Бюджетное образовательное учреждение Омской области
среднего профессионального образования
«Тюкалинский профессиональный колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению заданий для внеаудиторной самостоятельной работы
по профессиональному модулю ПМ 03.
«Методическое обеспечение образовательного процесса»
по специальности
44.03.02 Педагогика дополнительного образования
Тюкалинск, 2018
Составители: Тюрина Елена Викторовна, преподаватель БПОУ ТПК
ФИО, должность, наименование ОУ СПО
Согласовано:_______________________________________________
ФИО, должность, наименование организации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания по выполнению самостоятельных работ студента предназначены для проведения самостоятельных работ студента по профессиональному модулю ПМ 03. «Методическое обеспечение образовательного процесса» специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства (внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося - 179 часов).
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
обеспечение профессиональной подготовки выпускника в соответствии с ФГОС СПО;
формирования умений использовать специальную, справочную литературу, Интернет;
формирование и развитие общих компетенций, определённых в ФГОС СПО;
формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности.
развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
развития исследовательских знаний.
Обучающийся должен:
иметь практический опыт:
- анализа и разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) для обеспечения образовательного процесса;
- изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам дополнительного образования детей;
- самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивания образовательных технологий в дополнительном образовании;
- участия в создании предметно-развивающей среды в кабинете (мастерской, лаборатории);
- оформления портфолио педагогических достижений;
- презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
- участия в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей;
Уметь:
- анализировать дополнительные образовательные программы в избранной области деятельности;
- определять цели и задачи, планировать дополнительное образование детей в избранной области деятельности, разрабатывать рабочие программы;
- осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся;
- определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
- адаптировать имеющиеся методические разработки;
- создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду;
- готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
- с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области дополнительного образования детей, подростков и молодежи;
- использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно
с руководителем;- оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
- определять пути самосовершенствования педагогического мастерства.
знать:
- теоретические основы методической деятельности педагога дополнительного образования;
- теоретические основы, методику планирования, разработки рабочей программы дополнительного образования детей в избранной области деятельности и требования к оформлению соответствующей документации;
- особенности современных подходов и педагогических технологий в области дополнительного образования;
- педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды в кабинете (мастерской, лаборатории);
- источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;
-логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию; - основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования.
Критерии оценки:
- оценка «5» ставится, если задание выполнено полностью, оформление соответствует предъявляемым требованиям.
- оценка «4» ставится, если задание выполнено полностью, но допускаются незначительные ошибки при раскрытии темы.
- оценка «3» ставится, если допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в оформлении и содержании работы, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
- оценка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 1
Коды проверяемых общих и профессиональных компетенций:
ОК 1.- ОК 13; ПК 3.1
Текст задания: Проверить программу дополнительного образования детей на соответствие нормативным документам.
Инструкция по выполнению задания: внимательно прочитайте программу, проверьте соответствие программы примерным требованиям, следуя плану:
Изучение структуры программы дополнительного образования детей.
Изучение оформления и содержания структурных элементов программы дополнительного образования детей.
Условия выполнения задания:
Вы можете воспользоваться: Примерные требования к программам дополнительного образования детей.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 2
Коды проверяемых общих и профессиональных компетенций:
ОК 1.- ОК 13; ПК 3.1.
Текст задания: Составить рецензию на дополнительную образовательную программу.
Инструкция по выполнению задания: внимательно прочитайте программу, составьте рецензию, следуя плану:
Общая характеристика программы.
Актуальность программы.
Характеристика структуры программы.
Полнота и целостность программы.
Соответствие программы специфике дополнительного образования детей.
Характеристика приложений к программе.
Характеристика профессиональных знаний и умений педагога как автора программы.
Общая оценка программы: достоинства и недостатки, ошибки и замечания.
Условия выполнения задания:
Вы можете воспользоваться: Примерный план рецензии.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 3
Коды проверяемых общих и профессиональных компетенций:
ОК 1.- ОК 13; ПК 3.3.
Текст задания: Анализ содержания статьи по проблемам дополнительного образования детей.
Инструкция по выполнению задания: внимательно прочитайте статью, выделите в тексте проблему, выявите пути решения этой проблемы, предлагаемые автором в статье.
Условия выполнения задания: -
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА №4
Коды проверяемых общих и профессиональных компетенций:
ОК 1.- ОК 13; ПК 3.3. – ПК 2.5.
Текст задания: Составить тезисы статьи по проблемам дополнительного образования детей и выступить с ними перед группой.
Инструкция по выполнению задания: внимательно прочитайте статью, выделите в тексте главное, существенное, составьте краткий конспект статьи, прочтите его 2-3 раза. Озвучьте свой конспект перед группой. Ответьте на вопросы аудитории по представленной статье.
Условия выполнения задания: -
1
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 5
Коды проверяемых общих и профессиональных компетенций:
ОК 1.- ОК 13; ПК 3.2.
Текст задания: Проанализировать предметно–развивающей среды в кабинете учреждения дополнительного образования на соответствие требованиям.
Инструкция по выполнению задания: внимательно изучите обстановку кабинета, обратите внимание на имеющиеся наглядные пособия, организацию рабочих мест детей и педагога, цветовое решение кабинета, соответствие обстановки кабинета характеру занятий, которые в нем проводятся. Дайте оценку предметно–развивающей среды в кабинете, сформулируйте предложения по совершенствованию предметно–развивающей среды в кабинета.
Условия выполнения задания:
Вы можете воспользоваться: примерными требованиями к созданию предметно–развивающей среды в кабинете учреждения дополнительного образования.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 6
Коды проверяемых общих и профессиональных компетенций:
ОК 1.- ОК 13; ПК 3.2.
Текст задания: Выполнить элемент проекта предметно–развивающей среды в кабинете учреждения дополнительного образования.
Инструкция по выполнению задания: работая в команде или выполняя индивидуальное задание по изготовлению элемента проекта предметно–развивающей среды в кабинете, выполняйте требования руководителя проекта, внимательно следуйте предложенным инструкциям и схемам, осуществляйте самоконтроль своей деятельности.
Условия выполнения задания: -
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 7
Коды проверяемых общих и профессиональных компетенций:
ОК 1.- ОК 13; ПК 3.3.
Текст задания: Провести анализ оформления портфолио педагогических достижений педагога дополнительного образования.
Инструкция по выполнению задания: внимательно изучите материалы портфолио, определите его структуру, выявите особенности, отметьте достоинства портфолио, внесите предложения по его дополнению или изменению.
Условия выполнения задания:
Вы можете воспользоваться: примерные требования к оформлению портфолио педагогических достижений педагога дополнительного образования.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 8
Коды проверяемых общих и профессиональных компетенций:
ОК 1.- ОК 13; ПК 3.3, ПК 3.5.
Текст задания: Подготовить презентацию к занятию.
Инструкция по выполнению задания: внимательно просмотрите подготовленный план-конспект занятия. Подберите фото- и видеоматериалы. Оформите презентацию.
Условия выполнения задания:
Вы можете воспользоваться: примерные требования к учебной презентации.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 9
Коды проверяемых общих и профессиональных компетенций:
ОК 1.- ОК 13; ПК 3.1. – ПК 3.5.
Текст задания: Выполнить задания по реализации проекта в области дополнительного образования детей.
Инструкция по выполнению задания: работая в команде или выполняя индивидуальное задание по реализации проекта, выполняйте требования руководителя проекта, внимательно следуйте предложенным инструкциям и алгоритмам, осуществляйте самоконтроль своей деятельности.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА № 10
Текст задания: Разработать программу дополнительного образования детей в избранной области деятельности.
Инструкция по выполнению задания: внимательно следуйте предложенному алгоритму, осуществляйте самоконтроль своей деятельности.
Задание 1. Внимательно прочтите предложенную программу и сформулируйте вводную часть пояснительной записки, используя представленный ниже план.
определение данного вида деятельности, искусства;
его история, регионы распространения;
значимость и польза занятий данным видом деятельности.
Задание 2. Внимательно прочтите предложенную программу и сформулируйте описание ее направленности, используя представленный ниже шаблон.
Направленность программы «Название» по содержанию является (спортивно-технической, научно-технической, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-экономической, социально-педагогической); по функциональному предназначению — (досуговой, учебно-познавательной, предпрофессиональной, специальной, общекультурной, прикладной); по форме организации — (индивидуально ориентированной, групповой, клубной, студийной, кружковой, для самодеятельных коллективов, общедоступной, массовой); по времени реализации — (краткосрочной, годичной, двух-, трехгодичной, длительной подготовки).
Программа разработана на основе (или «с учетом»)... (требований, программ или методических разработок каких авторов).
Задание 3. Внимательно прочтите предложенную программу и сформулируйте описание ее новизны, используя представленный ниже шаблон.
Новизна программы состоит в том, что...
Далее, используя отражающие степень новизны слова «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и т.п., кратко поясняется, что существенного автор внес при разработке программы в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала.
Задание 4. Внимательно прочтите предложенную программу и сформулируйте описание ее актуальности, используя представленные ниже примерные формулировки.
Актуальность программы обусловлена тем, что...
Поясняется, почему современных детей нужно обучать данному виду деятельности, чему это будет способствовать. При этом следует учитывать, что программы дополнительного образования детей должны быть направлены на:
– создание условий для развития ребенка;
– развитие мотивации к познанию и творчеству;
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– профилактику асоциального поведения;
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се интеграции в систему мировой и отечественной культур;
– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
– укрепление психического и физического здоровья;
– взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Задание 5. Внимательно прочтите предложенную программу и сформулируйте описание ее педагогической целесообразности, используя представленный ниже пример.
(Педагогическая целесообразность - ответ на вопрос: «Какие изменения произойдут в детях, если их включить в предлагаемые виды деятельности, если они усвоят предлагаемое содержание, если их работа будет организована в предлагаемых формах?»)
Пример Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия бумагопластикой способствуют формированию творческой активности ребенка, то есть готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями, творческими способностями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к постижению окружающего мира, умение быстро адаптироваться в меняющихся экономических условиях. У детей вырабатывается способность критически мыслить и принимать самостоятельные решения.
Задание 6. Внимательно прочтите цели и задачи предложенной программы. Проверьте их на соответствие перечисленным ниже требованиям. Сформулируйте цели и задачи по примеру представленному ниже.
Цели и задачи программы должны быть направлены на: |
развитие мотивации личности к познанию и творчеству; развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности; коррекцию психофизического и умственного развития детей; профилактику асоциального поведения детей. |
К целям и задачам предъявляются следующие требования: |
они должны быть представлены в виде иерархической системы (по степени значимости) (обучающие, развивающие, воспитывающие, здоровьесберегающие); формулируются в соответствии с заявленной позицией автора; диагностируются; конкретны; удовлетворяют запросам обучающихся, характеризуют их планируемые достижения; фиксируются общие интеллектуальные умения, приобретение и развитие которых обеспечивает дальнейшее развитие обучающихся; язык изложения – научный. |
Пример Цель программы: Развитие художественных способностей обучающихся через занятия лепкой из пластилина.
Задачи: Обучающие:
Формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;
Создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Формировать эстетический и художественный вкус.
Развивать у детей мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
Вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Формировать коммуникативные умения детей.
Задание 7. Внимательно прочтите предложенную программу и сформулируйте описание ее отличительных особенностей от уже существующих образовательных программ, используя представленный ниже пример.
Пример
Отличительной особенностью программы студии декоративно- прикладного творчества является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных (более десяти) видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.
Задание 8. Внимательно прочтите предложенную программу и сформулируйте описание возраста детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Необходимо указать следующую информацию:
— для какой категории детей предназначена программа, степень предварительной подготовки и уровень базового образования; уровень формирования интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье и половая принадлежность детей и т.д.;
— какому возрасту детей адресована программа (диапазон, который охватывает возраст учащихся от начала до окончания срока обучения), краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей, занимающихся в объединении;
— наполняемость групп (количество учащихся в каждой учебной группе определяется в соответствии с уставом учреждения, санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности и региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования детей);
— предполагаемый состав групп (одного или разных возрастов);
— условия приема детей (в том числе могут быть указаны условия дополнительного набора детей в коллектив на вакантные места, на второй, третий и другие годы обучения), система набора на основании результатов тестирования, прослушивания, собеседования, просмотра работ, наличия базовых знаний в определённой области и т.д.
Пример. Возраст детей
Программа адресована подросткам 14—17 лет. Воспитанники, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения — 15 человек; второй год обучения — 12 человек; третий год обучения — 10 человек. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
Задание 9. Внимательно прочтите предложенную программу и сформулируйте описание
сроков реализации дополнительной образовательной программы.
В данном подразделе следует поместить следующую информацию:
— временные границы, на сколько лет рассчитана программа, её продолжительность,
— этапы образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе;
— количество часов на каждый год.
Допускается вариативность продолжительности курса на любом году обучения, которую необходимо обосновать и перечислить все предлагаемые варианты.
Пример. Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 4 года обучения. 1 год обучения — 72 часа; 2 год обучения — 108 часов; 3 год обучения — 144 часа;4 год обучения — 216 часов. На полное освоение программы требуется 540 часов.
Задание 10. Внимательно прочтите предложенную программу и сформулируйте описание
формы и режима занятий. Воспользуйтесь примером.
Форма детского образовательного объединения (кружок, студия, школа, лаборатория, мастерская, секция, ансамбль и др.) Формы организации деятельности учащихся на занятии зависят от направленности реализуемой ОП:
Групповая,
Индивидуальная,
Индивидуально-групповая,
Фронтальная
По звеньям др.
Характеризуя режим организации занятий, необходимо указать:
- кол-во часов и занятий в неделю,
- периодичность занятий.
Пример Форма и режим занятий
Форма детского образовательного объединения – кружок.
Формы организации деятельности учащихся на занятии зависят от направленности реализуемой ОП:
Групповая,
Индивидуальная,
Индивидуально-групповая.
На 1-м году обучения занятия проводятся четыре часа в неделю (два раза по два часа), на 2–м году обучения — шесть часов в неделю (три раза по два часа).
Задание 11. Внимательно прочтите предложенную программу и сформулируйте описание
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Воспользуйтесь примером.
Ожидаемый (прогнозируемый) результат — это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет учащийся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».
К концу первого (второго, третье-го...) года обучения ребёнок: | К концу первого (второго, третье-го...) года обучения у ребёнка: |
— будет знать… — будет уметь… — будет иметь представление… — будет стремиться… — будет обучен… — овладеет понятиями… — получит навыки… — расширит представления… — научится делать… | — будет сформирована устойчивая потребность… — будут воспитаны морально- волевые и нравственные качества; — будет развита устойчивая потребность к самообразованию; — будет сформирована активная жизненная позиция… — будут развиты творческие способности… — будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни. |
Способы определения результативности
В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержанием программы.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
— Педагогическое наблюдение.
— Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности учащихся на занятиях и т.п.
— Мониторинг.
Задание 12. Внимательно прочтите предложенную программу и сформулируйте описание
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы. Воспользуйтесь примером.
Некоторые формы подведения итогов
опрос | контрольное занятие | концерт |
зачет | самостоятельная работа | выставка |
экзамен | защита рефератов | конкурс |
олимпиада | открытое занятие для родителей | соревнование |
игра-испытание | презентация творческих работ | самоанализ |
взаимозачет | коллективный анализ работ | отзыв |
эссе | коллективная рефлексия | и др. |
Пример Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
• защита творческих проектов выпускников;
• персональные выставки учащихся;
• итоговая выставка лучших творческих работ учащихся;
• участие воспитанников в краевых научно-практических конференциях в номинации «Декоративно-прикладное творчество».
Задание 13. Внимательно прочтите Учебно-тематический план предложенной программы. Приведите его в соответствие с представленными ниже требованиями.
Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает:
— перечень разделов, тем;
— количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.
В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах «Всего», «Теория», «Практика». Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности.
Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 36 недель.
Пример Учебно-тематический план
№ | Темы | Всего часов | В том числе |
Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 … | Развитие навыков восприятия в процессе просмотра и обсуждения фильма | 6 | 2 | 4 |
15 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого | 72 | 29 | 43 |
Итоговое количество часов в год зависит от количества часов занятий в неделю. Существует традиционный расчет часов в учебно-тематическом плане.
1 час в неделю – 36 часов в год;
2 часа в неделю – 72 часа в год;
3 часа в неделю - 108 часов в год;
4 часа в неделю – 144 часа в год;
6 часов в неделю – 216 часов в год;
8 часов в неделю – 288 часов в год и т. д.
Задание 14. Внимательно прочтите содержание предложенной программы. Приведите его в соответствие с представленным ниже примером.
Пример Содержание программы
Тема 5.1. Холодный батик
Теория
Технология холодного батика. Характерные особенности. Техника безопасности работы с резервирующим составом. Роспись декоративного панно на тему «Геометрический орнамент». Знакомство с характеристикой цветов, которые входят в цветовое решение «орнамента». Ахроматические и хроматические цвета. Ознакомление с различными геометрическими и растительными орнаментами и их характерными признаками.
Практика
Задания. Выполнить роспись в техники холодного батика на тему: «Геометрический орнамент» с учетом линейности и замкнутости контура цветовых участков.
Задание 15. Разработайте методическое обеспечение программы, опираясь на справочный материал, представленный ниже.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
В данном разделе указывается:
обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
Методическое обеспечение программы может быть представлено в таблице.
Методическое обеспечение образовательной программы
№ | Раздел или тема программы | Формы занятий | Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
Возможные формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, тренинг, игра (деловая, ролевая), праздник, аукцион, путешествие, поход, экскурсия, мастерская, гостиная, защита проектов, дискуссия, диспут, суд, зачет, конкурс, КВН, эстафета, соревнование, турнир, конференция, пресс-конференция, фестиваль, творческая встреча, концерт, репетиция и т.д.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Метод - способ деятельности.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.)
наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
практический (тренинг, упражнения, лабораторные работы и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию
репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия:
фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися
коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми
индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек)
коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение
в парах - организация работы по парам
индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
Приём - конкретное проявление определенного метода на практике:
игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, устное изложение, беседа, анализ текста, музыкального произведения, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, наблюдение, работа по образцу, тренинг, вокально-тренировочные упражнения, лабораторные работы и др. Возможно использование формы как приема.
Дидактический материал: таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, диафильмы, диапозитивы, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.
Техническое оснащение занятий: станки, музыкальные инструменты, спортивные снаряды и оборудование, швейные машинки, зеркала, приборы, декорации, костюмы, микрофоны, компьютер, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, графо- и эпипроекторы, мультимедийный проектор, диапроектор, и др.
Формы подведения итогов: опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие для родителей, концерт, экзамен, выставка, конкурс, олимпиада, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ, взаимозачет, игра-испытание, эссе, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ и др.
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы
В разделе должны быть указаны все необходимые составные реализации программы: сведения о помещении, в котором должны проводится занятия; перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий; сведения о методическом обеспечении (наглядные пособия для педагогов и учащихся, аудио-, видео- средства как типовые, раздаточные материалы, индивидуальные занятия) эскизы, схемы. Необходимо перечислить нужное оборудование, ТСО, инструменты, декорации, костюмы, приборы, станки, химические реактивы, зеркала, грим, микрофоны и т.п.
Кадровое обеспечение реализации программы: необходимо прописать, какие специалисты, кроме педагога дополнительного образования, необходимы для образовательного процесса (концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, педагоги дополнительного образования других направлений, лаборант и др.). Указать должность и обязанности педагогов, требования к их квалификации.
Задание 16. Составьте список литературы для педагогов и детей, опираясь на справочный материал, представленный ниже.
Оформление списка литературы в курсовых и других видах проверочных работы регулируются ГОСТ 7.1-2003 «Библиографический список. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»
Все источники нумеруются по порядку начиная с 1. Разные типы источников (книги, научные статьи) разделяются заголовками, после которых исчисление продолжается.
Самым популярным источником в списке литературы являются книги. Создавая оформление списка литературы необходимо указать следующие данные, в строгой последовательности:
Имя основного автора и инициалы
Полной название книги:
Тип книги или научной работы /
Полный список авторов и соавторов (фамилия инициалы)
Редакция:
Издательство —
Колличесвто страниц
Ниже приведем несколько примеров списка литературы в книгах.
Правила оформления списка литературы
Нормативные правовые акты располагаются в соответствии с их юридической силой:
международные законодательные акты – по хронологии;
Конституция РФ;
кодексы – по алфавиту;
законы РФ – по хронологии;
указы Президента РФ – по хронологии;
акты Правительства РФ – по хронологии;
акты министерств и ведомств в последовательности – приказы, постановления, положения, инструкции министерства – по алфавиту, акты – по хронологии.
Образец оформления списка литературы На книгу
Цыганов В.В., Бородин В.А., Шишкин Г.Б. Интеллектуальное предприятие: механизмы овладения капиталом и властью. — М.: Университетская книга, 2004. — 770 с.
На статью из журнала
Кузнецов Л.А. Системное представление финансово-хозяйственной деятельности предприятия // Проблемы управления. — 2003. — № 3. — С. 39 — 48.
Akers S.B. Binary decision diagrams // IEEE Trans. Computers. — 1978. — Vol. C-27, N 6. — P. 509 — 516.
На статью из сборника
Абашкина Е.О. Рынок труда и уровень жизни населения России: нелинейные методы анализа и прогнозирования // Информация и экономика: теория, модели, технологии: Сб. науч. тр. — Барнаул, 2002. — С. 80 — 111.
На доклад из сборника трудов конференции
Рыков А.С., Лановец В.В., Матвиенко М.Ю. Система конструирования и исследования алгоритмов деформируемых конфигураций // Тр. междунар. конф. «Идентификация систем и задачи управления» SICPRO’2000 / Ин-т пробл. упр. — М., 2000. — С. 5 — 9.
Hu B., Mann G., Gosine R. How to evaluate fuzzy PID controllers without using process information // Proc. of the 14-th World Congress IFAC. — Beijing, 1999. — P. 177 — 182.
Нижегородцев Р.М. Импульсное моделирование миграционных процессов // Проблемы управления безопасностью сложных систем: Материалы IX междунар. конф. — М., 2001. — С. 150 — 155
На автореферат диссертации
Венков А.Г. Построение и идентификация нечетких математических моделей технологических процессов в условиях неопределенности: Автореф… дис. канд. техн. наук. — Липецк: ЛГТУ, 2002. — 20 с. или Автореф. дис… д-ра экон. наук.
На книгу под редакцией
Справочник по теории автоматического управления / Под ред. А.А. Красовского. — М.: Наука, 1987. — 712 с.
На авторские свидетельства и патенты
А. с.1007970 СССР. Устройство для захвата деталей / В.С. Ваулин, В.Г. Кемайкин // Бюл. — 1981. — № 12. — С. 136.
Пат. 2012345 РФ. Датчик уровня / И.С. Сидоров // Бюл. — 2001. — № 1. — С. 96.
Пат. 4050242 США. Multiple bypass — duct turbofan and method of operating same / D.J. Dusa. Опубл. 27.09.77.
Если четыре автора: На книгу
Общая теория систем / А.М. Иванов, В.П. Петров, И.С. Сидоров, К.А. Козлов. — СПб.: Научная мысль, 2005. — 480.
На статью
Специальная теория систем / А.С. Малкин, С.А. Палкин, М.А. Чалкин, З.Я. Залкинд // Проблемы науки и техники. — 2005. — Т. 1, № 3. — С. 31 — 42.
Если авторов более четырех:
На книгу
Методология общей теории систем / А.М. Иванов, В.П. Петров, И.С. Сидоров и др. — СПб.: Научная мысль, 2005. — 480 с.
На статью
Методологические аспекты теории систем / А.С. Малкин, С.А. Палкин, М.А. Чалкин и др. // Проблемы науки и техники. — 2005. — Т. 2, № 5. — С. 61 — 69.
Скачать готовые примеры
14