Министерство образования Иркутской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Иркутский колледж автомобильного транспорта и дорожного строительства» |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
учебной дисциплины
ОП.06.«Земельное право»
по специальности 21.02.05. Земельно-имущественные отношения
Иркутск 2022 г.
Председатель СПП 21.02.05. Земельно-имущественные отношения __________________ /______________/ Подпись Ф.И.О. Протокол № _____ от «__» _________ 2022 г. | Разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 21.02.05. Земельно-имущественные отношения Заместитель директора по учебной методической работе ________________/Москаленко Н.И. Подпись Ф.И.О. |
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Иркутский колледж автомобильного транспорта и дорожного строительства»
Разработчик:
Лобанова А.А., преподаватель ГБПОУ ИО «ИКАТ и ДС»
Рецензент:
Слаута А.А., преподаватель ИКАТиДС
Аннотация:
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ИО «ИКАТиДС» по специальности 21.02.05. Земельно-имущественные отношения в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
Настоящие рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся предназначены в качестве методического пособия при выполнении внеаудиторных самостоятельных работ обучающихся по дисциплине «Земельное право» для специальности 21.02.05. Земельно-имущественные отношения очной формы обучения.
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованием Федерального государственно-го образовательного стандарта по специальности: 21.02.05. Земельно-имущественные отношения
Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж (консультацию) с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы.
Согласно требованиям государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и плана учебного процесса каждый студент обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем внеаудиторной самостоятельной работы.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы используется защита докладов, сообщений, выступление на занятиях, защита проектов и практических работ.
Содержание
1. Введение ……………………………………………………………..……………….…....….4стр.
2. Общая характеристика самостоятельной работы студента при изучении дисциплины «Земельное пра-во».……………………………………………………………………………………………… ..4стр.
3. Задачи самостоятельной работы: ……………………………………….……………………4стр.
4. Методические указания………………………………………………………………………..5-7стр.
5. Вопросы для собеседований.…………………………………………..….…………………...7-8стр.
6. Формы отчетности, требования к представлению и оформлению результатов
самостоятельной работы студентов ……………………………………………………….……..8-9стр.
7. Критерии оценивания ………………………………………………..………………………….9стр.
8. Рекомендуемая литература и интернет-ресурсы …………….………………………….…….9-10стр.
Введение
Целями освоения дисциплины являются: овладение навыками практического использования правовых норм земельного законодательства; оказание методической помощи в усвоении доктрины земельного права; формирование научного мировоззрения в сфере актуальных проблем теории и практики земельного права. Данная программа имеет своей целью развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция. Задачи: - углубленное изучение и анализ проблемных вопросов регулирования режима земель; - изучение особенностей правового регулирования режима земель; - анализ судебной практики по проблемным вопросам правового режима земель в Российской Федерации; - развитие навыков толкования и применения норм, регулирующих земельные отношения; - выявление пробелов и противоречий в земельном законодательстве. В результате освоения дисциплины «Земельное право» у студента должны быть сформированы следую уметь:
использовать необходимые нормативные правовые документы;
соблюдением законодательства в области охраны земель и экологической безопасности при реализации проектов по эксплуатации и развитию территорий;
владеть правовыми основами кадастровых отношений;
знать:
законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
основания осуществления кадастрового учета;
права собственности на недвижимость.
Общая характеристика самостоятельной работы студента при изучении дисциплины «Земельное право».
Цель самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины – научиться осмысленно и самостоятельно работать:
1) с учебным материалом по дисциплине,
2) с научной информацией, актуальными исследованиями в области природоресурсного права,
3) с эмпирическими данными, получаемыми в ходе экспериментальных исследований,
4) нормативными документами, регулирующими отношения в области использования и охраны природных ресурсов.
Задачи самостоятельной работы: - сформировать и развить навыки ведения самостоятельной работы и овладения методикой исследования при решении разрабатываемых в учебной деятельности проблем и вопросов; - повысить уровень подготовленности к самостоятельной работе в соответствии с избранным направлением обучения с учетом современного состояния науки и культуры.
Таким образом, самостоятельная работа позволяет повысить общий образовательный уровень студента, приобщает к научно-исследовательскому творчеству.
Основными формами самостоятельной работы студентов в данном курсе являются: подготовка к практическим занятиям; написание рефератов – письменное краткое изложение статьи, книги или нескольких научных работ, научного труда, литературы по общей тематике; подразумевает раскрытие сущности исследуемой проблемы, включающее обращение к различным точкам зрения на вопрос, а также изложение собственных взглядов на него. собеседование – устная проверка и оценка знаний. Каждый из вышеназванных видов деятельности формирует у студентов следующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ОК 3. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 8. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 9. Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные традиции.
ОК 10. Соблюдать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда.
ПК 1.2. Подготавливать документацию, необходимую для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий;
ПК 2.1. Выполнять комплекс кадастровых процедур;
ПК 4.6. Оформлять оценочную документацию в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой области.
Методические указания
Тема 1. 1 Земельное право как отрасль права
Цель занятия - формирование целостного, системного представления о правовом регулировании земельных отношений в Российской Федерации.
Контроля: проверка конспектов, собеседование.
Задания для самостоятельной работы студентов.
Задание 1. Ознакомиться с научно-методологической основой исторического периода развития земельного права по учебной, методической и научной литературе. Конституция РФ, федеральные законы как основные источники земельного права. Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ как источники земельного права. Подзаконные акты исполнительных органов государственной власти как основной источник земельного права.
Тема 1.2. Земельные правоотношения: понятие и классификация.
Цель: формирование целостного, системного представления о правовом регулировании земельных отношений. Контроля: проверка конспектов, собеседование.
Задания для самостоятельной работы студентов.
Права и обязанности собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов при использовании земельных участков. Основной перечень прав и обязанностей, одинаковых для всех обладателей поземельных титулов.
Тема 2.1. Право собственности и иные права на землю.
Цель: формирование целостного, системного представления о правовом регулировании земельных отношений. Форма контроля: проверка конспектов, собеседование.
Задания для самостоятельной работы студентов. Общая характеристика прав не собственников земли. Право пожизненного наследуемого владения. Право постоянного (бессрочного) пользования. Сервитут. Аренда земельных участков. Безвозмездное срочное пользование земельными участками
Тема 2.2. Частноправовые основания возникновения прав на землю.
Цель: получение знаний и формирование представлений о современном правовом регулировании земельных отношений
Форма контроля: проверка конспектов, собеседование.
Задания для самостоятельной работы студентов. Земельно-правовые сделки, не сопровождающиеся сменой собственника земельного участка.
Тема 3.2. Правовое регулирование предоставления земельных участков для строительства и иных целей
Цель: получение знаний и формирование представлений о современном правовом регулировании земельных отношений
Форма контроля: проверка конспектов, собеседование.
Задания для самостоятельной работы студентов. Организация и проведение торгов земельными участками в РФ. Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством
Тема 3.3. Правовая охрана земель и контроль за контроль за соблюдением земельного законодательства Цель: получение знаний и формирование представлений о современном правовом регулировании земельных отношений.
Форма контроля: проверка конспектов, собеседование.
Задания для самостоятельной работы студентов. Органы, осуществляющие контроль, их функции и полномочия. Содержание и порядок проведения государственного земельного контроля. Иные виды земельного контроля. Мониторинг земель.
Тема 3.4. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель.
Цель: получение знаний и формирование представлений о современном правовом регулировании земельных отношений.
Форма контроля: проверка конспектов, собеседование.
Задания для самостоятельной работы студентов. Дисциплинарная, материальная, административная и гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
Тема 4.1. Правовой режим 7 категорий земель.
Цель: получение знаний и формирование представлений о современном правовом регулировании земельных отношений
Форма контроля: проверка конспектов, собеседование.
Задания для самостоятельной работы студентов. Общая характеристика земель населенных пунктов и их правового режима. Состав градостроительной документации. Правовой режим пригородных зон. Особенности изменения правового режима земель населенных пунктов. Общая характеристика правового режима земель промышленности и иного специального назначения. Лес как объект правовой охраны. Государственный контроль за использованием и охраной лесов. Право водопользования и его виды. Правовые меры охраны вод. Общая характеристика правового режима земель промышленности и иного специального назначения. Законодательство об особо охраняемых природных территориях. Правовой режим государственных природных заповедников, природных заказников, национальных природных парков.
Тема 5.1. Общие положения 218-ФЗ Цель: получение знаний и формирование представлений о современном правовом регулировании земельных отношений.
Форма контроля: проверка конспектов, собеседование.
Задания для самостоятельной работы студентов. Идентификаторы, используемые при ведении Единого государственного реестра недвижимости Геодезическая и картографическая основы Единого государственного реестра недвижимости.
Тема 5.2. Единый государственный реестр недвижимости.
Цель: получение знаний и формирование представлений о современном правовом регулировании земельных отношений
Форма контроля: проверка конспектов, собеседование.
Задания для самостоятельной работы студентов. Идентификаторы, используемые при ведении Единого государственного реестра недвижимости. Геодезическая и картографическая основы Единого государственного реестра недвижимости. Особенности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов
Тема 5.3. Государственный кадастровый учёт недвижимого имущества и государственная регистрация права на недвижимое имущество
Цель: получение знаний и формирование представлений о современном правовом регулировании земельных отношений
Форма контроля: проверка конспектов, собеседование.
Задания для самостоятельной работы студентов. Основания для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотренияПриостановление осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в заявительном порядке. Обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных уполномоченных лиц представлять заявление и прилагаемые к нему документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Вопросы для собеседований.
1. Принципы и их реализация в федеральном и региональном земельном законодательстве.
2. Научные точки зрения на систему земельного права.
3. Земельное право как наука.
4. Земельный строй дореволюционной России.
5. Земельная реформа в РФ.
6. Источники земельного права, общая характеристика.
7. Конституция РФ как источник земельного права.
8. Роль судебной практики в регулировании земельных отношений.
9. Имущественные земельные отношения: общая характеристика.
10. Оборотоспосбность земельных участков: общая характеристика.
11. Федеральная собственность на землю.
12. Собственность на землю субъектов РФ.
13. Муниципальная собственность на землю.
14. Частная собственность на землю.
15. Купля-продажа земельных долей и земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
16. Аренда земельных долей и земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
17. Ипотека земельных участков.
18. Понятие и классификация функций государственного земельного управления.
19. Надзор и контроль за соблюдением земельного законодательства.
20. Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок.
21. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую.
22. Ответственность за земельные правонарушения.
23. Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения.
24. Принудительное изъятие и прекращение прав на земельные участки и земельные доли
из земель сельскохозяйственного назначения.
25. Правовой режим земель населенных пунктов.
26. Правовой режим земель промышленности и энергетики.
27. Правовой режим земель транспорта.
28. Правовой режим земель связи, радиовещания, телевидения, информатики.
29. Земли для обеспечения космической деятельности.
30. Правовой режим земель обороны и безопасности.
31. Правовой режим земель особо охраняемых территорий.
32. Правовой режим земель лесного фонда.
33. Правовой режим земель водного фонда.
34. Правовая охрана земель.
Формы отчетности, требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы студентов.
*Подготовка к собеседованию состоит в изучении рекомендованной преподавателем основной и дополнительной литературы по предложенной теме, подготовке своего выступления.Оно должно содержать: название, сообщение основной идеи, современную оценку предмета изложения, краткое перечисление рассматриваемых вопросов, а также предполагается интересная форма изложения, акцентирование внимания на важных моментах, оригинальный подход. Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части – представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудиовизуальных и визуальных материалов. Заключение должно содержать ясное, четкое обобщение и краткие выводы.
*реферат – письменное краткое изложение статьи, книги или нескольких научных работ, научного труда, литературы по общей тематике; подразумевает раскрытие сущности исследуемой проблемы, включающее обращение к различным точкам зрения на вопрос, а также изложение собственных взглядов на него; должен иметь титульный лист, ссылочный аппарат и список использованных источников и литературы, оформленные в соответствии с требованиями стандарта.
Все письменные формы самостоятельной работы должны быть представлены студентом на кафедру в электронном виде (презентации Power Point, текст в формате Word) и на бумажном носителе за 1 неделю до назначенного дня консультации с преподавателем (согласно графику в конкретном семестре). Защита выполненных работ производится в устной форме. Обязательным условием успешной защиты является способность студента дать необходимые пояснения к сделанным им заданиям, а также исчерпывающие ответы на поставленные в ходе изложения (демонстрации) вопросы.
Критерии оценивания Собеседование:
Оценка «отлично» выставляется студенту, если он раскрыл вопрос в полной мере на основе учебной, методической, дополнительной литературы, а также необходимых нормативно-правовых актов.
Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он раскрыл вопрос в полной мере на основе только учебной литературы, а также необходимых нормативно-правовых актов.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он раскрыл вопрос лишь частично на основе только учебной литературы, сделав при этом ряд существенных ошибок. Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если ответ по существу отсутствует, несмотря на наводящие вопросы преподавателя
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если ответ по существу отсутствует, несмотря на наводящие вопросы преподавателя
Рекомендуемая литература и интернет-ресурсы Основная литература:
1.Земельное право Жаворонкова Н.Г. Романова О.А. Проспект 2015 ISBN: 978-5-392-13441-0
2.Земельное право Под ред. Боголюбова С.А. Проспект 2019 ISBN: 978-5-392-16300-7
Дополнительная литература:
1. Боголюбов, С. А. Земельное право : учебник– М. : Юрайт, 2019. – 381 с. : прил. – ISBN 978-5-9916-1399-6. – ISBN 978-5-9692-1213-8
2. "Постатейный научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации" (под ред. А.А. Ялбулганова)(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016) http://www.consultant.ru/
3. Анисимов, А. П. Земельная функция современного государства : монография /
Волгоградский ин-т бизнеса. – М. : Новый индекс, 2012. – 192 с. – Библиогр.: с. 174-192. – ISBN978-5-94268-043-5
4. Анисимов, А. П. Право муниципальной собственности на земельные участки в Российской Федерации: вопросы теории и практики : монография. – М. : Новый индекс, – 256 с. – ISBN 978-5-94268-034-3
5. Васильчиков А.И. Землевладение и земледелие в России и других европейских государствах. Том 1"Лань"Издательство:2017Год: 606 стр. ISBN:978-5-507-39370-1 http://e.lanbook.com/view/book/49359/
6. Юсупова З. Г. Земельное право: учебное пособие - Казань: Познание – 224 с. - УДК:349.41(075.8) - ББК: 67.407.1я73 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=257839
7.Пешехонов А.В. Земельные нужды деревни и основные задачи аграрной реформы. - Издательство: "Лань" - 2018, - 153 с. - ISBN: 978-5-507-39413-5 http://e.lanbook.com/view/book/49401/
Интернет-ресурсы:
1. Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru/
2. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school collection.edu.ru/
3. Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система - http://e.lanbook.com
4. Сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
5. Сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ - https://rosreestr.ru/site/