М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян, В.Н. Симкин
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для учащихся, подготовленные на основе анализа типичных ошибок
участников ЕГЭ в 2016 и 2017гг. по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
ЕГЭ по иностранным языкам базируется на современных подходах к обучению. Экзамен имеет деятельностный, компетентностный и практико-ориентированный характер, что особенно важно в условиях введения ФГОС. Подготовка к такому экзамену не должна и не может иметь характер «натаскивания», она требует осознанной, планомерной работы в течение всех лет обучения иностранному языку.
В аудировании требуют совершенствования следующие умения:
отделять главную информацию от второстепенной;
игнорировать незнакомые слова и применять языковую догадку;
находить правильный ответ по ключевым словам в утверждениях и текстах;
извлекать информацию из текста, обращая особое внимание на смысл текста и характерные детали, а не стремиться понять значение каждого слова.
При подготовке к данному разделу можно рекомендовать:
слушать аутентичные записи с разными голосами (мужскими и женскими) и разными вариантами английского языка (британским и американским);
слушать тексты разных жанров (бытовые диалоги, репортажи, интервью, лекции и т.д.);
развивать механизмы аудирования: фонематический слух, кратковременную и долговременную память, вероятностное прогнозирование, осмысление, механизмы эквивалентных замен;
научиться определять, какие умения проверяются в конкретных заданиях и какие стратегии выполнения следует применить;
научиться правильно выделять ключевые слова и фразы в текстах, утверждениях и вопросах;
стремиться сосредоточиться на главном в тексте и стараться запомнить главные блоки информации, используя разные приемы запоминания: рисунки, ключевые слова, ассоциативный ряд слов и т.д.;
фиксировать основные положения сообщения в кратком виде письменно;
научиться определять основную идею во время прослушивания, а после прослушивания текста ее сформулировать письменно или устно;
пытаться предугадать, о чем будет идти речь дальше в тексте, а затем проверять свои прогнозы во время прослушивания;
в процессе слушания проводить анализ и оценку сообщаемого;
до прослушивания разобрать задание, после выполнения задания проанализировать допущенные ошибки и подобрать упражнения, которые помогут их ликвидировать.
Ключевые умения чтения:
извлекать основную информацию из прочитанного текста;
отделять главную информацию от второстепенной информации с помощью ключевых слов и фраз;
понимать в прочитанном тексте структурно-смысловые связи текста;
извлекать из текста необходимую информацию;
игнорировать ненужную информацию; соотносить развернутый текст и его основную мысль, высказанную с помощью заголовка.
Требуют совершенствования следующие умения:
соотносить реферируемые слова в тексте и вырезанных фрагментах;
извлекать из текста полную и точную информацию: ключевые слова; важные детали; аргументы; примеры.
При подготовке к выполнению заданий раздела «Чтение» рекомендуется:
читать тексты разных жанров (художественную литературу, научно-популярную и т.д.);
развивать механизмы чтения: кратковременную и долговременную память, вероятностное прогнозирование, осмысление, механизмы эквивалентных замен;
применять разные виды чтения и приемы работы с аутентичными текстами;
не обращаться часто к словарю, а пробовать догадаться о значении слова по контексту или аффиксам;
фиксировать основные мысли по мере чтения текста с помощью ключевых слов, рисунков, коллажа, таблицы и т.д.;
читать текст быстро, обращая внимание на отрицания, которые могут быть выражены как грамматически, так и лексически: отрицания играют бόльшую роль в понимании смысла текста, и невнимание к ним может привести к ошибкам;
читать только первые фразы каждого абзаца, поскольку они дают общее представление о содержании текста, и определять основную идею каждого абзаца;
читать только последнюю фразу каждого абзаца и определять, помогает ли она спрогнозировать содержание следующего абзаца;
прочитав текст, составить план, отражающий его содержание;
прочитав текст, мысленно восстановить основную информацию в памяти;
обращать внимание на мелкие детали, так как неверные ответы могут содержать иную грамматическую форму или незначительно измененную информацию в тексте;
до чтения разобрать задание; обсудить, с какими трудностями можно в нем столкнуться; после выполнения задания проанализировать допущенные ошибки и подобрать упражнения, которые помогут их ликвидировать.
В подготовке к лексико-грамматическому тесту требуют совершенствования навыки употребления слов и словосочетаний в контексте, фразовых глаголов, а также употребления видовременных форм, форм пассивного залога и согласования времен.
При подготовке к выполнению заданий данного раздела рекомендуется:
внимательно читать инструкцию к текстам, которая помогает определить, в чем состоит коммуникативная задача;
анализировать связные тексты с точки зрения употребления грамматических форм, частей речи, словообразования, словоупотребления;
прежде чем выполнять задание, прочитать текст, вдуматься в него, не следует пытаться «механически» подставить какое-то слово в пропуск; нужно учиться сознательно решать, какое слово или какая форма нужны здесь, чтобы передать нужный смысл;
обращать внимание не только на формы образования времен и залогов, но и на их значение, от которого зависит их употребление в контексте;
расширять свой активный и потенциальный словарь, развивать языковую догадку (умение выводить значение слова из контекста, из морфологической структуры слова, по аналогии с родным языком);
обращать внимание на правильность использования лексики с точки зрения сочетаемости и грамматического окружения;
помнить о различиях в значении и употреблении синонимов;
изучать и использовать наиболее частотные фразовые глаголы в письменном контексте и в устной речи;
разобрать задание до начала его выполнения, после выполнения задания проанализировать допущенные ошибки и подобрать упражнения, которые помогут их ликвидировать;
выполнять задания данного раздела с заполнением бланка ответа, чтобы контролировать орфографические ошибки.
Чтобы преодолеть некоторые трудности при выполнении задания «Личное письмо», рекомендуем при подготовке к данному заданию использовать следующие упражнения:
Ответьте следующие на вопросы.
• Какие содержательные части обязательно должны быть в вашем письме?
• Какова структура написанного по-английски личного письма, с чего начинается и чем заканчивается личное письмо?
• Что должно быть написано во введении в письме? Чем должно завершаться письмо?
• Каким должно быть общее стилевое оформление личного письма: официальным (formal), неофициальным (informal)?
Посчитайте количество слов в следующих фрагментах личного письма: объясните, как считаются слова.
Обозначьте на схеме названия частей личного письма.
Определите, какие части личного письма обусловлены стремлением соблюсти нормы вежливости, принятые в англоязычных странах.
Определите, в каких частях письма наиболее явно проявляется его неофициальный стиль? Что указывает на это?
Выберите обращения, которые могут быть использованы в личном письме, обоснуйте Ваш выбор.
Выберите завершающие фразы, которые могут быть использованы в личном письме. Обоснуйте Ваш выбор.
Добавьте слова и словосочетания (не менее трех) к следующим группам
• Упоминание о дальнейших контактах:….
• Завершающая фраза:…
Соотнесите компоненты личного письма и предложения из письма.
Расставьте предложения в письме в нужном порядке.
Дополните предложения связующими словами. Возможны ли другие варианты? Какие?
Дополните предложения прилагательными. Возможны ли другие варианты? Какие?
Напишите ответы на следующие вопросы друга по переписке
- Задайте три вопроса другу по переписке, опираясь на письмо-стимул ит.д.
При подготовке к заданию 40 (Эссе-мнение) можно рекомендовать:
изучать особенности разных жанров письменной речи, а также разных типов эссе;
делать подробный разбор инструкции задания и формата задания;
подбирать к плану ключевые слова и выражения;
начинать обучение с изучения структуры и видов абзаца как основной единицы текста;
разобраться, что такое тезис, что такое аргумент, что такое пример, что такое контраргумент;
анализировать свои работы в соответствии с критериями;
делать работу над ошибками с объяснением правил употребления лексики и грамматики в коммуникативно-значимом контексте
постоянно делать лингвистический анализ текста.
Изменения
Как уже отмечалось выше, в 2016 г. была уточнена формулировка задания 3 устной части.
2015 г. In your talk remember to speak about: when you took the photo what/who is in the photo what is happening why you took the photo why you decided to show the picture to your friend .
2016 г.In your talk remember to speak about: where and when the photo was taken what/who is in the photo what is happening why you keep the photo in your album why you decided to show the picture to your friend
Ошибки, которые наблюдались и в 2015 г.: отступление от темы; отсутствие адресности, т.е. обращения к другу; отсутствие вступительной и заключительной фразы; включение по одной фразе на каждый пункт плана; неправильная интерпретация содержания картинки; наличие фонетических и лексико-грамматических ошибок в ответе.
Главная коммуникативная задача в задании 3 устной части – полно и выразительно, в деталях описать конкретную фотографию и выразить свое отношение к ней. Коммуникативные задачи в задании 4 устной части сложнее: кратко описать конкретные фотографии, найти в них общее и различное и выразить свое отношение к конкретной теме/проблеме. Успешно выполнить эти коммуникативные задачи возможно только на основе сформированных умений неподготовленной, спонтанной речи.
2016 г.Task 3. Imagine that these are photos from your photo album. Choose one photo to present to your friend.
2017г. Task 3. These are photos from your photo album. Choose one photo to describe to your friend. Удаление слова Imagine подчеркивает неуместность любых «воображаемых» обстоятельств и «фантастических рассказов», как, например: «Это моя жена и дети», «Это я выступаю на сцене Большого театра, я солист балета». Замена глагола present на describe недвусмысленно указывает на жанр монологического высказывания – описание (не рассказ).