СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Материал поможет совершенствовать деятельность педагога дополнительного образования в системе мастер-классаю
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детства и юношества Болотнинского района
Методические рекомендации
Автор материалов: Волощук Светлана Михайловна, методист МБУ ДО Дома детства и юношества
Болотнинского района, высшей категории
Содержание
Пояснительная записка
Обучающий семинар для педагогов дополнительного образования «Этапы подготовки и проведения мастер-класса»:
Цели и задачи проведения;
Содержание семинара;
Рабочая тетрадь для педагогов;
Мастер-класс «Организационные формы деятельности районного историко-краеведческого клуба «Заветными тропами», педагог Кузьмина Н.А. (см. приложение)
Методический совет «Совершенствование деятельности педагога дополнительного образования в системе мастер-класса»:
Цели и задачи методического совета;
Тезисы к методическому совету;
Рабочая тетрадь для педагогов;
Мастер-класс «Основы росписи традиционной филимоновской игрушки», педагог Денисова Е.Ю. (см. приложение)
Приложение (четыре мастер-класса, фотографии).
Пояснительная записка.
Конкурсный материал «Совершенствование деятельности педагога дополнительного образования в системе мастер-класса» разработан методистом Дома детства и юношества Болотнинского района Волощук Светланой Михайловной на основе опыта работы.
В настоящее время, как и во всей сфере образования, в нашем образовательном учреждении идет сложный процесс поиска современного содержания, форм, методов и структуры методической работы. Это обусловлено необходимостью поиска нового стиля, новых форм общения с людьми в личностно-ориентированном образовании, становлении профессионального мастерства педагогов, что является основой методической работы с кадрами.
В Доме детства и юношества именно педагоги – самый ценный ресурс, а их педагогический потенциал - предпосылка к конкурентоспособности учреждения дополнительного образования детей. Это разносторонние личности, порой – просто уникальные. Поэтому главная цель нашей методической деятельности - создать условия для их профессионального роста и самообразования.
Итоги анализа кадрового состава учреждения на начало 2016-2017 учебного года следующие:
в учреждении работает 27 педагогов, из них: 9 педагогов имеют I квалификационную категорию; 4 педагога- II квалификационную категорию; 5 – высшую.
9 педагогов нашего учреждения не имеют категории (это молодые специалисты);
для молодых специалистов, главная проблема - нехватка опыта и профессионального мастерства;
16 педагогов имеют педагогический стаж более 10 лет;
проведённое анкетирование показало, что 55,5% педагогов готовы поделиться своим опытом работы, ещё 30% хотят делиться опытом, но не могут определить в какой форме, 14,5% педагогов не уверены, что их опыт интересен, актуален, либо кому – нибудь нужен;
педагоги Дома детства и юношества мотивированы к профессиональному росту и повышению квалификации (в течение 2009-2010 учебного года педагогами были посещены мастер-классы разного уровня, семинары, конференции, были пройдены курсы повышения квалификации, осуществлялась работа в составе областных творческих групп и д.р.)
Надо отметить, что в нашем учреждении реализуется деятельность по разработке индивидуальной стратегии повышения профессионального уровня педагога дополнительного образования.
Цель этой деятельности состоит в обеспечении условий для удовлетворения постоянно изменяющихся запросов различных категорий педагогов в развитии личности и повышении своего профессионального уровня.
Развитие профессионального методического мастерства педагогов является одной из актуальных проблем развития системы дополнительного образования детей. Эту проблему, на наш взгляд, частично может решить внедрение внутри учреждения вариативных моделей совершенствования профессионально-педагогической компетенции педагогов на основе взаимообмена опытом, взаимообучения, взаимосовершенствования обучающей и воспитательной деятельности. Эффективной формой взаимообучения является мастер-класс, обеспечивающий должный профессионально-развивающий эффект.
В данных конкурсных материалах мы представляем две формы работы с педагогическим коллективом: обучающий семинар и методический совет, которые позволили нам более детально рассмотреть с педагогическим коллективом вопрос совершенствования деятельности педагога дополнительного образования в системе мастер-классов.
Цели и задачи обучающего семинара
«Этапы подготовки и проведения мастер-класса»
Цель обучающего семинара: повышение профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования.
Задачи обучающего семинара:
раскрыть суть понятия «мастер-класс»;
рассмотреть составляющие компоненты мастер-класса;
проанализировать все этапы подготовки и проведения мастер-класса;
разобрать проблему психологических установок педагогов дополнительного образования при подготовке и проведении мастер-класса через метод «кейсов»;
выработать алгоритм работы по правильному выбору темы мастер-класса.
Методы работы:
- дискуссия;
- метод «Модерации» (действия в команде для разработки конкретного плана действий по проблеме);
- метод «Кейсов» (анализ ситуаций взятых из практики);
- взаимообучение;
- проблемно-поисковый метод.
Утверждаю.
Директор ДДЮ: Синельник С.А
План
подготовки и проведения обучающего семинара-практикума
для педагогов дополнительного образования
«Этапы подготовки и проведения мастер-класса».
Место проведения: Дом детства и юношества.
Дата проведения: 18 октября 2017г.
Ответственные: Волощук С.М.- методист ДДЮ
08.00-08.05. Открытие семинара- практикума.
Синельник С.А.
08.05- 08.15 О сущности понятия мастер-класса
Волощук С.М.
08.15-08.35. Этапы подготовки и проведения мастер-класса
Волощук С.М.
08.35-08.45. Психологические установки при подготовке и проведении мастер-класса. Клочкова Е.В.08.45-09.00 Мастер-класс-презентация: «Организационные формы деятельности районного историко-краеведческого клуба».
Кузьмина Н.А.
09.00-09.15 Определение и выбор темы мастер-класса
Волощук С.М.
09.15-09.25. Подведения итога.
План составила методист ДДЮ: Волощук С.М.
Содержание семинара.
Весь семинар делится на четыре блока:
Организационный;
Теоретический;
Практический;
Рефлексивный.
В каждом блоке участники семинара выполняют задания. Для того, что бы работа была более эффективной в начале семинара каждому педагогу вручается рабочая тетрадь. Данная тетрадь позволяет педагогам сразу включиться в работу, понять свою роль и место в семинаре, настроиться на плодотворную работу. В рабочей тетради педагогу предлагается полная структура семинара и методические рекомендации, помогающие ориентироваться в его содержании.
Для проведения семинара необходимо: мультимедийное оборудование, рабочие столы, стулья.
Организационный блок.
- Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады видеть вас на семинаре-практикуме «Этапы подготовки и проведения мастер-класса». Сегодня, в течение двух часов, мы постараемся рассмотреть все вопросы, которые актуальны для нас в интерактивном режиме. Для того, что бы работа была эффективной и плодотворной предлагаем начать с эмоциональной зарядки «Сегодня Я - …»
(Включается мажорная мелодия, все рассаживаются по кругу, слушают мелодию в течение минуты, затем, ведущий начинает:
- Сегодня Я – альпинист, хочу взобраться выше…..
Остальные по кругу говорят о себе, свои ожидания от семинара, ассоциируя себя со сказочными персонажами, профессиями, игрушками и т.д. «Я –Любознательный Буратино», «Я – воздушный шарик», «Я – цветик-семицветик» и т.д. )
- Замечательно, теперь у нас отличная команда, с которой мы можем начать работу!
Теоретический блок.
- Предлагаю всем ознакомиться с рабочими тетрадями, в которых каждый должен фиксировать основные моменты по ходу нашего семинара.
- Для начала нам необходимо разобраться с понятием «мастер-класс». Для этого мы разделимся на три творческие подгруппы. Каждая подгруппа через минуту должна представить не менее10 ассоциаций, возникающих при словосочетании «мастер-класс»…
(Работа в группах по «клостерам»: работа в рабочих тетрадях, затем на большом листе фиксируются предложения каждой подгруппы, из общего набора слов и словосочетаний формируется определение)
- Спасибо всем за работу. На самом деле существует несколько определений понятия «Мастер-класс». Помимо того, что получилось у нас, я предлагаю вам ознакомиться и с другими. Вы должны внимательно прочесть все понятия и выбрать то, что вам ближе, которое кажется наиболее полным, глубоким, отражающим основные компоненты понятия.
(Работа с понятиями в тетрадях)
Мастер-класс- занятие по какой-либо специальности, сфере деятельности, проводимое известным мастером, профессионалом с целью передачи опыта.(Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия)
Мастер-классы- авторские классы, в которых высококвалифицированные педагоги делятся опытом и результатами работы.
Задача мастер-классов- повысить мотивацию к овладению авторской методикой и технологией деятельности.
В процессе работы мастер-классов педагоги учатся рефлексии, переосмысливают свою образовательную практику.
(Л.Н.Буйлова, С.В. Кочнева)
Мастер-класс-это яркое выраженная форма ученичества именно у учмтеля мастера, процесс передачи мастером ученикам опыта, мастерства чаще всего путем прямого и комментированного показа приёмов работы.
Основные задачи мастер-класса:
Обощение опыта педагога по определенной проблеме; передача педагогом-мастером своего опыта;
Совместная отработка методических приёмов;
Оказание реальной помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирование индивидуальной программы самообразования
( М.М. Поташник)
«Мастер-класс есть уникальная по своему типу форма наращивания профессионализма педагогов в той или иной конкретной сфере «педагогического производства»
Степень готовности участников к освоению программы мастер-класса:
Информационно-ознакомительная;
Обзорно-познавательная;
Предметно-аналитическая.
(Л.И. Боровиков)
Мастер-класс как форма профессионального общения:
Во-первых, идея проведения мастер-класса изначально напрвлена на результативность работы его «учеников», а значит, практико- и компетентностно-ориентированна.
Во-вторых, мастер-класс- одна из интерактивных форм профессионального взаимодействия педагогов, что выгодно отличает её от многих репродуктивных форм общения педагогов.
В-третьих, мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает использование эмпирических методов: наблюдение, анализ документов и результатов деятельности учителя-мастера, разработку дидактических материалов для применения в собственной педагогической деятельности.
(Т.В. Хуртова)
Мастер–класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.
Мастер–класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс).
Мастер–класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
Мастер–класс – это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.
Педагоги объединяются в пары, если есть совпадения и аргументируют свой выбор.
Практический блок
- Уважаемые коллеги, сегодня мы предлагаем вам провести мини-конференцию с вопросами для педагогов, которые имеют опыт проведения мастер-классов областного уровня. В рабочих тетрадях зафиксируйте по одному вопросу, затем мы их озвучим.
(Педагоги задают вопросы, которые для них наиболее актуальны: «В чём главная сложность?», «С чего вы начинали?», «Как выбирали тему?» и т.д.)
- Как видно из интервью сложностей при подготовке мастер-класса может возникнуть много, зачастую они начинаются уже с выбора темы. Итак, давайте подробно поговорим об этапах подготовки и проведения мастер-классов. В творческих подгруппах проанализируйте характеристики этапов мастер-классов и расположите их в логической последовательности. Назовите каждый из этапов.
(Работа в творческих группах)
Этапы подготовки и проведения мастер-класса
I этап (подготовительный, организационный). Педагог-мастер совместно с методистом ставит проблему, проводит системно-целевой анализ представляемого им методического опыта, определяет ключевой сегмент своего инновационного опыта, позволяющий достичь качественно новых образовательных результатов. На этом этапе разрабатывается план подготовки мастер-класса, моделируется план-конспект мастер-класса, определяющий условия проведения, ход работы, предполагаемый результат.
II этап (организационо- содержательный). Прием слушателей мастер-класса, презентация деятельности педагога. Демонстрация инновационного опыта в соответствии с общей схемой-алгоритмом проведения мастер-класса.
III этап (заключительный). Подведение итога работы по программе мастер-класса, оценка результативности, представление опыта мастера как системы, выступление участников мастер-класса, внесение рекомендаций по совершенствованию структуры и содержанию мастер-класса.
Профессиональное методическое мастерство всегда есть плод достаточно длительного творческого труда педагога. Труда осмысленного, наполненного вдумчивыми размышлениями над самыми различными аспектами своей профессиональной деятельности. Мастерами не рождаются, мастерами становятся. Методическое мастерство приходит с годами либо, как уверяют злые языки, не приходит совсем. В последнем случае речь идет скорее всего об отсутствии любви и интереса педагога к своему делу. Но и даже ярко выраженная любовь к педагогическому труду зачастую остается беспомощной перед многоликостью возникающих сегодня перед педагогом дополнительного образования теоретических и практических проблем. Нужен профессионализм, только и обеспечивающий высокую эффективность в работе педагога, профессионализм, приносящей желаемые воспитательно-образовательные результаты.
Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс, поэтому остановимся на требованиях к его организации и проведению.
Примерный алгоритм проведения мастер-класса
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера.
Представление педагогического кредо педагога-мастера (ракрыть профессионально-личностый образ, творческую позицию мастера)
Характеристика творческой лаборатории педагог-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педогог черпал свои разработки)
Определение проблемного поля в обозначенной сфере деятельности с включением в работу участников мастер-класса.
Обоснование системы (идей, педагогической технологии, методов, приемов), позволяющей решить поставленную проблему.
2. Представление структуры мастер-класса
Постановка основных задач мастер-класса
Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
Ответы на вопросы по изложенному материалу.
3.Операционно-деятельностный компонент мастер-класса
Работа с предложенными материалами, имитационная игра с участниками мастер-класса по освоению предложенной технологии; демонстрация эффективной работы.
Самостоятельная работа участников мастер-класса по разработке собственного творческого продукта (элемента) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность участников и управляет ею.
Предаставление и обсуждение результатов работы (корректировка решения поставленной педагогической проблемы с вариантами предложенными коллегами)
4. Рефлексия (Обязательный этап)
Дискуссия по результатам совместной деятельности педагога-мастера и участников мастер-класса
Характеристика эмоционального настроя
Краткие выводы педагога-мастера
5.Определение перспективы
Характеристика возможных маршрутов совершенствования профессионального мастерства в данной области, индивидуальных консультаций, дополнительных групповых занятий.
Определение перспективных проектов совместной деятельности
Краткое представление перспектив опытно-экспериментальной деятельности педагога-мастера.
Форма работы мастер-класса в сильнейшей степени зависит от наработанного педагогом стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интересного организационно-педагогического мероприятия.
При подготовке и проведении мастер-класса важно не только придерживаться выше описанному алгоритму, но и правильно определить собственную позицию Мастера. Здесь важное значение приобретают психологические установки педагога при подготовке и проведении мастер-класса. (Выступление педагога-психолога Клочковой Е.В.) Основные тезисы:Вариативные модели мастер-класса:
Мастер-класс презентация
Мастер-класс-обзор
Мастер-класс комплекс
Мастер-класс- стажировка
Мастер-класс- фестиваль
Мастер-класс экскурсия
Мастер-класс-пленэр и др.
- А сейчас мы вернёмся к главному вопросу. Зачем педагогу дополнительного образования нужна такая форма работы, как мастер-класс.
(Работа в подгруппах, представление ответа)
- Тогда возникает следующий вопрос. Каким должен быть мастер-класс? ( актуальным, интересным, инновационным…..)
- Совершенно верно, поэтому педагогу необходимо серьёзно подходить к выбору темы. Тема должна быть содержательна. Предлагаю всем посмотреть карту №1, проанализируем её составляющие.
Анализ карты, составление тем индивидуально в рабочих тетрадях,
представление.
Исходная позиционная установка | Предмет научно-методического анализа | Уточняющие условия |
Развитие…. Диагностика… Формирование… Воспитание…. Активация…. Становление…. Организация…. Влияние….
| …творческого воображения… …коммуникативных умений… …..самостоятельности… …критичности мышления… ..познавательной активности… ..творческих способностей… ..навыков общения… ..исследовательских взаимоотношений… ..интереса… | ..на учебных занятиях ..в процессе изучения. ..средствами (художественной, технической, досуговой и др.) деятельности. |
- Грамотный выбор темы – это важный момент в подготовке к мастер-классу. Хотим сегодня обратить ваше внимание на выбор темы мастер-класса для целевой аудитории. Очень важно, что бы мастер-класс был актуален и востребован, интересен для той аудитории, на которую вы его готовите. От правильного выбора темы мастер-класса зависит, наверное, половина его успеха. Участники мастер-класса должны быть в нём заинтересованы. Вы как Мастер из всего своего опыта должны вычленить те «зёрна», которые представляют для ваших участников наибольшую ценность, необходимы им, могут быть полезны.
- Предлагаем внимательно рассмотреть карту №2.
- В своих творческих подгруппах, предлагаем вам составить темы мастер-классов для различных категорий участников.
№ | Состав участников мастер-класса | Тема мастер-класса. Основная идея. |
1 | Педагоги-практики(практики по профилю деятельности)
|
|
2 | Педагогическая общественность (представители администрации, научные работники) |
|
3 | Родители и другие заинтересованные лица
|
|
4 | Социальные партнеры
|
|
5 | Комбинированный состав участников
|
|
Представление результатов работы творческих групп.
- Еще одно важное замечание относительно методики подготовки и проведения мастер-класса. Представление опыта на мастер-классе окажется односторонним и неполным, если не взглянуть на результаты педагогического опыта в широко ориентированном контексте, не попытаться дать развернутую панораму разнообразных мнений и оценок о нем. Здесь важно и мнение выпускников, и взгляд родителей, и преподавателей-коллег. Такое разнообразие создает именно то проблемно-дискуссионное поле, которое, будучи освобожденным от однозначности мнений и толкований организаторов мастер-класса, создаст весьма желательную атмосферу открытости мнений, разнообразия оценок, точек зрения на методическую состоятельность представляемого инновационного опыта.
Рефлексивный блок.
- Наш семинар-практикум подошёл к концу. Он является первым шагом к осмыслению такой организационно – педагогической формы, как мастер-класс. Предлагаю всем заполнить анкеты по результатам работы семинара «Этапы подготовки и проведения мастер-класса».
- Итак, уважаемые коллеги, подводя итоги, можно сказать, что в целом форма работы мастер-класса в сильнейшей степени зависит от наработанного педагогом стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы-алгоритма проведения этого организационно-педагогического мероприятия. А инициатива, желание и искреннее стремление педагога-мастера представить свой опыт в этой организационно-педагогической форме сторицей окупятся возможностью получить так необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений, для дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам истинного воспитательно-образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.
Спасибо всем за работу. Успехов.
Методический совет состоит из модулей:
I. Организационно-мотивационный модуль:
Вступительное слово: цели, задачи, структура методического совета.
Обоснование выбора темы, актуализация для данного учреждения.
Теоретический модуль:
Формулирование педагогической проблемы на диагностической основе. Совершенствование деятельности педагога дополнительного образования в системе мастер-класса.
Предметно-методологическая компетенция педагога дополнительного образования при подготовке и проведении мастер-класса.
Методические приёмы, позволяющие организовать эффективную работу мастер-класса.
Психологическая компетенция педагога дополнительного образования – «позиция Мастера».
Критерии качества оценки результативности проведения мастер-класса.
III. Практический модуль:
Работа в творческих группах (моделирование методических приёмов).
Самоанализ и проектирование собственной педагогической деятельности с позиции Мастера. (Из опыта работы педагогов учреждения)
IV.Организационно-итоговый модуль
Рефлексия организации и продуктивности работы методического совета
Подведение итогов, выработка и принятие решения.
I. Организационно-мотивационный модуль:
- Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы продолжим разговор о такой организационно – педагогической форме работы как мастер-класс. Тема нашего методического совета «Совершенствование деятельности педагога дополнительного образования в системе мастер-класса».
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования.
Задачи:
подробное знакомство с элементами технологии проведения мастер-класса;
анализ методических приёмов «индукция», «самоконструкция», «социоконструкция», «социолизация», «афиширование», «разрыв», «рефлексия»;
рассмотрение позиции Мастера в различных её проявлениях;
определение критериев качества подготовки и проведения мастер-класса;
составление решения работы методического совета.
Обоснование выбора темы, актуализация для данного учреждения – Волощук С.М., методист ДДЮ
Профессиональное методическое мастерство всегда есть плод достаточно длительного творческого труда педагога. Труда осмысленного, наполненного вдумчивыми размышлениями над самыми различными аспектами своей профессиональной деятельности. Мастерами не рождаются, мастерами становятся. Методическое мастерство приходит с годами. Даже ярко выраженная любовь к педагогическому труду зачастую остается беспомощной перед многоликостью возникающих сегодня перед педагогом дополнительного образования теоретических и практических проблем. Нужен профессионализм, только и обеспечивающий высокую эффективность в работе педагога, профессионализм, приносящий желаемые воспитательно-образовательные результаты.
В реалиях сегодняшнего дня профессиональное методическое мастерство есть, прежде всего, умение быстро и качественно решать стоящие перед педагогом воспитательно-образовательные задачи. А если быть еще более точным, то сегодня активно внедряемая в практическую педагогику технологическая парадигма развития профессионализма, означающая способность педагога предельно точно формулировать воспитательно-образовательные задачи и логически последовательно, наиболее выигрышным способом решать их. В конечном же итоге, современный педагог-профессионал должен отличаться, быть уникальным, знать свою «изюминку». Достичь же такого уровня педагогического профессионализма крайне непросто.
По существу дела, педагог-мастер — это человек, уже прошедший свой самобытный, неповторимый путь личностно-профессионального роста, достигший на этом пути определенных успехов. Успехи эти могут быть самого разного свойства. Здесь и самобытная логика выстраивания воспитательных отношений, и оригинальная организация процесса обучения, и технологически выверенные модели оптимального планирования учебных занятий, емкая, многомерная оценка качества полученных воспитательно-образовательных результатов. Собственно говоря, сфера локализации профессиональных методических достижений безгранична, как безграничен системно осмысленный опыт творчески работающего педагога-профессионала.
Во времена еще не столь отдаленные педагога-мастера, достигшего высокого уровня профессионализма, сопровождал классифицирующий термин «передовой педагогический опыт». Сегодня этот термин вышел из употребления. И не случайно. Ведь о передовом опыте можно говорить, только если соразмерить опыт конкретного педагога с унифицированными среднестатистическими стандартами. Реализуемые ныне вариативные образовательные модели выдвигают на передний план приоритеты индивидуализации профессиональной деятельности педагога дополнительного образования. Идея состязательности относительно среднестатистической нормы как бы уходит на второй план. Но, заметим, вовсе не исчезает. Просто парадигма «инновационности» профессионального опыта становится лидирующей в оценке качества работы педагога. Педагог-инноватор — это сегодня тот педагог, который способен последовательно и целенаправленно вносить новаторские идеи в практику своей профессиональной деятельности, достигая при этом проектируемых воспитательно-образовательных результатов. Профессиональный путь педагога-инноватора не всегда бывает триумфален. Горечь временных поражений - неизменный спутник ищущего педагога-практика. Извлечь из всего этого достойные уроки, — значит, стать мастером своего дела, стать педагогом-профессионалом, способным на качественно высоком уровне, мудро и просто делиться с коллегами достигнутым, порой уберечь их от бесплодных метаний, необдуманных поступков и опрометчивых решений.
Высокий класс мастерства педагога, а именно так в одном из вариантов можно объяснить идею мастер-класса, — как раз и должен быть отмечен воплощенными в жизнь признаками инновационности. Но инновационности не спонтанно эмпирической, а отмеченной:
а) осмысленностью своего профессионального опыта, его системной проработанностью,
б) выверенностью до уровня технологически последовательного алгоритма предпринимаемых педагогических действий, ведущих к заранее обозначенному воспитательно-образовательному результату.
Предусмотреть все нюансы многогранного воспитательно-образовательного действия, обеспечить представляемую на мастер-классе логику своих авторских педагогических действий, достойным образом методически инструментовать ее крайне непросто. Это весьма важная и сверх ответственная процедура, высоко ценимая в презентации любого мастер-класса. Культура презентации своего профессионального методического опыта есть определенный результат профессионального мастерства педагога. Такой результат есть следствие успешного повышения квалификации, в том числе и осуществляемого на своем рабочем месте.
- Сегодня мы поговорим о методических приёмах, используя которые педагог может показать степень своего профессионализма.
Выступления педагогов дополнительного образования, моделирование методических приёмов на примерах из опыта работы.
Моделирование методических приёмов:
индукция – Горшков Ю.П., пдо высшей кв. категории
самоконструкция, социоконструкция – Скиндер Ю.Ю., пдо I кв. категории;
социализация, афиширование – Шаршакова Н.Л.. пдо I кв. категории;
разрыв, рефлексия – Клочкова Е.В., педагог-психолог.
Выдержки из выступлений
Индукция. Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное.
Проблемная ситуация характеризует определённое психическое - вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).
Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников.
Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно, нужна серия мотивационных приемов мастерских по формированию данной потребности. Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдаётся развитию потребности саморазвития.
Если подобного интереса нет, Мастеру необходимо направить действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы – необходимое средство для стимулирования интереса.
Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса - групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причём участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.
Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.
Когда группа выступает с отчётом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчёте были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, даёт им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.
Афиширование– представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.
Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова «озарение», «инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв — это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях учёных, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым
обоснованием.
Рефлексия— последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.
- Какой из методов, уважаемые коллеги, вы используете чаще, каковы его преимущества на ваш взгляд? ( «открытый микрофон»)
Еще один важный момент, связанный с успешной подготовкой и проведением методически ориентированного мастер-класса, касается изначального уточнения вопроса о том, на каком структурном «этаже» (уровне) производится презентация профессионального опыта? Соответственно, в каком терминологическом поле будет представлена инновационная идея? В качестве универсальной рабочей гипотезы здесь можно предложить четырехуровневую модель, в которой есть:
• уровень частно-предметных методических действий, связанных с усвоением детьми специально-профильных знаний, умений и навыков по данному предмету;
• уровень общеметодического порядка - более широкий и объемный, допускающий перенос наработанного учителем-мастером технологических моделей и схем на сферу других учебных предметов, в том числе и реализуемых в данном образовательном учреждении;
• уровень психологический, обеспечивающий проектируемую результативность обучения и воспитания за счет вовлечения в учебный процесс тех или иных структур личностно-психологического развития ребенка, за счет актуализации индивидуально-личностного мотивационно-потребностного поля деятельности обучаемых;
• уровень собственно педагогический (воспитательно-дидактичекский), задающий инновационному опыту свою особую логику организации предпринимаемых профессиональных педагогических действий, объясняющий в деятельностно-практическом контексте многое в достигаемых педагогом-мастером результатах.
Конечно, значительное число практических достижений педагогов-инноваторов захватывает все перечисленные уровни. Тем не менее поэлементный анализ представляемого на мастер-классе опыта создает благоприятные психологические предпосылки для теоретически последовательного анализа опыта.
- Предлагаем вам стать участниками мастер-класса «Основы росписи традиционной филимоновской игрушки», который проведёт педагог дополнительного образования II кв. категории Денисова Елизавета Юрьевна (см. приложение).Интервьюирование Мастера участниками мастер-класса (педагоги задают вопросы, Мастер отвечает)
Елизавета Юрьевна, поделитесь своими ощущениями, что вы чувствуете как Мастер, когда проводите мастер-класс?
У вас уже есть опыт проведения мастер-классов для разных категорий участников, когда вам – Мастеру сложнее и почему?
Что стало ориентиром в выборе темы мастер-класса?
Позиция Мастера - это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности.
Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.
Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.
Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.
Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др.
Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства. Эта личностно-процессуальная, аффективная инфраструктура авторской технологии очень трудно фиксируется на бумаге, но она передаётся путём примера, подражания через: речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи); мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице; умение сосредоточиться на предмете разговора, отсутствие скованности; искусство общения; педагогическую импровизацию; психологическую зоркость, чувство времени.
Продолжение интервьюирования педагога:
Елизавета Юрьевна, какова ваша собственная оценка результативности мастер-класса?
Как можно определить результативность того или иного мастер-класса? Для определения эффективности мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии качества подготовки и проведения мастер-класса. Коллективный анализ представленного мастер-класса по критериям:
Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта
Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
Использование данных методических рекомендаций позволит, на наш взгляд, обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта работников областной образовательной системы.
Изложенное, ставит перед педагогом, готовящимся к проведению мастер-класса по обмену опытом реальную практическую задачу — поиск наиболее выигрышных форм и способов представления опыта. Здесь могут сыграть свою важную роль и письменные теоретико-методические разработки, с которыми участники мастер-классов могут познакомиться заранее, еще до начала совместной работы, либо разнообразные методические иллюстрации в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, наконец, в виде эскизных видеозарисовок или принципиально важных фрагментов учебных занятий, бесед и др.
Выступление: Кузьминой Н.А., зам. директора по НМР
- Конечно, достичь высокого класса профессионального мастерства по всему спектру системы воспитательно-образовательной деятельности педагога дополнительного образования практически почти невозможно. Речь сегодня может идти только о профессиональном методическом мастерстве, достигаемом на отдельных участках и линиях работы педагога-практика. Но и даже здесь устойчиво получаемый воспитательно-образовательный результат еще не является надежным залогом успешного проведения мастер-класса. Практический результат не есть единственный признак высокого профессионализма.
Непрерывно меняющиеся условия обучения задают сегодня стандарт методической мобильности и оперативной коррекции приобретаемого педагогом профессионального опыта. Здесь нужна технология не ситуационно-эмпирического, а системного реагирования на возникающие проблемы. Для этого нужна системно-целостная осмысленность опыта, отрефлексированность его на научно-методической основе. Именно такая проработка опыта обеспечивает педагогу дополнительного образования не только успех в работе, но и реальную возможность связно и последовательно, с пользой для дела представить свои достижения коллегам, администрации, методическому объединению, наконец, аттестационной комиссии. Сегодня это важное требование к профессионализму педагога становится едва ли не самым важным в обеспечении перспектив профессионального роста педагога дополнительного образования. Этому необходимо учиться. Учиться друг у друга. И лучшим средством здесь должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и обучающей деятельности. Оптимальной же формой взаимообучения является, на наш взгляд, мастер-класс.
Фактор «взаимо-» здесь особо важен. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение профессиональных достижений сегодня практически бесперспективно, оно не дает должного профессионально-развивающего эффекта, не обеспечивает приращение профессионализма ни для стороны, «передающей» опыт, ни для стороны «перенимающей». Абсурдно и насильственное внедрение передового опыта. Или, как его ныне обозначают, опыта инновационного. Нужна продуманность в освоении инноваций, переноса их из одних условий профессиональной деятельности- в другие. Административное навязывание тех или иных форм, методов и технологий работы не способствуют творческому самораскрытию педагога как специалиста-профессионала. Фактор личностной самобытности в профессиональном росте педагога сегодня, как никогда ранее, требует всемерного учета и пристального внимания. Любые профессиональные трудности и успехи так или иначе «замешаны» на личностно-психологической основе. Другое дело, как практически надо принимать в расчет этот фактор при методическом анализе и оценке достигнутого педагогом.
Следовательно, мастер-класс есть уникальная по своему типу форма наращивания профессионализма педагогов в той или иной конкретной сфере «педагогического производства». Но как и всякая другая форма работы с профессиональным опытом, она требует беспристрастной «шлифовки» и непрерывного совершенствования — и в плане готовности к ее использованию «передающей» стороной и стороной, активно «воспринимающей» этот инновационный опыт.
Следует отметить, что презентация наработанного профессионального опыта для его обмена (и взаимообмена) в ходе проведения мастер-класса ставит нас перед весьма актуальной проблемой повышения научно-методической компетентности всех участников проводимого мастер-класса. Вернее говоря, задаваемого «на старте», изначально избираемого уровня такой компетентности, на который ориентируется содержание презентуемых инновационных идей. Ведь готовность к полноценному восприятию инновационной информации - вещь весьма прихотливая.
Так, перед педагогом-мастером стоит ряд следующих первоочередных проблем: какие грани своего опыта лучше представить для психологического, методического, педагогического и предметно-практического осмысления в ходе мастер-класса? Каким способом (по форме организации) лучше сделать это? Сосредоточить ли профессиональное внимание коллег на эффективно скомплектованном содержании авторской образовательной программ? Или анализе технологически выверенной цепочки системно структурированных педагогических действий? Либо ограничиться удачно найденной шкалой оценочно-диагностических процедур? А может, лучше всего предварительно представить участникам мастер-класса самые общие свои принципы и установки, на которых зиждется реализуемая воспитательно-образовательная технология? Дать ли в превалирующем объеме примеры из практической работы с детьми, оставив для коллективной их интерпретации более свободное поле концептуальных волеизъявлений?
Целесообразнее ли будет заранее предложить коллегам авторскую алгоритм-схему для системно-целостного анализа представляемого методического опыта или лучше будет создать подобную схему вместе со всеми участниками будущего мастер-класса? Представить ли достигнутые результаты обучения и воспитания детей в продуктах их познавательно-творческой деятельности или обратиться к наработанным схемам, способам и технологиям осмысления результатов своего собственного преподавательского труда?
Все эти и многие другие аналогичные вопросы выдвигают сегодня форму мастер-класса в ряд особо приоритетных и перспективных звеньев системы повышения квалификации на своем рабочем месте. Педагогам дополнительного образования сегодня уже есть чем поделиться. Но острота вопроса сегодня для вас уважаемые коллеги, состоит в том, как это лучше сделать, как обеспечить проведение мастер-класса на качественно высоком уровне?
Сегодня, для успешной подготовки мастер-класса, педагогу-практику необходимо развернутое представление о центральном звене своего инновационного педагогического опыта, скажем так, его «ядерной» части, «стержне», источнике достигаемых воспитательно-образовательных результатов. Вот почему подготовка и проведение мастер-класса сегодня есть чрезвычайно непростой труд, результаты которого дадут о себе знать в полном объеме гораздо позже. Конечно, такая деятельность не застрахована от многих ошибок и издержек, прежде всего, в плане ожидаемых иллюзий и воспроизводства устаревших стандартов и рутинных оценочно-технологических процедур.
Выступление: Волощук С.М., методист ДДЮ
- Теперь, уважаемые коллеги, несколько замечаний собственно методического порядка. В подготовке и проведении мастер-класса весьма важно сочетание «здоровой» описательности имеющегося опыта и аналитичности, понимаемой в данном случае как способность участников (а прежде всего, самого педагога-мастера) проникнуть «внутрь» своего опыта, так сказать, за грань видимого, понять внутренние психолого-педагогические и методические «пружинки», принципы и механизмы отработанной на практике системы методико-технологических действий. Какие-либо крайности здесь совершенно недопустимы. Нужна гармония теоретико-аналитического и описательно-методического начал. Ведь перемять, творчески воспроизвести инновационный педагогический опыт можно только в виде осмысленных идей. Одновременно - глубоко проникая во внутреннюю сущность явления и, вместе с тем, имея перед собой развернутое научно-методическое описание внешней, деятельностно-практической стороны анализируемого явления. Только из гармоничного сочетания этих компонентов возможно спроектировать и профессионально грамотно реализовать на практике идею мастер-класса по обмену инновационным методическим опытом.
В завершение еще одно важное замечание относительно методики подготовки и проведения мастер-класса. Представление опыта на мастер-классе окажется односторонним и неполным, если не взглянуть на результаты педагогического опыта в широко ориентированном контексте, не попытаться дать развернутую панораму разнообразных мнений и оценок о нем. Здесь важно и мнение выпускников, и взгляд родителей, и преподавтаельй-коллег. Такое разнообразие создает именно то проблемно-дискуссионное поле, которое, будучи освобожденным от однозначности мнений и толкований организаторов мастер-класса, создаст весьма желательную атмосферу открытости мнений, разнообразия оценок, точек зрения на методическую состоятельность представляемого инновационного опыта. Но в целом же форма работы мастер-класса в сильнейшей степени зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы-алгоритма проведения этого организационно-педагогического мероприятия. А инициатива, желание и искреннее стремление педагога-мастера представить свой опыт в этой организационно-педагогической форме сторицей окупятся возможностью получить так необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений, для дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам истинного воспитательно-образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.
Коллеги, работа методического совета подошла к концу, предлагаем проработать решение.
(педагоги предлагают варианты решений)
Решение методического совета:
«Совершенствование деятельности педагога дополнительного образования детей в системе мастер-класса»
Одобрить деятельность педагогического коллектива Дома детства и юношества по совершенствованию деятельности педагогов дополнительного образования в системе мастер-класса;
Продолжить работу по поиску и внедрению инновационных педагогических технологий в разработке и проведении мастер-классов разного уровня.
Активизировать деятельность методических объединений в поиске разнообразных форм обобщения опыта педагогов дополнительного образования..