СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Психологический тренинг как эффективная форма психолого-педагогического сопровождения родителей и повышения их компетентности»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Но в последнее время в нашей образовательной организации групповые методы работы с семьей – тренинги -  завоевывают всё большую популярность.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Психологический тренинг как эффективная форма психолого-педагогического сопровождения родителей и повышения их компетентности»»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Казачемысская общеобразовательная школа

Татарского района







Номинация

"Открытая школа"






Методические рекомендации

«Психологический тренинг

как эффективная форма психолого-педагогического сопровождения родителей и повышения их компетентности»







Автор проекта: Бахман Оксана Владимировна, педагог-психолог



















Пояснительная записка

Семья оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. На основе многолетних личных наблюдений, проведенных диагностик с родителями и их детьми мною выявлено, что нарушения во взаимоотношениях в семье влекут за собой значительные неблагоприятные последствия, происходит дисгармоничное развитие семьи и личности ребенка, а также нарушения и во взаимоотношениях семьи, детей с учителям, образовательной организацией. Если в семьях нарушены взаимоотношения между членами семьи, то формируется девиантное поведение, снижается мотивация и интерес к школе, повышается тревожность.

Проблема эмоционального неблагополучия детей очень актуальна в наши дни, так как социально- экономические, политические, духовные изменения нашего общества привели к изменению личностных ориентиров и мировоззрения современных взрослых и детей. "Ритм современной жизни обостряет чувствительность маленького человека, повышает уровень тревожности, его эмоции напряжены и остры, а воображение менее продуктивно, так как современные дети часами проводят у телевизора и компьютера, этим ограничивая личностные контакты со сверстниками и взрослыми,"- пишет Л.Г.Миланович.

Доктор медицинских наук Е.Н. Винарская писала о влиянии стиля общения воспитывающих взрослых на развитие эмоциональной сферы ребёнка: «Представим себе усталых, тревожных родителей, удручённых неуверенностью в завтрашнем дне, массой нерешённых проблем, нехваткой денег и свободного времени. В чём заключается суть их родительского воспитания и общения с детьми в тот короткий срок времени, которое они могут посвятить своим детям после рабочего дня? К сожалению, чаще всего это общение сводится к замечаниям, нотациям и к другим средствам ограничения активности детей: это не бери, туда не ходи, нельзя этого делать. Ограничивая сферу активности и любознательности ребёнка, воспитывая его средствами замечаний и запретов, воспитывающие взрослые затормаживают адаптивные ориентировочно - исследовательские реакции ребёнка, на смену которым в поведенческом репертуаре ребёнка появляются и преобладают оборонительные реакции, повышается уровень тревожности, неуверенности в себе и другие эмоциональные проблемы».

Семья – это система, нарушение в одном звене непременно искажает другие, поэтому коррекцию отклонений в развитии эмоциональной сферы ребёнка необходимо проводить совместно с родителями. Совместная работа родителей с детьми в игровой деятельности даёт возможность создать ситуацию доверительного общения, открывает большие возможности для воздействия на внутренний мир взрослого и ребёнка. Тогда возникает вопрос: "Как на ранней стадии семейного неблагополучия помочь родителям в овладении и установлении в семье эффективной модели общения с детьми, основанной на принципах партнерства и сотрудничества, на чувстве взаимного доверия и принятия?"

Многочисленные наблюдения за воспитанием ребенка в семье, особенно молодой, убеждают нас в том, что проблемы в воспитании обусловлены недостатком педагогических и психологических знаний, умений родителей. Решение данной проблемы я вижу в регулярных мероприятиях, способствующих нормализации, гармонизации детско-родительских отношений.

Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Но в последнее время в нашей образовательной организации групповые методы работы с семьей – тренинги - завоевывают всё большую популярность. Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей. Позволяют получить обратную связь (от взрослых и от детей), взглянуть на свою семью с иной точки зрения.

Анализ опроса родителей выявил следующие моменты, с которыми сталкиваются родители:

1) нехватка времени на общение с ребенком;

2) недостаточность знаний об особенностях детского развития;

3) непонимание причин того или иного поведения ребенка;

4) затруднения в выборе эффективных средств воспитательного воздействия.

Тренинг для родителей представляет собой часть комплекса мероприятий в рамках психологического сопровождения семьи. Тренинг активизирует стремление участников к познанию себя и самосовершенствованию. Тренинг дает возможность пережить на собственном опыте то, о чем лекция говорит вообще. Наблюдая происходящие в группе, каждый участник может идентифицировать себя с другими и использовать это при оценке собственных чувств и поведения. Также в процессе тренинга участники могут смоделировать и опробовать различные навыки анализа, общения которые в дальнейшем многие переносят в семейную жизнь.

Тренинг – это широкий класс методов направленного изменения психических свойств, основанный на практическом и многократном выполнении определенных упражнений в определенной ситуации. Важная особенность тренинга – его направленность на активное овладение участниками социально-психологическими и психокоррекционными знаниями, умениями и навыками. Тренинг позволяет модифицировать имеющие более глубокую связь с поведением личностные черты и установки.

Значение организации и проведения тренингов с родителями детей и подростков состоит в следующем:

1. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителям взглянуть на себя со стороны «глазами других» и тем самым изменить свое поведение. Родители лучше начинают понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом их осознанного выбора, а обычно перенимаются ими от своих родителей, близкого социального окружения, СМИ.

2. Приносит больший эффект, чем индивидуальное консультирование.

3. Способствует большей удовлетворенности психолога результатами своего труда.

Работая в группе и участвуя в играх, выступая в роли детей, родители наблюдают друг за другом, как за детьми, за собой, видят те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания. Они по-другому начинают воспринимать и ощущать свои неудачи и радости, учатся сотрудничать друг с другом и вместе что-то создавать – пока в игре, а впоследствии и в деле.

Опыт проведения тренингов показал: отрабатываются навыки общения, преодолеваются страхи; формируется культура общения. С помощью тренинговых упражнений родители учатся применять продуктивные ролевые позиции в общении в целом. Элементы тренинга помогают выявить наличие у родителей неблагоприятных стилей воспитания и скорректировать в выборе продуктивных стилей воспитания.

У участников группы устраняется источник проблем, развивается позитивное взаимодействие, снижается количество конфликтов, возникает желание и умение общаться за рамками собственных стереотипов, искать и находить выходы из трудных ситуаций. Важно то, что все приобретенные родителями навыки, умения, способы взаимодействия, спонтанно, естественным образом переносятся за пределы группы, в реальную жизнь.

В результате данной работы взрослые учатся признавать за ребенком право на собственное мнение, на собственный выбор. Это обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Родители осознают, что мир ребенка отличается от мира взрослых, приобретают навыки активного слушания, развивают умения разрешать конфликтные ситуации и без оценочно принимать собственного ребенка.

По существу результатом тренинга должно явиться создание у родителей убеждения в необходимости неукоснительного соблюдения в общении с ребенком следующих правил:

Дорожить любовью ребенка.

Не унижать ребенка. Это может сформировать у него навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будут его родители.

Не угрожать ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.

Не налагать запретов. В природе ребенка дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать.

Не опекать ребенка там, где можно обойтись без опеки; давать возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Не идти на поводу у ребенка, уметь соблюдать меру любви и меру родительской ответственности.

Не читать ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Быть всегда последовательными в своих требованиях. Хорошо ориентироваться в своих «да» и «нет».

Не лишать своего ребенка права быть ребенком, дать ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном.

Серия тренингов коррекции детско-родительских отношений "Секреты общения" разработана с целью психолого-педагогического сопровождения и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей и подростков.

Задачи:

  • активизировать разные формы сотрудничества с ребенком и его семьей;

  • создать информационное поле для родителей и детей по вопросам формирования и развития навыков позитивного общения и принятия;

  • повысить психолого-педагогическую культуру родителей;

  • сформировать навыки эффективной семейной коммуникации, эмпатии и толерантности в детско-родительских отношениях и перенесению сформированных умений и навыков в реальные системы отношений;

  • обогатить детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Ожидаемые результаты

Родители: возрастание мотивации к улучшению взаимоотношений со своим ребенком; повышение уровня психоло - педагогической культуры; овладение техникой «активного слушания» при общении родителя с ребенком; приобретение и использование родителями навыков конструктивного общения с ребенком.

Дети: положительная динамика показателей сформированности коммуникативных умений и навыков, необходимых в семье; повышение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов членов семьи; устранение отклонений в личностном развитии, формирование адекватной самооценки.

Семья: укрепление детско-родительских отношений в семье; появление детско-взрослой (семейной) развивающей и творческой общности; появление семейных ценностей и традиций как одной из возможностей членов семьи «быть вместе».

Изучив методическую литературу об организации тренингов, сделала своеобразную памятку об организации тренингов (методические рекомендации).

1.Цель, задачи, виды психологических тренингов с родителями детей и подростков

И. М. Марковская пишет, что в детско-родительских отношениях «родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Ведь при нарушенных отношениях в семье вопрос осуществления воспитательных функций весьма проблематичен»

В работах отечественных психологов И. М. Марковской,О. В. Хухлаевой определены цели и задачи психологических тренингов с родителями детей и подростков.

авторы

О. В. Хухлаева

И.М. Марковская

цель тренинга

Обучение родителей способам оптимизации взаимодействия с детьми

Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком

задачи тренинга

1.Мотивирование и формирование позитивного отношения к тренингу.

2.Формирование системы представлений участников в сфере общения с детьми.

3. Формирование конкретных умений во взаимодействии с детьми

1.Расширение возможностей понимания своего ребенка.

2. Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком.

3.Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.

4.Активизация коммуникаций в семье

Анализ работ указанных авторов позволяет выделить следующие виды тренингов для родителей детей и подростков.

По характеру решаемых проблем:

1) тренинги взаимодействия с детьми общего характера (И. М. Марковская «Тренинг взаимодействия родителей с детьми»);

2) тренинги взаимодействия с детьми определенного возраста: с ребенком раннего возраста, с дошкольником, младшим школьником, подростком (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина «Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства», Е. В. Карпова, Е. К. Лютова-Робертс «Цикл занятий “Вместе с мамой”»);

3) тренинги взаимодействия с детьми, имеющими определенные трудности развития: агрессивными, гиперактивными, тревожными, аутичными (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (агрессивными, гиперактивными, тревожными, аутичными»).

По составу участников:

1) для родителей;

2) родителей и детей.

2. Компоненты и этапы реализации программы психологического тренинга с родителями детей и подростков

Программа психологического тренинга с родителями детей и подростков должна включать компоненты:

— Диагностический — психологическая диагностика взаимоотношений родителей и ребенка перед проведением тренинга, во время проведения занятий, после проведения тренинга для выявления его эффектов.

— Информационный — знания, которые ведущий дает родителям и которые получают родители в процессе тренинга.

— Развивающий — формирование и закрепление навыков взаимодействия с ребенком, развитие рефлексии, самопознания и познания ребенка.

Содержанием работы на первом этапе тренинга — центрации на ребенке — являются трудности, испытываемые родителями во взаимодействии с детьми, организация мировосприятия детей и взрослых, осознание потребностей и переживаний, свойственных ребенку и подростку, актуализация прав, желаний, интересов детей и взрослых. На втором этапе тренинга — центрации на взаимоотношениях и взаимодействии с ребенком — становятся особенности и проявления принимающего и непринимающего поведения родителей, цели и приемы активного слушания, анализ способов их взаимодействия с детьми. На третьем этапе — центрации на личности родителя — содержание занятий включает овладение родителями способами эффективной коммуникации, разрешение конфликтов с детьми и подростками, принципы использования поощрений и наказаний, осознание родителями своих потребностей, позиций и состояний во взаимодействии с личностными проблемами, проявляющимися во взаимодействии с людьми, в том числе и с детьми.

3. Особенности организации и поведения психологического тренинга с родителями детей и подростков

• 1. Формирование группы происходит на добровольной основе.

• 2. В группу может входить от 7 до 12 человек. Как правило, в группу входят родители, имеющие детей близкого возраста.

• 3. Группу могут посещать один или сразу двое родителей, иногда они могут меняться. Это могут быть и близкие родственники (бабушка, дедушка), но обязательно те, кто непосредственно занимается воспитанием ребенка.

• 4. Важно мотивирование и формирование позитивного отношения к тренингу. Прежде чем принимать решение о проведении тренинга, мы продумываем, зачем для данной группы родителей необходим именно тренинг, какие преимущества и результаты получат родители, и смогу ли я, педагог-психолог, создать ситуацию, в которой мотив к участию будет сильнее сопротивления. Родители детей и подростков могут не знать, зачем им нужен тренинг, чего можно ожидать от участия в нем, а взаимодействие и деятельность участников в тренинге совершенно незнакомы по жизненному опыту. Поэтому предложение ведущего об участии в тренинге и первый опыт участия в группе могут вызвать у родителей страх и, возможно, агрессию по отношению к ведущему. Агрессия может не проявиться на самом тренинге, т. е. родитель исполнит все необходимые правила и выполнит упражнения, но сильные негативные чувства к психологу могут остаться надолго. На дальнейшие встречи с психологом такой родитель не придет.

Задача мотивирования родителей к участию в тренинге выполнима только при наличии у них доверия к ведущему, а также сильной мотивации к принятию правил школы. Исходя из этого, можно рекомендовать проводить тренинг либо с родителями, с которыми «пройден длительный путь», либо с родителями первоклассников, которые будут готовы на все, даже на тренинг, чтобы помочь своим детям успешно адаптироваться к школе.

5. При составлении плана и программы тренинга следует учитывать возрастные, интеллектуальные, личностные особенности родителей и их детей.

6. Формирование у родителей детей и подростков системы представлений в сфере общения с детьми. В тренинг необходимо включать информационный блок, содержание которого целесообразно равномерно распределять на все занятия тренинга. Часть информации лучше представить в виде информационных обзоров, схем, таблиц, буклетов, которые ведущий раздает родителям для работы с ними на занятии.

7. Ведущему следует избегать давать готовые советы. Ориентация родителей на советы и рекомендации не способствует решению задач тренинга, она блокирует их активность и самостоятельный поиск, которые необходимы для успешной работы.

8. Наряду с занятиями для родителей можно делать совместные занятия с детьми и подростками.

9. Рекомендуется давать родителям домашние задания. Их выполнение позволяет родителям применять в реальных условиях полученные на занятиях знания и умения, осознавать происходящее с ребенком в отношениях с ними. Также домашние задания формируют способность самостоятельно воздействовать на ребенка и взаимодействовать с ним.

4. Эффекты психологического тренинга с родителями детей и подростков

Основным результатом психологического тренинга с родителями детей и подростков является способность самостоятельно решать возникающие во взаимодействии с ними проблемы. И. М. Марковская на основе анализа опроса родителей выделяет следующие группы изменений.

1. Изменения, которые произошли с самим родителем. Это улучшение рефлексии, способности к самонаблюдению, осознание своего поведения, меньшая ориентация на мнения других, эмоциональная саморегуляция: «Стала больше прислушиваться к своему поведению; пытаюсь по-новому общаться с ребенком, хотя это и очень трудно». «Начала более осознанно подходить к тому, что происходит». «Стала чаще ставить себя на место детей».

2. Изменения, отражающие улучшение взаимоотношений и взаимодействия между родителем и ребенком. Это лучшее понимание друг друга, меньше конфликтов, большая открытость: «Стала лучше понимать сына. Меньше обид с его стороны». «Теперь я больше доверяю своему ребенку».

3. Изменения, произошедшие с детьми. Это улучшение эмоциональной регуляции, проявление положительных черт характера: «Я стала спокойнее, а дети отзывчивее». «Сын стал более охотно выполнять свои обязанности по дому».

4. Изменения, отражающие улучшение взаимоотношений с другими членами семьи: «Улучшились отношения с мужем тоже». «Я стала лучше понимать своих родителей».











5. Список литературы

1. Васина Е., Барыбина А. Арт-альбом для семейного консультирования. Детский. Взрослый. Спб.: Речь. 2006.

2.  Диагностика выявления проблем в детско-родительских отношениях:

методическое пособие. – Ангарск – Иркутск: УМЦ РСО, 2017. – 104 с.

3. Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. — Санкт- Петербург : Речь, 2005.

4. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. — Санкт-Петербург : Речь, 2005.

5. Монина, Г. Б. Коммуникативный тренинг (психологи, педагоги, родители) / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс. — Санкт-Петербург : Речь, 2007.

6. Психологический тренинг детско-родительских отношений : методические материалы для педагогов-психологов / составители: Л. А. Дементьева, Н. П.

7. Хухлаева, О. В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями / О. В. Хухлаева. — Москва : Генезис, 2008.































Приложение 1

Моя методическая копилка (приёмы, упражнения, используемые мной на разных этапах тренинга)


- Знакомство с правилами группы

Цель: направить участников на соблюдение правил группы.

Ход упражнения. Правила крайне необходимы для создания такой обстановки, чтобы каждый участник мог откровенно высказываться и выражать свои чувства и взгляды. Итак, я предлагаю Вам, уважаемые родители, следующие правила:

1. Картинка «Волчок» – быть активным.

2. Картинка «Ухо» – слушать и слышать каждого.

3. Картинка «Человечки с мыслями» – говорить по очереди.

4. Картинка «Два смайлика берутся за руки» – ценим толерантность, точность, вежливость.

5. Картинка «Круглый стол» – мир вокруг нас бурлит, а мы «здесь и теперь» – учимся.

6. Картинка «Часы» – это время. Используем его для себя наиболее эффективно.

Психолог. Возможно, будут дополнения? Согласны ли Вы и принимаете эти правила?

(Данные картинки использую как наглядный материал на всех тренингах. После первого посещения участники тренинга запоминают правила.)





- Упражнение «Настроение. Знакомство» 1 вариант

Цель: способствовать установлению дружеской атмосферы в группе; настроить родителей на диалог; вызвать у них положительные мнения об их детях; снять эмоциональное напряжение.

Ход упражнения.

Психолог. Уважаемые родители! Мы с вами знакомы давно, поэтому представляться по имени не будем. Я предлагаю такую форму знакомства: охарактеризуйте себя таким словом, которое бы начиналось на букву вашего имени (упражнение «Очаровательная Оксана»). Спасибо!

А теперь я предлагаю выбрать картинку, соответствующую вашему настроению (солнышко, облачко, тучка). Замечательно, что все в ……… настроении. И мы начинаем наш тренинг.

- Упражнение «Настроение. Знакомство» 2 вариант

Метод «Улыбка»

Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения.

Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

Инструкция: Сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

Анализ упражнения:

1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?

2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?

- Упражнение “3 правды и 1 ложь”

Дайте задание участникам написать свое имя на листе бумаги и описать 4 факта из своей жизни, 3 из которых – правда и 1 – ложь.

Попросите всех объединиться в пары. В парах участники зачитывают друг другу эту информацию и пытаются угадать, что является правдой, а что – ложью. По окончании работы в парах попросите участников поделиться, легко ли было угадать, что было ложью, а что правдой. Некоторые участники могут рассказать всей группе о самых интересных моментах, почему было трудно угадать, соответствовало ли то, что написал партнер, их представлениям о нем/ней и т.д.

Примечание: Это упражнение можно использовать в качестве одного из упражнений для сплочения группы.

- Метод «Комплимент»

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы

«Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

- Наташа, ты такой отзывчивый человек!

- Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Оля, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Анализ упражнения.

1. Трудно или легко сказать незнакомому или малознакомому человеку комплимент?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

- Упражнение-энергизатор «Помощь»

Дайте каждому участнику банковскую резинку.

Предложите надеть резинку на мизинец и большой палец левой руки так, чтобы резинка была с внешней стороны ладони.

Попросите участников без помощи правой руки снять резинку. Пусть участники попробуют все способы, которые приходят им в голову.

Примечание: единственное решение - это попросить помощи у других участников, которые могут снять резинку, не нарушая условия.

Сделайте вывод: нередко лучшее решение проблемы - просьба о помощи.

- Упражнение-энергизатор «Времена года»

Цель – активизация участников группы, повышение сплоченности группы, разделение учащихся на группы (по дням рождения).

Инструкция: Задача без слов объединиться по группам, по времени года своего рождения. Итак, должно получиться 4 группы: те, кто родился летом, весной, осенью и зимой. Использовать только невербальные способы.

Рефлексия

Метод «Подарок»

Цель: Выяснить получить обратную связь от участников семинара.

Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).

Численность: Все участники

Педагог-психолог прописывает на плакате слово:

П - применю

О - обдумаю

Д - доволен

А – а больше всего

Р - рекомендую

О – очень понравилось

К – каждый работал

Этот метод позволяет проанализировать достижение поставленных целей, обсудить исчезли ли опасения, сбылись ли ожидания, определить трудности, наметить пути их решения на следующее занятие.

- Метод «Ресторан»

Цель: Выяснить получить обратную связь от участников семинара.

Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).

Численность: Все участники

Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки

Проведение:

Модератор предлагает участникам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

Свои ответы участники пишут на стикерах, карточках и т.п., прикрепляют на ватман или на магнитную доску, если таковая имеется в аудитории.


Приложение 2

Тренинг родительской компетентности «Учимся общаться с подростками» (в рамках ШОР)

Подготовила: Бахман Оксана Владимировна, педагог-психолог

Целевая аудитория: родители учащихся 7 - 11 классов.

Цель тренинга:

– способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Задачи:

– создать на практическом занятии условия для взаимодействия и сотрудничества детей и родителей в игровых ситуациях;

– способствовать расширению понимания психологических особенностей ребенка;

– активизировать эффективные коммуникации внутри семьи;

– улучшить эмоциональный контакт и взаимодействие родителя и ребенка;

– помочь родителям понять причины негативных поведенческих проявлений у ребенка (грубость, бесконтрольное поведение, агрессивность, нетерпимость к критике).

Время: 60 минут.

Оборудование: стулья по количеству участников по кругу, карандаши, распечатки раскраски, тетрадный листок (квадратный, для снежинок); дерево без листьев, листки зеленого и жёлтого цвета; лист «Социограмма» - диаметр 11 см; бланки анкеты “Самооценка конструктивного поведения во взаимоотношениях с детьми”,; распечатка для упр-я «Без маски»; листки (маленькие) – упр-е «копилка»; «+» и «-« по количеству участников.

Данные тренинговые упражнения для родителей подростков представляет собой групповое психологическое обучение, направленное на формирование узкого или максимально общего навыка общения родителей с детьми. Цель тренинга - формирование компетентности родителей в общении с подростками.

Занятия проводятся в группах численностью не менее 10 человек. Необходима комфортная обстановка, желательно наличие ковра, столов для проведения письменных и рисуночных занятий.

Каждому родителю хочется понимать своего ребёнка, быть помощником для него, с удовольствием общаться и проводить вместе время. На наших встречах мы рассматриваем вопросы воспитания, развития ребёнка, подростка, учимся правильно строить общение с ним. Все семьи разные, поэтому у вас есть возможность обменяться опытом друг с другом, рассказать о том, как вы справляетесь со своими трудностями.

Родителям часто хочется быстро получить ответы на их актуальные вопросы, но важно понять, что нет универсальных и одинаково полезных рекомендаций для воспитания детей. Родителям важно самостоятельно и ответственно искать решения на новые и новые вопросы, которые возникают при взрослении детей. То есть, изучать особенности развития своего ребенка, пробовать новые методы воспитания и развития, жить не в категориях «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», а чувствовать свое отношение к тому или иному событию (мысли, поступки). Осознав свои мысли и чувства, поняв свои способы реакции на них (как мысли и чувства заставляют реагировать определенным образом) у родителей появиться большая эмоциональная гибкость и возможность выбора действий. Если родитель умеет различать мысли и чувства; способен отделить ощущения от того, что реально происходит; не навязывает правила, а может обсуждать компромиссы; способен учесть пожелания ребенка и особенности развития (то есть, понимает себя, ребенка и обстоятельства) – то данные детско-родительские отношения могут быть гармоничными.

Напоминаем правила участия в тренинге (взять из банка «Тренинги»)

Для начала я предлагаю упражнение «Дерево ожиданий». (3-4 минуты) Напишите на зеленых листках ваши ожидания от тренинга, на жёлтых – ваши опасения. (прикрепляем на дерево стикеры, листки на магниты и тп, кому как удобнее). В конце тренинга смотрим: сбылись ожидания или опасения.

А теперь предлагаю заполнить небольшую анкету в течение 5 минут

Анкета “Самооценка конструктивного поведения во взаимоотношениях с детьми”

Позиция

Оценка

1

Я всегда помню об индивидуальности ребенка

5 4 3 2 1

2

Я всегда знаю и учитываю то, что каждая новая ситуация требует нового решения

5 4 3 2 1

3

Я всегда стараюсь понять потребности и интересы ребенка

5 4 3 2 1

4

Противоречия я воспринимаю как фактор нормального развития

5 4 3 2 1

5

Я всегда стабилен в отношениях с ребенком

5 4 3 2 1

6

Я стремлюсь к уменьшению “нельзя” и увеличению числа “можно”

5 4 3 2 1

7

Для меня наказание является крайним средством воспитания

5 4 3 2 1

8

Я стремлюсь дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его поступков

5 4 3 2 1

9

При необходимости я использую метод логического разъяснения возможности негативных последствий

5 4 3 2 1

10

Я стремлюсь к расширению диапазона моральных, а не материальных стимулов

5 4 3 2 1

11

Я стремлюсь использовать положительный пример других детей и родителей. При этом соблюдаю меру и такт.

5 4 3 2 1

Интерпретация результатов:

Подсчитывается средний балл по всем 11 позициям.

От 4,5 до 5 баллов – высокий уровень готовности к взаимопониманию с детьми. Высокая психолого-педагогическая культура, позволяющая избегать конфликтных ситуаций.

От 3 до 4,5 баллов – готовность к воспитанию детей средняя. Необходимо пересмотреть некоторые позиции Вашего подхода к воспитанию детей.

Меньше 3 баллов – готовность к воспитанию детей низкая. Вы не обладаете достаточными знаниями и культурой воспитания детей. Необходимо срочно заняться самообразованием.

Упражнение «Снежинка индивидуальности» (3 минуты)

Упражнение, которое показывает, что все мы разные (все делают задание и потом показывают, что у всех разные снежинки, т.е. каждый - индивидуален). Тренер раздает всем участникам одинаковые по размеру и цвету квадратики бумаги и берет сам.. Дает инструкцию, что все должны без вопросов выполнять задание вслед за тренером. Тренер отворачивается и поэтапно дает задание, одновременно выполняя его сам: 1. Сверните листок бумаги пополам. 2. Оторвите верхний правый угол. 3. Еще раз сверните лист и оторвите верхний левый угол. 4. Вновь сверните бумагу и оторвите нижний правый угол. 5. В последний раз сверните бумагу и оторвите нижний левый угол. После этого тренер поворачивается к аудитории и просит всех развернуть свои «снежинки», поднять их и показать всем. Тренер: «Попробуйте найти копию своей «снежинки». Ее нет! – Точно также нет одинаковых детей (подростков, людей). Все мы индивидуальны!

«Оренбургский платок» – все снежинки прикрепляются на доску в форме платка, который может согреть (мамин платок)

Возвращаемся к «снежинке» и рассматриваем вопрос о том, что сложность взаимопонимания возникает из-за того, что восприятие у всех разное.

Для демонстрации можно проиграть следующее упражнение «Испорченный телефон» (7 минут) (вербальная информация) – 4-5 человек выходят из аудитории, тренер зачитывает любой текст, затем заходит 1-й – ему тоже зачитывается текст (он должен запомнить и пересказать содержание текста следующему), приглашаются все по очереди и каждый, получив устную информацию старается передать ее другому в таком виде, в каком запомнил. Затем вновь зачитывается информация. Слушатели обсуждают ситуацию (взаимопонимание между родителями и подростками).

Текст: «Иван Петрович ждал Вас и не дождался. Очень огорчился и просил передать, что он сейчас в главном здании решает вопрос насчет оборудования, кстати, возможно, японского.

Должен вернуться к обеду, но если его не будет к 15 часам, то совещание нужно начинать без него.

А самое главное, объявите, что всем руководителям среднего звена необходимо пройти тестирование в 20-ой комнате в главном здании, в любое удобное время, но до 20-го февраля».

Следующее упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…» (2 минуты)

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.

Участники группы сидят на стульях в кругу. В середине круга стоит водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого двое детей»; «Работает всю жизнь в одном учреждении»; «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое»; «Кто родился весной»; «Поменяйтесь местами те, кто в платьях»; «Поменяйтесь местами те, кто хорошо поет»; «Любит свою работу»; «У кого дома есть домашнее животное»; любит болтать по телефону; кто любит красный цвет; кто любит мороженое; кто любит ходить в кино; кто любит петь; кто любит танцевать; кто первый раз участвует в тренинге; любит ли смотреть телесериалы и т.д.

Упражнение «Семейная социограмма» (3 минуты)

Родителям раздаются бланки с нарисованной окружностью (диаметром 110 мм). Дается инструкция: “На листе перед вами нарисован круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форе кружков и подпишите их именами”. Эта методика хорошо выявляет семейные коалиции, подсистемы, симбиотические связи, а так же влияние одних членов семьи на других.

Участникам предлагается проанализировать свои рисунки в соответствии с интерпретацией методики, при желании обсудить их.

Упражнение «Раскраска» (бабочка, птичка и т.д.) (3 минуты)

Все участники получают раскраску, цветные карандаши, фломастеры. Родители раскрашивают рисунок, а психолог мешает в этом, говоря неприятные слова, отвлекая: Ты что так неаккуратно, ты что сдурел, как тебя только Земля носит, кто так тебя учил, ты никогда не держал карандаш в руках? Да, откуда у тебя руки растут, и т.п.

Обсуждение: Было трудно? Неприятно? Что Вы чувствовали, когда испытывали давление другого человека?

Упражнение «Без маски» (5 минут)

Тренер (психолог) раздает заранее приготовленные карточки, на которых написано начало предложений, участники должны их продолжить. После того, когда все ответят, эти карточки передаются по кругу по часовой стрелке до тех пор, пока все родители не продолжат каждое предложение.

«Особенно мне нравится, когда…», «Мне бывает…», «Думаю, что самое важное для моего ребенка...», «Мой ребенок...», «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...», «Стыдно, когда я...» «Думаю, что самое важное для меня, как для родителя…», «Мне особенно приятно…», «Мне бывает неловко перед ребенком, когда...», «Особенно меня…», «Что мне хотелось бы изменить в себе, так это...», «Иногда ребенок не понимает меня, потому что я...», «Раздражает то, что я...».

Упражнение «Копилка идей по укреплению семейных традиций» (5 минут)

Все участники пишут на листке бумаги идею, которая, по их мнению, способствует укреплению семьи и налаживанию отношений с детьми и опускают ее в шкатулку, мешочек. Затем по очереди вытаскиваю идею, озвучивают ее и дают анализ (может ли такая идея оказаться успешной?). Идет обсуждение!

Игра – дискуссия «Верно – неверно» (5 минут)

Цель: обучение ведению бесконфликтной дискуссии на предложенную тему, используя знания, совершенствование умения слушать, слышать и уважать чужую точку зрения, умение убедить другого. Аудитория с помощью мела делится на две части, проставляются знаки “+” и “-“. Участники занимают позицию нейтралитета (вне обозначенных сторон). Психолог произносит то или иное остро поставленное утверждение, участники выбирают и встают на позиции “+” (согласен) или “-” (не согласен). Если кто-то из участников не определился, то пока остается в нейтральной позиции. Можно раздать родителям карточки «+» и « -«, тогда не нужно двигаться, упражнение выполняется сидя.

Примерные утверждения:

1. Родители обязаны всегда нести ответственность за поступки своих детей.

2. Если ребенок спорит с родителями – он дурно воспитан.

3. Защищать своего ребенка от всех бед – родительский долг!

4. Чем больше проблем встречается в жизни ребенку, тем самостоятельнее он будет во взрослой жизни.

В заключение позвольте прочитать притчу древнегреческого мудреца Эзопа.

Солнце и Ветер поспорили, кто сильнее, и Ветер сказал: «Я докажу, что сильнее. Видишь, там старик в плаще? Бьюсь об заклад, что смогу заставить его снять плащ быстрее, чем ты».

Солнце спряталось за тучу, а Ветер начал дуть все сильнее и сильнее, пока не превратился почти в ураган.

Но чем сильнее он дул, тем крепче закутывался старик в свой плащ. Наконец Ветер стих и прекратился; и тогда Солнце выглянуло из-за тучи и ласково улыбнулось путнику. Путник согрелся под жаркими лучами солнца, повеселел и снял плащ. И Солнце сказало Ветру, что ласка и дружелюбие всегда сильнее ярости и силы.

Давайте вспомним о «дереве ожиданий». Скажите, оправдались ли ваши ожидания и опасения? (1-2 минуты)

На прощание дарю вам коробочку пожеланий (упражнение «Пожелание»: каждый родитель выбирает пожелание, которое скручено в трубочку, перевязано ленточкой)

До скорой встречи, уважаемые родители!

https://multiurok.ru/files/trening-roditelskoi-kompetentnosti-uchimsia-obshch.html

Тренинг для родителей «Как слушать и слышать ребенка»


Автор-составитель : Бахман Оксана Владимировна, педагог-психолог МБОУ Казачемысской СОШ

Одной из проблем семейного воспитания является низкая педагогическая и психологическая компетенция родителей, неумение налаживать правильные отношения с детьми, справляться с ситуациями, когда у детей возникают трудности в учебе, в общении и в поведении. Поэтому в семьях нередко возникают детско-родительские конфликты. Нарушенные взаимоотношения с родителями могут стать источником психологической травматизации подростков, что в свою очередь может привести к развитию кризисного состояния. Искреннее, открытое, уважительное общение - самое ценное, что может быть в отношениях родителей с детьми. Поэтому в предлагаемом тренинге акцент делается на создании условий для эффективного взаимодействия с ребенком.

Цель тренинга:

- расширение стратегий поведения в ситуациях взаимодействия с ребенком;

- оптимизация форм родительского взаимодействия;

- профилактика негативных проявлений в поведении подростков.

I. Знакомство с участниками. Упражнение «Настроение. Знакомство»

Цель: способствовать установлению дружеской атмосферы в группе; настроить родителей на диалог; вызвать у них положительные мнения об их детях; снять эмоциональное напряжение.

Ход упражнения.

Психолог. Уважаемые родители! Мы с вами знакомы давно, поэтому представляться по имени не будем. Я предлагаю такую форму знакомства: охарактеризуйте себя таким словом, которое бы начиналось на букву вашего имени (упражнение «Очаровательная Оксана»). Спасибо!

А теперь я предлагаю выбрать картинку, соответствующую вашему настроению (солнышко, облачко, тучка). Замечательно, что все в ……… настроении. И мы начинаем наш тренинг.

Обсуждение правил группы

Цель: направить участников на соблюдение правил группы.

Ход упражнения. Правила крайне необходимы для создания такой обстановки, чтобы каждый участник мог откровенно высказываться и выражать свои чувства и взгляды. Итак, я предлагаю Вам, уважаемые родители, следующие правила:

1. Картинка «Волчок» – быть активным.

2. Картинка «Ухо» – слушать и слышать каждого.

3. Картинка «Человечки с мыслями» – говорить по очереди.

4. Картинка «Два смайлика берутся за руки» – ценим толерантность, точность, вежливость.

5. Картинка «Круглый стол» – мир вокруг нас бурлит, а мы «здесь и теперь» – учимся.

6. Картинка «Часы» – это время. Используем его для себя наиболее эффективно.

Психолог. Возможно, будут дополнения? Согласны ли Вы и принимаете эти правила?

Ожидания участников. Упражнение «Аист»

Перед началом занятия психолог прикрепляет к доске рисунок с изображением аиста, который несет в клюве младенца. Каждый участник получает бумажные перышко, на котором ему предлагается написать свои ожидания от тренинга.

После того как все участники записали свои ожидания, они по очереди подходят к аисту, зачитывают свои надежды и приклеивают перышки на его крылья.

Для эффективной работы я предлагаю Вам, чтобы каждый из родителей закончил одно из следующих предложений. («Незаконченное предложение»)

1. Два слова, которыми можно описать моего ребенка – ...

2. Если бы мой ребенок был звуком, он звучал бы, как -...

3. Больше всего мне в моем ребенке нравится – ...

4. Мой ребенок заставляет меня смеяться, когда – ...

Участник, который имеет более чем одного ребенка, может применять по одному предложению, говоря о каждом из них. Окончание предложения может быть забавным. Каждое предложение построено так, чтобы высказывание было положительным. Это веселое упражнение. Родители говорят, то, что приходит им в голову, ведь никто ничего не записывает.

II. Основная часть

Психолог. Сегодня мы будем обсуждать секреты эффективного общения родителей с детьми. И прежде чем перейти к основному содержанию занятия, отмечу три важных момента, которые стоит помнить.

Во-первых, идеальных родителей не бывает. Родители не боги, а живые люди со своими слабостями, настроениями, интересами. Во-вторых, какой бы выдающийся психолог и педагог не работал с нами, положительные изменения наступят лишь тогда, когда мы начнем действовать, использовать теорию на практике. В-третьих, наше занятие не случайно так называется, ведь без творческого подхода и чувства сердцем общение с детьми будет не эффективным.

Уважаемые родители! Какие ассоциации у вас вызывает слово «семья»?

Какую роль, функцию выполняет семья для ребенка?

Упражнение «Живой дом»

Цель: диагностировать субъективное восприятие психологического пространства семейных отношений.

Перед участниками лежит лист бумаги. Нужно написать в колонку имена 7-8 человек, которые влияют на их жизнь, рядом нарисовать дом, у которого обязательно должны быть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, дверь, дымоход, порог, и предоставить каждой части дома имя конкретного человека. Затем происходит интерпретация результатов.

Фундамент – положительное значение: основная материальная и духовная опора семьи, тот на ком все держится; отрицательное значение: человек, на которого все давят.

Стены – человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно.

Окна – будущее, люди от которых родина ждет, на кого возлагает надежды (в норме – дети).

Крыша – человек в семье, который жалеет и оберегает автора рисунка, создает ощущение безопасности.

Чердак – символизирует секретные отношения, а также желание автора иметь с этим человеком более доверчивые отношения.

Дымоход – человек, от которого автор рисунка получает или хотел бы получить особую опеку, поддержку.

Двери – информационный портал, тот кто учил строить отношения с миром.

Порог – человек, с которым автор рисунка хотел бы общаться в будущем.

Выводы. Методика дает возможность за короткое время определить роль автора рисунка с каждого члена семьи.

Упражнение «Утро, день, вечер».

Одна из наиболее важной и горячей темой для родителей — поведение детей. Это тяжелая сводящая с ума работа. И большая часть конфликтов происходит из-за столкновений детско-родительских потребностей. Взрослый зачастую требует от детей соблюдение чистоты и порядка, режима дня, успеваемость в школе, ограничение время провождения с интерактивными устройствами и в сети интернет, использование нецензурных слов. Как правило, подросткам (детям) совершенно безразлично качественно ли он подготовился к урокам, сколько по времени провел за компьютерными играми или в социальных сетях, аккуратно ли он выглядит, насколько культурна речь. Большая родительская активность затрачивается на то, чтобы помочь ребенку приспособиться к нормам принятыми обществом. И чем больше взрослые стараются, тем сильнее дети сопротивляются. Позицию отпрысков можно описать так: «Буду делать, что хочу». Позиция взрослых: «Делай, как я сказал».

Теперь, я попрошу Вас озвучить, что Вы просите сделать или не делать в течение дня своего ребенка.

Обсуждение. Родителям предлагается самостоятельно проанализировать список: короткий или длинный он вышел; какая часть заполнена больше? Подумайте, почему получается так?

Упражнение «Душа ребенка»

Психолог. Эта чаша – душа ребенка. Какой бы Вы хотели видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы наделить своего ребенка?

Задача: родители на «сердцах» должны написать качества, которыми бы хотели наделить своего ребенка, затем кладут их в чашу.

Психолог. Посмотрите, какую красочную, многогранную душу мы хотим видеть в ребенке.

Рефлексия. Какие ощущения у вас вызвало это упражнение?

Упражнение «Один день из жизни Маши»

Во время зачитывания рассказа «Один день из жизни Маши» (на стенде - первый плакат с изображением девочки) ведущий отрывает горизонтальные полоски от плаката с изображением девочки. (Для удобства лучше сделать незаметные надрезы с обеих сторон плаката.) После окончания рассказа от плаката остаются только рваные куски бумаги.

Один день из жизни Маши

Сегодня Маша проснулась от звонка будильника. Сначала так хотелось еще немного поспать, но потом она вспомнила вчерашний день: и удачный рисунок на занятии, и похвалу няни, и Олины красные сапожки, и новый стишок, который воспитательница поручила ей изучить на праздник... И главное – то, что она так и не дождалась маму с работы, ведь мама так много работает... К тому же вчера маме выдали зарплату, и она со своей бывшей школьной подругой отметила это в кафе.

Утром мама была не в настроении, очень хотелось спать, да и прическа почему-то не выходила.

Ляп, ляп, ляп — раздались легкие детские шаги в коридоре. «Сейчас я все-все расскажу маме! И о похвале воспитателя, и о Олиных красных сапожках, и про новый стишок, который воспитательница поручила ей изучить на праздник... Пусть мама послушает, вот она обрадуется!» - с сияющей улыбкой бежала Маша к кухне, где мама делала уже завтрак.

- Маша! Сколько раз говорить, не ходи босиком по квартире! Неужели нельзя надеть тапки?! - строго прозвучал мамин голос. (Оторвать полоску снизу плаката.)

Маша послушно вернулась в комнату и надела тапочки. «Вот и хорошо, сейчас все расскажу», - подумала она и быстренько побежала к кухне.

- Мама, мама, ты знаешь, вчера... — начала Маша.

- Маша, ты уже умылась? - снова строго спросила мама. (Оторвать еще полоску плаката.)

Маша молча направилась в ванную. «Ну, ничего, быстренько умоюсь и сразу расскажу маме про все свои новости», - подумала девочка, не теряя надежды.

- Мама, вчера на занятии в детском саду.., - не очень радостно начала свой рассказ Маша, - когда Лариса Николаевна разглядывала мой рисунок...

- Маша, ну что там опять, неужели у тебя могут быть проблемы с рисованием? Ты же дома рисуешь все время! (Оторвать еще полоску плаката.)

- Я... Я... нарисовала, - почему-то еще грустнее сказала Маша. Уже никто не вспоминал об Олиных новых красных сапожках, о стишках, что поручила изучить воспитательница...

- Маша! Ты уже готова? Почему ты всегда возишься? Сколько можно ждать?! Уже время выходить из дома! (Оторвать следующую полоску плаката.)

- Да, мамочка, я уже иду, - сказала отрывистым голосом Маша и вовсе грустно поплелась за мамой.

Ночью прошел дождь, и на асфальте появились лужи - и круглые, и овальные, и такие, что похожи на волшебные облачка... «Мама, смотри, какая красивая лужа!» - радостно вскрикнула маме в спину Маша. Мама, торопясь, огляделась и произнесла: «Вон уже видно детский сад. Беги сама, а то я на работу опоздаю с твоими лужами». (Оторвать следующую полоску плаката.)

У ворот детсада Маша встретилась с Олей, которая перепрыгивала через небольшие лужи, держась за руку своей мамы. Олины красные сапожки так красиво сверкали на солнце! «Может, вечером расскажу о них маме?» - подумала Маша.

Оля, радостно улыбаясь, подбежала к Маше и начала рассказывать, как она вчера вместе с папой и мамой ходила в парк угощать белочек орешками. Маша сразу вспомнила свой вчерашний вечер: как она ждала маму, как папа молча сидел у окна, а она с бабушкой Ниной, которая пришла в гости, учила стишок...

«Стишок! Его обязательно нужно рассказать Ларисе Николаевне!» — вспомнила Маша. Девочка очень обрадовалась, когда увидела свою воспитательницу в группе:

- Лариса Николаевна! - громко крикнула Маша и подбежала к ней.

- Маша, а где твои папа или мама? Почему ты снова пришла сама? Дети не должны ходить одни в детский сад! Я же говорила твоим родителям об этом. (Оторвать следующую полоску плаката.)

Маша понуро разделась и пошла в группу. А потом - завтрак, занятия, прогулка... До стишков так дело и не дошло. Маша решила подойти к воспитательнице после обеда. Но, садясь к столу, Маша снова вспомнила про маму - блюда девочке показались невкусными, обед казался длинным, почти все дети пошли в спальную комнату укладываться спать, а Маше еще надо кушать и кушать. (Оторвать следующую полоску плаката.)

После тихого часа Машина группа пошла на занятия танцевального кружка, но движения у девочки не получались. Руководитель кружка спросила: «Маша, что с тобой? Я тебя сегодня не узнаю». Маше стало стыдно, но она ничего не могла сделать с собой... (Оторвать следующую полоску плаката.) Из детсада Машу забирал папа. Она спросила у него про маму, и он сердито буркнул: «На работе твоя мама! Собирайся быстрее, некогда мне... (Оторвать следующую полоску плаката.)

Дома папа с бутылкой пива сел у телевизора и начал смотреть какое-то непонятное кино про чудовищ, от которого Маше стало очень страшно. Она побежала в свою комнату и тихонько села в уголок за дверью.

(Оторвать следующую полоску плаката.)

Поздно вечером, когда Маша готовилась ко сну, пришла с работы мама. Она была в хорошем настроении, ведь начальник похвалил ее за хорошую работу.

Маша слышала, как мама на кухне рассказывала об этом папе. Папа был доволен. Маша и хотела выбежать к маме, но потом подумала, что маме опять будет некогда... Мама сама зашла к Маше в комнату:

— Машуня! Я так соскучилась за тобой! Ну, рассказывай про свой рисунок, о своем стишке. Что нового сегодня?

Но Маше уже не хотелось ни о чем рассказывать, она лежала в постели, свернувшись в комочек, и тихонько плакала. Почему? Она сама этого не понимала...


Выдерживается пауза для эмоционального переживания содержания произведения. А после нее — активное обсуждение:

- Является ли достоверным этот рассказ?

- Бывают ли такие ситуации в жизни вашего ребенка?

- Задумывались ли вы над тем, что чувствует ваш ребенок в таких ситуациях?

- Что можно было сделать всем героям повествования, чтобы с Машиной душой не произошло того, что произошло с плакатом? (При этом вывесить второй цельный плакат.)

III. Упражнение «Воспоминание из детства».

Сейчас я предлагаю закрыть глаза и вспомнить свое детство. Представьте, вы ребенок, а я Ваш родитель, который будет произносить высказывания. Как бы Вы отреагировали на реплики взрослого будучи ребенком? Какие эмоции испытали?

Зачитываются высказывания,

1. Осуждение и обвинение.

«Опять твои грязные отпечатки рук на двери! Почему ты постоянно делаешь это?.. Что с тобой происходит? Ты когда-нибудь можешь делать правильно?.. Сколько надо повторять, чтобы ты использовал дверную ручку? Проблема в том, что ты никогда не слушаешь!».

2. Ругань.

«Температура ниже нуля, а ты надел легкую куртку! Каким надо быть глупым? Это действительно глупо».

«Давай я тебе починю велосипед. Ты же знаешь, как плохо ты разбираешься в технике».

«Надо быть свиньей, чтобы такую грязь в комнате развести. Ты просто как животное».

3. Угрозы.

«Если я сосчитаю до трех и ты не оденешься, я ухожу без тебя!».

«Если через минуту ты не выплюнешь эту жвачку, я открою тебе рот и сама вытащу ее».

4. Приказы.

«Я хочу, чтобы ты убрался в комнате прямо сейчас».

«Ты все еще не вынес мусорное ведро? Сделай сейчас! Что ты ждешь? Давай!».

5. Предупреждение.

«Осторожно, попадешь под машину!».

«Не качайся на стуле, или ты упадешь».

«Учи уроки, или никуда не поступишь!».

6. Сравнение.

«Почему ты не можешь быть как твоя сестра? Она же может учиться на отлично».

«Почему ты не ведешь как брат? Его всегда хвалят учителя в школе за примерное поведение».

7. Сарказм.

«Ты знал, что у тебя завтра контрольная работа по русскому языку и ты не удосужился повторить правила? Какая прелесть! Блестяще! Жди два».

Почему твоя тетрадь в жирных пятнах? Ты что, заворачивал пирожки в ее? Умно, лучше не придумаешь!».

8. Пророчество.

«Ты мне наврал о своих оценках, не так ли? Знаешь, что будет, когда ты вырастешь? Тебе никто не будет верить!».

После, ведущий дает право высказаться, поделиться своими ощущениями каждому участнику занятия и подвести группу к тому, а что ощущают дети, если нам взрослым было обидно и больно слушать данные высказывания. Есть ли альтернатива, способы или методы помогающие выстроить правильное взаимодействие с детьми в конфликтных ситуациях?

Я хочу представить Вам золотые правила, помогающие добиться взаимопонимание с детьми. Они действительно работают и помогают добиться результатов:

1. Опишите, что вы видите, или опишите проблему: «Разбросанная обувь стоит на полу».

2. Предоставляйте информацию: «Из-за обуви я могу упасть» либо «Разбросанная обувь приводит беспорядку в коридоре».

3. Скажите одним словам: «Обувь».

4. Напишите записку (повесьте в прихожей на видном месте): «Пожалуйста, хозяин, поставь меня на полку, чтобы никто не смог наступить на меня. С любовью, твоя обувь».

PS. Ведущему необходимо раздать родителям памятку взаимодействия с ребенком. Затем предложить каждому присутствующему вспомнить и записать на бланке № 3 трудную ситуация, и при помощи правил выстроить свою новую линию поведения. Результаты работы каждого присутствующего зачитываются и при необходимости корректируются участниками тренинга.

Упражнение «Запрет».

Психолог: Посмотрите, пожалуйста, на свои стулья, у кого на стуле окажется геометрическая фигура - треугольник выходит в круг. Вы ребенок, а у кого в руках окажется круг – будет мамой. Мать ребенка очень о нем заботиться: следит за тем, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д. Запрещает прыгать ребенку по лужам, бегать по улице, прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот и т.д. Рассмотрим все выше перечисленное на конкретном примере.

Ты – маленький ребенок. Вы с мамой спешите в детский сад. А ты очень энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов ребенок

- Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.

- Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой!

Перестань глазеть! – я тебе отвечаю. (Завязываю глаза платочком)

Вы бежите дальше, и встречаете по дороге подругу мамы и, взрослые быстро обмениваюсь с последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь:

- Мама, а кто такой дядя Юра?

- Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как не стыдно! Закрой свои уши! (Завязываю платочком уши)

Мама прощается с подругой, и вы бежите дальше.

- Мам, а меня Машка ждет в детском садике, которая…

- Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот! (Завязываю платочком рот)

Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Мама кричит:

- Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси сейчас же! Убери руки! (Завязываю руки платочком)

Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Мать в ужасе кричит на неё.

- Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (Завязываю платочком ноги)

Ребенок начинает хныкать. Мама продолжает на неё кричать:

- Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (Завязываю платком сердце).

Ведущий: Посмотрите на этого ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно. Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.

Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:

- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;

- Не завязывать рта - выслушать ребенка;

- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;

- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;

- Не завязывать сердце – выслушать и понять ребенка.

Ведущий: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.

Упражнение «Я люблю своего ребенка»

Психолог. А сейчас закройте глаза, представьте своего ребенка и решите для себя: «Я буду любить своего ребенка, даже если он не лучший и звезд с неба не срывает. Я буду любить его, даже если он не оправдает моих надежд. Я буду любить его, какой бы он не был, как бы не поступил. Это не означает, что любой поступок я одобрю. Это значит, что я люблю ее, даже если ее поведение должно быть лучше. Я люблю просто потому, что это мой сын или дочь».

Откройте глаза.

Обсуждение:

- Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения?

Видеофрагмент «О любви к детям», «Что это?»

Рефлексия:

• Какой момент занятия вас особенно эмоционально затронул?

• При выполнении какого задания вы испытывали трудность и в чем она заключалась?

Напоследок хотелось подчеркнуть мысль о том, что в разговоре с ребенком необходимо быть искренним, терпеливым, внимательным. Важно, чтобы взрослый не стремился во что бы то ни стало изменить ребенка, это очень длительный и кропотливый процесс, но менялся сам в процессе взаимодействия с ним. То, что Вы не смогли достичь сейчас, не означает, что надо возвращаться к прежним способам воздействиям.

Наш тренинг подошёл к концу. Оправдались ли ваши ожидания? О чём бы вы ещё хотели поговорить?

А на прощание я даю вам пожелания (записки-свёртки)

https://multiurok.ru/files/trening-dlia-roditelei-kak-slushat-i-slyshat-reben.html

Упражнения-энергизаторы можно найти на моей странице https://pyatorka.blogspot.com/p/blog-page_21.html