Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по здоровьесбережению»
Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока
Здоровьесберегающий урок должен:
- воспитывать
- стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми
- учить их ощущать радость от каждого прожитого дня
- показывать им, что жизнь - это прекрасно
- вызывать у них позитивную самооценку».
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
- отсутствие назидательности и авторитарности
- элементы индивидуализации обучения
- наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
- интерес к учебе, желание идти в школу
- наличие физкультминуток
- наличие гигиенического контроля
Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов:
Принципы
- учет возрастно-половых особенностей;
- учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
- структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся;
- использование здоровьесберегающих действий .
Здоровьесберегающие действия:
- о птимальная плотность урока
- ч ередование видов учебной деятельности
Оздоровительные моменты на уроке
- физкультминутки, динамические паузы
- минутки релаксации
- дыхательная гимнастика
- гимнастика для глаз
- массаж активных точек
Тренажер для глаз
Цветотерапия.
Игра – цветные сны.
Желтый – стимулирует умственную деятельность;
зеленый – умиротворяет, успокаивает;
голубой – снижает кровяное давление, успокаивает;
синий – располагает к серьезности, строгости в поведении;
фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
черный в небольшой дозе – сосредотачивает внимание.
Физкультминутки.
На растягивание отделов позвоночника .
- Наклоны вперед, назад, в сторону.
- Голову – к подбородку, затем откидываем ее максимально назад, потом к правому плечу, к левому.
- Тянемся максимально вперед (спина прямая), назад, в сторону, каждый раз возвращаясь в исходное положение, - голова прямо.
Рефлексию на уроке можно совместить с пальчиковой гимнастикой.
Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ребенок отвечает на вопросы:
- МИЗИНЕЦ. Какие знания, опыт я сегодня получил?
- БЕЗЫМЯННЫЙ. Что я делал и чего достиг?
- СРЕДНИЙ. Какое у меня настроение?
- УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?
- БОЛЬШОЙ. Что я сделал для своего здоровья?
Наличие эмоциональных разрядок
- поговорка,
- высказывание,
- веселое четверостишие,
- юмористическая или поучительная картинка
Важно!
- Правильная поза ученика во время занятий за столом
- Правильная рабочая поза при письме
Положительные эмоции
- Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.
- Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных
Хочешь быть счастлив один день –
- сходи в гости
- Хочешь быть счастлив неделю –
- женись
- Хочешь быть счастлив месяц –
- купи себе машину
- Хочешь быть счастлив всю жизнь –
- будь здоров!