СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации пошагового использования интерактивной доски на дополнительных занятиях детей

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации пошагового использования интерактивной доски на дополнительных занятиях детей»

 

    Большинство учителей уже успешно использует в своей профессиональной деятельности готовые компакт-диски с уроками, научились создавать собственные презентации, сделав уроки яркими и иллюстративными. Теперь в школу пришли новые технические средства — интерактивные доски. И главная задача — найти им место в системе уроков.

    С помощью «умных» досок можно демонстрировать фильмы, создавать модели, активно вовлекать учеников в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Это весьма ценный инструмент для обучения всего класса, который позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное программное обеспечение, текстовые редакторы, CD и DVD, Интернет, изображения, видеофайлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей. Все, что есть на компьютере, можно показать и на интерактивной доске. На ней можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Преподаватели и ученики делают все это перед всем классом, что привлекает всеобщее внимание. Работа с интерактивной доской позволяет учителю проверить знания школьников, вовлечь их в дискуссию, организовать работу в группах.

    Как подготовить и провести урок биологии с использованием этого высокотехнологичного современного устройства?

    Есть два варианта использования интерактивной доски:

применение готовых материалов (CD, презентаций учителя, ресурсов из Интернета), которые будут запускаться в определенный момент на уроке;создание урока «с нуля», с применением программного обеспечения доски.

    И второй вариант использования изделия «SMART Notebook».

В педагогике различают несколько моделей обучения:

  • пассивная – обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

  • активная – обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

  • интерактивная – взаимодействие. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Интерактивный процесс характеризуется высшей интенсивностью коммуникации, целенаправленной рефлексией учениками своей деятельности. Педагогическими исследованиями Н.А. Ахметовой сформулирована цель интерактивного процесса как «изменение и улучшение моделей поведения и деятельности учеников педагогического взаимодействия. Анализируя собственные реакции и реакции партнеров, участник меняет свою модель поведения и осознано усваивает ее».

Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия ученик становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

В настоящее время учителя работают с мультимедиа-проекторами, которые позволяют отображать компьютерные файлы на обычных белых экранах. Можно сказать, что интерактивная доска – такой же экран, только подсоединен к компьютеру и им можно управлять, не отходя от самого экрана. Достаточно всего лишь коснуться поверхности доски, чтобы открыть нужный файл, запустить Интернет или сделать запись. Использование интерактивной доски помогает разнообразить занятия всех видов и форм, сделать их яркими и увлекательными.

Интерактивная доска помогает учителю донести информацию до каждого ученика в классе. Конечно, со всеми необходимыми программами можно работать, сидя за компьютером, но размер экрана не позволяет всем ученикам участвовать в работе. Но можно завладеть вниманием всего класса, показывая те же материалы на интерактивной доске.

Доска позволяет учащимся активно и всесторонне взаимодействовать с новым мате­риалом. На доске можно легко менять информацию или передвигать объекты, создавать логические связки. Пре­подаватели рассуждают вслух, коммен­тируя свои действия на доске, постепенно во­влекают учащихся в учебный процесс и побуждают их записывать идеи прямо на доске.

Интерактив­ные доски позволяют использовать разнообразные динамичные ресурсы и улучшать мотивацию, дела­ть занятия увлекательными и для учителей, и для учеников. Работа с ней по­могает учителям проверить знания учащихся. Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в не­больших группах. Интерактивная доска стано­вится центром внимания всего класса. И к то­му же, если все материалы подготовлены за­ранее и легко доступны, они обеспечивают хо­роший темп урока.

Подобные методики побуждают к актив­ному участию на занятиях. Всё, что учащиеся делают на доске, можно сохранить и исполь­зовать в последующем. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, преподаватель всегда имеет возможность вернуться к преды­дущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия.

Так, например, использование интерактивной доски и интерактивных тренажеров на уроках природоведения и географии даёт учителю возможность построить урок в увлекательной игровой форме.

Учитывая возрастные особенности детей, важно построить урок интересно, задействовать все каналы восприятия информации (зрение, слух, тактильные ощущения). В зависимости от темы и задачи урока учитель может выбрать ту игру, которая поможет отработать различные навыки, например, при изучении форм рельефа, климата Земли.

Технология обучения с использованием интерактивной доски позволяет учащимся видеть реалистичные двумерные и трехмерные объекты, наблюдать их изменение и управлять их свойствами, непосредственно касаясь руками доски. Такая технология обеспечивает реализацию на практике развивающего обучения.

Уроки природоведения становятся более зрелищными, если помимо использования интерактивной доски внедрить в учебный процесс цифровой микроскоп. Данный микроскоп приспособлен для работы в школьных условиях, снабжен преобразователем визуальной информации в цифровую, обеспечивающим передачу в компьютер в реальном времени и микропроцесса, а также их хранения, в том числе в форме цифроовой видеозаписи.
    Это позволяет существенно сократить время на организацию и проведение работ, повышает точность и наглядность экспериментов, предоставляет практически неограниченные возможности по обработке и анализу полученных данных, способствует освоению понятий и навыков в смежных образовательных областях:

  • современные информационные технологии

  • современное оборудование исследовательской лаборатории

  • методика проведения исследований, составление отчетов, презентация проведенной работы

Таким образом, предоставление материала на интерактивной доске в сочетании с индивидуальной работой в компьютерном классе, позволяет добиться высоких результатов обучаемости, которые можно немедленно проверить при помощи контрольных вопросов (как общих на интерактивной доске, так и тестовых на персональном компьютере) – простых, но требующих активного восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов, что практически невозможно осуществить при традиционном обучении.