Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по МДК 02.07
«Проектно-сметное дело»
Хоронхой
2019
Аннотация
Методические рекомендации составлены на основе рабочей программы профессионального модуля (базовый уровень подготовки).
Целью данных методических рекомендаций является организация самостоятельной работы обучающихся по ПМ. 02 «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов» МДК 02.07 «Проектно-сметное дело», которая является частью основной профессиональной образовательной программы разработанной в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.01
«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», предназначены для студентов обучающихся на четвертом курсе. Данные методические рекомендации включают в себя учебно- исследовательскую деятельность, формирование творческого подхода к решению поставленных задач, все виды деятельности, которые должны сформировать компетентного специалиста в своей области. В методических рекомендациях представлены задания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ, которые имеют чётко-выраженную структуру, описываются критерии оценивания.
Пояснительная записка
Методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ по МДК 02.07 «Проектно-сметное дело» предназначены для студентов ГБПОУ БРТСиПТ обучающихся по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
При освоении программы по данной специальности СПО
МДК 02.07 «Проектно-сметное дело» изучается на профильном уровне ФГОС, некоторые темы – более углубленно, учитывая конкретную специфику. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, объеме и характере внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов – вид деятельности, при котором в условиях систематического уменьшения прямого контакта с преподавателем обучающимися выполняются учебные задания.
Актуальность данных методических рекомендаций заключена на формирование и развитие информационных компетенций.
В МДК 02.07 «Проектно-сметное дело» запланированы следующие виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
работа с учебным пособием: составление плана, конспекта, составление таблицы, написание размышления-эссе, таблицы классификатора;
подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Составление конспекта
Понять, как построена книга, ее структуру.
Отобрать самое важное, основное из содержания книги.
Работу с книгой желательно строить в три этапа:
первоначальное прочтение всего текста с целью ознакомления с ним;
второе прочтение текста, включающее конспектирование и детальное изучение материала;
третье, заключительное прочтение для закрепления полученной информации.
Формы и методы конспектирования зависят от личных особенностей мышления и запоминания. Рекомендуемая последовательность работы: составление плана, изложение тезисов, выписки из текста и само конспектирование.
Составление плана
Структура плана рекомендуется как перечисление основных событий, вопросов по принципу деления целого на частные. Предлагается следующий процесс составления плана: чтение, деление на части с присвоением краткого наименования каждой части.
План может быть простым и сложным. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. В сложном плане главные части соответственно разделяются на дополнительные. Преимущество сложного плана состоит в том, что он полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора. Сложный план поможет выработать умение сжато производить записи, последовательно излагать свои мысли, быстро восстанавливать в памяти прочитанное, мобилизировать внимание.
Составление тезисов
Тезисы предполагают в процессе прочтения продумывание основных идей, изложение их в виде последовательных пунктов. При составлении тезисов следует сконцентрировать свое внимание на выводах автора.
Целесообразно рассмотреть два вида составления тезисов:
извлечение авторских тезисов из текста;
формулирование основных положений своими словами и понятиями.
Иногда рядом с тезисами следует записывать и часть факто-логического материала. Выписки представляют собою факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (в том числе и в личной интерпретации) и т. д. В отличие от планов и тезисов, выписки можно делать одновременно с чтением текста.
Конспектирование
Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т.д. Конспект может постоянно дополняться в процессе изучения предмета. В начале конспекта следует указать автора изучаемого текста, наименование его работы, год издания и издателя.
Конспект может быть тематическим, т.е. составленным по нескольким произведениям, работам, текстам и т.п. Целью такого тематического конспекта является более глубокое, всестороннее изучение определенной проблемы с учетом возможной вариативности мнений различных авторов.
Для составления тематического конспекта следует:
осуществить подбор необходимой и рекомендованной литературы, наглядных пособий и иных учебных материалов;
составить сложный план тематического конспекта, постоянно имея в виду конечную цель своей работы по изучению и осмыслению данной проблемы;
дальнейшую работу построить в ранее изложенной последовательности, но с учетом последовательно-параллельного изучения первоисточников в определенном их многообразии.
В итоге работа над составлением тематического конспекта с успехом может вылиться в составление реферата. Тематический конспект требует постоянной систематической доработки, дополнений и творческого осмысления в процессе изучения предмета.
Требования к оформлению конспекта
заглавия всех тем выполнять ярким, выделяющимся цветом; подзаголовки подчеркивать ярким цветом;
на каждой странице слева оставлять свободные поля (ширина полей до 1/3 ширины страницы) для записи даты конспектирования, заметок преподавателя и последующей проработки конспекта;
весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль. Абзац должен начинаться с «красной» строки. Между абзацами оставлять чистую строку;
главное, ключевое слово каждой отдельной мысли выделять подчеркиванием или иным способом;
каждый учебный вопрос по необходимости, а тему каждого урока обязательно завершить обобщением (выводом), начиная словами: «итак»,
«таким образом» или «вывод»;
тетрадь для конспектов по предмету обучения должна быть достаточно объемной (оптимальное количество листов - 96);
несколько листов в конце тетради следует отвести для справочного материала;
в тетради для конспектов недопустимы посторонние записи, рисунки, чертежи и наклейки, не относящиеся к изучаемому предмету;
следует помнить: конспект в значительной степени отражает возможности, способности и даже характер учащегося.
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя:
Изучить содержание задания;
подобрать литературу для получения ответов на задания;
составить план выполнения задания;
выбрать вопросы для изучения;
определить сроки выполнения задания;
согласовать с преподавателями намеченный план или со студентами группы;
выполнить составленный план;
убедиться, что задание выполнено;
оценить в полном ли объеме материал;
обдумать собранную информацию, обобщите ее
выяснить дополнительные вопросы, возникшие в ходе выполнения задания;
изложить результаты выполнения задания в соответствии с указанием преподавателя.
Каждая самостоятельная работа содержит:
тему самостоятельной работы;
цель самостоятельной работы; теоретическую часть (основные сведения);
практическую часть – содержание задание.
Краткая теоретическая информация по каждой теме приведена с целью напомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.
Практическая часть содержит задания, пояснения или рекомендации по их выполнению.
Ожидаемые результаты использования методических рекомендаций по самостоятельной работе МДК 02.07 «Проектно-сметное дело»:
готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий;
–самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов.
Правила выполнения самостоятельных работ:
Прежде чем приступить к выполнению задания, необходимо прочитать рекомендации к выполнению в данном методическом пособии;
ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы;
повторить теоретический материал, относящийся к теме работы.
Закончив выполнение самостоятельной работы, обучающийся должен сдать результат преподавателю в распечатанном виде, если возникнут затруднения в процессе работы, обучающийся может обратиться за помощью к преподавателю.
Введение
Усвоение программного материала складывается из:
изучения учебного материала на лекциях, консультационных и практических занятиях;
самостоятельного изучения учебного материала по рекомендуемой литературе;
самостоятельного выполнения контрольной работы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
рассчитывать основные удельные технико-экономические показатели (ТЭП) строительства;
составлять сметную документацию.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектно- сметной документации на строящиеся и реконструируемые объекты.
Выполнение заданий по самостоятельной работе должно формировать навыки работы с литературой, умение выбрать главное, самостоятельность в добывании знаний.
Цели самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
формирование профессиональных явлений;
формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности;
развитие самостоятельного мышления;
формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации.
Основные виды самостоятельной работы студентов
Первичное овладение знаниями (усвоение нового материала):
чтение дополнительной литературы;
составление плана текста, конспектирование прочитанного;
выписки из текста;
ознакомление с нормативными документами. Закрепление и систематизация знаний:
работа с конспектами лекций;
изучение нормативных документов;
ответы на контрольные вопросы;
подготовка к выступлению на занятиях.
Применение знаний, формирование умений:
решение задач по образцу, вариативных задач;
выполнение ситуационных производственных задач.
Перечень самостоятельных работ
№ тем | Запланированные виды самостоятельной работы студентов | Форма проведения | Объем часов |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Организация строительного проектирования и сметного нормирования | Выполнение заданий поисково-исследовательского характера | 2 |
2 | Общие понятия о сметном нормировании в строительстве | Выполнение заданий поисково-исследовательского характера | 2 |
3 | Система сметных нормативов в строительной отрасли | Составление таблицы – классификатора | 2 |
4 | Определение цены строительной продукции | Выполнение заданий поисково-исследовательского характера | 4 |
5 | Состав, структура и элементы сметной стоимости строительной продукции | Составление таблицы – классификатора | 6 |
6 | Порядок и правила составления сметной документации на строительство | Выполнение заданий поисково-исследовательского характера | 6 |
7 | Анализ проектной документации | Выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе практики | 2 |
8 | Анализ состава и содержания проектной документации, разделы, взаимосвязь | Выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе практики | 2 |
9 | Анализ сметной документации | Выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе практики | 2 |
10 | Проверка стоимости строительства в составе предпроектных проработок | Выполнение заданий поисково-исследовательского характера | 2 |
11 | Согласование, утверждение, экспертиза проектно- сметной документации | Выполнение заданий поисково-исследовательского характера | 2 |
12 | Экспертиза проектно- сметной документации | Выполнение заданий поисково-исследовательского характера | 2 |
13 | Особенности проектирования строительства за рубежом | Выполнение заданий поисково-исследовательского характера | 2 |
Критерии оценивания самостоятельных работ
Оценка | Критерии |
«Отлично» | 85-100% правильных ответов |
«Хорошо» | 70-84% правильных ответов |
«Удовлетворительно» | 40-69% правильных ответов |
«Неудовлетворительно» | 39% и менее правильных ответов |
Содержание самостоятельной работы
Тема 1: Организация строительного проектирования и сметного нормирования
Студент должен:
иметь представление: об этапах и стадиях проектирования;
знать: основные ТЭП для зданий и сооружений различного назначения; методику проведения оценки экономичности проектных решений.
Основные этапы и стадии проектирования. Организация проектно- сметного дела. Экспертиза и согласование проектов. Основные технико- экономические показатели проектов (ТЭП) зданий и сооружений различного назначения. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительного объекта. Общие понятия об инвестициях. Циклы инвестиционного проекта. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности. Подрядные торги (тендер), тендерная документация, порядок и правила проведения.
Оценки экономичности проектных решений. Методы и критерии оценки эффективности.
Практическая часть
Задание. Написать конспект на тему: «Методы и критерии оценки экономичности проектных решений».
Ход работы:
Оформите титульный лист в соответствии с Приложением Б.
Используя учебную литературу, которая приведена в методических рекомендациях или с помощью сети Internet, найдите информацию о
«Методах и критериях оценки экономичности проектных решений» и внимательно с ней ознакомьтесь.
Оформите свой отчёт в соответствии с приложением А по следующему плану:
Виды конструктивно-компоновочных и объемно-планировочных решений;
Методы производства работ с применением различных средств механизации;
Технико-экономические показатели, сопоставление показателей;
Критерии экономической эффективности в зависимости с системой показателей;
Последовательность расчета при определении наиболее эффективного варианта.
Отчёт распечатать на бумажном носителе формата А4 и сдать преподавателю на проверку.
Тема 2: Общие понятия о сметном нормировании в строительстве Студент должен:
иметь представление об основах ценообразования и сметного нормирования в строительстве:
Основы ценообразования и его особенности в строительстве:
общая структура государственной нормативно-информационной базы ценообразования и сметного нормирования в условиях рыночных отношений;
уровни применения сметных нормативов (федеральные, производственно-отраслевые, территориальные и др.);
структура и степень укрупнения нормативов;
государственные нормативные документы (СНиПы, ГОСТы, СП, СН, РДС, МДС).
Практическая часть
Задание. Написать конспект на тему: «Уровни применения сметных нормативов».
Ход работы:
Оформите титульный лист в соответствии с Приложением Б.
Используя учебную литературу, которая приведена в методических рекомендациях или с помощью сети Internet, найдите информацию об
«Уровнях применения сметных нормативов в строительстве» и внимательно с ней ознакомьтесь.
Оформите свой отчёт в соответствии с приложением А по следующему плану:
Понятие сметных нормативов, их функции;
государственные федеральные сметные нормативы;
производственно-отраслевые сметные нормативы;
территориальные сметные нормативы;
фирменные сметные нормативы;
укрупненные и элементные сметные нормативы.
Отчёт распечатать на бумажном носителе формата А4 и сдать преподавателю на проверку.
Тема 3: Система сметных нормативов в строительной отрасли Студент должен:
иметь представление о системах сметных нормативов в строительстве.
Государственные элементные сметные нормы на строительные (ГЭСН- 2001) и ремонтно-строительные (ГЭСНр-2001) работы.
Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования (ГЭСНм-2001) и пусконаладочные (ГЭСНп-2001) работы.
Сметные нормы и дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ (ГСН 81-05-02-2001) и ремонтно- строительных работ (ГСНр 81-05-02-2001) в зимнее время.
Сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001) и при производстве ремонтно- строительных работ (ГСНр 81-05-01-2001).
Федеральные единичные расценки на строительные (ФЕР-2001), ремонтно-строительные (ФЕРр-2001) работы и эксплуатацию машин, сметные цены на материалы, изделия и конструкции.
Банк данных объектов-аналогов для определения сметной стоимости строительства.
Территориальные сметные нормативы ТЕР-2001 и ТЕРр-2001 (Государственные элементные сметные нормы на строительные и ремонтно- строительные работы применительно к условиям территории Самарской области).
Практическая часть
Задание. По теме «Сметные нормативы в строительстве» составьте таблицу по образцу (таблица 1) и заполните её. Работу распечатать на бумажном носителе формата А4 и сдать на проверку преподавателю.
Таблица 1 – Образец таблицы для заполнения
виды сметных нормативов | орган введения в действие | область применения | примеры |
Элементные | | | |
Укрупненные | | | |
Тема 4: Определение цены строительной продукции Студент должен:
знать содержание терминов (сметная цена, контрактная цена, договорная цена); методы определения сметных цен;
уметь различать виды цен.
Виды цен в строительстве (сметные и договорные) и принципы их формирования. Структура, состав и порядок установления договорной цены. Методы расчета сметной стоимости строительной продукции: ресурсный, ресурсно-индексный, базисно-индексный, базисно-компенсационный, аналоговый. Понятие об индексации стоимости.
Практическая часть
Задание. Написать конспект на тему: «Понятие об индексации стоимости».
Ход работы:
Оформите титульный лист в соответствии с Приложением Б.
Используя учебную литературу, которая приведена в методических рекомендациях или с помощью сети Internet, найдите информацию о
«Понятии индексации стоимости» и внимательно с ней ознакомьтесь.
Оформите свой отчёт в соответствии с приложением А по следующему плану:
Система индексов изменения сметной стоимости, их назначение;
Условия применения, классификация;
Правила применения индексов в сметных расчетах;
Территориальные поправочные коэффициенты.
Отчёт распечатать на бумажном носителе формата А4 и сдать преподавателю на проверку.
Тема 5: Состав, структура и элементы сметной стоимости строительной продукции
Студент должен:
знать структуру сметной стоимости.
Общая структура сметной стоимости строительной продукции по группам затрат: строительные и монтажные работы, затраты на приобретение технологического оборудования, инструмента, инвентаря, мебели и прочие затраты.
Затраты по материальным ресурсам. Затраты на оплату труда работников строительной организации. Затраты по эксплуатации машин и механизмов.
Структура накладных расходов. Нормы и методы определения сметной прибыли. Себестоимость, ее состав и порядок определения. Снижение себестоимости строительства.
Определение сметной стоимости по элементам затрат.
Практическая часть
Задание. По теме «Пути снижения себестоимости строительства»
составьте таблицу по образцу (таблица 1) и заполните её. Работу распечатать на бумажном носителе формата А4 и сдать на проверку преподавателю.
Таблица 1 – Образец таблицы для заполнения
№ п/п | Факторы, влияющие на себестоимость | Описание влияния данного фактора на себестоимость |
1 | | |
2 | | |
… | | |
Тема 6: Порядок и правила составления сметной документации на строительство
Студент должен:
иметь представление о порядке согласования, экспертизе и утверждения сметной документации;
знать виды сметной документации;
уметь составлять сметную документацию на основе элементных сметных норм и единичных расценок на новое строительство и ремонтные работы
Виды смет, их назначение и состав. Правила и порядок исчисления объемов строительных работ.
Правила и порядок составления смет на проектные и изыскательские работы. Правила и порядок составления смет ресурсным и ресурсно- базисным методами.
Правила и порядок составления локальных и объектных смет и сметных расчетов. Правила и порядок составления сводного сметного расчета стоимости строительства. Лимитированные затраты.
Практическая часть
Задание. Написать конспект на тему: «Порядок экспертизы и утверждения сметной документации».
Ход работы:
Оформите титульный лист в соответствии с Приложением Б.
Используя учебную литературу, которая приведена в методических рекомендациях или с помощью сети Internet, найдите информацию о
«Порядке экспертизы и утверждения сметной документации» и внимательно с ней ознакомьтесь.
Оформите свой отчёт в соответствии с приложением А по следующему плану:
Состав рабочего проекта;
Утверждаемая часть проекта и его паспорт;
Задачи государственной экспертизы;
Утверждение проекта и разрешение на строительство.
Отчёт распечатать на бумажном носителе формата А4 и сдать преподавателю на проверку.
Тема 7: Анализ проектной документации Студент должен:
иметь представление об организации проектной подготовки строительства и ее анализ.
Уметь анализировать полноту состава проекта по разделам.
Анализ трех этапов инвестиционного процесса, декларации о намерениях. Анализ основных технико-экономических обоснований проекта. Анализ целей инвестирования, исследования ситуации на рынке продукции и услуг, решений и рекомендаций, принятых в программах и
прогнозах, схем размещения производительных сил и иных материалов. Составление Ходатайства (декларации) о намерениях. Анализ договора, регулирующего правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства ответственных сторон. Анализ технико-экономических показателей и требований заказчика. Анализ согласования и экспертизы намеченных решений в обоснованиях инвестиций.
Практическая часть
Задание. Написать доклад на тему: «Анализ основных технико- экономических показателей».
Ход работы:
Оформите титульный лист в соответствии с Приложением Б.
Используя учебную литературу, которая приведена в методических рекомендациях или с помощью сети Internet, найдите информацию о
«Анализе основных технико-экономических обоснований проекта» и внимательно с ней ознакомьтесь.
Выполните анализ технико-экономических показателей курсового проекта по дисциплине «Проектирование зданий», опишите пошагово выполнение ваших действий.
К докладу обязательно прикрепить курсовой распечатанный на бумажном носителе формата А4 и сдать преподавателю на проверку.
Тема 8: Анализ состава и содержания проектной документации, разделы, взаимосвязь
Студент должен:
иметь представление состава рабочей документации на строительство предприятий, зданий и сооружений;
уметь анализировать полноту состава проектной документации.
Проверка исходных данных, мощности предприятия и номенклатуры продукции, основных технологических решений, обеспечения предприятия ресурсами, основных строительных решений, оценки воздействия на окружающую среду, кадров и социального развития, эффективности инвестиций, выводов и предложений.
Анализ разделов проекта на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного и жилищно-гражданского назначения: общей пояснительной записки; генерального плана и транспорта; технологических решений: организаций и условий труда работников.
Проверка состава, полноты комплектности и качества рабочей документации в соответствии с существующими государственными стандартами СПДС (составом проектной документации строительства) и уточнение в договоре (контракте) на проектирование.
Практическая часть
Задание. Написать доклад на тему: «Анализ общей пояснительной записки проекта».
Ход работы:
Оформите титульный лист в соответствии с Приложением Б.
Используя учебную литературу, которая приведена в методических рекомендациях или с помощью сети Internet, найдите информацию о
«Анализ общей пояснительной записки проекта» и внимательно с ней ознакомьтесь.
Выполните анализ общей пояснительной записки курсового проекта по дисциплине «Проектирование зданий», опишите пошагово выполнение ваших действий
К докладу обязательно прикрепить курсовой распечатанный на бумажном носителе формата А4 и сдать преподавателю на проверку.
Тема 9: Анализ сметной документации Студент должен:
иметь представление о комплектности сметной документации
Проверка комплектности сметной документации в соответствии с положениями и формами, приводимыми в нормативно-методических документах Госстроя России на разных стадиях проектирования предприятий зданий и сооружений.
Проверка сметной документации с учетом двух уровней цен: в базовом (постоянном) и в текущем (прогнозируемом), анализ пояснительной записки.
Проверка и анализ технико-экономических показателей, оценка финансовых показателей эффективности проекта. Проверка и анализ сводного сметного расчета стоимости строительства по главам и графам, порядок определения средств, включаемых в главу «Подготовка территории строительства», средств на временные здания и сооружения, средств, включаемых в главу «Прочие работы и затраты», средств на содержание службы заказчика, средств на подготовку эксплуатационных кадров; средств на проектно-изыскательские работы, авторский надзор, резерв средств на непредвиденные работы и затраты, средств, включаемых за итогом сводного сметного расчета, средств на отдельные виды затрат.
Практическая часть
Задание. Написать доклад на тему: «Анализ пояснительной записки». Ход работы:
Оформите титульный лист в соответствии с Приложением Б.
Используя учебную литературу, которая приведена в методических рекомендациях или с помощью сети Internet, найдите информацию о
«Анализ пояснительной записки» и внимательно с ней ознакомьтесь.
Выполните анализ пояснительной записки курсового проекта по дисциплине «Проектирование зданий», опишите пошагово выполнение ваших действий
К докладу обязательно прикрепить курсовой распечатанный на бумажном носителе формата А4 и сдать преподавателю на проверку.
Тема 10: Проверка стоимости строительства в составе предпроектных проработок
Студент должен:
иметь представление о анализе расчета стоимости строительства к технико-экономическим обоснованиям инвестиций по укрупненным показателям базисной стоимости по укрупненным ресурсным нормативам.
Проверка стоимости и анализ расчета стоимости строительства к технико-экономическим обоснованиям инвестиций по форме сводного сметного расчета и на основе объектных расчетов стоимости строительства по укрупненным показателям базисной стоимости на виды работ, по укрупненным показателям базисной стоимости строительства зданий и сооружений, укрупненным ресурсным нормативам и укрупненным показателям ресурсов.
Проверка объектных сметных расчетов (смет) в соответствии с рекомендациями Госстроя России. Проверка соответствия итоговых данных локальных сметных расчетов (смет), полноты затрат, предусмотренных в объектных сметах, возвратных сумм, анализ показателей стоимости.
Проверка локальных сметных расчетов (смет) в соответствии с правилами Госстроя России (по нормативной базе, накладным расходам, сметной прибыли). Проверка локальных сметных расчетов (смет) по видам работ, объемам работ (материальных ресурсов), расценкам, сметным ценам, укрупненным расценкам, прейскурантам, показателям сметной стоимости, накладным расходам, сметной прибыли, итоговым данным. Проверка локальных сметных расчетов (смет), составленных ресурсным методом.
Практическая часть
Задание. Написать конспект на тему: «Исходные данные принятых проектных решений по условиям строительства, указанных в задании на проектирование».
Ход работы
Оформите титульный лист в соответствии с Приложением Б.
Используя учебную литературу, которая приведена в методических рекомендациях или с помощью сети Internet, найдите информацию об
«Исходных данных принятых проектных решений по условиям
строительства, указанных в задании на проектирование» и внимательно с ней ознакомьтесь.
Оформите свой отчёт в соответствии с приложением А по следующему плану:
Виды объектов капитального строительства;
Оформление задания на проектирование;
Получение исходно-разрешительной документации;
Техническое задание (примеры).
Отчёт распечатать на бумажном носителе формата А4 и сдать преподавателю на проверку.
Тема 11: Согласование, утверждение, экспертиза проектно- сметной документации
Студент должен:
иметь представление о процедуре согласования места размещения объекта, получения разрешения на производство строительно-монтажных работ, согласования условий присоединения объекта к инженерным сетям.
Порядок рассмотрения, согласования и утверждения обоснований инвестиций и проектно-сметной документации с органами государственного надзора и заинтересованными организациями. Согласование места размещения объекта, получение разрешения на производство СМР, согласование условий присоединения объекта к инженерным сетям и коммуникациям. Порядок утверждения проектов в зависимости от видов финансирования. Наличие согласования и утверждения обоснований инвестиций.
Практическая часть
Задание. Написать конспект на тему: «Согласование «Обоснований инвестиций» и проектно-сметной документации с органами государственного надзора».
Ход работы:
Оформите титульный лист в соответствии с Приложением Б.
Используя учебную литературу, которая приведена в методических рекомендациях или с помощью сети Internet, найдите информацию об
«Исходных данных принятых проектных решений по условиям
строительства, указанных в задании на проектирование» и внимательно с ней ознакомьтесь.
Оформите свой отчёт в соответствии с приложением А по следующему плану:
Требования по оформлению рабочих проектов;
Задание на проектирование;
Порядок разработки проектно-сметной документации;
Состав и содержание проектно-сметной документации;
Согласование и утверждение проектно-сметной документации.
Отчёт распечатать на бумажном носителе формата А4 и сдать преподавателю на проверку.
Тема 12: Экспертиза проектно-сметной документации Студент должен:
иметь представление анализ проектно-сметной документации по вопросам рассмотрения, проверки, согласования и утверждения, обязательной государственной экспертизы;
Порядок проведения государственной экспертизы проектно-сметной документации в соответствующих органах в зависимости от видов финансирования. Наличие экспертизы проектно-сметной документации.
Оценка технико-экономических показателей проекта, технического уровня основного технологического оборудования, экологической безопасности проектных решений, технологичности, потребительских качеств; оценка сметной документации проектируемого объекта.
Практическая часть
Задание. Написать конспект на тему: «Оценка качества проектно- сметной документации».
Ход работы:
Оформите титульный лист в соответствии с Приложением Б.
Используя учебную литературу, которая приведена в методических рекомендациях или с помощью сети Internet, найдите информацию об
«Оценке качества проектно-сметной документации» и внимательно с ней ознакомьтесь.
Оформите свой отчёт в соответствии с приложением А по следующему плану:
номенклатура основных показателей оценки качества проектно- сметной документации;
проектно-сметная документация подлежащая оценке;
цели проведения оценки качества смет;
экономический эффект от принятых в проекте решений;
технико-экономическое обоснование целесообразности строительства.
Отчёт распечатать на бумажном носителе формата А4 и сдать преподавателю на проверку.
Тема 13: Особенности проектирования строительства за рубежом Студент должен:
иметь представление организация проектирования за рубежом. Поиск и выбор проектировщиков. Заключение контракта. Планирование и проектирование работ и услуг. Совмещение проектирования и строительства. Определение стоимости проектирования и строительства. Торги. Особенности определения стоимости строительства с участием иностранных фирм.
Практическая часть
Задание. Написать конспект на тему: «Особенности определения стоимости строительства с участием иностранных фирм».
Ход работы:
Оформите титульный лист в соответствии с Приложением Б.
Используя учебную литературу, которая приведена в методических рекомендациях или с помощью сети Internet, найдите информацию об
«Особенностях определения стоимости строительства с участием иностранных фирм» и внимательно с ней ознакомьтесь.
Оформите свой отчёт в соответствии с приложением А по следующему плану:
Методы определения стоимости строительства, осуществляемого в Российской Федерации с участием иностранных фирм;
Сводный расчет стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации;
Сводный сметный расчет стоимости строительства во внутренних ценах Российской Федерации;
Сводный расчет стоимости строительства в смешанных ценах;
Сводный сметный расчет стоимости строительства в смешанных ценах.
Отчёт распечатать на бумажном носителе формата А4 и сдать преподавателю на проверку.
. Контрольные вопросы по МДК 02.07 «Проектно-сметное дело»
Комплекс проектных решений на строительство объектов.
Стадии проектирования.
Состав проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.
Субъекты инвестиционной деятельности.
Объекты инвестиционной деятельности.
Состав рабочей документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.
Состав сметной документации на стадии рабочего проекта (проекта).
Состав рабочей сметной документации.
Примерный перечень технико-экономических показателей для объектов производственного назначения.
Примерный перечень технико-экономических показателей для жилых и общественных зданий.
Назначение и состав строительных норм и правил (СНиП).
Подрядные торги (тендер).
Порядок и правила проведения торгов.
Экспертиза и согласование проектов.
Оценка экономичности проектных решений по заданным исходным данным.
Виды цен в строительстве.
Уровни цен при определении стоимости строительства: базисный, текущий (прогнозный).
Уровни применения сметных нормативов.
Методы определения стоимости строительства.
Базисно-индексный метод определения стоимости строительства.
Базисно-компенсационный метод определения стоимости строительства.
Ресурсный метод определения стоимости строительства.
Ресурсно-индексный метод определения стоимости строительства.
Структура сметной стоимости строительства.
Структура сметной стоимости строительно-монтажных работ.
Структура прямых затрат.
Структура накладных расходов.
Себестоимость, ее состав и порядок определения.
Порядок начисления накладных расходов на строительно-монтажные работы.
Сметная прибыль. Порядок определения ее величины.
Сметные нормативы: определение, перечень сметных нормативов, уровни их применения.
Состав и порядок применения ГЭСН-2001.
Состав и порядок применения ГЭСНр-2001.
Состав и порядок применения ГЭСНм-2001.
Состав и порядок применения ГЭСНп-2001.
Состав и порядок определения сметной стоимости на материалы, конструкции и изделия.
Порядок определения транспортных расходов.
Состав расходов на тару, реквизит, заготовительно-складские расходы.
«Франко». Виды «франко».
Привозные и местные строительные материалы.
Состав, виды и назначение единичной расценки на строительные работы.
Состав и порядок применения ТЕР-2001.
Состав и порядок применения ТЕРр-2001.
Состав и порядок применения территориальных сметных нормативов.
Понятие «привязки» единичных расценок к местным условиям.
Сметные нормы дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время.
Нетитульные временные здания и сооружения.
Титульные временные здания и сооружения.
Возвратные суммы.
Сметные нормы прочих работ и затрат.
Укрупненные сметные нормативы.
Формы сметной документации.
Форма и порядок составления локальных сметных расчетов (смет) на строительные работы.
Форма и порядок составления (расчеты) локальных сметных расчетов (смет) на приобретение и монтаж оборудования.
Форма и порядок составления (расчеты) локальных сметных расчетов (смет) на ремонтно-строительные работы.
Форма и порядок составления объектных смет.
Форма и назначение сводного сметного расчета.
Номенклатура глав сводного сметного расчета.
Непредвиденные работы и затраты. Порядок их учета в сметной документации.
Порядок учета в сметной документации налога на добавленную стоимость.
Ресурсный (базисно-индексный) метод определения стоимости строительства на основе элементных сметных нормативов.
Порядок согласования и экспертизы проектно-сметной документации.
Порядок утверждения проектно-сметной документации.
Список литературы
Попова Е.Н. Проектно-сметное дело. Учебное пособие для студентов СПО. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 560 с.;
Соколов Г.К. Технология и организация строительства. Учебник для студентов СПО. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 528 с.;
Ардзинов В.Д. Ценообразование и составление смет в строительстве: - СПб.: Питер, 2008. – 240 с.;
Бузырев В.В. Основы ценообразования и сметного нормирования в строительстве: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 256 с.;
Маилян Л.Р. и др. Справочник современного технолога строительного производства. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 544 с.;
Акимов В.В. и др. Экономика отрасли (строительство). – М.: ИНФРА-М, 2008. – 304 с.;
Интернет-ресурсы:
www.kccs.ru Ценообразование и сметное нормирование строительства;
www.rusmeta.com Составление строительных смет экспертиза сметной документации;
www.sk-afina.ru Примеры смет на ремонтные и строительные работы;
www.pr-soft.ru Всё для сметчика и составление смет.