Методические рекомендации Тема: «Упражнения для вокалистов. Тренировка диафрагмы при пении» Диафрагма, которую также называют грудобрюшной перегародкой, представляет собой
мышечную перегородку между полостью груди и брюшной полостью.Это тонкая, широкая, непарная, изогнутая выпуклой стороной вверх пластинка, замыкающая нижнее отверстие грудной клетки.
Диафрагма выполняет функции главной дыхательной мышцы. Уплощаясь при сокращении, она увеличивает объем грудной клетки, способствуя вдоху.
Если у вас не получается определить, где находится ваша диафрагма, лягте ровно на пол и положите на живот не слишком тяжелый груз, например, большую книгу. Приподнимите груз вверх, используя только мышцы живота. Одновременно наберите полные легкие воздуха. Теперь пойте. Мышцы, которые вы сейчас задействуете, — это и есть диафрагма.
Чтобы лучше понять, как петь диафрагмой, представьте себе, что мускулы диафрагмы — это поверхность платформы или стола. Они должны быть крепкими и сильными и обеспечивать своего рода «опору», чтобы ваш голос поднимался от легких к связкам.
Насколько значима диафрагма при пении? Как любая мышца в теле, диафрагма имеет мышечную память. Она «учится» удерживать вдох, выводить выдох и выталкивать звук, чтобы он был летящим и звонким.
Что даст лично вам тренировка диафрагмы при пении? Хороший вокалист должен уметь петь все! Чтобы голос был разносторонним и интересным, нужно владеть разными приемами пения.
При исполнении песни у вас не всегда будет возможность долго и протяжно держать звук и выдох. Зачастую мелодия современных песен подвижна, прыгает то вниз, то вверх, а то, вообще, превращается в набор мелизмов из множества непонятных и быстрых нот.
Чтобы спеть все эти рулады, нам нужна тренировка диафрагмы при пении. Упражнение для вокалистов на стаккато делает диафргаму подвижной и сильной, а от подвижности диафрагмы зависит и подвижность голоса.
Это значит, что вы легко сможете переключится с низкого звука на высокий, спеть быструю фразу в песне, сделать красивые мелизмы. Конечно, за эти функции отвечает и гортань, но это тема для другой беседы.
А что касается диафрагмы при пении — важно включать в свою дыхательную гимнастику упражнения и на статичный долгий выдох, и на активность диафрагмы, чтобы приучать данную мышцу к разным видам работы.
Есть специальные упражнения для вокалистов на тренировку диафрагмы для голоса.
Диафрагма при пении: два самых главных упражнения для вокалиста.
Поведение диафрагмы при пении будет отличаться в зависимости от того, что и как вы поете: ведете звук плавно и нежно или агрессивно его выкрикиваете. Если вы хотите научиться и тому, и другому, то стоит освоить два самых главных приема любого вокалиста: пение на легато и стаккато.
«Легато» (от латинского «legato» — «связнный») - такой прием пения, при котором:
звук получается непрерывным и тягучим, все ноты связаны между собой,
диафрагма статична, она опускается и расширяется, ребра раздвигаются и удерживают дыхание,
легато помогает расходовать дыхание по по чуть-чуть,
часто используется в медленных песнях, где нужно соединять звуки плавно и напевно. Например, баллады Уитни Хьюстон.
Подробнее такой тип дыхания, мы обсуждали в предыдущих упражнениях для вокалистов, когда говорили о парадоксальном дыхании и тренировке диафрагмы при пении на удержание выдоха.
Но случается, что нам нужен не плавный напевный звук, а мощный и резкий, с активной подачей. Тогда мы используем второй прием пения.
«Стаккато» (от латинского «staccato» — отрывистый, дробный):
отрывистый звук, используется, чтобы подчеркнуть какое-либо слово акцентом, подать звук остро и громко,
диафрагма подвижна, выталкивает каждый звук вместе с коротким выдохом,
упражнения для вокалистов на стаккато позволяют ощутить силу звука, научиться брать ноту активно,
стаккато полезно выполнять на начальных этапах постановки голоса.
Почти все педагоги включают в свои уроки упражнения на стаккато. Я советую вам также выполнять их, если вы занимаетесь дома самостоятельно, для разогрева голоса.
Тренировка диафргамы и дыхания на стаккато.
Диафрагма при пении на легато сокращается медленно и плавно, чтобы организовать поддержку дыхания для голоса. Мышцы ребер удерживают дыхание статично, не опадая и не сужаясь, как раскрытый зонтик — взгляните на картинку.
На стаккато все наоборот: диафрагма очень подвижна, она то и дело расширяется и сужается. И выталкивает выдох вместе со звуком. Наиболее ощутимо это расширение и сокращение в районе солнечного сплетения.
Чтобы лучше понять технику стаккато, представьте, что вы идете по темному парку. Вдруг из кустов выпрыгивает некто неизвестный и дает вам под дых. Что произойдет? Вы согнетесь пополам, мышцы живота резко сократятся вовнутрь и скорее всего вы издадите звук похожий на «Ах!» с выбросом дыхания.
Сымитируйте этот выдох, почувствуйте, как мышцы живота сократились и ушли вовнутрь, а вместе с ними активно вышел воздух.
Тренировка диафрагмы в практике:
найдите солнечное сплетение у себя. Мы уже делали это ранее, когда учились дышать животом. Для этого пальцами коснитесь ребер спереди там, где они стыкуются,
положите ладонь на эту область, вдохните и надуйте «шарик» на солнечном сплетении,
а теперь резко с выдохом уведите надувшиеся мышцы назад, словно хотите, чтобы они прилипли к позвоночнику,
выдох должен быть шумным и активным,
затем снова коротким вдохом наберите дыхание в область солнечного сплетения и снова вытолкните его,
сделайте восемь таких толчков на слог «Ха!».
В данном случае происходит не только тренировка диафрагмы, но и мышц живота. Начните с медленного темпа, чтобы прочувствовать, что происходит в теле. А затем сделайте восемь коротких толчков-выдохов на слог «Ха!» чуть быстрее. На каждый выдох мы сокращаем диафрагму полностью, чтобы «шарик» воздуха сдулся целиком. И заново берем короткий емкий вдох.
Используйте это упражнение перед пением. Голосовому аппарату легче настроиться на работу с упражнений без звука. А потом, оставляя такой же активный выдох, переходите к упражнениям для вокалистов с голосом.
Когда вы освоили быстрые вдохи-выдохи, используя солнечное сплетение, и поняли что диафрагма подвижна, подключаем голос к данной тренировке.
Алгоритм выполнения:
Возьмем фразу «Я пою» и скажем ее по слогам: Я-По-Ю. Ваша задача вытолкнуть каждый слог, сокращая диафрагму, солнечное сплетение и переднюю стенку живота. Активно выдыхайте по слогам на «Я-По-Ю» как в предыдущем упражнении для вокалистов на слог «Ха!».
Звук громкий, направленный в пространство от вас. Не говорите себе под нос, иначе лайфхак не сработает, а мышцы будут вялыми.
Движения диафрагмы по силе толчка должны быть абсолютно одинаковые и ровные, как метроном.
После каждого слога необходимо уводить живот назад, выталкивая звук, и снова брать дыхание. При вдохе выдвигать живот и солнечное сплетение вперед. Создавайте воздухообмен, берите дыхание чаще, при каждом произнесении слога: вдох-выдох-вдох-выдох.
Звук активный, но толкаем его не горлом, а диафрагмой и выдохом. Не переходите на крик или в зажим. Если громко сразу не получается — не страшно. Начните с мягкого выдоха, а потом постепенно увеличивайте громкость голоса.
Когда вы повторите данный алгоритм несколько раз и уже без колебаний сможете ощущать работу диафрагмы, усложните упражнение.
Повторите каждый слог из фразы два раза: «Я-а. По-о. Ю-у.» Если выдох не выходит, перейдите на полушепот и добавьте букву «Х» в начале второго звука: «Я-ха По-хо Ю-ху». Это поможет произнести гласную мягче, ощутить выдох интенсивнее.
Далее делим фразу на три звука, повторяя трижды каждый слог: «Я-а-а. По-о-о. Ю-у-у», и каждый из них выталкиваем диафрагмой вместе с выдохом. Затем добавляем четвертый звук: «Я-а-а-а По-о-о-о Ю-у-у-у» и так далее. Насколько хватит сил в ваших мышцах. Темп со временем можно увеличивать.
Так работает диафрагма при пении на стаккато. Сокращается и выталкивает выдох вместе со звуком. Приведенное выше упражнение «Я-по-ю» хорошо подходит не только вокалистам, но и актерам, ораторам, лекторам.
Не вокальные упражнения для развития и тренировки певческого диафрагмального дыхания.
Эти упражнения, заимствованные из практики педагогов театрального искусства для постановки голоса и развития речи студентов театральных отделений, хорошо помогают и в практике работы с учащимися вокально-хоровых отделений детских музыкальных школ по развитию певческого дыхания.
Певческое дыхание – основа и опора певческого голоса. Его можно и нужно тренировать «в отрыве», т.е. отдельно от пения.
Кроме практической пользы, такие не вокальные и, можно сказать, игровые упражнения несут в себе ещё и подъём позитивного настроения.
- «Свеча» - дуть на воображаемое пламя свечи. Выдох медленный, ровный, тёплый. Затем взять реальную, зажжённую свечу и дуть на неё на звуке «С». Вначале, свеча находится на расстоянии 30-50 см., а затем, приблизить её к самому рту. Пламя свечи не должно колебаться.
- «Упрямая свеча» - тренировка интенсивного выдоха. С расстояния 1–1,5 метра дуть на свечу рывками, ощущая толчок диафрагмы, активное движение мышц живота.
- «Мяч» - тренировка удлинённого прерывистого выдоха. В мяче имеется отверстие. Слегка нажимаем на мяч и слышится ровный тянущийся звук «сссссссс». Перестали нажимать, остановились руки, остановился звук. Снова нажимаем – и опять звук «сссссссс».
- «Погашу свечу» - тушим две свечи на одном выдохе, затем тушим 3 свечи, т.е. делим наш выдох на три части, затем 4, 5… 15 свечей на одном выдохе, но порция воздуха на каждую свечу становится меньше, хотя объём воздуха остаётся тот же.
Использованная литература:
1. Малышева Н.М. О пении.- М.: Сов. Композитор, 1988. - 134с.
2. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению.- М.: Просвещение, 1987. - 95с.
3. Огороднов Д.Е. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания и программа как Методика воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека, Методическое пособие, - М., 1994