СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению практических работ по БЖД

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по выполнению практических работ по БЖД для профессии 08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению практических работ по БЖД»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Добрянский гуманитарно–технологический техникум им. П. И. Сюзева»

















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ


ПО ДИСЦИПЛИНЕ


ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


для специальности


для профессии 08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства


























Добрянка, 2022


Рассмотрено

на заседании П(Ц)К Дисциплин профессионального цикла


Протокол №_____________

ОДОБРЕНО методическим

советом ГБПОУ ДГТТ им. П.И. Сюзева

«__» _____________________ 2022 г.

Протокол № __ от «__» ____________ 2022



Председатель П(Ц)К Дисциплин профессионального цикла




Заведующий структурного подразделения

_________________ Е.И. Катаева

________________ М.К. Рябкова





Составители: Довгаленко Константин Викторович, преподаватель ГБПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»



Рецензенты:


Внешние:






































Содержание

Введение…………………………………………………………………... 3

Перечень практических работ ……………………………………….. ... 3

Практическая работа № 1 ……………………………………………... .. 4

Практическая работа № 2 ……………………………………………... ...5

Практическая работа № 3……………………………………………...... 8

Практическая работа № 4 ……………………………………………... ...11

Практическая работа № 5 ……………………………………………......14

Практическая работа № 6 ……………………………………………......14

Практическая работа № 7 …………………………………………………

Список рекомендуемой литературы…………………………………......16









































































Введение

В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от эрудиции человека, грамотности речи (устной и письменной), от знаний приёмов речевого воздействия, убеждения.

Курс «Безопасность жизнедеятельности» призван обеспечить необходимое для активной производственной и общественной деятельности владение обучающимися навыками правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения с помощью практических работ по данной дисциплине.

Программой курса «Безопасность жизнедеятельности» по профессии:

08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства

предусмотрено 14 часов на практические работы, целью которых является:

-решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных задач

 -работа с измерительными приборами, средствами индивидуальной защиты, учебным тренажером для реанимационных действий

работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками.

Перечень практических работ



п/п

Тема практической работы

Кол-во

часов

1

Подбор шлема маски противогаза. Надевания противогаза.

2

2

Применение средств индивидуальной защиты

2

3

Использования и применение первичных средств пожаротушения

2

4

Определение воинских званий и знаков различия.

2

5

Освоение методик проведения строевой подготовки..

2

6

Материальная часть АК. Неполная сборка и разборка АК.

2

7

Отработка на тренажере реанимационных действий

2


Итого:

14

























Практическая работа № 1

Тема: Подбор шлема маски противогаза. Надевания противогаза.

Цель: на основе теоретических данных научиться подбирать противогаз, пользоваться им .

Ход работы

1. Подбор шлем-масок.

Подбор масок осуществляют по величине вертикального и горизонтального обхвата головы. Последний определяют путем измерения головы по замкнутой линии, проходящей через лоб, виски и затылок. Результаты измерений округляют до 0,5 см. По сумме двух измерений определяют типоразмер (рост маски и номер упоров лямок наголовника со стороны концов) маски в соответствии с ростовочными интервалами, приведенными в таблице.

При первом способе размер определяют по данным двух измерений головы:
- первое - по замкнутой линии, проходящей через макушку, подбородок и щеки,
- второе - по линии, соединяющей отверстия ушей и проходящей через надбровные дуги.
Результаты обоих измерений складываются, и по нижеприведенной таблице определяется размер шлема-маски противогаза.





При втором способе для определения размера шлема-маски достаточно мерной лентой измерить голову только по замкнутой линии, проходящей через макушку, подбородок и щеки, и определить ее размер по таблице:




ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ПРОТИВОГАЗОВ С РЕГУЛИРУЕМЫМИ РЕЗИНКАМИ СЗАДИ (ПМК, ГП-7):

Лицевая часть бывает трех ростов (1, 2, 3)
Для подбора роста противогазов ПМК и ГП-7 нужно на уровне лба измерить сантиметром горизонтальную окружность головы так же как измеряют голову для покупки шапки. Размер противогаза выясняем по таблице:



ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ДЕТСКОГО ПРОТИВОГАЗА

Размер школьного противогаза определяется измерением высот лица ребенка от углубления над переносицей до самой нижней точки подбородка.

Размер противогаза выясняем по таблице:



2. Обработка шлем-масок

Новую лицевую часть протереть снаружи и внутри чистой ветошью, слегка смоченной водой, клапаны выдоха продуть, по возможности промыть. Бывшую в употреблении лицевую часть в целях дезинфекции рекомендуется протереть 2% раствором формалина (40 % водный раствор формальдегида). Но ввиду того, что формалин ядовит, неустойчив при хранении, для приготовления дезинфицирующих растворов его в настоящее время практически не применяют. Для дезинфекции лицевых частей противогазов можно использовать 0,5 % водный раствор монохлорамина Б, не раздражающий кожу. Хранится монохлорамин Б в сухом виде, раствор готовится непосредственно перед применением. Для приготовления 10 л водного 0,5 % раствора, необходимо 50 г сухого монохлорамина Б.

Проверку правильности подбора лицевой части и исправности противогаза проводят внешним осмотром и проверкой противогаза на герметичность в целом.

3. Сборка противогаза.

После осмотра комплектующих частей необходимо произвести сборку противогаза, для чего снять с горловины фильтрующе-поглощающей коробки (ФПК) колпачок и вынуть пробку из отверстия в дне. Колпачок, прокладку и пробку хранить в сумке для противогаза.

Порядок укладки противогазов

взять противогаз за переговорное устройство, вложить наголовник внутрь маски, перегнуть маску по осевой линии и уложить в сумку коробкой от себя.

Проверка противогаза на герметичность.

Для проверки противогаза на герметичность в целом необходимо снять чехол, надеть лицевую часть, закрыть отверстие в дне коробки пробкой или зажать его ладонью и сделать глубокий вдох. Если при этом воздух под лицевую часть не проходит, то противогаз исправен.

Порядок выполнения норматива № 1 (одевание противогаза)

При надевании противогаза по команде «ГАЗЫ»:

Противогаз в «походном» положении. Участник задерживает дыхание, закрывает глаза. Снимает головной убор, а при опущенном подбородочном ремне откидывает головной убор назад. Вынимает противогаз из сумки. Берет шлем-маску обеими руками за утолщение края у нижней части так, чтобы большие пальцы ладони были снаружи, а остальные внутри ее. Прикладывает нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натягивает ее на голову так, чтобы не было складок, а очковый узел располагался против глаз. Устраняет перекос и складки, если они образовались при надевании шлем-маски, делает полный выдох, открывает глаза и возобновляет дыхание.

Временные показатели и оценка за выполнение норматива № 1

Оценка по времени (секунд)



«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

7

8

10



10 баллов – лучший результат по времени (наименьшее время);

7 баллов – второй результат;

5 баллов – третий результат;

0 баллов – четвертый и последующие результаты.

Ошибки, снижающие оценку
 

На один балл

До «неудовлетворительно»

  1. при надевании противогаза обучаемый не закрыл глаза и не затаил дыхание или после надевания не сделал полный выдох;


  2. шлем-маска противогаза (фильтрующая полумаска респиратора) надета с перекосом;


  3. концы носового зажима респиратора не прижаты к носу;


  4. не отрегулирована не растягивающаяся тесьма респиратора.

допущено образование таких складок или перекосов, при которых наружный воздух

может проникать под шлем-маску

противогаза (фильтрующую полумаску респиратора);


не герметично присоединена противогазовая коробка.



Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник для среднего профессионального образования / Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко/ Изд.14-е – М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 176 с.

Практическая работа № 2

Тема:

Тема. Применение средств индивидуальной защиты

Цель:

1 Научиться различать индивидуальной средства защиты по их применению.

2. Приобрести практический навык использования средств индивидуальной защиты

3. Закрепление теоретических знаний о СИЗ кожи, СИЗОД, о медицинских средствах защиты и приобретение практических умений изготавливать и использовать индивидуальные средства защиты.

2.Пояснения к работе.

2.1.Краткие теоретические сведения(СИЗ).

Состав и назначение средств индивидуальной защиты (СИЗ).

СИЗ предназначены для защиты людей от попадания внутрь организма - на кожные покровы и одежду радиоактивных и отравляющих веществ и бактериальных средств.

СИЗ подразделяется на средства защиты органов дыхания и средства защиты кожи.

К средствам защиты органов дыхания относятся:

-противогазы (фильтрующие , и изолирующие);

- респираторы;

- противопыльные тканевые маски ПТМ-1

-важно-марлевые повязки.

К средствам защиты кожи относятся:

-защитные комплекты

- комбинезоны и костюмы изготовленные из специальной прорезиненной ткани;

-накидки;

- резиновые сапоги и перчатки;

- различные подручные средства.

По принципу защиты СИЗ делятся на: фильтрующие, изолирующие.

По способу изготовления СИЗ делятся на средства:

- изготовленные промышленностью,

- простейшие,

- изготовленные населением из подручных материалов.

Фильтрующие противогазы ГП-5(ГП-5Ми ГП-7(ГП-7В) ГП-5 предназначен для защиты человека от попадания в органы дыхания, на глаза и лицо радиоактивных ,оправляющих (0В) и АХОВ, бактериальных средств.

ГП-7 защищает от многих 0В и опасных, веществ, радиоактивной пыли и бактериальных средств.

Дополнительные патроны (ДП) созданы для защиты от АХОВ хлор, сероводород, сернистый газ, соляная кислота, синильная кислота, фенол, свинец.

Внутри патрона ДПГ-1два слоя специального поглотителя наружного воздуха попадая в фильтрующее -поглощающую коробку противогаза ,предварительно очищается от аэрозолей и паров АХОВ, поступая затем в дополнительный патрон, окончательно очищает от вредных примесей.

ДПГ-3 в комплекте с противогазом защищает от аммиака, хлор, нитробензола, хлористого водорода, окисиэтилена, респираторы представляют собой облеченное средство защиты органов дыхания от вредных газов, паров- аэрозолей и пыли.

В зависимости от срока службы респираторы бывают одноразового применения ШБ-1«Лепесток», «Каша», У-2К,Р-2),многоразового исправления (РПГ-67,РУ-60М).

Простейшие средства защиты органов дыхания ПТМ-1защищают органы дыхания человека от радиоактивной пыли, вредных аэрозолей, бактериальных средств.

«Походы» положение противогаза: -верх сумки на уровне талии, клапан застегнут.

В положении «наготове» противогаз переводят в готовность по команде.

Противогазы готовы!

-сумка передвигается вперед, клапан отстегивается.

В «боевом» положении надевается лицевая часть, по команде «Газы!»

При переводе противогаза в «боевом» положение необходимо:

-снять ГОЛОВНОЙ убор;

-вынуть шлем-маску из сумки, взять ее обеими руками за утолщенные края у нижней части так, чтобы большие пальцы рук были с наружной стороны, а остальные внутри;

-задержать дыхание и закрыть глаза;

-подвести шлем-маску к подбородку и резким движением рук вверх и назад натянуть ее на голову так, чтобы не было вверху складок;

-сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание;

-надеть головной убор, застегнуть сумку и закрепить ее на туловище.

Противогаз считается надетым правильно, если стекла очков лицевой части находятся противогаз , шлем-маска плотно прилегает к лицу.

Необходимость сделать сильный выдох перед открытием глаз и

Возобновлением дыхания после надевания противогаза объясняется тем, что надо удалить из-под маски зараженный воздух, если он туда попал в момент надевания.

При надетом противогазе следует дышать глубоко и равномерно.

Если нужно бежать - темпы увеличивают постепенно.

Противогаз снимается по команде «Противогаз снять!». Для этого надо приподнять головной убор, взять другой рукой за клапанную коробку, слегка оттянуть шлем-маску вниз и движением вперед и вверх снять ее, надеть головной убор, вывернуть шлем-маску, тщательно протереть ее и уложить в сумку.

.2. Перечень используемого оборудования.

- Противогаз общевойсковой и гражданский ГП-5.

3.Задание.

3.1. Заполнить таблицу.

4. Работа в кабинете.

Напротив вредного вещества записать СИЗ которые предназначены защитить от 0В,используя материл кратких теоретических сведений.

.5. Содержание отчета.

Написать вывод о проделанной работе.

VIII. Литература.

Интернет-сайты: Интернет-сайты: www.newgeophys.spb.ruhttp://neparsya.net/referat/ecology/teh_katastr



Практическая работа № 3.

Применение первичных средств пожаротушения

Цель. Закрепление знаний о мерах пожарной безопасности и правилах безопасного поведения при пожарах. Приобретение умений использования первичных средств пожаротушения.

Задачи.

1.Изучить закон «О пожарной безопасности»

2.Изучить памятки по правилам безопасного поведения при пожарах.

3 Научиться пользоваться огнетушителем

Оборудование. Памятки, огнетушитель, учебный фильм, ФЗ «О пожарной безопасности»

Задание

1.Просмотреть учебный фильм

2. Изучить ФЭ «О пожарной безопасности»

3. Законспектировать статьи, раскрывающие права, обязанности, ответственность граждан в области пожарной безопасности.

4. Изучить памятки.

5. Ответить на вопросы

6 . Практическое использование огнетушителя.

Ответить на контрольные вопросы.

1. Перечислите поражающие факторы пожара.

2. Как оказать помощь пострадавшим при пожаре, взрыве?

3. Перечислите средства пожаротушения.

4. Назовите ФЗ, который отражает права, обязанности, ответственность граждан в области пожарной безопасности

5. Назовите алгоритм правил при пожаре в помещении.

Литература

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ О пожарной безопасности.



Практическая работа № 4.

Тема: Определение воинских званий и знаков различия

Цель: знать и уметь определять воинские звания вооруженных сил РФ, располагать их в порядке старшинства.

Задание: По рисункам определите воинские звания и расположите их в порядке возрастания (от младшего к старшему). Заполните таблицы. Предварительная подготовка Теоретические сведения: - Погоны и знаки различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации



Кроссворд «Воинские звания и знаки различия военнослужащих»



  1. Знак различия, символ воинской чести военнослужащих, носимый на плечах и указывающий на воинское звание и принадлежность к роду войск.



  1. ВМФ – старшина 1-й статьи, а в Российской Армии - ……?



3. В 1631 г. это воинское звание пришло на смену званиям «воевода» и «полковой голова». Теперь это самое высокое звание старшего офицерского состава.

4. Воинское звание, введённое в России Петром I в 1716 г. Получить его было не просто. С 1940 г. им отмечали лучшего воина, проявившего мужество в бою или достигшего высоких показателей в боевой и политической подготовке.

5. Это воинское звание имеет второе значение: должностное лицо в роте, отвечающее за правильное несение службы личным составом и порядок в подразделении.



  1. Впервые это звание утверждено Петром I при создании регулярной армии и являлось первым младшим офицерским чином и присваивалось тем, кто назначался знаменосцем.

  2. Сначала так называлась хозяйственная должность помощника командира полка, а потом это слово стало обозначать и воинский чин. Это звание в Советской Армии установлено в 1939 г.

  3. Слово латинского происхождения, означающее «общий», «главный». В Советской Армии это звание было установлено 7 мая 1940 г. взамен существующих тогда званий «комбриг», «комдив», «командарм».

  4. Звание высшего офицерского состава в Военно-Морском Флоте.

  5. Самое низкое воинское звание военнослужащего в Военно-Морском флоте.

  6. Зание, введённое Петром I на заре зарождения русского флота. В переводе на русский язык означает «корабельный человек». Его присваивали гардемаринам, успешно окончившим морской кадетский корпус.

  7. Слово латинского происхождения, означающее – большой, старший. В России это воинское звание появилось в 1711 г. сначала для штаб-офицеров линейных частей. Позднее стало присваиваться командирам батальонов.

  8. Повседневный и парадный головной убор, цвет околыша и кантов которого отличает рода войск, в котором служит солдат или офицер.

  9. Самый старый головной убор, одна из разновидностей боевых шлемов, предохраняющий голову от мелких осколков, частично от пуль, а также от ударов холодным оружием.

Заполнив кроссворд, узнаете воинское звание великого русского полководца А.В. Суворова

(Ответы по порядку: погон, сержант, полковник, ефрейтор, старшина, прапорщик, подполковник, генерал, адмирал, матрос, мичман, майор, фуражка, каска)



Практическая работа № 5

Тема: Выполнение строевых приемов и движение без оружия»

Цель работы:

- Ознакомить студентов с правилами выполнения воинского приветствия.

- Научить выполнять команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!», повороты на месте, движение строевым шагом.

Порядок выполнения работы:

      1. Прослушать устно разъяснения преподавателя по данной теме;

      2. Дополнить фразы:

Строевая подготовка –

Строй –

Шеренга –

Фланг –

Фронт –

Тыльная сторона строя –

Интервал –

Дистанция –

Ширина строя –

Глубина строя –

Одношереножный строй –

Двухшереножный строй –

Ряд –

Колонна –

Разомкнутый строй –

Сомкнутый строй –

Развернутый строй –

Свернутый строй –

Походный строй –

Направляющий –

Замыкающий –

3. Сдать работу;

4. Выполнить команды:

«Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!», повороты на месте :«Напра-ВО!» «Нале-ВО», «Кру- ГОМ», «Строевым шагом - МАРШ!», повороты в движении: :«Напра-ВО!» «Нале-ВО», «Кругом – МАРШ!». Выполнить воинское приветствие на месте и в движении.

5. Литература:

Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации, М: Воениздат, 2003 







Практическая работа № 6



Тема. Неполная разборка и сборка автомата. Отработка нормативов.

Цель. Формирование умений и навыков выполнения неполной разборки и сборки АК Формирование умений и навыков выполнения неполной разборки и сборка автомата Калашников с учетом нормативов времени. 

Задачи.

1.Научить правилам обращения с боевым оружием.

2.Научить неполной сборке и разборке АК

Оборудование. Макет АК

Задание.

1.Выполнить неполную разборку автомата. Порядок выполнения:

- отделить магазин;

- вынуть пенал с принадлежностью;

- отделить шомпол;

- отделить крышку ствольной коробки;

- отделить газовую трубку со ствольной накладкой;

- отделить затворную раму с затвором;

- отделить затвор от затворной рамы;

- отделить возвратный механизм;

- отделить затворную раму с затвором;

- отделить затвор от затворной рамы;

- отделить газовую трубку со ствольной накладкой.

. Выполнить сборку автомата после неполной разборки. Порядок выполнения:

- присоединить газовую трубку со ствольной накладкой;

- присоединить затвор к затворной раме;

- присоединить затворную раму с затвором я ствольной коробке;

- присоединить возвратный механизм;

- присоединить крышку ствольной коробки;

- спустить курок с боевого взвода и поставить на предохранитель;

- присоединить шомпол;

- вложить пенал в гнездо приклада;

- присоединить магазин к автомату.

3.Выполнить неполную разборку автомата с учетом нормативов времени. Порядок выполнения:

- отделить магазин;

- вынуть пенал с принадлежностью;

- отделить шомпол;

- отделить крышку ствольной коробки;

- отделить газовую трубку со ствольной накладкой;

- отделить затворную раму с затвором;

- отделить затвор от затворной рамы;

- отделить возвратный механизм;

- отделить затворную раму с затвором;

- отделить затвор от затворной рамы;

- отделить газовую трубку со ствольной накладкой.

4. Выполнить сборку автомата после неполной разборки с учетом нормативов времени. Порядок выполнения:

- присоединить газовую трубку со ствольной накладкой;

- присоединить затвор к затворной раме;

- присоединить затворную раму с затвором я ствольной коробке;

- присоединить возвратный механизм;

- присоединить крышку ствольной коробки;

- спустить курок с боевого взвода и поставить на предохранитель;

- присоединить шомпол;

- вложить пенал в гнездо приклада;

- присоединить магазин к автомату.

Отлично-15 сек


Хорошо-17 сек


Удовлетворительно-19 сек



Практическая работа №7

Тема. Оказание реанимационной помощи.

Цель. Закрепление теоретических знаний по проведению реанимационной помощи, приобретение практических умений искусственной вентиляции легких, непрямого массажа сердца.

Задачи.

1.Составить алгоритм проведения реанимации.

2. Научиться проводить искусственную вентиляцию легких, непрямой массаж сердца на тренажере.

Оборудование. Тренажер-Александр

Задание.

1. Составить алгоритм реанимационной помощи.

2. Проведение реанимационной помощи на тренажере - Александр.

Контрольные вопросы.

1.Что означает терминальное состояние?

2.Сколько терминальных состояний знаете?

3.Опишите терминальные состояния.

4.Признаки клинической смерти.

5.Этапы реанимации.

6.Назовите способы искусственной вентиляции легких



Список рекомендуемой литературы

Основная литература

  1. Безопасность жизнедеятельности / под редакцией Э.А Арустамов , Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов. -14-е изд. Стер. - М. : Издательский центр «Академия». 2015. -176 стр.

Дополнительные источники:

  1. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. – М.: Академия, 2010г.

  2. Сапронов Ю.Г Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие, - М. Академия 2004.

  3. Смирнов А.Т Основы военной службы. – М академия, 2000.

  4. Конституция Российской Федерации с комментариями для школьников / М. Смоленский. – М.: Феникс, 2011г.

  5. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. – 3 издание., Арустамов, Академия, 2005

  6. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. – М.: Академия, 2010г.

  7. Сапронов Ю.Г Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие, - М. Академия 2004.

  8. Смирнов А.Т Основы военной службы. – М академия, 2000.

  9. Конституция Российской Федерации с комментариями для школьников / М. Смоленский. – М.: Феникс, 2011г.

Электронные издания /Интернет-ресурсы

http://www.grandars.ru/shkola/bezopasnost-

zhiznedeyatelnosti/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti.html

Лекции по БЖД РФ [Электронный ресурс

http://www.studfiles.ru/dir/cat19/subj44/file17053/view159291.html

Научно-практический и учебно-методический журнал Безопасность

[Электронный ресурс].

http://www.novtex.ru/bjd/

МЧС России. Видеоролики по БЖД РФ [Электронный ресурс]. –

http://www.mchs.gov.ru/info/individual/rules/Videoroliki_po_bezopasnosti_zhizne