СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
.Методическое пособие разработано с целью систематизации и контроля знаний учащихся заочной формы получения образования.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Управление образования Минского областного исполнительного комитета
Учреждение образования
«Солигорский государственный колледж»
МУЗЫКА И МЕТОДИКА
МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины,
задания для домашней контрольной работы и
рекомендации по их выполнению
для учащихся заочной формы получения образования
по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование»
Солигорск, 2020
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Управление образования Минского областного исполнительного комитета
Учреждение образования «Солигорский государственный колледж»
Утверждаю
Заместитель директора по учебной работе
учреждения образования «Солигорский государственный колледж»
_____________ Л.С.Бузун
___________________
МУЗЫКА И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины,
задания для домашней контрольной работы и рекомендации по их выполнению
для учащихся заочной формы получения образования
по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование»
Солигорск, 2020
Одобрено цикловой комиссией Физической культуры и здоровья, музыкально-хореографических дисциплин учреждения образования «Солигорский государственный колледж»
Протокол заседания цикловой комиссии «Физической культуры и здоровья, музыкально- хореографических дисциплин» от ___________ № _
Составитель:
Преподаватель музыкальных дисциплин С. А. Шпилевская
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
СПИСОК ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ
ЛИТЕРАТУРА
Введение
Программой дисциплины «Музыка и методика музыкального воспитания» предусматривается изучение учащимися теоретических основ, методов, приёмов и средств музыкального воспитания детей дошкольного возраста, видов и форм организации музыкальной деятельности.
Изучение дисциплины «Музыка и методика музыкального воспитания» взаимосвязано с учебными дисциплинами «Психология», «Педагогика» и другими учебными дисциплинами, которые формируют у учащихся обобщенные представления об особенностях психического развития человека и закономерностях обучения и воспитания. Освоение программного материала опирается на знание учащимися особенностей музыкального восприятия, памяти, воображения, мышления детей дошкольного возраста и методов работы с ними. Изучение данной учебной дисциплины осуществляется в процессе теоретических и практических занятий в урочное время, а также в ходе самостоятельного изучения учебной дисциплины. Как в дневной, так и в заочной форме получения образования.
В результате изучения учебной дисциплины «Музыка и методика музыкального воспитания» учащиеся должны
знать на уровне представления:
основные положения теории музыки;
особенности музыкального искусства как средства воспитания и развития;
жанры музыкального искусства;
произведения мировой и отечественной музыкальной культуры;
задачи, содержание работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста;
виды детской музыкальной деятельности и их роль в музыкальном развитии детей;
содержание учебной программы дошкольного образования в области методики
музыкального воспитания, основные положения вариативных программ и авторских
методик воспитания и обучения детей;
особенности музыкального творчества детей;
знать на уровне понимания:
основные элементы музыкального языка, их взаимодействие в музыкальной интонации;
детский музыкальный репертуар, включенный в учебную программу дошкольного образования, и перечень детских и музыкальных инструментов;
характерные особенности музыкальных произведений;
особенности национальной белорусской музыкальной культуры;
основы пения;
содержание, методы и формы организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста;
уметь:
исполнять основные виды движений музыкально-ритмической деятельности;
передавать музыкальный образ в танцевальных и песенных импровизациях;
играть на детских музыкальных инструментах;
пользоваться различными (в том числе техническими) средствами обучения;
организовывать различные виды детской музыкальной деятельности с учетом
требований учебной программы дошкольного образования;
моделировать проблемные ситуации для музыкально-творческого самовыражения детей;
использовать игровые методы и приемы в обучении и воспитании детей раннего и дошкольного возраста.
Общие методические рекомендации
по изучению УЧЕБНОЙ дисциплины
Учебным планом для учащихся заочной формы обучения на изучение дисциплины выделено 84 часа из них18 часов лекционных и 12 практических занятий, 66 на самостоятельное изучение. По окончанию изучения учебной дисциплины предусмотрен экзамен.
Содержание и объём домашней контрольной работы даны в настоящих методических рекомендациях.
Основной метод изучения учебной дисциплины - самостоятельная работа учащихся.
Для получения ответов на возникшие в процессе самостоятельной работы вопросы предусмотрены консультации.
К экзамену по учебной дисциплине «Музыка и методика музыкального воспитания» допускаются учащиеся получившие отметку «зачтено» по результатам выполнения домашних контрольных работ и отметку не ниже 4 (четырёх) баллов за семестр.
Тематический план
учебной дисциплины «Музыка и методика музыкального воспитания»
Раздел, тема | Для учащихся дневного отделения | Для учащихся заочного отделения | ||
количество часов | количество часов | |||
Всего | В том числе на практические занятия | Всего | В том числе на практические занятия | |
Введение Раздел 1. Основы теории музыки 1.1.Музыка как вид искусства 1.2. Жанры музыкального искусства 1.3. Основы элементарной теории музыки и: сольфеджио Раздел 2. Теоретические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста 2.1.Структура музыкальности детей дошкольного возраста 2.2.Методы и приемы музыкального воспитания детей дошкольного возраста 2.3.Средства музыкального воспитания детей дошкольного возраста Обязательная контрольная работа №1 Раздел 3. Виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста 3.1. Пение и песенное творчество 3.3.Музыкально-ритмическая деятельность 3.4. Танцевально-игровое творчество 3.5. Основы игры на музыкальных инструментах и 3.6.Музыкальное восприятие Раздел 4.Формы организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста 4.1. Музыкальные занятия 4.2 Музыка в повседневной жизни детского сада 4.3.Самостоятельная музыкальная деятельность детей дошкольного возраста 4.4.Музыкально-тетрализованная деятельность детей дошкольного возраста 4.5.Музыкальное воспитание детей в семье 4.6.Контроль развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста Итого | 1 15 1 6 8 12 2 3 6 1 30 5 1 8 6 6 4 27 5 8 3 7 2 2 84 | 11 4 7 8 1 2 5 21 4 6 4 5 2 20 4 7 2 6 1 60 | 3 (12 с/о) 3 5 (7 с/о) 1 2 1 1 4 (26 с/о) 2 2 6 (21 с/о) 2 1 2 1 18 (66 с/о) | 2 2 4 1 2 1 2 1 1 4 1 1 1 1 12 |
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
Домашняя контрольная работа выполняется на листах формата А 4 , в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам». В начале работы указывается вариант и перечень вопросов согласно варианту. В конце работы приводится список используемой литературы с указанием автора книги, её название, год издания, проставляется дата выполнения работы и своя подпись. На титульном листе указывается наименование дисциплины, курс, группа, фамилия и инициалы.
Контрольные работы необходимо выполнять в сроки определяемые Учебным графиком учащегося заочного отделения учреждения образования «Солигорский государственный колледж». После проверки работы необходимо ознакомиться с указаниями преподавателя, обратить внимание на замечания, при необходимости доработать ответы. Если работа не зачтена, её следует доработать с учётом указанных замечаний. Домашние контрольные работы должны быть зачтены до начала лабораторно-экзаменационной сессии.
Отметка «зачтено» выставляется при условии:
Работа выполнена в полном объёме, в соответствии с заданием, ответы на все теоретические вопросы даны полно, последовательно, в требуемых случаях иллюстрированы схемами, графиками, диаграммами .
Работа аккуратно оформлена, приведён список используемой литературы.
Работа может быть зачтена, если она содержит единичные несущественные ошибки:
описки, неискажающие сути ответа на теоретические вопросы;
неточности, допущенные при ответе на теоретические вопросы;
при отсутствии списка используемой литературы или несоответствие его оформления стандарту.
Отметка «не зачтено» выставляется при условии:
Работа выполнена не в полном объёме, или содержит следующие существенные ошибки:
не раскрыто основное содержание вопросов задания;
ответы на теоретические вопросы полностью переписаны из учебной литературы, без адаптации к контрольному заданию;
отдельные вопросы в работе освещены не в соответствии с вариантом задания.
Контрольная работа, выполненная небрежно, а также не по заданному варианту, возвращается учащемуся без проверки, с указанием причин возврата.
НОМЕРА ВАРИАНТОВ
ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ учащегося по списку | Номер варианта контрольной работы |
1 | 10 |
2 | 9 |
3 | 8 |
4 | 7 |
5 | 6 |
6 | 5 |
7 | 4 |
8 | 3 |
9 | 2 |
10 | 1 |
Вариант 1. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Влияние музыки и музыкальной деятельности на развитие личности ребенка.
Формирование у детей эстетического отношения к музыкальному искусству и окружающему миру.
3. Возрастные особенности музыкального развития детей.
Характеристика задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Методические рекомендации
Рекомендуется на основе работ психологов, педагогов показать возможности музыкального искусства в развитии личности ребенка. Следует рассмотреть взаимосвязь музыкального и эмоционального развития детей, роль музыкального искусства в становлении нравственных качеств, влияние музыкального развития на формирование познавательных интересов и интеллектуальных качеств личности (любознательности, вдумчивости, сообразительности и др.). Обосновать положительное воздействие музыкальных занятий на физическое развитие детей.
Подробного рассмотрения требует проблема эстетического развития ребенка средствами музыкального искусства и формирования у детей дошкольного возраста эстетического отношения к искусству и окружающему миру. В раскрытии вопроса изучить возрастные особенности и уровень музыкального развития детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Подводя итоги изучения темы, следует обобщить ее основное содержание в виде задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Практическое приложение: Привести примеры музыкальных произведений, способствующих формированию определенных качеств личности, либо оценить воспитательное значение пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
Литература
Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. — С. 27-31, 87-95.
Викат М. Музыка и развитие личности ребенка // Дошк. воспитание. – 1985. — № 8. - С. 82-85.
3. Виноградова Л. Умственное воспитание на музыкальных занятиях // Дошк.воспитание. - 1986. - № 6. - С. 79-84.
4. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Уч. пособие / А.Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. - М.,2005. С. 83-90.
5. Методика музыкального воспитания в детском саду. / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М, 1989. - С. 6-15.
6. Музыкальное воспитание // Педагогическая энциклопедия: В 4 т. — М.,1965. —Т.-2.-С.886- 888.
7. Оснош дошкольной педагогики. / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. — М., 1980.-С. 193-200.
8. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997.— Ч.1.-С.З-16.
Вариант 2. РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Понятие способности. Общие и специальные способности.
Музыкальные способности и задатки.
Структура музыкальности. Основные и неосновные музыкальные способности.
Эмоциональная отзывчивость на музыку в структуре музыкальности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Раскрыть общее представление о способностях человека. Опираясь на работы С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, К.К.Платонова и др., необходимо дать, определение понятию способности, рассмотреть взаимодействие способностей, их связь с успешностью выполнения деятельности. Охарактеризовать общие и специальные способности человека. На основе теоретических положений, выдвигаемых Б.М.Тепловым, объяснить, какая связь существует между задатками и способностями. Показать научную обоснованность и практическое подтверждение этих положений.
Рассматривая вопрос о природе музыкальных способностей, важно выделить и охарактеризовать основные и неосновные музыкальные способности, дать определение музыкальности и музыкальной одаренности. Изучить различные подходы к проблеме развития музыкальных способностей (С.Сишор, Г.Ревеш и др.).
При обосновании структуры музыкальности рекомендуется рассмотреть:
Возможности музыкального искусства в передаче определенного эмоционального содержания (эмоциональная окраска лада, выразительность ритма, различные свойства музыкальных звуков и др.);
разновидности музыкального слуха и психолого-педагогический подход к его характеристике;
взаимосвязь эмоций и музыкального слуха.
Большего внимания требуют основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально - слуховые представления, чувство ритма.
Рекомендуется изучить структуру музыкальности ребенка дошкольного возраста и дать характеристику музыкальных способностей детей к различным видам музыкальной деятельности. Определить значение музыкальной отзывчивости в структуре музыкальности детей дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. — С. 81– 87
Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968. – С. 151-169.
3. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей
дошкольного возраста: Уч. пособие / А.Г .Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М.,2005. С. 70-83.
Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. — М., 1993. — С. 25-31.
Лобанова О.Ю. Эмоциональная отзывчивость на музыку в структуре детской музыкальности // Современные проблемы дошкольного образования: Материалы международной научно-практической конференций,
посвященной 100-летию со дня рождения А. В. Кенеман. — М„ 1996. — С. 26-28.
Немов Р.С. Психология: В 2 кн. - М., 1994. — Кн. 1. — С. 315-330. Платонов К.К. Проблема способностей. — М.,1972.
Психология: Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М., 1990.
Рады нов а О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998.-С. 11-20.
Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989. — Т. 2. — С. 122-147.
10. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2 т. —М., 1985.-Т.1У- Гл. 1,4,6-8.
11. Теплов Б.М. Способности и одаренность// Избр. труды: В 2 т. – М.,1985.—Т. 1.-С. 15-41.
Вариант 3. МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Характеристика музыкально-дидактических игр и пособий, направленных на развитие музыкальности детей дошкольного возраста.
Значение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей.
Целесообразность применения музыкально-дидактических игр и пособий с точки зрения развития основных и неосновных музыкальных способностей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
При анализе методической литературы и пособий для воспитателей и музыкальных руководителей необходимо обратить внимание на характеристику музыкально-дидактических игр, изучить их структуру различные классификации. Раскрыть музыкально-дидактические игры как важнейшее средство развития музыкальной деятельности детей. Основное назначение музыкально-дидактических игр. Психолого-педагогические основы использования музыкально-дидактических игр на занятиях и их влияние на развития личности детей дошкольного возраста. Виды музыкально-дидактических игр. Методика проведения музыкально дидактических игр. Рекомендуется раскрыть содержание музыкально-дидактических игр и пособий используемых для развития основных музыкальных способностей.
Практическое приложение: Составить конспект фрагмента занятия с проведением музыкально дидактической игры для младших и старших детей дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1 . Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968. — С. 231-248, Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. — М., 1989.
Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процесс музыкальных игр. —М., 1958.
Злыгостева 3. Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей //Дош. воспитание. — 1987. — № 4. – С. 88.
4. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. — М., 1986.
5 . Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников М., 1982.
Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 1998. С. 25-31,49-5
Вариант 4. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Характеристика различных классификаций педагогических методов.
Методы музыкального воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Реализация комплексного подхода к использованию методов и приемов музыкального воспитания в практике работы с детьми дошкольного возраста.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
В процессе музыкального воспитания и обучения детей педагог использует различные методы и приемы. Вопрос о методах воспитания и обучения — один из важнейших в теории и практике дошкольного образования. В данной теме необходимо рассмотреть проблему методов и приемов в теории воспитания и обучения детей, подходы к определению понятия метод, взаимосвязь понятий метод и методический прием.
Рекомендуется изучить несколько классификаций педагогических методов, охарактеризовать содержание й подходы, на основе которых они разработаны, предложить возможные варианты использования отдельных групп методов в практике музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Особое внимание следует обратить на характеристику методов, стимулирующих активность, самостоятельность и творческие проявления детей.
При характеристике методов музыкального воспитания, возможно, объединить две общепринятые в педагогике классификации: наглядные, словесные и практические методы целесообразно рассмотреть в сочетании с проблемным методом обучения и воспитания детей.
Также необходимо рассмотреть взаимосвязь обучения и музыкального развития детей дошкольного возраста, раскрывая:
развивающий характер обучения;
комплексный подход в выборе методов и приемов (учёт уровня общего и музыкального развития детей, индивидуальных и возрастных особенностей, конкретных задач музыкального воспитания, видов музыкальной деятельности, этапов обучения, типа музыкального занятия, степени сложности репертуара);
единство музыкального воспитания и обучения (характеристика принципов отбора материала, особенностей взаимодействия взрослого и ребенка, творческого потенциала педагога и др.).
Далее следует выделить такие методы, как игровой, упражнения и моделирование, проанализировать сущность каждого из них и специфику применения в педагогическом процессе. Привести варианты проблемных ситуаций и их усложнение в процессе выполнения упражнений детьми.
Практическое приложение: Проанализировать конспект занятия с точки зрения применения различных методов и приемов обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1.Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду, —М., 1983. —С. 127-146.
. Выбор методов обучения. / Под ред. Ю.К.Бабанского. — М., 1981.
. Дидактика // Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993. — Т.1.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981.
Методика музыкального1 воспитания в детском саду / Под ред. НЛ.Ветлугиной. - М., 1989.-С, * 31-38.
Основы дошкольной педагогики. / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. — М., 1980.-С. 42- 46, 200-208.
7 . Р ад ы н о в а О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. -С. 39-54.
8. Смирнова Е.О. Проблема обучения и развития // Психология ребенка. — М., 1997. - С. 60
9. Харламов И.Ф: Педагогика: Учеб. пособие. — М., 1990. — С. 193-198
Вариант 5. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ.
Характеристика ритмики как вида исполнительской музыкальной деятельности детей. Музыка и движение в ритмике.
Значение музыкально-ритмического воспитания в формировании личности ребенка. Цель и задачи ритмики.
Возрастные характеристики музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста.
Основные источники движений ритмики. Виды ритмики в детском саду.
Принципы отбора репертуара по ритмике в дошкольном возрасте.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Изучение темы необходимо начать с общей характеристики ритмики как вида музыкальной деятельности.
Рекомендуется изучить теоретические основы ритмического воспитания детей дошкольного возраста. Рассмотреть системы ритмического воспитания Э. Ж. Далькроза, Н. Г. Александровой и др., обсудить взгляды педагогов Т. С. Бабаджан. Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, Н. А. Метлова, М. А. Румер, Б. М. Тешюва на содержание музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста. Особого внимания требуют вопросы ведущей роли музыкального искусства в ритмическом воспитании, соотношения музыки и движений, их взаимосвязи как главных условий эффективности музыкального развития детей. Единство музыки и движений помогает ребенку глубже пережить выразительность музыкального образа. В связи с этим следует обсудить роль ритмики в становлении музыкально-эстетического сознания детей дошкольного возраста.
Изучив рекомендуемую литературу, необходимо выделить развивающую, образовательную и воспитательную функции ритмики, влияние ритмики на музыкальное и общее развитие личности ребенка.
Подводя итоги обсуждения вопроса о значении ритмики в развитии детей, раскройте цель и задачи музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста.
Далее следует изучить возрастные особенности развития музыкально-ритмических движений. Важно проследить динамику усложнения навыков по возрастным группам.
Раскрыть виды ритмики, источники и особенности движений под музыку. Рассматривая содержание каждого вида музыкально-ритмических движений, важно обратить внимание на их развивающий и обучающий характер, назвать специфические умения и навыки, формируемые посредством определенного вида ритмики. Рекомендуется на образцах музыкально-ритмических движений показать, в чем проявляются особенности каждого их вида.
Рассматривая методику формирования музыкально-ритмических движений, необходимо изучить особенности музыкального репертуара по ритмике для детского сада. Требуется перечислить и прокомментировать тенденции отбора музыкальных произведений для упражнений, танцев и музыкальных игр, имевшие место в истории отечественного музыкально-ритмического воспитания, охарактеризовать современные требования и принципы отбора репертуара по ритмике.
Практическое приложение: Разработать конспекты фрагментов музыкальных занятий по разучиванию игр и танцев (хороводов) в младшей и старшей группах дошкольного возраста (возрастная группа и вид движений — по выбору).
ЛИТЕРАТУРА
Бабаджан Т.С. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. —М., 1930.
Ветлу г и на Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. — С.114—118.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968. — С. 111-118.
4. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей
дошкольного возраста: Уч. пособие / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М., 2005. С. 118-127.
5. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3—5 лет. /Авт.-сост. С. И. Бекина и др. - М., 1981.
Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет. / Авт.-сост. С.И.Бекина и др. —М., 1983.
Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6—7 лет. / Авт.-сост. С.И.Бекина и др. -М., 1984.
Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. — М., 1991. — С.4—38.
Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В.Келдыш. — М., 1990.
10. Пралеска: воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении:базисная программа и методич. рекомендации. Мн., 2000.
11. П.Петрова В. Музыкальные упражнения//Дошк. воспитание. — 1991. —№ П. —С. 110-117.
ПетроваВ. Пляска //Дошк. воспитание. — 1992. — № 1. — С. 122.
Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. —С. 104-138.
Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. — М., 1972.
Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей: Учеб.пособие для детей дошк, и мл. шк. возраста/Общ. ред. Г.Я.Нугер, -М., 1989.
Вариант 6. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА
МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.
Характеристика музыкальных инструментов. Детские музыкальные инструменты: классификация, характеристика, требования к отбору музыкальных игрушек и инструментов для детей.
Проблема обучения детей игре на музыкальных инструментах в теории и практике музыкального воспитания.
Музыкальный репертуар: общая характеристика и принципы отбора.
Этапы разучивания музыкального произведения.
Методы и приемы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах. Дидактическая игра как средство обучения инструментальному музыцированию.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Дать характеристику музыкальных инструментов и краткую истории их возникновения. Раскрыть типы музыкальных инструментов (инструменты симфонического оркестра и народные) и основные их группах (ударные, духовые, струнные). Знакомясь с разновидностями музыкальных инструментов, необходимо обратить внимание на строение, внешний вид, способа извлечения звуков, особенности звучания и выразительные возможности каждого инструмента. При подготовке рекомендуется изучить пособие «Рассказы о музыкальных инструментах» О.П.Радыновой (М., 1997) и другую музыковедческую литературу по данному вопросу.
Затем следует перейти к изучению детских музыкальных инструментов, используемых в работе с детьми дошкольного возраста. Этот материал целесообразнее всего проработать по книге Н.К.Кононовой «Обучение детей дошкольного возраста
игре на детских музыкальных инструментах» (М., 1990. - С.4—19). Необходимо знать классификацию детских музыкальных инструментов, особенности строения, способы звукоизвлечения и игры на инструментах, выразительные возможности каждого из них. Следует иметь четкое представление о том, в каком возрасте возможно обучение ребенка игре на определенном музыкальном инструменте. Подводя итог обсуждению данного вопроса, рекомендуется разработать педагогические требования к отбору музыкальных игрушек и инструментов для детей дошкольного возраста.
В теории и практике музыкального воспитания существует несколько подходов к обучению детей дошкольного возраста игре на инструментах. Необходимо охарактеризовать различные способы обучения игре на мелодических музыкальных инструментах. В связи с этим следует в первую очередь повторить ранее изученный материал о системах музыкального воспитания детей (К.Орф, Ш.Судзуки, Н.А.Метлов), а затем перейти к изучению рекомендуемой литературы. На основе анализа литературы сравнить цифровую, цветовую системы, обучение по вкладышам-схемам, по нотам и по слуху. Обосновать наиболее эффективный путь обучения игре на музыкальном инструменте. Изучив рекомендуемую литературу и опыт работы педагогов-музыкантов, необходимо показать значение данного вида исполнительства в музыкальном и общем развитии детей.
На основе анализа литературы выделить общие и специфические требования, предъявляемые к музыкальному репертуару, предназначенному для инструментального исполнения детей дошкольного возраста.
При характеристике основных методов и приемов обучения игре на музыкальных инструментах особое внимание следует уделить приемам активизации мышления и самостоятельных действий детей. Следует охарактеризовать и привести примеры музыкально-дидактических игр, направленных на развитие музыкального слуха, формирование исполнительских умений и навыков, а также знаний детей о музыкальных инструментах.
Практическое приложение: Разработать планы-конспекты бесед с детьми старшего дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. — С. 27-31, 87-95.
Викат М. Музыка и развитие личности ребенка // Дошк. воспитание. – 1985. — № 8. - С. 82-85.
3. Виноградова Л. Умственное воспитание на музыкальных занятиях // Дошк.воспитание. - 1986. - № 6. - С. 79-84.
4. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Уч. пособие / А.Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. - М.,2005. С. 83-90.
5. Методика музыкального воспитания в детском саду. / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М, 1989. - С. 6-15.
6. Музыкальное воспитание // Педагогическая энциклопедия: В 4 т. — М.,1965. —Т.-2.-С.886- 888.
7. Оснош дошкольной педагогики. / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. — М., 1980.-С. 193-200.
8. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997.— Ч.1.-С.З-16.
Вариант 7. МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИРАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.
1. Содержание музыкально-образовательной деятельности в учреждении дошкольного образования.
2. Роль знаний о музыке в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.
3.Знание о музыке как средство формирования познавательных интересов детей.
4. Методы и приемы формирования знаний о музыке.
5. Использование музыкально-дидактических игр и музыкальных пособий в музыкально- образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Изучение данной темы необходимо начать с общей характеристики знаний о музыке, которые дети дошкольного возраста усваивают в процессе обучения и воспитания в детском саду. Раскрыть представление о содержании знаний о музыке общего и специального характера. Важно отметить роль знаний о музыке в развитии основных музыкальных способностей (ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма), формировании музыкальной культуры. Необходимо показать, что знания о музыке различных стилей и жанров, о композиторах и их творчестве и т.д. оказывают влияние на становление музыкально-эстетического сознания (интересы, потребности, эстетические эмоции, оценки, вкус, представления об идеале). Рекомендуется иллюстрировать теоретические положения примерами из опыта работы музыкальных руководителей и собственных наблюдений.
Раскрыть знания и сведения о музыке, которые дети усваивают в процессе слушания музыкальных произведений, их исполнения (в пении и «на инструментах), музыкально-ритмической деятельности. Важно сказать, каким образом получение элементарных сведений о музыке может повлиять, на формирование музыкально-творческих способностей детей.
Актуализировать знания о влиянии музыки на развитие личности ребенка и показать роль знаний в развитии любознательности, познавательных интересов и потребностей детей.
Вопрос о методах и приемах формирования знаний о музыке требует аналитического подхода к изученному ранее материалу по методике музыкального развития детей в процессе слушания, исполнительства, творчества. В данном случае следует акцентировать внимание на особенности применения наглядных, словесных, практических методов, Направленных на усвоение знаний о музыке в каждом виде музыкальной деятельности детей. Содержательной характеристики требуют игровые методы обучения. Обосновать педагогическую целесообразность применения игрового метода в усвоении музыкальных терминов и понятий.
При изучении литературы необходимо раскрыть следующие методические вопросы: своеобразие методов обучения, направленных на усвоение знаний о музыке в различных возрастных группах; объем знаний о музыке, усваиваемый детьми в каждой возрастной группе; роль музыкальных пособий в получении элементарных сведений о музыке; педагогические требования к наглядным пособиям, используемым в работе с детьми дошкольного возраста.
Практическое приложение; Подобрать музыкально-дидактические игры для детей 4-5 лет, направленные на формирование знаний о музыке.
Подготовить наглядный материал либо разработать кроссворды, чайнворды, шарады, ребусы, загадки и т.п. для детей старшего дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду, —М., 1983, —С.123-125.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. —., 1968. — С. ;133—135.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. — М., 1989.
4. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном дошкольников. — М, 1986.
5. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. —М., 1982.
6. Михеева Л.М. Музыкальный словарь в рассказах. — М., 1988.
7. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольнике. — М., 1998.— С. 139-146.
8. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997. — ч 1
9. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. — М., 1984.
Вариант 8. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
^
Общая характеристика форм музыкальной деятельности.
Условия организации музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста.
Музыка в повседневной жизни детского сада.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
К формам организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста относятся занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и музыкальное воспитание в семье. В контрольной работе необходимо дать общую характеристики форм музыкальной деятельности, раскрыть их общие и специфические особенности, показать роль и воспитательное значение каждой из них в педагогическом процессе.
При характеристике музыкальных занятий следует назвать их образовательно-воспитательное значение, перечислить их развивающие функции. Обратить внимание на возможности занятий в решении основных задач музыкального воспитания детей. Необходимо рассмотреть специфику проведения музыкальных занятий в группах раннего возраста, методические особенности организации занятий с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. Анализируя литературу по данному вопросу, следует выделить конкретные способы активизации эмоциональных проявлений, мышления, воображения и самостоятельных действий детей в разнообразных видах музыкальной деятельности, включенных в структуру музыкальных занятий. Особого внимания требует вопрос гуманизации педагогического процесса на музыкальном занятии. При обсуждении этой проблемы рекомендуется уделить внимание следующим моментам:
современное содержание музыкального воспитания детей в детском саду;
отбор музыкального репертуара, его качественные и количественные характеристики;
стиль руководства музыкальным воспитанием детей;
индивидуально-дифференцированный подход в обучении детей на занятии;
способы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе обучения, характер взаимодействия детей на занятиях;
возможности включения нетрадиционных элементов в структуру, содержание и организацию музыкальных занятий (роль ребенка на занятии, способы организации детей, участие взрослых, изменение места, времени занятий и т.п.).
Подводя итоги обсуждения вопроса, необходимо выделить условия наиболее эффективной организации музыкальных занятий в структуре педагогического процесса в детском саду.
Рассматривая содержание музыкального воспитания в повседневной жизни детского сада, следует охарактеризовать разновидности этой формы организации музыкальной деятельности детей. Будущие специалисты должны знать возможности использования музыки в быту детского сада, содержание и воспитательное значение развлечений и праздничных утренников. Важно охарактеризовать особенности различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность) в зависимости от организационных форм, в которых они протекают.
Рекомендуется просмотреть содержание тематических бесед о музыке, бесед-концертов с участием детей, праздничных утренников, театральных инсценировок и т.п. (по выбору) и выделить методические особенности и характер педагогического руководства каждой из перечисленных организационных форм. Оценить воспитательное значение представленного методического материала (конспекты, наглядные пособия, атрибуты и т.п.).
Практическое приложение: составить конспект утренника с использованием музыки с указанием конкретного музыкального материала.
ЛИТЕРАТУРА
Александрова 3. Развлечения в жизни малышей //Дошк. воспитание. — 1998._№ 1 .-С. 108-112.
Буре Р.С. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса //Дошк. воспитание.— 1994. — № 3. — С. 33.
Ветлугина Н.А., Дзержинская ИЛ.,К омиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. — М., 1984.
Ветлугина Н.А., К е н е м а н А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. — С. 157-168.
5. Морозова Н., Суетина Н. Ищем новые формы, методы и приемы в музыкальном воспитании дошкольников// Дошк. воспитание. — 1995. — №8. —С. 12.2.
Праздники и развлечения в детском саду. / Сост. С.И.Бекина. — М., 1982.
Радынова О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные песни. — М., 1995.
Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. —С. 146-153.
Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997.
Соловьева О. Музыка в повседневной жизни детского сада //Дошк.воспитание. - 1982.- №5.-С. 86.
Вариант 9. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.
1 Характеристика условий музыкального развития ребенка в семье.
Задачи и методы музыкального воспитания детей в семье. Используемый музыкальный репертуар.
Формы организации музыкальной деятельности в семье.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Вопрос о музыкальном воспитании детей дошкольного возраста в семье целесообразно изучить по книге О.П. Радыновой, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили «Музыкальное воспитание дошкольников» (М., 1994. — С. 177—182). Рассмотрев рекомендуемую литературу по этой проблеме дать характеристику условий музыкального развития ребенка в семье. Определить задачи и методы музыкального воспитания детей в семье, используемый музыкальный материал. Рассмотреть формы организации музыкальной деятельности в семье.
Практическое приложение: подготовить деловую игру, содержание которой составят вопросы музыкального воспитания в семье. Темы деловой игры могут быть разнообразными (по выбору). Рекомендуются следующие темы:
«Педагогический совет с участием родителей» (взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи в решении основных задач музыкального воспитания детей);
«Семейные праздники» (организация музыкального досуга);
«Музыкально-педагогическая гостиная» (содержание музыкального воспитания в семье) и т.д.
Практическое приложение: Составить сценарий семейного музыкального праздника или. досуга либо подготовить деловую игру по одной из предложенных выше тем.
ЛИТЕРАТУРА
БелобородоваВ. Музыкальное воспитание детей в семье // Дошк. воспитание. — 1986. — №2, —С. 59.
Ветлугина Н.А.Эстетическое воспитание в семье. — М., 1973.
Гогоберидзе А.Г. Теория и мтеодика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Уч. пособие / А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская. - М., 2005. С. 253-260.
Кузьмичева Л. Работа музыкального руководителя (вне занятий): Не забывать о родителях //Дошк. воспитание. — 1980.— № 5. — С. 91, 92.
Мадорский Л.П. Музыка начинается в семье. — М., 1982.
Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.,1994. —С. 177-182.
7 . Чичерина Н. Музыка в жизни младенца //Дошк. вопитание. — 1990. — № 12. —С. 57-59.
Вариант 10. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА
ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Общая характеристика видов музыкальных занятий.
Индивидуальные музыкальные занятия и занятий с подгруппой детей дошкольного возраста.
Классификация фронтальных занятий. Типовые занятия, вариативность их структуры.
Доминантные занятия.
Тематические музыкальные занятия.
Комплексные занятия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Музыкальные занятия являются ведущей организационной формой музыкальной деятельности детей в учреждении дошкольном образования. В домашней контрольной работе необходимо рассмотреть виды музыкальных занятий, требования к их организации и обосновать целесообразность применения каждого вида занятий.
Индивидуальные занятия и занятия с подгруппой детей являются основными в группах раннего возраста. Будущим специалистам необходимо знать методические особенности организации занятий с детьми раннего возраста: специфику их построения, характер музыкального репертуара, доминирующие методы и приемы обучения. В группах дошкольного возраста индивидуальные занятия с детьми имеют вспомогательное значение. Следует указать цели организации данного вида занятий, их содержание и место в педагогическом процессе. Необходимо отметить специфику проведения индивидуальных занятий с детьми, отстающими или опережающими в развитии своих сверстников. Важно проанализировать условия и причины, побуждающие педагога организовывать индивидуальные доминантные и тематические занятия с детьми дошкольного возраста. Также необходимо раскрыть цели и содержание типовых, доминантных, тематических занятий с подгруппой детей. Важно проанализировать условия и обосновать целесообразность объединения детей в подгруппы, показать развивающее значение занятий данного типа.
Фронтальные занятия являются ведущей формой организации музыкальной деятельности детей в среднем и старшем дошкольном возрасте. Они делятся на типовые, доминантные, тематические и комплексные. Необходимо знать цель, содержание и специфику организации каждого вида фронтальных занятий.
Рассматривая типовые музыкальные занятия, необходимо рассмотреть структуру, варианты их построения и условия объединения всех видов музыкальной деятельности на занятиях. При обсуждении вопроса обратить внимание на требования к физической, умственной и эмоциональной нагрузке детей с учетом вариативного изменения структуры занятий.
При изучении содержания доминантных занятий выделить цели, задачи, особенности и варианты построения данного вида занятий. Детального рассмотрения требует методика проведения занятий в зависимости от доминирования каждого вида музыкальной деятельности детей.
Тематические занятия отличаются характером избранной темы. Следует выделить разновидности тематических занятий, охарактеризовать особенности каждой из групп, отметить их общие и специфические черты. Проанализировать принципы отбора и объединения музыкального репертуара на занятии, источники тематики занятий, их воспитательные и развивающие функции.
Комплексные занятия требуют объединения разных видов художественной деятельности детей: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной и др. Будущие специалисты должны уметь обосновать цель, задачи комплексных занятий и их главные содержательные установки (на основе специфики каждого вида искусства). Важно разобраться в методических особенностях проведения занятий данного вида: принципах подбора и объединения музыкально-художественного репертуара, способах объединения произведений музыкального искусства, живописи, художественной литературы.
Практическое приложение: разработать конспект (на выбор) тематического, доминантного либо комплексного музыкального занятия для определенной возрастной группы. Подготовить наглядный материал.
ЛИТЕРАТУРА
Александрова 3. Развлечения в жизни малышей //Дошк. воспитание. — 1998._№ 1 .-С. 108-112.
Буре Р.С. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса//Дошк. воспитание.— 1994. — № 3. — С. 33.
Ветлугина Н.А., Дзержинская ИЛ.,К омиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. — М., 1984.
Ветлугина Н.А., К е н е м а н А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. — С. 157-168.
Морозова Н., Суетина Н. Ищем новые формы, методы и приемы в музыкальном воспитании дошкольников// Дошк. воспитание. — 1995. — №8. —С. 12.2.
Праздники и развлечения в детском саду. / Сост. С.И.Бекина. — М., 1982.
Радынова О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные песни. — М., 1995.
Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. —С. 146-153.
Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997.
Соловьева О. Музыка в повседневной жизни детского сада //Дошк.воспитание. - 1982.- №5.-С. 86.
СПИСОК ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ
по учебной дисциплине «Музыка и методика музыкального воспитания»
Практические задания по учебной дисциплине «Музыка и методика музыкального воспитания»
Для учащихся заочной формы получения образования , сдающих экзамен по учебной дисциплине «Музыка и методика музыкального воспитания» общепрофессионального компонента учебного плана учреждения образования по специальности 2-01 01 01 Дошкольное образование для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием.
1. Привести примеры упражнений для развития вокально-хоровых навыков.
2. Привести примеры упражнений для развития певческого дыхания.
3. Привести примеры использования творческих заданий в пении.
4. Привести примеры упражнений для развития певческой дикции.
5. Привести примеры музыкально-дидактических игр для развития звуковысотного слуха.
6. Привести примеры музыкально-дидактических игр для развития тембрового слуха.
7. Привести примеры музыкально-дидактических игр для развития чувства ритма.
8. Привести примеры музыкально-дидактических игр для развития ладового чувства.
9. Составить план-схему традиционного музыкального занятия в одной из возрастных групп.
10. Перечислить этапы подготовки праздника в детском саду.
11. Составить план-схему тематического музыкального занятия в одной из возрастных групп.
12. Составить план-схему календарного планирования в одной из возрастных групп.
13. Разработать сюжетную музыкальную игру.
14. Разработать не сюжетную музыкальную игру.
15. Разработать динамический этюд.
16. Разработать алгоритм подготовки театрального представления.
17. Привести примеры музыкально-дидактических игр с использованием шумовых музыкальных инструментов.
18. Привести примеры музыкально-дидактических игр с использованием клавишно-ударных музыкальных инструментов.
19. Составить план-схему музыкального занятия по слушанию музыки в одной из возрастных групп.
20. Продемонстрировать приёмы звукоизвлечения на металофоне.
21. Продемонстрировать приёмы звукоизвлечения на ксилофоне.
22. Привести примеры использования жанров белорусского календарно-обрядового фольклора (колядки, щедровки, «гукальные» и др.) в работе с детьми дошкольного возраста(возрастная группа по выбору).
23. Составить план-схему перспективного планирования в одной из возрастных групп.
24. Разобрать этапы работы над песней . (Возрастная группа по выбору).
25. Составить упражнение на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста.
26. Составить упражнение на развитие координации движений для детей старшего дошкольного возраста.
27.Привести примеры музыкально-дидактических игр на различение высоты звучания, динамики.
28.Знаки увеличивающие длительность нот.
29.Буквенное и слоговое обозначение нот.
30.Длительности нот и пауз.
Перечень теоретических вопросов по учебной дисциплине
«Музыка и методика музыкального воспитания»
для учащихся учебной группы ДО-181с, сдающих экзамен по учебной дисциплине «Музыка и методика музыкального воспитания» общепрофессионального компонента учебного плана учреждения образования по специальности 2-01 01 01 Дошкольное образование для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием.
1. Специфика музыки как вида искусства. Характеристика музыкального образа.
2. Понятие о видах и жанрах музыки. Их классификация.
3. Средства выразительности в музыке.
4. Музыкальный звук и его характеристики.
5.Характеристика элементов нотного письма.
6.Система жанров белорусского музыкального фольклора.
7. Цель и задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
8. Определение и структура музыкальности в исследованиях Б.М. Теплова
9. Использование наглядных, словесных и практических методов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
10. Дидактическая игра как метод музыкального воспитания детей дошкольного возраста
11.Музыкально-дидактические пособия, их роль в музыкальном развитии ребёнка.
12. Подходы к классификации музыкально-дидактических игр.
13. Восприятие как основной вид детской музыкальной деятельности. Его задачи и формы организации.
14. Этапы организации музыкального восприятия, методы и приемы активизации восприятия музыки.
15. Требования к репертуару по слушанию музыки для детей дошкольного возраста.
16.Значение цели и задачи певческой деятельности детей.
17. Разнообразие творческих заданий для развития песенного творчества.
18. Методы и приёмы обучения на каждом этапе разучивания песни
19.Хоровое пение и его значение. Разнообразие хоровых коллек-
тивов, хоровых партий.
20. Характеристика вокальных и хоровых навыков детей дошкольного возраста.
21. Особенности детского голоса и меры по его охране
22. Характеристика песенного репертуара для детей дошкольного возраста
23. Музыкально-ритмические движения как вид детской музыкальной
деятельности, его задачи.
24. Виды музыкально-ритмических движений.
25. Принципы отбора музыкального репертуара к музыкально-ритмическим
движениям .
26. Этапы разучивания музыкально-ритмических движений с детьми дошкольного возраста, методы и приемы.
27.Игра на детских музыкальных инструментах как вид детской музыкальной деятельности, его задачи.
28. Характеристика детских музыкальных инструментов, их классификация.
29. Способы обучения игре на детских музыкальных инструментах детей
дошкольного возраста, методы и приемы.
30. Формы организации коллективного музицирования детей дошкольного возраста (ансамбль, шумовой и смешанный оркестры), методика работы.
31. Понятие детского музыкального творчества, его задачи.
32. Виды заданий для развития музыкально-творческих способностей детей
дошкольного возраста.
33. Музыкально-образовательная деятельность, ее задачи.
34. Методы и приемы формирования знаний о музыке у детей дошкольного
возраста.
35. Музыкальные занятия как форма организации музыкальной деятельности
детей дошкольного возраста.
36. Характеристика структуры построения музыкальных занятий и особенности проведения в разных возрастных группах.
37. Роль музыки в организации развлечений, требования к организации
развлечений и досугов.
38. Самостоятельная музыкальная деятельность в условиях
дошкольного учреждения, организация предметно-пространственной среды.
40. Музыкальное воспитание детей в семье, его задачи, методы и формы
41. Виды и средства музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
42.Этапы развития танцевально-игрового творчества детей дошкольного
возраста
43.Этюд и его виды
44.Роль воспитателя в процессе проведения музыкальных занятий.
45.Роль и место музыки в повседневной жизни дошкольного учреждения образования.
46. Классификация функции, основные принципы организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.
47.Роль воспитателя в руководстве самостоятельной музыкальной
деятельностью детей дошкольного возраста.
48.Воспитательное значение пения.
49. Особенности системы планирования, учёта и контроля развития музыкальных способностей.
50.Понятие о певческом дыхании, характеристика его типов.
51. Характеристика озвученных музыкальных инструментов.
52. Характеристика не озвученных музыкальных инструментов.
53. Классификация развлечений.
54.Понятие о певческом диапазоне.
55. Последовательность этапов обучения детей музыкально-
ритмическим движениям.
56.Характеристика темпа и его обозначения.
57. Характеристика развития музыкально- ритмических навыков детей дошкольного возраста по возрастным группам.
58. Особенности строения, способы игры и выразительные
возможности музыкальных инструментов.
59. Характеристика основных видов вокальной и инструментальной музыки.
60. Характеристика музыкальной системы, звукоряда.
ЛИТЕРАТУРА
АрхиповаЕ. Конспекты музыкально-тематических занятий // Дошк. воспитание. — 1996. — №5, —С. 114.
Вайнфельд О. Петр Ильич Чайковский и его музыка (цикл комплексных занятий для детей старшего дошкольного возраста) //Дошк. воспитание. — 1998. —№4. — С. 144.
Варанкина Н. Доминантное занятие по обучению детей восприятию музыки //Дошк. воспитание. — 1995. — № 5. — С. 121,
Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. — М., 1984.
Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М„ 1983. — С. 28, 29, 157-168.
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М., 1981.
Дзержинская И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М., 1985.
Корой Е.Ф; Анализ различных типов занятий музыкой в методической литературе // Формирование системы эстетического воспитания / Под ред. Н.А. Ветлугиной. —М., 1983.
9. Корой Е. Ф. Музыкальное воспитание детей шестилетнего возраста. — Кишинев, 1986.
10. Петрова В. Музыкальные занятия //Дошк. воспитание. — 1994. — №9. —С. 116.
11. Рады нова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. —М., 1998. —С. 154-168.
12. Анцыпирович, О. Н. В мире музыки: учеб. – нагляд. пособие/ О. Н. Анцыпирович. Минск, 2006.
13. Битус, А. Ф. Певческая азбука ребёнка/ А. Ф. Битус, С. В. Битус. Минск, 2007.
14. Брызгалова, А. Н. Театрально- игровая деятельность дошкольников: пособие/ А. Н. Брызгалова, М.А. Калиновская, Р. А. Туфкрео; под ред. О. И. Дрозд, Е. А. Устиненко. Минск, 2006.
15. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие/ А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. М., 2005.
16. Гогоберидзе, А. Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: Современные педагогические технологии: учеб. - метод. пособие/ А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. Ростов н/ Д, 2008.
Ипвкмпывмчв
Рчварвчрчарчвр
гкуынгуеуецун