СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Применение наглядных пособий и технических средств обучения на уроках информатики и информационных технологий"

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации  "Применение наглядных пособий и технических средств обучения на уроках информатики и информационных технологий"

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Применение наглядных пособий и технических средств обучения на уроках информатики и информационных технологий"»



















НА ТЕМУ:


«Применение наглядных пособий

и технических средств обучения при развитии мыслительной деятельности учащихся на уроках информатики и информационных технологиях»




Преподавателя:

Кошель Е.В.








г. Мелитополь

2023г.













В процессе обучения и при сообщении учащимся учебного материала преподаватели используют один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности.

Принцип наглядности заключается в единстве конкретного и абстрактного. Восприятие предмета или явления в натуре или изображении является для человека первоначальным и наиболее простым действием познания окружающей действительности и служит основой для создания точных представлений и абстрактных понятий об изучаемых предметах, процессах, явлениях.

Наглядность в обучении обусловлена особенностью мышления человека, которое преимущественно развивается от конкретного к абстрактному. Понятия и абстрактные положения формируются значительно проще, быстрее, когда они базируются на результатах конкретных наблюдений и подкрепляются ими. Развитие мышления у людей зависит от их возраста, жизненного и практического опыта и т.д. Однако на каком бы уровне развития не находилось бы наше мышление и какие бы сложные вопросы нами не изучались мы не должны отрываться от конкретных фактов и образов.









К ДЕМОНСТРАЦИИ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ НА УРОКАХ


Правильное и своевременное

использование наглядных

пособий при сообщении

учащимся нового материала

имеет большое значение.

Педагогической наукой и мировой практикой выработаны методические требования к демонстрации наглядных пособий ан уроке, соблюдение которых повышает их ценность.

Прежде всего необходимо всегда помнить, что демонстрация наглядных пособий – средство, а не цель.

Наглядное пособие рекомендуется демонстрировать тогда, когда в этом наступила необходимость по содержанию изучаемого материала и времени урока. Количество пособий, демонстрируемых на уроке, должно быть оптимальным для качественного Усвоения учебного материала; не следует перегружать ими урок.

В процессе восприятия демонстрируемого нужно стремиться вовлечь, возможно, большее количество органов чувств: зрение, слух, осязание.

Большое значение имеет правильное сочетание слова преподавателя и наглядности. Демонстрация любых наглядных пособий всегда сопровождается словом. Именно слово помогает направить внимание учащегося на главное и существенное, отобрать из обилия наблюдаемых объектов то, что составляет их сущность.

Перед демонстрацией чего-либо важно предварительно информировать учащихся о том, что они будут наблюдать и с какой целью. Преподавателю нужно умело использовать эффект «новизны», поэтому не рекомендуется показывать наглядное пособие до момента его демонстрации.

Необходимо, чтобы наглядное пособие было хорошо видно всем учащимся. Мелкие объекты воспринимаются лучше тогда, когда они используются в качестве раздаточного материала. Однако не следует раздавать раздаточный материал во время объяснения, так как это отвлекает внимание учащихся.

















Среди средств наглядности

значительное место занимает

рисунок на классной доске.



Рисунки преподавателя облегчают учащимся процесс усвоения знаний и широко применяются на уроках по специальным предметам. Хорошо выполненные рисунки и правильное использование классной доски в сочетании с другими средствами наглядности помогают учащимся запомнить и верно понять изучаемый материал.

Синхронность устного изложения и зарисовок на доске содействует прочному закреплению материала в памяти учащихся и делает занятие интересным и продуктивным.

Преподаватель должен правильно использовать доску. При изучении нового материала следует записать тему, специальные термины. Чтобы выделить отдельные термины или части рисунка, преподаватель должен использовать цветные мелки. Для изображения на доске надо выбрать не сложные рисунки. Если необходимо представить на доске сложные рисунки то их необходимо выполнить заранее.

На доске не должно быть неряшливо сделанных надписей рисунков. Надписи нужно делать крупным шрифтом, чтобы учащиеся могли их читать без труда. Используемый материал необходимо стирать, чтобы он не отвлекал внимание учащихся.

Рисунки на доске преподавателем должны выполняться быстро и безошибочно.



Также широко применяются

при преподавании специальных

и общетехнических предметов

технические средства обучения, что обусловлено,

во-первых, исключительно сильным эмоциональным воздействием на учащихся кино, телевидение, компьютер и во-вторых, необходимостью повышения производительности и облегчения труда преподавателей и учащихся в связи с непрерывным увеличением объема знаний и умений, которые необходимо освоить при стабильных сроках обучения.

Технические средства обучения должны использоваться в обычном учебном кабинете по ходу урока в органической связи и взаимодействии с другими дидактическими средствами и формами учебной работы. Только при этом сохраняются нормальные условия ведения урока, соблюдается логическая последовательность отдельных этапов учебного процесса, стимулируется активность учащихся в восприятии, осмыслении и усвоении учебного материала, сообщаемого при помощи технических средств обучения.

Диафильмы и диапозитивы демонстрируются в тех случаях, когда в учебных целях необходимо детально рассмотреть узел или механизм, схему или чертеж, или другие какие-либо изображения, зарисовать или записать их технические характеристики. Преподаватель во время демонстрации диафильма может подробно комментировать материал, задавать вопросы учащимся, отвечать на их вопросы.

Диафильмы и диапозитивы, как и учебное кино, могут быть средством иллюстрации и первоисточником знаний учащихся. Чаще всего диафильмы используются как средство наглядности, и в этом случае к ним полностью относятся требования, предъявляемые к наглядным плоскостным пособиям.

При сообщении учебного материала использование диафильмов и диапозитивов приносит максимальный эффект в тех случаях, когда их демонстрация органически сочетается с объяснениями преподавателя. Нецелесообразно сначала излагать весь материал, а затем показывать диафильм.

О собую ценность представляют электрифици-

рованные пособия, которые не только обеспечивают

наглядность, но и

активизируют мыслительную деятельность и самостоятельность учащихся т. е. обладают обучающими качествами.







В арсенале педагогических средств, используемых преподавателем для активизации мыслительной деятельности учащихся важное место занимает - книга.

Применительно к изучению предмета информатики это – основной учебник или учебное пособие, дополнительная литература, справочники, таблицы, специальные журналы, издания научно технической документации, научно-популярная литература.

По книге учащийся закрепляет и повторяет учебный материал, сообщаемый преподавателем на уроке. В книге приводятся контрольные вопросы на которые следует ответить, помещены иллюстрации к тексту, таблицы, схемы, графики, диаграммы. По книге учащиеся по заданию преподавателя самостоятельно изучают определенную часть учебного материала.

Самостоятельная работа учащихся по усвоению знаний непосредственно из книги проводится и на уроке, и в процессе домашней работы.

Для самостоятельного изучения необходимо сначала отбирать материал сравнительно простой, не требующий специальных разъяснений преподавателя, постепенно повышая сложность по мере накопления опыта.

Самостоятельную работу с книгой нужно организовывать не столько с целью прочесть – понять – запомнить, сколько найти необходимый материал для решения определенных учебных задач, ответить на поставленные вопросы. В этом случае учащиеся ясно видят смысл работы с книгой, что исключает стремление выучить, зазубрить.























УЧАЩИХСЯ С КНИГОЙ ПРИ

СООБЩЕНИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


В о-первых, учащиеся должны

понимать смысл прочитанного

и уметь выделять в нем главные мысли.


На первых порах обучения работе с книгой преподаватель ставит несколько основных вопросов, ответы на которые учащиеся находят в книге. С течением времени учащиеся самостоятельно определяют главные моменты в прочитанном материале.

Трудные, непонятные места в книге следует повторно перечитывать, делая в необходимых случаях пометки в тетрадях, чтобы вернуться к ним при повторении.

В процессе работы с книгой учащиеся должны научиться самостоятельно находить и использовать данные справочной литературы, что очень важно для квалифицированного рабочего.

Поскольку учащиеся пользуются справочной литературой при решении определенных учебных и производственных задач, то в обучении работе со справочной литературой должно быть организованно так, чтобы подобранные или составленные преподавателем задачи ставили учащихся в условия, когда им недостает всех необходимых для решения данных и возникает потребность в справочной литературе.

Используя на уроках справочную литературу, необходимо чтобы учащиеся рационально работали с ней:

  • правильно использовали оглавление

  • быстро отыскивали таблицы, графики

  • записывали сразу все необходимые данные.


Важным средством воспитания интереса у учащихся к выбранной специальности является чтение технической литературы. Для этого необходимо, чтобы учащиеся подготавливали к уроку небольшие доклады по отдельным вопросам изучаемого материала.

Такие доклады поручают сначала самым подготовленным учащимся, а затем привлекаются к этому и остальные. Готовя под руководством преподавателя доклад, учащийся читает специальные журналы, книги, готовит наглядные пособия. Все это углубляет знание, прививает вкус к выбранной специальности и активизирует мыслительную деятельность учащихся.



















В данной работе освещена тема «Применение наглядных пособий и технических средств обучения при развитии мыслительной деятельности учащихся на уроках информатики»

Раскрыта сущность методических требований к демонстрации наглядных пособий, рассмотрены разновидности наглядных пособий, описаны методы самостоятельной работы учащихся и практическое использование наглядных пособий в педагогической работе. Результатом правильного использования наглядных пособий является правильное выполнение задания, овладение новыми навыками и закрепление материала. И что особенно важно, работа с книгой предполагает самостоятельную работу учащегося.

При изучении предмета информатики невозможно обойтись без самостоятельной работы учащегося, поэтому я считаю, что тема работы актуальна, цель – достигнута, но это не значит, что работа изучения и применения наглядных пособий и технических средств обучения при развитии мыслительной деятельности учащихся на уроках информатики завершинана.










  1. Педагогика школы. под ред. Щукиной. М. «Просвещение».

  2. А.С.Лында. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М. «Высшая школа».

  3. «Совершенствование производственного обучения в профтехучилище» М. «Высшая школа».















Компьютеры совершили революцию в нашей жизни. Они изменили стиль работы, образования. Некоторые профессии полностью связаны с компьютерами. Компьютеры могут выполнять не только расчеты и анализировать данные. Сегодня они стали инструментами для дизайнеров и художников. Программы для автоматизации проектирования можно использовать при разработки любых изделий. Если ввести в компьютер последовательность замеров, то на экране будет построено трех мерное изображение объекта. Этот процесс не быстрее рисования но он позволяет поворачивать объекты, рассматривать их под любыми углами и делать столько вариантов сколько надо, без необходимости всякий раз переделывать чертеж.

Сегодня большинство газет и журналов создаются с помощью настольных издательских систем, так как это быстрее и дешевле.

Компьютеры можно соединять друг с другом и тогда они получают возможность обмениваться информацией и работать с одним и тем же оборудованием.

Но самое главное, на мой взгляд, это то, что при использовании компьютеров на любом предмете можно наглядно показать действие создания чего-либо. И при правильном применении компьютера как наглядного пособия у учащихся будет активизироваться мыслительная деятельность.