СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Обществознание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

36 часов, в том числе 12 часов на работу над индивидуальным проектом.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Обществознание"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«НОВОСИБИРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
И ПЕРЕРАБОТКИ»













МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

по дисциплине ОУД.11 «Обществознание»

для специальностей СПО 19.02.03. «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий», 19.02.07 «Технология молока и молочных продуктов», 19.02.08 «Технология мяса и мясных продуктов»















Новосибирск

2018 г.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Обществознание" разработаны на основе положения о самостоятельной работе обучающихся по специальностям среднего профессионального образования (базовой подготовки) (далее– СПО)  для специальностей СПО 19.02.03. «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий», 19.02.07 «Технология молока и молочных продуктов», 19.02.08 «Технология мяса и мясных продуктов»





Организация-разработчик:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Новосибирский колледж пищевой промышленности
и переработки»


Разработчики:


Вельмакина М. С., преподаватель



Рассмотрено на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин

Протокол № ___ от __.__.201_г.

Председатель ПЦК ____________ М. Э. Волкова



СОГЛАСОВАНО:

Наименование организации:

___________________________________________________

___________________________________________________

Ф.И.О.,(должность представителя работодателей, подпись)

«____»_____________20___г.



М.П.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Обществознание» предназначены для специальностей СПО 19.02.03. «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий», 19.02.07 «Технология молока и молочных продуктов», 19.02.08 «Технология мяса и мясных продуктов».

Самостоятельная учебная деятельность - это вид учебной деятельности, которую студент совершает индивидуально или в группе без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными представлениями о порядке и правильности выполнения работ.

Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.

Цели самостоятельной работы:

  1. систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

  2. углубление и расширение теоретических знаний;

  3. формирование умений использовать справочную и учебную литературу;

  4. формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  5. развитие исследовательских умений.

Виды самостоятельной работы:

по овладению знаниями: чтение текста учебника, дополнительной литературы; составление плана; составление схемы, таблицы; конспектирование текста; работа со словарем; учебно-исследовательская работа;

по закреплению и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа с учебником, дополнительной литературой; подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление кроссвордов; тестирование;

по формированию умений и навыков: решение проблемных вопросов; выполнение схем, таблиц; подготовка к деловым играм.

На выполнение самостоятельной внеаудиторной работы отводится 36 часов, в том числе 12 часов на работу над индивидуальным проектом.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы содержат инструкции по выполнению работы, нормы времени и формат выполнения работы, формы контроля и критерии оценки, а также рекомендуемые источники и литературу.

Критерии оценивания:

  1. Воспроизводящий уровень, т.е. уровень стандарта: выписки понятий, определений; пересказ, узнавание в нем изученных фактов, событий, явлений, составление плана. Эта работа оценивается на "3".

  2. Преобразующий уровень: рассказ по документу, сопровождающийся анализом текста; выделение основной идеи текста; самостоятельный отбор фактов, идей, привлечение их для раскрытия темы; составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовой таблицы, схемы. Эта работа оценивается на "4".

  3. Творческо-поисковой уровень: осмысление и сопоставление точек зрения, положений документа; выявление линий сравнения изучаемых явлений; составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применение теоретических положений для доказательства, аргументации своей точки зрения; обсуждение дискуссионных проблем, поисковая деятельность по сбору материала, написание творческой работы, эссе. Эта работа оценивается на "5".

























Самостоятельная работа №1

по теме: Общество как сложная система. Сферы общества.

Время выполнения: 2ч.

Цель:

1. Закрепление и применение знаний.

2. Обобщение и систематизация знаний.

1. Выполните задание, используя материалы учебника А.Г. Важенина (стр. 11-16).

Заполните пропуски в таблице.

Таблица. Сравнение родовой и соседской общин

Родовая община

Соседская община

Наличие кровнородственных связей.


?


Имущество общее.

?



Общинная собственность на землю; совместная обработка земли.


?


Отсутствие условий для появления частной собственности и неравенства.


?



2. Установите соответствие между сферами общества и видами деятельности.

Сфера общества Вид деятельности

  1. Экономическая

А. Избрание президента

  1. Социальная Б. Заключение договора

купли продажи

  1. Политическая В. Концерт классической музыки

  1. Духовная Г. Принятие закона о повышении пенсий


Ответ занесите в таблицу

1

2

3

4


3.На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста, обозначенные точками.

  • Выделяют четыре сферы общества:

экономическую;

…………………………..;

политическую;

………………………….. .

  • Экономическая сфера общества включает в себя отношения:

…………………………..;

распределение материальных благ;

…………………………..;

потребление материальных благ;

………………………….. .

  • С развитием орудий труда производство материальных благ разделилось на:

производство продуктов питания;

…………………………..


  • В истории первобытного общества известно три общественных разделения труда:

…………………………..;

появление ремесла как самостоятельной отрасли производства;

…………………………… .

  • С появлением государства общество делится на:

зависимое население;

………………………….. .

  • Способами регулирования отношений в первобытном обществе были:

…………………………..;

обязывания;

………………………….. .

  • Культура включает в себя:

литературу;

…………………………..;

архитектуру;

…………………………..;

…………………………..;

религию;

………………………….. .








































Самостоятельная работа №2.

по теме: Наука и образование в современном мире.

Время выполнения: 2ч.

Цель:

1. Закрепление и применение знаний.

2. Обобщение и систематизация знаний.


  1. Заполните таблицу, используя материалы учебника с.122-127.


Наука

Предмет изучения

Социология


Психология


Философия


Антропология


Социальная антропология


Социальная психология


Педагогика


Психоанализ


Экономика


Политология


Юриспруденция


Культурология


История



Установите соответствие между научными парадигмами и их авторами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

НАУЧНЫЕ ПАРАДИГМЫ

АВТОРЫ

А) геоценрическая модель мира

1) А. Эйнштейн

Б) механика

2) К. Линней

В) классификация растений

3) Ч. Дарвин

Г) эволюционная теория

4) И. Ньютон

Д) теория относительности

5) Клавдия Птолемей

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д










































Самостоятельная работа №3

по теме: Мораль, искусство и религии как элементы духовной культуры.

Время выполнения: 4 ч.

Цель:

  1. Усвоение и закрепление новых знаний полученных при работе с книгой.

  1. Формирование умений и навыков при выполнении самостоятельной работы.

  2. Воспитание познавательных интересов у студентов при работе с книгой.


  1. Заполните таблицу, используя учебник с.88-89.

    Типы мировоззрения

    Характерные черты

    Обыденное


    Мифологическое


    Религиозное


    Философское


    Научное


  2. Составьте схему, используя следующие понятия:

«Мировоззрение», «субъекты мировоззрения», «факторы, влияющие на формирование мировоззрения», «основные вопросы мировоззрения», «типы мировоззрения», «человек», «группа», «общество», «общность родины», «язык», «культура», «история», «имущественное положение», «образование», «уровень знаний», «отношение человека к миру», «место человека в мире», «познание мира», «обыденное мировоззрение», «мифологическое мировоззрение», «религиозное мировоззрение», «философское мировоззрение», «научное мировоззрение»

  1. На основании материала учебника (с.128-130) дайте определение терминам:

  • Церковь -

  • Культ -

  • Религия -

  • Вера -

  • Секта -

  • Тотемизм -

  • Магия -

  • Фетишизм –

  • Анимизм –

  • Язычество-


Критерии оценивания:

Задания №1 - оцениваются оценкой 3;

Задание №1,2 - оценивается оценкой 4;

Задание №1,2,3, – оценивается оценкой 5.





































Самостоятельная работа №4 по теме:

Экономика и экономическая наука. Экономические системы.

Время выполнения: 3 ч.

Цель:

  1. Усвоение и закрепление новых знаний полученных при работе с учебной литературой.

  2. Формирование умений и навыков при составлении таблиц.


  1. Дайте определение понятиям:

  • Распределение

  • Меркантилизм

  • Производство

  • Протекционизим

  • Обмен

  • Экономика

  • Экономическая система


  1. Заполните таблицу используя материалы учебника с.152-157.


Экономические системы

Характерные черты

Традиционная


Административно – командная


Чистый капитализм


Современный капитализм



  1. Соствьте таблицу

Национальные модели

Характерные черты










Критерии оценивания:

Задания №1 - оцениваются оценкой 3;

Задание №1,2 - оцениваются оценкой 4;

Задание №1,2,3 – оцениваются оценкой 5.


Самостоятельная работа №5 по теме:

Рынок.Фирма. Роль государства в экономике.

Время выполнения: 5 ч.

Цель:

  1. Усвоение и закрепление новых знаний полученных при работе с учебной литературой.

  2. Формирование умений и навыков при составлении таблиц и схем.

  3. Воспитание самоконтроля.


Задание 1. На основании материала учебника (с.167-173) установите соответствие между понятием и определением:

Конкуренция - это процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому.

Кредитная карточка - это металлические деньги: со строго

фиксированным весом и стоимостью.

Обмен - это выпуск новых партий бумажных денег.

Эмиссия - это переполнение сферы обращения бумажными деньгами из-за чрезмерного их выпуска.

Монеты - это именной денежный документ, выпущенный кредитным учреждением (банком), удостоверяющий личность владельца банковского счета и дающий ему право на приобретение товаров и услуг в розничной торговле без оплаты наличными деньгами.

Товар - это форма хозяйственных связей между потребителями и производителями в сфере обмена, механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.

Инфляция - это денежное выражение стоимости товаров и услуг.

Цена - это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность

и предназначенный не для собственного потребления производителем, а для продажи.

Задание 2. Заполните таблицу: «Роль денег в обществе»

Типы денег

Достоинства

Недостатки

Вещи



Металлические деньги



Монеты



Бумажные деньги



Электронные деньги



Вывод:

Задание 3. На основании материала учебника (с.170) составьте схему: «Функции рынка»


Задание 4. На основании материала учебника (с.170) составьте схему: «Условия существования рынка».


Задание 5. Составьте план – конспект, используя учебник (с. 171-172) по теме: Конкуренция и ее виды.


Критерии оценивания.

Задания №1-2 - оцениваются оценкой 3;

Задание №1,2,3 - оцениваются оценкой 4;

Задание №1-5 – оцениваются оценкой 5.

























Самостоятельная работа №6 по теме:

Основные проблемы в экономике России. Элементы международной экономики.

Время выполнения: 2ч.

Цель:

  1. Усвоение и закрепление новых знаний полученных при работе с учебной литературой.

  1. Формирование умений и навыков при составлении таблиц и схем.

  2. Воспитание самоконтроля.

Выполните задания, используя, материалы учебника Важенин А.Г. (стр. 184-190).

Задание 1. Заполните таблицу.

Глобальные проблемы

Влияние на мировую экономику


Демографическая


Экономическая отсталость развивающихся стран


Экологическая



Задание 2. Составьте презентацию, используя, материалы учебника Важенин А.Г. (стр. 174- 179). по теме: «Государство и экономика»


Критерии оценивания.

Задание №1 - оценивается оценкой 3;

Задания №1,2 - оценивается оценкой 5;

Задание №2 - оценивается оценкой 4.












Самостоятельная работа №7 по теме:

Важные социальные общности и группы.

Время выполнения: 3 ч.

Цель:

  1. Усвоение и закрепление новых знаний полученных при работе с учебной литературой.

  1. Формирование умений и навыков при работе с книгой.

  2. Воспитание самоконтроля.

Выполните задания, используя, материалы учебника Важенин А.Г. (стр. 204- 218).

Задание 1. Составьте схему, используя приведенные ниже понятия.

«Молодежный экстремизм», «особенности молодежного экстремизма», «причины молодежного экстремизма», «стихийность », «бескомпромиссность», «отсутствие опыта», «решительность», «условия жизни», «война в Чечне», «усиление миграционных процессов», «невнимание государства к проблемам молодежи», «массовая культура».


Задание 2. Заполните таблицу

Личные права супругов


Личная собственность

супругов

Совместная

собственность супругов





Задание 3. Составьте конспект по теме: Важнейшие социальные общности и группы.


Критерии оценивания.

Задания №1 - оцениваются оценкой 3;

Задание №2-3 - оценивается оценкой 4;

Задание №1-3 – оценивается оценкой 5.





Самостоятельная работа №8.

по теме: Механизм государства.

Время выполнения: 3ч.

Цель:

  1. Формирование умений и навыков при самостоятельном конспектировании текста.

  1. Развитие мышления, воспитание культуры умственного труда.

Выполните задания, используя материалы учебника Важенин А.Г. (стр. 233- 244).

Задание 1. Составьте таблицу:

Орган

государственной

власти

Парламент


Глава

государства


Правительство

Суды


Правоохранительные

органы


Полномочия









Задание 2. Заполните таблицу.



Функции государства


Проявление функций в деятельности

государства


Внутренние

Политическая


Экономическая


Социальная


Идеологическая


Финансового контроля


Правоохранительная


Экологическая


Внешние

Сотрудничество с другими государствами


Оборона страны




Критерии оценивания.

Задание №2 - оценивается оценкой 3;

Задание № 3 - оцениваются оценкой 4;

Задание №1-2 – оценивается оценкой 5.




Самостоятельная работа №9.

Индивидуальный проект

Время выполнения: 12 ч.

Данный индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект, выполненный в рамках курса обществознания с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении определенной темы, показав способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность.

Индивидуальный проект – это научно-исследовательская работа, поэтому в ней обязательно наличие объекта исследования и предмета исследования (указываются во введении).

Основным отличием предмета исследования от объекта исследования является то, что под предметом исследования понимаются значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности или стороны объекта.

В индивидуальном проекте обязательно наличие исследования и его результатов, это не должен быть рассказ по теме или реферат.

План индивидуального проекта

Рассмотрим подробно план индивидуального учебного исследовательского проекта студента или обучающегося и определим его основные разделы и требования.

Введение индивидуального проекта

Во введении индивидуального исследовательского проекта указывается цель и задачи проекта, объект и предмет исследования, также может указываться гипотеза, теоретическая и практическая значимость исследования.

Раздел 1 индивидуального проекта - это теоретический раздел, состоящий из двух параграфов, пишется в форме литературного обзора. Основные задачи литературного обзора – раскрыть степень научной разработанности различных проблем, связанных с темой исследования, сравнить альтернативные точки зрения, сформулировать собственную позицию.

Литературный обзор – это не переписывание литературных и прочих источников, а их анализ, сопоставление позиций различных авторов. Обязательна корректная расстановка ссылок, точное указание фамилий и инициалов ученых, использование как отечественных, так и зарубежных (переводных) источников. Теоретическая глава должна отражать все многообразие мнений по рассматриваемой проблеме.

Параграф 1.1 как правило посвящается уточнению понятия объекта, а параграф 1.2 посвящается предмету исследования.

Раздел 2 индивидуального проекта - это методика и результаты исследования.

Параграф 2.1 Методика исследования.

Параграф 2.2 Результаты исследования в виде таблиц, графиков, диаграмм. Материал этого раздела базируется на тщательном и всестороннем изучении и глубоком анализе статистического и фактического материала по теме исследования, а также включает в себя предложения автора по цели исследования.

Работая над основной частью индивидуального проекта, студент должен знать, что общим правилом для любой научной работы является доказательность высказываемых утверждений.

Утверждения, приводимые в индивидуальной работе, необходимо обосновать, подкрепить цифрами, фактами или цитатами.

Заключение индивидуального проекта

В заключении индивидуального исследовательского проекта студента (учащегося) отражаются выводы по проведенному исследованию; анализируется, достигнута ли цель, выполнены ли поставленные задачи.

Также, можно указать в какой области могут быть применены результаты проведенного исследования, будет ли расширено или продлено исследование в рамках данного индивидуального проекта.


Примерные темы индивидуальных проектов

• • Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.

• Проблема познаваемости мира в трудах ученых.

• Я или мы: взаимодействие людей в обществе.

• Индустриальная революция: плюсы и минусы.

• Глобальные проблемы человечества.

• Современная массовая культура: достижение или деградация?

• Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?

• Кем быть? Проблема выбора профессии.

• Современные религии.

• Роль искусства в обществе.

• Экономика современного общества.

• Структура современного рынка товаров и услуг.

• Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах.

• Я и мои социальные роли.

• Современные социальные конфликты.

• Современная молодежь: проблемы и перспективы.

• Этносоциальные конфликты в современном мире.

• Семья как ячейка общества.

• Политическая власть: история и современность.

• Политическая система современного российского общества.

• Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России.

• Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор:

одно — из истории, другое — современное).

• Формы участия личности в политической жизни.

• Политические партии современной России.

• Право и социальные нормы.

• Система права и система законодательства.

• Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века.

• Характеристика отрасли российского права (на выбор).