СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению практических занятий по дисциплине "Основы философии" для группы ЭЛ-21д

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации предназанчены студентам СПО при  изучении дисциплины "Основы философии" 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению практических занятий по дисциплине "Основы философии" для группы ЭЛ-21д»


З. С. Сойко





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ


«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»



Для студентов специальности


13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)












Муравленко 2021

Сойко З. С. Методические рекомендации по выполнению практических занятий по учебной дисциплине «Основы философии» для студентов специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)– Муравленко: Муравленковский многопрофильный колледж, 2021. – 30с.



Методические рекомендации рассмотрены, утверждены и рекомендованы к использованию на заседании предметной (цикловой) комиссии гуманитарных дисциплин. Протокол № 1 от 2021 г.












Автор-составитель:

Сойко Зугура Саяховна, преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж»




Внутренние эксперты:

Войтюлевич Лариса Александровна, преподаватель высшей квалификационной категории Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж»


Ларисова Ирина Анатольевна, преподаватель высшей квалификационной категории Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж»


Внешний эксперт: Боровик Вероника Юрьевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Многопрофильный лицей», высшая квалификационная категория.





Методические рекомендации по выполнению практических занятий являются частью Учебно-методического комплекса основной профессиональной образовательной программы специальностей технического, гуманитарного и естественно-научного циклов



Методические рекомендации по выполнению практических занятий адресованы студентам очной формы обучения и включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, обеспеченность занятия, задания и порядок выполнения практического занятия, образцы для оформления деловых бумаг.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Уважаемый студент!


Методические рекомендации по выполнению практических занятий по дисциплине «Основы философии» для студентов специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) созданы для систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений.

Целью практических занятий является формирование профессиональных и учебных умений, а также подготовка к зачёту по дисциплине.

Практические занятия рассчитаны на 18 часов.

Приступая к выполнению практической работы, ознакомьтесь с теоретическими материалами по теме практической работы, заданиями и инструкцией по выполнению.

Для успешной сдачи отчёта по практической работе Вам предложены контрольные вопросы. Самостоятельно дайте ответ в целях закрепления полученных практических знаний и умений.


Желаем Вам успехов!

СОДЕРЖАНИЕ



Стр.

Практическое занятие №1 Философия как особая форма мировоззрения

Практическое занятие №2 Философии Древнего Китая и Древней Индии: сравнительный аспект

Практическое занятие №3 Философские школы Древней Греции

Практическое занятие №4 Основные отличия философии Древнего Рима от Средневековой европейской философии

Практическое занятие №5 Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени. Основные понятия немецкой классической философии

Практическое занятие №6 Основные направления философии XX века. Философия экзистенциализма и психоанализа

Практическое занятие №7 Этапы развития философии. Методы философии

Практическое занятие №8 Отличия философской, научной и религиозной истин

Практическое занятие №9 Общее значение этики. Влияние природы на общество. Социальная структура общества, его типы и формы развития. Философия о глобальных проблемах современности

5


7


13

16


19



21


23


25


29



Список рекомендованных источников

30



























Практическое занятие № 1

Философия как особая форма мировоззрения

Цель занятия:

- развитие личности, ориентирование в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- формирование умений применять основы научной, философской и религиозной картин мира;

- формирование умений разрешать социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.


Студент должен:

уметь: расширять кругозор, развивать внутренний мир;

знать: основные виды мировоззрения;

иметь сформированные компетенции: мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.

Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: методические рекомендации по выполнению практических занятий.


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения:

• мифологическое;

• религиозное;

• философское.

Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха 11 человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно. Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1 Раскройте понятие «античная философия».

2 Раскройте понятие «софизм».

3 Дайте характеристику этапам античной философии


Задания к практическому занятию

Задание 1. Запишите понятия:

Мироощущение – эмоциональный опыт людей; эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств.

Мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения) – мир образов, придающих наглядность нашим мировоззренческим установкам.

Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на рационально-теоретическом уровне представлено научными идеями) – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.

Мироотношение – совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.

Менталитет – 1) специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность; 2) совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

Задание 2. Используя текст, заполните таблицу.

Мировоззрение — сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом. Различают самосознание индивида и самосознание человеческой общности, например конкретного народа. Формами проявления самосознания народа являются мифы, сказки, анекдоты, песни и т. д. Самый элементарный уровень самосознания — первичное представление о себе. Нередко оно 8 определяется оценкой человека другими людьми. Следующий уровень самосознания представлен глубоким пониманием самого себя, своего места в обществе. Наиболее сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением. Мировоззрение представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними. В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является, и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.

Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами — алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

Типы мировоззрения

Характерные черты

Обыденное


Мифологическое


Религиозное


Философское


Научное



Контрольные вопросы для защиты практического занятия

1 Раскройте понятие «мировоззрение», дайте характеристику.

2 Объясните, какова роль мировоззрения в жизни человека

3 Перечислите основные виды мировоззрения

4 Сравните мифологическое и религиозное мировоззрение.

5 Объясните, каково значение науки в жизни человека и общества



Практическое занятие № 2

Философии Древнего Китая и Древней Индии: сравнительный аспект


Цель занятия:

- развитие личности, ориентирование в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- формирование умений применять основы научной, философской и религиозной картин мира;

- формирование умений разрешать социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Студент должен:

уметь: расширять кругозор, развивать внутренний мир;

знать: основные проблемы средневековой философии;

иметь сформированные компетенции: мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.

Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: методические рекомендации по выполнению практических занятий.

Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Характерной чертой средневековой философия является её связь с религией и мистикой. В течение Средних веков выделяются два периода развития философии: патристика и схоластика.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1 Раскройте понятие «патристика».

2 Раскройте понятие «схоластика».

3 Объясните высказывание Августина Блаженного «Не блуждай во мне, но войди внутрь себя».

4 Назовите автора книги «О граде Божием».

5 Назовите автора книги «Сумма теологии».

Задания к практическому занятию


Тест по теме: Философия Древней Индии. Джайнизм и

буддизм в индийской философии.

Вопрос № 1

Основатель буддизма:

A) Готама;

B) Гаутама;

C) Канада;

D) Чарвака;

E) Джина.

Вопрос № 2

Священные тексты культуры Древней Индии:

А) Коран;

В) Авеста;

С) Библия;

D) Веды№

E) Тора .

Вопрос № 3

Неортодоксальная даршана:

А) Джайнизм

В) Ньяя;

С) Веданта;

D) Санкхья;

E) Йога.

18

Вопрос № 4

"Жизнь - страдание" - лейтмотив учения:

А) Конфуцианства;

В) Буддизма;

С) Легизма;

D) Даосизма;

E) Вайшешики.

Вопрос № 5

Как называется концепция перерождения в буддизме?

А) Ахимса;

В) Нирвана;

С) Сансара;

D) Сяо;

E) Дхарма.

Вопрос № 6

В индийской философии - общая сумма совершенных

поступков и их последствий, определяющая характер нового

рождения:

А) Сансара;

В) Карма;

С) Нирвана;

D) Дхарма;

E) Мокша.

Вопрос № 7

Что означает понятие "мокша" в индийской философии?

А) Учитель;

В) Жрец;

С) Бог;

D) Вера;

E) Освобождение от колеса сансары и кармы.

19

Вопрос № 8

Дхарма в древнеиндийской философии - это:

А) Вид религиозно-духовной практики;

В) Закон вечного кругооборота бытия;

С) Высшее духовное начало человека;

D) Понятие морального долга и предназначения;

E) Абсолютное духовное освобождение.

Вопрос № 9

В чем суть человеческой жизни согласно Будде?

А) В приобщении к истине;

В) В жизни в обществе;

С) В общении;

D) В страдании;

E) В труде.

Вопрос № 10

В древнеиндийской философии создатель "срединного

пути", "четырех истин", "восьмеричного пути":

А) Джаймини;

В) Патанджали;

С) Улука;

D) Махавира;

E) Будда.

Вопрос № 11

Что означает понятие " Гуру" в индийской философии?

A) Учитель;

B) Жрец;

C) Бог;

D) Брахман;

E) Шудра.

Вопрос № 12

Целью учения буддизма является:

20

A) Не навредить живому;

B) Познание всего сущего;

C) Следование деваяна ("путь богов");

D) Познание Абсолютного начала;

E) Достижение нирваны.

Вопрос № 13

Центральной идей учения джайнизма является:

A) Стремление к счастью;

B) Познание всего сущего;

C) Обращение к богу;

D) Принцип ахимсы (непричинениe зла);

E) Аскетизм.

Вопрос № 14

Какой путь освобождения от страданий предлагает

буддизм?

А) "для достижения спасения необходимо достигнуть

состояния угасания или исчезновения";

B) желания, жажда бытия, страсти, влечения;

C) бесконечная цепь перерождений, перехода из одной

жизни в другую ;

D) нравственный закон придающий миру и жизни

человека порядок;

E) это субъективное духовное начало всего сущего.

Вопрос № 15

В чем состоит сущность понятия нирваны?

А) cостояние полной погруженности человека в свой

внутренний мир, отрешенность от мира вещей;

B) бесконечная цепь перерождений, перехода из одной

жизни в другую;

C) нравственный закон, придающий миру и жизни

человека порядок;

D) это субъективное духовное начало всего сущего;

21

E) это объективное духовное начало всего сущего.

Вопрос № 16 Сущность какого учения выражает это

высказывание: "Причиной страдания является жажда бытия,

желания, страсти, влечения"?

A) Буддизм;

B) Санкхья;

C) Вайшишека;

D) Миманса;

Е) Веданта.

Вопрос № 17

Как в Индии называют концепцию переселения душ?

A) Сансара;

B) Локаята;

C) Нирвана;

D) Карма;

Е) Дхарма.

Вопрос № 18

Что означает имя "Будда":

A) Просветленный;

B) Единственный;

C) Прекрасный;

D) Думающий;

E) Мыслящий.

Вопрос № 19

В каком понятии древне-индийская философия выразила

субъективное начало сущего?

A) Атман;

B) Брахман;

C) Ахимса;

D) Нирвана;

E) Карма.

22

Вопрос № 20

Какое количество "благородных истин" было выдвинуто в

буддизме:

A) пять;

B) шесть;

C) три;

D) четыре;

E) две.

Тест по теме: Школы китайской философии.

1. Философия Китая делится условно на 3 периода.

Выделите лишний:

а. Ведический;

б. Классический;

в. Постклассический;

г. Современный.

2. Один из основных источников древнеиндийской

философии называется:

а. Веды;

б. Книга песен;

в. Книга перемен;

г. Летопись;

3. Один из основных источников древнекитайской

философии называется:

а. Веды;

б. Пураны;

в. Книга перемен;

г. Эпические поэмы.

4. Махабхарата и Рамаяна в древнеиндийской

философии – это…

23

а. Веды;

б. Пураны;

в. Эпические поэмы;

г. Книга перемен.

5. Основное содержание Вед изложено в:

а. Упанишады;

б. Пураны;

в. Эпические поэмы;

г. Брахманы.

6. Одно из направлений в древнеиндийской

философии, признающих жизнь после смерти и авторитет

Вед:

а. Астика;

б. Пураны;

в. Настика;

г. Араньяки.

7. Одно из направлений в древнеиндийской

философии, отрицающих авторитет Вед:

а. Астика;

б. Пураны;

в. Настика;

г. Араньяки.

8. Философская школа древнеиндийской философии,

признающая жизнь после смерти и авторитет

Вед:

а. Джайнизм;

б. Буддизм;

в. Йога;

г. Червака-локаята.

9. Философская школа в древнеиндийской

24

философии, отрицающая авторитет Вед:

а. Йога;

б. Буддизм;

в. Ньяя%

г. Вайшешика.

10. Основные положения этой философской системы

назывались «4 благородные истины»:

а. Даосизм;

б. Буддизм;

в. Джайнизм;

г. Конфуцианство.

11. Одно из основных понятий древнеиндийской

философии, которое обозначает «священный гимн в

индуизме и буддизме, требующий точного воспроизведения

звуков, его составляющих»:

а. Карма;

б. Дхарма;

в. Нирвана;

г. Мантра.

12. Одно из основных понятий древнеиндийской

философии, которое обозначает «универсальный закон

бытия»:

а. Карма;

б. Нирвана;

в. Дхарма;

г. Сансара.

13. Одно из основных понятий древнеиндийской

философии, которое обозначает «закон причинности,

который регулирует цепь перерождений, судьба»:

а. Карма;

б. Нирвана;

25

в. Дхарма;

г. Сансара;

14. Освобождения от страданий и достижением

умиротворенности является идеалом в:

а. Даосизм;

б. Буддизм;

в. Джайнизм;

г. Конфуцианство.

15. Одно из основных понятий древнеиндийской

философии, которое обозначает «состояние умиротворения,

которое является достижимым идеалом»:

а. Карма;

б. Нирвана;

в. Дхарма;

г. Сансара.

16. Одно из основных понятий древнеиндийской

философии, которое обозначает «череда перерождений,

круговорот от рождения до смерти»:

а. Карма;

б. Нирвана;

в. Дхарма;

г. Сансара.

17. Для восточной философии характерно именно

такое понимание времени:

а. Линейное;

б. Цикличное;

в. Хаотичное;

г. Прерывистое.

18. Для западной философии характерно именно такое

понимание времени:

а. Линейное;

б. Цикличное;

в. Хаотичное;

г. Прерывистое.

19. Представителем даосизма является:

а. Будда;

б. Конфуций;

в. Лао-цзы;

г. Мо-цзы.

20. «Лучший правитель тот, что оставляет людей в

покое» - таков идеал:

а. Даосизм;

б. Буддизм;

в. Джайнизм;

г. Конфуцианство.


Порядок выполнения практического занятия

Внимательно изучите тему «Философии Древнего Китая и Древней Индии: сравнительный аспект».

2 Определите особенности философии Древнего Китая и Древней Индии

3 Решите тесты

Контрольные вопросы для защиты практического занятия

1 Раскройте понятие «конфуцианство», дайте характеристику.

2 Объясните, какова роль древнеиндийской философии в развитие философии.

3 Перечислите основные признаки древнекитайской философии.

4 Сравните философию Древней Индии и Древнего Китая

5 Объясните, каково значение философии для современной Индии и Китая.


Практическое занятие № 3

Философские школы Древней Греции

Цель занятия:

- развитие личности, ориентирование в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- формирование умений применять основы научной, философской и религиозной картин мира;

- формирование умений разрешать социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.


Студент должен:

уметь: быть толерантным, готовым вести диалог, эффективно разрешать конфликты;

знать: о сознании и мышлении, видах истин;

иметь сформированные компетенции: ориентироваться в условиях поликультурного мира.


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: методические рекомендации по выполнению практических занятий.


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Ранняя античная философия

Досократовским ранний период развития называют потому, что он длился до начала философской деятельности Сократа; философов той поры называют досократиками. Обычно среди них называют Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Пифагора, Гераклита, Зенона, Парменида, Демокрита и некоторых других мыслителей. Это, как правило, были основатели или активные участники первых философских школ.

Очень важным в тот время был вопрос о первоначалах, о субстанциональной основе Вселенной, как бы сказали в наши дни. Размышления первых философов были обусловлены мифологией, содержащимися в мифах сведениями о четырех стихиях — воде, земле, воздухе, огне, из которых все в мире и состоит.

Милетская школа Милетская школа возникла в греческом полисе Милете, на западном побережье Малой Азии (современная Турция). Ее основал один из прославленных мудрецов Древней Греции — Фалес (ок. 640/625 — ок. 547/545 до н.э.), которого ученые считают первым европейским философом.

Предполагают, что он был купцом и много путешествовал. Он первый в Греции ввел календарь, разбив год на 12 месяце» и 365 дней; известен как математик, физик, инженер. Ему приписывают изречение: «Познай самого себя».

Первоосновой мира Фалес считал воду, которая в его понимании была божественна и разумна, и из которой вес возникло, втом числе и плоская Земля, покоящаяся на воде. В мире много богов; все в нем — одушевленное; боги и души — источник непрерывного движения.

Ученик Фалеса Анаксимандр (610-540 до н.э.), вероятно, посчитан невозможным выбирать первоначало из, может быть, равных между собой стихий. Поэтому в качестве первоосновы он предложил апейроп — неопределенное, беспредельное, вечное материальное начало, из которого, в свою очередь, и образуются известные четыре стихии. Самая тяжелая из них земля; она парит в воздухе в центре мира, па ней располагается вода, дальше — воздух. Огонь образовал Солнце, Луну и звезды.

Анаксимандр также выдвинул идеи о законе сохранения материи и происхождении человека в результате 

Классическая античная философия

Классический период включает философскую деятельность софистов, Сократа, Платона, Аристотеля, и зарождения «сократических» школ

Классический (сократический период) – V-IVвв.до н.э. Важная черта периода – ранний антропоцентризм. Наиболее известные представитель периода

Софисты – Протагор, Горгий, Критий и др.

Сократ, Платон, Аристотель

Софисты

Этим названием исследователи объединяют группу древнегреческих философов (они жили в Афинах в одно время с Сократом), считавших важной целью победу в спорах. При этом они не заботились об объективной правоте потенциального победителя философов, многие из которых занимались просветительской деятельностью, образованием. Софистов (греч. sophistes - мудрец) — философов-просветителей, платных профессиональных учителей, занимавшихся общим образованием граждан и особенно большой опыт имевших в обучении ораторскому искусству, делят обычно на «старших» (Протагор, Горгий, Критий и др.) и «младших» (Ликофрон, Алкидамант и др.).

В центр внимания софисты ставили человека; известно высказывание Протагора: «человек есть мера всех вещей». Человек становился главной отправной точкой всех рассуждений и главным критерием окружающей действительности. Софисты обратили внимание на различие между законами природы и социальными нормами, установленными самим человеком.

Для софистов характерно критическое отношение к окружающей действительности, отрицание прежних традиций, философских идей и выводов, этических норм, недостаточно обоснованных, а также стремление отстоять свои позиции с помощью логики. Они учили других людей одерживать победы в спорах, изобретали различные приемы веления споров. С этой целью ими, в частности, были разработаны софизмы (греч. sophisma — хитрость) — формально кажущиеся правильными, но ложные по существу умозаключения, основанные на преднамеренном нарушении правил логики. Например, софизм «Рогатый»: То, что ты нс потерял, ты имеешь. Рога ты не терял. Следовательно, у тебя есть рога.

Некоторые современники и исследователи относят к софистам и Сократа — он также мало интересовался натурфилософией (философией природы), ставил человека в центр философского осмысления мира, также учил других людей, также скептически относился к догмам. Но следует помнить, что софисты учили людей за деньги, Сократ же был бескорыстен; главная цель софистов в дискуссии — одолеть оппонента, Сократ всегда искал истину; софисты отвергали объективные критерии добра и зла (все относительно); Сократ считал, что людей делает добродетельными знание сущности добра и зла.


Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1 Раскройте понятие «античная философия».

2 Раскройте понятие «софизм».

3 Дайте характеристику этапам античной философии



Задания к практическому занятию

Задание 1 На основе изучения теоретического материала выделите основные этапы в развитии древнегреческой философии, определите временные рамки каждого этапа и наиболее выдающихся философов каждого этапа


Задание 2 Систематизируйте и обобщите ваши знания, заполнив таблицу «Философские школы Древней Греции»


Школы

Характеристика

Фамилии философов

Школа атомистов




Школа стоиков





Задание 3 Составьте таблицу «Философия Платона и Аристотеля».

Философы античного мира, краткая биография

Характеристика философских трудов

Афоризмы (не менее трёх)

1 Плантон




2 Аристотель







Контрольные вопросы для защиты практического занятия

1 Раскройте понятие «милетская школа», дайте характеристику.

2 Объясните, какова роль античной философии в развитие философии.

3 Перечислите основные признаки античной философии.

4 Сравните мифологическое и религиозное мировоззрение.

5 Объясните, каково значение античной философии.



Практическое занятие № 4

Основные отличия философии Древнего Рима от Средневековой европейской философии

Цель занятия:

- развитие личности, ориентирование в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- формирование знаний о сущности процесса познания;

- формирование умений разрешать социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.


Студент должен:

уметь: осознанно относиться к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем ;

знать: формы научного познания, их характеристику;

иметь сформированные компетенции: самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Главной особенностью философии Средних веков является ее теоцентризм. Она была тесно связана с религиозными мировоззренческими системами и всецело зависела от них. Поэтому и развивалась средневековая философия преимущественно в рамках религии (европейская — христианской, арабская — исламской). Этим обусловлено то, что значительную часть философских учений и школ, возникших в Средние века, относят к религиозной философии.

Специфика средневекового типа философствования определяется двумя важными особенностями:

-первая особенность заключается в теснейшей связи философии с христианской религией. Христианская церковь в эпоху средневековья являлась главным очагом культуры и образования. В этой связи философия понималась как «служанка богословия», т.е. как отрасль знания, ведущая к более высокому знанию — теологическому. Не случайно большинство философов того времени являлось представителями духовенства, как правило — монашества.

- второе важное обстоятельство, повлиявшее на характер средневековой философии — ее сложное, противоречивое отношение к языческой мудрости (античной философской мысли). Уже приведенная выше хронология средневековой философии позволяет заметить, что она формировалась в атмосфере гибнущей античной (римской) культуры на фоне широкого распространения таких философских учений как неоплатонизм, стоицизм, эпикуреизм. Все они оказали или непосредственное (стоицизм, неоплатонизм), или косвенное (эпикуреизм) влияние на формирующуюся христианскую мы

Основными направления средневековой философии являются:

1. Патристика (II-VIII вв.)  (ТертуллианАврелий Августин). Философия отцов христианской церкви, считавших абсолютной истиной Библию и утверждавших, что Бог пребывает вне области чувственного воспринимаемого и умопостигаемого и поэтому не может быть определен словами. Августин (354-430) считал, что весь мир светится отраженным светом Бога, что делает возможным познание. Способ познания — вера. Причина наличия зла в мире — неправильный выбор людей, над которыми довлеет «земное царство». Человек должен стремиться к «Граду Божьему», где будут жить только спасшиеся.

2Схоластика (IX-XIVвв (Ансельм КентерберийскийФома Аквинский). Представители этого направления считали, что все знания о мире содержатся в Библии и трудах Аристотеля, откуда их необходимо извлечь путем истолкования и комментирования.

Схоластика включала в себя два противоположных направления — номинализм и реализм, в зависимости от решения философами спора о природе предельно общих понятий (универсалий). Реалисты (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский) считали, что общие понятия существуют подобно вещам в окружающем мире. Номиналисты (Оккам) утверждали, что понятия существуют реально, независимо от единичных вещей.

Номинализм, направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название). Т.е. номиналисты считали, что общее существует лишь после вещей. Возник в XI-XII вв., получил особое развитие в XIV-XV вв.

Реализм (от ср. - век. лат. realis - вещественный, действительный), в философии - направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма XX в

Фома Аквинский (1225−1274) – теолог, философ, возвышающий разум до пределов веры в богопознательной задаче, автор развёрнутой структуры доказательств божественного бытия.
Первое доказательство вытекает из принципа движения. Пользуясь методом Аристотеля, Аквинский полагает Бога неподвижным двигателем. Есть два вида вещей, одни из которых движутся, другие движут и движутся сами. Движущиеся вещи приводятся чем-то в движение, приводя из состояния потенции в акт. Таким образом, существует то, что движет, не двигаясь при этом. То есть первопричина движения. Им является Бог.
Второе доказательство исходит из причинности. Полагание Бога в качестве источника и первопричины сущего так же отсылается к Аристотелю. Всё существующее обязано обладать причинностью своего существования. Таким образом, необходимо существование того, что не имеет причины своего существованию, но выступает протопричиной всего прочего. Такой протопричиной может быть исключительно лишь Бог.

Третье доказательство отсылается к конечности существования мира. Так как созданный мир живёт по законам необходимости, то, согласно этому положению, в мире обязан иметься итоговый источник. Им является Бог. То есть для вещей нет понятия вечного бытия, все должно рано или поздно переходить в небытие, у вещи есть две необходимости, быть и не быть. У Бога есть только вечное существование. Бог – необходимая сущность, которая необходима сама по себе, говорит Фома Аквинский, без внешней цели своей необходимости, самостоятельно формирую причину необходимости всех вещей, всего сущего.

Четвертое доказательство выводится из мнения об имеющейся в мире иерархии, степени совершенства. Всякое совершенство в мире должно так же обладать своим источником, основное наивысшее совершенство. Им является Бог. Бог как наилучшее благо.

Пятое доказательство называется онтологическим доказательством Бога. В его основе лежит то, что в уме человека имеется понятие о Боге, которое доказывает его существование. Бог выступает конечной целью существования, которое безжизненные вещи не осознают, человек же постигает это, как существо, имеющее внутреннюю целью. Исходя из этого, он может воспринимать Бога. Таков распорядок природы. Вещи, лишённые разума подчиняются всеобщей целесообразности, это подтверждается тем, что все их действия всегда стремятся к наилучшему итогу. Это наводит на мысль, что всё происходит не случайно, под руководством чьей-то разумной высшей воли.

Из этих доказательств следует общий вывод о Боге:

Бог бессмертен, нетленен, Бог недвижимая причина движения, Бог есть необходимость и первопричина всего сущего, Бог есть единая, неделимая сущность, сущность и существование Боге тождественны друг другу, Бог не имеет абсолютно никаких свойств, Бог есть наивысшее Благо и Совершенство

Представители Средневековой философии

Тертуллиан, христианский писатель I — II вв. н. э., представитель так называемой апологетики, доказывает, что вера и разум — антиподы. «Верую, ибо абсурдно» — этот афоризм, приписываемый Тертуллиану, достаточно точно передает дух его учения. С его точки зрения, истины, открывающиеся в вере, для логики недоступны. Получив прекрасное образование, будучи блестящим логиком и ритором, он, тем не менее, настаивает на несовместимости языческой культуры и философии с христианским вероучением. Философия погрязла в сплошных противоречиях, точках зрения и теориях, взаимоотрицающих друг друга. Этот факт свидетельствует об ущербности разума, которому Тертуллиан противопоставляет непосредственную душу верующего человека, не прибегающего к логическим ухищрениям.

Однако уже представители патристики (Климент Александрийский (ок. 150 — до 215), Августин Аврелий(354 — 430), византийские богословы) стараются преодолеть оппозицию веры и разума, осуществляя поиски их гармонии. Августин рассуждает следующим образом: разум хоть и выполняет вторичную роль, но он, тем не менее, проясняет христианские истины, открываемые Богом в вере. Синтезируя христианское вероучение и философию Платона, Августин утверждает, что человеческие знания — это воспроизведение идей, находящихся в разуме Бога. Если у человека есть вера, то происходит божественная иллюминация (освещение) его разума. Иначе говоря, Бог непосредственно участвует в процессе познания, открывая истины верующему разуму человека, а вера есть совершенно необходимое условие для постижения разумом истин Откровения.

Пьер Абеляр (1079 — 1142) в XII веке иначе ставит вопрос о соотношении рациональности и веры. Если позицию Августина можно выразить его же формулой: «Верую, чтобы понимать», то у Пьера Абеляра все наоборот: «Понимаю, чтобы верить». Иными словами, чтобы проникнуться истинами Священного писания, человек должен понять их логически. Заметим, что подобная точка зрения была раскритикована католической церковью как ведущая, в конечном счете, к распространению языческого мудрствования.


Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1 Раскройте понятие «возрождение»

2 Раскройте понятие «ренессанс»

3 Перечислите представителей эпохи Возрождения

4 Перечислите основные черты эпохи Возрождения

5 Раскройте понятие «антропоцентризм».


Задания к практическому занятию

1 Дайте характеристику основным чертам эпохи Средневековья

2 Составьте таблицу «Философы эпохи Средневековья» (по выбору)

№ п.п.



1 Биография

Биография


2 Научные труды, их характеристика



3 Новые понятия, полученные философом при исследовании, и их определения



4 Итоги исследований философа



3 Определите хронологические рамки философии Средневековья


Контрольные вопросы для защиты практического занятия

1 Объясните, что нового внесли в науку философы эпохи Средневековья

2 Объясните, в чём взаимосвязь античной философии и философии эпохи Средневековья

3 Перечислите основные направления философии эпохи Средневековья


Практическое занятие № 5

Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени. Основные понятия немецкой классической философии

Цель занятия:

- развитие личности, ориентирование в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- формирование умений применять основы научной, философской и религиозной картин мира;

- формирование умений разрешать социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.


Студент должен:

уметь: расширять кругозор, развивать внутренний мир;

знать: основные проблемы античной философии;

иметь сформированные компетенции: мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.

Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: методические рекомендации по выполнению практических занятий.


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVIIXVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период также называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени, полностью или частично, включают философию XIX века.

Особенности философии Нового времени

Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии), главными стали:

  • проблемы философского научного метода;

  • методологии познания человеком внешнего мира;

  • связи внешнего и внутреннего опыта;

  • задача получения достоверного знания.

Европейская философия Нового времени развивалась по двум направлениям:

  • рационализм;( Р. Декарт, Б. Спиноза, Г Лейбниц_

  • эмпиризм. (основоположник — Ф. Бэкон);

Рационализм) (от лат. ratio — разум) — направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.

Рационализм имеет два основных направления — онтологическое и гносеологическое.

Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпиристов — сторонников философского направления, распространенного в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт. Наибольший вклад в разработку рационализма, превращение его в официально признанное философское направление внесли философы Рене ДекартБарух Спиноза, Готфрид Лейбниц;

Эмпиризм — направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: «нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)», «знание — сила».

Эмпиризм широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США. Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон. Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США). Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов.

Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идею автономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека.


Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1 Раскройте понятие «возрождение»

2 Раскройте понятие «ренессанс»

3 Перечислите представителей эпохи Возрождения

4 Перечислите основные черты эпохи Возрождения

5 Раскройте понятие «антропоцентризм».


Задания к практическому занятию

1 Дайте характеристику основным чертам эпохи Возрождения

2 Составьте таблицу «Философы эпохи Возрождения» (по выбору)

№ п.п.

Н. Коперник

Д.Бруно

1 Биография

Биография


2 Научные труды, их характеристика



3 Новые понятия, полученные философом при исследовании, и их определения



4 Итоги исследований философа



3 Определите хронологические рамки философии Нового времени

4 На основе изучения теоретического материала , выясните, что находилось в центре внимания новой философии

5 Составьте перечень наиболее известных мыслителей этого периода

6  Систематизируйте и обобщите свои знания, заполнив таблицу: «Философия Нового времени»


Контрольные вопросы для защиты практического занятия

1 Объясните, что нового внесли в науку философы эпохи Возрождения

2 Объясните, в чём взаимосвязь античной философии и философии эпохи Возрождения

3 Перечислите основные направления философии эпохи Возрождения



Практическое занятие № 6

Основные направления философии XX века. Философия экзистенциализма и психоанализа


Цель занятия:

- развитие личности, ориентирование в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- формирование умений применять основы научной, философской и религиозной картин мира;

- формирование умений разрешать социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.


Студент должен:

уметь: расширять кругозор, развивать внутренний мир;

знать: основные проблемы античной философии;

иметь сформированные компетенции: мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.

Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: методические рекомендации по выполнению практических занятий.


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Античная философия (доклассический период). Античная философия (классический период). Учение Платона и Аристотеля.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1 Раскройте понятие «античная философия».

2 Раскройте понятие «софизм».

3 Дайте характеристику этапам античной философии


Задания к практическому занятию

Задание 1  Заполните таблицу   « Основные этапы развития экзистенциализма»

 

Период

Страна

Философы

 

Россия       

 

 

Германия  

 

 

Франция   

 

 

Испания, Италия, США        

 

 

Задание 2 Прокомментируйте отрывок из работы А. Камю.

В работе «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» А. Камю так рассуждает об известном герое древнегреческих мифов.

«Боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. У них были основания полагать, что нет кары ужасней, чем бесполезный и безнадёжный труд. Этот миф трагичен, поскольку его главный герой наделён сознанием. О какой каре могла бы идти речь, если бы на каждом шагу его поддерживала надежда на успех? Сегодняшний рабочий живёт так всю свою жизнь, и его судьба не менее трагична. Но сам он трагичен лишь в те редкие мгновения, когда к нему возвращается сознание. Сизиф, пролетарий богов, бессильный и бунтующий, знает о бесконечности своего печального удела, о нём он думает во время спуска. Ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его победу. Нет судьбы, которую не превозмогло бы презрение».

Вопросы:

1. Что обозначает понятие «абсурд» в философии А. Камю? Почему Сизиф, в понимании Камю, абсурдный герой?

2. Преодолим ли абсурд существования? Каковы способы его преодоления?

3. В чём состоит победа Сизифа? Почему, по мнению писателя, «ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его победу»?

4. Как, в представлении философа, связаны между собой абсурд и бунт?

Задание 4. Тестовая проверка знаний

1. Установите соответствие между философским направлением и философом.

а) феноменология                                   1) Э. Фромм

б) неофрейдизм                                       2) Г. Марсель

в) экзистенциализм                                3) Ж. Деррида

г) постмодернизм                                   4) Э. Гуссерль

2. Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познания и способ бытия, называется

а) герменевтикой              б) структурализмом  

   в) неотомизмом       г) фрейдизмом.

3. Соотнесите произведения и их авторов.

а) «Бытие и ничто»                                  1) Х.-Г. Гадамер

б) «Истина и метод»                                2) Ж.-П. Сартр

в) «Состояние постмодерна»                  3) З. Фрейд

г) «Толкование сновидений»                   4) Ж.-Ф. Лиотар

4. Соотнесите название принципа и его содержание

а) принцип верификации        1) процедура, посредством которой

устанавливается ложность теории и гипотезы в результате её эмпирической проверки

б) принцип фальсификации 2) подтверждение истинности научных положений в процессе их эмпирической проверки

5. Понятие «бытия-в-мире» является центральным в философии

а) К. Ясперса       б) А. Камю   

   в) М. Хайдеггера        г) Ж.-П. Сартра.

7. Р. Барт, Ж. Делёз, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко представители

а) поструктурализма,

б) постпозитивизма,

в) неотомизма,

г) неомарксизма.

8. Назовите русских философов-экзистенциалистов.

а) В. С. Соловьев, П. А. Флоренский

б) Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский

в) А. С. Хомяков, И. В. Киреевский

г) Н. А. Бердяев, Л. Шестов

9. Философия может быть отнесена

а) к эмоциональному уровню мировоззрения

б) обыденно-практическому типу мировоззрения

в) теоретическому уровню мировоззрения

г) стихийному типу мировоззрения.

10. Природу ценностей исследует

а) онтология     б) аксиология    

  в) гносеология      г) антропология.

11. Высказывание: «Всё действительное – разумно, всё разумное – действительно» принадлежит

а) И. Канту     б) Г.  Гегелю   

в) К. Марксу      г) А. Шопенгауэру

4. С предложением превратить философию в философию науки выступили представители

а) иррационализма      б) марксизма   

  в) прагматизма       г) позитивизма.

12. Соотнесите понятия и философов.

а) жизненный порыв                                                1) К. Маркс

б) экзистенция                                                          2) С. Кьеркегор

в) общественно-экономическая формация             3) А. Бергсон

г) воля                                                                        4) А. Шопенгауэр

13. Соотнесите произведения и авторов

а) «Человеческое, слишком человеческое»             1) С. Кьеркегор

б) «Творческая эволюция»                                        2) А. Шопенгауэр

в) «Страх и трепет»                                          3) А. Бергсон

г) «Мир как воля и представление»                          4) Ф. Ницше

 


Контрольные вопросы для защиты практического занятия

1 Раскройте понятие «милетская школа», дайте характеристику.

2 Объясните, какова роль античной философии в развитие философии.

3 Перечислите основные признаки античной философии.

4 Сравните мифологическое и религиозное мировоззрение.

5 Объясните, каково значение античной философии.


Практическое занятие № 7

Этапы развития философии. Методы философии


Цель занятия:

- развитие личности, ориентирование в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- формирование умений применять основы научной, философской и религиозной картин мира;

- формирование умений разрешать социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.


Студент должен:

уметь: расширять кругозор, развивать внутренний мир;

знать: основные проблемы античной философии;

иметь сформированные компетенции: мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.

Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: методические рекомендации по выполнению практических занятий.


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Философия – одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в 7-6 вднэ в Индии, Китае и Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению.

Философия  (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость)— любовь к мудрости. Философия —  это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Философию  можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира. Цель философии —  увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Основными методами философии, то есть путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование, являются: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика. Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм, иррационализм. 

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления, рассматриваются критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика – метод противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно (а не с точки зрения их взаимосвязи), статично (игнорируется факт постоянных изменений), однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше», и носящих абсолютный характер. Данный метод присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика использовалась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания.

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинные, суждений. Часто использовалась в Древней Греции и имела целью не получение истины, а получение победы в споре, использовалась как прием в ораторском искусстве.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.

Структура философии

Сложное структурирование самого предмета философии определяет разветвленное внутреннее строение философского знания, которое состоит из следующих областей:

Онтология — учение о бытии (о первоначалах и первопричинах всего сущего).

Гносеология - учение о познании (философская теория познания), отвечающая на вопросы о том, что есть истинное и достоверное знание, каковы критерии и способы получения истинного знания, какова специфика различных форм познавательной деятельности.

Аксиология — учение о ценностях.

Философская антропология - учение о сущности человека, смысле человеческой жизни, необходимости и случайности, свободе и т.д.

Логика — учение о законах и формах человеческого мышления.

Этика — учение о законах и принципах морали.

Эстетика - учение, исследующее эстетические ценности (красота, безобразие, трагическое, комическое, низменное и т.д.) и искусство как особую художественную деятельность.В XIX-XX веке формируются: философия религии, философия культуры, философия науки и техники и другие отрасли философского знания.

Философия включает в себя:

-учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);

-о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);

-учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);

-теорию познания;

-проблемы теории познания и творчества;

- .этику;

-эстетику;

-теорию культуры;

-свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.


Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1 Раскройте понятие «методы философиии».

2 Раскройте понятие «структура философии».

3 Дайте характеристику этапам философии


Задания к практическому занятию

Задание 1 Составьте перечень основных методов философского исследования и раскройте их содержание, данные занесите в таблицу (не менее 5 методов) (по образцу)


Задание 2 Составьте схему : «Структура философии»


Контрольные вопросы для защиты практического занятия

1 Раскройте понятие «диалектика», дайте характеристику.

2 Объясните, какова роль науки в развитие философии.

3 Перечислите основные элементы структуры философии.

4 Сравните материализм и идеализм в философии

5 Объясните, каково значение понятий «гносеология» и «онтология»



Практическое занятие № 8

Отличия философской, научной и религиозной истин


Цель занятия:

- развитие личности, ориентирование в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- формирование умений применять основы научной, философской и религиозной картин мира;

- формирование умений разрешать социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.


Студент должен:

уметь: расширять кругозор, развивать внутренний мир;

знать: основные проблемы античной философии;

иметь сформированные компетенции: мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.

Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: методические рекомендации по выполнению практических занятий.


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Наука – сложный многогранный феномен, который возможно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, как особый вид человеческой деятельности, связанный с получением объективного, достоверного, истинного знания; во-вторых, как систему научных знаний и, наконец, как социальный институт. Как особая самостоятельная форма общественного сознания наука играет важнейшую роль в культуре, привнося в нее такие ценности как: творчество, свободное движение мысли, производство нового знания, рациональность в осмыслении действительности, критичность, рефлексивность и др. Наука стимулирует процесс развития общества, улучшает быт людей, изменяет формы общественных отношений, способствует реализации высших проявлений человеческой активности. Способ организации науки весьма специфичен. Так, по предметному своеобразию научные дисциплины обычно делятся на три группы – естественные, общественные и технические. По непосредственному отношению к практике принято выделять фундаментальные и прикладные науки. По глубине постижения действительности в науках различают два уровня: эмпирический и теоретический.

К концу 20-го столетия был осознан еще один – метатеоретический уровень организации научного знания, уровень научных парадигм (Т. Кун). Именно в Античности возникают традиции будущих научных школ. В это время положено начало формированию научного языка, терминологии, дифференциации знания по отдельным областям; в научный обиход входит дедуктивный и аксиоматический метод и многое другое. Вплоть до XV века длится этот период, завершаясь такими значимыми для развития науки событиями как изобретение книгопечатания (Гуттенберг, 1450), создание огнестрельного оружия, начало регулярного мореплавания, возрождение культуры.

В конце XV века начинается эра науки. В своем развитии она также проходит ряд этапов: преднаука, классическая наука, неклассическая и постклассическая наука. Здесь следует обратить внимание на то, что смена этих этапов обусловлена, прежде всего, характером видения мира, свойственным ученым в то или иное время. Или, как выразился бы Томас Кун, сменой научной «парадигмы». Эта смена способа организации знания является столь существенной для развития науки, что здесь даже принято говорить о «научной революции».

Таким образом, соответственно четырем кардинальным переворотам в образцах научного мышления, выделяют четыре этапа развития собственно научного знания. Так, первая глобальная научная революция связана с именем Николая Коперника. Вышедший в 1543 году трактат «Об обращении небесных сфер» вызвал переворот в астрономии, отверг господствовавшую геоцентрическую птолемеевскоаристотелевскую картину мира. Гелиоцентрическая модель, указавшая на рядовое место Земли во Вселенной потрясла мировоззрение эпохи и повлекла за собой ряд открытий в физике (Г. Галилей, И. Ньютон и др.), благодаря чему оформилась «классическая наука». Наступил период господства механистической картины мира. В рамках классической науки в конце XVIII века начинается вторая глобальная научная революция, которая продолжается до конца XIX века. Центральный вопрос, решаемый в это время наукой – вопрос о происхождении и развитии мира. Это работы И. Канта, Ж.Б. Ламарка, Ж. Кювье, Ч. Дарвина и др. В результате складывается электродинамическая картина мира.

Третья глобальная научная революция обусловила переход к неклассическим принципам науки. Здесь можно выделить три стадии:

1.Кризис в физике;

2.Революция в физике (плеяда фундаментальных открытий);

3. Распространение революции в физике на весь свод наук

. Возникает квантово-полевая картина мира. Важнейшей особенностью развития науки в конце ее неклассического периода является начавшаяся в середине 40-х годов научно-техническая революция (НТР), которая завершила превращение науки в непосредственную производящую силу. Контрольные вопросы к семинару: 1. Каковы характерные черты науки? 2. В чем сходство и различия между философией и наукой? 3. Какие понятия называются общенаучными? 4. В чем их отличие от философских категорий? 5. Чем занимается философия науки? 6. Что можно назвать научной философией? 7. В чем еѐ отличие от религиозной философии? 8. Каких вы знаете ученых, которые были одновременно философами?


Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1. Каковы характерные черты науки?

2. В чем сходство и различия между философией и наукой?

3. Какие понятия называются общенаучными?

4. В чем отличие общенаучных категорий от философских?


Задания к практическому занятию

Задание 1 Работа с философским словарем. Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин


Контрольные вопросы для защиты практического занятия

1 Чем занимается философия науки?

2 Что можно назвать научной философией?

3 В чем еѐ отличие от религиозной философии?

4 Каких вы знаете ученых, которые были одновременно философами? 9


Практическое занятие № 9


Общее значение этики. Влияние природы на общество. Социальная структура общества, его типы и формы развития. Философия о глобальных проблемах современности


Цель занятия:

- развитие личности, ориентирование в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- формирование умений применять основы научной, философской и религиозной картин мира;

- формирование умений разрешать социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.


Студент должен:

уметь: расширять кругозор, развивать внутренний мир;

знать: основные проблемы античной философии;

иметь сформированные компетенции: мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.

Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: методические рекомендации по выполнению практических занятий.


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Пути решения экологических проблем.

Главное, однако, не в полноте списка этих проблем, а в осмыслении причин их возникновения, характера и, что самое важное, в выявлении эффективных путей и способов их разрешения.

Подлинная перспектива выхода из экологического кризиса -в изменении производственной деятельности человека, его образа жизни, его сознания. Научно-технический прогресс создаёт не только "перегрузки" для природы; в наиболее прогрессивных технологиях он даёт средства предотвращения негативных воздействий, создаёт возможности экологически чистого производства. Возникла не только острая необходимость, но и возможность изменить суть технологической цивилизации, придать ей природоохранительный характер.

Одно из направлений такого развития – создание безопасных производств. Используя достижения науки, технологический прогресс может быть организован таким образом, чтобы отходы производства не загрязняли окружающую среду, а вновь поступали в производственный цикл как вторичное сырьё. Пример даёт сама природа: углекислый газ, выделяемый животными, поглощается растениями, которые выделяют кислород, необходимый для дыхания животных.

Безотходным является такое производство, в котором всё исходное сырье, в конечном счете, превращается в ту или иную продукцию. Если учесть, что 98% исходного сырья современная промышленность переводит в отходы, то станет понятной необходимость задачи создания безотходного производства.

Расчёты показывают, что 80% отходов теплоэнергетической, горнодобывающей, коксохимической отраслей годны в дело. При этом получаемая из них продукция зачастую превосходит по своим качествам изделия, изготовленные из первичного сырья. Например, зола тепловых электростанций, используемая в качестве добавки при производстве газобетона, примерно в два раза повышает прочность строительных панелей и блоков. Большое значение имеет развитие природо-восстановительных отраслей (лесное, водное, рыбное хозяйство), разработка и внедрение материало-сберегающих и энергосберегающих технологий.

Экологическая ситуация вызывает необходимость оценивать последствия любой деятельности, связанной вмешательством в природную среду. Необходима экологическая экспертиза всех технических проектов.

Ещё Ф. Жолио-Кюри предупреждал: «Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить».

Время не ждёт. Наша задача всеми доступными методами стимулировать всякую инициативу и предприимчивость, направленную на создание и внедрение новейших технологий, способствующих решению любых экологических проблем. Способствовать созданию большого числа контрольных органов, состоящих из высококвалифицированных специалистов, на основе чётко разработанного законодательства согласно международным соглашениям по экологическим проблемам. Постоянно доносить информацию до всех государств и народов по экологии посредством радио, телевидения и прессы, тем самым поднимать экологическое сознание людей и способствовать их духовно-нравственному возрождению согласно требованиям эпохи.


Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1 Раскройте понятие «глобальные проблемы».

2 Раскройте понятие «международное сотрудничество».

3 Дайте характеристику путям решения глобальных проблем


Задания к практическому занятию

  1. 1 Что такое глобальные проблемы человечества? Почему их так называют и чем вызвано их появление?

  2. Покажите взаимосвязь глобальных проблем.

  3. Почему решение глобальных проблем требует совместных усилий всех народов? Приведите
    примеры подобного международного сотрудничества.

  4. Каковы причины экологического кризиса? В чем он проявляется?

  5. Что такое новое политическое мышление? Связано ли его появление с возникновением глобальных проблем? Ответ обоснуйте.

  6. По данным западной медицины, уже сейчас 75% болезней человека связано с загрязнением окружающей среды, носящем глобальный характер. Приведите конкретные примеры такой связи.

  7. «Культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню...» (К. Маркс). Что имел в виду автор этих строк под словом «культура»? Что значит «направлять развитие культуры сознательно»?

  8. Участники международной конференции по проблемам экологии в 1989 г. вспомнили такую притчу: «Две лягушки попали в горшок со сливками. Одна сказала: «Это конец». Сложила лапки и захлебнулась. Другая барахталась... сбила под собой комок масла и выбралась из горшка». О чем говорит эта притча и какой урок из нее мы можем извлечь?

  9. Великий русский ученый Д. И. Менделеев говорил: «Главная цель передовой технологии - отыскание способов производства полезного из бросового, бесполезного». Актуальна ли эта мысль сегодня? Свой ответ аргументируйте.

  10. В знаменитом трактате «К вечному миру» И. Кант изложил условия достижения надежного и справедливого мира: при заключении мирного договора нельзя сохранять возможность новой войны; ни одно самостоятельное государство не может быть приобретено другими государствами путем наследования, обмена, купли или дарения; постоянные армии должны со временем исчезнуть; ни одно государство не должно насильственно вмешиваться в политическое устройство другого государства. Актуальны ли эти требования сегодня? Свой ответ обоснуйте.



Контрольные вопросы для защиты практического занятия

  1. 1 Существуют две точки зрения на роль глобальных проблем в развитии человечества. Одни утверждают, что разрешить их не удастся и появление их предвещает близкий крах
    современной цивилизации. Другие считают, что люди найдут приемлемые средства решения
    глобальных проблем, а сам совместный поиск оказывает интегрирующее воздействие на
    человечество, сближает народы, способствует становлению единой цивилизации. Какова
    Ваша точка зрения по данному вопросу?

  2. Почему необходимо объединение усилий всех государств и народов в борьбе против СПИДа, наркомании и алкоголизма?

  3. В каких странах и регионах глобальные проблемы проявляют себя наиболее остро?

  4. Что означает выражение о том, что мы не унаследовали Землю от наших предков, а берем ее взаймы у наших потомков?

  5. Главком войск СНГ Шапошников заявил, что локальные войны на территории СНГ
    перерастают в региональные и даже в определенных условиях могут перерасти в глобальную
    войну. При каких?








СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Печатные издания

1 Куликов Л. М. Основы философии : учебное пособие / Л. М. Куликов. – Москва: КНОРУС, 2019. – 294 с. – ISBN 978-5-406-06585-3 (Среднее профессиональное образование)

Электронные издания (электронные ресурсы):

1 Электронная библиотека «Гумер» - философия : официальный сайт. – Москва, 1999 – URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php (дата обращения: 23.08.2021).

2 Новосибирская философская электронная библиотека : официальный сайт. – Москва, 1999 – URL: http://www.nsu.ru/filf/rpha/lib/index.htm (дата обращения: 23.08.2021).

3 Библиотека русской религиозной философии «Вехи» : официальный сайт. – Москва, 1999 – URL: http://www.vehi.net/index.html (дата обращения: 23.08.2021).

4 Библиотека философской антропологии : официальный сайт. – Москва, 1999 – URL: http://www.musa.narod.ru/bib.htm#1 (дата обращения: 23.08.2021).

5 Визуальный словарь, раздел «Философия» : официальный сайт. – Москва, 1999 – URL: http://vslovar.ru/fil (дата обращения: 23.08.2021).

6 Все о философии : официальный сайт. – Москва, 1999 – URL: http://www.filosofa.net (дата обращения: 23.08.2021).

7 История философии. Энциклопедия : официальный сайт. – Москва, 1999 – URL: http://velikanov.ru/philosophy (дата обращения: 23.08.2021).

8 Национальная философская энциклопедия : официальный сайт. – Москва, 1999 – URL: http://terme.ru (дата обращения: 23.08.2021).


Дополнительные источники

1 Иоселиани, А. Д. Основы философии : учебник и практикум для СПО / А. Д. Иоселиани. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 481 с. - ISBN 978-5-534-06904-4 (Профессиональное образование).

2 Горелов, А. А. Основы философии : учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. -16-е изд. стер. / А. А. Горелов. – Москва: Академия, 2015. – 320 с. - 978-4468-2265-2.