и» повторить все движение.
Моталочка. Исходное положение: ноги вместе. На «раз» - подскочить на полупальцах левой ноги, одновременно правая нога, сгибаясь в колене, отводится назад. На «и» - правой ногой, опускаясь, сделать в прямом положении мазок полупальцами по полу и поднять вперёд с вытянутым коленом и стопой. На «два» - правая нога, опускаясь, как бы подбивает левую назад и опускается на ее место. Левая нога, сгибаясь в колене, отводится назад и движение повторяется с левой ноги.
Качалочка. Исходное положение: ноги вместе. На «раз» поднять невысоко вперёд правую ногу, на «и» - упасть на неё, перенеся центр тяжести тела и как бы подтолкнув левую ногу назад. На «два» - правая снова выносится вперёд, а левая возвращается на место и движение повторяется.
Гармошка. Исходное положение ног: слегка выворотная шестая позиция. На счёт «раз и» - приподнять пятку правой ноги и левый носок; скользящим движением перевести их вправо, соединив носки, разведя пятки в разные стороны, слегка согнув ноги в коленях. На «два и» - приподнять левую пятку и правый носок и скользящим движением перевести их вправо, соединив пятки, разведя носки в стороны; ноги в коленях выпрямить. Это движение можно выполнять с продвижением вправо или влево, а также по кругу, поворачиваясь вокруг своей оси.
Ёлочка. Исходное положение ног: шестая позиция. На «раз» - слегка приподнять над полом носки обеих ног и, соединив вместе, скользящим движением перевести вправо. На «два» - слегка приподнять над полом пятки и, соединив их вместе, скользящим движением перевести их вправо. Это движение можно выполнять как вправо, так и влево, а также по кругу, поворачиваясь вокруг своей оси.
Эпипэ. Исходное положение ног: шестая позиция. С продвижением вправо: на счёт «раз» опереться на полупальцы обеих ног и перенести пятки вправо; «два» - опереться на пятки обеих ног и перенести носки влево.
С продвижением влево: на счёт «раз» - опереться на полупальцы обеих ног, перенести пятки влево; «два» - опереться на пятки обеих ног и перенести носки влево.
Прыжки с поочерёдным выбрасыванием ног вперёд. Одновременно с прыжком на левой ноге правая нога приподнимается и выносится вперёд (колено выпрямляется, корпус чуть откинут назад). Затем вперёд выносится левая нога и движение повторяется.
Молоточки. Исходное положение: шестая позиция ног. На «раз» - шаг (или небольшой прыжок) правой ногой на месте, одновременно левая нога сгибается и приподнимается назад; на «и» - удар по полу полупальцами левой ноги позади правой ноги и сгибание левой ноги назад. Движение исполняется попеременно правой и левой ногами.
Ножницы. Исходное положение: шестая позиция ног. На «раз» легко подскочить на левой ноге и, приседая, правую ногу вытянуть вперёд, скользя носком по полу. На счёт «два» - перескочить на правую ногу, подтянуть ее назад и, приседая, левую ногу, скользя носком по полу, вытянуть вперёд.
Козлик. Исходное положение: правая нога стоит впереди левой, руки скрещены перед грудью. Прыжки делаются на левой ноге, правая нога пристукивает об пол стопой. Руки энергично по дуге раскрываются от себя, к себе. Выполняются на счёт «раз», «два». Движения задорные, размашистые, используются чаще в пляске мальчиков.
Полу присядка. На «раз и» - с лёгкого подскока опуститься в полное приседание на полупальцы обеих ног. На «два-и» - подскочить на обеих ногах. Это движение можно сочетать с другими движениями.
ЭЛЕМЕНТЫ БАЛЬНОГО ТАНЦА
Шаг польки. Исходное положение ног: третья позиция, правая нога впереди. На «и» - маленький скользящий подскок на левой ноге вперёд, правую ногу слегка приподнять вперёд с выпрямленным коленом и оттянутым носком. На «раз» - шаг вперёд правой ногой на низкие полупальцы; на счёт «и» - приставить левую ногу на низкие полупальцы позади правой в третью позицию. «Два» - шаг вперёд правой ногой на полупальцы; левую, отделив от пола и слегка согнув, подвести к правой.
Боковой галоп. На счёт «раз» - небольшой шаг с подскоком правой ноги в сторону, на «и» - левая нога скользящим движением подтягивается к правой, как бы выталкивая правую в сторону. Движение повторяется. Галоп можно выполнять влево.
Распределение музыкально - ритмических
и танцевальных движений по возрастным группам
на музыкальном занятии в детском саду
Младшая группа
Музыкально – ритмические движения
Различение двух контрастных по динамике или по темпу частей и передача их в движении. Движение с началом музыки и с ее окончанием, хлопки, ходьба в темпе музыки, тяжёлая ходьба, лёгкий бег на носках.
Танцевальные движения
Удары пальцем одной руки о палец другой, вращение кистями, хлопки в ладоши, удар носком одной ноги о пол, притопы одной ногой, притопывание двумя ногами поочерёдно, пружинные полуприседания, кружение на шагах, выставление ноги на пятку, на носок, прыжки на двух ногах.
Средняя группа.
Музыкально – ритмические движения
Передача в движении трёх разнохарактерных частей музыки. Ходьба чётким шагом, осторожная ходьба, пружинное полуприседание, лёгкие поскоки, лёгкий бег врассыпную, прыжки на двух ногах.
Танцевальные движения
Совершенствование танцевальных движений детей младшей группы. Бег, помахивание платочком, хлопки в ладоши и по коленкам, кружение по одному и в парах (на шагах и в беге), приседание, притопывание.
Старшая группа
Музыкально – ритмические движения
Чёткая ритмичная ходьба, смена характера шага в связи с различными динамическими оттенками (например, энергичный шаг – на спокойный), маховые движения руками, плавные движения руками, поскоки с ноги на ногу.
Танцевальные движения
Совершенствование танцевальных движений детей младшей и средней групп. Поочерёдное выбрасывание ноги вперёд, топающий шаг на всей ступне на месте и при кружении, приставной шаг с приседанием, выбрасывание ног, полу присядка, «молоточки», «ёлочка», плавное поднимание и опускание рук (вперёд и в стороны), движение в парах, поскоки, кружение, отход спиной от своей пары, сужение и расширение круга.
Подготовительная группа
Музыкально – ритмические движения
Умение двигаться в связи с динамическим или темповым изменением в музыке по частям, по фразам. Сильные поскоки, переход с напряжённого движения на спокойное, пружинящий шаг, перестроения, ходьба шеренгами, прохлопывание ритмического рисунка, боковой галоп по кругу.
Танцевальные движения
Совершенствование танцевальных движений детей младшей, средней и старшей групп. Плавный хороводный шаг, переменный шаг, шаг с притопом, «ковырялочка», «верёвочка», «гармошка», шаг польки, боковой галоп, хлопки в различных темпах, скользящие хлопки в ладоши, плавные движения рук, топающие шаги к центру и от центра, различные перестроения в парах, кружение под руку.