СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник упражнений для формирования правильного чтения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения находящииеся в этом сборнике помгут вам в формировании правильного чтения у младших школьников и младших школьников с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Сборник упражнений для формирования правильного чтения»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»











Методические рекомендации

«Упражнения для формирования навыка правильного чтения у младших школьников и младших школьников с ОВЗ на уроках литературного чтения»















Зерноград, 2024

Составитель: В.А. Осыкина, студентка 4 «Б» группы специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

Руководитель: Т.С. Бабенко, преподаватель профессионального цикла ГБПОУ РО «ЗернПК».





















Введение

Данный сборник методических рекомендаций направлен на то, чтобы развивать у обучающихся навык правильного чтения.

Упражнения способствуют тому, что учащиеся постепенно овладеют читательскими умениями, которые необходимы для успешного обучения в начальной школе и за её пределами.

Сборник рекомендаций содержит ряд заданий, предполагающих отработку чёткости и правильности чтения, а также развитие внимания при чтении. Это поможет учащимся читать тексты любых жанров правильно и сосредоточенно, не теряя смысла прочитанного, пополнит словарный запас учащихся. Уроки чтения должны обеспечивать детям интенсивное развитие внимания, мышления, памяти, речи и воображения.

Большое внимание в сборнике рекомендаций уделено работе, которая проводится до чтения на основном этапе урока.

Данное пособие позволит расширить знания педагогов о способах формирования навыков чтения у младших школьников.



Упражнения на развитие правильности чтения

На аналитическом этапе формирования чтения целесообразно использовать следующие упражнения:

Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата:

  1. Чтение чистоговорок.

«Лиса в лесу

Са-са-са – вот лиса.

Су-су-су – нора лисы в лесу.

Су-су-су – мы видели лису.

Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы.»

  1. Чтение скороговорок в темпе.

Набор скороговорок:

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

  1. Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

-БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС            
-КВМСПЛБШГРДБЛСТ          
-ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

 Чтение «ЭХО» 

На первом этапе обучения, по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово.

Цель: сильный чувствует себя ответственным, а слабый более уверенным в себе. На более позднем этапе обучения сильный и слабый меняются ролями.


Упражнения, направленные на развитие фонематического слуха у детей:

  1. Игра “Кто больше?” (придумывание слов с определенным звуком);

  2. Игра “Звук заблудился”.

Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:
Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
Сели в ложку (лодку) и - айда!
По реке туда-сюда.

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации:

  1. Карточки «Допиши в словах окончания».

  2. Доскажи строчку.

  3. Допиши букву, чтобы получилось новое слово.

Приемы для развития беглости чтения:

  • ежедневная тренировка учащихся в чтении (учащиеся должны как можно больше читать, не менее 25-30 минут на уроке);

  • неоднократное перечитывание текста на уроке. Для того, чтобы перечитывание достигало положительных результатов и не снижало интереса к чтению, рекомендуются следующие виды работ: выборочное чтение, ответы на вопросы о прочитанном строчками из текста, нахождение и перечитывание отдельных мест текста при анализе содержания;

  • предварительная ориентация учащихся перед чтением текста. Например, перед чтением второй части сказки учитель говорит: «Сейчас мы узнаем, как готовятся к зиме ежи»; перед чтением третьей части сказки: «Из предыдущей части мы узнали о том, как готовятся к зиме ежи, а из этой части узнаем, как готовятся к зиме медведи» (Н. Грибачев. «Рыжие листья»);

  • чтение трудных слов, встречающихся в тексте. Учитель предварительно выписывает слова, сложные по слоговому и морфемному составу, на доску в послоговой разрядке, учащиеся читают их вслух;

  • использование специально подготовленных таблиц, связанных с текстом;

  • использование специально подготовленных, легких и интересных текстов, смысл которых понятен и не требует подробного разбора содержания.

Упражнения на развитие правильности чтения:

1. Столбик слов. Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту все большее количество раз этот столбик.

2. Пирамидки слов

Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.


3. Игра «Фотоглаз». Сфотографировать несколько слов (запомнить), написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне, или нет?

4. Жужжащие чтение. (методика Зайцева) Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать другим, каждый со своей скоростью.

5. Сравнение скорости чтения известного текста и неизвестного.

6. За 1 минуту найти в тексте слова на какую–либо букву.

Важную роль в формировании навыка правильности чтения играют упражнения, направленные на развитие дикции:

-чтение шепотом и медленно;
-чтение тихо и умеренно;
-чтение громко и уверенно;
-чтение слова четко и быстро.

В своей опытно-педагогической деятельности мы использовали следующие методы:

1) чтение пар слов, отличающихся одной буквой;

Пример: Посиди – просиди, машина – машинка, пошли – сошли.

2) чтение цепочек слов, близких по графическому написанию;

Пример: Страшный – странный, кашлял – кашлянул, спрашивать – спрашивает.

3) чтение цепочек родственных слов.

Пример: Верно – вернулся – отвернулся, держу – держал - выдержал

4) чтение чистоговорок;

Пример:

Шка-шка-шка спит кошка у окошка
Шка-шка-шка видит ли сны кошка?
Шку-шку-шку я поглажу кошку
Шке-шке-шке что же снится кошке?

5) чтение по слогам и целыми словами;

Привет: Ин-те-рес-но – интересно, спра-ши-вать – спрашивать, вни-ма-ни-е – внимание.



Упражнения на развитие внимания:

1. Поиск слов в цепочке букв:

 - ВАНОНЕБОАРСДВЩАВЕЛЬШО

-  РВАТАНИУКСОЛНЦЕОВШГШЛЯПА

-  ЧДОЧКАЫЕЛВХЛЕБЧРАПМЕШОКЕН

 2. Нахождение одинаковых слов: «Прочитай первое слово, найди и подчеркни в строчке такие же слова»:

полка

палка

почта

полка

пятка

мороз

моряк

мотор

море

мороз

барин

баран

барин

барыня

барин

3. Поиск определённых букв: «Зачеркни в каждом слове повторяющиеся буквы. Прочитай то, что осталось:

«ШОЯШО  ВАСЕМА   ПЕТИЕЦЕАМ   УЦАРУЬ!»

  1. Составление из букв одного слова другие слова:

Пример: ФОТОГРАФИЯ – риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф, и т.д.

  1. Нахождение слов в квадрате:

Заключение

Представленные упражнения многофункциональны. Они развивают не только правильность чтения и внимание при чтении, но и способствуют развитию восприятия, памяти, мышления младших школьников. Упражнения для развития чтения стимулируют интерес к чтению у детей.

Федеральная рабочая программа начального общего образования «Литературное чтение» включает в предметные результаты четвёртого года изучения учебного предмета «Литературное чтение» следующие показатели: «чтение вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания), чтение про себя (молча), оценивание своего чтения с точки зрения понимания и запоминания текста» - всё это и опосредованно таким качеством чтения, как правильность.

Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научится читать или будет это делать медленно и плохо, не сможет успешно приобретать знания и использовать их на практике, потому что процесс школьного обучения предполагает постоянную работу с информацией и самостоятельную работу детей.

Составленный сборник упражнений направлен на обучение детей правильному чтению, развитию психических функций и решает, те образовательные задачи, которые были заложены в федеральном государственном стандарте начального общего образования.