СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данные методические рекомендации предназначены для обучающихся по профессии 29.01.04 Художник по костюму и направлены на оказание методической помощи при организации практической работы.
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
(ГГТУ)
Социально-технологический техникум
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПО ПОО.1 ПРАВО
Профессия среднего профессионального образования
29.01.04 Художник по костюму
Орехово-Зуево, 2020г.
Данные методические рекомендации предназначены для обучающихся по профессии 29.01.04 Художник по костюму и направлены на оказание методической помощи при организации практической работы.
В рекомендациях содержится перечень умений, личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе выполнения практической работы, а также содержание практических работ обучающихся, методические рекомендации по их выполнению, рекомендуемая литература.
Автор-составитель: Кудрявцев Алексей Александрович – преподаватель СТТ ГГТУ
Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии
общеобразовательного цикла
Протокол № _____ от «____» ___________ 2019 г.
Председатель комиссии: __________________ / Борисова О.В. /
Подпись
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………... | 4 |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ……………………………………... | 4 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………………………………………. | 6 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ ……………………………………………………………….. | 7 |
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ …………………………………………………. | 13 |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….… | 14 |
Рекомендации разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии 29.01.04 Художник по костюму, Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413), программой дисциплины ПОО.1 Право.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы дисциплины ПОО.1Право, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 386 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».
Методические рекомендации помогут обучающимся в выполнении практических заданий в процессе изучения дисциплины.
В данных методических рекомендациях представлено содержание практической работы обучающихся, а также требования к освоению результатов.
Практическая работа выполняется обучающимся на учебных занятиях и включает в себя следующие виды деятельности:
решение ситуационных задач;
работа с нормативными правовыми актами;
работа с основной литературой и интернет - ресурсами.
Форма отчётности:
выполненная практическая работа.
По результатам выполнения вышеперечисленных форм работы обучающимся выставляется оценка.
ТРЕБОВАНИЯ
К ОСВОЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
личностных:
воспитание высокого уровня правовой культуры, правового сознания, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
формирование гражданской позиции активного и ответственного гражданина, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
сформированность правового осмысления окружающей жизни, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а также правового сознания;
готовность и способность к самостоятельной ответственной деятельности в сфере права;
готовность и способность вести коммуникацию с другими людьми, сотрудничать для достижения поставленных целей;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к самообразованию на протяжении всей жизни;
метапредметных:
выбор успешных стратегий поведения в различных правовых ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, предотвращать и эффективно разрешать возможные правовые конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере права, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности в сфере права, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию правового поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии в сфере права как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
предметных:
сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
сформированность основ правового мышления;
сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы и темы | Количество часов |
Тема 1. Юриспруденция как важная общественная наука. Роль права в жизни человека и общества | |
Практическое занятие № 1 Организация работы с правовыми информационными системами. Работа с источниками права, нормами права по определению их вида, структуры, способа изложения в источниках права. | 1 |
Тема 2. Правовое регулирование общественных от ношений. Теоретические основы права как системы | |
Практическое занятие № 2 Организация и порядок составления договоров. Способы разрешения юридических коллизий. Законодательная деятельность в России. | 1 |
Тема 3. Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности | |
Практическое занятие №3 Актуальные проблемы реализации юридической ответственности. Организация работы по повышению правовой культуры граждан. Деятельность в области различных правовых систем. | 1 |
Тема 4. Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации. | |
Практические занятия № 4 Организация работы с Конституцией РФ. Изучение практического опыта реализации законодательной, исполнительной и судебной власти в РФ. | 1 |
Тема 5. Правосудие и правоохранительные органы. | |
Практические занятия № 5 Порядок обращения в правоохранительные органы. Составление исковых заявлений в суды различной юрисдикции. | 1 |
Тема 6. Гражданское право. | |
Практическое занятие № 6 Порядок защиты права собственности. Организация своего бизнеса: как стать успешным в своей стране? | 1 |
Тема 7. Защита прав потребителей | |
Практическое занятие № 7 Порядок и способы защиты прав потребителей. | 1 |
Тема 8. Правовое регулирование образовательной деятельности | |
Практическое занятие № 8 Реализация права на образование в России и за рубежом. | 1 |
Тема 9. Семейное право и наследственное право | |
Практическое занятие № 9 Взаимоотношения супругов. Права и обязанности родителей и детей. | 1 |
Тема 10. Трудовое право | |
Практическое занятие № 10 Разрешение трудовых споров. Правовое регулирование трудовой деятельности лиц, не достигших возраста 18 лет. | 1 |
ИТОГО | 10 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ
Тема 1. Юриспруденция как важная общественная наука. Роль права в жизни человека и общества
Практическое занятие №1 (1час) Организация работы с правовыми информационными системами. Работа с источниками права, нормами права по определению их вида, структуры, способа изложения в источниках права. (Приложение 1)
Цель: приобретение практических навыков работы с информационной правовой системой «Консультант Плюс».
Результаты освоения:
личностные:
- готовность и способность к самостоятельной ответственной деятельности в сфере права.
метапредметные:
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности в сфере права, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере права, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
предметные:
- сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
Методические указания по выполнению:
Выполнить задания, указанные в таблицах;
Формы отчета: выполненная практическая работа.
Критерии оценивания:
Выполнение работы в полном объеме 96-100%-оценка отлично «5»;
76-95%-оценка хорошо «4»;
50-75%-оценка удовлетворительно «3»;
менее 50%-оценка неудовлетворительно «2».
Список рекомендуемых источников:
Литература: интернет-ресурсы: 3.
Тема 2. Правовое регулирование общественных от ношений.
Теоретические основы права как системы
Практическое занятие № 2 (1 час) Организация и порядок составления договоров.
Способы разрешения юридических коллизий. Законодательная деятельность в России. (Приложение 2)
Цель:
- определение содержания и порядка заключения гражданско-правовых договоров.
- ознакомление с законотворческим процессом в России
Результаты освоения:
предметные:
- готовность и способность к самостоятельной ответственной деятельности в сфере права;
метапредметные:
- выбор успешных стратегий поведения в различных правовых ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, предотвращать и эффективно разрешать возможные правовые конфликты;
предметные:
-владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
Методические указания по выполнению:
ответить на вопросы;
решить ситуационные задачи;
Формы отчета: выполненная практическая работа.
Критерии оценивания:
Выполнение задания в полном объеме 96-100%-оценка отлично (5);
76-95%-оценка хорошо (4);
50-75%-оценка удовлетворительно (3);
менее 50%-оценка неудовлетворительно (2).
Список рекомендуемых источников:
Литература: основная: 1, интернет-ресурсы:3.
Тема 3. Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности
Практическое занятие №3 (1 час). Актуальные проблемы реализации юридической ответственности. Организация работы по повышению правовой культуры граждан. Деятельность в области различных правовых систем. (Приложение 3)
Цель: ознакомление с понятиями правонарушения, юридической ответственности, а также формирование навыков разрешения ситуаций по определению оснований привлечения к юридической ответственности.
Результаты освоения:
личностные:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
предметные:
- готовность и способность к самостоятельной ответственной деятельности в сфере права;
метапредметные:
- выбор успешных стратегий поведения в различных правовых ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, предотвращать и эффективно разрешать возможные правовые конфликты;
предметные:
-владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
Методические указания по выполнению:
ответить на вопросы;
решить ситуационные задачи;
Формы отчета: выполненная практическая работа.
Критерии оценивания:
Выполнение задания в полном объеме 96-100%-оценка отлично (5);
76-95%-оценка хорошо (4);
50-75%-оценка удовлетворительно (3);
менее 50%-оценка неудовлетворительно (2).
Список рекомендуемых источников:
Литература: основная: 1; интернет-ресурсы: 2,3.
Тема 4. Государство и право. Основы конституционного права Р.Ф.
Практические занятия № 4 (1 час) Организация работы с Конституцией РФ. Изучение практического опыта реализации законодательной, исполнительной и судебной власти в РФ. (Приложение 4)
Цель:
- изучить основные положения главы 2 Конституции РФ;
- научиться определять личные (гражданские), экономические, политические права и обязанности.
Результаты освоения:
личностных:
- воспитание высокого уровня правовой культуры, правового сознания, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
- формирование гражданской позиции активного и ответственного гражданина, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
предметных :
- сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
Методические указания по выполнению:
заполнить таблицу;
решить ситуационные задачи;
Форма отчета: представление изученного материала в таблице, решить ситуационные задачи.
Критерии оценивания:
Оценка «5» - выставляется, если обучающийся правильно заполнил таблицу, дал точные ответы на все ситуационные задачи.
Оценка «4» - выставляется, если обучающийся правильно заполнил таблицу, но допускает единичные ошибки, неточности в ответах на ситуационные задачи.
Оценка «3» - выставляется, если обучающийся не в полном объеме заполнил таблицу, допускает неточности в формулировке ответов на ситуационные задачи.
Оценка «2» - выставляется, если обучающийся не заполнил таблицу и не ответил на ситуационные задачи.
Список рекомендуемых источников:
Литература: основная: 1; интернет-ресурсы:2,3.
Тема 5. Правосудие и правоохранительные органы.
Практические занятия № 5 (1 час) Порядок обращения в правоохранительные органы. Составление исковых заявлений в суды различной юрисдикции. (Приложение 5)
Цель:
-развитие знаний о роли, задачах и системе правоохранительных органов в Российской Федерации.
- отработать практические навыки составления и заполнения искового заявления.
Результаты освоения:
личностных:
- готовность и способность вести коммуникацию с другими людьми, сотрудничать для достижения поставленных целей;
предметных :
сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
сформированность основ правового мышления;
понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
Методические указания по выполнению:
ответить на вопросы;
решить ситуационные задачи;
Форма отчета: представление изученного материала в таблице.
Критерии оценивания:
Выполнение задания в полном объеме 96-100%-оценка отлично (5);
76-95%-оценка хорошо (4);
50-75%-оценка удовлетворительно (3);
менее 50%-оценка неудовлетворительно (2).
Литература: основная: 1; интернет-ресурсы:2,3.
Тема 6. Гражданское право.
Практическое занятие № 6 (1 час). Порядок защиты права собственности. Организация своего бизнеса: как стать успешным в своей стране? (Приложение 6)
Цель: закрепить теоретические знания в области реализации права собственности.
Результаты освоения:
предметных :
- сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
Методические указания по выполнению:
решить ситуационные задачи;
заполнить таблицу;
Формы отчета: представление изученного материала в таблице, решить ситуационные задачи.
Критерии оценивания:
Оценка «5» - выставляется, если обучающийся правильно заполнил таблицу, дал точные ответы на все ситуационные задачи.
Оценка «4» - выставляется, если обучающийся правильно заполнил таблицу, но допускает единичные ошибки, неточности в ответах на ситуационные задачи.
Оценка «3» - выставляется, если обучающийся не в полном объеме заполнил таблицу, допускает неточности в формулировке ответов на ситуационные задачи.
Оценка «2» - выставляется, если обучающийся не заполнил таблицу и не ответил на ситуационные задачи.
Список рекомендуемых источников:
Литература: основная: 1; интернет-ресурсы:1,3.
Тема 7. Защита прав потребителей
Практическое занятие № 7 (1 час) Порядок и способы защиты прав потребителей. (Приложение 7)
Цель: формировать представление о правовом положении человека в демократическом государстве, механизме его защиты.
Результаты освоения:
предметных :
- сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
Методические указания по выполнению:
решить ситуационные задачи;
Формы отчета: представление изученного материала в таблице, решить ситуационные задачи.
Критерии оценивания:
Выполнение задания в полном объеме 96-100%-оценка отлично (5);
76-95%-оценка хорошо (4);
50-75%-оценка удовлетворительно (3);
менее 50%-оценка неудовлетворительно (2).
Список рекомендуемых источников:
Литература: основная: 1; интернет-ресурсы:1,3.
Тема 8. Правовое регулирование образовательной деятельности
Практическое занятие № 8 (1 час) Реализация права на образование в России и за рубежом. (Приложение 8).
Цель: Развить умение самостоятельно выстраивать свою образовательную траекторию, быть успешным, достигать необходимых результатов в своем образовании с учетом правовой компетенции в этой сфере, реализовывать свое право на образование.
Результаты освоения:
личностных:
- сформированность правового осмысления окружающей жизни, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а также правового сознания.
предметных :
- сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
Методические указания по выполнению:
ответить на вопросы теста;
решить ситуационную задачу.
Формы отчета: выполненная практическая работа.
Критерии оценивания:
Выполнение задания в полном объеме 96-100%-оценка отлично (5);
76-95%-оценка хорошо (4);
50-75%-оценка удовлетворительно (3);
менее 50%-оценка неудовлетворительно (2).
Список рекомендуемых источников:
Литература: основная: 1; интернет-ресурсы:1,3.
Тема 9. Семейное право и наследственное право
Практическое занятие № 9 (1 час) Взаимоотношения супругов. Права и обязанности родителей и детей. (Приложение 9)
Цель: Раскрытие основных аспектов брачно-семейных правоотношений, возникающих из брака, родства, усыновления, принятия детей на воспитание в семье.
Результаты освоения:
предметных :
- сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
Методические указания по выполнению:
ответить на вопросы теста;
решить ситуационные задачи;
Формы отчета: выполненная практическая работа.
Критерии оценивания:
Выполнение задания в полном объеме 96-100%-оценка отлично (5);
76-95%-оценка хорошо (4);
50-75%-оценка удовлетворительно (3);
менее 50%-оценка неудовлетворительно (2).
Список рекомендуемых источников:
Литература: основная: 1; интернет-ресурсы:1,3.
Тема 10. Трудовое право
Практическое занятие № 10 (1 час) Разрешение трудовых споров. Правовое регулирование трудовой деятельности лиц, не достигших возраста 18 лет.
(Приложение 10)
Цель: составить у обучающихся представление о трудовом праве, его системе, источниках, а также механизмах регулирования трудовых и тесно связанных с ними отношениях между работником и работодателем.
Результаты освоения:
личностных:
- готовность и способность к самостоятельной ответственной деятельности в сфере права;
предметных :
- сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
Методические указания по выполнению:
ответить на вопросы;
заполнить таблицу;
Формы отчета: выполненная практическая работа.
Критерии оценивания:
Выполнение задания в полном объеме 96-100%-оценка отлично (5);
76-95%-оценка хорошо (4);
50-75%-оценка удовлетворительно (3);
менее 50%-оценка неудовлетворительно (2).
Список рекомендуемых источников:
Литература: основная: 1; интернет-ресурсы:1,3.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
Рекомендуемые учебные издания:
1. Певцова, Е. А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля [Текст] : учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / Е. А. Певцова.— Москва: Издательский центр «Академия» : 2016. – 424 с.
Дополнительная литература:
1. Певцова Е. А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля [Электронный ресурс] : [электронный учебник] / Е. А. Певцова. – Электрон.дан. и прогр. – Москва : Издательский центр «Академия», 2016. – 1 электрон.опт. диск (DVD-ROM). – Систем.требования: ПК от IntelCore 2 Duo или AMDAthlonX2 и выше; WindowsXP/7/8/10; RAM 512 Мб; зв. карта. – Загл. с экрана.
2. Основы права : учебное пособие / М.Б. Смоленский под ред. и др. — Москва : КноРус, 2016. — 328 с. — Для СПО. —URL : https://www.book.ru/view3/920632/1.
3. Основы права : учебное пособие / Дригола Э.В., Казельникова В.С., Маштакова Е.А., Ныркова Н.А., Подопригора А.А., Русских В.В., Смоленский М.Б. — Москва : КноРус, 2017. — 328 с. — (СПО).— URL: https://www.book.ru/book/921449
4. Основы права. : учебник / С.И. Некрасов под ред. и др — Москва : Юстиция, 2019. — 180 с. — (СПО). — URL: https://www.book.ru/book/930206
Интернет-ресурсы:
1. Открытый класс: сетевые образовательные сообщества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.openclass.ru, свободный. – Загл. с экрана.
2. «ГАРАНТ» — информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.base.garant.ru: , свободный. – Загл. с экрана.
3.Справочно-правовая система "Консультант Плюс". Режим доступа: http://www.consultant.ru/:, свободный. – Загл. с экрана.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендации к выполнению практической работы №1
Организация работы с правовыми информационными системами.
Работа с источниками права, нормами права по определению их вида, структуры, способа изложения в источниках права.
Теоретическая часть
Информационная правовая система (ИПС) Консультант Плюс включает все законодательство РФ: от основополагающих документов до узкоотраслевых актов. Для удобства поиска информации все документы содержатся в Едином информационном массиве. Поскольку документы каждого типа имеют свои специфические особенности, они включаются в соответствующие Разделы информационного массива.
Для того чтобы найти необходимые документы из системы, нужно заполнить Карточку поиска.
Карточка поиска – основное средство поиска документов в Информационном банке системы. Она представляет собой таблицу с некоторым количеством поисковых полей. Система ищет документы, одновременно удовлетворяющие всем заполненным полям Карточки поиска. Однако не обязательно заполнять все поисковые поля. Для поиска любого документа достаточно правильно заполнить лишь два-три поля.
Задание 1.
Порядок выполнения работы
1. Изучить теоретическую часть по приведенным выше данным
2. Запустить с рабочего стола браузер для доступа в интернет.
3. Набрать адрес http://www.consultant.ru информационной правовой системы «Консультант Плюс».
4. Из Стартового окна перейти в раздел «Законодательство». Ознакомиться с общим построением справочно-информационной правовой системы «Консультант Плюс».
5. Изучить поочередно все подпункты основного меню системы. Зайти в «Карточку поиска», рассмотреть все её элементы.
6. Зайти в режим Правового навигатора. Изучить: особенности поиска информации по конкретному правовому вопросу; двухуровневую структуру словаря; ключевые понятия и группы ключевых понятий; различные виды сортировки списка. Выйти из Правового навигатора.
7. Выполнить задание, указанное в таблице:
Вид поиска | Задание |
Поиск по номеру и дате документа | Найдите Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Найдите статью, посвященную ограниченному доступу к информации и сохраните её в MS Word. |
Поиск по виду документа и его названию | Найдите Гражданский процессуальный кодекс, Семейный кодекс, трудовой кодекс. Документы сохраните в MS Word. |
Поиск по тексту документа | Организация совершила продажу товара за наличный расчет. В соответствии с законодательством она должна была воспользоваться контрольно-кассовой машиной либо бланками строгой отчетности. Найдите в Кодексе об административных правонарушениях РФ размер штрафа за нарушение данного требования? |
Поиск по правовому навигатору | Необходимо определить, чему равен минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Найдите последний документ, который внес эти изменения. |
Работа со списком документов | Постройте список документов, которые касаются договора пожизненного содержания с иждивением, которые были написаны после 1 января 2001 года. |
Поиск по всем разделам справочной правовой системы | Сформируйте список документов о возможности работы сотрудников в ночное время. Поиск информации проводите по всем разделам справочной правовой системы. Создайте папку «Работа сотрудников» и сохраните в нее только те документы, которые находятся в разделе «Комментарии законодательства». |
8. Выполнение каждого пункта задания должно сопровождаться скриншотами. Ответ на задание сдайте в виде электронного файла.
Задание 2.
Укажите, к каким источникам (формам) права относится:
Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»;
Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок Конституции Российской Федерации»;
«Уголовный кодекс РФ»;
Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»,
Закон Московской области «О порядке назначения на должность и деятельности мировых судей в Московской области»;
Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации»;
Коллективный трудовой договор. Какой из перечисленных примеров не является нормой права?
Решение задания оформить в виде таблицы:
Вид нормативно-правового акта | Название |
Федеральные конституционные законы |
|
Федеральные законы |
|
Законы субъектов РФ |
|
Постановления местного самоуправления |
|
Подзаконные акты |
|
Локальные акты |
|
Акты не являющиеся нормативными |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендации к выполнению практической работы № 2
Организация и порядок составления договоров.
Способы разрешения юридических коллизий. Законодательная деятельность в России.
Теоретическая часть.
Гражданско-правовой договор представляет собой одну из широко применяемых, гибких и оперативных правовых связей между различными субъектами права, позволяющих осуществлять процесс трансформации материальных и иных благ между участниками гражданского оборота.
Договор в равной мере позволяет учесть специфику и особенности взаимоотношений сторон, согласовывать их индивидуальные интересы, а также обеспечивать правовые гарантии этих интересов. Ст. 154 ГК РФ рассматривает договор как разновидность двух или многосторонних сделок. Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ).
Предметом договора могут быть вещи, ценные бумаги, недвижимость, имущественные и иные объекты гражданских прав.
Совокупность условий, определяющих права и обязанности сторон, составляет содержание договора. Условия договора в зависимости от их значения делятся на три вида: существенные, обычные и случайные.
Субъекты гражданских правоотношений могут заключать любые договоры, не противоречащие законам и иным нормативным актам. Стороны также вправе заключать соглашение, в котором содержатся элементы различных договоров (смешанный договор).
Согласно ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Одновременно с этим стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются и к их отношениям, возникшим до заключения договора.
Статья 432 ГК РФ устанавливает, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Закон устанавливает определенный порядок заключения договора. Так, направление одной из сторон предложения вступить в договорные отношения именуется офертой. По общему правилу оферта адресуется определенному лицу. Вместе с тем она может быть направлена и неопределенному кругу лиц. В этом случае она именуется публичной офертой. Публичная оферта должна содержать все существенные условия договора, из которых устанавливается воля лица заключить таковой с любым, кто отзовется. В иных случаях, например, реклама, подобное предложение должно рассматриваться не в качестве оферты, а как вызов на переговоры.
Оферта безотзывна. Принцип безотзывности сформулирован в ст. 436 ГК РФ. Однако возможны условия, при которых она может быть отозвана.
Оферта, как правило, выражается в письменной форме, с указанием срока для ответа либо без него.
Принятие оферты именуется акцептом, а сторона, выразившая согласие на принятие обращенного к ней предложения – акцептантом. Форма акцепта может быть различной. Акцепт в форме молчания, как правило, не допускается. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
Место заключения договора указывается в самом договоре. Если оно не указано, то договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту.
Предусматривается односторонний отказ от исполнения договора полностью или частично, однако это возможно только в случаях, допускаемых законом или договором. В иных случаях спор об изменении или расторжении договора рассматривается судом. Основанием для обращения в суд могут быть: а) существенное нарушение договора другой стороной; б) существенное изменение обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора; в) иные предусмотренные законом либо договором ситуации.
Положения, закрепляющие порядок изменения или расторжения договора, содержатся в ст. 452 ГК РФ.
Практическая часть
Задание 1. Решите задачи:
Задача 1
Кооператив ''Алеко'' послал предложение о поставке своей продукции ООО ''Темп'' и получил от последнего акцепт в пределах указанного в договоре срока в 12 часов. Через три часа был получен отзыв на этот акцепт. Кооператив связался с акцептантом и попросил объяснений. ООО ''Темп'' ответило, что уже после того, как акцепт был выслан, появилась фирма, предложившая аналогичную продукцию по более низкой цене. Таким образом обстоятельства резко изменились, и ООО ''Темп'' решило отозвать свой акцепт. Кооператив ''Алеко'' обратился в суд с требованием исполнения обязательств ООО ''Темп''. Суд отказал кооперативу в удовлетворении иска.
Разрешите спор.
Задача 2
Торговая фирма ''Апекс'' и ООО ''Дары Кубани'' заключили договор купли-продажи на приобретение нескольких тонн семян подсолнечника. Продавцом выступало ООО ''Дары Кубани''.
Определите, кто в данном обязательстве является кредитором, а кто должником. Какие основные обязанности возникают у субъектов по данному договору?
Задача 3
По договору купли-продажи фирма ''Контакт'' должна была поставить ООО ''Барс'' текстильные изделия и фурнитуру. Договором оговаривались сроки поставки, наименования товаров, их цена и форма оплаты.
Определите, будет ли данный договор считаться заключенным?
Задача 4
Торговая фирма ''Арма'' заключила с фирмой ''Астраханские арбузы'' договор поставки 5 тонн арбузов. Покупателем (заказчиком) выступала фирма ''Арма''. По условиям договора товар должен был быть доставлен самим покупателем после его полной оплаты. Однако в пути одна из машин перевернулась, отчего часть приобретенного товара пришла в негодность. Причем в договоре не был оговорен момент перехода риска случайной гибели, порчи, повреждения товара от продавца к покупателю.
Определите момент перехода этого риска в данном случае.
Задание 2. Ответьте письменно на вопросы:
1. Что такое юридическая коллизия?
2. Назовите пути разрешения юридических коллизий?
3. Назовите правила, которыми должны руководствоваться органы и должностные лица при обнаружении коллизий?
4. Назовите причины возникновения юридических коллизий?
Задание 3. Составьте схему законодательной деятельности в РФ. Кратко опишите основные стадии законотворческого процесса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендации к выполнению практической работы № 3
Актуальные проблемы реализации юридической ответственности. Организация работы по повышению правовой культуры граждан. Деятельность в области различных правовых систем.
Теоретическая часть
Практическая часть
Задание 1.
Составьте схему признаков правонарушения и ответьте на вопрос. В чем опасность для общества нарушений правовых норм?
Задание 2.
Одним из принципов юридической ответственности является законность, суть которой состоит в требовании строгой и точной реализации правовых предписаний (привлекать к юридической ответственности могут только уполномоченные на это органы в строго установленном законом порядке и на предусмотренных законом основаниях. Перечислите другие принципы юридической ответственности и дайте их толкование, приведите примеры, используя такие информационно-правовые системы как «Консультант +» http://www.consultant.ru/ , «Гарант» http://www.garant.ru/
Задание 3.
Разберите по составу (конкретным элементам) следующее правонарушение: 11 августа 2008г. на ул.Комсомольской Автозаводского района г. Тольятти у дома 21, на первом этаже которого находится магазин «Карусель», около 23.00 часов гражданин Н., находясь в состоянии алкогольного опьянения, совершил хулиганство, а именно разбил стекло витрины магазина «Карусель». С места происшествия попытался скрыться, но был задержан сотрудниками охраны данного магазина.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Практическое занятие № 4
Организация работы с Конституцией РФ. Изучение практического опыта реализации законодательной, исполнительной и судебной власти в РФ.
Практическая часть
Задание 1
Внимательно прочтите главу 2 Конституции РФ.
Основываясь на положения главы 2 Конституции РФ, используя информационно-правовые системы «Консультант +», http://www.consultant.ru/ , «Гарант» http://www.garant.ru/, заполните таблицу (учитывая приведенный пример):
Личные (гражданские) права и свободы | Экономические права и свободы | Политические права и свободы | Конституционные обязанности |
- право на жизнь (ст.20); - | - право на экономическую деятельность; - | - право на участие в управлении делами государства; - | - каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы; - |
Задание 2
Используя положения Конституции РФ, решите следующие задачи (при ответах на вопросы к задачам необходимо указывать конкретные статьи Конституции РФ, на основе которых делается вывод):
Задача 1.
Супруги Ларины с друзьями отмечали в своей квартире семейный праздник. После 23 ч. Они продолжали веселиться, танцевать, громко шуметь, чем беспокоили соседей. На замечания соседей Ларины не реагировали. Тогда соседи обратились в милицию. Однако Ларины дверь работникам полиции не открыли, сославшись на своё конституционное право.
Какое право граждан РФ имели в виду Ларины?
Задача 2.
Директор муниципальной школы-интерната г. Н-ска решил пригласить священника освятить новое здание, в которое переехала школа-интернат. Заведующий учебной частью предложил приурочить церемонию к началу учебного года. Узнав о предстоящем мероприятии, представитель департамента образования города заявил, что церемонию проводить нельзя.
Чья точка зрения верна и почему?
Задача 3.
Родителям ребенка семи лет отказали в приёме в частную школу, несмотря на то, что они готовы были оплатить его образование. Родители направили жалобу на действия школы в департамент образования. В своей жалобе они аппелировали к тому, что ст.43 Конституции гарантирует право на основное общее образование. В департаменте родителям объяснили, что лучше учиться в муниципальной школе.
Чья позиция верна?
Задача 4.
Проживающий в России гражданин Ирака привел своего одиннадцатилетнего сына в муниципальную школу. Однако по результатам собеседования ребенка отказались принять на обучение. Свой отказ директор школы мотивировала тем, что в классе, в котором должен учиться 11-летний Фарид, проходят уроки религиоведения, которые не соответствуют вероисповеданию Фарида.
Нарушает ли директор школы Конституцию РФ?
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Рекомендации к выполнению практической работы № 5
Порядок обращения в правоохранительные органы. Составление исковых заявлений в суды различной юрисдикции.
Теоретическая часть
В каждом государстве создана своя система правоохранительных органов, призванных заботиться о порядке в обществе и благополучии граждан, защищать права и свободы человека, бороться с преступностью.
В России функционирует система органов внутренних дел, возглавляемая Министерством внутренних дел РФ - МВД России. Система внутренних дел РФ относится к исполнительной ветви власти. МВД и его органы имеют широкую компетенцию, которая связана с правоохранительной деятельностью.
Обеспечение личной безопасности граждан, предупреждение правонарушений, раскрытие всевозможных преступлений, охрану общественного порядка, а также оказание помощи людям в защите их прав осуществляет в нашей стране полиция. В ее системе выделяют криминальную полицию и полицию общественной безопасности, работники которой обеспечивают правопорядок на улицах, транспортных магистралях, вокзалах и пр.
Полиция - объединение государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.
при необходимости принять меры к оказанию доврачебной помощи.
Для осуществления надзора за точным исполнением законов всеми государственными органами, организациями и физическими лицами создана система органов прокуратуры.
Среди правоохранительных органов большую роль играют органы Федеральной службы безопасности (ФСБ), которые выявляют и предупреждают различные преступления против безопасности страны, обеспечивая работу объектов транспорта, связи, важных для жизнеобеспечения людей. Они пресекают разведывательную деятельность спецслужб иностранных государств, защищают государственную тайну. В этой связи работникам этих органов разрешается проверять документы у граждан, если есть основания подозревать человека в совершении преступления.
Важная роль принадлежит Федеральной пограничной службе. Ее сотрудники организуют охрану государственных границ, пропуск людей или транспортных средств и т.д.
Практическая часть
Задание 1. Вставьте пропущенные слова
1. Полиция - объединение государственных органов ________________ власти, призванных защищать жизнь, здоровье, _____________ и ___________________ граждан, собственность, интересы _____________ и ________________ от преступных посягательств и наделенных правом применения мер _______________.
2. В случае совершения преступления гражданин обращается с заявлением в ___________ или ______________.
3. Возможностью подать заявление в правоохранительные органы обладают граждане, достигшие возраста________________ лет.
4. При обращении граждан в дежурную часть, приемную органа внутренних дел, к участковому инспектору или другому сотруднику полиции с устным заявлением о преступлении оформляется _______________.
5. При получении заявления или сообщения о преступлении непосредственно от заявителя работник органа внутренних дел, в чьи должностные обязанности входит прием заявлений и сообщений, обязан немедленно выдать заявителю ______________________.
6. О случаях проникновения в жилище граждан против их воли полиция обязана сообщить в течение_______________ часов ________________________.
Задание 2. Решите задачу
Гражданин Пчелкин обратился в полицию с заявлением о том, что его сосед Иванов нанес ему телесные повреждения. Однако сотрудники полиции заявление не приняли, объясняя это тем, что речь идет о бытовой ссоре, которую соседи должны решить сами, кроме того, нарушений общественного порядка не выявлено. Пчелкин обратился к адвокату с просьбой помочь защитить свои права.
Дайте обоснованную консультацию Пчелкину. Поясните, куда и как можно обратиться за защитой своих прав, если очевидны нарушения закона со стороны сотрудников полиции.
Задание 3.
Использую информационно-правовую систему «Консультант Плюс» составьте три варианта исковых заявлений:
Ход выполнения работы:
1. Зайдите на сайт «Консультант +», http://www.consultant.ru/
2. В строке быстрого поиска введите «образец искового заявления»
3. Ознакомитесь с общими рекомендациями по составлению иксодового заявления
4. Скачайте образец
5. Оформите три исковых заявления:
- исковое заявление о расторжении договора и взыскании убытков, неустойки и возмещении морального вреда;
- исковое заявление об обмене недоброкачественного товара;
- исковое заявление о незаконном увольнении
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Рекомендации к выполнению практической работы № 6
Порядок защиты права собственности. Организация своего бизнеса: как стать успешным в своей стране?
Теоретическая часть
Согласно ст. 209 ГК собственность - это отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей, которое выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении вмешательства всех третьих лиц в сферу власти собственника.
Субъектами права собственности могут выступать:
- Граждане и юридические лица
- Российской Федерации и субъекты Российской Федерации
- муниципальные образования.
Объектами права собственности могут выступать:
-движимое имущество
-недвижимое имущество
- интеллектуальная собственность
В соответствии с Конституцией РФ и Гражданским Кодексом в Российской Федерации существуют три основные формы собственности: государственная, частная, муниципальная.
Основаниями возникновения права собственности называются те юридические факты, в результат которых возникают эти права.
Способы приобретения права собственности:
Первоначальный – способ, при котором право собственности возникает на вещь, ранее никому не принадлежавшую;
Производный – способ, при котором право собственности возникает в порядке правопреемства.
Основания прекращения права собственности:
-отчуждение собственником своего имущества другим лицам;
-отказ собственника от права собственности;
-гибель или уничтожение имущества;
-утрата права собственности на имущество в предусмотренных законодательством случаях;
-принудительное изъятие у собственника имущества не допускается за исключением случаем предусмотренных законом.
Защита права собственности и других вещных прав представляет собой совокупность гражданско-правовых мер, применяемых к нарушителям этих прав.
Для защиты таких прав используются общегражданские способы защиты - это признание права, возмещение убытков, самозащита, неприменение судом противоречащего закону акта государственного органа или органа местного самоуправления, взыскание неустойки.
Практическая часть
Задание 1. Решите задачи:
Чернышев купил у Колесова легковой автомобиль «Жигули», удостоверив эту сделку у нотариуса. Через несколько дней после этого Колесов самовольно забрал автомобиль и отказался возвратить его до тех пор, пока Чернышев дополнительно не уплатит ему, Колесову, 30 000 руб. Чернышев обратился в суд с иском к Колесову, требуя возврата машины. Суд в иске отказал, ссылаясь на то, что Чернышев не успел зарегистрировать машину в ГИБДД на свое имя, а потому право собственности на нее у Чернышева не возникло. Сделка же между Чернышевым и Колесовым должна считаться несостоявшейся. Решите дело.
По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель закупил для арендатора у продавца оборудование, которое было передано арендатору по приемосдаточному акту. В связи с возникшим на предприятии арендатора по неустановленным причинам пожара оборудование пришло в негодность и не подлежит восстановлению. Кто понесет имущественные последствия уничтожения оборудования?
Соловьев заключил с бригадой рабочих договор на капитальный ремонт своей дачи. При разборке изразцовой печи один из рабочих обнаружил шкатулку с золотыми монетами и драгоценностями. Узнав об этом, собственник дачи потребовал передачи ему шкатулки с обнаруженными ценностями. Рабочий отказался от передачи ценностей, заявив, что они принадлежат ему, поскольку он их нашел. На свою долю в ценностях стали претендовать и другие члены бригады, выполнявшие ремонтные работы. Органы полиции обнаруженные ценности изъяли и передали финансовому органу, который зачислил их в доход казны. Между собственником дачи, рабочими и финансовым органом возник спор: кто имеет право на ценности и каких разделить? Как и в каком порядке может быть разрешен этот спор?
Задание 2. Составить таблицу ''Сравнительная характеристика видов юридических лиц''
Сравнительные характеристики | Виды юридических лиц | ||||
Полное товарищество | Товарищество на вере | Общество с ограниченной ответственностью | Акционерное общество | Государственные и муниципальные предприятия | |
1. Понятие. | | | | | |
2.Форма собственности | | | | | |
3.Цель деятельности | | | | | |
4.Состав учредителей | | | | | |
5.Учредительные документы. | | | | | |
6.Размер уставного капитала. | | | | | |
7.Количество учредителей (участников). | | | | | |
8.Порядок образования юр. лица | | | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Рекомендации к выполнению практической работы № 7
Порядок и способы защиты прав потребителей.
Теоретическая часть
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Взаимоотношения потребителя с продавцом, изготовителем ли исполнителем выстраиваются согласно ГК РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей» и иных нормативных актов.
В качестве продавца и исполнителя могут выступать как организация, так и индивидуальный предприниматель.
Права потребителя установлены в Законе РФ «О защите прав потребителей»:
Законом предусмотрено, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу) надлежащего качества.
Товар надлежащего качества - это товар, соответствующий определенным нормам и стандартам качества по своим свойствам, принятым нормам и стандартам. Данный товар потребитель может использовать по прямому назначению, в полной мере и в установленном объеме.
Если у товара обнаружены недостатки, то речь идет о некачественном товаре. В этом случае потребитель имеет право требовать, чтобы ему безвозмездно устранили недостатки, заменили товар, уменьшили цену за товар в зависимости от того недостатка, который был обнаружен, возвратили деньги и забрали товар. При замене товара ненадлежащего качества на товар этой же марки (этих же моделей и артикула) перерасчет цены товара не производится. (ст.18)
Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. (ст.25)
Изготовитель устанавливает на товары длительного пользования срок службы. В случае, когда он не установлен, ответственность перед потребителем он несет в течении 10 лет.
На отдельные виды товара устанавливается срок годности – временный промежуток, в течении которого товар является пригодным для использования.
Изготовитель имеет право устанавливать на свой товар гарантийный срок. Именно в этот период можно бесплатно отремонтировать или даже заменить товар.
Гарантийный срок хранения - период времени, в течение которого изготовитель гарантирует сохраняемость всех установленных стандартами эксплуатационных показателей и потребительских свойств продукции при условии соблюдения потребителем правил ее хранения.
Гарантийный срок эксплуатации -период времени, в течение которого изготовитель гарантирует потребителю стабильность показателей качества продукции при условии соблюдения им правил эксплуатации.
Защита прав потребителей осуществляется судом.
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца (потребителя) в суд по месту:
нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
жительства или пребывания истца;
заключения или исполнения договора.
Потребитель имеет право на возмещение в полном объеме вреда, который причинён ему некачественным товаром или недостоверной информацией. Потребитель имеет права требовать возмещение не только имущественного, но и морального вреда.
Практическая часть
Задание 1.
Определить понятия «производитель», «потребитель», «качественный товар», «товар ненадлежащего качества».
Задание 2.
Составить перечень прав потребителя, раскрыть их содержание.
Задание 3. Решить задачи:
Задача 1.
Когда покупательница приобретала губную помаду, продавец ей сказала, что она изготовлена на основе натуральных веществ. Позднее у неё возникли сомнения в достоверности сказанного, и она отдала купленную помаду на экспертизу. Экспертиза установила, что в химический состав помады натуральные компоненты не входят. Может ли покупательница потребовать вернуть зря потраченные деньги?
Задача 2.
Покупатель отдал для производства гарантийного ремонта свой телевизор в мастерскую при магазине, где он был куплен. Определите, в какой срок должен быть произведён гарантийный ремонт и правда ли, что покупателю на время ремонта должны предоставить другой телевизор?
Задача 3.
Покупатель пробрёл три метра ткани на костюм, но жена посчитала мой выбор неудачным и с отрезом отправилась, чтобы заменить другой тканью, для меня подходящей. Чек был сохранён. Но в магазине, несмотря на то, что с момента покупки прошло несколько часов, покупку обменять отказались.
Кто прав в этой ситуации покупатель или магазин?
Задача 4.
Покупатель приобрёл в магазине автоматическую зубную щётку. Дома он обнаружил, что щётка не работает. В магазине товар не приняли, ссылаясь на то, что медицинские товары возврату и обмену не подлежат. Правы ли работники магазина?
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Рекомендации к выполнению практической работы № 8
Реализация права на образование в России и за рубежом.
Теоретическая часть
Образование в Российской Федерации - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение. Согласно ст. 43 Конституции в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. При этом получение основного общего образования обязательно.
Положения, закрепленные в комментируемой статье Конституции РФ и в Законе РФ «Об образовании», в полной мере отвечают международным стандартам в сфере образования.
Основное общее образование обязательно в РФ обязательно. Общее образование включает в себя три ступени – начальное общее (1-4 классы), основное общее (5-9 классы), среднее (полное) общее образование (10-11 классы). Среднее (полное) общее образование можно получить в школе, колледже, училище, лицее, вузе.
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.
В России реализуются профессиональные программы:
1. среднего профессионального образования;
2. высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура);
3. послевузовское профессиональное образование.
Практическая часть
Задание 1. Решите тест:
Согласно российскому законодательству каждый гражданин РФ обязан получить образование:
среднее специальное;
основное общее;
полное среднее;
начальное профессиональное.
Реализацию права ребенка на образование призваны обеспечивать:
1) школьные педагоги;
2) сотрудники правоохранительных органов;
3) родители и лица их заменяющие;
4) органы опеки и попечительства.
Вставьте пропущенное слово
Предельный возраст обучающегося для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения - ______.
Установите соответствие между ступенью образования и классами:
Ступень образования | Классы |
Начальное | А. 5 - 9 |
Основное общее | Б. 1 - 4 |
Среднее полное | В. 10 - 11 |
Верны ли следующие утверждения:
А. В государственные высшие учебные заведения не разрешено поступать иностранцам и лицам без гражданства.
Б. В высшее учебное заведение России можно поступить только на основании Единого государственного экзамена.
1) верное только А;
2) верно только Б;
3) оба суждения верны;
4) оба суждения неверны.
Задание 2. Решите задачу:
При поступлении в учебное заведение Марина Н. решила ознакомиться с его учредительными документами, а также попросила показать лицензию и свидетельство о государственной аккредитации, но получила отказ. Администрация утверждала, что такие документы имеют внутренний характер и могут предоставляться только по требованию органов прокуратуры. Права ли администрация учебного заведения? Какие правовые нормы вы бы разъяснили Марине?
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Рекомендации к выполнению практической работы № 9
Взаимоотношения супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Теоретическая часть
Семейное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в семье.
Под семьей понимается группа лиц, связанных браком или родством, живущих совместно друг с другом.
Семейное право регулирует неимущественные и имущественные отношения, складывающиеся между членами семьи и - в предусмотренных законом случаях - между иными лицами.
Брак согласно ст. 10 СК РФ заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС), по взаимному согласию лиц при достижении ими брачного возраста. Брачный возраст в Российской Федерации устанавливается в восемнадцать лет, т.е. одновременно с достижением лицом (одинаково как мужчиной, так и женщиной) совершеннолетия.
Однако закон допускает возможность вступления в брак в 16 лет и даже ранее. Согласно ст. 13 Семейного кодекса РФ при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Согласия родителей несовершеннолетних на заключение брака не требуется.
Законы субъектов РФ могут устанавливать порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста 16 лет.
Не допускаются браки: между лицами, из которых хотя бы один состоит уже в браке; между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, между усыновителями и усыновленными; между лицами признанными судом недееспособными
Имущество, нажитое супругами в браке, является их общей совместной собственностью. Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом, даже если один из них не работает. В случае раздела имущества их доли признаются равными, если не было брачного договора. В общую собственность супругов не входит имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам.
Практическая часть
Задание 1. Выберите один или несколько правильных вариантов ответа
Имущественными правами ребенка являются:
а) право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
б) право выражать свое мнение при решении семейных вопросов в отношении его;
в) право собственности на имущество, полученное в дар, в порядке наследования;
г) право на обращение в суд.
Ребенок, в отношении которого родители лишены родительских прав, сохраняет:
а) имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками;
б) сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением;
в) право на получение наследства;
г) все вышеперечисленные права.
1. Для заключения брака необходимы:
а) взаимное добровольное согласие мужчины и женщины;
б) достижение ими брачного возраста;
в) согласие на брак родителей жениха и невесты;
г) признание судом дееспособности вступающих в брак.
3. В судебном порядке брак расторгается:
а) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака;
б) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей;
в) в случае расторжения брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей, если другой супруг признан судом недееспособным;
г) если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния.
4. К совместной собственности супругов относятся:
а) имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам;
б) доходы каждого из супругов от трудовой, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности;
в) полученные супругами пенсии, пособия;
г) приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги и любое другое нажитое су прутами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено.
Задание 2. Вставьте пропущенные слова
Если ребенку уже исполнилось ___ лет, то изменения его имени или фамилии могут осуществляться только при его согласии.
Дела о лишении родителей родительских прав рассматриваются в___ порядке с обязательным участием ________ и органа _______ и ______________.
Родительские права и обязанности юристы называют _______________
Если родитель живет отдельно от своего ребенка, он обязан ежемесячно уплачивать на его содержание _______ часть своего дохода, на двух детей ____________ часть своего дохода, а на трех и более _____ заработка или дохода.
Права детей в семье делятся на _____________ и ____________________.
Семья — основанная на_____________ или ____________________группа людей, члены которой связаны___________________ , _________________, ____________и ______________ ответственностью.
Брачный договор устанавливает____________________ режим имущества супругов.
Если брачный договор был заключен до заключения брака, он вступает в силу со дня _________________.
Свобода в выборе места жительства относится к______________ правам супругов.
Задание 3. Решите задачи.
Задача 1.
Гражданин Козлов вел праздную, разгульную жизнь. Своих детей он не содержал, не воспитывал. Однако в старости, оказавшись бедным, вспомнил о них. Став взрослыми, дети отказались помогать отцу. Он обратился в суд. Какое решение может вынести суд?
Задача 2.
У Петрова есть две дочери. Обе являются несовершеннолетними и имеют в собственности по квартире. Петров считает, что он может распоряжаться их имуществом как законный представитель. Прав ли Петров?
Задача 3.
В юридическую консультацию обратился Пыгин, который сообщил следующее. В браке со своей бывшей женой он состоял около трех лет. Жена его не работала, а он работал бухгалтером в коммерческой организации. Зарабатывал он неплохо, однако сбережений супруги не имели, поскольку жена значительную часть заработанных денег тратила на приобретение дорогой одежды и ювелирных украшений. При разделе совместно нажитого имущества жена отказалась включить в него эти вещи, поскольку, по ее мнению, они являются вещами индивидуального пользования и разделу не подлежат. Какой совет надо дать Пыгину?
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Рекомендации к выполнению практической работы № 10
Разрешение трудовых споров.
Правовое регулирование трудовой деятельности лиц, не достигших возраста 18 лет.
Теоретическая часть
Трудовое право - отрасль российского права, регулирующая трудовые отношения работников с работодателем, возникшие на основе трудового договора, а также тесно связанные с ними другие отношения в сфере применения труда работников.
Источниками трудового права являются:
1) Конституция Российской Федерации, которая закрепляет основные трудовые права граждан и гарантии их реализации;
2) федеральные законы, важнейшим из которых является Трудовой кодекс РФ, принятый в 2001 г.;
3) законы субъектов Российской Федерации;
4) подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства, инструкции и разъяснения Министерства труда и социального развития и др.);
5) договорные акты (генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые, тарифные, территориальные соглашения, заключаемые представителями работников и работодателей при участии (в некоторых случаях) компетентных государственных органов).
Право граждан на труд по Конституции РФ:
Сущность права | Содержание обеспечивающего права или запрета |
Запрет принудительного труда | Налагает запрет на всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, а также работу, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Незанятость гражданина не может служить основанием для привлечения его к ответственности. При этом принудительным трудом не считается выполнение некоторых публичных обязанностей: - военная служба; - работы в условиях чрезвычайных обстоятельств; - работы на основании вступившего в законную силу приговора суда |
Право на безопасность труда | Устанавливает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены |
Законодательное определение минимального размера оплаты труда | Возлагает обязанность на любого работодателя осуществлять выплаты своим сотрудникам вознаграждения за труд не ниже установленного в законодательном порядке минимума |
Законодательно гарантированное право на забастовку | Гарантирует работникам право добровольно отказываться от выполнения трудовых обязанностей в целях разрешения коллективного трудового спора. Его реализация возможна только в том случае, если примирительные процедуры не привели к разрешению трудового конфликта, а также при условии, что работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашений, достигнутых в ходе разрешения коллективного трудового спора |
Право на отдых трудящихся | Гарантирует установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск |
Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель:
Работник | Работодатель |
физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем | физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником |
Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником.
В трудовом договоре указываются:
Необходимые условия | Дополнительные условия |
фамилия, имя, отчество работника; наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица); конкретное место работы; дата начала работы; наименование должности, специальности, профессии, квалификации работника; права и обязанности работодателя; характеристика условий труда; режим труда и отдыха работника; условия оплаты труда работника; виды и условия социального страхования работника | оплата проезда до места работы; испытательный срок; предоставление места в дошкольном образовательном учреждении для ребенка работника и т. п. |
Практическая часть
Задание 1.
Определить понятия «трудовое право», «трудовые правоотношения», перечислить их субъекты.
Задание 2.
Используя информационно-правовую систему «Консультант +», выясните права и обязанности работника и работодателя в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Ответ оформить в таблицу:
Работодатель | Работник | ||
Права | Обязанности | Права | Обязанности |
| | | |
Задание 3.
Определить понятие, виды и порядок наложения дисциплинарных взысканий.
Задание 4.
Определите особенности трудоустройства несовершеннолетних в РФ.
32