Методические рекомендации
руководителям методических объединений, руководителям творческих проблемных групп
Планирование деятельности профессионального объединения учителей
План деятельности профессионального объединения учителей отвечает на вопросы: «Что необходимо сделать?», «С какой целью?», «Каким образом?», «Кто и когда осуществит этот замысел?», «В каких условиях?», «Что получится в результате?», «Почему?», «Что представляет собой вновь вставшая задача?». Здесь плановый цикл повторяет себя, но уже на витке новой задачи, нового замысла.
Итогом деятельности каждого объединения станет реализация ведущей цели, решение поставленной проблемы.
Структура планирования работы методического объединения.
Структура плана работы методического объединения может включать следующие разделы:
Банк данных педагогов
№ | ФИО | Образование (какое ОУ окончил (а), когда, специальность, квалификация) | Педагогический стаж | Разряд, квалификаци онная категория | Награды | Повышение квалификации (год, название курсов) |
| | | | | | |
Анализ деятельности методического объединения за истекший период.
Цели, задачи, основные направления работы в новом учебном году.
Проблема, над которой будет работать методическое объединение.
Средства, которыми будут разрешать существующие противоречия.
Полученные результаты.
Противоречия, оставшиеся неразрешенными и почему.
Направления деятельности.
1. Повышение профессионального уровня, совершенствование педагогического мастерства учителей:
а) определение методических тем для учителей:
Ф.И.О. учителя | Тема | Виды работ над реализацией темы | Где рассматриваются результаты |
| | | |
б) организация повышения квалификации:
Ф.И.О. | Формы ПК, вид курсов | Планируемые результаты |
| | |
в) организация целевых взаимопосещений уроков и внеклассных мероприятий:
Тема/дата | Форма занятия | Цель посещения | Кто проводит | Кто посещает |
| | | | |
г) изучение нормативных документов:
Название документа | Цель изучения, планируемый результат | Сроки изучения/форма изучения | Ответственные |
| | | |
д) изучение методик, технологий обучения:
Название методики и т.п. | Содержание работы | Планируемый результат | сроки |
| | | |
2. Организация работы по формированию, изучению, обобщению и распространению опыта
Тема опыта | Стадия работы с опытом | Планируемый результат | Сроки |
| | | |
3. Тематика заседаний МО
Тема | Дата проведения | Ответственные |
| | |
4. Разработка методических рекомендаций, пособий
Название разработки | Кто готовит | Целевое назначение разработки | Сроки подготовки |
| | | |
В конце учебного года необходимо сдать отчет о работе методического объединения по форме:
Анализ работы МО____________за _____________год
1. Проблема, над которой работает МО. Указать предполагаемые сроки реализации проблемы.
2. Тема, над которой работало МО в данном учебном году.
3. Над какими целями и задачами работало МО в отчетном учебном году?
4. Через какие формы реализовывались тема и проблема?
5. Что удалось сделать по теме за учебный год?
6. Какие недостатки обнаружились в работе?
7. С какими трудностями МО столкнулось в этом учебном году?
8. Сведения о публикациях — (публикации предоставить — оригинал или ксерокопию):
• точное название работы;
• жанр работы (вид): учебник, учебное пособие, монография, статья, рецензия, реферат, тезисы, методическое пособие, методические рекомендации, план семинарских занятий, библиографическое пособие, лекция, курс лекции др.;
• издательские данные (место, издательство, год);
9. Где и в какой форме используются печатные работы учителей МО?
10. Какими дидактическими разработками пополнилась «копилка» МО?
11. Какие педагогические технологии осваивались учителям в этом учебном году и где их использовали?
12. Какие инновации внедряются в работу методического объединения?
13. Какие и сколько открытых уроков проведено в МО в этом учебном году? (Указать тему, дату, цель и задачи урока, результаты урока, краткий самоанализ этого урока). Какие нетрадиционные уроки были проведены в этом учебном году (указать тему, цели и задачи, форму, класс, результаты урока)?
14. Какие диагностики были проведены МО (учебные, личностные, психологические и др.).
15. С какими учреждениями и организациями (образовательными, учебно-методическими, научно-исследовательскими и др.) сотрудничало МО в этом учебном году?
16. Какие семинары провели внутри МО в этом учебном году, доля участия учителей РМО (тематика, сообщения, результаты семинара)?
17. Перечислить авторские программы. Каковы результаты апробации?
18. В каких общешкольных мероприятиях МО приняло участие?
19. В каких общешкольных мероприятиях приняли участие ученики учителей РМО и результаты этого участия?
20. Микроклимат в методическом объединении
21. Какие рекомендации МО дает себе на следующий учебный год?
22. Над какой темой МО собирается работать в следующем учебном году?
23. Какие цели и задачи МО ставит перед собой на следующий учебный год?
24. С какой темой на районном методическом совете МО готово выступить?
25. Какое внеклассное мероприятие проведет МО с учащимися в следующем учебном году, цели и задачи этого мероприятия?
Документация ШМО.
К документации ШМО относятся:
Положение о методическом объединении;
Положение о функциональных обязанностях руководителя ШМО;
Анализ работы ШМО за прошедший учебный год;
План работы ШМО в новом учебном году;
План проведения предметной декады;
Банк данных об учителях, входящих в ШМО;
Сведения о темах самообразования учителей, входящих в ШМО;
Сведения о предметных кружках и факультативах, которые ведут члены МО;
Протоколы заседаний ШМО. Протоколы нумеруются с 1 августа текущего года по 1 августа следующего года.
Анкета
Зависимость творческого роста учащихся
от профессионального роста учителя.
методическое объединение учителей ________________
Ф.И.О учителя | Участие учащихся в НПК (название НПК, место проведения НПК, Ф.И.О. участника, тема выступления) | Участие учащихся в олимпиадах, интел. играх (название, Ф.И.О. участника, место или кол – во баллов) | Участие учителя в профессион. конкурсах (название, место проведения) | Участие учителя в НПК, семинарах (название НПК, место проведения НПК, тема выступления) | Обобщение и распространение пед. опыта (тема, где опыт представлен) | Публикации (название публикации, где размещена) |
| | | | | | |
Можно предложить педагогам самостоятельно оценить работу своего методического объединения Они заполняют анкету, отвечая на вопросы которой, каждый педагог оценивает различные мероприятия методического объединения по трем позициям.
1. Полезность проведенного дела. Каждое мероприятие оценивается по трехбалльной системе: 3 балла — очень полезно и интересно; 2 балла — полезно частично и интересно; 1 балл — не полезно, но интересно; О баллов — и не полезно, и не интересно.
2. Коэффициент личного участия. Оценивается следующим образом: 3 балла — активный участник; 2 балла — участвовал в отдельных мероприятиях; 1 балл — присутствовал на заседаниях, но участия в работе, как правило, не принимал; 0 баллов— на заседаниях не присутствовал, участия в подготовке мероприятий не принимал.
3. Предложения об улучшении деятельности. Предложения могут носить как критический характер, типа
«мероприятие не приносит пользу, только отнимает время педагога, предлагается исключить из плана работы на следующий год», так и конструктивный — «предлагается ряд мероприятий, позволяющих решить ту или иную проблему».
Лист оценки педагогами деятельности
методического объединения
__________________________________________________
(ФИО педагога)
№ | Наименование события (примерный вариант) | Оценка полезности проведенного дела | Коэффициент личного участия | Анализ и предложения |
1. | План работы методического объединения | | | |
2. | Тематика заседаний методического объединения | | | |
3. | Работа по повышению квалификации педагогов внутри методического объединения | | | |
4. | Анализ качества знаний, степени обученности учащихся по предмету | | | |
5. | Деятельность методического объединения вне занятий | | | |
6. | Обобщение, распространение передового опыта | | | |
7. | Часы ознакомления с новой педагогической методической литературой | | | |
8. | Организация и проведение открытых занятий членами методического объединения | | | |
9. | Лекции приглашенных специалистов | | | |
10. | Другие мероприятия (перечислить) | | | |
Образец заполнения
Таблица 1.
№ | ФИО | Образование (какое ОУ окончил (а ), когда, специальность, квалификация) | Преподаваемый предмет(ы) | Педагогический стаж (общий и в данном ОУ) | Разряд, квалификационная категория | Награды | Повышение квалификации (год, название курсов) |
| | | | | | | |
Таблица 2.
№ | ФИО | Тема самообразования | Реализация |
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
1 | Иванова М.И. | Работа учащихся с учебником в ходе их самостоятельной деятельности на уроке | педсовет | | | |
2 | Круглова О.Р. | Учебно-дидактические игры — средство развития познавательной компетенции учащихся | | круглый стол | | |
3 | Петрова А.С. | Уровневая система оценки знаний, умений и навыков учащихся | | | | заседание МО |
Таблица 3.
№ | ФИО | Класс, предмет, тема, дата проведения |
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль |
1 | Петрова О.М. | 11 «А», литература. Тема урока «Если душа родилась крылатой» | | | | | |
Таблица 4.
№ | ФИО | Предмет | Название факультатива | Класс | Дни, время занятий |
1. | Вахрушева Н.А. | физика | Факультатив по решению задач повышенной трудности | 9 | Вторник, 15.00 |
2. | Сидорова М.И. | история | Экономическая политика России и СССР в XX веке | 9 | Четверг, 15.30 |